Дипломная работа
«Влияние информации на здоровье и безопасность подросткового поколения»
- 57 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1. Определение понятий в исследовании проблемы
влияния информации на здоровье и безопасность подростков
1.2. Законодательство Российской Федерации по защите несовершеннолетних от негативной информации
1.3. Особенности влияния информации на здоровье и
безопасность подростков в аспекте психологической
безопасности
1.4. Интернет – как фактор развития аддиктивного поведения подростков
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИИ, В ЧАСТНОСТИ ИНТЕРНЕТА, НА ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
(ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
2.1. Организация и описание методов исследования
2.2. Краткая характеристика использованных методов
исследования
2.2.1. Тест на Интернет-аддикцию (Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров)
2.2.2. Опросник агрессивности Басса-Дарки
2.2.3. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера
2.2.4. Методика «Многофакторный личностный опросник
(Р.Кэттелл)
2.3. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рекомендации учителям, родителям и учащимся
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема влияния информации на психику и безопасность подростков довольно подробно изучена, но появление в нашей жизни новых технических средств работы с информацией значительно изменило информационное пространство современного подростка.
Актуальность выбранной темы продиктована тем, что современный этап развития не только России, но и общемирового развития характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Наша страна стоит на пороге вступления человечества в эпоху формирования мирового информационного сообщества.
Современные информационные технологии и системы существенно меняют структуру отношений между людьми, их образ жизни и мышление, механизмы взаимоотношений в семье. Они все больше превращаются в действенный фактор развития личности и общества. Но, в это же самое время, широкое внедрение и распространение ряда информационных технологий приводит к возникновению целого ряда угроз конституционным правам и свободам граждан, формированию их психологического и соматического здоровья, препятствующих полноценной духовной жизни. Эти технологии оказывают порой разрушительное воздействие на психику людей, в особенности подростков.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети, вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют «затянувшимся кризисом» 15.
Существование информационной среды невозможно отрицать, Она объективно существует и ее значение для подростка все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций.
Эта среда оказывает на подростка активное влияние. Она влияет на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие, состояние психического здоровья. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут достигнуты тогда, когда ребенок с раннего детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиеничной, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, деструктивная информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье подростка.
Не случайно Президентом России Дмитрием Медведевым 3 января 2011 года был подписан закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон – своего рода официальный «костыль» для родителей, которые в силу объективных или субъективных причин не могут или не хотят самостоятельно фильтровать то, что читают, слушают или смотрят их дети. Задачей экспертов соответствующей квалификации станет оценка продукции на предмет опасности для психического здоровья и развития детей, в соответствии с положениями нового закона.
Проблемы информационной экологии не менее важны и имеют практическое значение в эпоху информационного общества, так же, как вопросы экологии природной среды, которым уделяется постоянное внимание во всем мире.
Цель исследования – исследовать влияние информационного воздействия на психологическое здоровье и психологическую безопасность подростков, выявить взаимосвязь информационного воздействия на подростка и проявлением у него аддиктивного поведения, в частности агрессии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что, воздействие информационных факторов среды на формирующийся организм подростка способно стать причиной различных, функциональных расстройств и, может привести к проявлению агрессии, как одной из форм аддиктивного поведения.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Осуществить обзор научной и методической литературы по проблеме влияния информации на здоровье и безопасность подросткового поколения;
2. Изучить влияние информационного воздействия, в частности Интернета на психическое состояние подростков и возникновение Интернет-зависимости.
3. Подобрать методики с целью диагностики Интернет-зависимости у подростков и, как следствие, проявлением у них агрессивного поведения.
4. Провести и проанализировать исследование взаимосвязи информационного воздействия и проявлением агрессии у подростков, как одной из форм аддиктивного поведения
5. Разработать рекомендации для родителей и учащихся по профилактике Интернет-зависимости.
Предмет исследования: влияние негативной информации на здоровье и безопасность подросткового поколения.
Исходя из этого объектом исследования психологическое здоровье и безопасность подросткового поколения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
– теоретические – анализ педагогической, психологической и медицинской литературы по исследуемой проблеме, эмпирические – тестирование, анализ, математическо-статистическая обработка результатов.
– эмпирические – Тест на Интернет-аддикцию (Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров), Опросник агрессивности Басса-Дарки, Методика диагностики агрессивности А. Ассингера, Методика «Многофакторный личностный опросник (Р.Кэттелл).
Этапы исследования:
При планировании и проведении опытно-экспериментального исследования были выделены следующие этапы:
На первом этапе – поисково-подготовительном определялась база опытно-экспериментальной работы; проводился теоретический анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы с целью изучения состояния исследуемой проблемы в психологической науке, были определены проблема и тема работы; формулировались цели и задачи, выделялись объект и предмет исследования; разрабатывалась его гипотеза.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников проводился в течение 2012-2013 учебного года. Было проанализировано 53 литературных источника по психологии и педагогике. Теоретическое изучение состояния исследуемой проблемы осуществлялось в течение всего исследования (определение проблемы, темы научного изыскания; разработка, подготовка и выполнение исследовательской программы; обобщение и интерпретация полученных материалов).
На втором этапе разрабатывался диагностический инструментарий с целью исследования воздействия информационных факторов среды на формирующийся организм подростка способного стать причиной различных, функциональных расстройств и, в том числе к проявлению агрессии, как одной из форм аддиктивного поведения.
На третьем этапе проводился констатирующий эксперимент с целью
доказательства или опровержения выдвинутой нами гипотезы.
На данном этапе нами проводились контрольные измерения.
Методы математической обработки: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой группу учащихся МОБУ СОШ села Подлубово и МОБУ СОШ села Бузовьязы Кармаскалинского района Республики Башкортостан в количестве 60 человек; из них: 32 – юношей и 28 – девушек, возраст –14-16 лет.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации области изучения влияния негативной информации на здоровье и безопасность подросткового поколения и в дальнейшем развитии концепции психологической безопасности информационной среды.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в повседневной работе педагогического коллектива средних школ, на родительских собраниях и классных часах, посвященных влиянию масс-медиа на психологическую безопасность и психологическое здоровье подростков.
Структура работы: Работа изложена на 57 листах. Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список литературы. Кроме текстовых материалов в работу включены диаграммы, таблицы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1. Определение понятий в исследовании проблемы
влияния информации на здоровье и безопасность подростков
В начале XXI века человечество вступило в особый период качественного изменения, связанного с новыми, в первую очередь информационными технологиями. Будучи порождением общества, новые технологии вызывают существенные изменения в культуре, социально-экономических отношениях, в общественной структуре, воздействуя не только на ее функционирование, но и глубоко проникая в жизнь каждого человека, открывая необыкновенные возможности, создавая новые формы свободы, влияя на его восприятие и понимание мира, поведение, привычки 32.
Современный человек воспринимает непрерывный поток информации, и объем этого потока перманентно возрастает. Значительная роль в формировании знаний и представлений о мире принадлежит средствам массовой коммуникации, постоянно расширяющемуся спектру информационных каналов, использующих новейшие технические достижения. Именно, через разнообразие таких информационных источников происходит наиболее сильное воздействие на сознание подростков.
Внедрение компьютерной техники, новых информационных и коммуникационных технологий можно рассматривать как необходимый и закономерный шаг в процессе общественного развития.
Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством для нужд человека 7.
Информация – один из главных факторов исторического прогресса. Особое значение она приобретает в третьем тысячелетии, в период, когда человечество переходит от индустриальной цивилизации к цивилизации информационной. Трудно переоценить значение информации, имеющей ключевое значение для формирования адекватного поведения каждого отдельного человека, т.к., в принципе, невозможна нормальная жизнедеятельность людей без интенсивного обмена информацией, постоянной информационной связи с окружающим миром.
Информационное влияние в современных условиях становится действенным рычагом управления массами, все больше заменяя физическое воздействие, которое тысячелетиями считалось непременным средством управления.
И совершенно естественным является тот факт, что информационная безопасность, это жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства, она становится одним из основных элементов национальной, общественной и личной безопасности.
В Доктрине информационной безопасности РФ относительно конкретного человека информационно-психологическая безопасность трактуется как «состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий» 5.
Происходящая в последние годы смена нравственных приоритетов на материальные с особой губительностью сказалась на нравственном здоровье российского общества. И больше всего в этом процессе пострадало подрастающее поколение.
Преобладающее информационное воздействие на подростков сегодня таково, что они уже не рассматривают труд как главное средство обретения материального благополучия и внутреннего удовлетворения. Все хотят быть богатыми, но никто не хочет работать. Героем молодежи все чаще становятся бандит, сумевший разбогатеть в одночасье. Образцом для подростков служит поведение – наглое, агрессивное, с элементами вседозволенности 17.
Специалисты отмечают, что средства массовой информации, особенно Интернет, воздействуют на формирование личности подростков, их нравственные ценности и поведение сильнее, чем школа или семья. Следовательно, есть все основания утверждать, что средства массовой информации формируют облик гражданина России ХХІ века.
Информационные технологии предоставили человеку определенные удобства в жизни, но и породили новый вид стресса – информационный стресс и новые варианты болезней зависимости. Происходят изменения в структуре психических расстройств, возникают предпосылки к появлению принципиально новых аномалий психики.
И.В. Дубровина под психологической безопасностью личности понимала – «определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» [18].
Психологическую безопасность нам обеспечивает психологическое здоровье.
Психическое здоровье – это система ценностей, отношение человека к самому себе, другим, жизни в целом.
В психологической энциклопедии понятие психического здоровья определяется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности»[40].
Впервые ввел понятие «информационное общество» японский ученый К.Кояма. В дальнейшем это понятие нашло свое отражение в работах Д.Белла, В.Л. Иноземцева, И. Масуды, Э. Тоффлера и многих других.
Однако, хорошо известно, что любое благо в определенных условиях или при неправильном использовании может принести непоправимый вред.
Прогресс в любой сфере деятельности человека является позитивным и полезным до определенного предела, за которым его результаты могут принести беду. Так, например, развитие информационных технологий вызвало одновременно расширение возможностей массовой дезинформации, т.е. огромные массы людей легко вводятся в заблуждение, посредством подтасовки фактов, сообщения неверных сведений, подделки доказательств 8.
Человек подвергается воздействию разнообразной информации практически ежесекундно и характер ее меняется от полезного и необходимого, до откровенно агрессивного, манипулиятивного. В итоге современное общество разделилось на людей, хорошо осведомленных, т.е. информированных и на введенных в заблуждение ложной информацией, т.е. дезинформированных.
Информация, которая наносит психологическую травму подрастающему поколению носит название «психотравмирующей информации» 21.
За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о деструктивном влиянии многих средств массовой информации на психическое здоровье населения, особенно подросткового возраста, что вызывает тревогу у медицинской общественности и широких слоев общества.
Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и юностью. Этот период характеризуется половым созреванием ребенка. Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние торможения или сильного возбуждения. Следовательно, то информационное пространство, в котором постоянно пребывает подросток, может оказать на него, как положительное, так и негативное влияние 51.
Не менее важным каналом информации для подростка является общение со сверстниками.
С одной стороны, для этого непростого периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, изменение ранее установившихся интересов и ценностей ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, к поступающей из внешнего мира информации, с другой стороны, этот возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность и индивидуальность ребенка, повышается избирательность к выбору получаемой информации, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. И самое главное – это то, что пубертатный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе, как члену общества.
Целью коммерческих средств массовой информации является стандартизация не только потребительских, но и эстетических вкусов массового обывателя. Но тенденция относиться к потребителю информации как к однородной массе, прежде всего, отражается на подростках.
Многие отечественные и зарубежные специалисты, изучая причины роста девиантного поведения среди подростков, связывают причины роста преступности среди подростков с просмотром телепередач, пропагандирующих культ насилия. Нельзя не отметить отрицательного воздействия на психику подростков фильмов, где присутствуют сцены насилия, жестокости, сексуальной свободы и извращений. Подростки, подражая героям боевиков, становятся способными на совершение насилия, сексуальные извращения, преступные жестокие действия по отношению к окружающим, усиливаются их агрессивные наклонности. Следовательно, средства массовой информации формируют и закрепляют уверенность подростка в том, что агрессивность и сила – самые действенные регуляторы межличностных отношений 34.
Кроме телевидения подростки пользуются и другими источниками информации – это «желтая» пресса, которая в основном носит коммерческий характер. В ней вся информация рассчитана на читателя, не способного на ее анализ. Эта литература интересует молодых людей на предмет «убивания» времени, так как ни к чему не обязывает, не требует умственных усилий, воспринимается легко и ненадолго задерживается в памяти. Самый большой процент покупателей изданий порнографического характера приходится на подростков и юношество [17].
Нами была проведена исследовательская работа по проблеме воздействия информационных факторов среды на формирующийся организм подростка.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные информационные технологии существенно меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, их мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Они становятся действенным фактором развития личности и общества. В то же время широкое распространение некоторых информационных технологий сопровождается появлением ряда новых угроз конституционным правам и свободам граждан, формированию здоровья, полноценной духовной жизни, оказывая порой разрушительное воздействие на психику людей, в особенности подростков.
Мы выяснили, что одним из основных элементов национальной, общественной и личной безопасности становится информационная безопасность. Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая безопасность – это состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий.
Мы изучили литературу о подростковом возрасте и выяснили, что подростковый возраст характеризуется тем, что помимо природной среды обитания подростка объективно существует информационная среда его обитания, роль и значение которой все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций.
Информационные технологии дали человеку определенные удобства в жизни, но и породили новый вид стресса – информационный стресс и новые варианты болезней зависимости. Произошли изменения не только в условиях жизни, но и в структуре психических расстройств, возникли предпосылки к появлению принципиально новых аномалий психики.
К числу наиболее известных болезней зависимостей прибавились сетемания («интернет-зависимость») и игромания.
Такая зависимость не менее опасна, чем наркотическая: оказавшись под влиянием социальных сетей, человек теряет семью, работу, друзей и, наконец, самого себя, свою внутреннюю свободу. Как и в случае с наркотиками, личностная деградация в этой ситуации практически неизбежна.
Болезни зависимости закрепляются на уровне подсознания и характеризуются такими качествами, как непреодолимость и ненасытность влечения, потеря контроля над происходящим, устойчивость влечения, импульсивная безусловность достижения желаемого, несмотря на явные лишения, потери, преграды.
В нашей работе мы решили проверить наличие влияния информационной среды на здоровье и безопасность подросткового поколения. Нами была выдвинута гипотеза о том, воздействие информационных факторов среды на формирующийся организм подростка способно стать причиной различных, функциональных расстройств и, может привести к проявлению агрессии, как одной из форм аддиктивного поведения.
Что касается целей исследования, то они были достигнуты. Мы хотели выявить значение влияния интернет-зависимости на агрессивное поведение подростков. Было проведено несколько методик, направленных на диагностику уровня агрессивных проявлений в зависимости от степени компьютерной аддикции. По результатам этих методик удалось выяснить достаточное количество информации, позволившей точно дать представление о наличии влияния информационной среды, а именно интернет-зависимости на агрессивные проявления подростков.
В эмпирической части нашей работы мы решили задачу, позволяющую проверить нашу гипотезу. В итоге гипотеза подтвердилась.
Полученный результат позволяет сделать вывод, что поставленные задачи были нами полностью решены:
– был осуществлен обзор научной и методической литературы по проблеме влияния информации на здоровье и безопасность подросткового поколения;
– изучено влияние информационного воздействия, в частности Интернета на психическое состояние подростков и возникновение Интернет-зависимости.
– проведено эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи информационного воздействия и проявлением агрессии у подростков, как одной из форм аддиктивного поведения;
– разработаны рекомендации для родителей и учащихся по профилактике Интернет-зависимости.
Полученные нами результаты не противоречат выдвинутой гипотезе.
Рекомендации учителям, родителям и учащимся
К мерам, направленным на профилактику возникновения зависимости от Интернета можно отнести следующие:
1. Безусловно, в современных условиях невозможно, и скорее всего, и не правильно изолировать подростков от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должно играть ближайшее окружение «увлеченного компьютером» подростка.
2. Основной принцип ослабления и лечения зависимости – замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания подростка, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.
3. Родители обязаны научить подростка правилам безопасного общения посредством Интернета: не давать личную информацию (имя, адрес, номер и адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений; не заводить через Интернет сомнительные знакомства и т.д.
4. Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. А для этого с самого первого дня появления дома такой техники необходимо показать подростку все возможности «нового друга»: с помощью его интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой и т.д. Лицам, осуществляющим контроль над работой подростка в Интернете, следует объяснить ему, что нельзя отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, а чаты и веб-сайты, на которых он чувствует себя дискомфортно, необходимо незамедлительно покидать.
5. Эффективным методом борьбы с Интернет-зависимостью является метод использования различных контролирующих программ. Программа «Контроль игр», например, умеет отличать учебу от игровой деятельности: если ребенок сидит за компьютером и учит уроки, он не отключается, а если заигрался в Интернете сверх установленного времени, тогда монитор погаснет точно по расписанию. Программа «Naomi 2.7» поможет ограничить несовершеннолетним доступ к неподходящим для них ресурсам путем контролирования информации, загружаемой из Интернета, запрещая таким образом, доступ к порносайтам, а также к сайтам, содержащим сцены насилия, азартные игры.
6. Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними, а также устанавливать четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения.
Несмотря на опасения по поводу угрозы со стороны Всемирной Сети, все-таки не стоит полностью исключать компьютер из жизни подростков, необходимо более внимательно следить за тем, как они пользуются Интернетом, и научить их делать осознанный и грамотный выбор
Защитные действия. Как обеспечить безопасность подрастающего поколения в условиях информационного обвала и обмана? Назовем некоторые рекомендации учителям и самим учащимся.
Во-первых, бороться с чрезмерным увлечением учащимися телевидением необходимо не с меньшим напряжением, чем с тягой к наркотикам и игровым автоматам. Телемания – опасная болезнь. А экран телевизора – далеко не единственный и совсем не лучший источник полезной для индивидуального развития информации. Нужное в жизни знание всегда многогранно и «многоканально». Для овладения им требуются сравнение, обобщение, выбор, живое критическое обсуждение.
Во-вторых, следует больше читать. В России традиционно важнейшим источником самых глубоких и нужных для человека знаний была классическая литература. Произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, Шукшина и других российских писателей содержат бесценный, не имеющий аналогов в мире фонд духовности, нравственности, любви к Родине.
В-третьих, противостоять не имеющей родства культуре «звезд» нужно, прежде всего, через возвращение к традициям и обычаям своего народа, воспитание чувства гордости за свою историю, национальную культуру и, на этой основе – уважения к культурным традициям разных стран и народов.
В-четвертых, нельзя позволять телевидению и другим СМИ обращаться с собой, как с безвольной куклой. Ибо есть истина в утверждении тех, кто манипулирует нашим сознанием: «Мы обращаемся с людьми так, как они допускают обращаться с собой». Сталкиваясь с попытками информационного внушения, следует быть внутренне готовым противостоять подобному воздействию.
В-пятых, необходимо осознать предоставленное Конституцией РФ право на свободное получение объективной информации и активно бороться за это право путем посильного личного участия, как того требует Доктрина информационной безопасности РФ, в работе «общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу».
Ребенок приобщается к телевизору, а потом и становится зависимым от него, главным образом, в семье. Поэтому специалисты рекомендуют, прежде всего родителям школьников, не только ограничивать просмотр подростками телепередач, но и следить за содержанием того, что их ребенок видит на экране. Нужно помочь детям отличать фильмы и передачи высокого качества от «телемусора», формировать у них художественный вкус. А еще лучше – смотреть телевизионные программы вместе с детьми и комментировать их, помогая правильно оценивать и критически относиться к увиденному, не позволять им оставаться равнодушным к злу и страданиям, подвигу и красоте.
В свою очередь, задача школы состоит не только в том, чтобы обучить подростков правильному использованию возможностей видеоэкранных средств, но и в том, чтобы, во-первых, помочь их родителям осознать опасность бесконтрольного просмотра детьми телепередач и видеофильмов; во-вторых, научить родителей помогать своим детям в общении с телевизором. Тема «Ребенок у телевизора» должна стать одной из самых востребованных в программах «родительского университета».
1. Конституция Российской Федерации (основной закон).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 3 января 2011 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
4. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2001 года).
6. Айзман Н.И. Психологические основы безопасности человека. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 272 с.
7. Андреев, К.А. Информ-глобализация в образовании: факторы риска и собственно реабилитация / К.А. Андреев // Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 170-172;
8. Артамонова Я.С. К вопросу о понятии «информационная безопасность» // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 1. – С. 319-321.
9. Бервенова О.В. Компенсаторные ресурсы средств массовой информации в чрезвычайных ситуациях. Автореф. дис. канд. пед.наук. – М., 2007. – 24 с.
10. Борисова, Л.Ф. Проблемы информационного обеспечения научно-инновационной и промышленной сферы: новые концептуальные подходы // Научно-техническая информация. / Л.Ф. Борисова // – 2009. – № 4. – С. 9-12.
11. Белинская, Е. Интернет-зависимость: аддиктивные формы поведения / Е. Белинская // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 268-275;
12. Богданова, Д.А. Внимание: Интернет! / Д.А. Богданова // Открытое образование. – 2010. – № 2. – С. 89-99;
13. Войскунский, А.Е. Симпозиум по проблеме зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 165-167;
14. Воискунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде // Тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12-14 апреля 2009 г. М.: Экопсицентр РОСС. – С. 240-245.
15. Волков Б.С. Психология подростка - М.: Академ. Проект, 2004. – С. 208.
15. Гол Д. Онлайнова Журналiтика / Перевод с английского. – К.: «КIС», 2005. – С. 344.
16. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: Алгоритм, 2002.
17. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 31-34.
18. Дубровина, О.В. Структурно-содержательные характеристики «Я-концепции» личности с виртуальной аддикцией / О.В. Дубровина // Психология обучения. – 2009. – № 6. – С. 114-115;
19. Жмуров Д.В. Компьютерные игры и подростковая агрессия // Мир ПК. – 2003. – № 5. – С. 3-15.
20. Журавлев Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 185-189.
21. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 18-27.
22. Журавленко Н.И., Овчинский А.С. Информационная безопасность и защита от информационного воздействия. – Уфа: изд-во БГПУ, 2010. – 220 с.
23. Закупень Т.В. Понятие и сущность информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ // Информационные ресурсы России. – 2009. – № 4. – С. 28-34.
24. Занин, Д.С. Профилактика формирования Интернет-зависимости: методический аспект разработки программ / Д.С. Занин // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – № 5. – С. 48-55;
25. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации // Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 – 1611 с.
26. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2,0 СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. – С. 67-73.
27. Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Монография // Под ред. Попова П.А. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. – 364 с.
28. Калачева О.Я. Особенности информационного обеспечения населения района в условиях мегаполиса. Автореф. дис. канд. соц.наук. – М., 2005. – 21 с.
29. Копьев В.В. Средства массовой коммуникации в контексте глобализации мировой экономики и развитие информационного пространства России. – Научная книга, 2005. – 98 с.
30. Кордобовский О.С., Политыко С.Д. Человек в информационном пространстве //Человек. – № 6. – 1998. – С 104-111;
31. Корытникова, Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – С. 70-79;
32. Лызь Н.А. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. СПб., 2007. – 139 с.
33. Малюк А.А. Формирование информационной культуры общества как фактора обеспечения информационной безопасности // Информатика и образование. – 2009. – № 1. – С. 3-8.
34. Матвеева Е.В. К вопросу об информационной защите несовершеннолетних // Трибуна молодого ученого. – № 6. – 2010. – С. 253-258.
35. Матвеев А.В., Дружинин А., Маньков В. Информационные воздействия на человека и на общество. // «ОБЖ. Основы безопасности жизни». 2002. № 4.
36. Панов, С. Интернет-зависимость: причины и последствия / С. Панов // Учитель. – 2007. – № 5. – С. 34-46;
37. Петров, В.П. Ложь как источник опасностей в сфере информации // ОБЖ. Основы безопасности жизни. / В.П. Петров // – 2009. – № 1. – С. 42-46.
38. Полищук, Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье / Ю.И. Полищук // Независимый психиатрический журнал. – 2003. – № 1.
39. Психологические тесты: в 2-х т. Т, 2 / Под ред. А.А.Карелина. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Т. 2. – 248 с.
40. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха – 2-е изд. – СПб.: Питре, 2003. – 1095 с.
41. Путин В.В. Безопасность гражданина, человека – один из основных приоритетов в деятельности государства // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2010. – № 2. – С. 6-7.
42. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. – М.: Вузовская книга. – МПСИ, 2003. – 315 с.
43 Роберт И.В. Информация и информационное взаимодействие, их место и роль в современном обществе //Мир психологии № 3, 2010 С. 54-67.
44. Савкина Т.О., Слободская Е.Р. Интернет и психическое здоровье подростков // Бюллетень СО РАМН. – Т. 30. – № 6. – 2010. – С. 29-33.
45. Саламатина И.И., Кочеткова Е.М. Влияние современных средств массовой информации на социализацию детей и подростков // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 8. – С. 74-78.
46. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с.
47. Толкачев А.В. Школа и СМИ в XXI в. в организации информационно-коммуникативной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2009. – № 3. – С. 2-4.
48. Фадеева С.В. Компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2010. – № 3. – С. 250-257.
49. Федоренко, Е.Ю. Возможности современной виртуальной среды и Интернет-зависимость / Е.Ю. Федоренко, Н.В. Кузьменко // Психология обучения. – 2008. – № 6. – С. 63-67;
50. Цой, Н.А. Феномен Интернет-зависимости и одиночество / Н.А. Цой // Социологические исследования. – 2011. – № 12. – С. 98-107;
51. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003. – 976 с.
52. Щербина В.И. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа. Опыт рефлексии становления «киберкоммуникативного континиуума». – Запорожье: Просвiта, Бердянский педагогический институт, 2010. – С. 79.
53. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия / Е.В. Якущина // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 22-29.
Тема: | «Влияние информации на здоровье и безопасность подросткового поколения» | |
Раздел: | Безопасность жизнедеятельности | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 57 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
1. Человек и его окружающая среда 2. Основные физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности 3. Промышленная вентиляция 4. Основные светотехнические характеристики 5. Классификация производственного освещения 6. Источники искусственного света 7. Негативные факторы техносферы 8. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания 9. Воздействие негативных факторов и их нормирование 10. Механические колебания 11. Акустические колебания 12. Нормирование шума 13. Инфразвук 14. У
Контрольная работа:
Валеология. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.
Дипломная работа:
Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя
Дипломная работа:
Защита школьников от информации причиняющий вред их здоровью и развитию
Дипломная работа:
Внедрение системы качества в производство зерна и круп с целью контроля за качеством и безопасностью продукции