Курсовая работа

«Форма правления как элемент формы государства»

  • 27 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 5

1.1 Сущность монархии 5

1.2 Виды монархии 6

ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 9

2.1 Сущность республики 9

2.2 Парламентская республика 11

2.3 Президентская республика 14

3. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Введение

Государство является одним из важнейших общественно-политических и территориальных образований. С одной стороны, оно отображает сформировавшуюся в данном обществе политическую систему, а также методы и способы организации политической власти. С другой стороны, ее нормативно-правовое закрепление. Немалую роль, при этом, играют и исторические традиции.

Абсолютно обоснованной представляется теория о том, что государство отображает сложившиеся на данной территории в данный временной период общественные отношения. При этом отношения между государством и обществом могут быть, как максимально конструктивные, так и конфликтные.

Среди всех правовых характеристик государства и его формы важнейшую роль играет форма правления, которая применяется в данном государстве. Форма правления государства дает ответ на вопрос, каким образом организована и устроена государственная власть. Форма правления государства включает в себя, во-первых, систему правления – комплекс полномочий управляющих субъектов, во-вторых, тип правления – организацию передачи власти и правопреемства управляющих субъектов.

На сложившуюся в государстве конкретную форму правления оказывает влияние множество факторов. К важнейшим из них относятся исторические, культурные и национальные традиции страны, ее социальная структура и степень социального расслоения, уровень жизни, национальный менталитет и воздействие на него из-за границы.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Современная наука выделяет также нетипичные формы правления, сложившиеся на их основе.

Таким образом, анализ формы правления как элемента формы государства, несмотря на его достаточную разработанность в современной научной литературе, является актуальным, поскольку именно она является важнейшей общественно-правовой характеристикой государства. В этих условиях, целью работы является изучение важнейших научных аспектов формы правления государства. В свою очередь, в соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- анализ монархии как формы правления государством;

- анализ республики как формы правления государством;

- изучение нетипичных форм правления государством и их основных правовых характеристик.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения формы правления государством. Предмет исследования – основные правовые характеристики формы правления государством.

Работа включает в себя введение, три главы, содержание которых соответствует поставленным в работе задачам, заключение, а также список использованных источников.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

1.1 Сущность монархии

Термин монархия происходит от греческого слова единодержавие или единовластие. Данная форма правления отличается, во-первых, тем, что страной правит единоличный субъект власти, и, при этом, он правит пожизненно, а не в течение какого-либо периода времени. Во-вторых, правопреемством высшей государственной власти посредством ее передачи по наследству.

Наиболее распространена монархия была в Древнем Мире, а также в эпоху Средневековья, соответственно, с точки зрения классовой теории, в условиях рабовладельческого и феодального строя .

Самая древняя монархия на нашей планете – это японская монархия. Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 года до н.э .

После распада феодального строя, с началом Нового Времени, монархия становится менее распространенной формой государственного правления. Тем не менее, в настоящее время на Земле двадцать восемь государств монархию сохранили. Это, примерно, десятая часть всех государств на нашей планете.

Помимо перечисленных выше отличий данного вида формы государственного правления, отметим также такой признак как несменяемость главы государства. По закону, он не может потерять свою власть, как в результате, выбора народом другого главы государства, так и в результате импичмента (выражения ему недоверия).

Следует, однако, отметить, что возможны и исключения из перечисленных выше признаков «классической» монархии. Так, например, в Камбодже власть в рамках монархии не передается по наследству, автоматически. Нового монарха государства выбирает, так называемый, тронный совет, который включает в себя девять человек.

Основными видами монархии, которые будут рассмотрены далее, являются абсолютная и конституционная монархия.

1.2 Виды монархии

Абсолютную монархию как форму правления отличает сосредоточенность всей полноты государственной власти у монарха – ее главы. Никакие другие органы государственной власти власть монарха не ограничивают. Представительные учреждения, такие как, например, парламент, отсутствуют, в принципе. В руках монарха находится не только исполнительная, но и законодательная, а, иногда, и судебная власть. Ему же подчиняются и, так называемые, «силовые структуры» (армия, полиция). Управление в стране при абсолютной монархии организуются по системе жестко организованной «вертикали власти». На местном уровне руководят чиновники, которых, как назначает, так и увольняет, непосредственно, сам монарх.

Абсолютная монархия, с точки зрения классовой теории, как форма государственной власти была присуща ранним стадиям феодального строя. В настоящее время, на земном шаре существует всего восемь государств (Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.). При этом, в настоящее время, абсолютную монархию, в отличие от абсолютной монархии эпохи Средневековья, отличает большее соблюдение прав человека и меньший масштаб вмешательства государственных органов в частную жизнь.

Существует и такая разновидность абсолютной монархии как теократическая монархия. В этом случае, монарх возглавляет не только страну, но и существующие в ней религиозные структуры. В качестве примера здесь возможно привести Ватикан, который возглавляет глава католической церкви – Папа Римский, а также Саудовскую Аравию. В теократических монархиях существует особая система управления государством, а также взаимодействия между собой органов государственной власти.

Заключение

Подводя итоги работы, возможно сделать следующие основные выводы.

Форма государственного правления является неотъемлемой правовой характеристикой государства. При этом, любое государство нуждается в лидере, который его возглавляет. Высшее должностное лицо обеспечивает устойчивость государственно-властного механизма, а также его преемственность. В государствах, в которых разделены ветви властей, глава государства, как правило, возглавляет исполнительную ветвь власти.

Основные виды форм государственного управления различаются по системе и типу правления. К ним относят монархию и республику. Монархию, как правило, отличает передача верховной власти и ее правопреемство в рамках наследства. Сосредоточение всей полноты власти в руках монарха составляет абсолютную монархию. В случае, если власть монарха получает свои ограничения представительными, как правило, выборными органами государственной власти, то имеет место конституционная монархия. Монархия сохранилась в некоторых странах Европы (например, в Великобритании, Нидерландах), однако, там она носит, скорее, декоративный характер, являясь данью национальным историческим традициям. В свою очередь, выделяются подвиды парламентской (представительной) и дуалистической монархии. В последнем случае имеет место разделение власти между, непосредственно, монархом, правительством, которое он сформировывает (исполнительная власть) и парламентом (законодательная власть), при слабом их влиянии друг на друга.

Республику, в свою очередь, возглавляет выборное должностное лицо. В свою очередь, республика как форма управления государством подразделяется на президентскую и парламентскую республику. Данные подвиды выделяются в зависимости от действующей в государстве системы «сдержек и противовесов» между различными ветвями государственной власти. Парламентские республики, в отличие от президентских, характеризуются сильной законодательной ветвью власти и ее расширенными полномочиями. Другая важная характеристика – представительные органы государственной власти непосредственно назначают главу государства. В свою очередь, в президентской республике руководитель государства выбирается на всеобщих выборах, в которых участвуют все избиратели. При этом, конфликты различных ветвей власти, в рамках парламентской модели разрешаются более эффективно. Существуют также полупрезидентские республики, которые, на взгляд автора, относятся к смешанному типу.

В современном мире существует немало государств с нетипичными формами государственного правления. Это связано с различиями между формой государственного управления и ее содержанием, на которое влияет политический режим, во-вторых, с недостатками конкретной формы правления, в-третьих с влиянием на них современных правовых идей, основанных на концепции «прав человека». Это процесс имеет, как свои достоинства, связанные с укреплением, в результате, государственной власти, так и свои недостатки, связанные с развитием и упрочением авторитаризма.

Список литературы

1. Мандрыка Н.Н. Особенности системы сдержек и противовесов в республиках с разными формами правления // Российский судья. 2016. №2. С. 32-36.

2. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.

3. Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств и других постсоциалистических государствах в свете феномена «западнизм» // Конституционное и муниципальное право. 2017. №10. С. 65-69.

4. Нечкин А.В. Эволюция форм правления в странах Содружества Независимых Государств и ее перспективы // Российский юридический журнал. 2018. №1. С. 31-38.

5. Овчинников Всеволод. Потомки богини солнца // Российская газета. 2006. 9 марта.

6. Положенцева Н.Ю. Особенности взаимодействия государства и политических партий в условиях смешанной, парламентской и президентской форм правления // Конституционное и муниципальное право. 2015. №8. С. 42 -47.

7. Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012. №1. С. 25-27.

8. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: Наука, 2011. 356 с.

9. Худолей Д.М. Основные, гибридные и атипичные формы правления. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. №4. С. 53-65.

10. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Форма правления как элемент формы государства»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика