Дипломная работа
«Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации»
- 74 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты применения музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации 7
1.1. Значение информационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации 7
1.2. Преимущества и проблемы использования музыкальных компьютерных технологий в ДОО 16
Выводы по I главе 24
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по применению музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации 26
2.1. Содержание, формы и методы работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению музыкально-компьютерных технологий 26
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 36
Выводы по II главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, нашу жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом [21, с. 103].
Актуальность. Информационно-компьютерные технологии прочно вошли в современную действительность. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации во всех сферах деятельности. Развитие общества диктует необходимость использования новейших технологий и в системе образования, в том числе на музыкальных занятиях в ДОО. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача — формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным.
Данная проблема достаточно полно раскрыта в трудах ведущих исследователей в области информационных технологий, применяемых в ДОО: А.Н. Асаул, М.В. Буланова-Топоркова, О.В. Воронкова, Е.Ю.
Глазырина, И.Б. Горбунова, И.В. Гулак, И.А. Дудуева, Е.Е. Зайнутдинова,
Ж.П. Иванова, Т.В. Калинина, М.Н. Кириллова, Т.С., Ю.Н. Князева, Комарова, И.И. Комарова, А.В.Краус, И.А. Леснякова, Д.Г. Михнюк, Е.В. Проскурядкова, Д.Ю. Спивак, А.В. Туликов, В.А. Яркова.и др.
Таким образом, на основе актуальности проблемы исследования, анализа существующей практики по применению музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации, а также анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выявлены следующие противоречия между:
- необходимостью применения в музыкально-компьютерных технологий в дошкольной образовательной организации, обладающих огромным информационным и дидактическим потенциалом, в процессе музыкального образования дошкольников и отсутствием музыкальных руководителей, владеющих музыкально-компьютерными технологиями в дошкольной образовательной организации.
- необходимостью включение информационных технологий в процесс обучения и слабой материальной технической оснащенностью на музыкальных занятиях ДОО.
Данные расхождения актуализируют проблему исследования и направляют наше внимание на определение теоретических основ, понятийного анализа проблемы. Проблема остается открытой и актуальной, что стало основным в данной работе и определило выбор темы исследования: «Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически проанализировать и
экспериментально проверить содержание, формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: работа музыкального руководителя
дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: применение музыкально-компьютерных
технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: обучение и развитие детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
- в образовании ДОО внедрить процесс применение музыкально-компьютерных технологий, компьютерных презентаций, музыкально-дидактических игр, видеороликов и т.п.;
- последовательно, грамотно распланировать работу музыкального руководителя;
- создать план обучения и развития детей в соответствии ФГОС с применением музыкально-компьютерных технологий по обеспечению освоения программы с использованием МКТ;
- необходимыми техническими оснащениями, специализированными средствами обучения и оборудованием для применения музыкально-компьютерных технологий.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать проблему использования музыкальных компьютерных технологий в ДОО.
2) Определить значение информационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
3) Охарактеризовать средства музыкально-компьютерных технологий, применяемых в практике дошкольной образовательной организации.
4) Провести опытно-экспериментальную работу применения музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологическую базу исследования составили исследования по вопросам:
- роли компьютера в развитии интеллекта и личности ребёнка (С.Л. Новосёлова, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.);
- разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОО (Т. И. Алиева, К.Ю. Белая, Е.Н. Веракса, Т.В. Волосовец, Э.М. Дорофеева, Л.Н. Духанина, И.И. Комарова, Т.С. Комарова и др.);
- использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников (Е.Н. Иванова, С. Пейперт, Б. Хантер, Н.П. Чудова и др.);
- внедрения ИКТ в дошкольное образование (Л.С. Новоселова, Л.А. Парамонова, Л.Д. Чайнова).
Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические методы (наблюдение); работа с научной литературой, метод педагогического наблюдения.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- уточнено понятие информационных технологий в работе
музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
- выявлены критерии и показатели эффективности использования музыкальных компьютерных технологий в ДОО.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий с дошкольниками с применением музыкально-компьютерных технологий может быть использован в практике дошкольных образовательных учреждений для музыкального развития воспитанников.
База исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты применения музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
1.1.Значение информационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Поэтому роль современного учителя в информационной культуре также меняется - он должен стать координатором информационного потока. И главная цель педагогических команд - создать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизация образования должна рассматриваться как один из важных способов достижения цели. Это относится к решению ряда последовательных задач: техническому оснащению, созданию дидактических инструментов, разработке новых технологий обучения и т. Д., Которые определяют этапы процесса модернизации системы образования. Поэтому педагог должен обладать современными технологиями и новыми технологиями для общения на одном языке с ребенком.
С 2013 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» детский сад стал первым обязательным шагом в образовательном процессе. Появилось понимание важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина - независимо от того, где он живет в нашем огромном государственном образовании. Одним из нововведений стало внедрение ФГОС ДО, согласно которому все работают. Целями дошкольного образования являются: инициативность и независимость ребенка, уверенность в себе, развитое воображение, развитые творческие способности, способность к преднамеренным усилиям в различных видах деятельности, любопытство, склонность к экспериментированию и наблюдению, способность принимать решения.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) обеспечивает такие компетенции современного педагога, как способность владеть информационно-коммуникационными технологиями и способность применять их в образовательном процессе [1].
Информационно-компьютерные технологии - это взаимосвязь процессов и методов взаимодействия с информацией, осуществляемых с использованием компьютеров и телекоммуникационных устройств.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий может значительно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДОО выделим основные дидактические принципы информационно-коммуникационных технологий:
- принцип науки, который определяет содержание и требует включения в учебный процесс не только традиционных (фундаментальных) знаний и методов обучения, но и инновационных;
- принцип систематичности и последовательности, проявляющийся в организации учебного процесса, в частности в обеспечении учебного материала, ребенок должен сначала получать и воспринимать информацию с экрана, тогда разъяснительная работа педагога должна быть выполнена и только тогда самостоятельная работа ребенка;
- принцип поэтапной сложности, который предусматривает систематический переход от общей доступности задачи для конкретной возрастной группы к индивиду, т. е. задачи для детей должны быть не только интересными и разнообразными, как любой ребенок может сделать, но также иметь все воззастающую степень сложности;
- принцип силы, усиливающий усвоение знаний и последующее развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста;
- принцип непрерывности в целях сохранения взаимосвязи различного содержания и методов реализации этапов формирования знаний и навыков;
- принцип интерактивной видимости. Материалы (объекты), представленные в электронном виде, могут быть изучены не только в статическом изображении, но и в динамике развития в различных условиях, выделяя основные законы объекта исследования, чтобы детально изучить его. Процессы, которые моделируются с использованием компьютерных программ, могут отличаться по содержанию и форме, демонстрировать исторические, социальные, физические, экологические и другие явления реальности;
- принцип мультимедиа, который предусматривает предоставление аудиовизуальной информации в любой форме, например, в виде текста, анимации, графики и т. д. ;
- принцип когнитивной коммуникации - подразумевает существование диалога между ребенком и компьютером, и это логично, поскольку компьютерные системы по отношению к учебному процессу называются интерактивными, т. е. разговорными;
- принцип повышения когнитивной активности детей позволяет включить в организационную схему групп ИКТ для расширения горизонтов, интеллектуального обогащения;
- принцип междисциплинарных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.
Информационно-компьютерные технологии представляют собой взаимосвязь процессов и методов взаимодействия с информацией, осуществляемая посредствам применения устройств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании дошкольников способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для музыкального руководителя, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.
Использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.
В целях выявления влияния применения музыкально-компьютерных
дошкольнойобразовательной организации нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста МБДОО д/с «Радуга» с.Бакалы Республики Башкортостан.
Целью опытно-экспериментальной работы являлось разработка и апробация использования музыкально-компьютерных технологий в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
При проведении констатирующего этапа исследования нами было выявлено, что у 73% исследуемых детей старшего дошкольного возраста выявлен средний уровень музыкального развития, 20% имеют низкий уровень и всего 7 % детей имеют высокий уровень музыкального развития.
Результаты констатирующего этапа показали необходимость дальнейшей работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста музыкального развития, в том числе с применением музыкально - компьютерных технологий.
На формирующее этапе были проведены занятия с детьми старшего школьного возраста, направленные на музыкальное развитие, с применением музыкальных компьютерных технологий.
При проведении контрольного этапа исследования нами было выявлено, что после проведенных мероприятий 60% исследуемых дошкольников имеют средний уровень музыкального развития, а 40% - высокий уровень, детей с низким уровнем не выявлено.
На основании этих показателей можем сделать вывод, что в результате проведения формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем музыкального развития повысился на 32%, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 13%, а с низким уровнем уменьшился на 20%, что говорит о положительной динамике, которая наблюдается при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента,
Практика работы с детьми в ДОО показала, что использование музыкально - компьютерных технологий способствует музыкальному развитию ребенка - дошкольника. Использование МКТ помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
- психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на занятиях.
Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ- технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что применение музыкально-компьютерных технологий повышает уровень музыкального развития старших дошкольников, а также значительно облегчает работу музыкального руководителя.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - № 265. - 25.11.2013.
2. Асаул А.Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.
3. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». - СПб. 2004. - С.129.
4. Бергер Н. Музыкальная грамотность и компьютер / Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. - СПб., 2002г.- 303 с.
5. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и инфюрмационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. - М. 2006. №1.- С. 29-50
+ еще 28 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование информационных технологий в работе методической службы в образовательной организации
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям
Дипломная работа:
Развитие музыкальных способностей с применением музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий во внеклассной музыкальной деятельности учащихся
Дипломная работа:
Применение компьютерных технологий в развитии музыкальных способностей учащихся