Дипломная работа
«Развитие чувства ритма у детей на уроках музыки с помощью элементарных музыкальных инструментов»
- 65 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 6
1.1. Психолого-педагогические проблемы развития чувства ритма у детей 6
1.2. Элементарные музыкальные инструменты на уроках музыки 12
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 23
2.1 . Содержание, формы и методы развития чувства ритма у детей на уроках музыки с помощью элементарных музыкальных инструментов 23
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 32
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
С появлением технологий привычный ритм жизни стал меняться и становиться все быстрее. Порой даже взрослому человеку угнаться за ним сложно. Освоиться, достичь необходимого уровня для нормальной адаптации в современном мире детям помогает школа. Она должна обеспечивать стабильность, своевременность и современность в установлении взаимосвязи с жизненными ритмами. Это необходимо для нормального развития физического, психического здоровья формирующейся личности.
В целом, ритм - это чередование каких-либо элементов. Его рассматривают с различных сторон и точек зрения. Многие ученые затрагивали проблемы ритмизации природы, планеты, а также человеческого организма, потому как все в нашей жизни имеет ритм. Школьный возраст - это самый благоприятный возраст для формирования и развития гармоничной личности, в том числе музыкальных способностей, чувства ритма.
На уроках музыки, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется формированию чувству ритма с помощью музыкальных инструментов и, в целом, недооценивается важность их использования. При организации учебного процесса по развитию чувства ритма у детей с использованием музыкальных инструментов дети принимают активное участие в деятельности, что способствует их развитию.
В исследованиях В.К. Белобородовой, О.А. Апраксиной, Б.М. Теплова и других авторов нашла отражение проблема развития чувства ритма у детей. В настоящее время существует множество методик по развитию музыкальных способностей на уроках музыки, в том числе и по развитию чувства ритма. Однако специального исследования, посвященного проблеме развития чувства ритма у детей на уроках музыки с помощью элементарных музыкальных инструментов, не обнаружено.
В связи с этим наиболее актуальной становится проблема формирования чувства ритма у детей с помощью использования музыкальных инструментов.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития чувства ритма на уроках музыки с использованием элементарных музыкальных инструментов.
Объект исследования - процесс развития чувства ритма у детей.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития чувства ритма на уроках музыки с использованием элементарных музыкальных инструментов.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать научную, методическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть психолого-педагогические проблемы формирования
чувства ритма у детей;
3. Установить, охарактеризовать элементарные музыкальные
инструменты, которые используются на уроках музыки;
4. Выявить содержание, методы, формы развития чувства ритма у детей с помощью музыкальных инструментов;
5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Методологическую основу составили:
- работы, освещающие проблемы развития чувства ритма у детей (Э.Ж. Далькроз, В.Н. Холопова, Б.М. Теплов);
- основные положения, формы развития чувства ритма у детей (М.А. Михайлова, Л.Г. Дмитриенко, Н.М. Черноиваненко).
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогический эксперимент, беседа, тест, педагогическое наблюдение;
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании эффективности и необходимости использования элементарных музыкальных инструментов на уроках музыки в процессе развития чувства ритма у детей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в уроки музыки предложенных нами форм и методов для развития чувства ритма детей.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1.1. Психолого-педагогические проблемы развития чувства ритма у детей
Музыкальность еще с древних времен считается ценным, важным качеством, которое могло бы определять личность. В Древнем Риме считалось важным развитие музыкальных способностей и музыка помогала достигать определенные цели в воспитании и социальной адаптации человека. А в царских семьях специально приглашенные люди стремились обучить детей музыкальной грамоте и музыкальному слуху, считалось, что освоивший данный навык человек будет более востребован и почетен в обществе.
В наше же время основное музыкальное образование, которое является необходимостью для становления личности каждого, дается в школах. Цель таких уроков - развитие общей музыкальной, духовной культуры.
Музыка - искусство, при котором чувства, переживания, выражаются посредством движения звуков, различных по высоте, тембру и динамике. Для того, чтобы человек считался «музыкальным» ему необходимо обладать чувством ритма и музыкальным слухом, чувствовать выразительность ритма. Только тогда можно наиболее глубоко понять содержание произведения.
В современном мире на человека при получении музыкального воспитания и в целом развития, оказывают воздействие множество методических факторов, каждый из которых имеет свой индивидуальный характер. Они подбираются с учетом его возможностей и цели занятий .
Музыка оказывает значительное воздействие на развитие музыкально-ритмического чувства. Для достижения эффекта и результата необходима работа с учителем, который знает особенности развития детской музыкальности и способен выбрать методику, упражнения, которые будут способствовать наиболее полному раскрытию творческого потенциала подрастающей личности.
Уроки музыки в начальной школе предполагают развитие у учащихся основных музыкальных способностей - комплекса природных задатков, необходимых для успешной музыкальной деятельности. В музыкальной психологии к природным задаткам относятся такие особенности нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Основные компоненты музыкальности определяют сенсорные способности восприятия отдельных качеств музыкальных звуков: звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый слух, динамический слух. При этом музыкальные способности дифференцируются на основные и не основные. В музыкальной психологии к основным музыкальным способностям причисляются: ладовое чувство - способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; музыкальнослуховые представления - способность звуковысотного отражения мелодии; чувство ритма - способность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Графическая структура музыкальности, предложенная Л.А. Безбородовой и
Ю.Б. Алиевым, выглядит следующим образом:
Ладовое Музыкально-слуховые Чувство
чувство представления ритма
Пользуясь представленной таблицей можно сказать, что ритм является одной из основных музыкальных способностей, а также составляющей частью музыкальности в общем.
Множество авторов обращались к определению ритм. Среди них О.А. Апраксина, которая утверждает, что «ритм - один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность. Потребность в теоретических обоснованиях явлений ритма особенно ощущалась в периоды резких качественных сдвигов в ритмике. Один из таких периодов наступил в середине XX века, когда радикальные изменения затронули все главные элементы музыкального языка [7, с. 25].
Чувство ритма можно определить как важнейшую из музыкальных способностей человека. В ней заключается комплекс, включающий в себя созидание, понимание, восприятие и исполнение музыкальных образов и их ритмической стороны. Поэтому формирование ритмического чувства является одним из самых сложных и в то же время важных задач современной педагогики.
В нашей работе были представлены общие теоретические законы развития чувства ритма. Способы развития чувства ритма как традиционными, так и классическими педагогическими подходами. Игра на элементарных музыкальных инструментах была рассмотрена как самое действующее и важное средство, также необходимое условие развития ритмического чувства у учащихся. Мы выяснили, что в исполнительстве на элементарных музыкальных инструментах учащийся познаёт главные законы и правила ритма - естественность, выразительность, динамичность и многообразие.
Один из самых главных критериев для урока музыки - комплексный характер: ритм становится главным связующим звеном всей информации, музыка представляет собой инструмент передачи ритмов. Эмоциональный фон, душевное состояние учащихся становилось определяющим в усвоении и формировании у них чувства ритма.
Использование разных видов музыкально-ритмического
музицирования и методических подходов, помогли:
- Ритмизации процесса образования;
- Облегчению адаптации школьников к окружающей среде;
- Г армонизации внешних и внутренних процессов учащегося.
- Развитию музыкального чувства ритма у детей.
Высокие показатели музыкально-ритмического развития, обусловила, прежде всего, организация исполнения и музицирования на детских элементарных музыкальных инструментах, направленной на развитие ритма в рамках урока музыки.
1. McDougall W. Emotion and feeling distinguished // Reymert M. L (ed.). Feelings and emotions. Worcester, 1928. P. 200-204.
2. Абдуллин А.Б. Методология педагогики музыкального образования. - М.: Академия, 2013. - 325 с.
3. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
4. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. - М.: Академия, 2012. - 109 с.
5. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
+ еще 51 источник
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитие чувства ритма у детей на уроках музыки с помощью элементарных музыкальных инструментов» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 65 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки
Дипломная работа:
Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки
Дипломная работа:
Формирование музыкального вкуса у учащихся на уроке музыки
Дипломная работа:
Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки