Курсовая работа

«Психологическое развитие навыков взаимопонимания партнеров»

  • 33 страниц
Содержание

Введение

Теоретическая часть

Особенности восприятия и понимания в общении

Об общении в семье

О Семейных тренингах

Практическая часть

Программа тренинга

Приложение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Умение общаться – самая уникальная способность человека, помогающая ему выживать, склонность к которой дается человеку самой природой. Кому-то в большей, а кому-то в меньшей степени. И в какой бы природной мерой этой склонности не обладал бы человек, общаться хочет каждый, и каждый должен развивать эту способность. Каждый человек уже рождается с определенной нормой общения. Общительный человек, умеющий строить с окружающими гармоничные взаимоотношения и располагать к себе других людей, оказывать на них влияние всегда имеет огромные преимущества и в построении успешной карьеры и в личной жизни.

Общение жизненно важно между двумя людьми для продолжения отношений. И оно ещё более необходимо для благополучия семьи.

Фрагмент работы

1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ

В своих суждениях люди вовсе не так объективны, как им кажется. Выводы о мыслях, чувствах, причинах поведения партнера далеко не всегда оказываются логичными, часто ошибочны и предвзяты. Нередко для правильной интерпретации поведения другого лица субъекту просто не хватает информации. Тогда он сам начинает восполнять недостающее, домысливает за партнера, привлекает на помощь личный опыт, ссылается на интуицию и т.д. Человек чувствует себя комфортно лишь тогда, когда способен контролировать ситуацию, когда действия другого для него понятны, а потому предсказуемы. Он подбирает правдоподобное объяснение поступку другого, которое и кажется ему единственно верным. Какие эффекты и ошибки возникают на пути восприятия и понимания партнера по общению? Рассмотрим их подробно.

Чтобы общение было успешным, необходимо хорошо знать собеседника. Что он(а) за человек? Какой у него(нее) характер? Что движет его(ее) поведением? Каковые его(ее) мысли, чувства, намерения, интересы и т.д.? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, человек опирается не только на фактическую информацию о собеседнике, но и на свой личный опыт, а также на мнения и оценки, выносимые окружающими. Значит, источником этих впечатлений могут стать стереотипы и предубеждения, которые имеются у субъекта. Ведь в своих суждениях люди вовсе не так объективны, как им кажется. Выводы о мыслях, чувствах, причинах поведения партнера далеко не всегда оказываются логичными, часто ошибочны и предвзяты. Нередко для правильной интерпретации поведения другого лица субъекту просто не хватает информации. Тогда он сам начинает восполнять недостающее, домысливает за партнера, привлекает на помощь личный опыт, ссылается на интуицию и т.д. Человек чувствует себя комфортно лишь тогда, когда способен контролировать ситуацию, когда действия другого для него понятны, а потому предсказуемы. Он подбирает правдоподобное объяснение поступку другого, которое и кажется ему единственно верным. Чаще всего люди не отдают себе отчета в собственной пристрастности и субъективности. Все это создает барьеры в процессе общения, ведущие к непониманию и ошибкам, различного рода недоразумениям, конфликтам, необоснованным проявлениям враждебности, агрессии и т.д.

«Поставь себя на мое место. Как бы ты поступил?. Представь себя в такой ситуации!. Что же мне еще оставалось думать (чувствовать, делать и т.д.)?!» — с такими призывами и вопросами человек обращается к собеседнику, если хочет добиться от него понимания и поддержки. Один из механизмов межличностного познания как раз и состоит в том, что человек делает выводы о мыслях, чувствах, интересах, целях партнера по общению, отождествляя себя с ним. Этот механизм получил название идентификация и представляет собой чисто рациональный процесс погружения индивидом себя на место партнера.

Познание другого человека далеко не всегда является рациональным. Общаясь, мы сопереживаем своему собеседнику, перенимает его эмоциональное состояние, «заражаясь» им, радуемся или печалимся вместе с ним. Эмпатия (от греч. empatheia — «сопереживание») представляет собой эмоциональный отклик на ситуацию партнера, внерациональное, чувственное понимание.

В процессе общения большое значение для индивида приобретает то, как партнер его поймет, какое впечатление о нем сложит, как проинтерпретирует его поведение.

Сколько происходит между любящими непонимания из-за того, что они не понимают, что им хотят сказать. Разумеется, что вы не должны сообщать партнеру обо всех своих мыслях и чувствах при любом случае.

Например, если близкий человек задает вам вопрос, касающийся ваших отношений. А Вы, так или иначе, уходите от ответа, и если ваш партнер не уверен в Ваших чувствах, то ваша манера отвечать будет, воспринята как свидетельство, что оправдались наихудшие подозрения. У вас, как у каждого человека, может быть плохое настроение, или вы озабочены проблемами работы, здоровья, - и вам не хочется об этом говорить. Близкие видят ваше беспокойство, плохое самочувствие, но вы отшучиваетесь или молчите. Вот это и вбивает клин в ваши отношения. Ведь им остается предположить, что это они виноваты, а не грубиян в общественном транспорте.

2. ОБ ОБЩЕНИИ В СЕМЬЕ

Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.

Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровно - родственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья.

Различают следующие психологические характеристики межсупружеского общения:

доверие друг к другу без опасений взаимного неприятия и осуждения;

сходство в отношениях к окружающему миру, людям;

уровень несловесной коммуникации, выражающийся в правильном понимании без слов выражений лица, поз, взглядов, жестов друг друга;

наличие общих символов, например, своих словечек, ласковых прозвищ, обращений, а также семейных обрядов, традиций;

частые задушевные разговоры;

частая демонстрация сходства в понимании семейных ролей, ролевых ожиданий, повседневных функций, обязанностей;

безоценочное взаимное принятие друг друга;

высокий уровень сочувствия, сопереживания;

ситуации душевной помощи, поддержки друг друга в трудных ситуациях.

Заключение

В групповой терапии супружеских пар терапевт работает одновременно с несколькими супружескими парами. Используются тематические и свободные дискуссии, обсуждение биографии, ролевые игры, коммуникативный тренинг. Предпочтительнее закрытые гомогенные по возрасту и образованию группы. Работа может вестись двумя ко-терапевтами – мужчиной и женщиной. Группа помогает придумывать и разыгрывать модели и ситуации, которые могут использовать супруги; отдельные пары сравнивают свое поведение.

В группе проигрываются и комментируются различные формы общения и способы решения проблем, вырабатываются и сравниваются супружеские соглашения и контролируется их выполнение. Используются специфические групповые техники:

- публичный диалог супружеской пары;

- разбор проблем отдельных супружеских пар;

- два группа (мужчины во внутреннем круге обсуждают свои семейные проблемы, как бы не замечая жен во внешнем кругу, затем мужчины и женщины меняются местами);

- мужская и женская подгруппы занимаются с разными терапевтами.

В конце курса группа оценивает слабости и преимущества каждом пары.

Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов - теоретических, методических, исследовательских.

Сегодня нельзя представить себе практической деятельности психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем ее содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом — тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.

Психологический тренинг - это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Из этого понимания я и постараюсь исходить, ведя разговор о социально-психологическом тренинге (СПТ), описывая шаг за шагом его содержательные и организационные аспекты.

СПТ - форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.

Групповая работа предваряется организационным сообщением ведущего. Помимо информирования о целях, задачах и процедуре предстоящей работы, вступительное слово выполняет важную психологическую функцию. Участники привыкают друг к другу, к особенностям речи ведущего, настраиваются на работу. Необходимо сразу задать внутренний темп работы, который будет поддерживаться ведущим весь день. Этот темп должен быть выбран с учетом особенностей группы, но очень важно, чтобы он был удобен, естественен для самого ведущего, иначе ему его не удержать.

Участие в тренинге может быть только добровольным. Но нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно, и, в конце концов, это может быть опасно для его психического здоровья.

Но даже люди, откликнувшиеся на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию, для того чтобы принять решение осознанно.

Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.

При правильной организации и проведения тренингов даже малое количество профессионалов может сделать наше общество здоровее и лучше. Давайте же растить профессионалов.

Список литературы

1. Сизанов А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. - Минск, 2001. Методика "Общение в семье" (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.)

2. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. Над книгой работали: писатели, ученые, педагоги, медики журналисты / Сост. В. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 367 с., ил.

3. Основы технологии группового тренинга, Вачков И., М.: 2000

4. Теория и практика психологического тренинга, Горбатова Е. уч.пособие, 2005

5. Сексуальная и семейная психотерапия Г.В.Старшенбаум, М.: 2003

6. Интернет ресурсы

Покупка готовой работы
Тема: «Психологическое развитие навыков взаимопонимания партнеров»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика