Курсовая работа
«Сергей Дягилев и Николай Черепнин. Истоки. Параллели.»
- 28 страниц
Введение…3
Основной раздел:
1. Параллели в биографиях:
а) время и место рождения;….4
б) родители;….5
в) первое общение с музыкой;….7
г) образование:
- обучение в гимназии;….8
- университетские годы;…9
- занятия в Петербургской консерватории;….14
2. Круги влияний:
а) общение;….18
б) общие знакомые;….19
в) мнения друзей о них:
- человеческие качества;…19
- творческие качества;…20
4. Некоторые «знаки» творческой деятельности ….21
Заключение….24
Список литературы…26
В музыкознании было создано немало «парных портретов», в основу которых ложились различные аспекты, например, стиль, творческая деятельность, истоки и т. д. Черепнин и Дягилев являются яркими представителями своего времени. К ним прислушивались, ставя их на одну планку с выдающимися, авторитетными современниками. Важно отметить, что «в паре» эти два культурных деятеля никогда не рассматривались. Но если мы поставим их рядом, можно будет уловить не только «знамение» века, найти место, которое они занимают в своей эпохе, но и точнее представить индивидуальные стороны их обоих – композитора и импресарио.
Цель данной работы – составить фрагмент парного портрета Н.Н. Черепнина и С.П. Дягилева, изучив главным образом истоки их творче-ства.
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
1. собрать и изучить весь доступный материал, касающийся жизни и творчества Н. Черепнина и С. Дягилева (в основном начальный период);
2. сгруппировать по аспектам – когда и где родились, в какой семье, какое образование получили; люди, окружающие их, общие знакомые; мнения друзей о них; творческая деятельность;
3. найти сходства и различия, возникшие в группах.
В работе были использованы труды отечественных музыковедов. Среди них – работы монографического типа Ю.В. Келдыша, И.В. Нестьева, О.М. Томпаковой и др. Наиболее близко к теме относится труд Э.И. Великович, так как она специально рассматривает окружение Дягилева, в плане творческих взаимодействий. Особую группу составили источники, где имеются «парные портреты» (И. Сусидко, М. Пустовалова, Г. Жданова, Г. Аберт). Остальная литература изучалась в связи с необходимостью разносторонне проанализировать избранные персоны, их творческую деятельность и взаимоотношения.
Курсовая работа состоит из введения и основного раздела и заключения. В конце работы дан список использованной литературы.
Предлагаемый материал может быть использован в курсах музыкальной литературы и истории музыки в средних и высших учебных заведениях, а также для дальнейшего исследования русской культуры конца XIX – начала XX века.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Ставя рядом два имени – Николая Николаевича Черепнина и Сергея Павловича Дягилева, невозможно не заметить, что многое в жизни и творческой деятельности этих замечательных людей находит точки соприкосновения.
Само их появление на свет произошло приблизительно в одно и тоже время. Разница у них всего лишь год: Дягилев родился 19 (31) марта 1872, а Черепнин – 3 (15) мая 1873 года, то есть Сергей Дягилев старше Николая Черепнина на год и более полутора месяцев. На этом этапе обнаруживается некоторое различие. Николай Николаевич был уроженцем Петербурга, то есть жителем столицы, а Сергей Павлович свои первые годы, всего 10 лет до переезда в пермский дом своего деда, провел в селе Грузино Новгородской губернии; то есть Дягилева можно назвать провинциалом по месту рождения и жизни в детские годы.
Так как в провинции театров и общественно-культурных мест меньше, чем в столице, то многие любители искусства устраивали музыкальные вечера в кругу семьи. Дом Дягилевых в Перми именовался «Пермскими Афинами». Здесь царил культ русской классической музыки и театра. Очень часто звучали произведения таких выдающиеся творческих личностей как Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Рубинштейн, Чайковский, Пушкин, Тургенев, Островский и Лесков.
Их ранние годы сближаются еще одним сходным фактом – Дягилев и Черепнин остались с самого младенчества без матери (женщины умерли при родах), поэтому их воспитанием занимались вторые жены отцов – Ольга Сергеевна Ивашинцева (Черепнина), Елена Валериановна Панаева (Дягилева), а также и няни – крепостная Марфа Егоровна и Авдотья Андриановна. Роль няни в жизни, как Сережи, так и Николая была огромна. Здесь можно провести параллели с няней Пушкина – Ариной Родионовной. Известно, что она вместе с бабушкой приучала детей к богатству подлинной русской речи, рассказывала истории о старине, знакомила их с песнями, былинами, сказками. Благодаря няням дети были окружены лаской и теплом. А.В. Тыркова-Вильямс в своей книге «Жизнь Пушкина» отмечает, что «когда много лет спустя <…> Пушкин будет по вечерам, перед сном, крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним»:
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы <…>
(«Сон». 1816) [28, с. 51].
Похожее влияние отношений с заботливыми нянями наблюдается и у Черепнина, и у Дягилева.
Оба они, и Дягилев, и Черепнин – происходили из образованных семей, в которых очень любили и почитали искусство, особенно музыку. Отец композитора Черепнина – Николай Петрович был врачом, он активно интересовался литературой и искусством. «С артистической средой отец соприкасался через своих пациентов, среди которых было немало выдающихся музыкальных и театральных деятелей. В гостеприимном доме его коллеги, доктора Е.А. Головина, отец приобщался к царившему там культу Мусоргского. Творец «Бориса» охотно исполнял на этих вечерах свои «новинки» и вдохновенно музицировал. Отец мой был связан тесной дружбой и с чудаковатым доктором А.П. Аристовым, безудержным почитателем музыки Серова, считавшим его «Вражью силу» наивысшим достижением оперного искусства» – вспоминал Николай Николаевич Черепнин [25, с. 6].
Прадед Сергея Павловича – Дмитрий Васильевич Дягилев – был известен как любитель музыки, знаток живописи, сочинитель басен и эпиграмм. Отец же Дягилева – будучи офицером, прославился в среде провинциальных аристократов как певец-любитель, друзья называли его «душой общества».
Елена Валериановна Панаева (Дягилева) оказала сильнейшее воздействие на духовный рост Сергея Дягилева. Ее отец явился основателем частного «Панаевского театра» в Петербурге, а младшая сестра – Александра Валериановна Панаева-Карцева – русская певица. Немало сделала для С. Дягилева и его тетка по отцу – Анна Павловна Философова, именно в ее доме рождалось содружество, которое получило название «Мир искусства».
В доме Панаевых-Дягилевых постоянно музицировали, два раза в год устраивались благотворительные концерты, каждый четверг проводились музыкальные вечера, на которых можно было услышать симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также оперные сцены. Летом семья выезжала в родовое имение Бикбарда, чья природа и постоянно звучавшие народные песни Пермской губернии покорили сердце маленького Сережи [см. об этом 14, с. 21]. В дальнейшем, когда С. Дягилев занимался, творческой, организационно-художественной деятель-ностью, любовь к народной песне, привитая ему еще в детстве, а также музыкальное чутье помогло ему тонко чувствовать все национально-самобытное не только в русской культуре, но и зарубежной.
Таким образом, Дягилевы, Панаевы, Философовы, так же, как и Черепнины, любили и ценили музыку, живопись, театр. Поэтому, воспитываясь в атмосфере искусства, Н. Черепнин и С. Дягилев с самого детства оказались «пропитанными» лучшими художественными традициями, ориентированными на деятельность в области культуры.
Ближе соприкоснуться с музыкой Сергею и Николаю помогли их первые наставники. Дягилева сначала консультировал по вопросам музыки просвещенный любитель искусства Вальтер Федорович Нувель. На сегодняшний день известно, что Стравинский свой труд «Хроника моей жизни» писал в соавторстве с Нувелем. В обязанности последнего входило составление текста на французском языке. Являясь близким другом Дягилева, он часто посещал их дом. Нувель также был партнером будущего организатора «Русских сезонов» по музицированию за роялем в четыре руки. В работе известного советского музыковеда Израиля Владимировича Нестьева «Дягилев и музыкальный театр XX века» приводятся слова Нувеля. В них содержатся сведения о начале музыкальных занятий будущего организатора «Русских сезонов». Нувель отмечал, что в Перми Дягилев брал уроки фортепианной игры, но не особенно ими увлекался: природная малая подвижность пальцев не по-зволяла ему преодолевать технические сложности [см. об этом 14, с. 21]. Фортепианным педагогом был его учитель немецкого языка Эдуард Эдуардович Данемарк. Из этого следует, что уровень профессионализма педагога оказался недостаточным для того, чтобы из Дягилева вырос музыкант-исполнитель.
С Николаем Черепниным заниматься музыкой взялась его тетушка (старшая сестра отца) Олимпиада Петровна. Вскоре уроки оказались для мальчика главным в жизни. Впоследствии будущий композитор писал в своих мемуарах: «они ввели меня в новую, волшебную музыкальную стихию, которой суждено было стать мне родной на всю жизнь» [29, с. 19]. Преподаватель Московской консерватории, а затем ее профессор, Николай Егорович Шишкин, который дружил с отцом Черепнина, продвинул музыкально-пианистическое развитие Н. Черепнина (он был в то же время и его соперником в шахматной игре).
Уроки с профессором консерватории Николаем Демянским (Демянский был пациент и друг отца, будущий музыкальный наставник С.В. Рахманинова), как отмечал Черепнин, «…были очень приятны и интересны, но оставляли не столь глубокий след, как строгие, холодные и умные указания Шишкина» [29, с. 20]. В отличие от преподавателей Дягилева, Черепнину попались более талантливые учителя, способствовавшие развитию музыкально-исполнительских качеств.
Таким образом, можно отметить, что встреча Дягилева и Черепнина и их общее дело закономерно. С самого детства они насыщались традициями искусства. Стремясь все больше и больше узнать, Дягилев и Черепнин занимались самообразованием, посещали музеи, выставки, театры, концерты, завязывали дружеские отношения со знаменитыми людьми, пользовались у них авторитетом. Острый интерес к творчеству Вагнера, который они питали в годы учебы, а также ко всему новому помогли сформироваться им как новаторам в последующей работе в области искусства. Атмосфера, созданная в семье и учебных заведениях, определила Черепнина и Дягилева как многогранно-образованных представителей той эпохи, со свойственными им широтой и свободой взглядов. Параллели, которые рассматриваются в данной работе (среда, в которой прошло детство, воспитание, характер образования, интересы, взгляды и т. п.), дают основание считать, что схожие истоки неизбежно бы привели Сергея Дягилева и Николая Черепнина к сотрудничеству в «Русских сезонах». Следующим не менее важным фактором явилось, то, что их окружали одни и те же люди, например, среди общих товарищей были А. Глазунов, А. Лядов, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, И. Стравинский, В. Нижинский, А. Павлова, М. Фокин, Б. Асафьев, Ф. Шаляпин, А. Бенуа, И. Грабарь, и др.
В целом, при попытке создания «парного портрета» Дягилева и Черепнина обнаружились многие параллели. Объяснить их можно рядом причин. Само время порождало творчески активных, многосторонних деятелей. Областью приложения их сил была в основном музыка, которая не может существовать «в келье», в одиночестве, а, напротив, требует взаимодействия с другими людьми. Но не только музыка интересовала их, а и ее соединение с живописью, литературой, танцем – все это «сливается» в музыкальном театре. Их художественный, организационный, исполнительский темперамент вышел за пределы отдельной страны. Они вместе со своими соратниками – выдающимися представителями эпохи смогли распространить русскую культуру на территории Западной Европы и шире – по всему миру.
1. Аберт, Г. …и Бетховен / Г. Аберт // СМ / Г. Аберт. – 1991. – № 12. – С. 70 – 73. – Моцарт и …
2. Асафьев, Б.В. Этюд о Черепнине. Последние произведения / Б.В. Асафьев // О балете: статьи, рецензии, воспоминания / Б.В. Асафьев; сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Дмитриева – Л.: Музыка, 1974. – С. 20 – 25.
3. Варунц, В. С.П. Дягилев: несостоявшиеся мемуары / В. Варунц // МА / В. Варунц. – 2001. - № 1, 2, 3. – С. 138 – 150, 121 – 125, 151 – 164. – Наследие.
4. Великович, Э.И. Притяжение таланта. В круге Дягилева / Э.И. Великович // Великие люди искусства на перекрестках судеб: очерки и новеллы. По страницам дневников и воспоминаний / Э.И. Великович. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2006. – С. 87 – 258. – (России известные имена).
5. Волконский, С. Балет у Дягилева. «На Борисфене» / С. Волконский // СМ / С. Волконский; вступ. заметка и публ. И. Хабарова. – 1991. – № 4. – С. 71 – 73. – Документы, документы…
6. Жданова, Г. … и Шуберт / Г. Жданова // СМ / Г. Жданова. – 1991. – № 12. – С. 77 – 81. – Моцарт и …
7. Зайцева, Т.А. Милий Алексеевич Балакирев: истоки / Т.А. Зайцева. – СПб.: Канон, 2000. – 436 с.
8. Келдыш, Ю.В. Н.Н. Черепнин: между традицией и модерном / Ю.В. Келдыш // История Руссой музыки: в 10 т. / Ю.В. Келдыш; М.Е. Тараканов. – М.: Музыка, 1997. – Т. 10А: 1890 – 1917-е годы. – С. 235 – 244.
9. Косачева, Р. Балеты французских композиторов в «Русской антрепризе» С. Дягилева / Р. Косачева // Музыкальный современник: сборник статей / Р. Косачева; ред. Л. Данилевич. – М.: Сов. композитор, 1977. – Вып. 2. – С. 286 – 334.
10. Красовская, В.М. Дягилев / В.М. Красовская // МЭ: В 6 т. / В.М. Красовская; гл. ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1974. – Т. 2: ГОНДОЛЬЕРА – КОРСОВ. – Стб. 358.
11. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы / В.М. Красовская. – Л.: Искусство, 1971. – 528 с.
12. Лифарь, С. С Дягилевым: монография / С. Лифарь. – СПб.: Композитор, 1994. – 218 с. – (выдающиеся личности музыкального мира).
13. Нестьев, И.В. В борьбе за мировое признание русского искусства (о Дягилеве-музыканте) / И.В. Нестьев // Музыкальный современник: сборник статей / И.В. Нестьев; ред. Л.В. Данилевич. – М.: Сов. композитор, 1983. – Вып. 4. – С. 158 – 201.
14. Нестьев, И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века / И.В. Не-стьев. – М.: Музыка, 1994. – 224 с.
15. Нижинская, Р. Вацлав Нижинский / Р. Нижинская; пер. с англ. Н.И. Кролик. – М.: Русская книга, 1996. – 168 с.
16. Оссовский, А.В. Н. Черепнин. Четыре романса на слова Ф. Тют-чева / А.В. Оссовский // Музыкально-критические статьи (1894 – 1912) / А.В. Оссовский; общ. ред. и вступ. ст. Ю.А. Кремлева. – Л.: Музыка, 1971. – С. 49 – 52.
17. Оссовский, А.В. «Павильон Армиды». Балет Н.Н. Черепнина / А.В. Оссовский // Музыкально-критические статьи (1894 – 1912) / А.В. Оссовский; общ. ред. и вступ. ст. Ю.А. Кремлева. – Л.: Музыка, 1971. – С. 84 – 87.
18. Павлинова, В.П. Черепнин / В.П. Павлинова // МЭ: В 6 т. / В.П. Павлинова; гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – Т. 6: ХЕЙНЦЕ – ЯШУГИН, допол. А – Я. – Стб. 207 – 208.
19. Пустовалова, М. … и Гофман / М. Пустовалова // СМ / М. Пустовалова. – 1991. – № 12. – С. 81 – 84. – Моцарт и …
20. Сабанеев, Л.Л. Воспоминания о России / Л.Л. Сабанеев. – М.: Классика – XXI, 2004. – 268 с.
21. Сабинина, М.Д. М.П. Мусоргский / М.Д. Сабинина // История Руссой музыки: в 10 т. / Ю.В. Келдыш и др. – М.: Музыка, 1994. – Т. 7: 70 – 80-е годы XIX века. – С. 210 – 225.
22. Савенко, С.И. Стравинский и Шостакович / С. Савенко // МА / С. Савенко. – 1997. – № 4. – С. 193 – 195. – Взгляд.
23. Савенко, С.И. Мир Стравинского: монография / С.И. Савенко. – М.: Издательский дом «Композитор», 2001. – 328 с.
24. Сусидко, И. … и Глюк / И. Сусидко // СМ / И. Сусидко. – 1991. – № 12. – С. 74 – 77. – Моцарт и …
25. Томпакова, О.М. Николай Николаевич Черепнин: очерк жизни и творчества / О.М. Томпакова. – М.: Музыка, 1991. – 110 с.
26. Томпакова, О.М. Н.Н. Черепнин / О.М. Томпакова // МЖ / О.М. Томпакова. – 1974. – №1. – С. 15 – 16. – К 100-летию со Дня Рождения.
27. Трайнин, В.Я. М.П. Беляев и его кружок / В.Я. Трайнин. – Л.: Музыка, 1975. – 128 с.
28. Тыркова-Вильямс, А.В. Жизнь Пушкина: в 3т. / А.В. Тыркова-Вильямс. – М.: Молодая гвардия, 2002. – Т. 1: 1799 – 1824. – С. 50 – 51. – (жизнь замечательных людей).
29. Черепнин, Н.Н. Воспоминания музыканта / Н.Н. Черепнин; предисл. О. Томпаковой. – Л.: Музыка, 1976. – 128 с.
30. Шапорин, Ю. Мои учителя / Ю. Шапорин // СМ / Ю. Шапорин. – 1962. – № 9. – С. 96 – 97.
Тема: | «Сергей Дягилев и Николай Черепнин. Истоки. Параллели.» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 1400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Творчество с.в. маджара
Дипломная работа:
«племя младое, незнакомое» в прозе современного уфимского писателя и.в. савельева
Курсовая работа:
Россия первой половины XIX века глазами иностранцев
Дипломная работа:
Особенности ритма и строфы в русской поэзии для детей
Реферат:
Математик Эйлер и его научные труды