Курсовая работа
«Психологические особенности сформированности правовых знаний в юношеском возрасте»
- 41 страниц
Введение….….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие правовых знаний в науке.….7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста….12
Выводы по первой главе . 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования .24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей сформированности правовых знаний в юношеском возрасте.29
Выводы по второй главе….35
Заключение .37
Список использованной литературы .39
Происходящие в нашем обществе изменения связанны с социально-экономическими изменениями и политическими преобразованиями в государстве. Это объясняет происходящие сложные динамические процессы, которые влияют на сознание молодежи. В массовом сознании молодежи происходят изменения в представлениях о границах допустимого и недопустимого в социальном поведении, о правилах и нормах поведения в обществе.
Процесс социализации молодежи в современных условиях проходит со значительными осложнениями и дефектами. Это осложняется еще и тем, что в настоящее время еще не сложилась стройная система правового воспитания в образовании.
В связи с этим изучение состояния правовых взглядов и представлений, правовых знаний, потребностей, интересов и установок молодежи является в настоящее время актуальным направлением в психологии. Особого внимания требует проблема формирования правового знания в юношеском возрасте, поскольку этот период является сенситивным для формирования правового знания.
Правовое знание или правосознание является предметом изучения многих наук (философии, социологии, права): Н.А. Бердяев, А.Д. Бойков, И.А. Ильин, В.П. Казимирчук, А.Ф. Колотов, Е.А. Лукашева, А.В. Мицкевич, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.Н. Чичерин и др.
В этих исследованиях феномен правосознания изучается с позиции этики, философии и социологии права. Психологические характеристики правосознания остаются вне рамок изучения. В отечественной психологической науке правосознание традиционно рассматривается с позиций системного подхода, в рамках которого разработано понятие правосознания (А.Р. Ратинов), изучается его структура и функции (Е.О. Голынчик, О.А. Гулевич, П.П. Баранов, А.Р. Ратинов, Л.А. Ясюкова), процесс формирования и причины неразвитости (О.А. Гулевич, Е.О. Голынчик, А.Р. Ратинов, Л.А. Ясюкова).
Исследование правосознания также связано с реализацией деятельностного подхода к личности и ее сознанию (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.Н. Славская и др.). В рамках данного подхода осуществляются исследования социально-культурного основания правосознания (социального мышления, социальных представлений) (К.А. Абульханова, А.Н. Славская и др.), рассматриваются вопросы нравственности в контексте правосознания (Л.И. Анцыферова, М.И. Воловикова и др.).
В юридической психологии изучаются понятие правосознания (П.П. Баранов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов, В.А. Щегорцев и др.); роль правосознания в регуляции человеческого поведения (В.Г. Деев, Н.В. Дворянчиков, К.Е. Игошев, В.Ф. Пирожков, А.Р. Ратинов, А.Р. Смирнов); вопросы нравственной социализации (Д.В. Сочивко), специализированное право сознание (В.М. Асмандияров, Ю.А. Борзенко, А.А. Пивоварова и др.), обсуждается проблема деформации и личностных детерминант правосознания (П.П. Баранов,С.П. Безносов, А.А.Бондарев, Ю.А. Борзенко, А.И. Долгова, В.С. Красник, А.А. Орлова, А.Р. Ратинов и др.).
В зарубежной психологии правосознание изучается в рамках когнитивной и поведенческой психологии: теории социальных представлений (С. Московичи), теории бихевиоризма (Б.Ф. Скиннер, Дж. Уотсон), теории ожиданий (Дж. Роттер, У. Мишель), теории социального научения (А. Бандура), принципа дифференциальной ассоциации (Р. Бюргес, Д. Крейсси).
Проблема исследования. Несмотря на многочисленности исследований проблема понятия правосознания и правового знания в науке до сих пор не разрешена. Она имеет междисциплинарную основу, а также различия в подходах к определению. Неоднозначное понимание содержания правосознания как психологического феномена, практически отсутствие инструментария для психодиагностики правосознания создают препятствия на пути его эмпирического исследования.
Цель исследования: исследование психологических особенностей сформированности правовых знаний в юношеском возрасте.
Объект исследования: сформированность правовых знаний.
Предмет исследования: психологические особенности сформированности правовых знаний в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у девочек юношеского возраста более сформированные правовые знания, чем у мальчиков.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами были определены следующие задачи исследования:
1) провести теоретической анализ проблемы сформированности правовых знаний;
2) выявить особенности юношеского возраста;
3) провести эмпирическое исследование психологических особенностей сформированности правовых знаний в юношеском возрасте.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1) теоретико-методологический анализ психолого–педагогической литературы;
2) психодиагностические методики: методика «Изучение уровня развития правосознания» Л.А. Ясюковой; методика «Уровень развития правосознания» (Е.А. Евстафеева, В.С. Красник); методика изучения эмоционального отношения.
3) анализ и синтез результатов исследования.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 2 группы молодых людей юношеского возраста. В первую группы испытуемых вошли девочки в количестве 20 человек. Во вторую группы вошли мальчики в количестве 20 человек.
Эмпирической базой исследования выбрано дошкольное образовательное учреждение «Ромашка», в с. Месягутово.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования уточняют и расширяют представление об психологических особенностях правовых знаний в юношеском возрасте и их значении развития личности в современном обществе.
Практическая значимость исследования. На основе результатов исследования может быть построена программа профилактики, а также программа тренинга по формированию и развитию правовых знаний в юношеском возрасте.
Структура исследования: работа состоит из введения, оглавления, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Выводы по первой главе
В данной главе курсовой работы мы провели теоретическое исследование психологических особенностей формирования правовых знаний в юношеском возрасте.
Необходимо отметить, что проблема правосознания носит комплексный, многоаспектный характер. Этим объясняется тот факт, что исследованием данного феномена, а также отдельно взятыми его проблемами, занимаются представители многих наук: философии права, социологии, психологии.
В отечественной науке теория правосознания получила свое развитие в начале XX столетия в рамках философии права. Научные труды Н.А. Бердяева, В.М. Гессена, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, С.В. Пахмана, И.А. Покровского, П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, Ф.В. Тарановского, С.Л. Франка, Г.Ф. Шершеневича и других ученых до сих пор остаются значимыми для современной науки.
Недостаточно изученным в науке до сих пор остается психологическое содержание правосознания. В некоторых определениях отмечается психологический компонент правосознания, содержание которого представлено неоднозначно.
Таким образом, можно сказать, что проблема выделения психологических особенностей правовых знаний является актуальной в современной психологии. Однако наблюдается малая разработанность проблематики. Ситуация осложняется, во-первых, междисциплинарным характером вопроса правосознании, необходимы совместные исследования юридической, социалогической и психологической наук. Во-вторых, отсутствие методов исследования правосознаний затрудняет дальнейшие изыскания по проблематике.
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие ученые психологи и педагоги - теоретики и практики - в нашей стране и за рубежом: И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, Ф. Раис, К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др. Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин. В психологии юношеского возраста можно выделить много важных проблем: проблема ориентации юношей и девушек в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческих образцов и ценностей, проблема конструирования юношами своих жизненных планов и целей и др. Она связана с новообразованиями юношеского возраста - жизненное, личностное и профессиональное самоопределения, определяющими его дальнейший путь развития и существования. Л.И. Божович и другие исследователи связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юноши.
Таким образом, юношеский возраст является переходным периодом к взрослости. Характеризуется значительными изменениями во сферах психической и социальной жизни человека.
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей формирования правовых знаний в юношеском возрасте
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: исследование психологических особенностей сформированности правовых знаний в юношеском возрасте.
Объект исследования: сформированность правовых знаний.
Предмет исследования: психологические особенности сформированности правовых знаний у девочек и мальчиков в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у девочек юношеского возраста более сформированные правовые знания, чем у мальчиков.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами были определены следующие задачи исследования:
1) провести теоретической анализ проблемы сформированности правовых знаний;
2) выявить особенности юношеского возраста;
3) провести эмпирическое исследование психологических особенностей сформированности правовых знаний в юношеском возрасте.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
4) теоретико-методологический анализ психолого–педагогической литературы;
5) психодиагностические методики: методика «Изучение уровня развития правосознания» Л.А. Ясюковой; методика «Уровень развития правосознания» (Е.А. Евстафеева, В.С. Красник); методика изучения эмоционального отношения.
6) анализ и синтез результатов исследования.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 2 группы молодых людей юношеского возраста. В первую группы испытуемых вошли девочки в количестве 20 человек. Во вторую группы вошли мальчики в количестве 20 человек.
Эмпирической базой исследования выбрано дошкольное образовательное учреждение «Ромашка», в с. Месягутово.
Этапы эмпирического исследования:
1. Подбор методик исследования.
2. Тестирование двух групп испытуемых: мальчиков и девочек юношеского возраста.
3. Анализ и интерпретация результатов исследования.
4. Написание выводов.
Рассмотрим применяемые нами в исследовании методики.
Целью нашего исследования стало выявление психологических особенностей сформированности правовых знаний в юношеском возрасте.
Для достижения цели нашего исследования мы провели теоретический анализ проблемы сформированности правовых знаний.
В результате решения данной задачи мы пришли к выводам:
1) проблема правосознания носит комплексный, многоаспектный характер. Этим объясняется тот факт, что исследованием данного феномена, а также отдельно взятыми его проблемами, занимаются представители многих наук: философии права, социологии, психологии.
2) в отечественной науке теория правосознания получила свое развитие в начале XX столетия в рамках философии права. Научные труды Н.А. Бердяева, В.М. Гессена, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, С.В. Пахмана, И.А. Покровского, П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, Ф.В. Тарановского, С.Л. Франка, Г.Ф. Шершеневича и других ученых до сих пор остаются значимыми для современной науки.
3) недостаточно изученным в науке до сих пор остается психологическое содержание правосознания. В некоторых определениях отмечается психологический компонент правосознания, содержание которого представлено неоднозначно.
4) изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие ученые психологи и педагоги - теоретики и практики - в нашей стране и за рубежом: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер Э. Шпрангер, и др. Юношеский возраст является переходным периодом к взрослости. Характеризуется значительными изменениями во сферах психической и социальной жизни человека.
Эмпирическое исследование было направлено на выявление психологических особенностей сформированности правовых знаний в юношеском возрасте и подтверждение или опровержение гипотезы о том, что у девочек более сформированные правовые знания, чем у мальчиков.
В исследовании приняли участие 2 группы молодых людей юношеского возраста. В первую группы испытуемых вошли девочки в количестве 20 человек. Во вторую группы вошли мальчики в количестве 20 человек.
После проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что существенных различий в исследуемых показателях в двух группах испытуемых: мальчиков и девочек не обнаружено. Это говорит о том, что мальчики и девочки юношеского возраста не различаются по уровням правосознания. Нами не было выявлено особенностей формирования правового знания между девочками и мальчиками.
1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферова – М.: Владос, 2007.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 2006.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М.: Мысль, 2008.
4. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников [Текст] / О.С. Богданова, С.В. Череноква – М.: Владос, 2008.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович – М.: Институт практической психологии, 1995.
6. Васильев В.Л. Юридическая психология [Текст] / В.Л. Васильев. – СПб. : Питер, 2005.
7. Васильев В.Л. Юридическая психология [Текст] / В.Л. Васильев. – СПБ.: Питер, 2001.
8. Ведешкин Н.А., Леви М.В. О возможности применения психодиагностических методов изучения правосознания при профессиональном психологическом отборе в органы внутренних дел Российской Федерации [Текст] / Н.А. Ведешкин., М.В. Леви // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – М., 2011, №4, С. 25-30.
9. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Учпедгизд, 1936.
10. Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984.
11. Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.Ф. Демидова. – Таганрог, 2007.
12. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. [Текст] / Е.Н. Каменская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. – М.: Владос, 2006.
14. Кон И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Владос, 2006.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. – М.: Владос, 2005.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
17. Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников [Текст] / В.В. Кулишов. – Краснодар, 2007.
18. Куница Г.С., Саенко А.С., Тимошко Г.В. Юноши и девушки о прошлом, настоящем и будущем [Текст] / Г.С. Куница, А.С. Саенко, Г.В. Тимошенко// Вестник ДНАСА. - 2005.- №4. - С.205 - 211.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977.
20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2006.
21. Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение [Текст] / А.Р. Ратинов, Г. X. Ефремова. –Красноярск, 1998.
22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. – М.: Владос, 2006.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 2002.
24. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2006.
25. Сергачева О.В. Изучение уровня сформированности правосознания у сотрудников органов внутренних дел [Текст] / О.В. Сергачева– Северодвинск, 2005.
26. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология [Текст] // Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
27. Фирсова Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков [Текст] / Т.А. Фирсова: дис. канд. психол. наук. Самара, 2002.
28. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Мысль, 2006.
29. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость. Зрелость. Старость [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2006.
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Владос, 2005.
31. Ягофаров Д.А. Категории и понятия общей теории государства и прав [Текст] / Д.А. Ягофаров. – Екатеринбург, 1995.
32. Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития [Текст] / Л.А. Ясюкова // Прикладная психология, №4, 2000.
33. Ясюкова Л.А., Самойлова В.А. Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе [Текст] / Л.А. Ясюкова, В.А. Самойлова // Человек и общество: Научный и общественный альманах. – Санкт-Петербургский университет, 2005. Выпуск N31. С. 60-84.
Тема: | «Психологические особенности сформированности правовых знаний в юношеском возрасте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 1800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Интернет-среда как условие социализации в юношеском возрасте
Дипломная работа:
Структура внутренней картины здоровья в юношеском возрасте
Дипломная работа:
Взаимосвязь ценностных ориентаций и стили поведения в конфликте
Дипломная работа:
Формирование правосознания старшеклассников
Курсовая работа:
Особенности смысложизненной ориентации студентов психологов