Дипломная работа

«Развитие хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев»

  • 55 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы развития хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев 6

1.1. Развитие хореографической культуры подростков как психолого-педагогическая проблема 6

1.2. Народные танцы как основа развития хореографической культуры подростка 11

Выводы по первой главе 17

Глава II. Педагогические условия развития хореографической культуры подростков 19

2.1. Взаимодействие сюжета и рисунка в народных танцах 19

2.2. Формы и методы развития хореографической культуры 21

2.3. Педагогический эксперимент и его результаты 25

Выводы по второй главе 44

Заключение 46

Список используемой литературы 50

Приложение 55

Введение

Актуальность исследования. Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе - это классический, историко-бытовой, эстрадный, современный танцы. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Данная проблема рассматривается в работах ведущих исследователей в области преподавания танца Г.П. Гусева, А.А. Климова, А.В. Лопухова, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой, и др.

Танцевальное искусство - один из важнейших факторов развития ребенка, который с древнейших времен приравнивался к важным наукам, способствующим всестороннему развитию человека. Именно танец способствует гармоничному развитию личности, потому что благодаря музыкальному и хореографическому искусству дети становятся ритмически, художественно и эстетически развитыми, а также креативными и коммуникабельными.

Однако незнание подростками правил грамотного «общения» с музыкой, текстом, отсутствие такта и уравновешенности в динамическом восприятии и воспроизведении танцевальных ритмов мелодий ведет их к элементарному подражанию. Танец подменяется «топтанием» либо буйством телодвижений. Дефицит развития эстетической культуры в этой сфере сохраняется на многие годы.

Исходя из актуальности проблемы, выбрана настоящая тема исследования: «Развитие хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев».

Цель исследования - содержательно определить и экспериментально проверить педагогические условия развития хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев.

Объект исследования система дополнительного образования.

Предмет исследования - формы и методы развития хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев.

Задачи исследования:

1. На основе анализа педагогической литературы определить основные термины и понятия по теме исследования и структурировать их.

2. Раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России в современных условиях.

3. Охарактеризовать возрастные особенности детей подросткового возраста и их отношения к национальной хореографической культуре.

4. Сформулировать практические рекомендации по организации процесса обучения народно-сценического танца детей подросткового возраста.

5. На основе опытно-экспериментального исследования раскрыть эффективность занятий народным сценическим танцем детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры.

Методологической основой исследования послужили труды Р. Лабана, Т.А. Устиновой, П.Г. Гусева, К. Зацепиной, Г.С. Гориной и т.д.

Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: эмпирические методы (констатирующий эксперимент); работа с научной литературой, метод педагогического наблюдения и др.

Структура исследования: исследование состоит из двух глав, введение, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы развития хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев

1.1. Развитие хореографической культуры подростков как психолого-педагогическая проблема

Хореографической культурой называют художественную (музыкально-театральную) культуру, обособленную системами создания и трансляцией художественным ценностей и представляющей специфику функционирования и формирования субъектно-содержательных компонентов в балетном искусстве.

Процесс формирование и развития творческих способностей на уроках хореографии у подростков очень многогранен и сложен, несмотря на то, что детям присущи в этом возрасте повышенная активность, легкость пробуждения энергии, расположенность к трате сил. Вместе с тем лежит в основе хореографического воспитания подростков очень тяжелый, систематический, долголетний труд. Хореографическая работа, от обучающихся требует иметь высокую дисциплинированность, большую выносливость, самоконтроль, упорство и волю к преодолению трудностей. Необходимо к совершенствованию горячее стремление. А главное - любовь большая пламенная к своему делу, к выбранной профессии. Только сочетание этих всех качеств обеспечить может полное развитие природных артистических и танцевальных способностей подростков.

Проблемой подросткового возраста интересовались многие ученые в психолого-педагогической сфере среди таких авторов, как А.В.Аверин, К, М. Гуревич, И. А. Зимняя, Н. С. Лейтес, Д. И. Фельдштейн и др.

По мере продвижения страны по пути прогрессивных преобразований в области политики, экономики, культуры в современных условиях все более очевидным становится, что решение этих масштабных задач возможно лишь при модификации личностных качеств современных детей.[20, с.130]

Требуют современные преобразования действий конкретных. Поэтому особое внимание сегодня должно уделено быть детям и всем социальным институтам соответственно, которые имеют отношение к их воспитанию и образованию. Как никогда актуально звучит в современных условиях слова А.С.Макаренко о том, что не воспитывается человек по частям.[36, с. 10]

Каждая группа, членом которой ребенок является, на основе специфики своего функционирования должна его развивать разносторонне, обеспечивая гармоничность в развитии всех личностных качеств ребенка.

Очевидным становятся при таком понимании проблемы те неповторимые возможности, которыми творческие хореографические коллективы детей обладают.

Сущность хореографического коллектива, которая основана на коллективных действиях, включая органический синтез музыкальных, пластических, изобразительных и других средств художественной выразительности, реальные предпосылки создает для развития у детей различных качеств: художественно-эстетические, нравственные.

Но гармоничное развитие ребенка (согласие чувств и интеллекта, физических и умственных качеств, осознанной дисциплины и раскрепощенности и т.д.) лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса возможно осуществить, когда инструментирован педагогически каждый художественный прием, а решается каждая педагогическая задача средствами, которые свойственны художественным занятиям.[8, с. 83]

Деятельность педагогов целенаправленная и педагогическая по формированию определенных качеств и черт ребенка всегда должна быть на определенную возрастную группу ориентирована, в соответствии с особенностями и возможностями которой выдвигаться могут конкретные

воспитательные задачи и определенные методы и средства выбираться воспитательного воздействия.

Заключение

Цель данной выпускной квалификационной работы было содержательно определить и экспериментально проверить педагогические условия развития хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев. Обозначенная цель предполагала решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать необходимые выводы.

Изучив развитие хореографической культуры подростков как психолого-педагогическая проблемы, мы пришли к выводу, что процесс развития и формирование творческих способностей подростков на уроках хореографии очень сложен и многогранен. На основе хореографического воспитания подросток имеет все основания развивать большую выносливость, высокую дисциплинированность, самоконтроль, упорство и воспитание воли к преодолению трудностей, формируя у себя основные показатели хореографической культуры.

Рассмотрев особенности народных танцев как основы развития хореографической культуры подростка, мы пришли к выводу, что развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Яркой чертой народного танца является выразительность. Другой существенной чертой народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.

Танцевальные формы народной хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Очевидно, что в создание и развитие народных танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, народный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления.

Исходя из всего вышесказанного, мы выдвинули в начале исследования гипотезу о том, что именно народный танец способен положительным образом повлиять на уровень хореографической культуры подростков. Соответственно, вторая глава данной выпускной квалификационной работы посвящена изучению практических аспектов формирования хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев.

Основными этапами опытно-экспериментальной работы были следующие: констатирующий этап, целью которого было выявление исходного уровня хореографической культуры подростков; формирующий этап, ставящий целью повышение уровня сформированности показателей хореографической культуры подростков с помощью занятий народным танцем; контрольный этап, призванный выявить изменения в уровне сформированности показателей хореографической культуры подростков после занятий народным танцем.

Для определения уровня хореографической культуры у подростков мы использовании диагностические методики, позволяющие оценить уровень знаний и общей эрудированности подростков относительно истории хореографии, выявить технический уровень исполнения хореографического отрывка, позволяющая оценить уровень эмоциональности исполнения танцевального отрывка.

По итогам стартового этапа эксперимента мы выявили, что у подростков преобладают показатели среднего и низкого уровней сформированности хореографической культуры. Для повышения показателей испытуемых в хореографической культуре, мы использовали меры формирующего характера, которые были призваны расширять и углублять уровень теоретических знаний по истории хореографии, повышать качество исполнения хореографических элементов и усиливать эмоциональное воздействие танца на окружающих.

Учитывая разновидности народного танца, мы проводили работу по формированию хореографической культуры подростков в таких направлениях, как:

- цикл занятий «Хороводы» (в том числе круговые, орнаментальные, азартные);

- цикл занятий «Пляски» (одиночная женская и мужская пляска, групповая пляска, массовый пляс);

- цикл занятий «Переплясы» (мужчины, женщины, смешанные, групповой);

- цикл «Кадрили» (включая более поздние по происхождению виды танцев - ланцеи польку).

В финале педагогического эксперимента мы выявили, что у подростков преобладают показатели высокого уровня сформированности хореографической культуры, что подтверждает эффективность меры формирующего характера, приведших к расширению теоретических знаний по истории хореографии, к повышению качества исполнения хореографических элементов и к усилению эмоционального воздействия танца на окружающих.

Следовательно, заявленная в начале эксперимента гипотеза об эффективности народного танца для повышения уровня хореографической культуры была доказана по итогам педагогического эксперимента, подтвердившего возможности народного танца для формирования хореографической культуры подростков.

Мы опытным путем доказали, что если регулярно с подростками проводить занятия по народному танцу, то у них значительно повысится уровень хореографической культуры, включающий такие аспекты, как: уровень теоретических знаний по истории хореографии, качество и чистота исполнения хореографических элементов и уровень эмоционального воздействия танца на зрителей.

Значит, мы можем считать методическую часть нашего исследования полезной для студентов педагогических вузов и молодых специалистов в этой области, которые могут в случае необходимости использовать ее в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков : учеб.пособие / В.А. Аверин. - СПб., 2006.

2. Бачинская, Н.М. Русские хороводы и хороводные песни / Н.М. Бачинская. - М., 1958.

3. Блок, Л.Д. Классический танец. История и современность / Л.Д. Блок. - М.: Искусство, 1987.

4. Богданов, Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов.

- М.,1995. - С.23.

5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. - М.:Москва- Воронеж, - С.135 - 172.

+ еще 52 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 55
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика