Курсовая работа

«Особенности смысложизненной ориентации студентов психологов»

  • 40 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СМЫСЛА И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 5

1.1 Этапы становления психологии смысла: зарубежные и отечественные подходы 5

1.2 Особенности развития смысловой сферы в юношеском возрасте 15

1.3. Понятие направленности личности в современной психологии 17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 22

2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования 22

2.2. Характеристика методов исследования 22

2.3 Анализ и интерпретация результатов 26

ВЫВОДЫ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Введение

Возможность субъективной регуляции жизнедеятельности возникает не сразу, а постепенно, по мере созревания мозга и его функций, и вместе с тем по мере становления в процессах социализации интеллекта, самосозна-ния, характера. В понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Степень этой активности может быть различной в зависимости от зрелости характера, его самобытности. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ним типы личности. На одном полюсе – жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, жизнь-автоматизм. На другом полюсе – жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адек-ватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовы-ражение должно основываться на правильном отражении обстоятельств и последствий собственного поведения, на отражении объективных законов действительности. В качестве основных детерминант, направляющих жизнь и деятельность человека по пути творческого самовыражения мы выделяем смысл жизни в качестве одного из важнейших компонентов.

Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для молодежи осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных юношей и девушек – студентов, в частности особенностей формирования у них поиска смысла жизни.

Проблема смысла жизни рассматривалась С.Франком, Ф.В. Басси-ным, Н.Н. Моисеевым и др.; в рамках отечественных психологических исследований она встречается в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, В.Г. Асеева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Г.А. Вайзер, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.П. Попогребского, В.Э. Чудновского и зарубежных К. Обуховского и др. Среди зарубежных психологов проблема смысла жизни заняла центральное место в жизни и творчестве В. Франкла.

Цель исследования: изучение смысложизненных ориентаций студен-тов-психологов разной личностной направленности. В контексте поставленной цели реализуются следующие задачи:

1. Изучить подходы к интерпретации понятия смысла и направленности личности в зарубежной и отечественной психологии.

2.Раскрыть особенности содержания и развития смысловой сферы в юношеском возрасте.

3.Эмпирически изучить и проанализировать особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов разной личностной направленности.

Предмет исследования: смысложизненных ориентаций студентов-психологов разной личностной направленности.

Объект исследования: студенты-психологи в возрасте от 18 до 23 лет.

В качестве общей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что смысложизненные ориентаций студентов-психологов различны в зависимости от направленности личности.

Методы и методики исследования:

1.Анализ психологической литературы по проблеме исследования;

2.Психодиагностические методики:

тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Д.А. Леонтьева.

методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

методика «Направленность личности» Б. Басса.

Фрагмент работы

Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека, закономерно стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоаналитического подхода, как с точки зрения представителей самого этого подхода, так и с точки зрения «внешних критиков» этого течения. В работах Фрейда впервые встречается понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии [14].

Фрейд разработал таксономию смыслов личностных отношений. В специальном исследовании, посвященном анализу понятия смысла в работах Фрейда, Р. Шоп выделяет четыре несовпадающих трактовки смысла в различных контекстах. В первом понимании смысл сновидения или смысл символа – это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается. Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта. Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость этого акта. И, наконец, четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами. Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда. Сам Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома. Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстах Фрейд полагал, что «только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними».

Первое альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних (1929-1934 гг.) работах одного из основных оппонентов Фрейда – Альфреда Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии.

Заключение

Смысл жизни – это врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности.

Идея смысла жизни как интегрирующего фактора человеческой жиз-ни, намеченная еще в работах З. Фрейда, А. Адлера и К.Г. Юнга, легла у В. Франкла в основу теории личности, получив свою детальную разработ-ку. В российской психологической науке проблематика смысла детально разрабатывается в рамках «вершинной психологии» Л.С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев) и ряде других современных подходов.

В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл – одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте.

В эмпирической части данной работы мы провели изучение смысло-жизненных ориентаций, с целью выявления различий в ценностных ориентациях современной молодежи по признаку направленности личности.

В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, обнаружены различия в смысложизненных ориентациях, что подтверждает нашу гипотезу. Реализуемый нами подход к практическому изучению смысложизненной ориентации молодежи представляется достаточно перспективным для дальнейших изучений этой проблемы.

Полученные результаты нашего исследования могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам, в исследовательских работах по изучению смысложизненной ориентации молодежи.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.– М.: Издательский центр «Академия.– 1997.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,1989.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.,1986.

4. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

5. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. – М.,1982.

6. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста// собр. соч.: в 6 т. Т.А.С. 5-220; С.т.,1983, 244-269.

7. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. 1994. №3.

8. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.,1980.

9. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просве-щение, 1989.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

11. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.,1999.

12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

13. Обуховский К. Психология влечений человека. – М.,1972.

14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

15. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. – Л.,1980.

16. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. – М.,1983.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.

18. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.,1977.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Тол-стых А.В. – М., 1996.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности смысложизненной ориентации студентов психологов»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика