Курсовая работа
«Роль отца в воспитании детей раннего и дошкольного возраста»
- 24 страниц
Введение….….….3
1.Роль и функции отца в воспитании детей….….…5
1.1.Воспитательные риски неполных семей….….….5
1.2. Значение участия отца в воспитании ребенка….….….8
2. Роль отца в воспитании ребенка раннем и дошкольном возрасте….…12
2.1. Роль отца в воспитании ребенка в раннем возрасте: способы
взаимодействия отцов и детей ….….12
2.2. Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста….14
3. Рекомендации родителям относительно воспитания….16
3.1.Влияние отца на формирование личности ребенка…17
3.2. Практические рекомендации….19
Заключение….22
Список используемой литературы….…24
Семья – это основное звено в жизни ребенка. Всем нам известно, что отец и мать-это два самых родных и важных человека в личностном развитии ребенка. Существуют устоявшиеся стереотипы и установки о том, что для гармоничного развития малыша наиболее важной является связь матери и ребенка, так как еще с младенчества формируется симбиотическая взаимосвязь между диадой « мать-дитя». Поэтому многими психологами уделяется большое внимание в первую очередь роли матери, влиянию материнства на развитие личности женщины и ребенка. К сожалению, что касается вопроса отцовства и влияние мужчины на воспитание и развитие ребенка, то он отходит на второй план.
Еще в середине 20 столетия роль отца в воспитании детей рассматривалась как сугубо вспомогательная. Социальные изменения в обществе, демократические и гуманистические тенденции провоцируют изменение модели отцовского воспитания в середине 80-х годов. Ее новая форма предполагает активное участие отца в уходе и заботе о ребенке, умение вступать с малышом в психологический контакт, что обусловливает успешное отцовство, а также позволяет избежать психологических конфликтов отцов и детей в будущем. Актуальность проблемы роли отца в воспитании детей обусловлена также стремительным падением авторитетности отцов.
Современные мужчины выбирают тактику невмешательства в воспитательный процесс, отдавая приоритет работе и карьере, финансовым успехам, хобби и развлечениям вне семьи, что является одной из наиболее критичных ошибок. Отец должен быть вовлечен в процесс воспитания ребенка с первых дней его жизни.
Результаты исследований показали, что отцы, присутствовавшие при рождении своих детей, а также получившие возможность контакта со своими детьми в первые минуты после родов, испытывали больший эмоциональный подъем, чувствовали большую ответственность и привязанность к детям.
Такой контакт с ребенком изменял и дальнейшую тактику поведения отцов, которые проявляли большую инициативность в воспитательном процессе, интерес к потребностям детей, большую эмоциональную отдачу. Семья для ребенка – упрощенная модель социальных отношений, которая будет воспринята ребенком как должная и естественная вне зависимости от того, насколько близкими либо отстраненными являются отношения родителей между собой.
Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х годов и был связан с переоценкой роли женщины в семье и, в частности, демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занимались такие ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и Овчарова Р.В. Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в семье.
Цель - рассмотреть роль отца в раннем и дошкольном возрасте ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии.
Объектом данного исследования является отношение между отцом и ребенком в семье.
Предметом - процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
Рассмотрим роль отцовства, функции и задачи отца в воспитании детей;
Рассмотрим роль отца в раннем возрасте;
Рассмотрим роль отца в дошкольном возрасте;
Рассмотрим психологическое влияние отца на ребенка;
Рассмотрим рекомендации родителям.
1.Роль и функции отца в воспитании детей
1.1.Воспитательные риски неполных семей
Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «вдруг проявится плохая наследственность». Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются — в особенности общаясь с сыновьями — играть роль «строгих отцов». и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская — это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.
В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и — отчасти — матери.
Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем — якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка — трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.
Риски, связанные с воспитанием ребенка в неполной семье, охватывают следующие процессы:
Развитие повышенной тревожности у ребенка вследствие напряженной атмосферы в семье, вызванной сложностью самостоятельного воспитания и содержания ребенка;
Развитие критичного отношения у ребенка к отсутствующему родителю, что в будущем может обернуться сложностью в построении собственных гендерных отношений;
Критичное отношение социума к детям из неполных семей, что может сказаться на психическом развитии ребенка.
1.2. Значение участия отца в воспитании ребенка
Значение отца в воспитании ребенка, его развитии и жизни очень большое. При этом чтобы передать своему сыну или дочке собственные жизненные ценности, общаться с малышом нужно с первых дней его появления на свет. Мужчина должен ежедневно уделять достаточно времени для малыша, чтобы тот ощущал его присутствие и физически, и эмоционально.
Каждый мальчик или девочка должны быть уверены в том, что отец в любую минуту сможет отодвинуть на второй план все свои дела и провести время с дочкой или сыном. При таком поведении мужчины в семье дети всегда будут обращаться к нему с любой проблемой.
Чувство отцовства приходит гораздо позже, чем ощущение роли материнства. Участие отца в воспитании ребенка во многом зависит от поведения женщины, ее задача – привлечь своего мужа к уходу и воспитанию малыша. Для этого достаточно попросить мужа посидеть с крохой и присмотреть за ним, пока мама будет заниматься домашними делами. Одни мужчины сами проявляют желание помочь своей супруге, других – нужно хорошо попросить.
Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.
Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.
Сравнение воспитательных воздействий со стороны отца и со стороны матери позволяют выделить особенности отцовского воспитания. Влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Любовь отца к ребенку имеет отличное от материнской любви назначение и проявления. Игра отца с ребенком отличается от игры матери с ребенком.
Таким образом, современные представления о различиях в воспитательных воздействиях матери и отца, позволяют говорить о специфики влияния отца на ребенка. Однако, особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющих на развитие ребенка относят: излишняя строгость, импульсивность, мнительность и т.д.
Таким образом, мы можем подвести итог того, что отец играет немаловажную роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку. У мальчиков отец формирует мужские установки и учит быть настоящим мужчиной. Роль папы в воспитании дочери особенно важна, ведь мужчины в разных качествах будут присутствовать в жизни девочки постоянно (муж, сын, начальник, друг и т.д.). Интуитивно дочь будет выбирать себе партнера такого же, как отец. Так же отцам необходимо помнить, что от их отношения к детям зависит успех в будущем ребенка: удачи в общении с окружающими. Необходимо любить своих детей, уделять им как можно больше внимания, оказывать эмоциональную поддержку. Ведь только отцовская любовь оставит в памяти ребенка благоприятные воспоминания, которые он спроецирует в будущем, когда будет создавать свою семью.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998; Бочаров В.В. Антропология возраста. М., 2012;
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов - 2013. с. 112.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2012 г. - 304 с.
5. Аренова А. Социализация ребенка. - М: Просвещение, 2011. с. 45.
6. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - М: Наука и техника, 2012 г.
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). / В.А. Рудников. - М., 2006.
8. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Л. Вопросы психологии, 2012. - №6. - С. 23.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 1997.
10. Бороденко А.Ю. (2013) Источники формирования и проблемы неполных семей // www.i**h.ru.
11. Бреева Е.В. Дети в современной обществе. - М., 2002. с. 76.
12. Бык Е. (2007) Неполные семьи: что должны знать дети, чьи мамы работают полный день // www. ef**ily.ru.
13. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик. М.: Терра, 2012. - 480 с.
14. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Терра, 2012. - 480 с.
15. Вассерман Л.И. Горьковая И.А. Родители глазами подростка. С.П. 6.: Речь, 2013 с. 57.
16. Валикова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствам. - М: 2012.
17. Воспитание детей в неполной семье. // Под ред. Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 2012. с. 89.
18. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс, 2012. - №11. - С. 108 - 113.
Тема: | «Роль отца в воспитании детей раннего и дошкольного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении
Контрольная работа:
Сенсорное воспитание детей раннего возраста на занятиях с предметами и дидактическими игрушками
Контрольная работа:
Современная тенденции обновления дошкольного образования в стране; Вариативные программы и технологии воспитания, обучения и дошкольного возраста
Дипломная работа:
Взаимосвязь образа отца и эмоционального благополучия подростков