Дипломная работа
«Методика развития эмоциональной отзывчивости детей на уроках музыки»
- 66 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ.
1.1. Психолого-педагогическое обоснование эмоционального развития младших школьников….8
1.2 Урок музыки – как средство эмоциональной отзывчивости младших школьников…17
Вывод по первой главе…
ГЛАВА II. OПЫTHO-ЭKCПEPИMEHTAЛЬHAЯ PAБOTA ПO PAЗBИTИЮ ЭMOЦИOHAЛЬHOЙ OTЗЫBЧИBOCTИ ШKOЛЬHИKOB HA MУЗЫKУ
2.1. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости школьников на музыку…31
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…41
Вывод по второй главе…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…64
Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время.
В современной социальной ситуации существуют негативные моменты, которые влияют на формирование подрастающего поколения, что ведет к эмоциональной «бедности», замкнутости, необщительности, боязни выразить свои чувства, мнения и т.п.
Эмоциональная сфера современного ребенка подвержена часто неблагоприятным воздействиям внешней среды (изобилие различной информации, дестабилизация отношений в семье и другие негативные явления). Одни дети ведут себя скованно, зажато, а другие слишком импульсивны, у третьих нарушено чувство ритма, адекватность реагирования на внешние воздействия. Отсутствие сформированной духовной, эмоциональной культуры создает в душе каждого пустоту, которая может наполняться интересами другого рода (в будущем вредные привычки, алкоголизм, преступления и т.п.).
Основной педагогической деятельностью считается обеспечение эмоционального благополучия ребенка, его радостного детства, развитие эстетических качеств, самовыражение.
Чувства, эмоции играют большую роль в самопознании человека. Самопознание как уяснение собственных качеств, как формирование представления о чертах своего характера и свойствах натуры возникает не только на основе осмысления собственных действий и поступков, но и на основе осмысления пережитых чувств. И процесс такого самопознания происходит тем интенсивнее, чем значительнее эмоциональная жизнь ребенка.
Необходимость пристального внимания к области эмоционального связана с влиянием эмоционального настроя личности на характер ви́дения и интерпретации личностью окружающей действительности и тем самым возможностью накладывать отпечаток на процесс становления и развития её убеждений и мировоззрения. Эмоциональность и экспрессивная раскованность отличают общение детей со сверстниками от их взаимодействия со взрослыми. В последние годы становится всё больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная устойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
В связи с этим в сфере образования особую актуальность приобретает проблема развития чувства эмоциональной отзывчивости у детей. В данном процессе особое место принадлежит сфере музыкального образования, поскольку, музыка обладает особыми свойствами влияния на сознание и подсознание ребенка. Музыка активно действует на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, иногда незаменимым средством развития внутреннего мира человека. Bедь музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его душу. Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Философы, психологи, психиатры, физиологи Аристотель, Демокрит, Платон, Ч.Дарвин.Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.[] изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре.
В научной литературе эмоциональная отзывчивость на музыку изучалась в разных аспектах. Как фундаментальная составляющая музыкальности, она получила теоретический анализ в трудах Н.А. Ветлугиной [14], В.В. Медушевского [36], Г.С. Тарасова [41], и особенно Б.М. Теплова [43]. Теория и практика развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки представлена в работах И.Л. Вахнянской [14]. Проблема художественного моделирования эмоций в музыке рассматривается в работах В.В. Медушевского [36], В.И. Петрушина [37]; В.Г. Ражников [44] разработал «словарь эстетических эмоций», применяемый в музыкальной педагогике.
Однако, исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, разработанность её по отношению к младшему школьному возрасту, на наш взгляд, ещё недостаточна. Не осуществляется работа с ребенком по выражению ощущения себя в музыке и музыки в себе, о мире и о себе. Усвоение знаний, основанное на руководящей роли учителя, на принятии знаний в готовом виде, механическом повторении и «закреплении», т.е. на репродуктивных способах мышления – все это представляет собой самую заурядную учебную работу. Учащиеся не осознают роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. Развитая эмоциональная сфера регулирует деятельность человека, определяет широту и характер отношений с окружающими, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность.
Таким образом, социально-личностная актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность относительно младшего школьного возраста обусловили выбор темы исследования: «Методика развития эмоциональной отзывчивости детей на уроках музыки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку на уроках в СОШ.
Объект исследования — процесс музыкального образования в СОШ.
Предмет исследования — педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку на уроках в СОШ.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку будет эффективным при следующих педагогических условиях: создание эмоциональной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку;
1. систематическое использование учителем методов и приемов, влияющих на формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников;
2. создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Задачи исследования:
1. исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.
Методологической основой исследования сталина основе программ «Музыка» Д.Б. Кабалевского [28], а также «Музыка» под редакцией Ю.Б. Алиева [1], программы «Музыка» И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой,Л.В. Школяр [29], программа «Музыка» Нечаевой, на которых использовались различные виды упражнений, заданий, музыкально-игровых ситуаций, способствующих повышению уровня сформированности эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
1. изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусство-ведческой литературы, периодических изданий наблюдение;
2. анкетирование;
3. Тестирование;
4. опытно-экспериментальная работа.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в результате ретроспективного анализа и обобщения научно-теоретических материалов по исследуемой проблеме, были получены новые знания, дополняющие современные представления об эмоциональной отзывчивости, ее структуре. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения музыке.
Структура работы включает: теоретическую и практическую часть.
Организация исследования осуществлялась по следующим этапам:
1.Проведение диагностического исследования с целью выявления первоначального уровня развитости эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку в экспериментальном классе.
2.Разработка содержания, внедрение разработанной нами методики формирующего эксперимента.
3.Анализ, обработка и систематизация полученных результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ
1.1. Психолого-педагогическое обоснование эмоционального развития младших школьников
Анализ теоретических концепций, которые касаются характерных черт функционирования и эмоциональных явлений, позволяет выбрать несколько основных подходов к этой проблеме.
Демокрит и Эпикур считал, что появление и развитие эмоций и чувств являются лидирующими человеческими качествами. Платон утверждал, что поведением управляют ум, мышления, а не чувства.
Чарльз Дарвин предположил, что эмоции возникают в ходе эволюции в качестве средства, с помощью которого люди устанавливают значимость определенных условий для удовлетворения потребностей. Эмоции выступают в качестве внутреннего языка как система сигналов, по которым человек узнает о важности происходящего. Особенностью эмоций является то, что она непосредственно отражает отношение между мотивами и реализацией.
Эмоции не визуальны и не выражают свойства объекта. Они в большинстве случаев являются состоянием субъекта, то есть внутреннее состояние человека и его отношение к окружающим. В человеческих чувствах в виде переживания, радости, злости и т.п. проявляются отношение к миру и другим людям.
В моем понимании, отзывчивость - это попытка понять человека. Чтобы помочь человеку необходимо поставить себя на его место и попытаться сделать что-то. В настоящее время не мало детей считают совершенно ненужными и старомодными глубокие чувства любви и дружбы.
Понимание музыки, ощущение, сопереживание является неотъемлемой частью старейших, глубоких человеческих чувств, синтез всех чувств - чувство эмпатии.
Концепция эмпатии была введена американским психологом Э. Титченером в начале 50х годов 20 века, и получила множество интерпретаций, которая получила широкую распространенность литературе по психологии.
В диссертации Л.Л.Надировой «Эмпатия», есть утверждение, что до введения понятия «эмпатия» в качестве эквивалента использовалось понятие «симпатия», которая включала в себя такие аспекты в отношениях между людьми, как эмоциональный отклик, понимание, эмоциональное соучастие, отзывчивость.
В древнегреческой философии симпатии интерпретируется как духовное единство всех вещей, в силу которых люди сочувствуют друг другу. От философов древней греции возник подход к симпатии, сочувствию, а позже - как категории этики и нравственного чувства. Во все времена существовало много толкований термина «эмпатия», но все они сходятся в одном: источником сочувствия является эмоциональная реакция на опыт других. Эмпатия принадлежит к явлениям духовной жизни и интерпретируется учеными прошлого, как нравственная категория. Проблема развития эмпатии становится важным сегодня для пeдaгoгичeскoй тeopии и пpaктики. Практикующие остро нуждаются в научных консультациях и методах рекомендациях, пoзвoляющиx cтpoить пeдaгoгичecкий пpoцecc конкретных формирование личности современного ребенка на том или ином этапе развития.
Воспитанию чувства эмпатии и отзывчивости уделял большое внимание Сухомлинский. Василий Александович в cвoeй книге «Сердце отдаю детям», неоднократно призывал учителей развивать у детей способность видеть «сердцем» без слов, чтобы понять тонкие движения души, чувствовать душой человека, которому необходимо сочувствие. Существенную педагогическую задачу Сухомлинский сформулировал так: «Чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека».
Огромную роль в обучении и развитии умения сочувствовать, Сухомлинский уделял эстетическому воспитанию, развитие способности видeть и чувствoвaть крaсoту. Нужно, чтобы в годы детства и юности человек обнаружил в себе и в мире красоту, восхищался ею, чувствовал и признавал красоту, как духовную, так и человеческую. Только в этом случае - через прекрасное к гуманности проходит путь становления личности. Особая роль принадлежит музыке. Сухомлинский говорил о музыке как об огромном источнике мысли, основным источником которого является не только мир, но и сам человек, его духовность, способность думать и разговаривать. Музыкальный образ может раскрыть перед ребенком реальные явления и объекты, рисуя картину необыкновенной красоты. Музыкальная мелодия вызывает яркие представления у детей, это является средством воспитания творческих сил разума, источником энергии, даже у самые пассивных детей. Сухомлинский считал, что повышению развитию интеллектуальных способностей содействует музыка. Следует отметить, что Сухомлинский почти не разделял эмоциональный аспект развития душевной чуткости от интеллектуальной деятельности, и музыка была для него явлением, органически сочетающим в себе эмоциональное и интеллектуальное начало. В становлении и развитии эмпатии в процессе обучения большое место уделяется педагогов, когнитивных процессов. В исследованиях учитель и публицист С.Л. Соловейчик дал идею, что познать не почувствовав – невозможно.
Чтобы понять другого человека – нужно прочувствовать то же, что и он сейчас переживает, откликнуться на его чувства, и если бы была «школа чувств», то первым уроком являлся бы уроком отзывчивости - подмечает С. Соловейчик. Ступенями в этой «школе чувств» должно быть: с другими людьми - чужие чувства, способности реагировать на них - свои чувства.
В преобразованном виде теория эмоционального развития существует в современной психологии как познавательный (Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Ж.П. Сартра и др.) и мотивационный подход ( Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Ковалев, А. Н. Леонтьева, Лук, С. Л. Рубинштейн, П.С. Симонов, Фрейд и др.) Эмоции – это широкий класс процессов внутреннего регулирования психической деятельности, психического отражения в форме определенного переживания.
По мнению Додонова: «Эмоции в качестве процесса есть не что иное, как деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов» [Додонов, с.29].].Изотова считает, что «Эмоциональность – совокупность устойчивых характеристик, определяющих индивидуальные особенности возникновения и протекания эмоциональных переживаний» [Изотова, с.266].
Многие психологи отмечают связь эмоций и чувств с нравственностью, моралью (П.В.Симонов), говоря о том, что «языком сверхсознания» является совесть и если красота и смешное сообщают о своем присутствии положительными эмоциями, то голос совести имеет преимущественно негативную эмоциональную окраску.
А.В. Запорожец утверждает, что функция оценки эмоции является важной, поскольку она показывает человеку значимость в мире определенных объектов, то есть помогает ориентироваться в реальности в системе отношений, в которых развиваются и воспитываются люди. А. Валлон считал, что человеческие эмоции связывают человека с социальной жизнью, с миром ценностей. Это означает, что мотивом может быть только цель деятельности, к которой проявляется определенное эмоциональное отношение.
Эмоции играют важную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с установленными требованиями по предмету, но и в повышении образования новых мотивов.
А.Д. Кошелев выделяет, что отношение детей к предлагаемым заданиям меняется, эффективность реализации значительно возрастает при использовании образных описаний и визуальные образов. Эмоции, вызываемые восприятием, активизирует скрытые мотивы у детей и дает им практический характер. При правильной организации деятельности (чередование спокойная деятельность чередуется с различными играми, прогулками, физкультминутками), улучшается эмоциональный тонус учащихся, следовательно делает его эмоциональное благополучие и поведение более уравновешенным. «От ребёнка младшего школьного возраста можно требовать сдержанности в движениях, добиваться их соразмерности, ловкости. И такие действия вызывают у него положительную эмоциональную реакцию» [Якобсон, с.100].
С. Л. Рубинштейн подчеркивает тесную связь с деятельностью отдельных эмоций. По его мнению, ход и результат операций вызывают у человека различные чувства, а те, в свою очередь, влияют на его деятельность «Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от неё» [Рубинштейн, 2003, С.559].
Следует подчеркнуть, что человек организует свою деятельность не только с точки зрения эмоциональных оценок, но и с учетом всех его прошлого опыта, знаний, убеждений, все его восприятие в момент их потребностей.
С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук выделяют социальные чувства (долг, честь, справедливость, сострадание и др.), эстетические чувства (чувство прекрасного, возвышенного, комического и др.), чувства, связанные с понятием собственности (бескорыстие, чувство обладания, лишения и др.), моральные чувства: направленность на других людей (благодарность, любовь, ненависть), на себя (самодовольство, раскаяние, стыд и др.), а также интеллектуальные чувства, связанные с оценкой тех или иных событий (радость, разочарование, удивление, тревога, гнев и др.)
Проблеме эмоционального развития ребенка от рождения до совершеннолетия посвящены многие отечественные и зарубежные исследования. Эмоциональное развитие ребенка формируется на протяжении всего периода жизни (Л. С. Выготского, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, И. М. Юсуповым и соавт.)
Согласно Л.С. Выготскому, эмоция «не менее важный агент, чем мысль. Забота педагога должна заключаться не только в том, чтобы ученики продумали и усвоили географию, но и прочувствовали её» [Выготский, 1996, С.105]. Эмоции в учебном процессе интенсифицируют мышление, способны снять интеллектуальные и психологические нагрузки. В связи с этим Л.С. Выготский пишет: «…именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство» [Выготский, 1996, С.106].
Согласно мнению А.В. Запорожца появление новых эмоций связанно с изменением вида деятельности ребенка. В младшем школьном возрасте знакомство с природой и музыкой развивает эстетический опыт, как способность чувствовать красоту окружающей жизни и произведений искусства.
С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущения правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного и творческого потенциала. «Музыка есть, прежде всего,путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М.Теплов. Содержанием музыки в первую очередь являются чувства, эмоции, настроения.
В.А.Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка…чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…» (Сухомлинский В.А. О воспитании.М., 1979, - с.170).
Обыденность, штамп, информация, не выходящая за рамки привычного житейского опыта ребенка – это «топтание на месте», элементарное удовлетворение заложенной в нем естественное потребности. Ни детские чувства, ни мышление в этом случае не получают того импульса, которые только и превращает познание в эмоционально-обогащенный, творческий, поиск. Младший школьный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы, так какпсихологическими особенностями являются вера в истинность всего, чему их учат, податливость внушению, пытливое любопытство, ожидание нового, интерес к нему. Сила детской эмоциональной памяти велика, и нужно уметь обогащать её положительными эмоциями, интригующей таинственностью. Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу: «Находиться под впечатлением» в действительности означает, что человек (и не только ребёнок) действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления… И чем сильнее оказывается впечатление, тем дольше оно может управлять им…впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим» [Амонашвили, С.113].
Поэтому одной из задачи новой технологии развивающего музыкального образования является формирование у учащихся эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Исходя из этого, формирование эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку – одно из важных направлений в музыкальном развитии учащихся.
Правильно организованная музыкальная деятельность содержит в себе большие возможности для повышения уровня развития личности школьника. Музыкальная деятельность как средство музыкального искусства напрямую влияет на развитие таких качеств личности как воображение и фантазия, музыкальная память и ассоциации, интуиция и осознание музыки, музыкально-слуховая наблюдательность и продолжительность внимания в процессе слушания, способность к музыкальному обобщению и целый спектр чувственного видения мира.
Развиваяэмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, учитель на уроках музыки полноправно участвует в процессе формирования эмоционально-образной сферы личности. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку было и остаётсяодной из актуальных задач музыкального воспитания.
Эмоциональная отзывчивость человека на мир формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Однако, не все периоды равны для эстетического развития. Многие писатели, учителя, художники указывают на особое значение в этом отношении младшего школьного возраста.
Под термином эмоциональность (от лат Emoveo -. удивительно, захватывать, волновать) подразумевается обращение к чувствам, эмоциям, настроению.
Чувство отзывчивости в музыкальной педагогике и психологии.
В музыкальной педагогике эмпатия рассматривается в форме эмоциональной отзывчивости на музыку. Это объясняется тем, что основные закономерности возникновения эмоционального отклика, сопереживания, сочувствия в человеческом общении и в процессе художественного (музыкального, в частности) восприятия, в целом совпадают.
Огромное внимание в музыкальном образовании исследовательской литературыакцентируется на эмоциональной отзывчивости к музыке. Утверждение, что музыка является самым эмоциональным из всех искусств является верным. Но характер музыкальных эмоций заключается в невероятной двойственности, отраженных эмоций в музыке. Отражаемые эмоции является полным спектром переживаний - положительных и отрицательных. Положительные эмоции являются основой целостного эмоционального восприятия в музыке. Музыка является центральным искусством, которое оказывает положительное эмоциональное влияние. Какой бы ни была тема, она приводит в тонус, воодушевляет, сочувствует, поднимает дух. Музыка несет человеку добро и счастье.
В работах Теплова Н.А., Ветлугиной эмоциональная отзывчивость интерпретируется как общая музыкальная способность, «центр музыкальности «, « главнейший показатель музыкальности». Главной особенностью музыкальности является переживание музыки как выражение определенного содержания. Музыка познается через эмоциональное переживание. Возможность реагировать на музыку составляет основу музыкальности.
В диссертации Д.С.Надыровой эмоциональная отзывчивость выделяется как одно из самых важных качеств учителя музыки, которое объясняется предметом, его педагогической деятельности и ее главной целью - «воспитанием в детях любви и интереса к музыкальному искусству, способности к полноценному восприятию, к эстетическому переживанию в музыке. Способность отзываться на музыку, эмоционально сопереживать заключённому в ней эмоционально-смысловому содержанию, генетически связано с эмпатией». Основополагающееэмоциональной отзывчивости - индивидуальный жизненный опыт и музыкально - семантический опыт личности. Главным условием является активность воспринимающего, которое проявляется на уровне реакций двигательно – моторныхи активации художественного воображения.
В работах по проблеме эстетического воспитания посредством музыки, эмоциональная отзывчивость рассматривается как составляющая основаформирования эстетических потребностей, вкусов и идеалов личности, в качестве предварительного условия для воздействия музыки на рамки нравственных чувств ( Шацкая В.Н. Белобородова В.К.). Шацкая В.Н. называет эмоциональную отзывчивость наиболее распространенной и важной музыкальной способностью, которая определяет эффективность образовательных воздействий музыки
В.К. Белобородова, на основе предложения о эмоциональной отзывчивости к музыке, рассматривает развитие в качестве одного из способов воспитания соответствующих моральных качеств. Основные пути развития исследователей по эмоциональнойотзывчивости считают ее формирование в различных видах музыкальной деятельности учащихся : в процессе активного слушания, восприятия и исполнения музыки, доступном для детей, различные формы движения под музыку.
В своей диссертации С.М.Каргапольцев считает, что в некоторых исследованиях решение поставленных задач связывается с принципом «Музыка - это жизнь». Этот путь основан на выяснении слова учителя и коллективный характер совместных переживаний во время прослушивания музыки, и, следовательно, не распространяется в полной мере на специфику воздействия музыки на сферу гуманных чувств. При таком подходе музыкальное произведение дополняет устное окружение. Давая определение эмоциональной и моральной отзывчивости, Каргапольцев считает, что «данный процесс включает в себя многообразные проявления небезразличного отношения человека к переживаниям других. Эмоционально-нравственная
отзывчивость понимания как форма проявления гуманных чувств в ответ на эмоциональное состояние себе подобного или любого живого существа в ситуации непосредственного общения».(_)
Диссертация Каргапольцева посвящена проблеме гуманизации музыкального произведения. Выделяют два взаимосвязанных аспекта: гуманизация элементов музыкальной структуры и гуманизация содержательного мира музыки, то есть понимание этого явления как живое, одушевленное. Для реализации задач исследования, автор вводит методику двойного слушания: в музыкальном произведении в котором выделяется мир искусства с его субъектами и пьеса воспринимается с позиций «героя» и «автора» попеременно. В то же время большое внимание уделяется проявлениям экспрессии в выражениях лица, жестах, голосе.
Анализ педагогической и психологической литературы по исследованиям приводит к следующему выводу:
Эмпатия - это общий эмоциональный и познавательный процесс, объектом которого является природа, человек, искусство, и все это вместе - жизнь.
В выпускной квалификационной работе нами исследована одна из важных и актуальных проблем в современной педагогической теории и практики- развитие эмоциональной отзывчивости через уроки музыки.
Формирование отзывчивости обучающихся на музыку было и есть актуальной задачей музыкального воспитания.
В современном образовании, преподавателями больше используются игровые моменты для развития эмоциональной эмпатии. Музыка способствует взаимодействовать с окружающим миром. Через мелодию и ритмы, музыка воздействует на внутреннее состояние детей(которые заложены природой) . Сами того не понимая, они радуются или зляться, становятся решительными, энергичными или наоборот агресивными и расслабленными.
Эмоциональность выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям, сердце становится восприимчивым к доброму слову поучению, советам, напутствию. Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки.
Исследование, анализ теоретических вопросов проблемы, организация и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили положение выдвинутой нами гипотезы, согласно которой развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку будет эффективным при следующих условиях:
• создание благоприятной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку;
• регулярное употребление учителем методов и приемов, влияющих на воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников; (метод эмоционального воздействия, словесные методы, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии);
- основание игровых ситуаций, где включены творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки.
Принимая во внимание вышесказанное, можно правильно и целенаправленно организовать развитие эмоциональной отзывчивости младшего школьникачерезмузыкально-игровую деятельность, творческие задания.Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность выявленных нами педагогических условий, критериев и подобранной методики, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости младшего школьника на музыку.
Целостная система музыкально-игровых заданий, методов и приёмов, творческих заданий, опирающихся на взаимосвязь восприятия музыкального произведения и сценического действия позволила сформировать у младших школьников чувство интереса к учению, внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, эмоциональные представления, осознавать свои чувства и переживания при восприятии музыкального произведения.
Своё умение младшие школьники реализовывали в разнообразных и привлекательных для них видах музыкальной деятельности. Применяемые методы и приёмы развития эмоциональной отзывчивости способствовали активизации эмоциональных творческих проявлений у младших школьников.
Использование подобранной нами методики поэтапного развития эмоциональной отзывчивости первоклассников на контрольном этапе исследования был отмечен у 28% учащихся, средний – 50% учащихся, низкий – 22% детей. Это подтверждает положительную динамику развития эмоциональной отзывчивости младших школьников к музыке.
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.: Музыка. 2000 г., с.14
2. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыкальный словарь для учителя. - СПб., 1995, с.42-63
3. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. – М.: Изд-во 3-е, испр. и доп., 2010.-с. 243
4. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004.-с. 42
5. Аберган В.П. Интеграция профессионально-педагогических знаний в системе подготовки учащихся педучилищ. – Минск, 1994.-с.23:
6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М.:Музыка, 1993-с.42
7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: 1971.-376с
6. Асимов М.С. Современные тенденции интеграции наук. №3-М.: 1991-с. 57-69.
7. Белобородова В.К. Развитие эмоциональной отзывчивости школьников в процессе музыкального воспитания. – К.: 1988. – с.85
8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М.: Академия, 2002. — с. 100 - 400 с.
9. Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988-496с.
10. Боэций А.М.С. Основы музыки / Подготовка текста, перевод с латинского и комментарий С. Н. Лебедева. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. — 408 с.
11. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. - №5. - С. 150-154.
12. Бугаев О. И. Межпредметные связи в процессе обучения . - Х: Ранок, 2008. - 202 с.
13. Ветлугина Н. Музыкальный словарь. - М.: Музыка, 1986
14. Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности / Ижевск 1999, с 116
15. Выготский JI.C. Мышление и речь. Собрание сочинений в шести томах, Т.2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-360
16. Выготский Психология искусства. - М.:1917. –с. 123
17. Гапеенкова С.М. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения. - Пенза, 1997.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004
19. Каргапольцев С. М. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в процессе музыкального воспитания. - Киев, 1988г.
20. Кабалевский Д. Б. Музыка в 4-7 классах Методическое пособие для учителей. - М.:«Просвещение», 1986г.
21. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: 1981г.
22. Маслова Л. Как мы слышим живопись/ Журнал №4 – М.:Музыка в школе , 2007г.
23. Маслова Л. Интонации искусства/Журнал,1М.:Музыка в школе, 2008г.
24. Надырова Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку/ Автореферат канд. пед. наук.- М.: 1987г.
25. Надирова Л.Л. Развитие отзывчивости на музыку у подростков/ Учебное пособие.
26. Надирова Л.Л. Эмпатия/ диссертация
27. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Дрофа 2001г
28. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д.Теория и методика музыкального образования детей – М. Флинта.: Наука.1998г.
29. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.2000г.
30. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. М.1986г
31. Усачева Валерия Олеговна, Кузнецов Дмитрий Валентинович, Кабалевская Мария Дмитриевна "Музыка". 2 класс / Нотная хрестоматия. – М.Баласс. 2011, с 1-70.
32. КабалевскийД.Б./Учебное издание. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 225 с.
33. Кабалевский Д.Б. Музыка/программа общеобразовательных учреждений 2 класс. – М.: Просвящение, 2006.
34. Лагутин А.И. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине “Музыкальная литература” для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. – М., 2002
35. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания / Искусство в школе. -1995-№2
36. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов. -2-е издание. – М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2008
37. Примерная программа стандарты второго поколения) по музыке. – М.: Просвещение, 2010год.
38. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта/ Приказ №1089 от 05.03.2004г. МинобразованияРоссии;
39. Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки h**t://otherreferats.allbest.r*/pedagogics/00224587_1.html
40. Тарасов Г. С. О психологии искусства // Вопр. психол. 1992. № 1 – 2. С.105 – 110.
41. h**t://pedsovet.su/load/0-0-0-0-1 [электронный ресурс]
42. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947
43. В.Г. Ражников [148] разработал «словарь эстетических эмоций
44. Сухомлинский В.А. О воспитании.М., 1979, - с.170
Тема: | «Методика развития эмоциональной отзывчивости детей на уроках музыки» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие эмоционального интеллекта школьников младших классов на уроках музыки
Дипломная работа:
Развитие познавательной активности учащихся на уроках музыки
Дипломная работа:
Использование системы Карла Орфа на уроках музыки в младших классах
Дипломная работа:
Развитие чувства ритма у детей на уроках музыки с помощью элементарных музыкальных инструментов
Дипломная работа:
Использование творческих заданий на основе межпредметных связей