Контрольная работа
«Роль и ролевые ожидания в общении»
- 14 страниц
Введение 3
1. Основные понятия общения 4
2. Социальная роль 7
3. Ролевые ожидания в общении 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Актуальность исследования. Проблемы, которые касаются межличностных отношений, уже длительное время не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для изучения в рамках различных научных дисциплин.
Анализируя межличностные отношения и возможности эффективности общения в контексте данных отношений, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, группы людей, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания.
Также известно, что каждый человек выполняет в межличностных отношениях тут или иную роль, а второй участник отношений определяет свои ожидания от другого в соответствии с существующими стереотипами и представлениями о роли в обществе.
Именно ролевые ожидания определяют, насколько будут эффективны межличностные отношения.
Данными факторами был обусловлен выбор темы данной работы.
Цель исследования – изучить роли и ролевые ожидания в общении.
Объект исследования – ролевые ожидания в межличностном общении.
Предмет – свойства ролевых ожиданий, которые обеспечивают эффективное межличностное общение.
1. Основные понятия общения
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой общения: Э. Берн, Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева, Л. Карпенко, А.Н. Леонтьев и др. Для понимания данного вопроса нам необходимо будет рассмотреть также структуру общения, так как функции вытекают именно из нее.
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек» [4, с.39].
Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:
– перцептивная сторона общения (термин «перцепция» означает восприятие; таким образом, данная сторона характеризует процесс восприятия собеседниками друг друга);
– коммуникативная сторона общения (состоит в передаче информации);
– интерактивная сторона общения (взаимодействие).
Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.
Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения.
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности.
Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.
Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Влияние социальной роли на развитие личности велико.
Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
1. Алтунина И.Р. Социальная психология. Учебник для бакалавров Год: 2017 - 367с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2015. - 324 с.
3. Батаршев А.В. Психология личности и общения: А. В. Батаршев — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2016.- 248 с.
4. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192 c.
5. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 576 c.
6. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремаль-ных условиях: Учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. - 247 c.
7. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2017. - 688 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столярен-ко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 317 c.
9. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учеб-ник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Акаде-мия, 2015. – 192 c.
Тема: | «Роль и ролевые ожидания в общении» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 14 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников
Контрольная работа:
Сюжетно-ролевые игры в развитии ребенка
Курсовая работа:
Роль отца в воспитании детей раннего и дошкольного возраста
Курсовая работа:
Планирование на предприятии, виды планов
Творческая работа:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 года