Курсовая работа

«Исследование мотивации учащихся»

  • 51 страниц
Содержание

Введение…3

Глава I Мотивация учения….5

1.1. Мотив и мотивация…. .5

1.2. Роль мотивов в мотивации учения…8

1.2.1. Понятие о мотивах учения и их классификация…. 8

1.2.2. Широкие социальные мотивы….9

1.2.3. Роль целей в мотивации учения….10

1.2.4. Отметка в мотивации учения….10

1.2.5. Познавательная потребность в мотивации учения….11

1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников….13

1.4. Мотивация изучения иностранного языка…15

Выводы к главе I…20

Глава II Средства мотивации учения школьников….21

2.1. Формирование мотивации учения школьников….21

2.1.1. Формирование мотивации на отдельных этапах урока….23

2.1.2. Формирование мотивации учения у отстающих детей….26

2.2. Средства мотивации учения школьников….28

2.2.1. Формирование мотивации совместной учебной деятельностью.28

2.2.2. Проектная методика на уроках иностранного языка…30

2.2.3. Игра как средство повышения мотивации школьников….36

Выводы к главе II….38

Заключение….39

Библиография….41

Приложение

Введение

Мотивация- (от лат. moveo- двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Активному освоению содержания образования. Образно говоря, бразды мотивации держат в своих руках совместно учителя и учащиеся. Имея в виду первых говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения. В понятие мотивации учителей вкладывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к профессиональным обязанностям [16; 360].

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Изучение мотивации является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии.

Известно, что действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, на первый взгляд, трудно от него ожидать.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

В связи с актуальностью данной проблемы определилась тема исследования «Формирование учебной мотивации учащихся. Методы стимулирования и мотивации».

Объект исследования- учебно- воспитательный процесс.

Предмет исследования- психолого–педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся.

Цель исследования- исследовать условия и методы формирования учебной мотивации учащихся. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по теме «Формирование мотивации учения учащихся. Методы стимулирования и мотивации»;

- провести исследование;

- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

- разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию методов стимулирования и мотивации.

Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учения учащихся.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что правильно выбранный метод стимулирования учения, усвоения содержания определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В работе были использованы следующие методы:

• анализ научно-педагогической и методической литературы;

• анализ документации;

• изучение продуктов ученического творчества;

• наблюдение;

• беседы с детьми.

Фрагмент работы

Глава I Мотивация учения

1.1. Мотив и мотивация

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации. Извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бес-сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Заключение

Важно различать такие понятия как мотив и мотивация. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Также важно учитывать возрастные особенности мотивации учения школьников. В каждой возрастной группе доминируют разные мотивы.

Большое место в мотивации школьника занимает отметка. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Одним из правил выставления отметки учителем является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

Управление мотивацией является одной из центральных проблем методики обучения в школе.

Поскольку мотивация - явление многогранное, то и формирование и ее поддержание должно включать в себя целый комплекс средств.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному.

Первое, что необходимо сделать, считают специалисты, - это создать ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала. Это могут быть ситуации, эмоционально благоприятные для восприятия знаний, ситуации, связанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого материала: ситуации, способствующие осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых.

Педагогам следует помнить об этом «эффекте любопытства»[ 16 ; 385]. Дети проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятель-ствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается «психологическое насыщение». Учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое «двигательное беспокойство».

Кроме того, формированию мотивации способствуют необычная форма преподавания материала, познавательные игры, проектные методики, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.- М.: Политиздат, 1989,- 335с.

2. Азовкина А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения. // ИЯШ.- 2003.- № 2.- 48 с.

3. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ.- 1999.- № 3.- 20 с.

4. В помощь преподавателям иностранных языков: Выпуск 5- Новосибирск «Наука» 1977.- 105с.

5. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ.- 2003.-№5.-31с.

6. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. // ИЯШ.-2003.-№ 5.-42 с.

7. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя/ С.С. Артемьева, Е.В. Дождикова, Л.Ю. Денискина и др.; Под ред. Е.И. Пассова. В.Б. Царьковой.- М.: Просвещение, 1993.- 127с.

8. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988,- 224 с.

9. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // ИЯШ.- 1999.- № 4.- 19 с.

10. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.- 7-е изд., стер.- Мн.: Выш. шк., 2001.- 552 с.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. 1: Общие основы психологии.- 688с.

12. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальность: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

13. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников.// Воспитание школьников.-2003.-№ 8.-33с.

14. Пассов Е. И. Кузовлев В. П. Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. // ИЯШ. - 1987. - №6

15. Перкас С.В. Ролевые игры на уроке английского языка. // ИЯШ.- 1999.- №4.-23 с.

16. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

17. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-232с.

18. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // ИЯШ.- 2004.-№2.- 66 с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998.- 560с.

20. Green R. Getting through to the Weak EFL Learner // ИЯШ.- 1999.- № 5.-11 с.

21. Millrood R., Jarocki L. Activities with Proverbs // ИЯШ.-1999.- №4.-64 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Исследование мотивации учащихся»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 51
Цена: 1800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика