Курсовая работа
«Трудовое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе»
- 41 страниц
Введение 3
Глава 1. Трудовое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе 5
1.1. Сущность и функции трудового воспитания 5
1.2. Содержание и формы трудового воспитания школьников 7
1.3. Методы трудового воспитания в школе 11
1.4. Система трудового воспитания и психологические особенности трудовой деятельности школьников 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению основных проблем и путей их решения в процессе трудового воспитания школьников 21
2.1. Исследование и обобщение педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у школьников 21
2.2. Принципы и содержание трудового воспитания в системе воспитания средней школы 26
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 1. Тестирование на профессиональную ориентацию школьников 32
Приложение 2. Практическое занятие «Труд на радость себе и людям» 39
Осуществляя основные принципы воспитания, современная школа строит свою работу на основе соединения обучения с трудом. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, систему ее взглядов на природу и общество. Труд оказывает влияние на развитие умственных способностей человека; именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивается, совершенствует творческие задатки. В процессе труда формируются нравственные отношения человека, происходит его физическое совершенствование, развиваются его трудовые умения и навыки.
Проблема трудового воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Задачей учителей современной школы является воспита-ние в детях любви к труду, уважение к труду других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Причем планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с младшего школьного возраста.
В педагогической литературе исследуемая мною проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории трудового воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов трудового воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к трудовому воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.) Трудовое воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание психологических особенностей детей разного возраста, методика преподавания учебных предметов, но и умение направить свою деятельность на трудовое воспитание в формировании учебной деятельности.
В этом и заключается актуальность исследования проблемы трудового воспитания в учебной деятельности.
Объект исследования - учебная деятельность школьников.
Предмет исследования - трудовое воспитание школьников в процессе учебной деятельности.
Цель данной работы - исследовать и обосновать необходимость знания особенностей трудового воспитания учащихся школьного возраста.
В связи с постановкой данной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить научную и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- обобщить изученный материал и наметить основные аспекты изучения;
- определить сущность, основные формы и методы трудового воспитания современного школьника;
- произвести обзор и анализ передового опыта педагогов по изучаемой проблеме;
- выявить основные проблемы и наметить пути их решения путем исследовательской работы на примере средней общеобразовательной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Глава 1. Трудовое воспитание школьников в целостном учебно–воспитательном процессе
1.1.Сущность и функции трудового воспитания
Трудовое воспитание - есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника.[5]
Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. «Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений» [9].
Труд имеет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте - в игре, в младшем и среднем школьных возрастах - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.
Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Таким образом, исследованный материал позволил сделать вывод, что труд школьников должен правильно, педагогически целесообразно организован.
В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.
1. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? // Педагогика, 1991, №12. с. 34-39.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000.
3. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2004.
4. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981.
5. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
6. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - Спб.: Нева, 2007.
7. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И - Славянск - н/к, 2000.
8. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8 с. 3-10.
9. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Перспективы профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников // Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе: Сб. тр. VI Международной конф. - Самара, 2000. - С. 200-202.
11. Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. - М.: Вега, 2008.
12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998.
13. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - М.: ИНФРА - М, 2007.
14. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., М.: Гардарики, 2004.
Тема: | «Трудовое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Модульное обучение алгебре и началам анализа в 10 классе
Магистерская работа:
Роль башкирских народных игр в духовно-нравственном воспитании детей
Дипломная работа:
Эстетическое воспитание школьников средствами башкирской музыки
Дипломная работа:
Эстетическое воспитание школьников на примере изучения творчества оперных композиторов
Дипломная работа:
Основы и особенности организации воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии