Дипломная работа

«Коррекция нарушений свода стопы у мальчиков младшего школьного возраста с нарушением интел-лекта в процессе занятий адаптивной физической культурой»

  • 57 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1.Особенности развития опорно-двигательного аппарата детей

1.2.Особенности нарушений свода стопы у детей

1.3.Методы исследования свода стопы

1.4.Возможности лечения и реабилитации при нарушениях свода стопы

1.5.Особенности методики занятий АФК с детьми с нарушением интеллекта, имеющими плоскостопие

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Цель и задачи исследования

2.2.Методы исследования

2.2.1.Анализ и обобщение данных научно-методической литературы

2.2.2.Медико-биологические методы исследования

2.2.3.Педагогический эксперимент

2.2.4.Методы математической статистики

2.3.Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1.Анализ состояния свода стопы у мальчиков младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в начале исследования

3.2.Экспериментальная методика

3.3.Влияние занятий адаптивной физической культуры по разработанной методике на состояние свода стопы мальчиков младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

3.4.Влияние занятий АФК по разработанной методике на состояние кардиореспираторной системы у мальчиков с нарушением интеллекта, имеющих нарушения свода стопы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза [Ю.П. Галкин, 1994, В.И. Дубровский, 2001].

Распространение плоскостопия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (по данным разных авторов от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков [Н.А. Александрова, 2002].

По данным проведенных исследований [А.В. Чоговадзе, 1980], наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болеюших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.

В период от 3 до 9 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движе-ние становится его потребностью, поэтому физическое воспитание очень важно в этот период [С.В. Матвеев, 1999]. В последние годы ведущими направлениями по физической культуре стали изучение эффективности двигательных и качественных показателей развития движений [Е.Н. Вавилова, 1995]. Нарушение интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста определяет проблемы оптимального освоения двигательных навыков, которые необходимы в профилактике и лечении плоскостопия. В тоже время нарушения функционального свода стопы ведут к ограничению двигательной активности ребенка с последующим развитием гипокинетического синдрома, требующего коррекции [Д.Н. Исаев, 2003].

Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия, особенно у детей с нарушением интеллекта стоит остро и явля-ется одной из составляющих здоровьесберегающих технологий при работе с обозначенным контингентом. В связи с этим, перед учителями ФК специаль-ных (коррекционных) общеобразовательных детских учреждений стоит про-блема по поиску новых методических подходов, средств и методов профилактики и коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта [Д.Н. Исаев,2003].

Объект исследования: процесс занятий АФК с мальчиками с нарушением интеллекта, имеющими плоскостопие.

Предмет исследования: средства и методы коррекции плоскостопия, применяемые в процессе занятий АФК с мальчиками с нарушением интеллекта.

Цель работы: разработать и экспериментально обосновать методику адаптивной физической культуры, направленную на коррекцию плоскостопия у мальчиков с нарушениями интеллекта и экспериментально обосновать ее эффективность.

Рабочая гипотеза: экспериментальная методика АФК будет эффективной, если будет построена на основе использования упражнений корригирующий гимнастики и специально подобранных подвижных игр.

Практическая значимость заключается в подтверждении эффективности специально разработанной методики АФК для коррекции состояния свода стопы и улучшения показателей кардиореспираторной системы мальчиков с нарушением интеллекта. Разработанная методика может быть использована преподавателями физической культуры в специальных (коррекционных) школах и других учреждениях системы дополнительного образования и социальной защиты населения для профилактики и коррекции плоскостопия у детей с нарушением интеллекта, а также профилактики у них гипокинетического синдрома.

Фрагмент работы

Педагогический эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида №1 с сентября 2009 года по май 2010 года. Для проведения эксперимента были сформулированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. В состав каждой из них вошли по 8 мальчиков 7-9 лет с нарушением интеллекта в степени дебильность, имеющие плоскостопие. Занятия в экспериментальной группе проходили по разработанной методике во время занятий АФК, а в контрольной группе- в соответствии с программой по физической культуре для школ VIII вида. Для улучшения функционального состояния свода стопы мальчиков с нарушением интеллекта была разработана программа АФК, которая включала комплекс корригирующих упражнений, подвижных игр, дыхательных и общеразвивающих упражнений.

Подвижные игры использовались в качестве одного из средств АФК и являлись одним из компонентов активного двигательного режима. Используемые игры подразделялись на 4 возрастающие по нагрузке группы: игры на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные игры. По содержанию и организации деятельности игры разделялись на подвижные с правилами (сюжетные и несюжетные) и со спортивными элементами (баскетбол, волейбол, городки и т.д.). Сюжетные подвижные игры были связаны с условным изображением знакомых для ребенка образов и действий: кошки и мышки, прогулка в лесу, переход через болото, стирка белья и т.д. Несюжетные подвижные игры содержали знакомые двигательные задания (быстрее перестроиться, догнать одного из играющих, передать эстафету и др.).

Использование подвижных игр способствовало положительному эмоциональному настрою детей. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличивались функциональные резервные возможности организма, вовлекались в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомление. С помощью подвижных игр решались как общие, так и специальные задачи АФК при плоскостопии [Л.В.Шапкова , 2002].

Для детей младшего школьного возраста (7-9 лет), особенно при интел-лектуальных нарушениях, характерно недостаточно устойчивое внимание, предметно-образное мышление, слабое развитие воли и тормозных функций, им трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры. Поэтому подбирались игры, построенные на свободных разнообразных простых движениях, производимых за счет работы больших мышечных групп, способствующих овладению более совершенными (координированными, точными) движениями.

При проведении занятий АФК с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта, учитывали следующие моменты:

• занятия ФК должны быть интересными и содержательными;

• проводить занятия нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне, с использованием богатого арсенала современных методов и приемов обучения двигательным действиям, с учетом индивидуальных особенностей и заинтересованности детей;

• наиболее широко использовать разнообразные активные формы обучения [М.И. Фонарева, 1983].

Применялись подвижные игры и эстафеты, а также упражнения способствующие укреплению мышц туловища, конечностей и связочно-мышечного аппарата ног, развитию умения расслаблять мышцы, пластичности, координации движений, формированию правильной осанки, коррекции плоскостопия. В частности использовали упражнения и игры в сухом бассейне, в котором имитировали хождение по гальке, песку и пересеченной местности.

Занятия проводились 3 раза в неделю мало групповым методом, что позволяло учесть особенности нарушений интеллекта и физической подготовленности. Такая форма занятий давала возможность контролировать правильность выполнения заданий и индивидуально дозировать нагрузку. Занятие состояло из трех частей (подготовительная, основная, заключительная) и длилось 40 минут.

Подготовительная часть составляла 10-15 минут и включала: ОРУ в движении; ходьбу на носках и пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, в полуприседе; выпады ног; повороты; наклоны; ходьбу по массажной дорожке.

Основная часть длилась 20-25 минут. Эта часть урока решала основные коррекционные задачи, направленные на коррекцию нарушений свода стопы, развитие всех физических качеств

Заключение

Полиморфность клиники и патогенеза нарушений свода стопы, а также индивидуальные особенности мальчиков младшего школьного возраста с на-рушением интеллекта определяют тактику и методику АФК в процессе физи-ческой реабилитации.

Выбор средств и методов АФК в процессе физического воспитания младших школьников с нарушениями интеллекта и свода стопы осуществляется с учетом показателей функционального состояния стопы и кардиореспираторной системы и интеллектуально-мнестических нарушений. Наиболее эффективными средствами АФК при занятиях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, являются подвижные игры, включающие специальные и вспомогательные упражнения.

Для оптимизации процесса реабилитации младших школьников с нару-шениями свода стопы и оценки его эффективности требуется выбор адекват-ной методики врачебно-педагогического наблюдения, которая должна опираться на показатели плантографии и базовые показатели гемодинамики.

В настоящей работе было предложено применение в физическом воспи-тании младших школьников с нарушением интеллекта методики занятий АФК, которая позволит улучшить функциональное состояние стопы у детей с нарушением в интеллектуальном развитии.

Апробация предложенной методики в рамках регулярных занятий физической культурой полностью себя оправдала, показав значительное снижение процента плоской стопы в конце исследования. В тоже время предложенная методика способствовала повышению функционального состояния базовых показателей гемодинамики, что можно расценивать как выраженный оздоровительный эффект.

Таким образом, рабочая гипотеза, сформулированная в начале исследования была, полностью подтверждена. Применение в физическом воспитании детей с нарушением интеллекта методики занятий с использованием современных средств и методов адаптивной физической культуры способствует коррекции имеющихся нарушений свода стопы.

Занятия в целом оказали положительное влияние на физическое состоя-ние исследуемой группы. Полученные результаты можно расценивать не только в плане повышения уровня здоровья детей с нарушением интеллекта, но и в плане преодоления проблемы формирования у такой группы гипокинетического синдрома, присущего детям с нарушением интеллекта в сочетании с плоскостопием.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: РУДН, 2000.-112с.

2. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология, 2002. №6.- 23с.

3. Андреев Н.Д. Анатомические основы профилактики деформации стопы у детей. Учебная науч. конференц. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии.- М., 1962.-98с.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого.-М.: ФиС, 1988.-207с.

5. Барабаш О.А. Дифференцированный подход к коррекции двигательных нарушений детей 4-7 лет, воспитанников вспомогательных учебных заведений: Автореф… канд. пед. наук.- Омск.-1997.-195с.

6. Бехтерева В.Н. К вопросу о взаимосвязи в развитии сколиоза и плоскостопия. Тр. науч.- исслед. ин-та ортопедии, травматологии и протезирования.- Ташкент, 1971.-Т.2.-282с.

7. Былеева Л.В. , Коротков И.М. подвижные игры.- М.: ФиС, 1982.-145с.

8. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. - М. 1995.- 45с.

9. Валеев Н. Профилактика и лечение плоскостопия /Н.Валеев, А.Шакиров// Физкультура и здоровье, 1984.- 63с.

10. Васильева А. Здоровье ваших ног.-Спб.: Невский проспект, 2002.-48с.

11. Васичкин В.И. Большой справочник по массажу. - С.-Пб.: Невская книга, 2001.- 464с.

12. Васичкин В.И. Энциклопедия массажа. - М.: Аст-пресс, 2002.- 656с.

13. Винокуров Д.А. Частные методики ЛФК.- Л.: Медицина, 1970.- 173с.

14. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. - Москва, Просвещение, 2002.- 245с.

15. Галкин Ю.П. Профилактика плоскостопия. - Смоленск: СГИФК, 1994.- 38с.

16. Гасеми Б. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста.//мат. всерос. ауч.- практич. конф.-М , 2002.-303с.

17. Гафаров X. 3. Лечение деформаций стоп у детей. Казань: Татарское кн. изд-во, 1990.- 64с.

18. Георгиева С.А. Физиология.- М.: Просвещение, 1982.- 325с.

19. Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учебное пособие. - М.: Академия, 2006.- 174с.

20. Гуров А.В. Комплексная профилактика продольного, поперечного и комбинированного плоскостопия у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом/ А.В.Гуров //Теория и практика физической культуры.- 2008.- 18с.

21. Гутерман Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6-7 лет средствами оздоровительной ФК: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04./ Т.А.Гутерман; КГУФК- Краснодар, 2005.- 23с.

22. Демченко А. Плоскостопие у детей/ А. Демченко// Физкультура и спорт: Ежемесячный иллюстрированный журнал. - 2002. - № 10.- 28с.

23. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 176с.

24. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 608с.

25. Дубровский В.И. Лечебный массаж.-М.:Мартин, 2001.-125с.

ВСЕГО 74 ИСТОЧНИКА

Покупка готовой работы
Тема: «Коррекция нарушений свода стопы у мальчиков младшего школьного возраста с нарушением интел-лекта в процессе занятий адаптивной физической культурой»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика