Курсовая работа

«Психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей»

  • 52 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Анализ психологических условий возникновения и распространения никотиновой зависимости подростков и юношей

1.1 Анализ литературы по проблеме зависимости в подростковом возрасте.7

1.2 Психологические причины никотиновой зависимости среди подростков и юношей….…13

1.3 Принципы профилактики никотиновой зависимости среди подростков и юношей….….17

1.4. Агрессивность и враждебность как психологичексие проблемы.21

Выводы….….31

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Эмпирическое исследование причин никотиновой зависимости подростков и юношей

2.1 Организация и методы исследования…32

2.2. Анализ и интерпретация.33

Выводы по 2 главе.38

Заключение….40

Список литературы…41

Приложение

Введение

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одна из главных задач государства и общества – обеспечение здоровья нации. Борьба с курением в молодом возрасте – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни, поскольку курение является серьезным фактором риска многих хронических неинфекционных заболеваний в зрелом возрасте, которые в свою очередь часто не позволяют взрослому человеку достичь своего акме в личностном и профессиональном развитии.

Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения.

В настоящее время существует потребность в поиске и изучении психологических условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и внедрении комплексных эффективных программ по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.

Поскольку курение является сложным поведенческим актом, в возникновении и становлении которого принимают участие и социально-психологические, и индивидуально-личностные характеристики, курение широко изучают врачи, физиологи, психологи, социологи и педагоги как в нашей стране, так и за рубежом.

Более детальное изучение психологических условий возникновения и распространения курения среди подростков и юношей дает возможность выявить факторы и пусковые механизмы курения, что позволит повысить эффективность психологической программы профилактики, направленной на борьбу с курением. Анализ социально-психологических условий возникновения и распространения курения является этапом разработки эффективных профилактических программ. Аргументы в пользу программ профилактики курения подростков и юношества базируются на том, что «если ребенок не стал курить в подростковом возрасте, то вряд ли это произойдет после». Не вызывает сомнения, что профилактика должна осуществляться рано, уже в детском и подростковом возрасте.

В современном обществе имеет место следующие противоречия:

- между необходимостью ранней профилактики никотиновой зависимости и недостаточным количеством социально-психологических программ для этого;

- между ранним возникновением никотиновой зависимости и непрекращающейся пропагандой табака, несмотря на запрещающие законодательные акты.

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений организовать профилактическую работу педагога-психолога с подростками и юношеством по снижению зависимости от табакокурения. Это определило тему нашего исследования \"Психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей\".

Цель исследования – выявить основные психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей.

Объект исследования – психологические причины никотиновой зависимости.

Предмет исследования – агрессивность и враждебность как психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Анализ литературы по проблеме зависимости в подростковом и юношеском возрастах.

1.2 Рассмотреть психологические причины никотиновой зависимости среди подростков и юношей.

1.3 Рассмотреть принципы профилактики никотиновой зависимости среди подростков и юношей.

1.4. Рассмотреть разработанность проблемы враждебности и агрессивности в психологии.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы предположили, что основными причинами никотиновой зависимости в подростковом и юношеском возрастах являются определенные психологические особенности личности: агрессивность и враждебность.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

1. Методы теоретического исследования проблемы: изучение психолого-педагогической литературы о причинах подростковой зависимости; а также по проблемам агрессивности и враждебности.

2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование.

– для выявление групп лиц с никотиновой зависимостью \"Анкета по изучению проблемы никотиновой зависимости среди школьников\"; Тест для подростков и молодежи, которые курят.

– для выявления враждебности и агрессивности \"Диагностика враждебности по шкале Кука – Медлей\".

Степень разработанности. Изучению психологических аспектов никотиновой зависимости посвящены труды Ю.В. Фомичевой, А.Г. Шмелева, И.В. Бурмистрова. Факторы личностной предрасположенности к зависимости описали О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др. Психологические последствия никотиновой зависимости для индивида изучали И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский.

Методологической основой исследования явились деятельностный подход к отклоняющимся формам поведения подростков (Ю.Р. Вишневский, И.А. Горькова, Г.А. Гурко, А.Н. Елизаров, A.B. Меренков, Б.С. Павлов), системный подход к анализу в процессе социализации подростка (Б.Н. Алмазов, B.C. Афанасьев, Г.Ф. Кумарин, В.В. Лозовой, В.Г. Степанов).

Теоретическая значимость исследования. Заключается в том, что дана характеристика этапов развития зависимостей у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий (формирование иллюзорно-компенсаторной деятельности; формирование первичной и вторичной профилактики по отношению к табакокурению); а также охарактеризована система психолого-педагогической профилактики, чем расширяются теоретические представления о деятельности педагога-психолога по профилактике вредных привычек у подростков и вносится вклад в теорию общей педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты позволяют расширить спектр психолого-педагогических средств, способствующий повышению эффективности профилактики никотиновой зависимости у подростков.

Структура работы определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, теоретического анализа, включающего 2 главы, выводов, заключения и списка литературы (38 источников) и приложения. Основной текст работы изложен на 43 страницах.

Фрагмент работы

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

2.1 Организация и методы исследования

Цель исследования – выявить основные психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей.

Объект исследования – психологические причины никотиновой зависимости.

Предмет исследования – агрессивность и враждебность как психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы предположили, что основными причинами никотиновой зависимости в подростковом и юношеском возрастах являются определенные психологические особенности личности: агрессивность и враждебность.

Этапы исследования:

1. сформировать выборку исследования

2. подобрать методы исследования

3. провести диагностику личностных особенностей

4. сделать выводы

Выборка исследования: исследование планируется провести в 8 классе, с детьми в возрасте 14-15 лет в количестве 20 человек; из них 13 мальчиков и 7 девочек.

Базой эмпирического исследования. Планируется выбрать МОБУ СОШ №1 г.Дюртюли Республики Башкортостан.

Эмпирические методы: анкетирование, тестирование.

– для выявление групп лиц с никотиновой зависимостью \"Анкета по изучению проблемы никотиновой зависимости среди школьников\"; Тест для подростков и молодежи, которые курят.

– для выявления враждебности и агрессивности \"Диагностика враждебности по шкале Кука – Медлей\".

При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики - на что, прежде всего, следует обратить внимание: на борьбу с курением либо на профилактику его. В-третьих, результаты анкетирования могут служить показателем эффективности работы педагога. Для этого сравниваются данные опроса, проведенного перед началом реализации программы, и данные, полученные при ее завершении.

2.2 Анализ и интерпретация

Нами было проведено исследование, в ходе которого осуществлена диагностика, по выявлению причины зависимости от табакокурения у подростков и юношей.

Для того, чтобы выявить уровень зависимости подростков от табакокурения мы воспользовались такими методиками как тест на определение зависимости от никотина, а также \"Тест для подростков и молодежи, которые курят\" (Приложение 1). Объединенные данные по анкетированию и тестированию приведены в приложении 2.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни никотиновой зависимоти подростков и юношей

уровень количество %

Очень высокая вероятность зависимости 4 человека 20%

Высокая вероятность зависимости 6 человек 30%

Средняя вероятность зависимости 3 человека 15%

Низкая вероятность зависимости 3 человека 15%

Очень низкая вероятность зависимости 4 человека 20%

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 50% детей в классе имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.

Дальнейшую работу по исследованию причин никотиновой зависимости мы будем вести по сформированных группам: зависимые и независимые от табакокурения. Так, в группу зависимых войдут подростки и юноши с очень высокой вероятностью зависимости и высокой вероятностью. В группу не зависимых те подростки, у которых обнаружены средняя, низкая и очень низкая зависимость.

Для определения уровня враждебности и агрессивности испытуемых двух групп была использована методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука – Медлей). Мы получили результаты по 3 шкалам: цинизм, агрессивность, враждебность. Для каждого уровня проявления цинизма, агрессивности, враждебности было определено процентное соотношение испытуемых, для которых характерно его проявление. Результаты диагностики представлены на Рис.1.

Примечание: 1 группа – зависимые, 2 группа– независимые.

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Диагностика враждебности» (по шкале Кука – Медлей).

Согласно полученным данным видно, что по шкале «Враждебность» в группе зависимых испытуемых в большей степени выражен средний уровень враждебности, с тенденцией к высокому (56%,) затем средний уровень враждебности, с тенденцией к низкому у 32%, высокие враждебности уровень у 9% и низкий – 3%. Группе независимых испытуемых в большей степени характерен средний уровень враждебности, с тенденцией к низкому (54 %), в значительной – средний уровень, с тенденцией к высокому (64%) , низкий уровень у 6%, и высокие показатели также у 6% испытуемых данной группы.

По шкале «Цинизм» группе зависимых испытуемых в большей степени свойственен средние показатели, с тенденцией к высокому (80%) и высокие показатели и средний уровень, с тенденцией к низкому по 10%. Группе независимых испытуемых так же в большей степени свойственен средний уровень, с тенденцией к высокому (84%) и в меньшей – средний уровень, с тенденцией к низкому (6%), высокие уровень цинизма выявлен у 5%, и низкие показатели также у 5%.

По шкале «Агрессивность» группе зависимых испытуемых в большей степени свойственен средний уровень, с тенденцией к высокому (66%), и в меньшей – средний уровень, с тенденцией к низкому (20%), высокий уровень у 14% исследуемых. В группе независмых испытуемых в большей степени свойственен средний уровень агрессивности, с тенденцией к высокому (67 %), высокий уровень агрессивности (19%), в меньшей степени выражены средний уровень агрессивности, с тенденцией к низкому 14% исследуемых.

Таким образом, большинству зависимых от никотиновой зависимости испытуемых свойственен средний уровень враждебности, цинизма и агрессивности с тенденцией к высокому.

Заключение

В рамках данной курсовой работы мы проделали теоретический и эмпирический анализы. В результате исследования можно сделать следующие выводы:

– в подростковом возрасте присутствует достаточное количество условий для формирования зависимых моделей поведения – подростковая зависимость. Особенно ярко проявляются зависимости в тот период, когда происходит интеграция человека в систему разнообразных отношений, влияющих на процесс формирования ценностных ориентаций, систему взглядов на будущие, интересов и потребностей. Психолого-педагогическая профилактика курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта извне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников. Мы предполагаем что враждебность и агрессивность являются одними из причин никотиновой зависимости подростков и юношей.

Наше исследование подтвердило наличие у 50% детей в классе высокого уровня никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.

В группе зависимых подростков выявлен высокий уровень агрессивности и враждебности, по сравнению с подростками независмыми от табакокурения. Однако по результатам математической обработки данных большинство зависимых от табакокурения подростков и юношей имеют высокие результаты по шкале враждебность. Т.е. враждебность может быть психологической причиной никотиновой зависимости.

Список литературы

1. Андреева И. Г. Укрепление здоровья школьников в современном социуме [Текст] / И.Г. Андреева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 9. –С.39-42

2. Асмолов А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002.

3. Ахмерова, С.Г. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях [Текст] / С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова // Учебно-методическое пособие для учителей. – Уфа: Информреклама, 2005.

4. Будь умным – не кури: о табакокурении [Текст] // Истоки. – 2012. – № 5. – С. 1

5. Выготский Л.С. Возрастная психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 2001.

6. Габитова Д. Самая лучшая привычка – это не иметь дурных привычек [Текст] / Д. Габитова // О проблемах табакокурения в России и мире Республика Башкортостан. – 2011. – 1 июня. – С.3.

7. Голикова К. Минздрав устал предупреждать… о вреде курения [Текст] / К. Голикова // Истоки. – 2012. - № 3. – С. 2

8. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия [Текст] / Еникеева Д.Д. - М.: Аст-Пресс, 2006.

9. Игошкин И. Дым от прибыли затмевает разум [Текст] /И.Игошкин // Парламентская газета. – 2013. – 8 февраля. – С.1,3.

10. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков [Текст] / Клочинова П. // Социальная педагогика. – 2006. - № 1. – С.61 - 70.

11. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2002.

12. Кулаков, С.А. На приеме у психолога – подросток [Текст] / С.А.Кулаков. - М.: Просвещение, 2005. – 415 с.

13. Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе [Текст]: Учеб.-метод. пособие / С.А.Кулаков. - СПб.: Питер, 2006. – 317 с.

14. Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей . 8-11 классы [Текст] / Г.Г.Кулинич. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с.

15. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков [Текст] / А.А. Либерман // Вопросы психологии. – 2005.– № 3. – С.117-124.

16. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2007. – 340 с.

17. Мухина В.С. Психология возраста [Текст] / В.С. Мухина – М., 2007.

18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова – М: Тривола, 2005.

19. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. – №1.

20. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Подросток в учебе и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М., 2000.

21. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни [Текст]. – Ижевск, 2006. - 63 с.

22. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.

23. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006. – 217 с.

24. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

25. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

26. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб., 2001.

27. Словарь. Психология [Текст] / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - М.,1990.

28. Соколова З. Неличное дело каждого [Текст] / З.Соколова. – Республика Башкортостан. – 2012. – 16 февраля. - С. 3.

29. Степанов В.Г. Психология трудных подростков [Текст] / В.Г. Степанов // учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006.

30. Суханов В.И. Вредные привычки: причины и профилактика [Текст] / Суханов, В.И., Макович В.А. - Челябинск, 2006. – 375 с.

31. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.

32. Хрестоматия. Тревога и тревожность [Текст] / /Под ред. В.М. Астапова. – Спб., 2001.

33. Шейх З. Табак: безобидная привычка или величайшее из зол? [Текст] / З.Шейх // Молодежная газета. - 2011. – 2 июня. - С.8.

34. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога [Текст] / Л. Шнейдер// Школьный психолог. – 2009. – №20. – С. 12-15.

35. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

36. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М, 2004.

37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 2000.

38. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. – 287 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 52
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика