Дипломная работа
«Развитие чувства ритма учащихся средних классов с применением музыкально-компьютерных технологий»
- 83 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития чувства ритма у школьников на уроках музыки и роль музыкально-компьютерных технологий 8
1.1 Теоретические аспекты развития чувства ритма 8
1.2 Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Применение музыкально-компьютерных технологий для развития чувства ритма у школьников на уроках музыки 32
2.1. Содержание, формы, методы развития чувства ритма у школьников на уроках музыки 32
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию чувства ритма учащихся средних классов с применением музыкально-компьютерных технологий 57
Выводы по 2 главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Трудно переоценить значение ритма в жизни человека. Чувство ритма, изначально заложено в человеке и способствует организации времени жизни. Необходимым условием гармоничного развития ребенка является музыкально-эстетическое воспитание, развивающее основы восприятия музыки, чувство формы, чувство стиля, чувство ритма. Через музыку и музыкально-ритмическое движение у ребенка развиваются музыкальные способности и умения. Музыкально-ритмическое чувство является одним из проявлений музыкальности, это важнейшая музыкальная способность наряду с музыкальным слухом.
Музыкально-компьютерные технологии открывают широкие возможности для творческого музицирования, расширения музыкальных знаний, развития музыкальных способностей, в том числе, таких как чувство ритма, ритмический слух, и это делает музыкально-компьютерное обучение особенно актуальным.
Современный учитель музыки должен знать и применять в работе передовые разработки в области преподавания музыки и развития музыкальных способностей. Занятия музыкой должны соответствовать требованиям времени, быть интересными, и современно оснащенными. А применение современных обучающих музыкально-компьютерных технологий, делают музыкально-педагогический процесс информационно насыщенным, интенсивным, продуктивным и увлекательным.
Актуальность применения музыкально-компьютерных технологий на занятиях музыки для развития чувства ритма учащихся в первую очередь обусловлена потребностью в повышении качества обучения и музыкального воспитания.
Проблема развития чувства ритма достаточно полно раскрыта в трудах ведущих исследователей в этой области - Э. Жак-Далькроза и К. Орфа, З. Кодая, П. Вейса, В. Б. Брайнина, Б. М. Теплова. На протяжении многих лет
она решалась с помощью разных средств обучения и большей частью была связана с инструментальным музицированием на ударных инструментах. В современных условиях распространения музыкально-цифрового
инструментария открылись широкие возможности для развития чувства ритма с помощью музыкально-компьютерных технологий.
Как показал анализ научно-исследовательских работ, чувство ритма является наиболее важной способностью для осуществления музицирования. Однако методы его развития раскрыты в педагогической науке большей частью в ранних зарубежных трудах и потому не предусматривают применение музыкально-компьютерных технологий. В современных исследованиях они связаны с дисциплинами теоретического цикла в вузе и развитием разных видов слуха - интонационного, гармонического, полифонического, тембрового (М.А.Дядченко, И.В.Заболотская,
Г.Р.Тараева), с комплексным развитием музыкальный знаний, умений и навыков на уроках музыки в школе (Д.А.Семенова, О.Тарачева, Т.А.Затямина и др.), с воспитанием особых качеств познавательной активности (Д.М.Юланова). Некоторые связаны с авторскими компьютерными разработками и программными приложениями, которые в настоящее время отсутствуют в открытом доступе, либо морально устарели (Н.Г.Дьяченко, Л.П.Робустова, Ю.А.Первин и др.). В связи с недостаточной разработанностью методов музыкально-компьютерного развития чувства ритма, исследуемая нами проблема является весьма актуальной. Это и определило тему исследования: «Развитие чувства ритма учащихся средних классов с применением музыкально-компьютерных технологий».
Объект исследования: процесс обучения детей на уроках музыки в средних классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: развитие чувства ритма у школьников средних классов на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие чувства ритма у школьников на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: развитие чувства ритма у школьников на уроках музыки будет успешным, если:
- обучение будет комплексно-интегрированным: опираться на
традиционные формы музыкально-ритмического воспитания (в т.ч. двигательно-ритмического) с сочетанием современных музыкально-компьютерных технологий - тестирующих и тренирующих музыкальный слух;
- если процесс развития чувства ритма будет включать творческие формы инструментального музицирования, с применением клавишного синтезатора и МИДИ-клавиатуры, активизирующие разносторонние музыкальные способности;
- если школьники будут вовлечены в коллективное интерактивное музицирование и игровую деятельность в музыкально-компьютерных программах с помощью виртуальных музыкальных инструментов;
- если методы развития чувства ритма у школьников будут связаны с активизацией ассоциативного мышления, включающего в работу творческое воображение и эмоциональное восприятие;
- если содержание музыкального обучения будет охватывать разнообразные жанрово-стилистические модели мировой музыкальной культуры в виде ярких стилевых образцов-паттернов.
Задачи исследования:
1) изучить музыкально-педагогические и музыкально-психологические взгляды ученых на особенности развития чувства ритма у детей;
2) проанализировать музыкально-компьютерные технологии и определить содержание и формы работ, способствующие наиболее эффективному развитию чувства ритма у школьников средних классов;
3) разработать методические рекомендации для развития чувства ритма у школьников на уроках музыки с помощью музыкально-компьютерных программ;
4) провести экспериментальную работу по применению музыкально-компьютерных технологий для развития чувства ритма у школьников средних классов на уроках музыки.
Методология исследования: методологической основой для данной работы послужили методические разработки К.В. Тарасовой, В.Б. Брайнина, М.И. Гитер, И.Т. Полякова, О.Л. Берак, посвященные теории и практике развития музыкального мышления; теоретические труды, посвященные проблемам музыкального ритма, развития музыкального слуха и музыкального чувства ритма (В.Н. Холоповой, Э.Жака-Далькроза); педагогические системы ритмического воспитания (Н.Г. Александровой, Е.В. Кононовой, Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М.); методические разработки по развитию чувства ритма у младших школьников (П.Вейса). Для освещения психологических аспектов проблемы были использованы идеи, широко охватывающие проблему музыкальных способностей (Б.М.Теплова, Е.Н.Федорович, А.В. Тороповой). Исследование возможностей музыкально-компьютерных технологий для развития чувства ритма осуществлялось в ходе анализа научно-методических работ И.Б. Горбуновой, Е.А. Елисеевой, И.М. Красильникова, О.В. Костюничевой, А.Федорова.
Методы исследования: для достижения цели и задач исследования применялся комплекс методов: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические методы (опроса и наблюдения); педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - уточнено содержание понятий «ритм», «метр», «чувство ритма», «музыкальный ритм», «ритмический слух» и определены методы их использования в ходе музыкально-компьютерного музицирования;
- выявлены закономерности развития чувства ритма, в том числе с применением музыкально-компьютерных технологий.
Практическая значимость исследования. Разработанные содержание, формы и методы развития чувства ритма у школьников средних классов общеобразовательной школы на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий могут быть использованы в практике образовательных учреждений, детских музыкальных школ, детских школ искусств, дворцов детского и юношеского творчества, домов творчества.
База исследования: обучающиеся МБОУ «Башкирская гимназия №102» ГО г. Уфа РБ. В эксперименте приняли участие 40 школьников в возрасте 1213 лет.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа
включает в себя введение, две главы, 4 параграфа, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения. Общий объем работы составляет 83 страницы вместе с приложениями.
Глава 1. Теоретические основы развития чувства ритма у школьников на уроках музыки и роль музыкально-компьютерных технологий
1.1 Теоретические аспекты развития чувства ритма.
Ритм является важнейшей категорией в музыке. Ритм (греч. rhythmos, от rheo - теку) - форма протекания во времени каких-либо процессов в искусстве (поэзия, музыка, танец и др.). Платон, древнегреческий философ, говорил, что ритм - это порядок в движении. В музыкальном понимании, ритм - это чередование звуков разной длительности.
Ритм, как правило, проявляется в различных видах и стилях искусства, а также в других сферах (в ритме речи, в трудовых процессах и т. д.). Это многообразие породило множество различных определений ритма, в связи, с чем слово «ритм» не обладает терминологической чёткостью. Среди определений ритма можно выделить несколько.
В музыкальном образовании, ритм - это распределение во времени либо последовательность длительностей звуков, независимо от их высоты [36].
В музыкально-педагогической литературе наравне с «чувством ритма» в качестве синонима используется термин «ритмический слух».
Чувство музыкального ритма имеет связь с обычным (не музыкальным) чувством ритма, который характерен для всех процессов жизнедеятельности - от ритмов вселенной до биоритмов внутри живых организмов - и одновременно отличается от него [54].
Существует множество определений музыкального ритма. В книге «Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм» В.Н. Холопова, характеризует понятие ритм, как временную структуру любых воспринимаемых процессов, являющуюся одним (наряду с мелодией и гармонией) из основных элементов музыки [57]. Авторы «Большой Российской энциклопедии» Осипов Ю.С. и Кравец С.Л. дают следующее понятие о ритме: «Ритм - временная организация в музыке; в более узком смысле - последовательность длительностей звуков, независимо от их высоты.» [36].
Ритм (от греч. - соразмерность) - это закономерное чередование звуков, объединенных в их временных соотношениях. Мерилом этих соотношений служит метр, а нормой отсчета, или метрической единицей становится доля.
Метр - это основанный на цикличности порядок чередования равных по длительности опорных (сильных) и не опорных (слабых) долей музыки. Объединенные по этому принципу группы долей образуют такт. Метр может быть простым - двух- или трехдольным - и сложным - четырех-, шести-, девятидольным. Метр служит основой временной организации чередования звуков - музыкального ритма.
Метр, выраженный в ритмических единицах, носит название размера. Размер обозначается двумя расположенными одна над другой цифрами. Закономерность ритмического чередования звуков устанавливается метром, который выступает как система организации музыкального ритма. Еще одной временной характеристикой музыки является темп (от лат. Tempus - время), означающий скорость чередования сильных и слабых долей.
Метр и ритм в музыке образуют единство - метроритм, где метр играет основополагающую роль, поскольку существование ритма вне метрической организации невозможно. На основе метра устанавливаются отношения длительностей и единица ритмической пульсации, последнее, имеет важное значение для верного определения темпа исполнения.
Метр в музыке можно назвать «системой измерения музыкального времени», которое имеет черты объективности своего существования, проявляющейся в диалектическом единстве с ярко выраженным субъективным характером музыкально-исполнительской деятельности [58].
Музыкальный ритм включает в себя не только понятие времени, но и понятия динамики и темпа, так как он зависит от темпа - скорости движения, ритмической плотности, динамики. То есть, в создании музыкального ритма основную роль играют все элементы музыкальной речи - от звуков и пауз до мотивов, периодов, фактур. Стало быть, на все эти свойства музыкального ритма человек реагирует благодаря чувству музыкального ритма.
Б.М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей» дает определение понятию «музыкально-ритмическое чувство». Музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать и воспроизводить музыку во времени, а также активно переживать, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм - одно из средств музыкальной выразительности, с помощью которого передается содержание [48].
Авторы методик, занимающиеся вопросом развития чувства ритма, вводят такое понятие как «ритмический слух». Многие педагоги-музыканты поднимали вопрос о важности развития ритмического слуха: Э.Жак- Далькроза, З.Кодай, К.Орф, В.Б. Брайнин, Б.В.Асафьев, П.Вейс, А.Б. Гольденвейзер, В.Н. Холопова, Г.Цыпин, К.В.Тарасова. Были проведены специальные исследования и разработаны системы ритмического воспитания Н.Г. Александровой, Е.В. Кононовой, Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М. Тепловым.
Елисеева М. Н. в своей статье, раскрывает понятие «ритмический слух» как способность улавливать, понимать и различать организацию процесса во времени (как ритма в природе, так и музыкального ритма); способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его [19].
В завершение проведенного исследования можно сказать, что теоретические и практические цели, поставленные в начале работы, были достигнуты.
На основе применения методов комплексно-интегрированного, интерактивно-музыкального и ассоциативно-творческого развития чувства ритма школьников разработаны эффективные способы, формы и содержание музыкальной деятельности, связанные с применением музыкально-компьютерных технологий для развития чувства ритма у учеников средних классов.
Опытно-экспериментальная работа по применению методов развития чувства ритма школьников показала следующие результаты:
1. У учеников повысился интерес к занятиям музыки и музыкальному искусству.
2. Ученики получили знания о разновидностях элементарных ритмических мотивов, их строении и закономерностях.
3. Ученики научились воспринимать музыкально-ритмическую интонацию, давать ей вербальную характеристику и записывать ее, а так же определять тип ритмического рисунка в словах и считалках и с помощью музыкальных компьютерных программ.
4. У учеников были развиты музыкальные навыки:
- навык точного определения положения акцента в музыкально- ритмической фразе;
- навык чистого интонирования мелодических мотивов;
- навык четкой артикуляции музыкальных фраз ритмическими слогами.
Применение музыкально-компьютерных программ и выполнение разных ритмических упражнений в них значительно повысило эффективность использования методов комплексно-интегрированного, интерактивно-музыкального и ассоциативно-творческого развития чувства ритма в общеобразовательной школе, что подтвердило гипотезу исследования.
Существует дальнейшая перспектива разработки методических рекомендаций для развития чувства ритма обучающихся с применением музыкально-компьютерных программ к урокам музыки для начальной и основной школы.
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. Высш. пед. учеб.заведений [Текст] / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева.- М.:Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / Под общей ред. М.И, Ройтерштейна. - М.:Музыка, 2006.-336 с.
3. Брайнин, В.Б. Предмет «Музыкальная культура» в общеобразовательной школе [Текст] / В.Б. Брайнин // Vivat, academia [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://www.br**nin.org/Metod/Musik in School RU/html/.
4. Брайнин В.Б. О возможных подходах к ритмической сольмизации [Текст] //Педагогическое образование и наука, № 2. - Москва:
Международная академия наук педагогического образования, 2007.- с. 25-27.
5. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального образования [Текст] // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2012.- № 2 (78).
+ еще 56 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитие чувства ритма учащихся средних классов с применением музыкально-компьютерных технологий» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 83 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие музыкальных способностей с применением музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Музыкально-компьютерные технологии как средство формирования познавательного интереса учащихся
Дипломная работа:
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (с применением музыкально-компьютерных технологий)
Дипломная работа:
Развитие вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий