Дипломная работа
«Индивидуальные различия в интеллектуальном развитии старшеклассников»
- 70 страниц
Введение.3
Глава 1. Проблема изучения индивидуальных различий структуры интеллектуальных способностей в психологии.6
1.1. Теоретические основы проблемы ….6
1.1.1. Интеллект и его диагностика….…6
1.1.2. Вопрос определения индивидуальных различий личности…10
1.2. Психофизиологические предпосылки индивидуальных различий интеллектуальных способностей….….12
1.3. Основные подходы в изучении индивидуальных различий интеллектуальных способностей….19
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуальных различий интеллектуальных способностей старшеклассников. 31
2.1. Организация и методы исследования….…31
2.2. Анализ результатов исследования.32
Заключение.62
Список литературы.64
Приложения
Человек как результат длительного процесса развития жизни на Земле, как родовое существо, располагает практически безграничными возможностями к обучению и развитию интеллектуальных способностей. Однако, конкретные люди весьма существенно отличаются друг от друга по тому, в какой мере они используют свои родовые потенции, т.е. в какой мере они преобразуют возможное в действительное.
Проблема индивидуальных различий, всегда интересовавшая психологов, в настоящее время, стоит достаточно остро как в психологической науке, так и в образовательной практике. Современные условия жизни требуют более глубокого изучения предпосылок и условий определяющих эти различия, а также использования этих знаний для обеспечения дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся.
Несмотря на то, что проблема индивидуальных различий в мышлении детей широко освещалась как в отечественной психологии (Н.А.Менчинская; Г.П. Антонова, 1968; В.Н. Пушкин, 1965; З.И. Калмыкова, 1975; С.Ф.Жуйков, 1979; К.Г. Павлова, 1968; Л.В. Занков, 1975; Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, 1986; А.З. Зак, 1992, и др.), так и за рубежом (А. Анастази, Г. Клаус, Л. Терман, Л. Тайлер, 1954, К. Бенбоу, Дж. Стэнли и др.), на наш взгляд, она до сих пор не получила адекватной оценки с точки зрения комплексного анализа всех психологических, психофизиологических и социальных изменений.
Кроме того, малоизученным остается вопрос динамики индивидуальных различий в умственном развитии, отражающий онтогенетические особенности развития ребенка.
Актуальность проблемы позволила нам определить тему дипломной работы, а также цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования – изучение индивидуальных различий в интеллектуальном развитии детей старшего школьного возраста.
Объект исследования - индивидуальные различия в интеллектуальном развитии старшеклассников.
Предмет исследования – взаимосвязь между личностными особенностями, и особенностями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте.
Исходя из цели, предмета и объекта мы сформулировали гипотезу и задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы индивидуальных различий в развитии интеллекта.
2. Выделить и проанализировать психофизиологические, психологические социально-психологические факторы, влияющие на формирование индивидуальных различий в умственном развитии старшеклассников
3. Определить уровень интеллектуального развития учащихся старших классов, обучающихся по развивающей и традиционной программам обучения.
4. Определить преобладающий когнитивный стиль учащихся старших классов
5. Определить особенности личности старшеклассников
6. Обработать результаты, провести корреляционный анализ полученных данных и сделать выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу данного исследования.
В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение:
Существуют определенные взаимосвязи между интеллектуальными особенностями: уровнем интеллекта и когнитивным стилем, и личностными особенностями в юношеском возрасте.
Метод исследования:
1.Диагностический метод:
1)Тест Р. Амтхауэра для диагностики уровня развития интеллекта
2) Тест вложенных фигур К. Готтшальда
3) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела
2.Математико-статистический: метод ранговой корреляции Спирмена
3.Интерпретация (количественный и качественный анализ результатов)
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов.
Эмпирическая база исследования учащихся 10-ых классов, обучающиеся по традиционной и развивающей программам, Тавларской средней школы Буздякского района.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, списка литературы и приложения.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
Для подтверждения, выдвинутой ранее гипотезы нами было проведено диагностическое обследование учащихся старших классов. Качественный анализ результатов этого обследования показал, что существующие индивидуальные различия в интеллектуальном развитии старшеклассников действительно обусловлены влиянием особенностей когнитивной и личностной сферы.
1. Анализ результатов, полученных по тесту Амтхауэра, выявил, что учащиеся в классе развивающего обучения имеют в целом более высокий уровень развития интеллекта. Так результаты 72% учащихся данного класса попали в категорию высокоуспешных, 10% среднеуспешных, 8% малоуспешных. Учащиеся из класса традиционного обучения справились с заданием хуже. Так лишь 36% учащихся попали в категорию высокоуспешных, 32% в категорию среднеуспешных и 32% в категорию малоуспешных. Анализ выполнения отдельных субтестов учащимися двух классов выявил, что показатели средних значений выполнения субтестов в классе развивающего обучения выше, чем в традиционном классе. Наиболее существены различия в субтестах 3(Аналогии), 4(Классификации), 5(Счет), 6(Ряды чисел), 7(Выбор фигур), 8(Кубики Коса), что свидетельствует о более высоком развитии у учащихся развивающего класса комбинаторных способностей, способностей к суждению, арифметического и индуктивного мышления, пространственного воображения, умения оперировать объемными телами в пространстве.
2. Диагностика когнитивных стилей учащихся по методике «Фигурки Готтшальда», выявило преобладание полезависимого стиля у учащихся в традиционном классе и поленезависимого у учащихся в развивающем классе. Так при выполнении заданий теста большинство учащихся развивающего класса успешно справлялись с ним, а большинство учащихся традиционного класса испытывали сильное “давление” зрительных помех и хуже справились с заданием. Была выявлена тенденция, что с повышением уровня интеллектуальных способностей испытуемых измеряемых тестом Амтхауэра, уровень полезависимости по тесту Готтшальда уменьшается.
3. Анализ результатов личностных особенностей старшеклассников выявил выраженность таких черт как общительность, интеллектуальность, предприимчивость, доминантность, хитрость, радикализм у большинства учащихся, обучающихся по программе развивающего обучения. Также для данной категории учащихся характерны высокие показатели факторов «Супер-эго», «Самомнение» и «Эго-напряженность».
4. Математическая обработка результатов с помощью компьютерной программы Статистика 6.0. выявила следующее:
1) Отрицательную корреляцию между двумя сравниваемыми рядами данных уровня интеллекта и уровнем полезависимости. То есть учащиеся, имеющие интеллект выше среднего показателя своего класса более поленезависимы, в свою очередь у полезависимых учащихся выявлен интеллект ниже среднего показателя. Так как на формирование той или иной когнитивной стратегии влияют методы воспитания и опыт общения ребенка, мы рекомендуем педагогам и родителям воспитывать у ребенка самостоятельность, что способствует формированию поленезависимого восприятия, мышления и действия, следовательно, и более высокого интеллектуального развития.
2) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором А «Аффектотимия»(0, 679654), свидетельствует, что добрые, общительные, готовые к сотрудничеству и легко приспосабливающиеся старшеклассники имеют более высокий интеллектуальный уровень.
3) Положительная корреляция фактора В (0,847854) «Высокий интеллект» с уровнем интеллекта старшеклассников по тесту Амтхауэра указывают на то, что старшеклассники с ярким проявлением таких черт личности как собранность, сообразительность, абстрактность мышления, проницательность, интеллектуальная приспособляемость показывают высокий уровень интеллекта по тесту Амтхауэра.
4) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором Е (0,632066) «Конформность-Доминантность» свидетельствует о более высоких интеллектуальных способностях старшеклассников отличающихся такими личностными особенностями как доминирование, неуступчивость, самоуверенность, упрямство, своенравность.
5) Положительная корреляция с показателем интеллекта фактора F (0,473824) «Сдержанность-Экспрессивность» указывают на более высокий уровень интеллекта старшеклассников с выраженными чертами экспрессивности: жизнерадостный, веселый, подвижный, энергичный, разговорчивый, откровенный, социально активный, эмоциональный и искренний.
6) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором G (0,744253) «Супер-Эго» интерпретируется более высоким развитием интеллекта старшеклассников имеющих высокий показатель Супер-Эго. При наличие яркой выраженности таких черт личности, как упорство, добросовестность, настойчивость, решительность, точность, деловая направленность, сила характера, старшеклассник отличается высоким уровнем интеллектуальных способностей.
7) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором Н (0,714509) «Предприимчивость» характеризует то, что у предприимчивых, социально смелых, авантюристичных, общительных, отзывчивых старшеклассников уровень интеллектуальных способностей выше средней возрастной нормы.
8) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором М (0,414604) «Мечтательность» характеризует, что старшеклассники с богатым воображением, мечтательные, интересующиеся искусством, имеющие высокий творческий потенциал более интеллектуальнее, чем их с сверстники с выраженными чертами низкой чувствительности, несобранности, суровости и творческой ограниченности.
9) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором N (0,813759) «Прямолинейность-Дипломатичность» указывают на то, что дипломатичные, хитрые, эстетически изощренные, проницательные по отношению к окружающим старшеклассники имеют высокий уровень интеллекта.
10) Отрицательная корреляция показателя интеллекта с фактором О «Гипотимия» (-0,733690) указывает на то, что у уровень интеллекта у тревожных, неуверенных в себе, обеспокоенных, полных страха и вины старшеклассников ниже, чем у самоуверенных, спокойных, веселых и жизнерадостных сверстников.
11) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором Q1 (0,946684) «Радикализм» характеризует высокое развитие интеллектуальных способностей старшеклассников отличающихся стремлением экспериментировать, терпимых к неудобствам, хорошо информированных, свободомыслящих, критичных, имеющих высокий творческий потенциал.
12) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором Q2 (0,831278) «Самодостаточность» указывает на то, что у независимых от группы, самостоятельных, находчивых старшеклассников уровень интеллекта выше, чем у несамостоятельных и зависимых от группы.
13) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором Q3 (0,831278) «Самомнение» указывает на то, что старшеклассники с высоким уровнем интеллекта более волевые, умеющие контролировать свои эмоции, точные и целенаправленные.
14) Положительная корреляция показателя интеллекта с фактором Q4 (0,419271) «Эго-напряженность» указывает на то, что собранные, энергичные, повышенно мотивированные активные старшеклассники имеют более высокий уровень интеллекта, чем их вялые, низко мотивированные, ленивые сверстники.
Результаты математической обработки подтвердили результаты качественного и количественного анализа. Таким образом, гипотеза исследования о существовании определенных взаимосвязей между интеллектуальными особенностями: уровнем интеллекта и когнитивным стилем, и личностными особенностями в юношеском возрасте доказана.
Подводя итоги, еще раз отметим важность проблемы индивидуальных различий интеллектуальных способностей в современной психолого- педагогической науке. Развитие интеллектуальных способностей личности учащегося - это фактическая реализация права каждого ребенка быть умным. Обеспечению реализации этого права способствует изучение индивидуальных различий в интеллектуальном развитии учащихся. Так как знание этих различий позволяют обеспечить оптимальные условия и индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе обучения и воспитания.
Посвятив, свою работу данной проблеме, мы исследовали особенности личностной и когнитивной сферы старшеклассников, влияющих на возникновение индивидуальных различий в интеллектуальной сфере.
В целом исследование показало:
Большой вклад в изучение проблемы индивидуальных различий внесли такие авторы, как Б.М. Теплов, А.Анастази, В.С.Мерлин, Н.Ф.Талызина и другие.
Одни рассматривают индивидуальные различия как результат взаимодействия двух факторов наследственных и окружающей среды. Ими исследованы различные проявления индивидуальных различий: тип в ВНД, особенности познавательных процессов, и другие индивидуальные различия в интеллектуальном развитии исследовали такие авторы, как М.К.Акимова, О.М.Дьяченко. В частности О.М.Дьяченко выделяет основные подходы в данной проблеме (См. по тексту 1.3)
В ходе теоретического изучения проблемы мы выявили, что интеллектуальные способности взаимосвязаны как с когнитивным стилем, так и с личностными особенностями, которые определяют индивидуальные различия в интеллектуальном развитии учащихся. Подобрав методики и определив экспериментальную базу, мы провели эмпирическое исследование проблемы, результат которого есть анализ выявления взаимосвязей личностных особенностей, когнитивного стиля и индивидуальных различий в интеллектуальном развитии старшеклассников (см. по тексту 2.2.). Диагностическое обследование подтвердило поставленную нами гипотезу исследования и позволило сделать выводы (См. по тексту «Выводы к главе 2»). Математическая обработка результатов выявила корреляционные связи, подтверждающие нашу гипотезу.
Таким образом, мы выполнили поставленную цель и задачи нашего исследования.
1. Акимова М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту.// Вопросы психологии, 1997 №2
2. Анастази А. “Психологическое тестирование” ч. 1-2. М.; Педагогика, 1982.
3. Артемова Т.А., Индивидуальные различия в умственном развитии младших школьников.// Психологическая наука и образование. 2003.
№ 2.
4. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека - М.; 1997.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М.; Издательство МГУ;1997.
6. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М.; Минск, 1989.
7. Виноградова Т.В.,Семенов В.В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов// Вопросы психологии. – 1993.-№2. –С. 63- 71.
8. Возрастные и индивидуальные различия памяти. //Под редакцией А.А. Смирнова. М.;1977.
9. Гальперин П.Я. Кауфманы Введение в психологию. М.; 1976.
10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность - М.; Прометей, 1993.
11. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий.// Вопросы психологии. 1983 №3.
12. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к склонностям и способностям. Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.
13. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988.
14. Гюнтер Клаус. Введение в дифференциальную психологию учения. -М.; Педагогика, 1987.
15. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.; Педагогика, 1985.
16. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.; Издательский центр “Академия”.1996.
17. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. М., 1988.
18. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. //Вопросы психологии, 1997 №4.
19. Егорова М.С. Проблема зависимости - независимости от поля и возможность ее исследования в генетике поведения.// Вопросы психологии, 1981 №4.
20. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006.
21. Жан Пиаже, Избранные психологические труды. - М.; Международная педагогическая академия, 1994.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Питер. 2003. С. 119-128.
23. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истокоов человеческого интеллекта. М.; 1983.
24. Когнитивные стили./ Под редакцией В.Колга. Таллин, 1986.
25. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Т.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М.; 1971.
26. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.- М.; Знание, 1984.
27. Лейтес Н.С. Соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьника. //Вопросы Психологии, 1985 №1.
28. Лолер Джеймс. Коэффициент интеллекта наследственность и расизм.
29. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: книга для учителей. - М.; Просвещение, 1989.
30. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.; Педагогика, 1988.
31. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с индивидуально-личностными характеристиками детей 6-7 лет. Автоеф. Дисю канд. Наук. – Спб. 2001.
32. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Уч. пособие. – СПб.: Речь,2006.
33. Общая психодиагностика / Под редакцией А.О. Бодалева и В.В. Столина. М.; МГУ, 1987.
34. Перре - Клермон, Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М.; Педагогика, 1991.
35. Платонов К.Н. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.; Высшая школа, 1984.
36. Позднова Г. Индивидуальное изучение развития подростка.
37. Познавательные процессы: Ощущение, восприятие / Под редакцией А.В. Запорожца и др. М.;1982.
38. Психология индивидуальных различий: Тексты/ Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Вошанова, - М.; Издательство МГУ, 1982.
39. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1981.
40. Развитие и диагностика способностей./ Отв. редакторы В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.- М.; Наука, 1991.
41. Способности и склонности :/ Э.А. Голубева, В.В. Пеников, Е.П.Гусева и др. /Под редакцией Э.А. Голубевой.- М.; Педагогика, 1989.
42. Способности и индивидуальность.- М.; Прометей, 1993.
43. Талызина Н.Ф., С.В.Кривцова, Е.А.Мухамашулина, Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. - М.; Издательство МГУ, 1991.
44. Теплов Б.М. Избранные труды. В двух томах. М.; Педагогика, 1985.
45. Трефилова Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей. / Автореферат, М.; 1998.
46. Яковлева Е.Л. Динамика интеллектуального развития учащихся 7-ых, 8-ых классов // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
Тема: | «Индивидуальные различия в интеллектуальном развитии старшеклассников» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Курсовая работа:
Индивидуальный подход к развитию детей разных категорий
Дипломная работа:
Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде
Дипломная работа:
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Дипломная работа:
Интеллектуальное развитие младших школьников