Дипломная работа
«Структура внутренней картины здоровья в юношеском возрасте»
- 132 страниц
ВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1. Психология здоровья как новая отрасль человекознания 8
1.2.Основные подходы к пониманию «внутренней картины здоровья» 15
1.3. Особенности структуры внутренней картины здоровья в юношеском возрасте 28
Выводы первой главе 42
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СТРУКТУРЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 45
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 49
2.3. Программа тренинга по развитию структурных компонентов внутренней картины здоровья в юношеском возрасте 78
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Актуальность исследования. По данным ВОЗ в расчете на тысячу человек населения средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний за последнее столетие вырос более чем в. четыре раза. Увеличивается количество больных в обществе и темпы роста этих расстройств.
По своей практической значимости проблема заботы о здоровье, особенно в юношеском возрасте, является одной из приоритетных. Высокая заболеваемость детей в этом возрасте делает актуальной задачу первичной профилактики поведения, повышающего вероятность развития заболевания, а также формирования установок, способствующих сохранению, поддержанию и улучшению здоровья.
В связи с этим важное значение приобретает теоретическая и методологическая разработка концепции и практическое исследование внутренней картины здоровья как комплексного психологического образования, отражающего представления о содержании понятия здоровья, его ценности, признаках и методах поддержания, эмоциональные переживания в состоянии здоровья и болезни, поведенческие стратегии сохранения здоровья.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной темы при высокой социальной значимости проблемы сохранения здоровья юношей и девушек юношеского возраста определяют актуальность настоящей исследовательской работы.
Последние многих исследования показывают резкое ухудшение основных показателей здоровья в юношеского возраста, В юношеский возраст влечет за собой психологические и физиологические изменения, которые сказываются на личностной системе отношений, в том числе и на отношении к здоровью. Для юношеского возраста характерна более высокая дифференцированность представлений о здоровье при более низкой его субъективной ценности, меньшей готовности к выполнению лечебно-профилактических процедур, большей автономности и опоре на личный опыт при выборе поведенческих стратегий в связи с состоянием здоровья, в отличие от младших подростков. Учащиеся юношеского возраста уделяют значительно- меньшее внимание проблеме профилактики заболеваний и при ухудшении здоровья менее склонны обращаться к врачу.
Цель исследования: изучение структурных компонентов внутренней картины здоровья в юношеском возрасте.
Объект исследования: структурные компоненты внутренней картина здоровья в юношеском возрасте.
Предмет исследования: различия структурных компонентов внутренней картины здоровья (ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий) у юношей и девушек.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что есть различия в структурных компонентов внутренней картины здоровья у девушек и юношей.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические концепции по психологии здоровья.
2. Рассмотреть основные подходы к пониманию «структуры внутренней картины здоровья».
3. Исследовать особенности в структуре внутренняя картина здоровья в юношеском возрасте.
4. Рассмотреть различия в структуре внутренние картины здоровья у юношей и девушек.
5. Составить программу тренинга по развитию компонентов внутренней картины здоровья в юношеском возрасте.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У юношей и девушек наблюдается дифференцированность представлений о здоровье, его признаках, характеристиках физического, социального, психологического уровней, но занижена оценка субъективной ценности здоровья, основанная на личном опыте. Кроме того, на эмоциональном уровне у большинства преобладает продуктивная стратегия «оптимизм», отражающая уверенность на благополучное разрешение сложной ситуации.
2. У девушек на когнитивном уровне наблюдается тенденция к преуменьшению значения трудностей, они стремятся сохранить внешнее самообладание и скрыть глубину своих переживаний. На поведенческом уровне наблюдается склонность к уходу (изоляции) от имеющихся проблем и компенсация.
3. Для юношей характерен низкий уровень личностной тревожности и депрессивности, наличие агрессивности как реакции на текущие события, средний уровень контроля агрессии, склонность использовать стратегии приспособления и компромисса. Юноши уделяют значительно меньшее внимание проблеме профилактики заболеваний и при ухудшении здоровья менее склонны обращаться к врачу.
Степень научной разработанности темы:
Научные исследования внутренней картины здоровья в рамках психологии отражены в трудах Ананьев- В.А.; Шувалов А.В.; Исаев Д.Н.; Мамайчук И.И.; Горская Е.А.; Захаров СЛ.; Малиновская Н.Д.; Антви-Дансо Стивен; Иовчук Н.М.; Северный А.А.; Подольский А.И., Хейманс П. и др.
Методы исследования:
I. Теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ и синтез.
II. Эмпирические: метод сбора информации - тестирование.
В работе были использованы следующие стандартизированные методики:
1) Опросник «Отношение к здоровью» (P.A. Березовская);
2) Опросник «Компоненты внутренней картины здоровья» (Блюм.В.В).
3) Опросник для изучения копинг-поведения (Э. Хайма)
111. Методы математической обработки данных: расчет средних арифметических, процентного соотношения, U - критерия Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования: Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждения «Уфимский медицинский колледжа», Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Уфимский лесотехнический техникум» города Уфы.
Описания выборки: Выборку нашего исследования составили участие студенты юношеского возраста 17-20 лет в количестве 60 человек (30 юношей, 30 девушек) обучающихся в 1 курсе ГАПОУ РБ «Уфимского медицинского колледжа», а также в ГБПОУ «Уфимском лесотехническом техникуме».
Практическая значимость. Апробирован диагностический инструментарий по исследованию» ВКЗ, который направлен на анализ структурных компонентов внутренней картины здоровья у юношей и девушек. Использован опросник для юношей и девушек. Используемые в научной работе методики могут быть предложены практическими психологами для диагностики и изучения структурных компонентов ВКЗ. Информация об особенностях ВКЗ учащихся юношеского возраста может быть полезна психологам, работающим в общеобразовательных учебных заведениях.
Надежность и научная достоверность результатов исследования. Обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием исследования; обширным и многосторонним изучением и анализом данных предыдущих исследований по изучаемой теме с последующей постановкой научной проблемы; детальной операционализацией понятий: «здоровье», «внутренняя картина здоровья»; репрезентативностью выборки испытуемых; тщательной подготовкой и организацией оптимальных условий для проведения исследования; использованием комплекса методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования, валидных и надежных психодиагностических методик; применением стандартных методов математической статистики для обработки эмпирических данных, на основе которых сделаны обобщающие выводы.
Апробация исследования: основные теоретические и эмпирические положения выпускной квалифицированной работы обсуждались и применялись во время прохождения практики на таких базах, как:
- Лаборатория прикладной психологии ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы;
- Школа юного психолога на базе Факультета психологии БГПУ им. М. Акмуллы;
- ГАПОУ РБ «Уфимский медицинский колледж» города Уфы .
Были опубликованы статьи:
1. Нафиков Р.Р., Макушкина О.М. Основные подходы к пониманию внутренней картины здоровья //Человек в условиях социальных изменений: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд- во БГПУ, 2019. - С. 138-140.
2. Нафиков Р.Р., Макушкина О.М. Особенности структуры внутренней картины здоровья в юношеском возрасте // Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании сб. науч. ст. Международная научно-практическая конференция - Уфа: Изд-во БГПУ, 2020( в печати).
Структура и работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 4-х приложений. Общий объем магистерской диссертации составляет 100 страниц, (не включая приложения). В работе содержится 12 таблиц и 1 рисунка. Список литературы включает 144 источников.
ГЛАВА 1.ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ.
1.1 Психология здоровья как новая отрасль человекознания.
По своей практической значимости и актуальности проблема здоровья считается одной из самых важных и сложных в современной науке. Как отмечает Г.С.Никифоров, интерес к проблеме психического здоровья личности проявился со стороны российских ученых; огромная заслуга принадлежит академику В.М.Бехтереву. Его творчество пронизано идеей «цельного» познания человека или целостного (холистического) подхода к его изучению. В.М.Бехтерев обращает внимание, что личность — это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, способный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Внутренний облик личности, отмечает автор, определяется в большей степени обществом, его интересами и обычаями. Гармоничное развитие личности, ее социальное здоровье есть основа благополучия всего государства. Личность и общество взаимосвязаны между собой. Негативные условия общественной жизни подтачивают душевное здоровье личности [95, с. 80].
В конце 70-х в, общем своде психологических дисциплин выделилось новое научное направление — «Психология здоровья». За этот небольшой период времени психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Эта отрасль знаний, как отмечает В.А.Ананьев, представляет собой синтез психологии и валеологии. Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития [11]. В России психология здоровья обращает внимание на выявление психологического «оптимума» жизнедеятельности человека, выработку критериев его оценки и самооценки. Психология здоровья, как отмечают разные авторы, включает практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти. Ее объектом является «здоровая», а не «больная» личность.
Всемирная Организация Здравоохранения предлагает следующее определение здоровья: здоровье — это отсутствие психических, физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие. Выделяют три основных признака здоровья: 1) структурная и функциональная сохранность систем и органов человека, 2) индивидуальная приспособляемость к физической и общественной среде, З) сохранность привычного самочувствия [95, с. 80]. Патоцентрированная медицина, пишет В.Е.Каган, определяет здоровье через отрицание болезни: «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием болезненных изменений». «Здоровье как индивидуальная норма, по существу, есть индивидуальная мера отклонения от физиологической, статистической и идеальной норм. При оценке этой меры приходится считаться с изменчивостью самих норм: то, что сегодня и в этой ситуации норма, завтра и в иной' ситуации— болезнь (например, тахикардия в покое и нагрузке в молодости и старости)» [58, с.202]. Также здоровье зависит от культурных стереотипов и социальных стандартов:
Как пишет В.А.Ананьев, в понятие «здоровье» следует сегодня включать и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество жизни, делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени самореализации [9]. Так А.В.Шувалов отмечает, психологическое здоровье — это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности пределах индивидуальной жизни. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития [139]. Д.Н.Исаев обращает внимание, что здоровье чрезвычайно изменчиво, зависит от множества факторов и определяется данными факторами, в томе числе и генетически запрограммированными конституциальными особенностями организма.
Здоровье одновременно и субъективно и объективно, поскольку при плохом самочувствии могут отсутствовать объективные данные, с другой стороны, при их наличии самочувствие может оставаться до определенного времени хорошим [54].
За рубежом понятие «здоровье» стало исследоваться в рамках направления «Психология здоровья». Отделение «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978г, а с 1982г, выходит журнал «Психология здоровья». Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной Д. Энджелом в 1977 г. Особое внимание уделялось здоровью человека и системе психопрофилактики. Д.Маркс, М.Мюррей, Б.Эванс и другие зарубежные авторы определяют «здоровье» как благополучие в широком смысле (wellbeing) — это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь. культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. «Здоровье» представляет собой сложный продукт, результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития [175]. Д.Ж.Стоун обращает внимание на то, что с 1980 г. большой интерес был направлен на достижения в, области психопрофилактики и психологии здоровья [194].
Последние исследования многих авторов показывают резкое ухудшение основных показателей здоровья. Необходимо отметить, что наибольший рост числа психических заболеваний отмечается среди подростков и юношей. Известно, что учебная деятельность связана с эмоциональными переживаниями, преодолением сложных и стрессовых ситуаций, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья учащихся. Чем крепче здоровье человека и чем успешнее он может противостоять стрессовым факторам, тем успешнее обучение.
Отмечено, что для достижения здоровья человеку необходимо развитие самопознания, то есть осознания самого себя, собственной внутренней природы, специфики всей человеческой ситуации. В настоящее время большинство людей отмечает высокую ценность здоровья, но вместе с тем не предпринимает активных действий по его достижению, что связано с отсутствием психологической компетентности в этой области.
Развитие ВКЗ происходит на протяжении всей жизни человека. Ребенок развивается, получает больше информации из окружающего мира. Дети разного возраста по-своему представляют здоровье и болезнь. При изучении ВКЗ, пишет И.И.Мамайчук, необходимо учитывать возрастной подход. Внешние и внутренние условия развития определяют особенности возраста ребенка как временной характеристики индивидуального развития.
Предлагается следующее определение ВКЗ. Внутренняя картина здоровья — это комплексное субъективное представление человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения, совокупность эмоциональных переживаний в состоянии здоровья, способах его поддержания и сохранения, включающая следующие взаимосвязанные структурные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный,
эмоциональный и поведенческий.
Проведено изучение внутренней картины здоровья; структуры составляющих компонентов ВКЗ, уровней здоровья среди юношей и девушек юношеского возраста. Исследованы значимые корреляционные взаимосвязи между компонентами ВКЗ и показателями неблагополучия здоровья юношей и девушек.
Структура внутренней картины здоровья у юношей и девушек юношеского к возраста отличается специфическими особенностями.
1. У юношей и девушек наблюдается дифференцированность представлений о здоровье, его признаках, характеристиках физического, социального, психологического уровней, но занижена оценка субъективной ценности здоровья, основанная на личном опыте. Кроме того, на эмоциональном уровне у большинства преобладает продуктивная стратегия «оптимизм», отражающая уверенность на благополучное разрешение сложной ситуации.
2. У девушек на когнитивном уровне наблюдается тенденция к преуменьшению значения трудностей, они стремятся сохранить внешнее самообладание и скрыть глубину своих переживаний. На поведенческом уровне наблюдается склонность к уходу (изоляции) от имеющихся проблем и компенсация.
3. Для юношей характерен низкий уровень личностной тревожности и депрессивности, наличие агрессивности как реакции на текущие события, средний уровень контроля агрессии, склонность использовать стратегии приспособления и компромисса. Юноши уделяют значительно меньшее внимание проблеме профилактики заболеваний и при ухудшении здоровья менее склонны обращаться к врачу.
В результате проведённого исследования гипотеза подтвердилась, а также разработана программа тренинга по развитию структурных компонентов внутренней картины здоровья в юношеском возрасте.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. [Текст] / Абрамова Г.С.-M.: Изд-во Екатеринбург; Деловая книга, 1999. - 512с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. [Текст] /Абрамова Г.С. -М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 621с.
3. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для вузов. [Текст] / Абрамова Г.С. - М.: Изд-во Академия, 3-е изд. 2001. - 316с.
4. Аммон Г. Психосоматическая терапия [Текст] / Аммон Г.- М.: Изд- во СПб «Речь», 2000. -238с.
5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье [Текст] / Амосов Н.М. - М.: Изд- во Физкультура и спорт, 1987. - 63с.
+ еще 139 источников
Тема: | «Структура внутренней картины здоровья в юношеском возрасте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 132 | |
Цена: | 3100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологические особенности сформированности правовых знаний в юношеском возрасте
Дипломная работа:
Интернет-среда как условие социализации в юношеском возрасте
Дипломная работа:
Взаимосвязь ценностных ориентаций и стили поведения в конфликте
Дипломная работа:
Формирование правосознания старшеклассников
Дипломная работа:
Представление учащихся о счастье как факторе их личностного самоопределения