Дипломная работа
«Игровые формы обучения элементам йоги на занятиях хореографией у дошкольников.»
- 70 страниц
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения дошкольников элементам йоги на занятиях хореографии
1.1 История развития йоги как самостоятельного учения
1.2 Особенности обучения хореографии детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по обучению дошкольников элементам йоги на занятиях хореографии
2.1 Содержание, формы и методы обучения дошкольников элементам йоги на занятиях хореографией
2.2 Эксперимент и его результаты
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Йога – древнейшее учение, мудрецы веками собирали информацию и практиковали асаны, и на сегодняшний день сформировалось множество школ, в которых каждый желающий может ознакомиться и начать практиковать йогу. Вместе с тем с каждым годом открывается все больше и больше студий танца, ориентированных на дошкольный возраст. В таком раннем возрасте у детей повышенная тяга к движению, организм растет, формируется и развивается.
В настоящее время у многих детей встречаются различные функциональные отклонения, которые приводят к серьезным, порой хроническим заболеваниям. Главное место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения и нервной системы. Вместе с тем, возросло число детей с ограниченными возможностями. Большое влияние на это оказывают большие нагрузки на уроках, в том числе и на уроках по хореографии.
Использование элементов йоги на занятиях по хореографии способно решить многие физиологические проблемы детей, сформировать правильную осанку с раннего возраста, воспитать сосредоточенность и дисциплину, а также поможет разнообразить ход занятия.
Актуальность темы
Детская хореография на сегодняшний день пользуется большой популярностью, на многочисленных концертах зрители с большим удовольствием смотрят, как дети в нарядных костюмах танцуют под задорную музыку, открывается множество школ, где занятия ведутся преимущественно с дошкольным возрастом. В связи с этим возникает необходимость методически продуманных занятий для детей дошкольного возраста, чтобы не навредить растущему организму и не отбить желание танцевать, а заинтересовать и увлечь ребенка в мир танца.
С каждым годом появляется все больше и больше новых игровых методов ведения занятий хореографии с детьми, появилась детская йога, в связи с этим мы считаем актуальным использовать элементы йоги на занятиях по хореографии.
Не смотря на большое количество книг и видеоматериала по детской йоге и детской хореографии, на данный момент нет информации об использовании йоги на занятиях по хореографии, нет специалистов и методик в данной области.
Исходя из этого, можно определить проблему исследования. При каких педагогических условиях станет возможным использовать на занятиях по хореографии элементы йоги?
Цель данной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить игровые формы обучения дошкольников элементам йоги на занятиях хореографии.
Цель обуславливает выделение следующих задач исследования:
• Изучить историю зарождения и развития йоги, как самостоятельного учения
• Проанализировать возрастные особенности детей дошкольного возраста
• Выявить наиболее подходящие асаны для детей дошкольного возраста и способ их исполнения
• Разработать и экспериментально проверить игровые методы включения элементов йоги на занятия по хореографии
• Выявить положительное или отрицательное воздействие элементов йоги на воспитанников
Объект исследования – элементы йоги, применяемые на занятиях по хореографии у дошкольников.
Предмет исследования - процесс обучения дошкольников элементам йоги на занятиях хореографии.
Если будет достаточно материала по внедрению йоги на занятия хореографии, то проблема будет решена.
В основу данной работы легли труды Джульет Пегрум «Детская йога. Радость дивжения», «Детская йога» А.И.Бокатова и С.А.Сергеева, Михаила Палатника «Простая йога для детей», Свами Сарасвати «Йогическое образование для детей», программа по ритмической пластике детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозайка» А.И.Бурениной, а также был использован видеоматериал с различных интернет ресурсов.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования:
• Анализ существующей литературы по данной теме;
• Рассмотрение видеоматериалов;
• Экспериментальная деятельность.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенный анализ и полученные в ходе него результаты помогут систематизировать и выявить игровые формы внедрения элементов «йоги», которые могут быть применены на занятиях по хореографии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в виде практических рекомендаций для учреждений дошкольного образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновываются актуальность, практическая и теоретическая значимость этого исследования, выявлется проблема и гипотеза исследования, а также определяются его цель, предмет, объект и задачи.
В первой главе рассматривается история возникновения йоги, ее классификация, а также рассматриваются различные труды в области детской хореографии и возрастные особенности дошкольного возраста.
Во второй главе данной работы исследуются игровые формы обучения, анализируются труды в области детской йоги, формируются упражнения, подходящие дошкольному возрасту, а также описывается проведенный эксперимент и его результаты.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, приводятся основные выводы, полученные в ходе исследования.
Список литературы включает в себя 50 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ЙОГИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ
1.3 История развития йоги как самостоятельного учения
1.3.1 Термин «йога» и его возникновение
Йога имеет больше сотни интерпретаций в различных санскритских словарях. Само слово произошло от санскритского корня йодж, изначально означающего «упряжка», впервые употребляется в историческом памятнике священных гимнов – Ригведе. С веками это слово претерпело множество изменений и вместо «упряжки» стали употреблять образные слова, такие как «единение», «поклонение», «упражнение». Так же в славянских языках существует слово «иго», которое ученые тоже связывают с йогой. Славяне обозначали этим словом иглу, которая соединяла перекладины ярма для быков. Отсюда интерпретация слова «йога», как «покорение», «соединение». Во времена вед использовали множество методов, связанных с изучением и углублением в сознание. С тех пор слово «йога» стали употреблять и в значении «служение», «молитва». Такие углубления в сознание способствовали познанию мира и обретению мудрости, поэтому с появлением буддизма «йога» стала обозначать практику, освобождающую от неизвестного, помогающую познать себя и мир вокруг нас с помощью медитаций. Таким образом, йога преследует следующие задачи:
1. Показать путь к целому, главному;
2. Изучить сознание и научиться управлять им;
3. Обучить способам, техникам и упражнениям, которые помогут в достижении высшей духовной цели;
Но, чтобы наиболее полно понять суть и мудрость йоги, необходимо обратиться к истории.
Йога – это древняя система, направленная на физическое и духовное оздоровление.
Существует легенда о том как Шива и Парвати беседовали и жена Парвати спросила «Господи, скажи пожалуйста, что лежит в основе этого мироздания? Что его породило?» На что Шива ей ответил: «Я скажу тебе не то, что лежит в основе мироздания, а что нужно сделать, чтобы достичь понимания и осознания того, что его породило и что проявляет себя в различных формах и творениях» Этот диалог послужил началом создания йоги, в нем звучит вся суть учения: Йога – это не философия, объясняющая смысл и происхождение всего мироздания, а только путь и способы его познания.
Йога берет свое начало в долине реки Инд, Там, американским археологом Грегори Посселем, были найдены печати со времен Индской цивилизации, (3300-1770 год до н.э.) на которых изображены фигуры в различных позах, отдаленно напоминающие йогические. Считается, что эти изображения описывают ритаулы населения Хараппской цивилизации. Но сам термин «йога» впервые появляется в Брахманах, комментариях к Ведам, священным писаниям индуизма. Множество веков Веды передавались из поколения в поколение в форме стихов, рассказов и были записаны гораздо позднее. Исходя из религии, Веды даны человечеству через мудрых святых и представляют собой увековеченные писания об откровениях Бога.
Существует 4 Веды:
1. Риг-веда (веда гимнов)
2. Атхарва-веда (веда заклинаний)
3. Сама-веда (веда песнопений)
4. Яджур-веда (веда жертвенных формул)
В Риг-веде находится первое упоминание о йоге. Возникновение таких священных писаний, как Риг-веда существенно развило философскую мысль в Индии и создало многочисленные философские школы, в одну из которых входит система йоги. Позднее возникло 6 философских систем (брахманических даршан):
1. Миманса, где изучаются различные обряды и ритуалы;
2. Веданта, где изучается философия Упанишад;
3. Санкхья, где изучаются дух и материя;
4. Йога, где изучается физическое и духовное оздоровление и просветление;
5. Вайшешика, где изучается познание. Считается, что все страдания происходят от неведения, чем больше узнаешь, тем меньше твои страдания;
6. Ньяя, где изучается тоже, что и у Вайшешики, но с незначительными различиями в способах достижений знаний.
Упоминая о йоге, невозможно не упомянуть об отце основателе всех школ и учений буддизма, – принце Шакьямуни, или Сиддхартхи Гаутамы, более известным под именем Будда. Он внес неоцинимый вклад в развитие буддизма и, в частности, йоги. Его учение, беседы с учениками, мудрые изречения, а в последствие и создание общины, где йоги практиковали медитацию и другие техники – все это сделало его великим и на сегодняшний день только ленивый не знает его имени. С санкскрита Будда переводится как просветленный. Историки, изучающие его жизнь, говорят, что именно он начал практиковать йогу вместе со своими учениками в общине.
1.1.1 Классификация Патанджали
Как самостоятельную систему йогу выдвинул индийский мудрец Патанджали (11 – 1 век до н.э.), он тщательно изучил историю и опыт, накопленный йогами-практиками и систематизировал полученные знания. Так родился его труд «Йога-сутра». В настоящее время «Йога-сутра» считается основным трудом, исходя из которого возникло множество школ и методик преподавания йоги как в России так и за рубежом.
В своем учении Патанджали разделил йогу на 8 частей:
1. Яма – взаимоотношения с людьми и природой. Моральные законы и этические рамки. Яма включает 5 основных принципов:
a. Ахимса – не причинять вред (сюда же относится вегатерианство);
b. Сатья – не врать;
c. Астея – не воровать;
d. Брахмачарья – сохранить целомудренность до брака, воздержание;
e. Апариграха – не привязываться.
В других трудах прнципов Ямы может быть не 5, а 10, как например в Шандилья-упанишаде. К выше сказанным добавляется милосердие, стойкость, сострадание, чистота и умеренный аппетит.
2. Нияма – взаимоотношения со своей внутренней природой. Воспитание добрых мыслей, чувств. У Ниямы так же существует 5 основных принципов:
a. Шауча – внутренняя и внешняя чистота;
b. Сантоша – позитивные мысли, скромность;
c. Тапас – стремление к достижению духовной цели, усердие;
d. Свадхьяя – изучение различной духовной литературы, познание чего-то нового;
e. Ишвара-пранидхана – почитание Бога Ишвары.
Существует еще 7 дополнительных принципов, которые были добавлены в Средневековье. Такие принципы, как принцип знания заклинаний, принцип владения необыкновенной силой и т.д:
3. Асана – по словам Патанджали, «это положение тела, в котором удобно и приятно». Изначально исполнять асаны сложно, но чем больше практика тем легче и приятнее дается исполнение асан. Асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемой йогой для духовного развития. В настоящее время йога знаменита в основном благодаря асанам. Многие ученые, такие как Д. Эберт, В. Райха, А. Сафронов, Р. Минвалеева и другие, изучали влияние асан на организм человека. Д.Эбертом в 1986 году было выявлено гуморальное влияние, показавшее изменение гидростатического давления в разных полостях при выполнении асан, которое влияет на деятельность физиологических систем организма. Г.Гед и Г.Захарьина в 1883 году изучили рефлекторное влияние асан на организм с помощью которого осуществляется компенсаторное усиление кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, которые позволяют напрямую влиять на функции различных органов. Помимо этого выделяют стрессовое влияние (Л. Гаркави) и гормональное влияние (Р. Минвалеев) хатха-йоги на человеческий организм.
Можно распределить асаны по типам исполнения:
• перевернутые позы,
• позы равновесия,
• сидячие позы,
• скрученные позы,
• позы с наклонами в разные стороны,
• лежачие позы.
По типам воздействия:
• силовые,
• сдавливающие,
• растягивающие,
• перевёрнутые,
• скручивающие,
• комбинированные.
По задачам:
• медитативные, которые подготавливают или способствуют к практике высших ступеней йоги.
• терапевтические, те, которые обладают психо-физиотерапевтическим давлением на организм
4. Пранаяма – управление жизненной энергией (праной) при помощи упражнений, связанных с дыханием.
Термин «пранаяма» - соединение двух слов на санскрите , где «прана» означает жизнь, дыхание, а «яма» - управление, контроль. Если подойти с физиологоической точки зрения, то пранаяма – это определенные дыхательные упражнения, которые воздействуют на организм человека, при помощи различной концентрации кислорода и углекислого газа, а так же подчиняют себе эмоции через систему психосоматических соответствий при помощи определенных типов дыхания.
Данные упражнения известны не только в йоге, похожие методы присутствовали в религии католиков и дзен-буддистов.
5. Пратьяхара – метод, при котором чувства, направленные на объект, перенаправляются. Умение видеть Бога во всем.
6. Дхарана – с санскрита этот термин переводится как «сохранение в памяти», «сосредоточение». Дхарана – это полный контроль над своим умом, сосредоточение на определенной вещи или мысли. Долгая и основательная медитация, результат которой последняя ступень – самадхи.
7. Дхьяна – седьмая ступень, представленная Патанджали. Она является продолжением Дхараны и очень важна при достижении самадхи. Во время дхьяны человек не понимает, что он находится в глубокой медитации, он сливается в одно целой с объектом своей медитации и может пребывать в таком состоянии 12 дхаран (144 секунды). В одном из священных текстов индуизма Бог Кришна говорит о том, что человек, во время дхьяны должен полностью сосредоточить свой ум, отказаться от половой жизни, страха и тогда он достигнет царства Бога
8. Самадхи – состояние, при котором обретается целостность и спокойствие. Последняя ступень восьмеричного пути Патанджали. Только следуя всем ступеням возможно достичь данного состояния. Как правило, оно приходит внезапно, спустя годы медитаций, выполнения асан и духовной практики. В этом состоянии человек обретает смысл жизни, он сам становится этим смыслом, все сложное становится простым и к человеку приходит просветление.
Учению йоги можно посвятить всю жизнь, так и не осмылсив до конца всей ее мудрости. В детском возрасте главный упор необходимо делать на выполнение асан. Правильное их исполнение гарантирует формирование здорового, натренированного, гибкого тела.
В соответствии с целью, которая заключалась в теоретической обоснованности и экспериментальной проверки игровых форм обучения дошкольников элементам йоги на занятиях хореографии, и, исходя из поставленных задач, нами была проделана работа, в результате которой мы достигли следующих результатов:
• Йога это древнее учение, которое помогает познать мир вокруг себя, свое тело и свою душу
• Практика йоги создавалась веками различными мудрецами, а впоследствии была объединена мудрецом Патанджали
• Йога является одной из шести философских систем, куда так же входят миманса, веданта, санкхья, вайшешика и ньяя
• Патанджали разделил йогу на 8 частей: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи
• В дошкольном возрасте организм ребенка формируется, возникает тяга к знаниям, движению, хорошо развито воображение
• На занятиях помимо асан рекомендуется использовать различные дыхательные практики
• Существует 16 асан, рекомендуемых для включения на занятия по хореографии
• Занятия следует проводить в игровой форме
• Асаны могут выполняться как в статичных позах, так и в продвижении
• Использовать асаны можно во время разминки, растяжки, а также танцевальных игр
• Использование асан положительно влияет на детский организм и способствует формированию правильного здорового тела.
Итак, использование элементов йоги на занятиях по хореографии в игровых формах является эффективным способом разнообразить и улучшить качество проводимых занятий.
1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.
2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.
3. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
5. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.
6. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» . Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. –СПб.: Лоиро, 2000. – 220с.
7. Джульет Пегрум «Детская йога. Радость движения». –СПб.: Диля, 2006. – 128с.
8. «Детская йога» А.Бокатов, С.Сергеев. – М.: Ника-центр, 2006. – 405с.
9. h**t://rutube.r*/video/
10. h**t://vk.com/video148323214_163791829
12. h**t://ru.wikipedia.org/wiki/
13. h**t://w*w.tvigle.r*/category/fitness/childrenyoga
14. h**t://enjoyoga.r*/praktice/detskaya-yoga-doma/
15. Тартаковский М. С.Нетрадиционная физкультура. – М. :Просвещение, 1986.
16. Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. –М.: Знание, 1991.
17. h**t://w*w.yogalib.r*/
18. «Хатха-йога для начинающих». Зубков А.Н.
19. Б.К.С. Айенгар \"Свет жизни: йога\" и \"Йгоа дипика (разъяснения йоги)\".
20. Б. С. Волков, Н. В. Волкова «Детская психология в вопросах и ответах».
21. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.
22. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
23. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
24. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1968.
25. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2001.
26. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1980.
28. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1980.
29. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.
30. М.А.Палатник «Простая йога для детей». – М., 2006.
31. О.Н.Трубачев «К прародине ариев // Вопросы языкознания, 1996, №3. – С.9
32. Лекция Александра Куликова «История и философия йоги», 2010 год h**t://vk.com/video148323214_164871302
33. Громов С. Н. «40 дней практикуя Йогу. (Раджа-йога для всех). Книга-Учитель»/ Громов С. Н. — Одесса.: ВМВ, 2005. — 507 стр.
34. Трактат \"Созерцание Брахмана (Бога в себе)\"
35. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» /Е.О.Смирнова. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
36. Э.Б Абдуллин – «Методология педагогики музыкального образования», Москва «Академия» - 2006. – 272 с.
37. Огибенин Б. Л. Структура мифологических текстов «Ригведы». М., 1968
38. Ригведа. Избранные гимны. М., 1972
39. Топоров В. Н. Ведийская мифология. — В кн.: Мифы народов мира, т. 1. М., 1987
40. Программа по хореографии танцевальной студии «Зорушки» для детей дошкольного возраста. Сазанакова Марина Юрьевна
41. Программа «Сафи данс» для дошкольников
42. Программа «Ритмика и танец» Т.А. Бердникова
43. О.В. Ирванцова «Очарование движением» Программа кружка хореографии в дошкольном учреждении
44. Л. Н. Барабаш «Хореография для самых маленьких»
45. Г.В. Немова, А.Н. Малышева «Праздники, игры и танцы для дошкольников»
46. Н.В. Зарецкая «Танцы для малышей»
47. Театр Танца Усовой. Работа с детьми от 3 до 6 лет
48. Е.В. Горшкова «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5_7 лет творчества в танце»
49. Е.В. Горшкова «Учебно_методическое пособие О говорящих движениях и чудесных превращениях»
50. А.В. Щеткин «Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Тема: | «Игровые формы обучения элементам йоги на занятиях хореографией у дошкольников.» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Диагностика эффективности использования игр при обучении английскому языку на начальном этапе
Дипломная работа:
Применение игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста
Курсовая работа:
Использование педагогических технологий, как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Дипломная работа:
Воспитание и развитие ребенка на основе занятий хореографией
Дипломная работа:
Изучение навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития