Курсовая работа

«Психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей»

  • 52 страниц(ы)
  • 1119 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение….3

Глава 1. Анализ психологических условий возникновения и распространения никотиновой зависимости подростков и юношей

1.1 Анализ литературы по проблеме зависимости в подростковом возрасте.7

1.2 Психологические причины никотиновой зависимости среди подростков и юношей….…13

1.3 Принципы профилактики никотиновой зависимости среди подростков и юношей….….17

1.4. Агрессивность и враждебность как психологичексие проблемы.21

Выводы….….31

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Эмпирическое исследование причин никотиновой зависимости подростков и юношей

2.1 Организация и методы исследования…32

2.2. Анализ и интерпретация.33

Выводы по 2 главе.38

Заключение….40

Список литературы…41

Приложение

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одна из главных задач государства и общества – обеспечение здоровья нации. Борьба с курением в молодом возрасте – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни, поскольку курение является серьезным фактором риска многих хронических неинфекционных заболеваний в зрелом возрасте, которые в свою очередь часто не позволяют взрослому человеку достичь своего акме в личностном и профессиональном развитии.

Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения.

В настоящее время существует потребность в поиске и изучении психологических условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и внедрении комплексных эффективных программ по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.

Поскольку курение является сложным поведенческим актом, в возникновении и становлении которого принимают участие и социально-психологические, и индивидуально-личностные характеристики, курение широко изучают врачи, физиологи, психологи, социологи и педагоги как в нашей стране, так и за рубежом.

Более детальное изучение психологических условий возникновения и распространения курения среди подростков и юношей дает возможность выявить факторы и пусковые механизмы курения, что позволит повысить эффективность психологической программы профилактики, направленной на борьбу с курением. Анализ социально-психологических условий возникновения и распространения курения является этапом разработки эффективных профилактических программ. Аргументы в пользу программ профилактики курения подростков и юношества базируются на том, что «если ребенок не стал курить в подростковом возрасте, то вряд ли это произойдет после». Не вызывает сомнения, что профилактика должна осуществляться рано, уже в детском и подростковом возрасте.

В современном обществе имеет место следующие противоречия:

- между необходимостью ранней профилактики никотиновой зависимости и недостаточным количеством социально-психологических программ для этого;

- между ранним возникновением никотиновой зависимости и непрекращающейся пропагандой табака, несмотря на запрещающие законодательные акты.

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений организовать профилактическую работу педагога-психолога с подростками и юношеством по снижению зависимости от табакокурения. Это определило тему нашего исследования \"Психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей\".

Цель исследования – выявить основные психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей.

Объект исследования – психологические причины никотиновой зависимости.

Предмет исследования – агрессивность и враждебность как психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Анализ литературы по проблеме зависимости в подростковом и юношеском возрастах.

1.2 Рассмотреть психологические причины никотиновой зависимости среди подростков и юношей.

1.3 Рассмотреть принципы профилактики никотиновой зависимости среди подростков и юношей.

1.4. Рассмотреть разработанность проблемы враждебности и агрессивности в психологии.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы предположили, что основными причинами никотиновой зависимости в подростковом и юношеском возрастах являются определенные психологические особенности личности: агрессивность и враждебность.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

1. Методы теоретического исследования проблемы: изучение психолого-педагогической литературы о причинах подростковой зависимости; а также по проблемам агрессивности и враждебности.

2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование.

– для выявление групп лиц с никотиновой зависимостью \"Анкета по изучению проблемы никотиновой зависимости среди школьников\"; Тест для подростков и молодежи, которые курят.

– для выявления враждебности и агрессивности \"Диагностика враждебности по шкале Кука – Медлей\".

Степень разработанности. Изучению психологических аспектов никотиновой зависимости посвящены труды Ю.В. Фомичевой, А.Г. Шмелева, И.В. Бурмистрова. Факторы личностной предрасположенности к зависимости описали О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др. Психологические последствия никотиновой зависимости для индивида изучали И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский.

Методологической основой исследования явились деятельностный подход к отклоняющимся формам поведения подростков (Ю.Р. Вишневский, И.А. Горькова, Г.А. Гурко, А.Н. Елизаров, A.B. Меренков, Б.С. Павлов), системный подход к анализу в процессе социализации подростка (Б.Н. Алмазов, B.C. Афанасьев, Г.Ф. Кумарин, В.В. Лозовой, В.Г. Степанов).

Теоретическая значимость исследования. Заключается в том, что дана характеристика этапов развития зависимостей у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий (формирование иллюзорно-компенсаторной деятельности; формирование первичной и вторичной профилактики по отношению к табакокурению); а также охарактеризована система психолого-педагогической профилактики, чем расширяются теоретические представления о деятельности педагога-психолога по профилактике вредных привычек у подростков и вносится вклад в теорию общей педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты позволяют расширить спектр психолого-педагогических средств, способствующий повышению эффективности профилактики никотиновой зависимости у подростков.

Структура работы определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, теоретического анализа, включающего 2 главы, выводов, заключения и списка литературы (38 источников) и приложения. Основной текст работы изложен на 43 страницах.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

2.1 Организация и методы исследования

Цель исследования – выявить основные психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей.

Объект исследования – психологические причины никотиновой зависимости.

Предмет исследования – агрессивность и враждебность как психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы предположили, что основными причинами никотиновой зависимости в подростковом и юношеском возрастах являются определенные психологические особенности личности: агрессивность и враждебность.

Этапы исследования:

1. сформировать выборку исследования

2. подобрать методы исследования

3. провести диагностику личностных особенностей

4. сделать выводы

Выборка исследования: исследование планируется провести в 8 классе, с детьми в возрасте 14-15 лет в количестве 20 человек; из них 13 мальчиков и 7 девочек.

Базой эмпирического исследования. Планируется выбрать МОБУ СОШ №1 г.Дюртюли Республики Башкортостан.

Эмпирические методы: анкетирование, тестирование.

– для выявление групп лиц с никотиновой зависимостью \"Анкета по изучению проблемы никотиновой зависимости среди школьников\"; Тест для подростков и молодежи, которые курят.

– для выявления враждебности и агрессивности \"Диагностика враждебности по шкале Кука – Медлей\".

При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики - на что, прежде всего, следует обратить внимание: на борьбу с курением либо на профилактику его. В-третьих, результаты анкетирования могут служить показателем эффективности работы педагога. Для этого сравниваются данные опроса, проведенного перед началом реализации программы, и данные, полученные при ее завершении.

2.2 Анализ и интерпретация

Нами было проведено исследование, в ходе которого осуществлена диагностика, по выявлению причины зависимости от табакокурения у подростков и юношей.

Для того, чтобы выявить уровень зависимости подростков от табакокурения мы воспользовались такими методиками как тест на определение зависимости от никотина, а также \"Тест для подростков и молодежи, которые курят\" (Приложение 1). Объединенные данные по анкетированию и тестированию приведены в приложении 2.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни никотиновой зависимоти подростков и юношей

уровень количество %

Очень высокая вероятность зависимости 4 человека 20%

Высокая вероятность зависимости 6 человек 30%

Средняя вероятность зависимости 3 человека 15%

Низкая вероятность зависимости 3 человека 15%

Очень низкая вероятность зависимости 4 человека 20%

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 50% детей в классе имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.

Дальнейшую работу по исследованию причин никотиновой зависимости мы будем вести по сформированных группам: зависимые и независимые от табакокурения. Так, в группу зависимых войдут подростки и юноши с очень высокой вероятностью зависимости и высокой вероятностью. В группу не зависимых те подростки, у которых обнаружены средняя, низкая и очень низкая зависимость.

Для определения уровня враждебности и агрессивности испытуемых двух групп была использована методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука – Медлей). Мы получили результаты по 3 шкалам: цинизм, агрессивность, враждебность. Для каждого уровня проявления цинизма, агрессивности, враждебности было определено процентное соотношение испытуемых, для которых характерно его проявление. Результаты диагностики представлены на Рис.1.

Примечание: 1 группа – зависимые, 2 группа– независимые.

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Диагностика враждебности» (по шкале Кука – Медлей).

Согласно полученным данным видно, что по шкале «Враждебность» в группе зависимых испытуемых в большей степени выражен средний уровень враждебности, с тенденцией к высокому (56%,) затем средний уровень враждебности, с тенденцией к низкому у 32%, высокие враждебности уровень у 9% и низкий – 3%. Группе независимых испытуемых в большей степени характерен средний уровень враждебности, с тенденцией к низкому (54 %), в значительной – средний уровень, с тенденцией к высокому (64%) , низкий уровень у 6%, и высокие показатели также у 6% испытуемых данной группы.

По шкале «Цинизм» группе зависимых испытуемых в большей степени свойственен средние показатели, с тенденцией к высокому (80%) и высокие показатели и средний уровень, с тенденцией к низкому по 10%. Группе независимых испытуемых так же в большей степени свойственен средний уровень, с тенденцией к высокому (84%) и в меньшей – средний уровень, с тенденцией к низкому (6%), высокие уровень цинизма выявлен у 5%, и низкие показатели также у 5%.

По шкале «Агрессивность» группе зависимых испытуемых в большей степени свойственен средний уровень, с тенденцией к высокому (66%), и в меньшей – средний уровень, с тенденцией к низкому (20%), высокий уровень у 14% исследуемых. В группе независмых испытуемых в большей степени свойственен средний уровень агрессивности, с тенденцией к высокому (67 %), высокий уровень агрессивности (19%), в меньшей степени выражены средний уровень агрессивности, с тенденцией к низкому 14% исследуемых.

Таким образом, большинству зависимых от никотиновой зависимости испытуемых свойственен средний уровень враждебности, цинизма и агрессивности с тенденцией к высокому.

В рамках данной курсовой работы мы проделали теоретический и эмпирический анализы. В результате исследования можно сделать следующие выводы:

– в подростковом возрасте присутствует достаточное количество условий для формирования зависимых моделей поведения – подростковая зависимость. Особенно ярко проявляются зависимости в тот период, когда происходит интеграция человека в систему разнообразных отношений, влияющих на процесс формирования ценностных ориентаций, систему взглядов на будущие, интересов и потребностей. Психолого-педагогическая профилактика курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта извне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников. Мы предполагаем что враждебность и агрессивность являются одними из причин никотиновой зависимости подростков и юношей.

Наше исследование подтвердило наличие у 50% детей в классе высокого уровня никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.

В группе зависимых подростков выявлен высокий уровень агрессивности и враждебности, по сравнению с подростками независмыми от табакокурения. Однако по результатам математической обработки данных большинство зависимых от табакокурения подростков и юношей имеют высокие результаты по шкале враждебность. Т.е. враждебность может быть психологической причиной никотиновой зависимости.

1. Андреева И. Г. Укрепление здоровья школьников в современном социуме [Текст] / И.Г. Андреева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 9. –С.39-42

2. Асмолов А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002.

3. Ахмерова, С.Г. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях [Текст] / С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова // Учебно-методическое пособие для учителей. – Уфа: Информреклама, 2005.

4. Будь умным – не кури: о табакокурении [Текст] // Истоки. – 2012. – № 5. – С. 1

5. Выготский Л.С. Возрастная психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 2001.

6. Габитова Д. Самая лучшая привычка – это не иметь дурных привычек [Текст] / Д. Габитова // О проблемах табакокурения в России и мире Республика Башкортостан. – 2011. – 1 июня. – С.3.

7. Голикова К. Минздрав устал предупреждать… о вреде курения [Текст] / К. Голикова // Истоки. – 2012. - № 3. – С. 2

8. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия [Текст] / Еникеева Д.Д. - М.: Аст-Пресс, 2006.

9. Игошкин И. Дым от прибыли затмевает разум [Текст] /И.Игошкин // Парламентская газета. – 2013. – 8 февраля. – С.1,3.

10. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков [Текст] / Клочинова П. // Социальная педагогика. – 2006. - № 1. – С.61 - 70.

11. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2002.

12. Кулаков, С.А. На приеме у психолога – подросток [Текст] / С.А.Кулаков. - М.: Просвещение, 2005. – 415 с.

13. Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе [Текст]: Учеб.-метод. пособие / С.А.Кулаков. - СПб.: Питер, 2006. – 317 с.

14. Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей . 8-11 классы [Текст] / Г.Г.Кулинич. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с.

15. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков [Текст] / А.А. Либерман // Вопросы психологии. – 2005.– № 3. – С.117-124.

16. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2007. – 340 с.

17. Мухина В.С. Психология возраста [Текст] / В.С. Мухина – М., 2007.

18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова – М: Тривола, 2005.

19. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. – №1.

20. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Подросток в учебе и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М., 2000.

21. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни [Текст]. – Ижевск, 2006. - 63 с.

22. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.

23. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006. – 217 с.

24. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

25. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

26. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб., 2001.

27. Словарь. Психология [Текст] / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - М.,1990.

28. Соколова З. Неличное дело каждого [Текст] / З.Соколова. – Республика Башкортостан. – 2012. – 16 февраля. - С. 3.

29. Степанов В.Г. Психология трудных подростков [Текст] / В.Г. Степанов // учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006.

30. Суханов В.И. Вредные привычки: причины и профилактика [Текст] / Суханов, В.И., Макович В.А. - Челябинск, 2006. – 375 с.

31. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.

32. Хрестоматия. Тревога и тревожность [Текст] / /Под ред. В.М. Астапова. – Спб., 2001.

33. Шейх З. Табак: безобидная привычка или величайшее из зол? [Текст] / З.Шейх // Молодежная газета. - 2011. – 2 июня. - С.8.

34. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога [Текст] / Л. Шнейдер// Школьный психолог. – 2009. – №20. – С. 12-15.

35. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

36. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М, 2004.

37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 2000.

38. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. – 287 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические причины никотиновой зависимости подростков и юношей»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 52
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика