Дипломная работа

«Особенности формирования политической культуры учащихся на уроках обществознания»

  • 79 страниц(ы)
  • 388 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 9

1.1. Понятие политической культуры 9

1.2. Особенности изучения политических тем в курсе обществознания 23

1.3. Нормативно-правовые основы воспитания политической культуры в системе общего образования 29

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 37

2.1. Факторы, влияющие на формирование политической культуры молодёжи 37

2.2. Обоснование выбора форм и методов организации процесса политического воспитания на уроках обществознания 46

2.3. Механизмы, влияющие на формирование политической культуры старшеклассников Республики Башкортостан 55

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БРОШЮРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: «МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ»» 61

3.1. Описание проекта 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время политические знания и культура являются особенно значимыми и необходимыми всем людям, вне зависимости от их профессии ввиду того, что, находясь в социуме, он непременно взаимодействует с политическими институтами и государством. Усвоение гражданами основ политической науки и культуры является одним из главных условий положительного результата социально-политических и экономических реформ в России.

Безусловно, среди гуманитарных дисциплин в общеобразовательных организациях на одно из ведущих мест неизменно выходит раздел курса обществознания о политике - политология. Изучение ее содержания способствует формированию у школьников необходимого минимума знаний и навыков в сфере политической культуры, помогает преодолеть односторонний тип мышления, является основой для формирования и укрепления прогрессивного демократического мировоззрения.

Цель написания данной ВКР - на основе анализа специализированной литературы, а также нормативно-правовой базы исследования, изучить особенности и разработать методические рекомендации по формированию политической культуры в общеобразовательных организациях (среднего общего образования).

Для достижения цели необходима реализация следующих задач:

1. Проанализировать современные работы авторов, посвященных теоретическим аспектам понятия «политическая культура».

2. Определить значение политического образования на современном этапе развития российского общества.

3. Рассмотреть методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.

4. Выявить характерные черты образовательных программ по формированию политической культуры учащихся.

5. Охарактеризовать основные формы и методы воспитания политической культуры.

6. Разработать информационную брошюру по особенностям формирования политической культуры молодёжи.

Объектом исследования является специфика формирования политической культуры у старшеклассников на уроках обществознания.

Предметом исследования являются педагогические особенности формирования политической культуры учащихся в процессе изучения обществознания.

Источниковая база ВКР. В процессе исследования были проанализированы и применены нормативные и правовые акты, методические документы, регулирующие особенности изучаемого вопроса, научная литература и периодические издания, включая интернет-издания и электронные материалы.

Степень изученности проблемы.

Исследованием вопросов политической культуры, в частности и формированием политической культуры молодёжи, занимались такие учёные, как: Д.В. Абражеева, А.А. Музыкин, О.В. Адаева, А.С. Козуров, Г.А. Алмонд, С. Верба, Е.В. Антонова, Ю.В. Брыкин, В.А. Борисов, К.А. Бударина, О.А. Горбацевич, Н.В. Горбацевич, С.О. Горощук, П.А. Зеленский, М.Г. Евтодьева и другие.

Алмонд Г.А. представил разработанную им типологию политической культуры, где выделил:

- секулярную или гомогенную политическую культуру, которая представляет собой совмещение как различных противоборствующих, так и комплементарных установок и ценностей при целесообразном расчёте в процессе принятия решений и урегулирования конфликтных ситуаций;

- фрагментированную политическую культуру. Соответствующая культура представляет собой подразделение различных индивидов, представляющих те или иные субкультуры. Де-факто, группировка и комбинирование представителей различных субкультур является практически невозможным;

- доиндустриальную смешанную политическую культуру. В данной политической культуре находят своё отражение совмещение и традиционных и европейских норм, ценностей и установок, которые соответствуют, в первую очередь, политическим системам запада. К ней можно отнести европейскую избирательную систему, функционирование и регламентация деятельности законодательного органа и другие составляющие элементы политической культуры;

- тоталитарную политическую культуру. Тоталитаризм представляет собой полный контроль за политической сферой в государстве, основанный, в первую очередь, на императивном методе правового регулирования, а не на началах диспозитивности и автономии воли субъектов, то есть практически полное отсутствие организаций и ассоциаций. Контролирующим органом, как правило, выступает политический центр;

Д. Элейзар политическую культуру подразделяет по следующим видам - традиционная, моралистическая и индивидуалистическая политическая культура, а У. Блюм полагает целесообразному выделению и подразделению явления политической культуры на коллективистскую и либеральную.

М. Вебер считает обоснованным определение типов политической культуры с системой типологии легитимной власти, которую автор выделил в три существенных блока:

1) традиционный тип власти, основанный на базисных мнениях в священности и неотъемлемости обычаев как источника права;

2) харизматический тип, базирующийся на одном субъекте - главе государства, который является центральным в общественно-политической жизни общества, имеющий безграничный авторитет населения. При этом, стоит отметить тот факт, что в прерогативе власть подкреплена религиозностью общества и верованием в то, что власть предоставлена главе государства Богом и правит он с божьей помощью и наставлением. Таковыми являются государства с монархической формой правления;

3) легальный тип, который полностью базируется на законодательных мерах, не допускающих прерогативу и узурпацию одной ветви власти над другой. Например, Парламент «осуществляет» законодательную власть, а Правительство исполнительную. При этом исполнительная власть, принимая соответствующие меры, сдерживает законодательную власть путем внесения законопроектов, которые последний орган в обязательном порядке должен рассмотреть.

Таким образом, М. Вебер подразделяет политическую культуру на 3 типа:

1) Правовая культура традиционного типа. К указанному типу можно отнести такую власть, которая характерна для патриархальных обществ, в которых главой государства является лицо, отождествляющее себя отцом народа, народ же - детьми-поданными. При этом уровень свободы политических прав и свобод граждан государства базируется на достаточно низком уровне, что вполне и логично;

2) Правовая культура харизматического типа, в которой лидером является лицо, обладающее безупречным авторитетом, основанным на вере в его сверхъестественные способности и власть данную Богом и осуществляемой с Божьей помощью. Правитель, его мнение и взгляды являются источником права, который становится объектом преклонения и священного культа. В истории известны такие феномены, именуемые как «Культ личности». К ним относятся выдающиеся деятели своего времени (Сталин, Ленин, Ганди, Ким Ир Сен, Иисус и т.д.)

3) Правовая культура легального типа. Данный тип имеет широкое распространение в современной системе государственного управления большинства стран мира ввиду обезличенности конкретных субъектов права, власть принадлежит не конкретному лицу, власть осуществляется путем замещения определенных должностей, состоящих и представляющих собой иерархию соподчиненности. К ним можно отнести достаточно развитые страны мира, такие как Россия, США, Германия, Франция.

Абражеева Д.В., Музыкин О.В. в своем научном труде пишут, что одна из главных ролей в формировании политической культуры учащихся принадлежит гражданскому обществу. По мнению авторов, развитие политической и гражданской культуры учащихся являются одним из основных факторов, которые направлены на повышение уровня качества образования.

Адаева О.В., Козуров А.С. в своём исследовании рассматривают методы правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью применения анализируемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве.

Антонова Е.В., Брыкин Ю.В., Сковородкина И.З. рассматривая особенности воспитания обучающихся в образовательных организациях, считают, что главная роль принадлежит профессиональной культуре, которая должн прививаться как на уроках обществознания, так и во внеурочной деятельности. Помимо этого, должно быть тесное взаимодействие между школой и семьёй.

Борисов Б.А. в своих научных трудах выдвигает положения о том, что ввиду модернизации электорально-правовой политики в российском государстве есть необходимости признания независимости каждого члена российского общества, признание его прав и свобод. Что все осуществляемые действия должны быть регламентированы исключительно правовыми нормами. Власть функционирует как механизм обеспечивающий охрану и защиту личности, которая в свою очередь, подчиняется власти, но и одновременно остаётся свободным.

Бударина К.А. раскрывает значимые компоненты механизма формирования политической и гражданской культуры российской молодежи под воздействием масс-медиа, раскрывается особенности СМИ,

воздействующие на уровень политико-правового сознания молодого поколения.

Горбацевич О.А. и Горбацевич Н.В. выдвигают положения о том, что любое изменением в системе образования в значительной степени влияют на жизнь общества. Российская система образования должна соответствовать развитию информационно-телекоммуникационных технологий, применять инновационные, активные и интерактивные методы преподавания в системе образования. Разрабатывать и внедрять, безусловно, все формы обучения, предоставляя различным категориям граждан равным доступ к образованию, в том числе лицам с ОВЗ.

Горощук С.О. и Зеленский П.А. рассматривают вопросы развития научных представлений о гражданском обществе, его структуре, признаках, проблемах соотношения с государством. Исследует специфику формирования современного гражданского общества. Также авторы обосновывают условия и перспективы дальнейшего развития гражданского общества в России.

Евдотьева М.Г. акцентирует вниманием на том, что в России исследования политико-культурных измерений в настоящий момент являются недостаточно развитыми. Существует необходимость изучения уже в образовательных организациях политико-культурных явлений, которые в достаточно быстро развивающемся обществе имеют активную динамику в связи с чем, изменения в различных структурных элементах являются значительными и кардинальными.

Научная новизна работы определяется поставленными задачами. Исследование приводит к общему знаменателю предыдущие теоретические разработки по данной проблеме. А также обоснование и апробация новых форм преподавания предмета на уроках обществознания, направленных на формирование политической культуры.

Практическая значимость работы определяется поставленной целью. Разработанная информационная брошюра будет способствовать пониманию особенностей формирования политической культуры молодёжи, а также позволит улучшить качество формирования политической культуры у школьников в ходе изучения ими обществознания. Систематизированные в ходе работы данные можно применять и как опорную теоретическую базу для дальнейших научных исследований, и как материал для подготовки к урокам обществознания.

Структура выпускной квалификационной работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1.1 Понятие политической культуры

В политических аспектах такой науки как социология, вопросы касающиеся интеграции культурно-политических явлений представляются базисными при настоящем изучении. Так, например, теория модернизации акцентирует свои положения на том, что любые государства, вне зависимости от их культурных различий, будут развиваться путём становления и развития рыночных отношений и построения правового государства, отвечающего требования современности.

Одной из основных проблем, касающихся формирования политической культуры, является интеграция исторически сложных социально-культурных явлений и, соответственно, упрощённых социальных структур современности в социальном взаимодействии.

Вследствие многократных попыток совершенствования и модернизации развивающихся стран, которые не увенчались результативным успехом, деятели науки обратились к иным обособленным условиям и критериям, которые бы способствовали успешному развитию указанной категории государств. Научные исследования показали, что не все государства, а именно своеобразие национальных обычаев и традиций, готовы к реформированию уже сложившегося социально-правового строя. В этой связи целый ряд реформ был провальным. Главной ошибкой было то, что идея о реформировании различных отраслей жизнедеятельности государства в экономической, социальной и политической сопровождались только лишь политическими средствами и методами.

В заключение всего были сделаны выводы о необходимости поиска инновационных и уникальных подходов в изучении политической жизни общества. Одним из передовых методов был социокультурный подход, подразумевающий изучение культуры населения, его обычаев, традиций и устоев, который способствовал становлению системы институтов демократической власти и правового государства.

Учёные-политологи Г. Алмонд и С. Верба родом из Америки стали основоположниками применения социокультурного подхода. Их научная работа «Гражданская культура: политические отношения и демократия в пяти нациях», отразившая методологию реализации подхода, была опубликована в 1963 году.

Культура представляет собой совокупную структуру ценностей, состоящую из следующих элементов, таких как взгляды и убеждения, обычаи и ценностные ориентации, которые в прерогативе преобладают и являются существенными в определённом обществе. На наш взгляд, политическая культура представляет собой составную часть общей культуры.

Впервые термин политическая культура был применён и использован немецким научным деятелем И. Гердером в 18 веке, но применения в широких общественных массах использован не был. Особо значимым периодом явились 50-е года 20 века, в котором произошло целенаправленное осмысление и выделение политической культуры как важнейшего элемента и составляющей политики. Стоит отметить, что осмысление содержания политической культуры было осуществлено деятелями различных эпох, ими выступали Жан-Жак Руссо, Макиавелли, Аристотель и другие.

Необходимость найти ответы на вопросы общества сподвигло учёных в разработке теории о политической культуре. В тяжёлой ситуации находится наука политология, которая задаётся вопросами, касающиеся политической системы. Какой причиной выступает различное функционирование государственно-политических институтов в, казалось бы, идентичных государствах. Благодаря чему два государства, состоящих в одной и той же правовой семье, например, романо-германской или же англо-саксонской, где источником права выступает нормативный правовой акт и судебный прецедент соответственно, имеют разные модели поведения граждан, разный уровень активности граждан в общественно-политической жизни своего государства. Одним из первых научных деятелей, который объяснил все эти общественно-политические процессы в своих работах, стал Г. Алмонд американского происхождения. Алмонд убеждённо считает анализировать, в первую очередь, национальную культуру той или иной страны, подпадающей под географию изучения вопроса, тем самым, совмещая в своих исследования и неформальные и формальные структурные элементы политической системы.

Благодаря научным трудам учёных и исследователей в области политической культуры появилась возможность в переосмыслении подходов и методов при сравнительном исследовании различных социально-правовых и социально-политических явлений с учётом национальной культуры, ценностей, убеждений и обычаев государств. Впервые началась оценка преимущественной возрастной активности населения в политических процессах государства, что позволило осуществлять мониторинг активности разных возрастных категорий и, соответственно с ней, координации и реформирования политики государства.

Таким образом, учёные и исследователи в своих научных трудах положили начало развития нового социологического метода, который учитывает все структурные элементы сложных социально-политических процессов, включая взаимосвязи между обществом и их политическим поведением и государством в целом, что дало возможность изучения науки социологии посредством проведения различных исследований в области теории политической культуры.

На сегодняшний день в научной литературе имеются огромное множество дефиниций, раскрывающих понятие политическая культура, в связи с этим каждый исследователь выдвигает немалое количество своих подходов при их изучении.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:

1. Политическая культура - это культура, которая охватывает глубоко укоренившиеся, устоявшиеся политические черты, характерные для общества. Политическая культура учитывает отношение, ценности и убеждения людей в обществе относительно политической системы, включая стандартные предположения о том, как работает правительство.

2. Проанализировав то, как политические темы раскрываются в школьных учебниках, можно сказать, что материал по изучению политических вопросов в курсе обществознания изложен системно. В период с 9 по 11 классы старшеклассникам в полной мере предоставляется материал обо всех сферах политической жизни общества и политическом устройстве РФ. Материал выстроен и изложен таким образом, чтобы сформировать политическую культуру школьников не только посредством теоретического изучения тем, но и через учебные практикумы, самообучение, исследовательскую деятельность и формирование интереса к политическому участию. Только, как уже было сказано, отсутствие отдельных блоков для повторения в 11 классе с целью подготовки к ЕГЭ снижает уровень гражданских знаний.

3. Рассмотрев нормативно-правовые основы воспитания политической культуры в системе общего образования, мы пришли к выводу, что в настоящее время не имеется единого документа, определяющего особенности, характер и структуру воспитания политической культуры в системе общего образования, ввиду чего этот вопрос является достаточно актуальным в настоящее время. Необходимо отметить, что функционирующие нормативные акты нуждаются в уточнении. Формирование и воспитание политической культуры является бессистемным в педагогическом процессе, зависит от компетентности самих учителей, а государственная деятельность по приобщению школьников к политической жизни общества находится на стадии разработки и пока не имеет четких направлений и практической реализации.

4. Основными факторами, влияющими на формирование политической культуры молодежи, являются как внешние факторы, так и внутренние (государство, классы, нации, культура, институционные общности, неформальные группы, отдельные личности).

5. Политическая культура довольно сильно влияет на политическое участие, поэтому только при условии объединения институтов общества, таких как: семья, органов власти, средств массовой информации и образовательных организаций можно говорить о формировании, улучшении и увеличении политической и правовой культуры современной молодёжи, что является основой развития общества и обеспечения национальной безопасности в нашем государстве.

6. Политическое воспитание - это целенаправленная деятельность всех субъектов политического воспитания, опирающееся, прежде всего, на получение воспитуемыми основ правовых знаний. Формирование целостного восприятия политической действительности, помогает правильно воспринимать политику в целом. Политическое воспитание должно быть ориентировано на духовный рост личности, а не опираться только на обеспечении разрешённого поведения, поэтому так важно правильно подбирать формы и методы политического воспитания.

1. Конституция Российской Федерации (в ред. 21.07.2014) /Российская газета, 2008. - № 23; 07.02.2014. - № 27.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 1.01.2017 )/ Российская газета, 2013. - № 33.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413.М.: «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета, 2012. - № 5812.

4. Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URI: http://www.g**ant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ 07.02.2019.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996. М.: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URI: https://r**g.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html/ 07.02.2019.

+ еще 53 источника

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности формирования политической культуры учащихся на уроках обществознания»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика