Курсовая работа

«Патриотическое воспитание в учебном процессе»

  • 39 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава 1. Патриотизм и его характер…. 5

1.1 Сущность патриотизма…. 5

1.2 Инстинктивный и сознательный характер патриотизма…. 6

1.3 Интимный характер патриотических чувств и их принуди-тельное разви-тие…. 8

1.4 Пассивный и активный характер патриотизма…. 10

Выводы к главе 1…. 12

Глава 2. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений в учебном процессе…. 13

2.1 Развитие у учащихся потребностно - мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отноше-ний…. 13

2.2 Формирование у учащихся интеллектуально - эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений…. 14

2.3 Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отноше-ний… 16

Выводы к главе 2…. 19

Глава 3. Учебный процесс - составная часть системы патриотического воспитания…. 21

3.1 Особенности воспитательной работы по формированию чув-ства патриотизма в начальной школе…. 21

3.2 Особенности воспитательной работы по формированию чув-ства патриотизма в основной и средней полной школе….24

3.3 Итоги экспериментальной работы по формированию патриотических чувств на уроках иностранного язы-ка…32

Выводы к главе 3….34

Заключение…. 36

Библиография….… 38

Введение

Многие российские педагоги в прошлом отмечали, что такое понятие, как «любовь к Родине», в сфере народного образования часто утрачивает положительное содержание и получает извращенный смысл. Несмотря на все усилия учителей, идея служения отечеству нередко не находит отклика в сердцах выпускников школы. Следует заметить, что у патриотического воспитания всегда находилось немало противников. Их возражения, отмеченные Г. Роковым, Е. Ефимовым, Н. Румянцевым и другими исследователями в конце 19 в начале 20 в., побудили меня к анализу не потерявших своей актуальности противоречий патриотического воспитания.

Противники патриотического воспитания приводят следующий довод: «Любовь к человечеству выше любви к Отечеству, любовь к людям вообще шире любви к людям, живущим в одном государстве». (12,8). Нельзя согласиться с таким аргументом. Однако возразим, что любовь к «ближнему вообще» является абстрактным понятием для ре-бенка и может быть воспитана в нем при помощи любви к семье, к родным, с которыми он непосредственно связан и которые своим поведением вызывают у него эмоциональное переживание. С любви к окружающим начинается любовь к Отечеству.

М.М.Рубинштейн, будучи сторонником общечеловеческого на-правления образования, единственной формой проявления истинного патриотизма считал горячее желание народа занять почетное место среди других народов в роли носителя и созидателя общечеловеческих ценностей. В этом он видел великий смысл национальной гордости литературой, искусством, наукой. Путь разрешения противоречия между любовью к Отечеству человечеству психолог видел в возвышении себя посредством совершенствования, т. е. устранения своих недостатков, осознания чужих хороших свойств и укрепления их у себя. Отсюда он выводил воспитательно необыкновенно важную мысль, что «уважение к достойному чужому есть необходимое условие уважения к самому себе. Это справедливо как по отношению к отдельной личности, так и по отношению к целому народу» (11, 59). Следовательно, путь разрешения данного противоречия - гармонизация соотношений «общечеловеческого» и «национального».

Для того чтобы приобщить будущего воспитанника к патриотизму, учитель должен осуществлять интеллектуальное развитие школьников, т. е. способствовать пониманию ими того, что было и есть, учить правильно представлять, происшедшее настоящее и будущее, и находить адекватные способы его приближения.

Чуткое восприятие общественной жизни - необходимое условие созидания будущего родной страны, которое всегда вырастает на основе знания прошлого и настоящего.

Основной педагогический принцип - гармоничное сочетание деятельности педагогов и учащихся. Школа видит свою задачу в том, чтобы дать обществу сильных, самостоятельных, умеющих действовать и работать сообща, людей.

Выполняя призвание человека, принимая участие в процессе со-зидания лучшей общественной жизни, бывшие питомцы этой школы будут вспоминать о ней, как вспоминают о той, которая растила… силы, развивала их.

Фрагмент работы

Глава 1 Патриотизм и его характер.

1.1 Сущность патриотизма.

Для осмысления сущности патриотизма, необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis - происхождение) связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность. В этом смысле патриотизм является глубоким чувством, который формировался у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789 - 1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.

В словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» (3, 24).

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обра-тимся, прежде всего, к его философскому истолкованию, что патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Как мы видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно - мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Таким образом, патриотизм - это такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Патриотизм выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине.

Патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества.

Патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.

Истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже. Он пламе-неет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчи-чей. Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласиться погибнуть и исчезнуть, чем подать пример неблагонравия, если он убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашиться пожертвовать жизнью. Тот есть, прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества.

1.2. Инстинктивный и сознательный характер патриотизма.

Существует следующее возражение против воспитания любви к Родине, которое основывается на суждении, что это чувство не прививается, а зарождается само собой. Нужно ли учить русского любить Россию, язык, на котором изъяснялись Толстой, Тургенев, Достоевский? Кого же еще ему любить?

Совершенно верно, что первоначально чувство любви к Отечеству человек испытывает инстинктивно. Вполне очевидно и понятна привязанность человека к месту жительства, в котором он родился и вырос и с которым ассоциируются лучшие воспоминания его детства и юности. Различают привязанность к физической среде (природа, ландшафт, климат); к социуму (окружающие люди с их менталитетом, привычками, обячаями); к духовной сфере (искусство, литература, наука). Эти особенности восприятия пробуждаются, действительно, с малых лет.

Раскрывая природу естественного характера патриотизма, свойственного детям дошкольного возраста, Г. Роков писал: «Патриотическое чувство…развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности: каждый день, каждый час, каждое событие и явление, равно как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогают ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий» (10, 26).

Благотворно влияют на личность ребенка поэзия и искусство: если ребенок слышит родную песню или родную сказку, то с радостью выучит их и будет рассказывать и петь. То же самое можно сказать, что если на уроках иностранного языка (ИЯ), учитель будет прививать учащимся иноязычные песни, различные сказки, стихотворения и т. д., то их сюжеты также доставят им удовольствие, они станут лучшими воспоминаниями.

Заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться в школе историческим чтением. Это никак не является привитием "квасного" патриотозма. Важно, чтобы дети все больше узнавали свое Отечество и, несмотря на его несовершенства, любили его, жили с ним одной жизнью, радовались его радостями и болели его горестями. Патриотизм требует знания со всеми ее достоинствами и недостатками, без всяких прикрас и утаиваний. Вскрывшаяся ложь приводит к сильному разочарованию. Изучение истории, ознакомление с историческими судьбами своего народа и биографией его лучших героев, знание народной жизни и народного искусства, любовь к ним содействуют развитию в человеке неразрывной связи с Родиной.

Заключение

На формирование у подрастающего поколения стремления и го-товности к защите, к любви Родины оказывают влияние самые разнооб-разные воздействия. И нужный результат воспитательной работы может быть достигнут лишь при условии, что эти воздействия осуществляются в определенной системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательного процесса. Наличие такой системы позволяет исключить противоречивость влияний на школьника, избежать дублирования, создать условия для организации комплексных воздействий, которые, взаимодополняя друг друга, дадут наилучший педагогический эффект.

Ведущим признаком системы патриотического воспитания является ее структура как функциональное единство компонентов, находящихся во взаимосвязи и во взаимодействии. Чем более четко структурирована система патриотического воспитания, более точно определены ее цель и функции, тем эффективнее процесс формирования патриотов Родины. Но происходит это только в том случае, если в систему включаются в силу их специфики наиболее активные компоненты. Их взаимодействие, взаимопроникновение выступают одним из основных условий эффективного функционирования системы патриотического воспитания. Одним из основных элементов системы патриотического воспитания является учебный процесс. Успешное его функционирование, влияющее и на другие компоненты педагогической системы, происходит при условии наиболее полного и всестороннего использования заложенных в учебном процессе и только ему присущих возможностей целенаправленного, постоянного и все усложняющегося влияния на формирование у школьников стремления и готовности к защите Родины. Это условие реализуется благодаря органическому единству содержательных и методических решений при достаточном материальном обеспечении учебного процесса.

Итак, система патриотического воспитания - это совокупность определенного содержания, методов, направлений, обеспечивающих при условии максимальной плотности связей между собой наиболее успешное, целенаправленное и последовательное формирование у школьников - будущих защитников Родины - морально - политических, психологических, физических и волевых качеств.

Развитие практики патриотического воспитания школьников, уг-лубление специфики его целей, задач, содержания позволяет сформули-ровать целостную специфическую систему научных знаний, адекватно отражающих реальные пути и способы успешного формирования у школьников патриотизма.

Список литературы

1. Акбулатов И. М. Праздники в Исламе. - У.: Литера, 1992. - 48 С.

2. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1953. - 406 С.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Педагогика, 1998. - 555 С.

4. Евгеньева А. П. Словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1984.- 567 С.

5. Зубайраев А. Л. Патриотическое воспитание. - М.: Педа-гогика, 1990. - 205 С.

6. Конжиев Н. М. Система патриотического воспитания в обще-образовательной школе. - М.: Педагогика, 1986. - 144 С.

7. Культура межнационального общения.- М.: Педагогика, 1991.- 325 С.

8. Лебедева О. В. История школы педагогики. - М.: Педагогика, 2003. - 108 С.

9. Роков Г. О. Национальное патриотическое воспитание. - М.: Просвещение, 2000. - 208 С.

10. Рубинштейн М. М. Идеал воспитания. - М.: Просвещение, 1989. - 402 С.

11. Румянцев Н. А. Социально - гражданское воспитание с педагогической точки зрения. - М.: Просвещение, 2001. - 198 С.

12. Словарь современного русского литературного языка. - М.: Педагогика, 1959. - 296 С.

13. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М.: Педагогика, 1979. - 356 С.

14. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 167 С.

15. Фролова Г. И. Организация и методика работы с детьми и подростками.- М.: Просвещение, 1986. – 160 С.

16. Фролов Н. М. Филосовский словарь. - М.: Просвещение, 1986. - 358 С.

17. Черный Г. И. Торжественно, красиво, памятно. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1989. - 191 С.

18. Himunina T. N. Great Britain. - Л.: Просвещение, 1974. - 295 С.

19. Nesterova N. M. England. - М.: Феникс, 2001. - 320 С.

20. Tenson I. A. Voitova G. A. Habits and Ways in Great Britain. - М.: Международные отношения, 1979. - 214 С.

Покупка готовой работы
Тема: «Патриотическое воспитание в учебном процессе»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика