Дипломная работа
«Содержание психолого-педагогической деятельности в социальном приюте для детей и подростков»
- 69 страниц
Введение….….3
Глава I. Теоретические основы проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков.
1.1 Содержание понятий «безнадзорность» и «беспризорность»….….…8
1.2 Причины детской безнадзорности и беспризорности….….….…13
1.3 Профилактика детской беспризорности и безнадзорности….…20
Выводы по первой главе….….….29
Глава II. Психолого – педагогическая деятельность в социальном приюте для детей и подростков Благовещенского района "Нур" с. Бедеева Поляна
2.1. Социальный приют как особый тип учреждения для беспризорных и безнадзорных детей и подростков….….….31
2.2 Особенности психолого – педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и беспризорности в социальном приюте для детей и подростков Благовещенского района "Нур" с. Бедеева Поляна….….42
Выводы по второй главе….….57
Заключение….60
Список литературы….63
В современной России, одна из наиболее острых проблем – детская безнадзорность и беспризорность. Проблемы детской беспризорности и безнадзорности носят угрожающий характер, так как число беспризорных детей неуклонно растет.
На сегодняшний день в Российской Федерации ни одно государственное учреждение не имеет точных данных о численности беспризорных детей и подростков. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.
По оценкам МВД, «в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть более, чем каждый 50-й ребёнок в России - беспризорник». Всемирный Русский народный собор (ВРНС) обеспокоен ростом числа беспризорников в России. Руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева на одной из секций ВРНС озвучила цифры, согласно которым ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200-220 детей ежедневно! Уполномоченный по правам ребёнка, «главный омбудсмен» России Павел Астахов в том же году на одной из пресс-конференций заявил, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д. То есть в сумме уже как минимум в два раза больше, чем после Великой Отечественной войны [45].
Не является исключением и Республика Башкортостан, где ситуация с детской беспризорностью и безнадзорностью остается напряженной. Заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних МВД по РБ Дмитрий Иванов: «Только в прошлом году по республике в отделы полиции было доставлено 175 безнадзорных несовершеннолетних,— говорит эксперт и отмечает, — за последние несколько лет наблюдается тенденция снижения числа таких подростков.» Случается, в республике «гостят» безнадзорные дети из других сопредельных территорий, например, из Челябинской области, бывает, добираются и из дальних уголков страны [12].
Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются правоохранительными органами, или попадают в специализированные социальные учреждения для беспризорных и безнадзорных детей и подростков.
Особенно актуальна проблема детской беспризорности стоит в мегаполисах. Они становятся центрами скопления беспризорных детей, прибывших из разных регионов. Условно можно выделит несколько групп беспризорных детей и подростков. К первой группе несовершеннолетних беспризорных относятся дети мигрантов и беженцев. Вторая, самая значительная группа несовершеннолетних беспризорников — это самовольно ушедшие из семьи. Дети-беглецы покидают родительский дом из-за жестокого обращения, алкоголизма или наркомании родителей, физического насилия и по многим другим причинам. Третья группа бездомных детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения в силу различных обстоятельств. Четвертая группа беспризорных детей и подростков оказывается в мегаполисе, пытаясь укрываться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемого поступка. В пятую группу входят несовершеннолетние, своевольно покинувших специальные детские учреждения — спецшколы, социальные приюты, детские дома, школы-интернаты.
К фактором, способствующих росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, можно отнести социально-экономическую ситуацию в обществе, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы, изменения духовно-нравственных норм в обществе. Все эти причины порождают опасные для будущего поколения и общества тенденции - нарушение прав несовершеннолетних; рост детского алкоголизма и наркомании; омоложение преступности; занятие проституцией; рост числа несовершеннолетних с психическими заболеваниями.
Во все времена в Российском государстве были беспризорные и безнадзорные дети и подростки, но государство или общество принимало меры для борьбы с этой сложной задачей. В современном обществе решение проблемы безнадзорности и беспризорности требует комплексного подхода и должно оставаться во внимании государства, которое принимает действия по решению этой социальной проблемы: разрабатывает нормативно – правовую базу; реализует федеральные программы, направленные на поддержку детства и мероприятий по профилактике беспризорности и преступности несовершеннолетних; создает и финансирует сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.
Психолого-педагогический аспект работы с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками, рассматривали педагоги -- П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко и др. в работах отечественных педагогов представлены взгляды на причины беспризорности, характеристики личности несовершеннолетних, особенности воспитания «трудновоспитуемых» детей и подростков в коллективе, в процессе общественно -полезного труда.
Таким образом, решение проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков и их социализацию в общество должны оставаться в числе одними из главных задач деятельности органов власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в центре внимания всего общества.
Цель исследования: выявить содержание психолого – педагогической деятельности в социальном приюте для детей.
Объект исследования: беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, как социальное явление.
Предмет исследования: содержание психолого – педагогической деятельности в социальном приюте для детей и подростков.
Задачи исследования:
- рассмотреть. понятия и причины возникновения беспризорность и безнадзорность;
- изучить профилактику детской беспризорности и безнадзорности;
- исследовать приют как особый тип социально-педагогического учреждения;
- описать особенности психолого – педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и беспризорности в социальном приюте для детей и подростков Благовещенского района "Нур" с. Бедеева Поляна. Методы исследования: тeоретические (анализ; синтез; сравнение; обобщение; моделирование); опросные (анкетирование, тестирование, беседа, интервью); (педагогическое наблюдение; анализ документации; анализ продуктов деятельности детей.
Теоретической основой исследования являются работы по изучению проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков (Ю.В. Васильковой, Ф. А. Мустаевой, Н.И. Никитиной, Е.М.Рыбинского, Т.И. Шульга, М.В.Шакуровой), по деятельности социального приюта для детей и подростков, теория социально – педагогической деятельности (Г. Г.Иващенко, М.И. Рожков, Е.И Холостова).
Теоретическая значимость: исследование заключается в расширении теоретического материала по проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Практическая значимость: материалы могут быть использованы в процессе организации психолого– педагогической деятельности в условиях социального приюта.
База практики: социальный приют для детей и подростков ГБУ КЦСОН Благовещенского района и г. Благовещенска.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы
Глава I. Теоретические основы проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков
1.1 Понятия безнадзорности и беспризорности
В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными. Эти дети не только оказались на социальном дне, но и по-своему приспособились к жизни в нечеловеческой обстановке.
Безнадзорные несовершеннолетние являются одной из категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ст. 1 «Основные понятия» даны следующие определения:
- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [1, 4].
Исходя, из данных определений, можно установить границу между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания).
По мнению М. В. Шакуровой, можно дать следующие определения безнадзорным и беспризорным детям.
Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому – либо из членов семьи, но связи эти хрупкие и находятся под угрозой атрофии и разрушения.
Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания [58, 87].
В Педагогической энциклопедии дается следующее понятие детской беспризорности: «.это отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного дома и тому подобных причин» [22, 49] .
Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц их заменяющих», а беспризорность как «социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношение несовершеннолетних» [35, 58].
Таким образом, основным отличительным признаком беспризорного ребенка от безнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства (пребывания), сколько разрыв связей с семьей, родителями, родственниками, опекунами.
В Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997), а затем и в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (1999) обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это дети: потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность, осужденные условно и др. – всего 14 категорий [1, 7].
К характерным особенностям беспризорности относят: абсолютное прекращение всякой связи с семьей, родными; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание пищи методами, не признаваемыми обществом социально-позитивными; повиновение кастовым преступным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников вобездоленных, кочующих с места на место.
Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14 - 15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов [56,17].
Из числа бродяжничающих, беспризорных подростков, в зависимости от срока их пребывания в уличной среде, выделяют три уровня.
К первому уровню причисляют подростков, которые пробыли на улице менее месяца. Они еще не успели приспособиться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью (особенно младшие подростки). Они стараются зарабатывать на жизнь — попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц.
Ко второму уровню относят несовершеннолетних, которые прожили на улице больше месяца (вплоть до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из семьи или из интернатного учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, психотропных веществ, нередко и сексуальных связей. Диапазон асоциальных поступков их существенно расширен по сравнению с детьми первого уровня, попрошайничеству они предпочитают воровство.
К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению [31, 43].
Безнадзорные несовершеннолетние имеют более высокий уровень депрессии, враждебности, тревоги, опасения, потребности в эмоциональном принятии, и более конфликтные отношения с родителями и ровесниками, чем их сверстники из социально благополучных семей. Беспризорные дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, отличаются: скудным словарным запасом, в своей речи они часто употребляют ненормативную лексику. Беспризорники не могут правильно высказывать своё мнение, фразы у них путанные и состоят из кратких выражений, имеют сложный медицинский, психолого-педагогический и социальный статус. Среда существование, затормаживает их интеллектуальное, социальное, и физиологическое развитие. Но и среди таких детей и подростков встречаются исключения – наблюдаются несовершеннолетние у которых более высокий уровень мышления и культуры речи. Это дети с нарушенной системой социальных связей, с обширным спектром личностных деформаций, с неправильным личностными направлениями и потребностями. Становясь взрослее, у них отсутствуют навыки труда, представления о семьи и, следственно, порождают потребительство, неустроенность, безнадзорность своих детей. Беспризорные несовершеннолетние характеризуются более мощным инстинктом самосохранения, высокой возбудимостью, тяготение к неестественным возбудителям (психотропные вещества, алкоголь, наркотики и т. п.), так же у них острое чувство справедливости и сострадания, они очень четко и открыто выражают свои чувства. Многие из них начинают ранние половые связи, что приводит к заболеваниям, передающимися половым путём, абортам. Они также отличаются, закалкой, активностью, солидарностью в групповых поступков.
Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, безусловно, имеется крепкая взаимосвязанность, поскольку по общему правилу безнадзорность является первой ступенью, ведущей к беспризорности. Начальную фазу этой социальной проблемы как раз и является безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, характеризующая состояние самого несовершеннолетнего, его особенный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо факторов.
1.2 Причины детской безнадзорности и беспризорности
По данным социологических исследований, среди доминирующих причин детской беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей - 76 %; бедственное материальное положение семей - 74 %; уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами - 68 %; алкоголизм в семье - 67 %; плохое отношение к детям в приютах - 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи - 61 % [42, 19].
Можно выделить следующие причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1. Неблагополучие в семье - основная причина ненормального детского образа поведения, когда несовершеннолетние выбирающие обитать вне дома, остающиеся на ночлег в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах.
К факторам семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности и беспризорности детей относят:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
- медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира) [31, 67].
Присутствие одного из фактора не обозначает непременно проявление безнадзорности, но он указывает на большую степень возможности ее происхождения. Так, достаточно устойчивой среди семей безнадзорных несовершеннолетних присутствует часть семей с аморальным образом жизни родителей, с низким прожиточным уровнем, наркоманией, алкоголизмом, семейной жестокостью и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями.
И в устойчивых семьях ухудшается психологический климат. Основная причина – угроза безработицы, подъем стоимости на продукты питания, товары, услуги, отсутствие средств к нормальному существованию, неполноценное питание. Внезапное повышение напряженных обстановок воздействуют на детей. Отсутствие в семьях заботы, любви, взаимопонимания психическая депривация, физическое и сексуальное насилие подталкивают детей к побегам.
Таким образом, характеризующим условием, оказывающим значительное воздействие на возможную безнадзорность и беспризорность ребенка или подростка, считается семья, как основной фактор социализации, формирования и развитие личности.
2. За последние годы сильно ослабла профилактическая, воспитательная роль школы. Неуклонно растет число детей и подростков, которые не обучаются в образовательных заведениях инее занимаются трудовой деятельностью. Отрицательное влияние оказало отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. Уже после завершения 9-го класса многие 15-летние школьники и не учатся и не работают. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.
Таким образом, школа также способна выступать институтом, отторгающим трудного ребенка, содействующим его безнадзорности.
3. Общедоступность алкогольной продукции. Расширение рынка сбыта наркотиков.
4. Значительно сократилось количество, увеличилась платность и снизилась общедоступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, домов детского творчества, спортивных учреждений, детских санаториев, домов культуры, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Перестало существовать пионерское движение и комсомол, разнообразные бесплатные школьные кружки и секции. Свертыванием инфраструктуры, обслуживающей развлечение детей, их досуговую деятельность под влиянием рыночной экономики и в связи с оскудением правительственного бюджета. В замен данной концепции ещё не сформирована новая, что практически обезоруживает общество перед безнадзорностью детей и подростков. Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сфере ограничила несовершеннолетним доступ к развивающим занятиям, организованному отдыху, развлечениям и досугу.
5. Бегство ребят из интернатных учреждений. Огромную доля молодых путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Факторы можно назвать следующие:
Из числа проблем, определяющих неблагополучие современного российского общества, можно выделить одну из наиболее острых - безнадзорность и беспризорность детей и подростков. Рост числа из года в год беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних - результат социальных и экономических изменений в обществе.
Безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
На основе данных понятий, мы пришли к выводу, что между безнадзорностью и беспризорностью, безусловно, имеется крепкая взаимосвязанность, поскольку по общему правилу безнадзорность является первой ступенью, ведущей к беспризорности. Начальную фазу этой социальной проблемы как раз и является безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо факторов.
К основным причины детской беспризорности и безнадзорности мы отнесли:. неблагополучие в семье; ослабление профилактической, воспитательной роли школы; общедоступность алкогольной продукции; свертываемость инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность; бегство ребят из интернатных учреждений; негативное воздействие на социализацию детей и подростков оказывают средства массовой информации. Беспризорность ведет к таким тенденциям как: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.
Только комплексная деятельность государственных организаций и общества, будет эффективна в преодолении причин безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Проблема детской беспризорности и безнадзорности вышла на государственный уровень и требует безотлагательных мер разрешения.
Профилактика безнадзорности и беспризорности отображает одну из беспокойных проблем нашей жизни, от оперативного решения которой во многом зависит будущее современного общества.
Профилактическая деятельность с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разных государственных и общественных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска».
Таким образом, мы пришли к выводу, что проблема беспризорности и безнадзорности детей и подростков весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение займет продолжительный период и потребует объединения усилий всех общественных и государственных сил.
В главе второй «Психолого – педагогическая деятельность в социальном приюте для детей и подростков Благовещенского района "Нур" с. Бедеева Поляна», мы рассмотрели понятие социального приюта, документы, которые регламентируют деятельность этого учреждения, контингент воспитанников приюта, сроки пребывания в этом учреждении, а так же особенности социального приюта.
Социальный приют гарантирует временное проживание и социальную защиту детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в срочной социальной поддержки со стороны государства. Деятельность социального приюта направлена на социальную реабилитацию несовершеннолетних, которая включает в себя комплекс мер, направленных на восстановление утраченных ребенком социальных ролей и функций.
Мы пришли к выводу, что особенность социального приюта является то, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.
Таким образом, социальный приют как специализированное учреждение для беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, является одной из наиболее эффективных форм, позволяющих комплексно решать проблему социальной адаптации ребенка. Приют осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействует возвращению их в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам oпеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т. д. Возникновение социальных приютов для детей и подростков дает шанс значительной части беспризорных детей выжить, адаптироваться в здоровой социальной среде, преодолеть отставание в физическом и психическом развитии.
В параграфе «Особенности психолого – педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и беспризорности в социальном приюте для детей и подростков Благовещенского района «Нур» с. Бедеева Поляна» мы рассмотрели работу по профилактике безнадзорности и беспризорности всех специалистов учреждения.
Сотрудники социального приюта реализуют целый комплекс мероприятий, направленных на профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Организация деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится специалистами приюта на основе «Программы профилактики подростковой преступности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальном районе Благовещенский район». Программа включает следующие мероприятия: по предупреждения беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, по организации досуга детей и подростков, по занятости и трудоустройству несовершеннолетних, по профилактике алкоголизма, токсикомании среди несовершеннолетних, по профилактике семейного неблагополучия и развитие педагогической культуры родителей, информационно – методическое обеспечение профилактики беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних.
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, №26, ст. 3177.
2. Федеральный закон от 21.1 2.96 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
3. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г № 48 – ФЗ «Об опеке и попечительстве».
4. Закон Республики Башкортостан «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан» (в ред. Законов РБ от 16.07.2007 № 454-з, от 14.07.2010 № 291-з).
5. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 64 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
6. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2007 N 79-р «О Концепции федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы».
7. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
8. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 5 декабря 2001 года N 389-СФ «О парламентских слушаниях "Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы
национальной безопасности России"»
9. Устав Государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Благовещенского района и г. Благовещенска Республики Башкортостан» утвержденный, распоряжением Правительства республики Башкортостан от 23 декабря 2005г. №1263-р.
10. Алексеева, Л.С. Модель профилактики социального сиротства в современной России [Текст] // Л.С. Алексеева- Отечественный журнал социальной работы.- 2012.- №4. – С.17.
11. Алимова, Е.А. Особенности социальной профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства [Текст] // Е.А. Алимова.- Социальная работа.- 2013.- №3.- С. 28.
12. Ахметшина, В,Р. В Башкирии беспризорников нет, есть безнадзорные[Электронный ресурс] //Общественная электрогазета РФ.- h**t://i-gazeta.com/news/region102/32336.htmlюю - 22.09.2014.
13. Беличева, С. А., Фокин, Б.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер [Текст] / С.А Беличева, Б.М. Фокин. - М., 2003. – 312с.
14. Брызгалов, С. В. Жизнеустройство детей – сирот [Текст] // С.В. Брызгалов.- Социальная работа. – 2007. - № 6. – С. 50.
15. Важдаева, Н. Н. Сирота российская [Текст] // Н.Н. Важдаева. – Беспризорник. – 2013. - №2. – С.72.
16. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.В. Василькова. - М., Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
17. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. [Текст] / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 440 с
18. Варывдин, В.А. Управление системой социальной защиты детства : Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В.А. Варывдин, И. П. Кисмантович. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 191с.
19. Воронова, Е.Л., Келасьев, В.Ю., Курганова, Г.К. Социальная работа с уличными детьми [Текст] // Е.Л. Воронова, В.Ю. Келасьев, Г.К. Курганов. - Социальная работа. – № 4. – 2003. – С. 44-48.
20. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2007. – 272 с.
21. Голоухова, Г.Н. Методика и технология работы социального педагога
Учебное пособие [Текст] / Г.Н. Голоухова. - Архангельск: ПГУ, 2010. - 152 с.
22. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия В2 т. [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 49 с.
23. Егорова, М.О. Защита детства. Профилактика социального сиротства: Методическое пособие для социально ориентированных некоммерческих организаций [Текст] / М.О. Егорова . – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012.- 196с.
24. Еранцева, С. М. Без прошлого нет будущего [Текст] // С. М. Еранцева. – Беспризорник. – 2014. - №1. – С.72.
25. Жукова, М.И. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // М.И. Жукова. – Беспризорник. – 2014.- №3.- С.70.
26. Зарецкий, В.К., Дубровская, М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России[Текст] / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская.-. М., 2007. – 198с.
27. Иващенко, Г.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. [Текст] / Г.Г.Иващенко. - М.: ИНФРА.М, 2002. - 432 с.
28. Иващенко, Г.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов [Текст] / Г.М. Иващенко. – М.: НИИ Семьи, 1997. – 264 с.
29. Казаков, О. П. Личность несовершеннолетнего как объект социальной профилактики алкоголизма и наркомании [Текст] // О. П. Казаков. - СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2012. - № 1. - С. 74-78.
30. Ким, С.Л. Психолого – педагогические подходы к профилактике правонарушений [Текст] // С.Л. Ким. - Беспризорник. – 2011. – №5.- с.69.
31. Краснова, В.Г, Педагогические аспекты в социальной работе [Текст] / В.Г. Краснова.- Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. — 43 с.
32. Кузнецова, Л.В. Теория и методика социального работника [Текст] / Л.В. Кузнецова - М.: Школьная пресса, 2004 - С.96
33. Лепина, Н. А. Профилактика безнадзорности [Текст] // Н.А. Лепина. - Социальная работа. – № 4. 2004. – С. 31-33.
34. Манукян, Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы [Текст] // Э.А. Манукян. - Российский журнал социальной работы. – 2009. – №2. – с. 47.
35. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М., Академия, 2009.– 58 с.
36. Мустаева, Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие [Текст] / Ф. А. Мустаева. – М., Академический проект, 2006. – 128 с.
37. Никитина, Н.И., Глухова, М.Ф. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Н.И. Никитина, М. Ф. Глухова. - М., "Гуманитарный издательский центр Владос", 2005. - 399с.
38. Новикова, Л.Ю. Социальная реабилитация несовершеннолетних [Текст] // Л.Ю. Новикова.- Социальная работа. - 2008г. - №6 .- С.131.
39. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова— М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.
40. Олиференко, Л.Я. Профилактика социального сиротства: организация работы по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации [Текст] // Л.Я. Олиференко. – Социальная педагогика.- 2011. - №4. – С.127.
41. Павленко, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие. [Текст] / П.Д. Павленко, М.Я. Руднева. - М., 2009. — 272 с.
42. Пищулин, Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности [Текст] // Н.П. Пищулин. – Московский Комсомолец.- 2004.- №3. – С.19.
43. Попов, В.В. В здоровой семье – счастливые дети [Текст] // В.В. Попов. - Социальная работа. – № 2. – 2005. – С. 20-21.
44. Пыжкин, С.А. Профилактика безнадзорных несовершеннолетних [Текст] // С. А. Пыжкин. - Социальная работа. - 2010. - №8- С .58.
45. Пыльцын, А. В. О «детском» вопросе в современной России и об опасностях в воспитании детства и юношества [Электронный ресурс] //Русская народная линия. - h**t://ruskline.r*/analitika/http. - 17.04.2013.
46. Пыхтин, С. С. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних: проблемы и перспективы [Текст] // С.С. Пыхтин. - Социальная работа. –2006. - №4. – C.4.
47. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие [Текст] / М.И. Рожков. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
48. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально правовые проблемы: учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / Е.М. Рыбинскй. – М.: Академия,2009. -224 с.
49. Сакварелидзе, Е.В. Особенности социального сиротства в современной России [Текст] // Е.В. Сакварелидзе. - Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - №3. –C. 52.
50. Сердюченко,Е.К. Щитковская,О.В. Профилактика бродяжничества [Текст] // Е.К. Сердюченко, О. В. Щитковская – Беспризорник. -2013. - №3. –С.28
51. Смолева, Е.О. Оценка масштабов безнадзорности несовершеннолетних в России [Текст] // Е.О. Смолева. - Гуманитарные научные исследования. – 2014. - №6. – С. 45.
52. Соболева, Л.А. Социальная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в конфликте с закон) [Текст] // Л.А. Соболева. – Отечественный журнал социальной работы. – 2013. – №2.- С.195.
53. Сушкова, Е.К. Профилактика безнадзорности. [Текст] // Е.К. Сушкова. - Социальная работа. –2008. - №6. – С.48.
54. Тимофеева, С.С. Лучший опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // С.С. Тимофеева. – Беспризорник. – 2014. - №4. – С.68.
55. Ульянченко, И. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в системе учреждений социального обслуживания населения [Текст] // И.И. Ульянченко. – Отечественный журнал социальной работы. – 2013.- №1.- 190с.
56. Филатова, Е. В. Использование технологических карт в социальной защите воспитательных учреждений интернатного типа [Текст] // Е.В. Филатова. - Воспитание школьника. – 2008. - №1. – C. 17.
57. Филатова, Е. В.Теория социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] / Е.В. Филатова. - Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2003. – 53с.
58. Холостова, Е.И.Технологии социальной работы [Текст] / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 87 с.
59. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы: учебник [Текст] / А.А. Чернецкая. – Ростов н/Д, Феникс, 2006.- 400с.
60. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.В. Шакурова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
61. Шахина, Н.А. Деятельность органов государственной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // Н.А. Шахина - Социальная работа. - 2004. - № 2. - С. 32-41
62. Шульга, Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам [Текст] / Т.И. Шульга, Л. Я. Олиференко – М., 1999.-
63. Юдашина, Н. Н. Дети улицы: психологические портреты [Текст] // Н.Н. Юдашина. - Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 33-36.
64. Юдина, А. И. Профилактика социального сиротства [Текст] // А.И. Юдина. - Социальная работа. –2008. - №1. – C.11.
Тема: | «Содержание психолого-педагогической деятельности в социальном приюте для детей и подростков» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 69 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технология организации культурно-досуговых программ для детей и подростков в учрежденияхдополнительного образования
Дипломная работа:
Содержание психолого-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного поведения школьников
Дипломная работа:
Психолого-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения школьников
Курсовая работа:
Управление персоналом и социальный менеджмент
Курсовая работа:
Технология и организация лечебного и оздоровительного туризма. Оздоровительные технологии для детей и подростков в условиях курорта. Вариант 4