Дипломная работа

«Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде»

  • 95 страниц(ы)
  • 1126 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ.….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕК-ТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ….….….7

1.1. Проблема вариативных образовательных сред (профилей обучения) как факторов, определяющих траекторию развития личности школьника….….7

1.2. Специфика интеллектуального развития учащихся среднего школь-ного возраста….….17

1.3. Развитие коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста….….26

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I.36

ГЛАВА II. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ГИМНАЗИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ….…38

2.1. Организация и методы исследования….38

2.2. Исследование уровня развития и интеллектуальных и коммуни-кативных качеств учащихся среднего школьного возраста общеоб-разовательного и гимназического профилей….….40

2.3. Сравнительный анализ динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей….….52

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II….….75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….81

ПРИЛОЖЕНИЯ….85

Актуальность исследования. Школа определяющим образом создает условия для формирования внутреннего, субъективного мира личности, опирающегося на психологические возможности, уникальность и ценность каждого ребенка (Холодная М.А.,1992). В зависимости от условий, форм и методов обучения, оно может иметь различные результаты, обеспечивать умственное развитие ребенка и его познавательной активности, способствовать формированию позитивных стилей поведения и общения, или, напротив, оказывать тормозящее воздействие.

В возрастной и педагогической психологии накоплен огромный экспериментальный и теоретический материал, описывающий психологические закономерности развития школьника (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Н. Карпова, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие). Имеются данные об основных особенности интеллектуально-познавательного развития, потребностно-мотивационной сферы, личности школьника, характера и динамики межличностных отношений учащихся (А.К.Дусавицкий, В.В.Рубцов, В.А.Гуружапов, М.А.Холодная, Г.А. Цукерман).

Современная ситуация реформирования системы образования, переход от традиционного образования к вариативному, развивающему (продуктом которого является личность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими субъектами) делает отечественное образовательное пространство достаточно неоднородным.

Нормативная основа вариативного образования, закрепленная в Законе РФ «Об образовании» и в Концепции модернизации российского образования, предполагает многообразие различных типов образовательных программ, подходов реализующих право личности на общекультурное развитие и самореализацию в соответствии со своими особенностями, способностями и интересами, на основе свободного выбора мнений, убеждений, индивидуальных образовательных траекторий.

Такое положение вещей рождает противоречия между требованиями современного общества и возможностями школы:

1. Противоречие между возрастающими объемами знаний и необходимостью подготовки учащихся на высоком уровне по предметным знаниям.

2. Противоречие между информатизацией общества, возрастанием значения усвоенных баз знаний и гуманистическим подходом к формированию личности учащегося.

Сосуществование множества вариантов обучения в рамках института школы открывает широкое исследовательское поле для изучения влияния конкретной образовательной среды на различные аспекты психического развития ученика, включенного в нее. Сравнение традиционной школы с иными типами обучения, в свою очередь, позволяет обнаружить наиболее перспективные с точки зрения развития учащихся варианты обучения.

Заинтересованность нами в исследовании влияния вариативной образовательной среды на развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков учащихся среднего школьного возраста обусловила выбор темы исследования: «Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде»

Объектом исследования является интеллектуальная и коммуникативная сферы личности учащихся среднего школьного возраста.

Предметом исследования - особенности динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей.

Основной целью проведённого исследования было исследование особенностей развития личности учащихся в вариативной образовательной среде в аспекте развития интеллектуальных и коммуникативных качеств.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме организации вариативной образовательной среды для наиболее успешного развития личности школьника.

2. Определить показатели интеллектуальных и коммуникативных компонентов личности учащихся, развитие которых обеспечивает успешность обучения.

3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств у учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей.

4. Проанализировать и сопоставить особенности динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста в каждой возрастной группе в вариативной образовательной среде: гимназической и общеобразовательной.

В рамках данного исследования была сформулирована следующая гипотеза: вариативная образовательная среда (гимназическая и общеобразовательная) по-разному влияет на динамику развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:

1) теоретических: библиографический, метод изучения, анализа, отбора, систематизации материала;

2) эмпирических: тестирование, метод качественного анализа полученных данных;

3) метод математической обработки по U-критерию Манна-Уитни (компьютерная программа "Статистика+ 2005").

Исследование проводилось с помощью следующих методик:

1) Тест Векслера (или Шкала Векслера);

2) тест «Оценка уровня общительности» (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.);

3) методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.А. Рыжонкина, 1985)

Результаты работы имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Представленный материал по исследованию динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде позволяет дополнить имеющиеся данные об интеллектуальном и личностном развитии учащихся среднего школьного возраста и может быть использован теми, кто заинтересован проблемой формирования интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста в вариативной образовательной среде.

Выборка. В исследовании принимали участие учащиеся общеобразовательных классов и гимназических классов математического профиля общеобразовательной школы №488 г.Москвы в количестве 70 человек, из них учащиеся общеобразовательных классов: 5 класс - 18 человек, 7 класс - 19 человек; гимназических классов: 5 класс - 17 человек, 7 класс - 16 человек в возрасте 11-13 лет.

Структура работы состоит из введения; теоретической части; практической части; заключения; списка литературы, состоящей из 51 источника и 3 приложений.

Актуальность исследования. Школа определяющим образом создает условия для формирования внутреннего, субъективного мира личности, опирающегося на психологические возможности, уникальность и ценность каждого ребенка (Холодная М.А.,1992). В зависимости от условий, форм и методов обучения, оно может иметь различные результаты, обеспечивать умственное развитие ребенка и его познавательной активности, способствовать формированию позитивных стилей поведения и общения, или, напротив, оказывать тормозящее воздействие.

В возрастной и педагогической психологии накоплен огромный экспериментальный и теоретический материал, описывающий психологические закономерности развития школьника (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Н. Карпова, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие). Имеются данные об основных особенности интеллектуально-познавательного развития, потребностно-мотивационной сферы, личности школьника, характера и динамики межличностных отношений учащихся (А.К.Дусавицкий, В.В.Рубцов, В.А.Гуружапов, М.А.Холодная, Г.А. Цукерман).

Современная ситуация реформирования системы образования, переход от традиционного образования к вариативному, развивающему (продуктом которого является личность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими субъектами) делает отечественное образовательное пространство достаточно неоднородным.

Такое положение вещей рождает противоречия между требованиями современного общества и возможностями школы:

1. Противоречие между возрастающими объемами знаний и необходимостью подготовки учащихся на высоком уровне по предметным знаниям.

2. Противоречие между информатизацией общества, возрастанием значения усвоенных баз знаний и гуманистическим подходом к формированию личности учащегося.

Сосуществование множества вариантов обучения в рамках института

школы открывает широкое исследовательское поле для изучения влияния конкретной образовательной среды на различные аспекты психического развития ученика, включенного в нее. Сравнение традиционной школы с иными типами обучения, в свою очередь, позволяет обнаружить наиболее перспективные с точки зрения развития учащихся варианты обучения.

Заинтересованность нами в исследовании влияния вариативной образовательной среды на развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков учащихся среднего школьного возраста обусловила выбор данной темы исследования.

Объектом исследования является интеллектуальная и коммуникативная сферы личности учащихся среднего школьного возраста.

Предметом исследования – особенности динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей.

Основной целью проведённого исследования было исследование особенностей развития личности учащихся в вариативной образовательной среде в аспекте развития интеллектуальных и коммуникативных качеств.

В соответствии с целью исследования были определены задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме организации вариативной образовательной среды для наиболее успешного развития личности школьника.

2. Определить показатели интеллектуальных и коммуникативных компонентов личности учащихся, развитие которых обеспечивает успешность обучения.

3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств у учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей.

4. Проанализировать и сопоставить особенности динамики развития

интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего

школьного возраста в каждой возрастной группе в вариативной образовательной среде: гимназической и общеобразовательной.

В рамках данного исследования была сформулирована следующая гипотеза: вариативная образовательная среда (гимназическая и общеобразовательная) по-разному влияет на динамику развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста.

Поставленные задачи решались с использованием методов:

1) теоретических: библиографический, метод изучения, анализа, отбора, систематизации материала;

2) эмпирических: тестирование, метод качественного анализа полученных данных;

3) метод математической обработки по U-критерию Манна-Уитни (компьютерная программа "Статистика+ 2005").

Исследование проводилось с помощью следующих методик:

1) Тест Векслера (или Шкала Векслера);

2) тест «Оценка уровня общительности» (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.);

3) методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.А. Рыжонкина, 1985)

Результаты работы имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Представленный материал по исследованию динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде позволяет дополнить имеющиеся данные об интеллектуальном и личностном развитии учащихся среднего школьного возраста и может быть использован теми, кто заинтересован проблемой формирования интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста в вариативной образовательной среде.

Выборка. В исследовании принимали участие учащиеся

общеобразовательных классов и гимназических классов математического профиля общеобразовательной школы №488 г.Москвы в количестве 70 человек, из них учащиеся общеобразовательных классов: 5 класс – 18 человек, 7 класс – 19 человек; гимназических классов: 5 класс – 17 человек, 7 класс – 16 человек в возрасте 11-13 лет.

Структура работы состоит из введения; теоретической части; практической части; заключения; списка литературы, состоящей из 51 источника и 3 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, гипотеза, цели, задачи и методы работы, представлена теоретическая и практическую значимость проведенного исследования.

В первой главе, «Теоретический анализ развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста в вариативной образовательной среде», представлен теоретический обзор проблемы вариативных образовательных сред как факторов, определяющих траекторию развития личности школьника, специфики интеллектуального и коммуникативного развития учащихся среднего школьного возраста и определено то, что увеличение свободы выбора личности и ослабление традиционных систем передачи знаний стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования, которое является способом обеспечения учета индивидуальности каждого ученика и максимального их развития. В интеллектуальном развитии учащихся средних классов происходят значительные изменения в мышлении и памяти – происходит развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления и активно начинает развиваться логическая память. В развитии коммуникативных качеств подростков происходят кардинальные изменения: теряет свою актуальность общение с родителями, учителями, а первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками.

Во второй главе, «Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста общеобразовательного и гимназического профилей», описываются методы исследования, представляются и анализируются полученные в исследовании результаты. Для анализа данных о достоверности различий в динамике развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся 5-7 классов общеобразовательного и гимназического профилей использовался U-критерий Манна-Уитни.

В ходе эмпирического исследования установлено, что рост интеллектуальной продуктивности учащихся в течение подросткового возраста носит неравномерный характер. В гимназических классах наблюдается активное развитие большинства интеллектуальных способностей вербальной и невербальной части. А в общеобразовательных – оно остается на прежнем уровне или вообще не наблюдается.

Сравнительные данные динамики развития интеллектуальных качеств учащихся 5-7 классов

(гимназический профиль)

Динамика развития интеллектуальных качеств к 7 году обучения у учащихся гимназического класса по сравнению с учащимися общеобразовательного становится намного выше. Данные доказывают, что в гимназических классах к 7 классу в вербальной части интеллекта происходит развитие общего объема и уровня относительно простых знаний, направленности и широты познавательных процессов, абстрактного мышления и смысловой ориентировки, информированности, навыков арифметических операций, эрудированности, словарного запаса, умения адекватно раскрывать значение слов, логического мышления, способности обобщения и абстрагирования, кратковременной памяти, и таких мыслительных операций, как анализ и синтез; в невербальной же части интеллекта – зрительной наблюдательности, объема внимания и умения сосредотачиваться на заданиях, способностей устанавливать правильную логическую последовательность событий в соответствии с развитием действия по времени, выявлять существенные признаки и анализировать целое через составляющие его части, сенсомоторной координации, аналитико-синтетических способностей, пространственного воображения, абстрагирования и сравнения, долговременной памяти, и зрительного восприятия.

Сравнительные данные динамики развития интеллектуальных качеств учащихся 5-7 классов

(общеобразовательный профиль)

У учащихся общеобразовательных классов количество показателей интеллектуального развития, которые показывают положительную динамику, очень мал. К 7 классу лишь в развитии некоторых свойств и умений выявлена положительная динамика, так в развитии в вербальной части интеллекта – внимания, оперативной памяти, умений оперировать числовым материалом, определять содержание слов, сосредотачиваться на заданиях, культуры мышления и словесного запаса, необходимого при раскрытии смысла слова; в невербальной части интеллекта - в развитии наблюдательности, сосредоточенности внимания, умения зрительного «схватывания» материала, способности отличить существенные детали, умения анализировать целое через составляющие его части, пространственного воображения, а также зрительно-моторной координации. По остальным показателям интеллектуального развития у учащихся общеобразовательных классов нами не были обнаружены достоверные различия и положительная динамика.

Сравнительные данные динамики развития коммуникативных качеств учащихся 5-7 классов

(гимназический профиль)

Сравнительные данные динамики развития коммуникативных качеств учащихся 5-7 классов

(общеобразовательный профиль)

Что касается развития коммуникативных качеств учащихся гимназических и общеобразовательных классов, то здесь наблюдается, что у тех и других положительная динамика лишь в общении со сверстниками и снова с превышающим значением в гимназических классах. Из этого видно, что в желании высказаться и оказать информационное влияние на собеседника, а также выслушать его мнение, его точку зрения и интересную для них информацию на первом месте у учащихся гимназических классов и общеобразовательных классов к 7 классу стоят сверстники, т.е. одноклассники и друзья вне школы. А общение со взрослыми теряет свою значимость.

Следовательно, установлено, что в гимназических классах наблюдается динамика по всем исследованным показателям интеллектуального и коммуникативного развития. Тогда как в общеобразовательных классах развитие получили не все показатели интеллектуальной сферы. В общеобразовательных классах положительная динамика по всем показателям была обнаружена лишь в коммуникативном развитии.

Выводы:

1. Увеличение свободы выбора личности и ослабление традиционных систем передачи знаний стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Вариативность образования является способом обеспечения учета индивидуальности каждого ученика и максимального их развития.

2. В интеллектуальном развитии учащихся средних классов происходят значительные изменения в мышлении и памяти. Происходит развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления и активно начинает развиваться логическая память.

3. В развитии коммуникативных качеств подростков происходят кардинальные изменения: теряет свою актуальность общение с родителями, учителями, а первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками.

4. Решающее значение для развития интеллектуальных и коммуникативных качеств подростков имеет организация учебной деятельности в средних классах школы.

В гимназических классах наблюдается активное развитие большинства интеллектуальных способностей, а в общеобразовательных – оно остается на прежнем уровне или вообще не наблюдается. Динамика развития интеллектуальных качеств к 7 году обучения у учащихся гимназического класса по сравнению с учащимися общеобразовательного становится намного выше, доказывая то, что в гимназических классах к 7 классу в большей степени, чем в общеобразовательных классах происходит накопление вербального и невербального опыта: растет объем знаний, обогащается словарный запас. В общеобразовательных же классах развитие вербального и невербального интеллекта остается на прежнем уровне или вообще отсутствует. Также в гимназических классах, по сравнению с общеобразовательными классами, выделяются максимально высокие оценки по показателям теоретического, практического, математического, индуктивного и логического мышления, а также показатель эффективности процессов памяти – умения находить логические связи.

В развитии коммуникативных качеств учащихся гимназических и общеобразовательных классов наблюдается положительная динамика что у тех и других лишь в общении со сверстниками и снова с превышающим значением в гимназических классах. Следовательно, в желании высказаться и оказать информационное влияние на собеседника, а также выслушать его мнение, его точку зрения и интересную для них информацию на первом месте у учащихся гимназических классов и общеобразовательных классов к 7 классу стоят сверстники, т.е. одноклассники и друзья вне школы. А общение со взрослыми теряет свою значимость.

5. В различной образовательной среде происходят изменения показателей уровня интеллектуального и коммуникативного развития, но наиболее значимые изменения выявляются в гимназических классах. Вариативная образовательная среда влияет на процесс обучения учащихся среднего школьного возраста, обеспечивая большую динамику развития интеллектуальных и коммуникативных качеств в гимназической образовательной среде.

В результате проведенного исследования вопроса динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде, мы выявили, что школа определяющим образом создает условия для формирования внутреннего, субъективного мира личности, опирающегося на психологические возможности, уникальность и ценность каждого ребенка.

Увеличение свободы выбора личности и ослабление традиционных систем передачи знаний стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Вариативность образования является способом обеспечения учета индивидуальности каждого ученика и максимального их развития.

В интеллектуальном развитии учащихся средних классов происходят значительные изменения в мышлении и памяти. Происходит развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления, вследствие сформированности которого, у подростков появляется умение рассуждать в теоретическом плане и оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач.

Развитие памяти подростков идет в направлении ее интеллектуализации. У подростков происходит перестройка памяти и установка на запоминание материала (а не понимание), а также привычка все заучивать путем неоднократного повторения. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти.

В развитии коммуникативных качеств подростков происходят кардинальные изменения: теряет свою актуальность общение с родителями, учителями, а первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками.

Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест и лишь общение со сверстниками приобретает для подростка большую ценность. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть принятым, призванным, уважаемым именно своими товарищами.

Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.

Решающее значение для развития интеллектуальных и коммуникативных качеств подростков имеет организация учебной деятельности в средних классах школы.

В ходе эмпирического исследования данного вопроса мы выявили, что рост интеллектуальной продуктивности учащихся в течение подросткового возраста носит неравномерный характер. В гимназических классах наблюдается активное развитие большинства интеллектуальных способностей, а в общеобразовательных – оно остается на прежнем уровне или вообще не наблюдается. Динамика развития интеллектуальных качеств к 7 году обучения у учащихся гимназического класса по сравнению с учащимися общеобразовательного становится намного выше. Эти данные доказывают то, что в гимназических классах к 7 классу в большей степени, чем в общеобразовательных классах происходит накопление вербального и невербального опыта: растет объем знаний, обогащается словарный запас. В общеобразовательных же классах наблюдается вообще отсутствие их развития. Также в гимназических классах выделяются максимально высокие оценки по показателям теоретического, практического, математического, индуктивного и логического мышления, а также показатель эффективности процессов памяти – умения находить логические связи.

Что касается развития коммуникативных качеств учащихся гимназических и общеобразовательных классов, то здесь наблюдается что у тех и других положительная динамика лишь в общении со сверстниками и снова с превышающим значением в гимназических классах. Из этого видно, что в желании высказаться и оказать информационное влияние на собеседника, а также выслушать его мнение, его точку зрения и интересную для них информацию на первом месте у учащихся гимназических классов и общеобразовательных классов к 7 классу стоят сверстники, т.е. одноклассники и друзья вне школы. А общение со взрослыми теряет свою значимость.

Тем самым, мы доказали, что в различной образовательной среде происходят изменения показателей уровня интеллектуального и коммуникативного развития, но наиболее значимые изменения выявляются в гимназических классах. На основании это мы делаем вывод о том, что вариативная образовательная среда влияет на процесс обучения учащихся среднего школьного возраста, обеспечивая большую динамику развития интеллектуальных и коммуникативных качеств в гимназической образовательной среде.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998. – 379 с.

2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. №6, с.23-33.

3. Андреев А. Н., Мдивани М. О., Рыжонкин Ю. Я. Методика измерения коммуникативной дистанции. / Вопросы психологии № 1, 1987г., с.159

4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебн. пособие / под. ред. В.А.Сластенина. - М., 2004. - 264 с.

5. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России / Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1996, с. 27-39.

6. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. – 73 с.

7. Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (подростки). Дисс. – СПб.: Гос. университет, 1995. – 242 с.

8. Берестовская Л.П., Берестовский А.Ш. Современные личностно-ориентированные технологии: Учебное пособие. – Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2003.

9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – т.2. – М., 1979. – 304 с.

10. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996. – 256 с.

11. Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 1995. – 209 с.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998. – 220 с.

13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. – 352 с.

14. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещирикова, В.П.Зинченю. – М.: ОЛМА–Пресс, 2004.

15. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения – М., 2008. – 112 с.

16. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста / Собр.соч.: в 6т. – М., 1984. – т.4. – 432 с.

17. Горовая Н.В. Личность школьника в системе нетрадиционного обучения и воспитания / Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения. – Комсомольск-на-Амуре, 1999. – ч.2. с.62-70.

18. Горянина В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

19. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.,1995. – 376 с.

20. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987. – 182 с.

21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1986. – 316 с.

22. Ильина, А. И. Общительность и темперамент школьников [Текст]: / А.И. Ильина. - Пермь, 1986. – 153 с.

23. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. – М., 2001. – 74 с.

24. Кинелев В.Г. Образование и XXI век: информационные и коммуникативные технологии. – М., 2000. С.2-7

25. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 1974. – 96 с.

26. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с.

27. Кон И.С. Психология дружбы. - М., 1973. – 186 с.

28. Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет / Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983., с.70-83.

29. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Москва – Ворнеж, 1997. – 354 с.

30. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 158 с.

31. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. – М., 1972. 173 с.

32. Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М., 2006. – 472 с.

33. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990. – 169 с.

34. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с.

35. Мясищев В.Н. Психология отношений личности. – М., 1995. – 356 с.

36. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. – М., 1981. – 416 с.

37. Потемкина О.Ф. Тесты для подростков / Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.

38. Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1995. – 160 с.

39. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 528 с.

40. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1989. – 295 с.

41. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти – младенчество, детство, юность, взрослость, старость. / Под ред. А.А.Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

42. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. – 659 с.

43. Развитие личности учащегося в процессе общения. / Под ред. И.И., Боришевский и др. Киев: Высшая шк., 1985. – 212 с.

44. Разнообразие, вариативность образования — как фактор его системности / Раздел в кн. Тюмасевой З.И. Системное образование. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 1999. – с. 93-131.

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1973. – 546 с.

46. Соловьева О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников / Вопросы психологии. 2003. №3. – с. 22-34

47. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? / Психологический журнал. 1998. – с. 18.

48. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / Психологический журнал. 1992. Т.13. №3. С.84-9.

49. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005. – 318 с.

51. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 95
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика