Дипломная работа

«Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки»

  • 105 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 10

1.1. Сущность и особенность понятия этические ценности 10

1.2. Музыкальная культура по формированию этических ценностей 30

1.3. Организационно-педагогические условия формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки 38

Выводы по первой главе 51

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 53

2.1. Организация педагогического исследования эффективности формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки 53

2.2. Модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки 66

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки 86

Выводы по второй главе 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93

Введение

Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В современных условиях трансформируются этические ориентиры, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих этические нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей. Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета этики, морали, нравственности в организации жизнедеятельности детей, а формирование этических ценностей определит, как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе.

В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема этически развитой личности. В этих условиях особенно остро возникает необходимость формирования этических ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, к природе.

Формирование этических ценностей происходит в течение всей жизни человека и наиболее сензитивным периодом формирования этических ценностей являются школьные годы. Формирование этических ценностей школьников приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества. Развитие информационных и

коммуникационных технологий идет настолько быстро, что существующие педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства обучения. Вследствие этого возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира школьника этически ценностным содержанием. В этой связи в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны.

Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов и богословов Н.А. Бердяев («человек как верховная ценность»), И.А. Ильин, Н.О Лосский («абсолютные» ценности), B.C. Соловьев; философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, А. Камю, И. Канта, В.П. Тугаринова, К. Ясперса и др.

Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский и др.); труды по педагогической аксиологии (Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.). Педагогический аспект к воспитанию нравственных ценностей и к выделению этических категорий, к расстановке этических акцентов раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, A.C. Макаренко, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, К.Д. Ушинского, А.И. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

Анализ проблемы формирования этических ценностей школьников показывает, что современная ситуация обучения и воспитания требует поиска новых подходов. Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме формирования этических ценностей школьников выявил противоречие между возросшими требования общества к формированию этических ценностей школьников и неразработанностью теоретических основ. Противоречие между необходимостью практического разрешения проблемы формирования этических ценностей школьников и недостаточным педагогическим обеспечением его решения обусловило выбор темы данного исследования «Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки».

Выделенные противоречия актуализируют проблему исследования каковы содержание и модель, обеспечивающие эффективности формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки теоретические основы, сущностно-содержательная характеристика, модель и педагогические условия формирования этических ценностей школьников на уроках музыки.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Объект исследования: процесс формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Предмет исследования: модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Гипотеза исследования: формирование этических ценностей у учащихся на уроках музыки будет эффективно, если в образовательный процесс будет внедрена модель формирования этических ценностей, включающая такие организационно-педагогические условия: создание ценностной образовательной музыкальной среды, организация диалогического взаимодействия и использование методов формирования сознания личности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и особенность понятия этические ценности;

2. Рассмотреть музыкальную культуру по формированию этических ценностей с древних времен до современности;

3. Выявить организационно-педагогические условия формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки;

4. Разработать и реализовать модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки;

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Методологической основой исследования являются:

- положения о ведущей роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии личности (О.С. Анисимов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э.Фромм и др.);

- трактовка человека как активного субъекта, преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (А.Г. Асмолов, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнин и др.);

- личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин);

- культурологический (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, Т.С. Буторина, А.Г. Козлова, Н.Б. Крылова, Т.В. Лодкина, А.А. Реан, В.С. Швырев)

- теоретические идеи о ценностном потенциале музыкального искусства (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, А. Щербакова и др.).

- компетентностный (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.М. Новиков, А.М. Павлова, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской, П.М. Эрдниев, И.С. Якиманская и др.) подходы.

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение передового педагогического опыта в области музыкального образования школьников; анализ учебных программ), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы), представление анализа экспериментальных данных исследования в виде таблиц, рисунков (схем, диаграмм).

Научная новизна исследования состоит в том, что: - определены организационно-педагогические условия, способствующие формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки, - обосновано применение активных практико-ориентированных форм и методов, способствующих формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки;

- выделена модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании модели формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны практические рекомендации по формированию этических ценностей у учащихся на уроках музыки, которые могут быть использованы учителями музыки общеобразовательных школ в своей профессиональной деятельности.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Этапы исследования.

1 этап - подготовительный (2016-2017): на этом этапе проведен анализ научной литературы по проблеме исследования, сформулирован научный аппарат.

2 этап - основной (2017-2018): на этом этапе проведено эмпирическое исследование, осуществлялся сбор данных, а также количественный и качественный анализ этих данных, разработка методических рекомендаций.

3 этап - заключительный (2018-2019): обобщение и систематизация работы, ее оформление в виде выпускной квалификационной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Целенаправленное эффективное формирование этических ценностей у учащихся на уроках музыки обеспечивается на основе современного подхода, рассматривающего воспитание как формирование отношений человека к миру, которое включает в себя два основных аспекта: формирование отношений к самому себе и к окружающей среде. Формирование отношений выступает базисным механизмом приобщения к системе ценностей и является истинным объектом воспитания.

2. Учебно-воспитательный процесс учреждения имеет следующие возможности по формированию этических ценностей школьников: обучающие (выбор форм и методов обучения, соответственно этическому развитию школьников), воспитательные (усвоение этических норм и правил жизнедеятельности, ценностных смыслов собственного бытия), развивающие (организация психолого-педагогической поддержки процесса формирования этических ценностей школьников).

3. Теоретическая модель формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки содержит: целевой (цели, принципы, задачи), содержательный (функции, основные направления деятельности), организационно-практический, (педагогические условия, этапы, формы, и методы работы), оценочно-критериальный (критерии, уровни) компоненты, а также системообразующие связи (целеполагание, рефлексивные).

4. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективности формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки: создание ценностной образовательной музыкальной среды,

организация диалогического взаимодействия, использование методов формирования сознания личности.

Достоверность результатов исследования: обеспечиваются единством философских и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей о формировании этических ценностей у обучаемых, методологической обоснованностью исходных положений, многократной проверкой теоретических выводов и результатов опытно-экспериментальной работы, количественным и качественным анализом теоретического и эмпирического материалов.

Апробация и внедрение результатов: Материалы исследования публиковались в форме статей, а также обсуждались на конференциях - «Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве» (г.Уфа, 2016); «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» (Уфа, 2019); «Роль и место информационных технологий в современной науке» (Самара, 2019).

Структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1. Сущность и особенность понятия этические ценности

В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии ценности. Нашей целью является осветить в первом параграфе, каким образом формировались понятия об этических ценностях в философии, психологии и педагогики. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов.

Термин «этика» был введен крупнейшим мыслителем, систематиком античной этики Аристотелем. Это греческое слово «ethos» - обычай,

характер, образ мыслей. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии. Аристотель разрабатывает классификацию этических понятий, определяет границы этих понятий, выделяет теоретический и практический аспекты этики, формулирует ее главные проблемы. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении. Им написаны труды «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» [65, с.32].

Наряду с понятием этика используется понятие мораль, от латинского слова - «moralize», которое имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить свою культуру от ассимиляции в эллинской, римлянам необходимо было четко разграничить «свои» обычаи и «чужие». Мораль служила в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков.

Данные различия в происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что «этика» и «мораль» стали наполняться разным содержанием.

Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль (A.A. Гусейнов [42], Р.Г. Апресян [42], И.С. Кон [42], Ф.Т. Хаматнуров [42]). Под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности (Ф.Т. Хаматнуров [42], А.И. Шемшурина [42] и др.).

Этические ценности, исходя из определения этики, предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические ценности, нежели нравственные ценности.

Приведем определения «этики» и «этических ценностей» из философского словаря: «Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этическому человеку доступно понимание ценности. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей. Этические ценности - это ценности убеждения и поведения» [127, с.545-546].

В античном полисном государстве этика получает свое первоначальное развитие. Этика античности - это этика добродетели.

Добродетель по Аристотелю имеет два вида: нравственную и мыслительную. Мыслительная добродетель подчиняет себе нравственную, так как она связана с суждением. «Нравственные же добродетели относятся к той части души, которая не обладает суждением и по природе своей следует за той, которая обладает суждением [42, с.519-520].

В средние века учение Аристотеля получило свое продолжение в работах Блаженного Августина. Определяющим фактором в средние века стала молитва, беззаветная вера в Бога как в живое и личностное существо, постулаты о полном ничтожестве человека - «раба Божьего». С полновластным засильем церкви главной добродетелью провозглашается служение Богу как абсолютной ценности. Этика добродетели подразумевает метафизическое приписывание человеку определенных врожденных нравственных качеств. Закрепощение церковью сознания человека вело к сужению нравственных ориентиров.

Высшим достижением этической мысли эпохи Возрождения явилось учение великого итальянского философа Джордано Бруно. Истинная основа нравственных ценностей в этической системе Джордано Бруно - труд: «Прочь от меня. всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность» [65, с.101].

Этимологический словарь русского языка А.Г. Преображенского понятие «ценность» трактует в значении: высоко ставить, придавать достоинство [103, с.46]. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова

определяет понятие «ценности» как «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека или общества: благо, добро и зло; прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы» [127, с.534].

Заключение

В теоретической части нашей работы выявлено, что этические ценности являются одним из способов регуляции действий человека при взаимоотношении с природой, обществом, друг с другом. Этические ценности фиксируют в себе те нормы, идеалы, что составляют культуру межчеловеческих отношений и откладываются во многовековом опыте развития общества. Этические ценности воспроизводятся в повседневной деятельности побуждениями, оценками, убеждениями, поведением. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что этические ценности, рассматривается в историческом контексте педагогики в качестве важнейшей цели воспитания на основе развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого школьника. В различные исторические периоды развития в обществе складываются многообразные этические ценности, их объединяет то, что они обращены к гуманному, т.е. человеческому началу, основаны на личностном опыте, представляют собой совокупность общих принципов, норм поведения учащихся по отношению друг к другу, природе, обществу во имя добра и блага. Сформированные этические ценности позволяют определить ценностные нравственные ориентиры учащихся, стремление к идеалу, они выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности школьников.

Анализ показал, что формирование этических ценностей школьников эффективно, если оно строится на основе признания личности ученика высшей ценностью, приобщения учащихся к этическим и общечеловеческим ценностям и формирования на их основе адекватного этим целям поведения.

В практической части нашей работы нами было проведено опытно-экспериментально исследование и осуществлено внедрение разработанной программы эффективного формирования этических ценностей учащихся на уроках музыки на примере МАОУ «Лицей №6», г. Уфа. Количество учеников в экспериментальной группе - 52 человека (учащиеся четвертых классов), количество учеников в контрольной группе - 18 человек.

Основными компонентами модели, процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки стали: цель, которая может быть достигнута при решении установленных задач, соблюдения общепедагогических и характерных для музыкального образования принципов обучения, использовании в процессе обучения инновационных форм, методов и средств, направленных на формирование этических ценностей.

Периодическая диагностика и мониторинг процесса формирования этических ценностей у учащихся начальной школы выявили положительную динамику уровней сформированности нравственно-этических ценностей детей. Так, после проведения опытно-экспериментальной работы количество учеников, достигших среднего и высокого уровня этического развития, значительно повысилось в контрольной группе, что свидетельствует об эффективности работы, проведённой нами на формирующем этапе эксперимента.

Таким образом, разработка и внедрение в условиях высшего профессионального образования модели процесса формирования этических ценностей учеников на уроках музыки и реализация педагогических условий позволили повысить уровень этического поведения, нравственной мотивации, нравственной самооценки и отношения к жизненным ценностям. Нам удалось внедрить в процесс обучения инновационные формы, методы и средства обучения.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения и общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Адаптация и здоровье / Под ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Кузбассвузиз- дат, 2003. - 301 с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: Гуманит. над, центр Владос, 2000. - 336 с.

4. Аманбаева Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. - Якутск, 1998. - 123 с.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: изд-во Дом Ш. Амонашвили. - 1996. - 494 с.

+ еще 161 источник

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки»
Раздел: Менеджмент
Тип: Дипломная работа
Страниц: 105
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика