ВКР
«Использование информационно-компьютерных технологий в курсе изучения геометрии»
- 83 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования информационно-компьютерных технологий в преподавании математики в 5-9 классах 7
1.1. Сущность и виды информационно - компьютерных технологий 7
1.2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и информационно - компьютерные технологии 14
1.3. Формы использования информационно - компьютерных технологий в средней школе26
1.4. Специфика обучения школьников 5-9 классов с применением информационно-компьютерных технологий 34
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках геометрии на примере темы «Признаки равенства треугольников» 44
2.1. Урок геометрии в 7 классе по теме "Признаки равенства треугольников" без применения ИКТ 48
2.2. Применение информационно-компьютерных технологий на уроке геометрии в 7 классе. Тема урока: «Признаки равенства треугольников» 50
2.3. Обобщение результатов проведения двух уроков 60
Выводы по второй главе 64
Заключение 65
Литература 67
Приложение 1 71
Приложение 2 75
Приложение 3 79
Актуальность исследования. В современном мире идет стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Уже нельзя представить современного человека и практически во всех областях деятельности нельзя обойтись без их применения. Так и в области образования все шире и больше применяются ИКТ. В связи с чем, целью образования становится воспитание человека, адаптированного к новым условиям.
Уникальность применения ИКТ состоит в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала; при закреплении и повторении; при итоговом контроле [4].
Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Использование компьютера на уроках математики (геометрии) позволяет более наглядно и доступно представить учебный материал, предоставляет возможность продемонстрировать явления или действия, которые в реальности увидеть невозможно. Это, в свою очередь, стимулирует интерес ребёнка к изучаемому предмету, повышается эффективность урока, а также повышается качество знаний [5].
Современные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации. Использование различных компьютерных программ позволяет облегчить труд учителя, так как материалы для проведения урока заранее подготовлены в электронном виде [2].
Изучение курса геометрии в школе зачастую вызывает у учеников некоторые сложности, одной из таких является проблема наглядности. Выполнение чертежей даже простых геометрических фигур, изображенных в тетрадях или на доске, может быть не совсем точным, или даже неверным. Использование ИКТ позволяет решить эту проблему по сравнению с традиционными методами обучения. С учетом вышесказанного была сформулирована проблема исследования, состоящая в выявлении преимуществ использования методов обучения с использованием ИКТ в процессе изучения геометрии в средней школе по сравнению с традиционными методами.
Проблема обусловила тему исследования: «Использование
информационно-компьютерных технологий в курсе изучения геометрии» .
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке существенного преимущества использования методов обучения с использованием ИКТ на уроках геометрии в средней школе.
Объектом исследования является процесс обучения геометрии.
Предметом исследования является использование компьютерных технологий на уроках геометрии.
Гипотеза исследования соотносится с основной идеей исследования и основана на предположении о том, что усвоение теоретического материала и выполнение практических заданий на уроках геометрии будет более эффективным, если: в процессе изучения геометрии в средней школе будут использованы информационно-компьютерные технологии.
В соответствии с целью исследования, выдвинутой гипотезой, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования.
2. Определить сущность, структуру и содержание применения ИКТ на уроках геометрии.
3. Разработать методические рекомендации по применению ИКТ на уроках геометрии.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанных рекомендаций в усвоении материала учениками на уроках геометрии.
Методы исследования: теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ научных источников, обобщение и систематизация педагогического опыта); эмпирические (эксперимент, опросные методики); статистические методы математической обработки результатов исследования; анализ, аналогия, метод прогнозирования.
Исследование проводилось с 2016 по 2018 гг., в два этапа:
Первый этап исследования (2016-2017) - изучена и проанализирована литература по теме исследования, обобщен передовой опыт, разработана гипотеза, выбрана стратегия исследования, цели, задачи, программа эксперимента, выявлены и теоретически обоснованы способы применения ИКТ на уроках геометрии.
Второй этап исследования (2017-2018) - скорректированы задачи исследования, гипотеза, программа исследования, программа формируемого эксперимента, получены и обработаны результаты, разработаны методические рекомендации применения ИКТ на уроках геометрии.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены содержание и структура понятий "ИКТ", "использование ИКТ на уроках геометрии", преимущества использования ИКТ в процессе обучения;
- разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации (технологическая карта урока и план-конспект),
способствующие эффективному изучению геометрии.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций, на основе которых усвоение материалов предмета геометрии происходит эффективно. Методические рекомендации в дальнейшем могут быть использованы в работе учителями математики в рамках преподавания предмета геометрия в основной школе, так же студентами педагогических вузов при подготовке к сессии и практике в основной школе.
Достоверность и объективность исследования обусловлена опорой на известные теоретические концепции, методологические позиции, применением совокупности взаимодополняющих и взаимоподтверждающих методов, адекватным цели и гипотезе исследования; проведенной опытно-экспериментальной работой.
Основные положения выносимые на защиту:
Использование ИКТ на уроках математики позволяет достичь следующего:
• сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей;
• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
• индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
• раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
• совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
• организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Структура работы: квалификационная работа состоит из Введения, введения, двух глав, заключения, Списка использованной литературы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 19 имени Б.И.Северинова» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Апробация: написана статья «Реализация школьного курса
информатики и математики с применением смарт-технологий» для публикации в журнале «Перспективы науки».
Глава 1. Теоретические основы использования информационно-компьютерных технологий в преподавании математики в 5-9 классах
1.1. Сущность и виды информационно - компьютерных технологий
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию. На первое место при обучении выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. [2]
Современное образование должно ориентироваться на развитие
личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний.
Сегодня существует достаточно большой набор средств
информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия используются: мультимедийные учебные пособия: "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Тригонометрия не для отличников", "Математика. Решение уравнений и неравенств", "Математика. Тригонометрия. Функция", "Математика абитуриенту", "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников", "Открытая математика. Планиметрия", "Открытая математика. Стереометрия", "Открытая математика. Функции и графики", «Вычислительная математика», «ЕГЭ.Математика», «Мир головоломок», «Уроки геометрии 8 класс», Уроки алгебры. 9 класс», «Живая геометрия»,
«Ваш репетитор 7-11 кл»; диск «Математика. Функции и графики» я использовала при изучении тем «Графики функций», «Преобразования графиков». Полный мультимедийный курс позволяет освоить следующие темы данной дисциплины: числовые последовательности, системы
координат, основные свойства функции, преобразования в декартовой системе координат, элементарные функции, производная и ее применение, интегрирование, дифференциальные уравнения. Мультимедийное пособие "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.
Данные пособия содержат теоретический и практический материал. Могут быть использованы в любой части урока, могут быть использованы для домашней самостоятельной работы, для дистанционного обучения. [5]
Применение электронных учебных пособий на уроках математики показывает:
• повышение интереса к урокам математики,
• улучшение дисциплины на уроках,
• улучшение успеваемости по другим предметам,
• повышение внимания и улучшение памяти.
Интернет ресурсы.
Сейчас в практику вошло репетиционное тестирование, предоставленное экзаменационным агентством «Единый экзамен» www.probaege.edu.ru, тесты на образовательном сайте www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, где представлены задания КИМов всех уровней. На уроке и вне его при подготовке к ЕГЭ можно использовать интернет-ресурсы www.gotovkege.ru, www.egehelp.ru. На сайте www.fcior.ru во вкладке «Каталог» есть возможность пройти тестирование по различным образовательным модулям, на разных уровнях изучения.
Офисные технологии Microsoft Word , Power Point, графический редактор "Paint", электронная таблица Microsoft Excel .
В данной квалификационной работе:
• определены задачи и формы использования ИКТ на уроках геометрии;
• рассмотрена специфика обучения школьников с применением информационно-компьютерных технологий;
• разработаны методические рекомендации (технологическая карта и план-конспект) по проведению урока геометрии в 7 классе по теме "Признаки равенства треугольников" с применением ИКТ.
Уроки с использованием информационно - компьютерных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках геометрии в школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети—гуманитарии, выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся получают прочные, глубокие знания по предметам, у них формируется стойкий познавательный интерес, развивается умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Использование информационно - компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего. Применение ИКТ - эффективный метод в развитии интеллектуальных способностей.
Применение в школе компьютерной техники учителями геометрии поможет сделать школьное преподавание более эффективным.
В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в школе.
Описанные в данной работе программы помогут в работе учителям геометрии разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов школьников.
Применение компьютерной техники на уроках геометрии развивает интеллектуальные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление, улучшает восприятие мира.
2. Аверьянов, Л. Я. Современные проблемы Интернет - обучения / Л. Я. Авер ьянов, д-р соц. наук, проф., А. В. Рунов, канд. социол. наук, доц. // Информатика и образование. - 2003. - № 5. - С. 70 - 75.
3. Алексеева Е.Е., Боженкова Л.И., Васил ьева М.В., Мардахаева Е.Л. ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ОСНОВНОГО И
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментал ьного образования. - 2017. - № 5. - С. 130-131
4. Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А. А. Андреев, д-р пед. наук // Информатика и образование. - 2005. - № 9. - С. 2 - 7.
5. Боженвока, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии [Текст] / Л.И. Боженкова. - 2-е изд.-М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
+ еще 29 источников
оригинал в pdf формате
Тема: | «Использование информационно-компьютерных технологий в курсе изучения геометрии» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 83 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОгИЙ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Дипломная работа:
Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Педагогические условия музыкального развития младших школьников на основе музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Создание творческих проектов с использованием музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий во внеклассной музыкальной деятельности учащихся