Дипломная работа
«Использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки»
- 96 страниц
Введение…3
Глава I. Теоретические основы изучения произведений башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе….7
1.1. История развития башкирской национальной композиторской школы….….7
1.2. Особенности использования национальной музыки в общеобразовательной школе….38
1.3. Аналитический обзор произведений башкирских композиторов, используемых на уроке музыки в общеобразовательной школе….50
Глава II. Педагогические условия использования произведений башкирских композиторов в общеобразовательной школе….64
2.1. Содержание, формы и методы использования произведений башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной
школе….….64
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….72
Список литературы….84
Приложение….89
На рубеже тысячелетий башкирская музыкальная культура представляет собой целостное, национально-самобытное явление, основными компонентами которой являются народное творчество, глубинные исполнительские традиции, сложившаяся композиторская школа, развитая театрально-концертная и образовательная системы.
В XX веке башкирская народная и профессиональная музыка стали составной частью богатейшей российской культуры. Приумножение этих достижений, распространение национального культурного богатства, прежде всего, в башкирской национальной среде и в целом в республике – важная задача, которую реализуют государственная политика в области образования, башкирская творческая интеллигенция, национально-культурные объединения.
Башкирская музыкальная культура прошла длительный путь становления и развития от народных песен до произведений крупных музыкальных жанров и профессионального вокального и инструментального исполнительства. Музыкальное искусство Башкирии служит примером творческого общения музыкальных культур, взаимного обогащения и интеграции в российское и мировое культурное сообщество. Находясь в многонациональной палитре края, башкиры соприкасались с разными культурами и гармонично синтезировали в себе достижения музыкального творчества этносов, населяющих территорию Башкирии.
Добровольное вхождение башкирских племен в состав Русского государства (1552–1557) как одно из важнейших событий в истории башкирского народа существенно повлияло на становление музыкальной культуры края. Активный приток населения из Центральной России способствовал изменению уклада жизни башкир и, соответственно, появлению новых форм музыки, на основе которых зародилась профессиональная музыка.
Формирование гражданина нового Башкортостана является важной частью государственной политики в республике, направленной на улучшение всех сторон общественной, социально-экономической и культурной жизни. Одним из основополагающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре и традициям башкирского народа, к его духовности и нравственно-эстетическим ценностям. Цель музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем вид, и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. А это невозможно без становления «национальной широты» музыкального вкуса учащихся – стремления слушать образцы национальной музыки своего народа, желание познать музыку других народов, как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов.
На сегодняшний день педагог-музыкант при организации музыкальной работы должен опираться на национальные музыкальные традиции конкретного региона России, в среде которой реализуется та или иная концепция. В данное время дети среднего возраста обладают недостаточной информацией о башкирской профессиональной музыке, мало знакомы с произведениями башкирских композиторов, много детей остаются незаинтересованными сочинениями, написанных для них же.
Произведения башкирских композиторов с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописными образами, навеянными красотой родного края, могли бы быть более активно задействованы в школьном музыкальном обучении. Они способны не только привлечь внимание учащихся, но и стимулировать любовь к Родине, к народному творчеству. Исходя из сказанного, вытекает актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы «Использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе».
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: изучение произведений башкирских композиторов на уроке музыки будет успешным в случае:
- использования проблемно-поискового метода обучения;
- комплексного изучения произведений в различных видах музыкальной деятельности;
- целостности теоретико-практической творческой деятельности;
- познания школьниками музыки через творческую деятельность.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия использования произведений башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе, расширив таким образом сферу национально-регионального компонента на уроке музыки.
Объект исследования: процесс музыкального образования в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Разработка методических путей использования музыки башкирских композиторов.
3. Проверка эффективности предложенных методов в процессе опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились философские, психолого-педагогические, эстетические, музыковедческие исследования, связанные с темой выпускной квалификационной работы.
Методы исследования:
1) анализ литературы по данной теме;
2) обобщение и систематизация теоретического материала;
3) экспериментальное изучение путей и методов использования музыки башкирских композиторов.
Практическая значимость исследования: данная работа может быть рекомендована к использованию на уроках музыки в общеобразовательных школах республики.
База исследования: МОУ СОШ №88 Октябрьского района города Уфы.
Структура работы: Введение, Две главы, Заключение, Список использованной литературы, Приложение.
Глава I. Теоретические основы изучения произведений башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе.
1.1. История развития башкирской национальной композиторской школы.
Музыкальное искусство Башкортостана является уникальным феноменом – географически находясь на границе Европы и Азии, башкиры сумели сохранить свой богатейший музыкальный язык. Именно лучшие образцы народной музыки в гармоническом сочетании с европейскими традициями явились основой башкирского профессионального искусства.
Рождение в XX веке башкирской профессиональной музыкальной культуры, в том числе ее центральной составляющей – национальной композиторской школы – явилось итогом долгого процесса, связанного с постепенным укреплением и развитием духовных сил народа, осознанием собственных самобытных корней, взаимодействием и общероссийским культурным движением.
Башкирская профессиональная музыка по сравнению с западно-европейской прошла стремительный путь своего развития не за столетия, а за несколько десятилетий. Точно и образно определил ее судьбу народный поэт Мустай Карим: «Когда Абу Али-Ибн Сина (Авиценна) делал свои изумительные научные открытия, Низами создавал свои бессмертные поэмы, Рафаэль де Санти творил свои шедевры, когда над миром плыли чарующие мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, – башкир пел свою грустную протяжную песню для себя и для степи».
Башкирский народ – народ-воин, народ-поэт, народ-труженик. Об этом свидетельствуют многие исторические памятники, в том числе и прекрасные народные песни, и инструментальные наигрыши. Народное музыкальное творчество из поколения в поколение воспевает свободомыслие, мужество, воинскую доблесть и отвагу, любовь к труду и природе родного края, стремление к художественному творчеству.
Первые упоминания о музыке в описаниях йыйынов – многолюдных собраний родовых башкирских организаций, которые были традицией в течение веков, где проводились скачки, состязания в борьбе, стрельбе, соревнования народных певцов-сэсэнов, кураистов-импровизаторов, сказителей, танцоров, – дают нам представление об истоках творческого наследия башкирского народа, которое уходит в далекое прошлое.
На протяжении долгих веков, вплоть до 1917 года, оно существовало почти исключительно в рамках самобытного фольклора, и было представлено выразительными, богатыми в мелодико-ритмическом отношении одноголосными песнями различных жанров, а также наигрышами для курая, кубыза, думбыры и других народных инструментов.
Точкой отсчета зарождения башкирского профессионального музыкального искусства стала Октябрьская революция 1917 года, изменившая коренным образом жизнь башкирского народа. Данное значимое событие положило начало в истории национальной музыки новому этапу – профессиональной культуре. Развитие ее проходило по нескольким дополняющим друг друга и взаимовлияющим направлениям, связанным с деятельностью композиторов, исполнителей, музыковедов, работой учебных заведений и театрально-концертных организаций.
Поскольку становление башкирской национальной композиторской школы неразрывно связано с развитием профессиональной музыкальной культуры, верным будет рассмотрение национальной композиторской школы в контексте общего развития профессиональной музыкальной культуры в целом.
В становлении и развитии национальной профессиональной музыкальной культуры нет ярко выраженных временных границ, которые бы четко разграничивали конец одного периода и начало другого. Наличие такой неоднозначности дает основание исследователям-музыковедам выделять ряд стадий, исторических этапов, которые обусловлены историческими закономерностями становления отечественной культуры в целом, в том числе и музыкальной. Несомненно, каждый музыковед-исследователь имеет право на свое видение хода эволюционного развития профессиональной музыкальной культуры.
Г.А.Курмашева в своем очерке «Первые шаги профессиональной музыкальной культуры (1917-1941)» намечает основные отправные даты.
Первое послереволюционное десятилетие (с 1917 года до конца 1920-х годов) было периодом закладки фундамента новой, так называемой социалистической культуры. Это явление приобрело невиданные ранее масштабы, и ее первые завоевания не только оказались результатом действующих тенденций, но и дали то новое, что явилось основой культуры сегодняшней.
Курмашева Г.А. подчеркивает, что данному этапу культурного строительства сопутствовала яростная и противоречивая идеологическая борьба о коренных преобразованиях в художественной культуре. В условиях трудного исторического времени – Гражданская война, интервенция, восстановление народного хозяйства государства, новая экономическая политика – были разработаны принципы политики страны в области культуры. В этом же временном промежутке, в конце 1920-х годов, сформировалась и официальная государственная концепция в области музыки, которая находила свое претворение в последующие десятилетия.
С образованием в 1919 году автономии в Башкирии создаются условия, способствующие становлению самобытной профессиональной музыкальной культуры. Ее развертывание, прежде всего, проявилось в налаживании музыкального образования, организации концертной жизни, собирании и изучении фольклора [56] .
На данном этапе проявляется все больше возрастающий интерес к музыке. Это объясняет появившиеся на тот момент самодеятельные музыкальные и драматические коллективы. Самодеятельность того времени была особой формой музыкальной жизни. Самодеятельность в Уфе зарождается в начале 20-х годов с открытием в Уфе таких учебных заведений, как Партийная школа, Рабфак, Институт народного образования.
Повсеместно создаваемые хоры и ансамбли требовали национальный репертуар. Авторами первых обработок башкирских и татарских песен, а также первых оригинальных сочинений в песенном жанре стали руководители коллективов – Х.К.Ибрагимов, С.Х.Габяши, М.М.Валеев, А.С.Ключарев, Г.С.Альмухаметов, К.Ю.Рахимов и др.
Это были представители первого поколения композиторов республики, деятельность которых развивалась в 1920-1930-е годы. Они начинали как одаренные любители, не имеющие систематического профессионального образования, постигали основы композиции и исполнительского мастерства самостоятельно. Однако данный ряд композиторов явился плодородной почвой для зарождения профессиональной национальной композиторской школы. Принимая во внимание отсутствие профессионального образования перечисленных композиторов, основой их творчества стал фольклор. Они занимались собиранием и обработкой народных мелодий.
Вместе с обработками народных мелодий и массовыми песнями зарождаются в республике и другие жанры национально профессиональной музыки. Это были первые образцы инструментальных транскрипций, симфонических миниатюр («Торжественный марш» Альмухаметова, «Хайтарма» и «Восточный танец» Рахимова), а также обработки народных песен для симфонического оркестра («Караван-сарай» Ключарева, «Журавлиная песнь» Рахимова).
В становлении башкирской профессиональной музыки сыграло важную роль развитие национального драматического театра, сначала в Стерлитамаке, а затем и в 1922 году в Уфе.
Жанр музыки к драматическому спектаклю явился ключевым моментом в процессе освоения других профессиональных жанров – симфонических и камерно-вокальных, в процессе постепенного движения от простейших форм к более сложным. Необходимо добавить, что музыкальное оформление спектаклей подготавливало почву для развития башкирской оперы, потому как здесь впервые осуществляется синтез музыки с театральным действом.
Таким образом, первоначальные ростки композиторского профессионализма проступали в недрах самодеятельности. На этом пути возникало немало трудностей – освоение развитой техники музыкального сочинении, шел процесс поиска и отбора выразительных средств, которые соединили бы национальную тематическую основу с классическими формами и приемами развития.
Следующей датой автор очерка отмечает 1930-е годы – время становления национальной профессиональной музыки и целенаправленной подготовки композиторов и исполнителей различных специальностей. Искусство на данном этапе начинает одну из новых, интересных, а зачастую и драматичных страниц своей истории.
В 1930-е годы происходит обновление жанров, освоение новой тематики. Главным достижением этого периода является рождение национальной оперы.
В 1931 году в Уфе был основан научно-исследовательский Институт национальной культуры – первое научное учреждение, в котором планомерно разрабатывались вопросы истории, языка, литературы, этнографии и фольклора башкирского народа. Музыкальный сектор Института представляли Г.Альмухаметов, С.Габяши, А.Ключарев и др. Они исследовали жанровые особенности музыкальной культуры прошлых веков – народной музыки и творчества певцов-импровизаторов.
Период 1920-1930-х годов был чрезвычайно важным в культурном становлении – отмечает автор очерка. Именно в это время заложены предпосылки, обусловившее дальнейшее развитие и подъем музыкальной жизни – открыты учебные заведения и начата работа по подготовке кадров, организованы творческие союзы и коллективы, накоплен опыт в изучении народного творчества.
В основу нашего исследования легла периодизация становления башкирской национальной музыки, предложенная Е.Р.Скурко. В своей книге «Композиторы и музыковеды Башкортостана» в истории развития башкирской профессиональной музыкальной культуры она выделяет 3 стадии:
• первая – 20- начало 50-х годов – «предпрофессиональная»;
• вторая – начало 50-х – середина 70-х годов – «профессиональная»;
• третья – от середины 70-х до наших дней – стадия «новой музыки» [61].
Важнейшие события культуры на первой стадии Е.Р.Скурко связывает с системой музыкального образования. Открытие в 1920 году музыкальной школы (1971 года – Первая детская музыкальная школа имени Н.Сабитова), а в 1921 году – музыкального училища (ныне Уфимское училище искусств), позднее трансформированного в Техникум искусств (1926) и в Музыкальное училище с театральным и художественным отделениями (1932), заложило основы профессионального музыкального обучения. Именно здесь получали начальное и среднее музыкальное образование башкирские композиторы-любители – М.Баширов, К.Рахимов, Р.Габитов и другие, в творчестве которых в 20-30-е годы осуществлялись первые опыты в области «малых» жанров и форм инструментальной и хоровой музыки, предпринимались начальные шаги в освоении симфонического оркестра.
Е.Р.Скурко также не отвергает значительной роли музыкального оформления к драматическим спектаклям, которое, несомненно, стало предтечей зарождения национальной оперы.
Определяющим методом построения инструментальных форм становится «метод заимствования»,метод построения инструментальных форм на фольклорно-танцевальном тематизме. Первые образцы данного метода – оперы «Сания» (1922), «Эшче» («Рабочий», 1930) Г.Альмухаметова, С.Габяши и В.Виноградова, созданных на основе башкирских, татарских народных напевов и наигрышей.
В 1932 году создается Башкирская студия при Московской государственной консерватории. Это историческое событие положило начало высшему профессиональному музыкальному образованию. Выпускники студии в конце 40-х – начале 50-х годов составили первое поколение башкирских профессиональных композиторов.
Открытие в 1938 году Башкирской филармонии и Башкирского театра оперы и балета ознаменовало начало «новой эры» в национальной культуре и определило всю дальнейшую театрально-концертную жизнь в республике. Для создания национального репертуара в Башкирию в 30-е годы направляется группа российских композиторов, которые, обращаясь к народным сказкам, легендам, эпическим сказаниям, фольклорному музыкальному тематизму, пишут произведения оперного и балетного жанра. Именно в это время появляются следующие песенные оперы: «Мэргэн» (1940) и «Ашкадар» (1944) А.Эйхенвальда, «Карлугас» («Ласточка», 1941) А.Чемберджи, - и балеты: «Журавлиная песнь» (1944) Л.Степанова по мотивам башкирской легенды и «Горная быль» (1951) А.Ключарева по мотивам уральских сказок.
Результатом интенсивного развития музыкальной культуры предвоенных лет явилась организация в 1940 году башкирского Союза композиторов. Первым его председателем стал М.Валеев.
С лета 1941 года в Уфу собираются значительные композиторские силы страны. Это сразу же сказалось на работе Союза композиторов Башкирии: серьезнее и глубже стал уровень обсуждений, шире профессиональные интересы, острее вопросы, поднимавшиеся на заседаниях. [56; 50]. Как отмечает В.К.Ланге, несмотря на трудности военного времени, для Башкирского театра оперы и балета, Башкирской государственной филармонии, Союза композиторов Башкирии эти годы стали периодом восхождения, приобретения опыта и мастерства, накопления классического и национального репертуара [56; 44]. На этой плодородной почве возникли совместные работы русских и башкирских композиторов. Произведения данного времени являлись типичными образцами советской песенной оперы 30-50-х годов: героико-эпическая опера «Акбузат» Х.Заимова и А.Спадавеккиа (1942), героико-драматическая опера «За Родину» Х.Ибрагиова и Ф.Козицкого (1942), лирико-драматическая опера «Айхылу» М.Валеева и Н.Пейко (1943). Стремясь подчеркнуть фольклорные истоки оперных произведений, их авторы не только использовали подлинные башкирские мелодии, но и сумели органично включить в свой индивидуальный стиль интонационный строй народной музыки. Усилению национального колорита способствовало и введение в партитуру симфонического оркестра башкирского народного инструмента – курая («Карлугас» Чемберджи, «Ашкадар» Эйхенвальда) [56; 46]. Но, не смотря на возрастающий интерес к опере, ведущим жанром остается песня.
История башкирского народа, отраженная в письменных источниках, насчитывает более тысячи лет. Лучшие сыны народа посредством музыкального искусства прославляли красоту и величие родного края.
Возникновение башкирской профессиональной музыкальной культуры, ее центральной составляющей – национальной композиторской школы – явилось итогом долгого процесса, связанного с постепенным укреплением и развитием духовных сил народа, осознанием собственных самобытных корней, взаимодействием и общероссийским культурным движением.
Обращение к национальной музыке в условиях общеобразовательной школы, в том числе и к музыке композиторов башкирского народа даёт возможность школьникам осознать себя истинно духовными носителями родной музыкальной культуры. Она стимулирует у учащихся самообразование, самовоспитание, самооценку, появляется интерес к творческим подходам. Поэтому обращение к подобной музыке как средству воспитания духовности является оправданным и, что особенно важно, своевременным, так как в окружении бездуховной культуры мы закладываем основы будущего человека нацеленного на возвышение своей родной культуры.
В своей работе мы постарались накапливать у детей опыт восприятия произведений народной музыки, музыки композиторов Башкортостана, что явилось основой для формирования национальной гордости и достоинства, патриотизма, высокой нравственности и духовности. В анализа исследования мы пришли к выводам, что первоначальная гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась, поставленные задачи выполнены, методы выбраны правильно.
Материалы выпускной квалификационной работы могли бы служить в качестве методических и практических пособий для учителей, музыкальных руководителей средних общеобразовательных школ.
Исследование позволило сделать вывод о том, что проведенные нами уроки, дали ученикам осознание сотворчества с композитором, сформировали чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором в музыкальное произведение. Однако это им доступно лишь при условии сформированности нравственно-эстетического отношения к музыке. О развитости нравственно-эстетического отношения говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Учитывая тот фактор, что нравственно-эстетическое отношение к музыке формируется в практической деятельности при восприятии, исполнении, оценке музыки и т.п., мы целенаправленно проводили работу с учащимися экспериментальных классов по расширению их музыкальных предпочтений в области национальной композиторской музыки. Эта работа проявлялась в проведении нами уроков с использованием произведений башкирских композиторов. Особый интерес у школьников вызвали уроки с привлечением наглядных материалов (тема «Можем ли мы услышать живопись?»), детских музыкальных инструментов (тема «Можем ли мы увидеть музыку?»).
Изучение школьниками произведений народного, профессионального музыкально-поэтического творчества способствовало развитию у них интереса к историческому прошлому своего народа, страны, стремления ознакомиться с национальными традициями, обрядами – всем тем, что составляет его истинно национальную культуру, знание которой, понимание значимости, необходимости и в то же время хрупкости и беззащитности перед будущим отразились на желании ребят сберечь все, что им удалось узнать, не только для себя, но и для других.
1. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.
2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / Сост. В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – М.: Дрофа, 2004.
3. Алексеев Э.Е. Некоторые методологические проблемы изучения музыкального фольклора // Традиции и перспективы музыкального фольклора народов СССР. – М., 1989. – С.48-55.
4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998.
5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М., 1983.
7. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.
8. Атанова Л.П. Композиторы Башкирии. – Уфа: Башк.книжное издательство, 1982.
9. Атанова Л.П. Музыкальная культура Башкирии // Композиторы Башкирии. – Уфа, Башк.книжное издательство, 1982.
10. Атанова Л.П. Масалим Валеев. – Уфа, 1970.
11. Атанова Л.П. Халик Заимов. – Уфа, 1967.
12. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. – Уфа, 1996.
13. Ахияров К.Ш., Кашапова Л. М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. Монография. – Уфа, 1998.
14. Ахметжанова Н.В. В мире башкирской музыки. – Уфа, 1995.
15. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. – Уфа, 1996. – 105с.
16. Ахметжанова Н.В. В мире башкирской музыки. Сб. статей. Союз композиторов РБ. – Уфа, 1995. – 119с.
17. Бактигулова Л.Б. Национальная музыка (народная и композиторская) в нравственном воспитании младших школьников (на примерах уроков музыки в школах Казахской ССР). Дис.… канд. пед. наук М., 1989.
18. Башкирская музыкальная культура: Учебник для средних и страших классов ДМШ и ДШИ / под ред. Л.Н.Шаймухаметовой. – Уфа, 2005.
19. Башкирское народное творчество. Том 8. Песни. – Уфа, 1995.
20. Башкирская профессиональная музыка / Сост. А.Рашитова, Г.Байбурина. – Уфа, 1994.
21. Башкиры в составе Российской Федерации: история, современность, перспективы / Отв. Ред. Н.М.Кулбахтин. – ч.2. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.
22. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.
23. Белецкий С.В. Музыкальное образование. Проблема общедоступности и путь решения // Образование. – 2001. – №2.
24. Бражник Л.В., Зинатшина Н.В. Башкирская музыка на уроках сольфеджио. Мелодика башкирских композиторов.- Уфа: Китап, 2002.
25. Галина Г.С. Хусаин Ахметов. – Уфа, 1994.
26. Галина Г.С. Загир Исмагилов. – Уфа, 1997.
27. Гарипова Н.Ф. Национальное и современное в башкирской фортепианной музыке 60-70-х годов // Вопросы искусствоведения. – Уфа, 1983.
28. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров ХIХ-ХХ веков. – М., 1981.
29. Вопросы истории башкирской музыкальной культуры / Ред.сост. В.А.Башенев, Т.С.Угрюмова. – Уфа: Башк.книжное издательство, 1990.
30. Вопросы истории музыкального искусства Башкирии / Отв.ред.-сост. 31. В.А.Башенев, Ф.Х.Камаев. – М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1984.
31. Галина Г.С. Из истории Союза композиторов БАССР /1940-1956/. – Уфа, 1985.
32. Галина Г.С. Из истории башксирской музыкальной культуры: Пособие по культуре Башкортостана. – Уфа: БИРО, 2000.
33. Головинский Г. Композитор и фольклор. – М., 1981.
34. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. – М., 1989.
35. Еловская Н.А. Пути развития башкирской музыки (симфонизм Р.Муртазина) // Вопросы искусствоведения. – Уфа, 1983. – С.11-17.
36. Еловская Н.А. Современные тенденции в башкирской симфонической музыке // Вопросы искусствознания. – Уфа, 1980. – Вып.4. – С.18-23.
37. Земцовский И.И. Фольклор и композитор // Музыка и современность. - М., 1971.
38. Зиннурова А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников (на материале башкирского музыкального искусства). – Дис.… канд. пед. наук. – Уфа, 2002.
39. Из истории развития культуры в Башкирии: Сб.статей / под ред. З.Г.Ураксина, Р.Н.Макалова. – Уфа, 1978.
40. Имамутдинова А.А. Фортепианные миниатюры башкирских композиторов в репертуаре ДМШ. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.
41. Информационный бюллетень №2 (61): Информационно-, посвященные Третьему Всемирному курултаю башкир. – Уфа, 2010.аналитические материалы
42. История башкирской музыки: Программа-конспект для муз.ВУЗа по специальности «музыковедение» / Под общ.ред. Т.С.Угрюмовой. – Уфа, 1997.
43. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – 2-е изд. – М., 1984.
44. Кашапова Л.М. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы. – Уфа, 2006.
45. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса и методические рекомендации. – Уфа, 1995. – 45с.
46. Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура: Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1-8 (9-11) классов. – Уфа, 1999. – 61с.
47. Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура: Хрестоматия к программе по музыке для 1-8 (9-11) классов. – Уфа, 2000.
48. Кодай З. Избранные статьи. – М.: Советский композитор, 1982.
49. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества / Ред.-сост. Е.Р.Скурко. – Уфа: Китап, 2002.
50. Концепция непрерывного этномузыкального образования в Республике Башкортостан на 2003-2010 гг. /Автор-составитель Л. М. Кашапова. – Уфа, 2003.
51. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты. – Уфа, 1987.
52. Музыкально-эстетическое образование школьников: Методические указания для студ. педвуза / Авт.-сост. Н.Ф.Зайнетдинова, Ю.А.Носорев.- Стерлитамак: СГПИ, 2002.
53. Мурзабулатов М.В. Культура башкир. – Уфа, 2000.
54. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 14–18.
55. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.
56. Очерки по истории башкирской музыки: в 2-х вып. Вып.1. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001.
57. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
58. Программы для общеобразовательных учебных заведений. «Музыка». – М., 1994.
59. Сиразетдинова Р.Ф. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя.- Дис…. канд. пед. наук. – Уфа, 2002.
60. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка. – Уфа: Гилем, 2005.
61. Скурко Е.Р. Башкирская профессиональная музыка: прошлое и настоящее // Композиторы и музыковеды Башкортостана. – Уфа, 2002.
62. Скурко Е.Р. Достижения и перспективы: О современной башкирской музыке // Советская музыка. – М., 1980. - №2. (в соавт. с Г.Некрасовой). – С.52-55.
63. Скурко Е.Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана. – Уфа, 1997. – 155с.
64. Скурко Е.Р. Стилевые тенденции современной башкирской музыки // Вестник Академии наук республики Башкортостан. – 2004. – Т.9, №1. – С.27-32.
65. Хасаншин Д.Д. Песни для детей. – Уфа, 2006.
66. Художники и композиторы Башкортостана – детям / Сост. З.А.Загитова, И.А.Кантемирова, В.Н.Краснова. – Уфа, 2004.
67. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей. – М.: Академия пед. наук, 1947.
68.Ямалетдинова Н.Г., Хусаинова Р.Х. Музыка: Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Уфа, 2003.
69. Янов-Яновская Н.С. О национальном стиле современной композиторской музыки // Советская музыка на современном этапе. – М., 1981 – С.165-203.
70. Янов-Яновская Н.С. Одна культура – две традиции // Муз. академия. – 1999. - №3. – С.21-27.
Тема: | «Использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 96 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки
Курсовая работа:
Музыкальные дидактические игры на уроках музыки в начальных классах
Дипломная работа:
Формирование музыкального вкуса у учащихся на уроке музыки
Дипломная работа:
Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки
Курсовая работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки