Дипломная работа
«Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде»
- 95 страниц
ВВЕДЕНИЕ.….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕК-ТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ….….….7
1.1. Проблема вариативных образовательных сред (профилей обучения) как факторов, определяющих траекторию развития личности школьника….….7
1.2. Специфика интеллектуального развития учащихся среднего школь-ного возраста….….17
1.3. Развитие коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста….….26
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I.36
ГЛАВА II. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ГИМНАЗИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ….…38
2.1. Организация и методы исследования….38
2.2. Исследование уровня развития и интеллектуальных и коммуни-кативных качеств учащихся среднего школьного возраста общеоб-разовательного и гимназического профилей….….40
2.3. Сравнительный анализ динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей….….52
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II….….75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….81
ПРИЛОЖЕНИЯ….85
Актуальность исследования. Школа определяющим образом создает условия для формирования внутреннего, субъективного мира личности, опирающегося на психологические возможности, уникальность и ценность каждого ребенка (Холодная М.А.,1992). В зависимости от условий, форм и методов обучения, оно может иметь различные результаты, обеспечивать умственное развитие ребенка и его познавательной активности, способствовать формированию позитивных стилей поведения и общения, или, напротив, оказывать тормозящее воздействие.
В возрастной и педагогической психологии накоплен огромный экспериментальный и теоретический материал, описывающий психологические закономерности развития школьника (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Н. Карпова, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие). Имеются данные об основных особенности интеллектуально-познавательного развития, потребностно-мотивационной сферы, личности школьника, характера и динамики межличностных отношений учащихся (А.К.Дусавицкий, В.В.Рубцов, В.А.Гуружапов, М.А.Холодная, Г.А. Цукерман).
Современная ситуация реформирования системы образования, переход от традиционного образования к вариативному, развивающему (продуктом которого является личность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими субъектами) делает отечественное образовательное пространство достаточно неоднородным.
Нормативная основа вариативного образования, закрепленная в Законе РФ «Об образовании» и в Концепции модернизации российского образования, предполагает многообразие различных типов образовательных программ, подходов реализующих право личности на общекультурное развитие и самореализацию в соответствии со своими особенностями, способностями и интересами, на основе свободного выбора мнений, убеждений, индивидуальных образовательных траекторий.
Такое положение вещей рождает противоречия между требованиями современного общества и возможностями школы:
1. Противоречие между возрастающими объемами знаний и необходимостью подготовки учащихся на высоком уровне по предметным знаниям.
2. Противоречие между информатизацией общества, возрастанием значения усвоенных баз знаний и гуманистическим подходом к формированию личности учащегося.
Сосуществование множества вариантов обучения в рамках института школы открывает широкое исследовательское поле для изучения влияния конкретной образовательной среды на различные аспекты психического развития ученика, включенного в нее. Сравнение традиционной школы с иными типами обучения, в свою очередь, позволяет обнаружить наиболее перспективные с точки зрения развития учащихся варианты обучения.
Заинтересованность нами в исследовании влияния вариативной образовательной среды на развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков учащихся среднего школьного возраста обусловила выбор темы исследования: «Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде»
Объектом исследования является интеллектуальная и коммуникативная сферы личности учащихся среднего школьного возраста.
Предметом исследования - особенности динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей.
Основной целью проведённого исследования было исследование особенностей развития личности учащихся в вариативной образовательной среде в аспекте развития интеллектуальных и коммуникативных качеств.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме организации вариативной образовательной среды для наиболее успешного развития личности школьника.
2. Определить показатели интеллектуальных и коммуникативных компонентов личности учащихся, развитие которых обеспечивает успешность обучения.
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств у учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей.
4. Проанализировать и сопоставить особенности динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста в каждой возрастной группе в вариативной образовательной среде: гимназической и общеобразовательной.
В рамках данного исследования была сформулирована следующая гипотеза: вариативная образовательная среда (гимназическая и общеобразовательная) по-разному влияет на динамику развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста.
Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:
1) теоретических: библиографический, метод изучения, анализа, отбора, систематизации материала;
2) эмпирических: тестирование, метод качественного анализа полученных данных;
3) метод математической обработки по U-критерию Манна-Уитни (компьютерная программа "Статистика+ 2005").
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1) Тест Векслера (или Шкала Векслера);
2) тест «Оценка уровня общительности» (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.);
3) методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.А. Рыжонкина, 1985)
Результаты работы имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Представленный материал по исследованию динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде позволяет дополнить имеющиеся данные об интеллектуальном и личностном развитии учащихся среднего школьного возраста и может быть использован теми, кто заинтересован проблемой формирования интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста в вариативной образовательной среде.
Выборка. В исследовании принимали участие учащиеся общеобразовательных классов и гимназических классов математического профиля общеобразовательной школы №488 г.Москвы в количестве 70 человек, из них учащиеся общеобразовательных классов: 5 класс - 18 человек, 7 класс - 19 человек; гимназических классов: 5 класс - 17 человек, 7 класс - 16 человек в возрасте 11-13 лет.
Структура работы состоит из введения; теоретической части; практической части; заключения; списка литературы, состоящей из 51 источника и 3 приложений.
Актуальность исследования. Школа определяющим образом создает условия для формирования внутреннего, субъективного мира личности, опирающегося на психологические возможности, уникальность и ценность каждого ребенка (Холодная М.А.,1992). В зависимости от условий, форм и методов обучения, оно может иметь различные результаты, обеспечивать умственное развитие ребенка и его познавательной активности, способствовать формированию позитивных стилей поведения и общения, или, напротив, оказывать тормозящее воздействие.
В возрастной и педагогической психологии накоплен огромный экспериментальный и теоретический материал, описывающий психологические закономерности развития школьника (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Н. Карпова, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие). Имеются данные об основных особенности интеллектуально-познавательного развития, потребностно-мотивационной сферы, личности школьника, характера и динамики межличностных отношений учащихся (А.К.Дусавицкий, В.В.Рубцов, В.А.Гуружапов, М.А.Холодная, Г.А. Цукерман).
Современная ситуация реформирования системы образования, переход от традиционного образования к вариативному, развивающему (продуктом которого является личность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими субъектами) делает отечественное образовательное пространство достаточно неоднородным.
Такое положение вещей рождает противоречия между требованиями современного общества и возможностями школы:
1. Противоречие между возрастающими объемами знаний и необходимостью подготовки учащихся на высоком уровне по предметным знаниям.
2. Противоречие между информатизацией общества, возрастанием значения усвоенных баз знаний и гуманистическим подходом к формированию личности учащегося.
Сосуществование множества вариантов обучения в рамках института
школы открывает широкое исследовательское поле для изучения влияния конкретной образовательной среды на различные аспекты психического развития ученика, включенного в нее. Сравнение традиционной школы с иными типами обучения, в свою очередь, позволяет обнаружить наиболее перспективные с точки зрения развития учащихся варианты обучения.
Заинтересованность нами в исследовании влияния вариативной образовательной среды на развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков учащихся среднего школьного возраста обусловила выбор данной темы исследования.
Объектом исследования является интеллектуальная и коммуникативная сферы личности учащихся среднего школьного возраста.
Предметом исследования – особенности динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей.
Основной целью проведённого исследования было исследование особенностей развития личности учащихся в вариативной образовательной среде в аспекте развития интеллектуальных и коммуникативных качеств.
В соответствии с целью исследования были определены задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме организации вариативной образовательной среды для наиболее успешного развития личности школьника.
2. Определить показатели интеллектуальных и коммуникативных компонентов личности учащихся, развитие которых обеспечивает успешность обучения.
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств у учащихся среднего школьного возраста гимназического и общеобразовательного профилей.
4. Проанализировать и сопоставить особенности динамики развития
интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего
школьного возраста в каждой возрастной группе в вариативной образовательной среде: гимназической и общеобразовательной.
В рамках данного исследования была сформулирована следующая гипотеза: вариативная образовательная среда (гимназическая и общеобразовательная) по-разному влияет на динамику развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста.
Поставленные задачи решались с использованием методов:
1) теоретических: библиографический, метод изучения, анализа, отбора, систематизации материала;
2) эмпирических: тестирование, метод качественного анализа полученных данных;
3) метод математической обработки по U-критерию Манна-Уитни (компьютерная программа "Статистика+ 2005").
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1) Тест Векслера (или Шкала Векслера);
2) тест «Оценка уровня общительности» (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.);
3) методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.А. Рыжонкина, 1985)
Результаты работы имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Представленный материал по исследованию динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде позволяет дополнить имеющиеся данные об интеллектуальном и личностном развитии учащихся среднего школьного возраста и может быть использован теми, кто заинтересован проблемой формирования интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста в вариативной образовательной среде.
Выборка. В исследовании принимали участие учащиеся
общеобразовательных классов и гимназических классов математического профиля общеобразовательной школы №488 г.Москвы в количестве 70 человек, из них учащиеся общеобразовательных классов: 5 класс – 18 человек, 7 класс – 19 человек; гимназических классов: 5 класс – 17 человек, 7 класс – 16 человек в возрасте 11-13 лет.
Структура работы состоит из введения; теоретической части; практической части; заключения; списка литературы, состоящей из 51 источника и 3 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, гипотеза, цели, задачи и методы работы, представлена теоретическая и практическую значимость проведенного исследования.
В первой главе, «Теоретический анализ развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста в вариативной образовательной среде», представлен теоретический обзор проблемы вариативных образовательных сред как факторов, определяющих траекторию развития личности школьника, специфики интеллектуального и коммуникативного развития учащихся среднего школьного возраста и определено то, что увеличение свободы выбора личности и ослабление традиционных систем передачи знаний стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования, которое является способом обеспечения учета индивидуальности каждого ученика и максимального их развития. В интеллектуальном развитии учащихся средних классов происходят значительные изменения в мышлении и памяти – происходит развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления и активно начинает развиваться логическая память. В развитии коммуникативных качеств подростков происходят кардинальные изменения: теряет свою актуальность общение с родителями, учителями, а первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками.
Во второй главе, «Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся среднего школьного возраста общеобразовательного и гимназического профилей», описываются методы исследования, представляются и анализируются полученные в исследовании результаты. Для анализа данных о достоверности различий в динамике развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся 5-7 классов общеобразовательного и гимназического профилей использовался U-критерий Манна-Уитни.
В ходе эмпирического исследования установлено, что рост интеллектуальной продуктивности учащихся в течение подросткового возраста носит неравномерный характер. В гимназических классах наблюдается активное развитие большинства интеллектуальных способностей вербальной и невербальной части. А в общеобразовательных – оно остается на прежнем уровне или вообще не наблюдается.
Сравнительные данные динамики развития интеллектуальных качеств учащихся 5-7 классов
(гимназический профиль)
Динамика развития интеллектуальных качеств к 7 году обучения у учащихся гимназического класса по сравнению с учащимися общеобразовательного становится намного выше. Данные доказывают, что в гимназических классах к 7 классу в вербальной части интеллекта происходит развитие общего объема и уровня относительно простых знаний, направленности и широты познавательных процессов, абстрактного мышления и смысловой ориентировки, информированности, навыков арифметических операций, эрудированности, словарного запаса, умения адекватно раскрывать значение слов, логического мышления, способности обобщения и абстрагирования, кратковременной памяти, и таких мыслительных операций, как анализ и синтез; в невербальной же части интеллекта – зрительной наблюдательности, объема внимания и умения сосредотачиваться на заданиях, способностей устанавливать правильную логическую последовательность событий в соответствии с развитием действия по времени, выявлять существенные признаки и анализировать целое через составляющие его части, сенсомоторной координации, аналитико-синтетических способностей, пространственного воображения, абстрагирования и сравнения, долговременной памяти, и зрительного восприятия.
Сравнительные данные динамики развития интеллектуальных качеств учащихся 5-7 классов
(общеобразовательный профиль)
У учащихся общеобразовательных классов количество показателей интеллектуального развития, которые показывают положительную динамику, очень мал. К 7 классу лишь в развитии некоторых свойств и умений выявлена положительная динамика, так в развитии в вербальной части интеллекта – внимания, оперативной памяти, умений оперировать числовым материалом, определять содержание слов, сосредотачиваться на заданиях, культуры мышления и словесного запаса, необходимого при раскрытии смысла слова; в невербальной части интеллекта - в развитии наблюдательности, сосредоточенности внимания, умения зрительного «схватывания» материала, способности отличить существенные детали, умения анализировать целое через составляющие его части, пространственного воображения, а также зрительно-моторной координации. По остальным показателям интеллектуального развития у учащихся общеобразовательных классов нами не были обнаружены достоверные различия и положительная динамика.
Сравнительные данные динамики развития коммуникативных качеств учащихся 5-7 классов
(гимназический профиль)
Сравнительные данные динамики развития коммуникативных качеств учащихся 5-7 классов
(общеобразовательный профиль)
Что касается развития коммуникативных качеств учащихся гимназических и общеобразовательных классов, то здесь наблюдается, что у тех и других положительная динамика лишь в общении со сверстниками и снова с превышающим значением в гимназических классах. Из этого видно, что в желании высказаться и оказать информационное влияние на собеседника, а также выслушать его мнение, его точку зрения и интересную для них информацию на первом месте у учащихся гимназических классов и общеобразовательных классов к 7 классу стоят сверстники, т.е. одноклассники и друзья вне школы. А общение со взрослыми теряет свою значимость.
Следовательно, установлено, что в гимназических классах наблюдается динамика по всем исследованным показателям интеллектуального и коммуникативного развития. Тогда как в общеобразовательных классах развитие получили не все показатели интеллектуальной сферы. В общеобразовательных классах положительная динамика по всем показателям была обнаружена лишь в коммуникативном развитии.
Выводы:
1. Увеличение свободы выбора личности и ослабление традиционных систем передачи знаний стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Вариативность образования является способом обеспечения учета индивидуальности каждого ученика и максимального их развития.
2. В интеллектуальном развитии учащихся средних классов происходят значительные изменения в мышлении и памяти. Происходит развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления и активно начинает развиваться логическая память.
3. В развитии коммуникативных качеств подростков происходят кардинальные изменения: теряет свою актуальность общение с родителями, учителями, а первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками.
4. Решающее значение для развития интеллектуальных и коммуникативных качеств подростков имеет организация учебной деятельности в средних классах школы.
В гимназических классах наблюдается активное развитие большинства интеллектуальных способностей, а в общеобразовательных – оно остается на прежнем уровне или вообще не наблюдается. Динамика развития интеллектуальных качеств к 7 году обучения у учащихся гимназического класса по сравнению с учащимися общеобразовательного становится намного выше, доказывая то, что в гимназических классах к 7 классу в большей степени, чем в общеобразовательных классах происходит накопление вербального и невербального опыта: растет объем знаний, обогащается словарный запас. В общеобразовательных же классах развитие вербального и невербального интеллекта остается на прежнем уровне или вообще отсутствует. Также в гимназических классах, по сравнению с общеобразовательными классами, выделяются максимально высокие оценки по показателям теоретического, практического, математического, индуктивного и логического мышления, а также показатель эффективности процессов памяти – умения находить логические связи.
В развитии коммуникативных качеств учащихся гимназических и общеобразовательных классов наблюдается положительная динамика что у тех и других лишь в общении со сверстниками и снова с превышающим значением в гимназических классах. Следовательно, в желании высказаться и оказать информационное влияние на собеседника, а также выслушать его мнение, его точку зрения и интересную для них информацию на первом месте у учащихся гимназических классов и общеобразовательных классов к 7 классу стоят сверстники, т.е. одноклассники и друзья вне школы. А общение со взрослыми теряет свою значимость.
5. В различной образовательной среде происходят изменения показателей уровня интеллектуального и коммуникативного развития, но наиболее значимые изменения выявляются в гимназических классах. Вариативная образовательная среда влияет на процесс обучения учащихся среднего школьного возраста, обеспечивая большую динамику развития интеллектуальных и коммуникативных качеств в гимназической образовательной среде.
В результате проведенного исследования вопроса динамики развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде, мы выявили, что школа определяющим образом создает условия для формирования внутреннего, субъективного мира личности, опирающегося на психологические возможности, уникальность и ценность каждого ребенка.
Увеличение свободы выбора личности и ослабление традиционных систем передачи знаний стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Вариативность образования является способом обеспечения учета индивидуальности каждого ученика и максимального их развития.
В интеллектуальном развитии учащихся средних классов происходят значительные изменения в мышлении и памяти. Происходит развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления, вследствие сформированности которого, у подростков появляется умение рассуждать в теоретическом плане и оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач.
Развитие памяти подростков идет в направлении ее интеллектуализации. У подростков происходит перестройка памяти и установка на запоминание материала (а не понимание), а также привычка все заучивать путем неоднократного повторения. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти.
В развитии коммуникативных качеств подростков происходят кардинальные изменения: теряет свою актуальность общение с родителями, учителями, а первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками.
Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест и лишь общение со сверстниками приобретает для подростка большую ценность. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть принятым, призванным, уважаемым именно своими товарищами.
Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.
Решающее значение для развития интеллектуальных и коммуникативных качеств подростков имеет организация учебной деятельности в средних классах школы.
В ходе эмпирического исследования данного вопроса мы выявили, что рост интеллектуальной продуктивности учащихся в течение подросткового возраста носит неравномерный характер. В гимназических классах наблюдается активное развитие большинства интеллектуальных способностей, а в общеобразовательных – оно остается на прежнем уровне или вообще не наблюдается. Динамика развития интеллектуальных качеств к 7 году обучения у учащихся гимназического класса по сравнению с учащимися общеобразовательного становится намного выше. Эти данные доказывают то, что в гимназических классах к 7 классу в большей степени, чем в общеобразовательных классах происходит накопление вербального и невербального опыта: растет объем знаний, обогащается словарный запас. В общеобразовательных же классах наблюдается вообще отсутствие их развития. Также в гимназических классах выделяются максимально высокие оценки по показателям теоретического, практического, математического, индуктивного и логического мышления, а также показатель эффективности процессов памяти – умения находить логические связи.
Что касается развития коммуникативных качеств учащихся гимназических и общеобразовательных классов, то здесь наблюдается что у тех и других положительная динамика лишь в общении со сверстниками и снова с превышающим значением в гимназических классах. Из этого видно, что в желании высказаться и оказать информационное влияние на собеседника, а также выслушать его мнение, его точку зрения и интересную для них информацию на первом месте у учащихся гимназических классов и общеобразовательных классов к 7 классу стоят сверстники, т.е. одноклассники и друзья вне школы. А общение со взрослыми теряет свою значимость.
Тем самым, мы доказали, что в различной образовательной среде происходят изменения показателей уровня интеллектуального и коммуникативного развития, но наиболее значимые изменения выявляются в гимназических классах. На основании это мы делаем вывод о том, что вариативная образовательная среда влияет на процесс обучения учащихся среднего школьного возраста, обеспечивая большую динамику развития интеллектуальных и коммуникативных качеств в гимназической образовательной среде.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998. – 379 с.
2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. №6, с.23-33.
3. Андреев А. Н., Мдивани М. О., Рыжонкин Ю. Я. Методика измерения коммуникативной дистанции. / Вопросы психологии № 1, 1987г., с.159
4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебн. пособие / под. ред. В.А.Сластенина. - М., 2004. - 264 с.
5. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России / Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1996, с. 27-39.
6. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. – 73 с.
7. Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (подростки). Дисс. – СПб.: Гос. университет, 1995. – 242 с.
8. Берестовская Л.П., Берестовский А.Ш. Современные личностно-ориентированные технологии: Учебное пособие. – Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2003.
9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – т.2. – М., 1979. – 304 с.
10. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996. – 256 с.
11. Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 1995. – 209 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998. – 220 с.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. – 352 с.
14. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещирикова, В.П.Зинченю. – М.: ОЛМА–Пресс, 2004.
15. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения – М., 2008. – 112 с.
16. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста / Собр.соч.: в 6т. – М., 1984. – т.4. – 432 с.
17. Горовая Н.В. Личность школьника в системе нетрадиционного обучения и воспитания / Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения. – Комсомольск-на-Амуре, 1999. – ч.2. с.62-70.
18. Горянина В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
19. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.,1995. – 376 с.
20. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987. – 182 с.
21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1986. – 316 с.
22. Ильина, А. И. Общительность и темперамент школьников [Текст]: / А.И. Ильина. - Пермь, 1986. – 153 с.
23. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. – М., 2001. – 74 с.
24. Кинелев В.Г. Образование и XXI век: информационные и коммуникативные технологии. – М., 2000. С.2-7
25. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 1974. – 96 с.
26. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с.
27. Кон И.С. Психология дружбы. - М., 1973. – 186 с.
28. Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет / Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983., с.70-83.
29. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Москва – Ворнеж, 1997. – 354 с.
30. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 158 с.
31. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. – М., 1972. 173 с.
32. Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М., 2006. – 472 с.
33. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990. – 169 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений личности. – М., 1995. – 356 с.
36. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. – М., 1981. – 416 с.
37. Потемкина О.Ф. Тесты для подростков / Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.
38. Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1995. – 160 с.
39. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 528 с.
40. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1989. – 295 с.
41. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти – младенчество, детство, юность, взрослость, старость. / Под ред. А.А.Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
42. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. – 659 с.
43. Развитие личности учащегося в процессе общения. / Под ред. И.И., Боришевский и др. Киев: Высшая шк., 1985. – 212 с.
44. Разнообразие, вариативность образования — как фактор его системности / Раздел в кн. Тюмасевой З.И. Системное образование. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 1999. – с. 93-131.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1973. – 546 с.
46. Соловьева О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников / Вопросы психологии. 2003. №3. – с. 22-34
47. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? / Психологический журнал. 1998. – с. 18.
48. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / Психологический журнал. 1992. Т.13. №3. С.84-9.
49. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005. – 318 с.
51. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Тема: | «Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 95 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проектирование образовательной среды в условиях школы для одаренных детей
Дипломная работа:
Развитие памяти и внимания младших школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Проектирование процесса формирования готовности студентов высшей школы к созданию безопасной цифровой образовательной среды
Магистерская работа:
Управление проектной деятельностью учащихся в общеобразовательных организациях (на примере мбоу «аксаковская гимназия №11» кировского района го г. уфа)
Магистерская работа:
Развитие интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности