Дипломная работа
«Изучение романсов композиторов 19 - 20 веков в старших классах общеобразовательной школы»
- 71 страниц
Введение… ….3
Глава 1: Теоретические основы изучения романсов композиторов 19- начала 20 веков в старших классах общеобразовательной школы
1.1 История развития жанра романса в 19 - нач. 20 веков…7
1.2. Значение восприятия музыкальных произведений на уроках музыки в старших классах общеобразовательной школы ….16
1.3 Особенности изучения романсов 19-20 вв. в старших классах общеобразовательной школы….22
Глава 2: Педагогические условия изучения романсов композиторов 19-20 века (на примере романсов М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова и т.д.).
2.1 Содержание, формы и методы изучения романсов композиторов М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и др…32
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты….39
Заключение….50
Список использованной литературы….53
Приложение….57
Актуальность исследования проблемы изучения романсов композиторов 19-20 вв. учащимися старших классов общеобразовательной школы обусловлена несколькими факторами. Наиболее значимым из них является организация процесса восприятия музыки, необходимость поиска эффективных педагогических путей создания наиболее благоприятных условий для того, чтобы у старшего школьника закреплялось и развивалось позитивное отношение к сверстникам, к взрослым людям, к окружающему миру в целом и к музыке в том числе. Современная культурная реальность отличается невероятной множественностью. Эта множественность особенно заметна в музыке, где за внимание слушателя соперничают различные ее жанры и стили: классика, джаз, эстрадная и рок-музыка.
Нельзя сказать, что романсы 19-20 вв. не фигурирует в программах общеобразовательных школ. Однако обычно они представлены там скромным набором давно устоявшихся музыкальных примеров. Этого не достаточно для того, чтобы у учащихся возникло представление о романсах композиторов 19-20 вв. Исходя из вышеизложенного, мы сформировали тему нашей работы: «Изучение романсов композиторов 19-20 вв. в старших классах общеобразовательной школы».
Основной вид музыкальной деятельности при изучении романсов – это слушание музыки. Данная форма работы способствует развитию способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино, компьютер и т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
Как показал анализ научной разработанности проблемы исследования, она не нова для педагогической науки и практики – разработкой ее теоретических основ занимались многие ученые и практики: Д. Б. Кабалевский, Ю. Б. Алиев, Э.Б.Абдуллин, Г. П. Сергеева и многие другие. На основе их программ по музыке многие годы осуществляется воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства.
К выводу о том, что успешное музыкально - творческое развитие учащихся осуществляется в условиях активности эмоциональной сферы личности пришли в своих трудах ученые Белобородова В.К., Ветлугина Н. А., Теплов, Б. М. и др.
Формирование и развитие личности через культуру, есть цель современной теории и практики музыкального воспитания. В ряде работ последних лет таких авторов как Е. А. Дубровская, О. П. Радынова, Л. Н. Школяр и др. показана возможность музыкального развития детей на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве учащиеся способны эмоционально откликаться и позитивно воспринимать музыку.
Проблема исследования подготовка к позитивному восприятию музыки и углубление знаний о романсах композиторов 19-20 вв. на уроках музыки в старших классах общеобразовательной школы.
Цель исследования теоретические основы и педагогические условия изучения романсов 19-20 вв. в старших классах общеобразовательной школы.
Объект исследования процесс углубления знаний в области жанра романса и формирование позитивного восприятия учащимися музыки.
Предмет исследования особенности изучения романсов композиторов 19-20 вв. М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова.
Гипотеза исследования базируется на предложении о том, что эффективность формирования позитивного отношения к восприятию классической музыки в старших классах общеобразовательной школы будет значительно повышена, при расширении использования на уроках музыки более простой и доступной ее формы – романса.
Задачи исследования:
1. Освещение исторических аспектов развития романса в 19-нач. 20 вв.
2. Раскрытие значения восприятия музыкальных произведений на уроках музыки в старших классах общеобразовательной школы.
3. Анализ особенностей изучения романсов 19-20 вв. в старших классах общеобразовательной школы.
4. Выявление педагогических условий изучения романсов композиторов
5. Разработка и апробация комплекса уроков разработанных и представленных в приложении
Методы исследования: теоретические методы исследования – методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников; эмпирические методы – наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение передового педагогического опыта и продуктов творческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы и разработки уроков могут быть использованы в работе педагогами-музыкантами на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 53 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНСОВ КОМПОЗИТОРОВ 19-20 ВЕКА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 История развития жанра романса в 19- начала 20 веков
Слово и звук существуют в неразрывной взаимосвязи с первого момента своего зарождения. В некоторых формах и видах искусства они не только тесно связаны, но и активно взаимодействуют друг с другом, например в вокальной музыке. Романс является одной из форм массового музыкального искусства 19-20вв.
Романс в музыке (испанское romance, от позднелатинского romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением [19].
В. А. Васина-Гроссман определяет романс как камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением, где мелодия более детализировано, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер, тип строфы, поэтический размер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену, ритмический и интонационный рисунок отдельных фраз [38].
Термин «романс» возник в Испании в 13-14 веках в творчестве странствующих поэтов и соединял в себе приемы речитатива, напевного мелодического начала и мимического танца. Исполнялись романсы на испанском («романском») языке, отсюда и произошло название жанра.
«Инструментальное сопровождение в романсе имеет большое значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» [19]. Романсы относятся к разряду камерной музыки и пишутся преимущественно для пения с аккомпанементом одного инструмента (фортепиано, гитары и др.), хотя иногда исполняются под аккомпанемент оркестра.
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «Песня без слов» – это романсы-пьесы с преобладающим мелодическим значением, которые пишутся для фортепиано или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Основные жанровые признаки романса:
• Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящен некоему переживанию, обычно любовному.
• Романс характеризуется только одним лирическим настроением. При этом спектр эмоциональных состояний в романсе может быть настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
• В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
• В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, следовательно, изначально диалогичен в самом своем содержании.
• Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса – его интимность, камерность.
• Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трехгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь[6].
Рис. 1. Жанровые разновидности романса.
В России, как и в остальных странах Западной Европы, романс определился в 18 в. Но лишь в 19 в. жанр достиг своего расцвета и популярности. Будучи одним из ведущих жанров романс наиболее полно отражал характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему, душевному миру человека и к сокровищам народного искусства. Наряду с основоположниками немецкой и австрийской (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс), французской (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе) школы романса, данных тенденций придерживались и русские создатели романсов (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов).
С камерно-вокальной классикой 19 в. взаимодействовал и развивался бытовой романс. Романсы первой половины 19 в. создавались не для исполнения на концертах, а для любителей, встретившихся в непринужденной обстановке, в кружке или салоне, зачастую за праздничным столом. Отсюда традиция – не столько петь романс, сколько напевать его. Среди создателей таких романсов были широко образованные люди и получив хорошее домашнее музыкальное образование. А.А. Алябьев создал более 450 произведений. Наряду с операми, балетами, произведениями симфонического духового оркестра, музыки к спектаклям стоят и романсы. Самый популярный из которых – «Соловей», облетел весь мир.
Такой же популярностью пользовался романс «Красный сарафан» Александра Егоровича Варламова (рис. 2.). Композитор родился в Москве в 1801 году в семье титулярного советника. Обладая прекрасным музыкальным слухом, уже с 9 лет пел в Петербургской придворной певческой капелле. В 1832 году он получает должность помощника главного капельмейстера всех московских театров, на это время приходится расцвет его композиторской деятельности. Варламовым написано 200 романсов, которые пользовались большим успехом. Романс «Красный сарафан» на стихи актёра Малого театра Николая Григорьевича Цыганова произвел фурор в 30-е годы 19 века. Красивая и плавная мелодия, проникновенные слова романса легко запоминались, т.к. были близки к знакомым народным мелодиям и насыщены их интонациями и оборотами.
В предлагаемой квалификационной работе была рассмотрена проблема изучения романсов композиторов 19-20 вв. в старших классах общеобразовательной школы.
В ходе решения 1-й задачи были освещены историко-теоретические вопросы развития жанра романса в 19-20 вв. мы пришли к заключению, что с давних времен и до наших пор поэты и композиторы откликались своим творчеством на жизнь страны. Все великие композиторы 19-20 веков в своем творчестве находили место для романса. В 19 веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская, французская и русская. Во 2-й половине 19 - начале 20 веков становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс. «Золотой век» русского романса пришелся на начало 20 века. Появляется инструментальная форма романса – «песня без слов». Жанровые разновидности романса — баллада, элегия, баркарола.
Решение второй и третьей задачи позволило определить, что для активизации музыкального восприятия школьников создает дополнительные возможности учет возрастных особенностей. Большую роль играет на занятии атмосфера, созданная для слушания музыки. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у учащихся интерес и положительные эмоции.
Романс, как жанр, изучается учащимися в основном в средних классах. В 7-8 классах романс, как наиболее доступная форма классической музыки, используется для раскрытия того или иного музыкального образа, в том числе закрепления и углубления знаний о жанре.
В ходе решения четвертой задачи, были раскрыты содержание, формы и методы изучения романсов композиторов М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и др., а так же проводился педагогический эксперимент. На основе чего мы пришли к выводу, что формы и методы изучения романсов призваны способствовать привитию учащимся высокого эстетического вкуса, повышению их эстетической и нравственной культуры, углублению знаний о жанре романса, расширению их общего кругозора. Успешность формирования позитивного восприятия музыки учащимися старших классов средствами романсовой музыки всецело зависит от того, насколько учитель сам ориентируется в вопросах этого жанра. Реализация намеченных целей и задач требует от педагогов развитых личностных качеств, подлинной любви к музыке, высокого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности заинтересовать детей, найти нестандартное решение и индивидуальный подход к каждому ребенку. Так же нами были представлены методические рекомендации для педагога при реализации совместной творческой деятельности с учащимися старших классов.
С целью определения уровня знаний в области жанра романса и определения развития музыкального восприятия учащихся нами была проведен педагогический эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась в общеобразовательной школе с. Субханкулово Туймазинского района республики Башкортостан с детьми старшего школьного возраста. В эксперименте участвовали учащиеся 8 б класса 20 человек.
Работа проводилась в три этапа. На первом этапе была осуществлена диагностика с целью изучения уровня знаний о жанре романса 19-20 вв. у старших школьников, а так же их эмоциональной отзывчивости на музыку.
На втором формирующем этапе исследования проводились занятия с опорой на слушательскую деятельность, параллельно шла подготовка к внеклассному мероприятию «Романсом от сердца к сердцу…».
На третьем этапе была осуществлена итоговая диагностика уровней сформированных знаний и умений. При этом мы использовали тот же диагностический инструментарий, что и на первом констатирующем этапе.
Показатели, полученные нами после проведенного педагогического эксперимента, доказывают правильность нашей гипотезы и эффективность выделенных нами педагогических условий. Их внедрение в музыкальные занятия позволило развить позитивное восприятие музыкальных произведений и углубить знания в области жанра романса. Кроме того, мы смогли реализовать поставленные задачи и получить хорошие результаты благодаря созданной дружеской атмосфере в совместной творческой деятельности.
Реализуя пятую задачу нашей работы, для учителей музыки в старших классах общеобразовательной школы мы разработали перечень заданий для диагностирования уровня знаний учащихся о жанре романса (Приложение 3), часть урока слушание музыки с использованием романсов композиторов 19-20 века (Приложение 1) и сценарий внеклассного мероприятия «Романсом от сердца к сердцу…» (Приложение 2).
1. forum-antikvariat.r*›topic/194338
2. h**t://fictionbook.r*/author/galina_sergeevna_alfeevskaya/istoriya_otechestvennoyi_muziyki_hh_veka/read_online.html? page=1
3. h**t://psihotesti.r*/gloss/tag/emotsionalno-tsennostnoe_otnoshenie_k_sebe/
4. Pиндейзен Н., Русская художественная песня. (Романс), М.-Лейпциг, [1905];
5. rpp.nashaucheba.r*›docs/index-48682.html
6. ru.wikipedia.org
7. rud.exdat.com›docs/index-704401.html Конспект урока по дисциплине «Основы теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста»
8. rudocs.exdat.com›docs/index-244391.html…
9. xreferat.r*›77/2913…vozrastnye-osobennosti…shkol…
10. XX века, в сборнике: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966;
11. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
12. Авдеева А. Авторская песня на уроках музыки. // Искусство Авдеева А. Авторская песня на уроках музыки. // Искусство в школе. — 1997. — № 3.
13. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
14. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
15. Алиев Ю.Б. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыка. 1-8 классы.- М., 1993.- 80 с.
16. Апраксина О. А. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/под ред. Белобородовой В.К. - М. Музыка 1971.
17. Асафьев Б. В. Прокофьев (из неизданной книги «Портреты советских композиторов»).
18. Асафьев Б. Рахманинов // Избранные труды. В 5 т. Т. 2.
19. Большая Советская Энциклопедия. Изд-во: Советская энциклопедия - 1969 / 1978.
20. Брылин Б.А. Педагогические основы музыкально-творческого развития учащихся старших классов в современных формах досуга. Дис. . д-ра пед. наук.— Винница: ВГПИ, 1997. — С. 170.
21. Васина-Гроссман В. A., Камерная вокальная музыка, в книге: Музыка XX века. Очерки, часть 1, книга 1, М., 1976;
22. Васина-Гроссман В. A., Мастера советского романса, М., 1968;
23. Васина-Гроссман В. A., Романтическая песня XIX века, М., 1966;
24. Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956;
25. Васина-Гроссман В. А. статья «РОМАНС» Источник: Музыкальная энциклопедия. М., 1973 – 1982
26. Глебов И. (Асафьев Б. В.), Важнейшие этапы развития русского романса, в книге: Русский романс, М.-Л., 1930;
27. Глебов И. (Асафьев Б. В.), Введение, в его книге: Русская поэзия в русской музыке (нотографический указатель), П., 1922;
28. Гусев В. Е., Вступительная статья в сборнике: Песни и романсы русских поэтов, М.-Л., 1965;
29. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
30. Кабалевский Д.Б. «Музыка. Программы общеобразовательных учреждений 1-8 классы» - 3е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 225с.
31. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой / Диагностический журнал. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2011.- 50с.
32. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования. // Музыка в школе. — 2000. — № 1. — С.
33. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
34. Курышева Т. A., Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке, в сборнике: Вопросы музыкальной формы, выпуск 1, М., 1966;
35. Левашева О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашин, в книге: Очерки по истории русской музыки. 1790 – 1825, Л., 1958; М., 1954. — С. 307. 5
36. Музыка 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. - Волгоград: Учитель, 2011. -199 с.
37. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
38. Музыкальная энциклопедия. М., 1973 – 1982.
39. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ. муз.фак. и отд. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
40. Перетолчина Л.В h**t://w*w.allbest.r*/ Слушание - восприятие музыки - основной вид музыкальной деятельности.
41. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. — С. 107—131.
42. Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. М., 1978. С. 253.
43. Ручьевская Е., О методах претворения и выразительном значении речевой интонации, в сборнике: Поэзия и музыка, М., 1973;
44. Ручьевская Е., О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала
45. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
46. Саркитов Н.Д. Беседы о популярной музыке в средней школе. // Воспитание музыкой. Сб. Статей. Сост. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. — М.: Просвещение, 1991. — С. 174.
47. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сборник статей. В 3 т. — Л.: Советский композитор, 1980—1981.
48. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. — Л.: Музыка, 1964.
49. Ушинский К. Избранные педагогические сочинения. - М., 1945.
50. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
51. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. — М.: Просвещение, 1992. — С. 24.
52. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
53. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Тема: | «Изучение романсов композиторов 19 - 20 веков в старших классах общеобразовательной школы» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 71 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика