Дипломная работа

«Особенности формирования политической культуры учащихся на уроках обществознания»

  • 79 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 9

1.1. Понятие политической культуры 9

1.2. Особенности изучения политических тем в курсе обществознания 23

1.3. Нормативно-правовые основы воспитания политической культуры в системе общего образования 29

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 37

2.1. Факторы, влияющие на формирование политической культуры молодёжи 37

2.2. Обоснование выбора форм и методов организации процесса политического воспитания на уроках обществознания 46

2.3. Механизмы, влияющие на формирование политической культуры старшеклассников Республики Башкортостан 55

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БРОШЮРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: «МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ»» 61

3.1. Описание проекта 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Введение

Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время политические знания и культура являются особенно значимыми и необходимыми всем людям, вне зависимости от их профессии ввиду того, что, находясь в социуме, он непременно взаимодействует с политическими институтами и государством. Усвоение гражданами основ политической науки и культуры является одним из главных условий положительного результата социально-политических и экономических реформ в России.

Безусловно, среди гуманитарных дисциплин в общеобразовательных организациях на одно из ведущих мест неизменно выходит раздел курса обществознания о политике - политология. Изучение ее содержания способствует формированию у школьников необходимого минимума знаний и навыков в сфере политической культуры, помогает преодолеть односторонний тип мышления, является основой для формирования и укрепления прогрессивного демократического мировоззрения.

Цель написания данной ВКР - на основе анализа специализированной литературы, а также нормативно-правовой базы исследования, изучить особенности и разработать методические рекомендации по формированию политической культуры в общеобразовательных организациях (среднего общего образования).

Для достижения цели необходима реализация следующих задач:

1. Проанализировать современные работы авторов, посвященных теоретическим аспектам понятия «политическая культура».

2. Определить значение политического образования на современном этапе развития российского общества.

3. Рассмотреть методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.

4. Выявить характерные черты образовательных программ по формированию политической культуры учащихся.

5. Охарактеризовать основные формы и методы воспитания политической культуры.

6. Разработать информационную брошюру по особенностям формирования политической культуры молодёжи.

Объектом исследования является специфика формирования политической культуры у старшеклассников на уроках обществознания.

Предметом исследования являются педагогические особенности формирования политической культуры учащихся в процессе изучения обществознания.

Источниковая база ВКР. В процессе исследования были проанализированы и применены нормативные и правовые акты, методические документы, регулирующие особенности изучаемого вопроса, научная литература и периодические издания, включая интернет-издания и электронные материалы.

Степень изученности проблемы.

Исследованием вопросов политической культуры, в частности и формированием политической культуры молодёжи, занимались такие учёные, как: Д.В. Абражеева, А.А. Музыкин, О.В. Адаева, А.С. Козуров, Г.А. Алмонд, С. Верба, Е.В. Антонова, Ю.В. Брыкин, В.А. Борисов, К.А. Бударина, О.А. Горбацевич, Н.В. Горбацевич, С.О. Горощук, П.А. Зеленский, М.Г. Евтодьева и другие.

Алмонд Г.А. представил разработанную им типологию политической культуры, где выделил:

- секулярную или гомогенную политическую культуру, которая представляет собой совмещение как различных противоборствующих, так и комплементарных установок и ценностей при целесообразном расчёте в процессе принятия решений и урегулирования конфликтных ситуаций;

- фрагментированную политическую культуру. Соответствующая культура представляет собой подразделение различных индивидов, представляющих те или иные субкультуры. Де-факто, группировка и комбинирование представителей различных субкультур является практически невозможным;

- доиндустриальную смешанную политическую культуру. В данной политической культуре находят своё отражение совмещение и традиционных и европейских норм, ценностей и установок, которые соответствуют, в первую очередь, политическим системам запада. К ней можно отнести европейскую избирательную систему, функционирование и регламентация деятельности законодательного органа и другие составляющие элементы политической культуры;

- тоталитарную политическую культуру. Тоталитаризм представляет собой полный контроль за политической сферой в государстве, основанный, в первую очередь, на императивном методе правового регулирования, а не на началах диспозитивности и автономии воли субъектов, то есть практически полное отсутствие организаций и ассоциаций. Контролирующим органом, как правило, выступает политический центр;

Д. Элейзар политическую культуру подразделяет по следующим видам - традиционная, моралистическая и индивидуалистическая политическая культура, а У. Блюм полагает целесообразному выделению и подразделению явления политической культуры на коллективистскую и либеральную.

М. Вебер считает обоснованным определение типов политической культуры с системой типологии легитимной власти, которую автор выделил в три существенных блока:

1) традиционный тип власти, основанный на базисных мнениях в священности и неотъемлемости обычаев как источника права;

2) харизматический тип, базирующийся на одном субъекте - главе государства, который является центральным в общественно-политической жизни общества, имеющий безграничный авторитет населения. При этом, стоит отметить тот факт, что в прерогативе власть подкреплена религиозностью общества и верованием в то, что власть предоставлена главе государства Богом и правит он с божьей помощью и наставлением. Таковыми являются государства с монархической формой правления;

3) легальный тип, который полностью базируется на законодательных мерах, не допускающих прерогативу и узурпацию одной ветви власти над другой. Например, Парламент «осуществляет» законодательную власть, а Правительство исполнительную. При этом исполнительная власть, принимая соответствующие меры, сдерживает законодательную власть путем внесения законопроектов, которые последний орган в обязательном порядке должен рассмотреть.

Таким образом, М. Вебер подразделяет политическую культуру на 3 типа:

1) Правовая культура традиционного типа. К указанному типу можно отнести такую власть, которая характерна для патриархальных обществ, в которых главой государства является лицо, отождествляющее себя отцом народа, народ же - детьми-поданными. При этом уровень свободы политических прав и свобод граждан государства базируется на достаточно низком уровне, что вполне и логично;

2) Правовая культура харизматического типа, в которой лидером является лицо, обладающее безупречным авторитетом, основанным на вере в его сверхъестественные способности и власть данную Богом и осуществляемой с Божьей помощью. Правитель, его мнение и взгляды являются источником права, который становится объектом преклонения и священного культа. В истории известны такие феномены, именуемые как «Культ личности». К ним относятся выдающиеся деятели своего времени (Сталин, Ленин, Ганди, Ким Ир Сен, Иисус и т.д.)

3) Правовая культура легального типа. Данный тип имеет широкое распространение в современной системе государственного управления большинства стран мира ввиду обезличенности конкретных субъектов права, власть принадлежит не конкретному лицу, власть осуществляется путем замещения определенных должностей, состоящих и представляющих собой иерархию соподчиненности. К ним можно отнести достаточно развитые страны мира, такие как Россия, США, Германия, Франция.

Абражеева Д.В., Музыкин О.В. в своем научном труде пишут, что одна из главных ролей в формировании политической культуры учащихся принадлежит гражданскому обществу. По мнению авторов, развитие политической и гражданской культуры учащихся являются одним из основных факторов, которые направлены на повышение уровня качества образования.

Адаева О.В., Козуров А.С. в своём исследовании рассматривают методы правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью применения анализируемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве.

Антонова Е.В., Брыкин Ю.В., Сковородкина И.З. рассматривая особенности воспитания обучающихся в образовательных организациях, считают, что главная роль принадлежит профессиональной культуре, которая должн прививаться как на уроках обществознания, так и во внеурочной деятельности. Помимо этого, должно быть тесное взаимодействие между школой и семьёй.

Борисов Б.А. в своих научных трудах выдвигает положения о том, что ввиду модернизации электорально-правовой политики в российском государстве есть необходимости признания независимости каждого члена российского общества, признание его прав и свобод. Что все осуществляемые действия должны быть регламентированы исключительно правовыми нормами. Власть функционирует как механизм обеспечивающий охрану и защиту личности, которая в свою очередь, подчиняется власти, но и одновременно остаётся свободным.

Бударина К.А. раскрывает значимые компоненты механизма формирования политической и гражданской культуры российской молодежи под воздействием масс-медиа, раскрывается особенности СМИ,

воздействующие на уровень политико-правового сознания молодого поколения.

Горбацевич О.А. и Горбацевич Н.В. выдвигают положения о том, что любое изменением в системе образования в значительной степени влияют на жизнь общества. Российская система образования должна соответствовать развитию информационно-телекоммуникационных технологий, применять инновационные, активные и интерактивные методы преподавания в системе образования. Разрабатывать и внедрять, безусловно, все формы обучения, предоставляя различным категориям граждан равным доступ к образованию, в том числе лицам с ОВЗ.

Горощук С.О. и Зеленский П.А. рассматривают вопросы развития научных представлений о гражданском обществе, его структуре, признаках, проблемах соотношения с государством. Исследует специфику формирования современного гражданского общества. Также авторы обосновывают условия и перспективы дальнейшего развития гражданского общества в России.

Евдотьева М.Г. акцентирует вниманием на том, что в России исследования политико-культурных измерений в настоящий момент являются недостаточно развитыми. Существует необходимость изучения уже в образовательных организациях политико-культурных явлений, которые в достаточно быстро развивающемся обществе имеют активную динамику в связи с чем, изменения в различных структурных элементах являются значительными и кардинальными.

Научная новизна работы определяется поставленными задачами. Исследование приводит к общему знаменателю предыдущие теоретические разработки по данной проблеме. А также обоснование и апробация новых форм преподавания предмета на уроках обществознания, направленных на формирование политической культуры.

Практическая значимость работы определяется поставленной целью. Разработанная информационная брошюра будет способствовать пониманию особенностей формирования политической культуры молодёжи, а также позволит улучшить качество формирования политической культуры у школьников в ходе изучения ими обществознания. Систематизированные в ходе работы данные можно применять и как опорную теоретическую базу для дальнейших научных исследований, и как материал для подготовки к урокам обществознания.

Структура выпускной квалификационной работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1.1 Понятие политической культуры

В политических аспектах такой науки как социология, вопросы касающиеся интеграции культурно-политических явлений представляются базисными при настоящем изучении. Так, например, теория модернизации акцентирует свои положения на том, что любые государства, вне зависимости от их культурных различий, будут развиваться путём становления и развития рыночных отношений и построения правового государства, отвечающего требования современности.

Одной из основных проблем, касающихся формирования политической культуры, является интеграция исторически сложных социально-культурных явлений и, соответственно, упрощённых социальных структур современности в социальном взаимодействии.

Вследствие многократных попыток совершенствования и модернизации развивающихся стран, которые не увенчались результативным успехом, деятели науки обратились к иным обособленным условиям и критериям, которые бы способствовали успешному развитию указанной категории государств. Научные исследования показали, что не все государства, а именно своеобразие национальных обычаев и традиций, готовы к реформированию уже сложившегося социально-правового строя. В этой связи целый ряд реформ был провальным. Главной ошибкой было то, что идея о реформировании различных отраслей жизнедеятельности государства в экономической, социальной и политической сопровождались только лишь политическими средствами и методами.

В заключение всего были сделаны выводы о необходимости поиска инновационных и уникальных подходов в изучении политической жизни общества. Одним из передовых методов был социокультурный подход, подразумевающий изучение культуры населения, его обычаев, традиций и устоев, который способствовал становлению системы институтов демократической власти и правового государства.

Учёные-политологи Г. Алмонд и С. Верба родом из Америки стали основоположниками применения социокультурного подхода. Их научная работа «Гражданская культура: политические отношения и демократия в пяти нациях», отразившая методологию реализации подхода, была опубликована в 1963 году.

Культура представляет собой совокупную структуру ценностей, состоящую из следующих элементов, таких как взгляды и убеждения, обычаи и ценностные ориентации, которые в прерогативе преобладают и являются существенными в определённом обществе. На наш взгляд, политическая культура представляет собой составную часть общей культуры.

Впервые термин политическая культура был применён и использован немецким научным деятелем И. Гердером в 18 веке, но применения в широких общественных массах использован не был. Особо значимым периодом явились 50-е года 20 века, в котором произошло целенаправленное осмысление и выделение политической культуры как важнейшего элемента и составляющей политики. Стоит отметить, что осмысление содержания политической культуры было осуществлено деятелями различных эпох, ими выступали Жан-Жак Руссо, Макиавелли, Аристотель и другие.

Необходимость найти ответы на вопросы общества сподвигло учёных в разработке теории о политической культуре. В тяжёлой ситуации находится наука политология, которая задаётся вопросами, касающиеся политической системы. Какой причиной выступает различное функционирование государственно-политических институтов в, казалось бы, идентичных государствах. Благодаря чему два государства, состоящих в одной и той же правовой семье, например, романо-германской или же англо-саксонской, где источником права выступает нормативный правовой акт и судебный прецедент соответственно, имеют разные модели поведения граждан, разный уровень активности граждан в общественно-политической жизни своего государства. Одним из первых научных деятелей, который объяснил все эти общественно-политические процессы в своих работах, стал Г. Алмонд американского происхождения. Алмонд убеждённо считает анализировать, в первую очередь, национальную культуру той или иной страны, подпадающей под географию изучения вопроса, тем самым, совмещая в своих исследования и неформальные и формальные структурные элементы политической системы.

Благодаря научным трудам учёных и исследователей в области политической культуры появилась возможность в переосмыслении подходов и методов при сравнительном исследовании различных социально-правовых и социально-политических явлений с учётом национальной культуры, ценностей, убеждений и обычаев государств. Впервые началась оценка преимущественной возрастной активности населения в политических процессах государства, что позволило осуществлять мониторинг активности разных возрастных категорий и, соответственно с ней, координации и реформирования политики государства.

Таким образом, учёные и исследователи в своих научных трудах положили начало развития нового социологического метода, который учитывает все структурные элементы сложных социально-политических процессов, включая взаимосвязи между обществом и их политическим поведением и государством в целом, что дало возможность изучения науки социологии посредством проведения различных исследований в области теории политической культуры.

На сегодняшний день в научной литературе имеются огромное множество дефиниций, раскрывающих понятие политическая культура, в связи с этим каждый исследователь выдвигает немалое количество своих подходов при их изучении.

Заключение

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:

1. Политическая культура - это культура, которая охватывает глубоко укоренившиеся, устоявшиеся политические черты, характерные для общества. Политическая культура учитывает отношение, ценности и убеждения людей в обществе относительно политической системы, включая стандартные предположения о том, как работает правительство.

2. Проанализировав то, как политические темы раскрываются в школьных учебниках, можно сказать, что материал по изучению политических вопросов в курсе обществознания изложен системно. В период с 9 по 11 классы старшеклассникам в полной мере предоставляется материал обо всех сферах политической жизни общества и политическом устройстве РФ. Материал выстроен и изложен таким образом, чтобы сформировать политическую культуру школьников не только посредством теоретического изучения тем, но и через учебные практикумы, самообучение, исследовательскую деятельность и формирование интереса к политическому участию. Только, как уже было сказано, отсутствие отдельных блоков для повторения в 11 классе с целью подготовки к ЕГЭ снижает уровень гражданских знаний.

3. Рассмотрев нормативно-правовые основы воспитания политической культуры в системе общего образования, мы пришли к выводу, что в настоящее время не имеется единого документа, определяющего особенности, характер и структуру воспитания политической культуры в системе общего образования, ввиду чего этот вопрос является достаточно актуальным в настоящее время. Необходимо отметить, что функционирующие нормативные акты нуждаются в уточнении. Формирование и воспитание политической культуры является бессистемным в педагогическом процессе, зависит от компетентности самих учителей, а государственная деятельность по приобщению школьников к политической жизни общества находится на стадии разработки и пока не имеет четких направлений и практической реализации.

4. Основными факторами, влияющими на формирование политической культуры молодежи, являются как внешние факторы, так и внутренние (государство, классы, нации, культура, институционные общности, неформальные группы, отдельные личности).

5. Политическая культура довольно сильно влияет на политическое участие, поэтому только при условии объединения институтов общества, таких как: семья, органов власти, средств массовой информации и образовательных организаций можно говорить о формировании, улучшении и увеличении политической и правовой культуры современной молодёжи, что является основой развития общества и обеспечения национальной безопасности в нашем государстве.

6. Политическое воспитание - это целенаправленная деятельность всех субъектов политического воспитания, опирающееся, прежде всего, на получение воспитуемыми основ правовых знаний. Формирование целостного восприятия политической действительности, помогает правильно воспринимать политику в целом. Политическое воспитание должно быть ориентировано на духовный рост личности, а не опираться только на обеспечении разрешённого поведения, поэтому так важно правильно подбирать формы и методы политического воспитания.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (в ред. 21.07.2014) /Российская газета, 2008. - № 23; 07.02.2014. - № 27.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 1.01.2017 )/ Российская газета, 2013. - № 33.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413.М.: «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета, 2012. - № 5812.

4. Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URI: http://www.g**ant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ 07.02.2019.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996. М.: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URI: https://r**g.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html/ 07.02.2019.

+ еще 53 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности формирования политической культуры учащихся на уроках обществознания»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика