Реферат
«Авторская школа В.А.Сухомлинского»
- 16 страниц
Введение 3
1 Цели, задачи и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского 4
2 Содержание обучения и воспитания в Павлышской средней школе. Школа радости 7
Заключение 14
Список использованных источников 16
В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И. И. Горбуновым-Посадовым. «В нашей школе, - писал он, - не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и такое глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека». Такие культурно-исторические аналоги гуманной школы создавали и другие известные отечественные педагоги. Образ «идеальной школы» нарисован К. Н. Вентцелем в виде «Дома свободного ребенка», Ш. А. Амонашвили - в виде «Школы жизни», В. А. Сухомлинским - в виде «Школы радости». В. А. Сухомлинский в своей педагогической практике в 50-60-х годах блестяще воплотил культурно-педагогическую традицию, суть которой состоит в приоритете воспитания перед обучением. Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время, не совпадали с официальной доктриной формирования личности.
Официальная наука относилась к нему крайне настороженно и даже враждебно. В. А. Сухомлинского обвиняли в «абстрактном гуманизме», в том, что он «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». На эти выпады Сухомлинский отвечал: «Я - учитель, воспитатель детей, ведь я продолжаю себя в своих питомцах, ведь если мои уста произносят или мое перо пишет слова «человечный, гуманный, сердечный», то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой - да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека. Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности».
1 Цели, задачи и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского
В основе педагогической теории лежит педагогический оптимизм и любовь к детям, вера в утверждение доброго и человеческого в жизни, формирование идей добра, милосердия, народности воспитания.
Рассмотрим основные задачи и цели образования по В. А. Сухомлинскому. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»
Отсюда главная цель воспитания - гражданско-патриотическое формирование личности. Сухомлинский считал, что сущность важной воспитательной задачи заключается в том, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. Еще одной важнейшей воспитательной задачей Сухомлинский считал то, чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деятельности.
В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.
Проблемой современной школы, обучения и воспитания, по мнению Сухомлинского, является то, что человек, получивший хорошее образование, не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность - практическую и нравственную - к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь».Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно, исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.
Итак, вся образовательно-воспитательная система Школы Радости была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.
Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он называл стиль - «содружества семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе.
Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе.
Воспитание В. А. Сухомлинский понимал как творение счастья каждого воспитанника. «Воспитание заключается в том, - утверждал выдающийся педагог, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань - в этом искусство воспитания». Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.
Недавно в Китае (г. Хуаши) построили школу, которая носит имя Сухомлинского. В светлых, просторных корпусах Школы Радости учится 5 тыс. учеников. В школе есть музей Сухомлинского, памятник ему. Педагоги придерживаются принципов гуманного воспитания и четырёх культов великого педагога. Ценное качество – применять лучшие достижения.
Арсений Замостьянов. Василий Сухомлинский. Школа для души. http://www.pr*vmir.ru/vasilij-suxomlinskij-shkola-dlya-dushi/ /05 октября 2013 г. / Arseniy Zamostyanov. Vasiliy Suhomlinskiy. Shkola dlya dushi. http://www.pra*mir.ru/vasilij-suxomlinskij-shkola-dlya-dushi/ |05 oktyabrya 2013 g.
2. Ганьшина Г.В., Чаус Н.В. Творческий поиск: энерго - мотивационный аспект // электронное научное издание «Сервис в России и за рубежом»
Chaus N.V. "Tvorcheskiy poisk: energo - motivatsionnyiy aspekt. Materialyi nauchno-prakticheskoy konferentsii «Psihologiya kreativnosti: psihologo-
3. Клочек Г. Константы Василия Сухомлинского / Г. Клочек // Зеркало недели. -2008. - № 34. - С. 4-5 / Klochek G. Konstantyi Vasiliya Suhomlinskogo / G. Klochek // Zerkalo nedeli. -2008. - № 34. - S. 4-5.
4. Наумов Н. Д. Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия. http://rus*kiy-uchitel.ru/?module=articles&c=articles&b=1&a=3 / Naumov N. D. Filosofsko --pedagogicheskie idei V. A. Suhomlinskogo i ih razvitie vo vtoroy polovine XX stoletiya. http://rus*kiy-uchitel.ru/?module=articles&c=articles&b=1&a=3
5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, 672 с. / Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: V 2 tt. /Gl. red. V.V. Davyidov. -M.: «Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya», T. 2, 1999, 672 s., s. 401-402
6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Педагогика, 1979, 355 с., с.335 / Suhomlinskiy V.A. Izbrannyie pedagogicheskie sochineniya. T.1. - M.: Pedagogika, 1979, 355 s., s.335
7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Мн., 1981, 288 с. / Suhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam. - Mn., 1981, 288 s.
8. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1979, 228 с. / Suhomlinskiy V. A. O vospitanii. - M., 1979, 228 s.
9. Сухомлинский В. А. О воспитании (сост. и авт. вступит очерков С. Соловейчик). Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975. 272 с. / Suhomlinskiy V.A. O vospitanii. (sost. i avt. vstupit ocherkov S. Soloveychik). Izd. 2-e. M., Politizdat, 1975. 272 s.
10 Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избранные сочинения в 3-х томах.- М., 1981, 196 с., с.121 / Suhomlinskiy V.A. Roditelskaya pedagogika.// Izbrannyie sochineniya v 3-h tomah.- M., 1981, 196 s.
11. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. -Киев: Родянска школа, 1980, т.5, 678 с., с.102 / Suhomlinskiy V.A. Izbrannyie proizvedeniya v pyati tomah. - Kiev.: Rodyanska shkola, 1980, t.5, 678 s.
Тема: | «Авторская школа В.А.Сухомлинского» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 16 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству
Дипломная работа:
Изучение произведений Р.Касимова в условиях подготовки детей
Курсовая работа:
Особенности взаимоотношений детей в коллективе
Курсовая работа:
Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Курсовая работа:
Трудовое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе