Дипломная работа
«Методика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста»
- 78 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.7
1.1. Научные подходы к проблеме песенного творчества детей дошкольного возраста ….7
1.2. Особенности формирования песенных навыков у детей старшего дошкольного возраста.16
1.3. Проблема отбора репертуара для развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста….25
Выводы по первой главе…31
ГЛАВА II.ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …33
2.1. Содержание, формы и методы развития песенного творчества у детей дошкольного возраста ….33
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….42
Выводы по второй главе…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….63
Актуальность исследования. Ориентация современного образования на идеи гуманизации, личностной ориентации предполагает создание условий успешности развития каждого человека, реализации его способностей, творческого самовыражения в различных видах деятельности.
Современные концепции и национальные проекты: «Закон об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования», «Концепция дошкольного образования» и другие актуализируют проблему разработки концептуально новых подходов к образовательному процессу.
Период дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях традиционно выделяется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного развития личности. Об этом писали такие ученые как Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов и др. В связи с этим, многие ученые, такие как Л.С. Выготский, В.В. Сериков, М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и другие, сходятся во мнении, что перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка. По мнению, ведущих ученых-педагогов, таких как Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский, Е.И.Николаева, реализация индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества.
В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе и музыкальной. Об этом свидетельствуют работы Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метлова, О.П. Радыновой, А.Н. Зиминой, А.И. Ходьковой, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской.
Особое место в системе музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста занимает песенное творчество. Исследованиям песенного творчества детей посвящены работы Н.А. Ветлугиной, А.И. Ходьковой, Л. Горюновой, И.А. Дзержинской и др.
Однако, несмотря на значительный вклад исследователей в раскрытие проблемы развития песенного творчества детей дошкольного возраста, многие его аспекты остаются недостаточно изученными. В проанализированных педагогических исследованиях песенное творчество рассматривается достаточно односторонне, чаще, только с точки зрения развития музыкальной деятельности ребенка. Так, в исследованиях Те Чжин Ми разработана музыкально-обогащенная среда; Н.А. Дубровской собран методический материал для воспитателей; О.П. Новоскольцевой - песенный репертуар для детей; Т.Н. Михайловой - музыкально-творческие задания и упражнения. Однако, отсутствуют исследования, рассматривающие песенное творчество как сложный интегративный вид деятельности ребенка.
Анализ практики показывает, что развивающий потенциал песенного творчества недооценивается в дошкольных образовательных учреждениях. Вероятно, это связано с трудностями, которые испытывает педагог из-за неопределенности особенностей развития детского песенного творчества, отсутствия теоретических исследований и научно-обоснованных рекомендаций по созданию наиболее благоприятных педагогических условий для развития творческого потенциала современных детей в песенной деятельности.
Таким образом, в существующей педагогической ситуации достаточно четко вырисовываются противоречия между имеющимися данными об эффективности развития личности ребенка-дошкольника в различных видах художественной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития детского песенного творчества, как сложного целостного образования; между привлекательностью пения, как синтетического вида музыкально-художественной деятельности для ребенка, и невозможностью реализовать имеющийся у него творческий потенциал в этой деятельности.
Таким образом, социальная значимость и недостаточная изученность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Методика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития песенного творчества у детей дошкольного возраста.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности песенного творчества детей шестого года жизни.
3. Разработать и апробировать содержание, формы и методы развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Методологической основой исследования являлись:
- положения о закономерностях творчества и путях его развития (Б.Г.Ананьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.);
- о ребенке как субъекте детских видов деятельности (А.Г. Гогоберидзе, В.И. Логинова и др.).
- концепции дошкольного детства как первоначального этапа в становлении личности (А.В. Запорожец, Т.А. Комарова, Д.Б. Эльконин и др.);
- теории развития творчества (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);
- теории развития творчества дошкольников (Н.А. Ветлугина, Т.С.Комарова, В.Т. Кудрявцев и др.);
- теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, А.Н. Зимина, О.П. Радынова и др.).
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические - изучение специальной литературы по теме;
2) эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика дошкольного образования обогащаются современными знаниями о сущности, содержании и организации песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования, а также в процессе подготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов дошкольного образования.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Научные подходы к проблеме песенного творчества детей дошкольного возраста
Понятие «творчество» рассматривается во многих философских, психологических и педагогических теориях. Рассматривая данную категорию, такие философы как Н.А.Бердяев [16], М.Г. Ярошевский [120], сходятся во мнении, что творчество предстает в виде деятельности человека, направленной на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение; как процесс созидания нового; как способность человеческой личности. Как производное интеллекта творчество трактуют Д.Б.Богоявленская [19], Л.С.Выготский [32], О.М.Дьяченко [46], А.В.Запорожец [54], В.Т.Кудрявцев [72].
С позиции процесса совершенствования личности, саморазвития социальных сил человека понятие «творчество» предстает в работах В.И.Андреева [5], Д.Б. Богоявленской [18, 19], Л.С.Выготского [32].
Подытоживая мнения данных авторов в данной работе, мы будем рассматривать творчество как развивающуюся деятельность человека, приводящую к качественно новым результатам, в процессе которой осуществляется самопроизводство и саморазвитие сущностных сил человека.
Особенности детского творчества связаны со сжатостью во времени этапов творческого акта, субъективной новизной деятельности и ее продукта, а также способностью ребенка к продуктивному самовыражению.
Творчество ребенка – это особый вид деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности ребенка как субъекта. Об этом писали такие авторы как Т.А.Барышева [11], Н.А.Ветлугина [24 - 29], А.Г.Гогоберидзе [34 - 37], Т.Г.Казакова [57], Т.С.Комарова [64, 65], Л.Н.Комиссарова [66], Р.М. Чумичева [117] и др.
Анализ трудов различных исследователей по проблеме интеграции позволяет констатировать полифункциональность, многомерность, сложность этого понятия, а также отсутствие его единых общенаучных и всеобъемлющих определений. Это объясняется, во-первых, наличием множества различных подходов к интеграции, типов и моделей процессов интеграции, которые могут различаться не только способами и методами, но и усилиями, и задачами; а во-вторых, различием онтологических оснований, используемых учёными при описании тех или иных интеграционных процессов.
Ценность детского творчества заключается не столько в практических результатах, которые в силу возрастных особенностей ребенка не могут быть принципиально новыми, а в том, что в процессе освоения деятельности раскрываются его индивидуальные возможности.
По мнению многих ученых благоприятной для публикации творческих сил ребенка, играющего деятельности. Основное направление деятельности у дошкольников - игра, интегрируя развитие обогащает знания и труд, и для развития других видов деятельности[4].
Игра отличается от других видов деятельности непродуктивной природой, возможностью сосредоточиться на игровом опыте, наличие воображаемой ситуации, логики ребенка [32 , 74, 119 ]. Игра самопознание, позволяет понять свои возможности и оценку сверстников, самооценку, регулировать поведение, достигнутые партнерами и саморегуляции их отношений с ними.
Важно отметить, что игра создает условия для развития творчества . Б.Г.Ананьев [4], Л.С. Выготский [32], С.Л.Рубинштейн [102] нашли в игре выражения индивидуальности в процессе определенного вида деятельности - работы . Тем не менее, психологическая функция ребенка в том, что ребенок может проявлять свои творческие способности в мелиорированных видов познавательной деятельности [27, 28, 29, 54 , 96 , 116].
В психологических работах Л. С. Выготского [ 32,33 ] механизм творческого процесса и его генетической основе, и творческих проявлений в детстве, исследуются тесные отношения с процессе творческого воображения.
Поскольку образование есть личностное приобретение человека, комплекс изменений, происходящих в нём в результате его собственной активности, которые выражаются в овладении системой знаний, умений и навыков, в опыте творческой деятельности, в развитости мировоззрения, развитии качеств личности, то и содержанием образования является тот желанный конечный результат, который формулируется в Государственном образовательном стандарте как требования к знаниям, умениям и навыкам.
Содержание обучения выступает по отношению к содержанию образования как средство по отношению к цели. В качестве содержания обучения выступает учебная информация и комплекс упражнений и задач, которые обеспечивают в комплексе потенциальные возможности овладения определенной системой знаний. В упрощённом виде содержание обучения представлено посредством учебного плана, более развернуто – в учебных программах, наиболее полно – дидактических материалах, учебниках, учебных пособиях, в сообщении учебной информации преподавателем.
В исследованиях Н.А. Ветлугиной [28, 29] определяется характер творчества и процесса у детей. Автор подчеркивает важность тесных отношений с творческого процесса обучения детей. По мнению многих педагогов и психологов это отношение к игре обеспечивает активность и творческое развитие детей.
Ребенок может проявлять творчество в различных видах деятельности: когнитивной, когнитивный – конструктивной (Д.Б. Эльконин), в игре ( Д.Б. Эльконин ) драме ( Е.А. Устинова ) , работе ( В. И. Логинов), искусстве ( Н.А. Ветлугина и т.д.).
Специальный потенциал для развития детского творчества имеет художественную деятельность - деятельность человека, связанную с восприятия, интерпретации и создания художественных произведений
Уникальность художественной деятельности детей - показать творчество во всех его формах: восприятие произведения искусства и его интерпретацию (производительности) и первые опыты в письменном виде. Уже неоднократно писали такие ученые как Т.А.Барышева [11], Н.А.Ветлугина [24, 27, 28], А.Г.Гогоберидзе [34 - 37], В.А.Деркунская [36],Т.С.Комарова [63 - 65].
Так, интересен подход доктора педагогических наук В.Т.Фоменко [54] к этому педагогическому явлению. Изучая интеграционные процессы в школе, он выделяет минимальный уровень интеграции содержания (уровень традиционных межпредметных связей, «фрагментарного характера, так и значительного взаимопроникновения разнокачественных систем содержания») и высокий уровень интеграции (определяется «органическим слиянием, глубиной взаимопроникновения разнородных и достаточно крупных массивов содержания» [54]).
Для детей дошкольного возраста, типичное проявление творчества в различных формах художественной деятельности. Это означает, что исследователи обсудили вопросы проявления творчества детей в живописно-художественной деятельности; в литературно-художественной, в музыке и искусству.
Музыкальные и художественные мероприятия особенно привлекательным для дошкольников. Это происходит из-за характера музыки.
Музыкальные звуки, так же как и речь воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, гнев, строгость и т.д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов и пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями. Б.В. Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание [8]. В анализе речи и музыкальных звуков исследователь показал общие характеристики: воспринимается слухом и передает эмоциональное состояние человека.
В музыке скрыт большой потенциал воздействия на чувства человека, его душу. Иногда музыка оказывает большее влияние не только на эмоции человека, но и на его чувства и разум, чем словесная речь. Например, для новорожденного ребенка абсолютно не понятен смысл слов человеческой речи, но и он заметно оживляется, если включить веселую музыку, а если музыка передаёт бурные переживания страсти, то он может заплакать.
Исследователь А.М.Буровский пишет: «Современная мировая цивилизация держится на механистических принципах, выработанных в Европе, где человек отделён от остального мира, не чувствует себя его частью… Ребёнок стремится развиваться одновременно во многих направлениях, познать действительность разными средствами и в разных аспектах, видеть общее и частное… если создать необходимые условия для усвоения, присвоения и освоения мира, то частное будет освоено как часть общего и не вступит с ним в конфликт» [18].
«Исследуя процесс познания музыки как педагогическую проблему, мы пришли к выводу, - пишет А. Пиличяускас в своей статье «Познание музыки как педагогическая проблема», - что заявленной цели - воспитать человека - должен отвечать особый вид познания музыкального произведения, который мы назвали художественным познанием» [51;36]. Его особенности ярче высвечиваются в сопоставлении с другими, более привычными видами общения с музыкой.
Традиционно сложилось несколько видов познания музыки. Сторонники научного, музыкально-теоретического подхода к музыке главную задачу видят в просвещении человека знаниями, касающимися структурной стороны произведения, музыкальной формы в широком смысле слова (построение, выразительные средства) и воспитании соответствующих умений. При этом на практике значение формы часто абсолютируется, она фактически становится главным объектом познания, объектом, который к тому же трудно воспринимается на слух. Подобный подход характерен для профессиональных учебных заведений и детских музыкальных школ, но «отзвуки» его ощущаются и в методических рекомендациях для общеобразовательных школ.
Другой вид познания считается более подходящим для непрофессионалов - просто слушать музыку и радоваться ее красоте. Действительно, именно так часто и происходит при общении с музыкой в концертном зале, если «интонационный словарь» слушателя соответствует интонационному строю произведения. Чаще всего такой вид познания характерен для аудитории, которая уже любит серьезную музыку (конкретного стиля, эпохи или региона). Назовем его условно пассивным любительским познанием.
Учитывая уровень износа дошкольников еще низких, а также их понимание добра и зла, жизненного опыта, которые имеют очень мало, она обеспечивает низкий уровень умственного развития. Дети не в состоянии думать, как взрослых, так что они сознательно - смысл восприятие мира, его знание - ими в невыполнимой задачей.
Дети учатся через чувственного мира. Во-первых, вы должны коснуться, вкус, осязание, и потому что они знают среду, получить навыки, опыт накапливается. Это означает, что развитие ребенка, учитель должен организовать сенсорную детского чувственное восприятие мира. Музыка - среда для полноценного развития ребенка. Деятельностное состояние ребенка является созерцательным и активным обучающим действием. В связи с этим, в частности, важный вопрос об активной музыкальной карьере дошкольника.
Особенности детской музыкальной деятельности связаны с восприятием, исполнением, интерпретацией и созданием музыкального образа, специфическими средствами музыкальной выразительности. Только овладев навыками исполнительской музыкальной деятельности, по мнению Б.В.Асафьева [8, 9], С.И.Бекина [12, 94, 95], Н.А.Ветлугиной [27, 28, 29], А.Г.Гогоберидзе [34 - 37], Т.М. Орловой [94, 95] и других ученых, ребенок может наиболее ярко, непосредственно выразить себя в том или ином виде музыкального творчества. Особое место в системе музыкально-художественной деятельности занимает исполнительская, в частности песенная деятельность, которая наиболее полно раскрывает потребности детей в самопроявлении. Данной проблеме посвящены работы Ю.Б.Алиева [1 - 3], Н.А.Ветлугиной [27 - 29], А.Н.Зиминой [55], А.И.Ходьковой [116]. Исследованиям песенного творчества детей также посвящены работы многих педагогов, таких как И.А.Дзержинской[41], Г.Г. Казаковой [57] и др.
Для выявления связи предметов теоретического цикла со специальностью используются уже ставшие традиционными формы работы. Так, на уроке сольфеджио важнейшую форму работы – анализ музыкальных произведений – можно построить посредством интеграции с предметом специальности: репертуар для тематического анализа может быть предложен учащимися из произведений по специальности, что значительно облегчит их работу по запоминанию и изучению текста. Навыки исполнительства помогают ученикам при таких формах работы, как подбор аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, подбор мелодий по слуху, а это, в свою очередь, отражается на навыках чтения с листа и при подборе по слуху на уроках по специальности.
На уроках слушания музыки, равно как и музыкальной литературы, целесообразно развивать кругозор учащихся, используя формы доклада, сочинения, размышления о композиторе, изучаемом на уроках специальности, в качестве задания на дом. При этом могут ставиться различные задачи: сбор сведений об эпохе в целом, о композиторе – авторе данного произведения, об особенностях его музыкального стиля, об истории создания произведения. Это весомо облегчит воссоздание образа, передачу эмоционального и идейного замысла композитора в работе педагога. Также очень полезно при изучении средств музыкальной выразительности обращаться к примерам учеников из специальности. Такая форма работы играет существенную роль в осознании развития образа музыкального произведения.
Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий. Согласимся с мнением известного педагога Н.А.Ветлугиной: «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений» [25].
Творчество ребенка – это особый вид деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности ребенка как субъекта. Особенности детского творчества связаны со сжатостью во времени этапов творческого акта, субъективной новизной деятельности и ее продукта, а также способностью ребенка к продуктивному самовыражению.
Уникальность детской художественной деятельности заключается в возможности проявления творчества во всех ее видах: в восприятии произведения искусства, его интерпретации (исполнении) и в первых опытах сочинительства. Особое место в системе музыкально-художественной деятельности занимает песенная деятельность, которая наиболее полно раскрывает потребности детей в самопроявлении.
Привлечение наглядного материала в виде иллюстраций, репродукций полотен великих художников, видеофрагментов, мультипликационных фильмов, чтения стихотворений, мультимедийных презентаций, фотографий костюмов персонажей опер даёт возможность с разных сторон раскрыть музыкальный образ, добиться целостности знаний. При внедрении интеграции искусств в процесс изучения музыкальной литературы наиболее эффективны такие формы работы, как анализ литературного текста и сравнение его с музыкальным фрагментом в поисках образного, смыслового, структурного сходства или отличий, ярких изобразительных и выразительных моментов; подбор к инструментальному произведению или его части подходящих по смыслу или структуре поэтических произведений или отдельных образов, эпитетов их них; приведение примеров живописных полотен великих художников, наиболее ярко отражающих образное содержание музыкального произведения; «рисование» музыки детьми; изложение впечатлений от прослушанного произведения в виде сочинения согласно плану анализа.
Возможности для творческого самовыражения в деятельности песню для ребенка, связанного с несколькими аспектами. Во-первых, восприятие песни, которая выражается в их собственной интерпретации музыкального видео, речи или изображения. Во-вторых, исполнение песни, эмоциональной сцены передачи изображения. В-третьих, используя примитивные актерские и вокальные данные, а также костюмы, макияж и много атрибутов, действующие. В-четвертых, первые попытки написать песни, создавать оригинальные стихи основных мелодий изобретение органического характера комбинации изображений слов и музыки.
В экспериментальной работе мы основывались на позиции, что эффективность развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается в том случае, если:
- учитываются особенности детской музыкальной субкультуры и способностей детей к песенному творчеству;
- происходит обогащение музыкального опыта детей;
- проектируется специальная развивающая среда группы, стимулирующая песенное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Обогащение песенно-музыкального опыта детей происходило посредством знакомства детей с песенным жанром; введения детских песен в повседневную жизнь детей, широкого использования их в педагогическом процессе; обновления музыкального уголка группы.
В экспериментальную работу мы включили разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие детского песенного творчества: творческих способностей и воображения; музыкальных способностей детей.
Был проведен цикл занятий, связанный с организацией самостоятельной деятельности детей в песенном творчестве.
Обобщая данные, полученные в ходе экспериментальной работы, мы пришли к выводу об эффективности предложенных содержания, форма и методов развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.
1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. – Воронеж: НПО МОДЭК , 1998.
2. Алиев Ю. Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением: дис. . канд. пед. наук. — М., 1965.-291 с.
3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – Спб.: Питер, 2001. – 272 с.
5. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - М., 1998.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.
7. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1961. Вып. 1
8. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965. - 151 с.
9. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. — М.: Просвещение, 1990.- 106 с.
10. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. — М., 1953
11. Барышева Т.А. Креативность: диагностика и развитие. СПб, 2002.
12. Бекина С.И. Музыка и движение (Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет). М.: Просвещение, 1984.
13. Белкина В. Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками: Монография. Ярославль, 2000. — 161 с.
14. Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. — М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
15. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М., 1998.
16. Бердяев Н.А. Смысл творчества.- М, 2002.
17.Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – Санкт-Петербург : Питер, 2001.
18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1983.
19. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981. - 96 с.
20. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 2000.
21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
22. Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчества // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М, 1997. - С. 39 - 55.
23. Венгрус, Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. – СПб: Музыка, 2000. – 280 с.
24. Ветлугина Н. А. Виды детской музыкальной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1980. № 9. — С. 85-93.
25. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968.
26. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1988.
27. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1980.
28. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1964.
29. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983. - С. 169-196, 200-206.
30. Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. – М., 1960.
31. Воспитываем дошкольников самостоятельными // Сборник статей РГПУ им. А.И. Герцена. С - Пб.: Детство-Пресс, 2000.
32. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
33. Выготский J1. С. Мышление и речь / JI. С. Выготский. — М., 1956. -521с.
34. Гогоберидзе А. Г. Развитие творческой активности дошкольников в играх с потешками // Воспитываем дошкольников самостоятельными / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.- СПб, 2000. - С. 80 - 86.
35. Гогоберидзе А. Г. Развитие творчества старших дошкольников в хороводных играх // Игра и дошкольник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.- СПб, 2004.- С. 105 - 118.
36. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2005. - 320 с.
37. Гогоберидзе А. Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хоровых игр: дис. . канд. пед. наук.— СПб., 1992.
38. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. — М.: Гном и », 2004. — 120 с.
39. Демченко Д. Вокальные игры с детьми. – М., 2000.
40. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Авт. кол.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие. - СПб, 2002.
41. Дзержинская И. Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: дис. . канд. -М., 1962. - 267 с.
42. Дмитриев В. А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. - 23 с.
43. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школ». – М.: Просвещение, 1989.
44. Добровольская, Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. — М., 1987
45. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни М.: Просвещение, 2006. - 111 с.
46. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. — М.: Омега, 1997.
47. Дыбина О.В. Творчество как сущностная характеристика человеческого бытия. М, 2001.
48. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дисс.на соиск.ст. д-ра пед. наук. - М, 2002.
49. Дыхательная гимнастика Стрельниковой // ФиС. - № 11. – 2003.
50. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб, 1997.
51. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : Методические рекомендации для учителей музыки. – Нов.: Наука. Сиб . отделение, 1991.
52. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
53.3ак В. О мелодике массовой песни. - М.: Советский композитор, 1979. -357 с.
54. 3апорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературных произведений // Тр. всерос. научн. конф. по дошк. восп.- М.: Учпедгиз, 1948. - С. 234-247.
55. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: Владос, 2000.
56. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстетическое воспитание статьи, доклады, выступления. — М.: Педагогика, 1973. — 334 с.
57. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1958. — 192 с.
58. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). – М.: Композитор, 2000. – 80 с.
59. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий, 2010. -176 с.
60. Кацер О.В. Игровая методика обучению детей пению: Уч.-метод пособие. - СПб.: Музыкальная палитра, 2005. - 47 с.
61. Кирюшин В.Развивающие песни для дошкольников. – М., 1994.
62. Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство изобразительного творчества старших дошкольников: дис. .канд. пед. наук. — М., 1985.-с 155-177.
63. Колесникова Г. И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки: автореф. дис. . канд.пед. наук. — Екатеринбург, 1990. -23 с.
64. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995. – 158 с.
65. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М, 2005.
66. Комиссарова JI. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет.: Дис. канд. пед. наук. — М., 1979. — 243 с.
67. Концепция развития дошкольного образования
68. Кончева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – Л.: Музыка, 1988.
69. Костина Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 11-12.
70. Креативный ребёнок: диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов и др. - Ростов-на-Дону, 2004.
71. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка — дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: дис. . докт. пед. наук. - С-Пб., 1996.
72. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основание культурно-исторического подхода // Часть 1. — Рига: Эксперимент, 1999.
73. Лазарев М.А. Методика звукового дыхания
74. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев / Проблемы развития психики. М.: Издательство МГУ, 1972.-С. 472-499.
75. Лернер И. Я. Дидактическая природа творчества // Творчество и личность: межвузовский сборник научных трудов. М., 1985. - С. 3-11.
76. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2004. 244 с.
77. Мазель Л.А. строение музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1979. – 536 с.
78. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 1998. - 104 с.
79. Маланина Л. Развитие песенного творчества // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 7. - С.96-99.
80. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. - Свердловск, 1991.
81. Машковцева Л.М. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности (на основе использования элементов театрализации): дис. . канд. пед. наук. — М., 2005.
82. Метлов Н.А. Музыка детям. - М.: Просвещение, 1985.
83. Метлов Н. А., Михайлова Л. И. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях. — М.: Учпедгиз, 1969. — 187 с.
84. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1989. - С. 205-233.
85. Михайлова Т.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М, 2002.
86. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М., 1996.
87. Николаева Е. И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
88. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Аркти, 2000.
89. Ожегов С.И.Словарь русского языка / Ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Русяз., 1988. – 750 с.
90. Огороднов, Д.Е. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: методическое пособие. – 3-е изд. – Киев : Музычна Украйина, 1989. – 164 с.
91. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, 2005.
92. Орлова Н. Д. Развитие голоса девочек. — М., 1963.
93. Орлова Н. Д., Добровольская Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе. — М., 1972.
94. Орлова Т.М., Бекина С.М. 'Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет. - М.: Просвещение, 1987.
95. Орлова Т.М., Бекина С.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет. - М., 1988.
96. Подъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста (концептуальный аспек). - Волгоград, 1994.
97. Полякова М. Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх // Игра и дошкольник / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб, 2004. С. 42 68.
98. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-303 с.
99. Прохорова JI.H. Путешествие по Фанталии (практические материалы по развитию творческой активности дошкольников) / Под ред. Е.Р. Артамоновой. СПб, 2003. С. 80 82.
100. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. ВУЗ / под ред. Г. М. Цыпииа. М.: Академия, 2003. - 368 с.
101. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандшвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1994.
102. Рубинштейн С. JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М, 2002. С. 200 209.
103. Руденко А.В. Сюжетные музыкальные игры как средстворазвития песенного творчества у детей седьмого года жизни: ВКР С —1. Пб. 2001.
104. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование. Поиск новой парадигмы: монография. — М., 1998. — 265 с.
105. Созинова М. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников: автореф. дис. . канд пед. наук. С-Пб., 2004.
106. Солнцева О. В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста: дис. . кнд. пед. наук.- С-Пб.,1998.
107. Сомкова О.Н. Проблема преемственности в развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития (Герценовские чтения). СПб, 2003. С. 98 104.
108. Стулова, Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учебное пособие. — М., 1988. — 69 с.
109. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в дет. хоре. – М.: Владос, 2002. – 176 с.: ил.
110. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М.: Прометей, 1992.
111. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1998. - 173 с.
112. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М, 2002. С. 262 272.
113. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1985.335 с.
114. Тэ Чжин Ми. Психолого-педагогические условия развития песенного творчества детей 5-6 лет: автореф.дис. . канд пед. наук. — С-Пб, 2002.
115. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
"Об образовании в Российской Федерации".
116. Ходькова А. И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет: автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1974. 18 с.
117. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: дис. . д-ра пед. наук. — Ростов на Дону, 1995.- 448 с.
118. Шацкая В.Н. Детский голос: экспериментальные исследования. – М., 1970.
119. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
120. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М., 1996.
Тема: | «Методика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 78 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Дипломная работа:
Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры
Дипломная работа:
Роль народных игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста