Дипломная работа
«Применение игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста»
- 61 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность применения игрового метода в работе с детьми дошкольного возраста 7
1.2 Специфика занятий ритмики с детьми дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Содержание, формы и методы применения игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста 33
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 46
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Дошкольный возраст - один из важнейших этапов в формировании гармоничной здоровой личности. Именно в дошкольном возрасте происходят значительные изменения не только в психике, но также происходит рост всех систем и органов. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы характера, психики, а также поведения подрастающей личности.
Развитие ребенка с самого раннего детства способствует гармоничному развитию ребенка, и его успешной социализации в будущем. Существует множество методов благоприятного воздействия на ребенка дошкольного возраста, а именно методика Монтессори, обучение при помощи музыки, методика Глена Домана, методика Зайцева и другие.
Особенно значительным потенциалом в развитии детей обладают ритмикой. Несмотря на сложность данного вида искусства и его специфичность, хореография в целом и занятия ритмиков в частности способствуют гармоничному развитию личности. Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира.
Основная цель на занятиях танцами с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является источником вдохновения ребенка, танец формирует его художественное «Я». Одной из эффективных форм обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра и связанные с нею формы активности.
Важность занятий ритмики для детей дошкольного возраста определяют в своих трудах такие ученые, как И.А. Бандин, Б.В. Шавров, изучившие вопросы совершенствования человеческого тела посредством обучения хореографии. Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов выявили, что занятия хореографией закладывают основы грамотного поведения в обществе. Известный психолог Л.С. Выготский отмечает, что занятия танцами являются мощнейшим источником эстетических впечатлений, в следствии того, что в этом виде искусства соединяются, синтезируются музыка и движения, происходит передача образа посредством эмоций и внутренних духовных состояний зрителям.
Важность классического танца для начального этапа обучения подчеркивает в своих работах М.М. Рубинштейн. Следовательно, важнейшей вехой в развитии ребенка дошкольного возраста является приобщение ребенка к искусству танца, которое способно всесторонне развить ребенка и дать ему необходимый опыт. Таким образом, тема важности развития детей дошкольного возраста посредством танца, является изученной известными учеными и педагогами - психологами также представляет особую важность в современном мире и является актуальной и необходимой в среде педагогического образования.
На ранних этапах обучения хореографии детей дошкольного возраста в ДОУ обычно вводят занятия ритмики. Мы считаем, что на этих занятиях, учитывая возраст детей, важно использовать игровые формы, поскольку это позволяет вовлечь детей в процесс изучения движений, позволяет удержать внимание детей, облегчает запоминание материала и вносит, новизну и привносит радость в процесс изучения новому виду искусства детям дошкольного возраста. Это развивает фантазию детей. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин выявили огромное значение игры и игровых методов в становлении личности детей. Называя метод игры творческим, они подчеркивают, что игровой метод является лучшим инструментом для педагога в процессе обучения им детей дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы в научной литературе позволил сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Применение игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и
экспериментально проверить содержание, формы и методы применения игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста.
Объект исследования - образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» детей дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования - игровой метод обучения детей хореографии в ДОУ.
Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность игры как основной педагогический метод в работе с детьми дошкольного возраста;
2) определить специфику занятий ритмики с детьми в дошкольных образовательных учреждениях;
3) выявить содержание, формы и методы применения игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста;
4) провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Методологической основой исследования явились:
- исследования в области детской хореографии (О.Н. Калинина, Н.И. Бочкарева);
- работы в сфере художественного образования детей (Б.Т. Лихачев, Д.Б. Кабалевский);
- статьи, посвященные реализации игрового метода в обучении детей дошкольного возраста (К.Д. Ушинский , П.Ф. Лестгаф).
В работе были использованы следующие методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, педагогический опыт.
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обобщении содержания, форм и методов применения игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут использоваться педагогами в ДОО для обучения детей дошкольного возраста на занятиях ритмики.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
1.1 Сущность применения игрового метода в работе с детьми дошкольного возраста
Дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека. В эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность. На сегодняшний день раннее развитие детей набирает все большую популярность в нашей стране, родители стремятся всесторонне развивать своих детей с самого рождения. И в этом есть рациональное зерно, ведь успешное будущее закладывается в первые шесть лет жизни. Игра является основным педагогическим методoм в обучении детей дошкольного возраста.
Игра, являясь частью жизни современного ребенка, имеет большое влияние на развитие подрастающей личности. В современном мире всё большее внимание уделяется образованию ребенка всестороннее. Дошкольное образование имеет большую роль в формировании подрастающей личности. Хореография занимает важнейшее положение в развитии в ребенке таких качеств, которые необходимы для того чтобы личность была полноценной и развитой как в культурном, так и в социальном физиологическом интеллектуальном сферах. Большое значение в хореографии для детей дошкольного возраста имеет игра. Игра - это основная деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок получает необходимые навыки социализации, получает возможность обрести необходимый опыт для жизни. Игра способствует всестороннему развитию ребенка, а также включению его в педагогический процесс. Игра имеет важное значение в развитии ребёнка. Известный психолог Д.Б. Эльконин подтверждает значимость игры в своих работах, а также другие психологи подтверждают, что именно игра является основным методом обучения детей [20, с. 86].
Раннее двигательное развитие ребенка - это важнейшая составная часть его будущей подготовленности не только к обучению, но и к развитию других потенциальных возможностей. Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию таким же образом процесс роста завершается к шести годам; маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был; самым значимым фактором для развития детей дошкольного возраста является внимание, которое им всецело уделяют взрослые; человеческий интеллект неразрывно связан с человеческой подвижностью.
Одним из направлений развития ребенка является художественно-эстетическое развитие, которое включает в себя изобразительную, театрализованную, музыкальную и танцевальную деятельность. В период от полутора до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Жажда открытий и познавательный интерес, присущие детям в этом возрасте, совпадают с легкостью усвоения учебного материала [24, с. 166].
Однако работа с данной возрастной категорией очень специфична. Помимо знания основных движений и методики обучения, от педагога требуется постоянный эмоциональный контроль над собой, знание психологических, психических и физиологических особенностей детей в каждой возрастной группе, умение быстро ориентироваться в необходимости смены деятельности, ведь проводить все занятия так, чтобы постоянно удерживать внимание детей, так, чтобы детям каждый раз было интересно это достаточно сложная работа, поскольку основная психическая особенность детей раннего возраста состоит в том, что их внимание быстро рассеивается и дети устают. В этом случае верным методом обучения является игра.
Известный американский психолог и врач Гленн Доман, добившийся замечательных результатов в излечении детей с мозговыми травмами, открыл, что «по большому счету мы напрасно расточаем как свои собственные интеллектуальные возможности, так и потенциальные возможности развития интеллекта, заложенные от рождения в наших детях» [34, с. 240].
Занятия ритмикой - универсальный, обеспечивающий художественно - эстетическое образование и воспитание детей, их оздоровление, духовное очищение. Особенностью данного предмета является его интеграция на разных уровнях. Во-первых, ритмика синтезирует музыку, слово, танец. Во- вторых, она представляет собой взаимосвязь, совокупность многих предметов музыкального цикла, направленных на развитие всех музыкальных способностей.
Ритмика занимает важное место в музыкальном воспитании и образовании, но ведущее значение имеет в музыкальном развитии дошкольников, так как отвечает их возрастному психофизиологическому развитию, потребностям и запросам, интересам.
В настоящее время существует очень много различных программ, методик, учебных пособий по ритмике для детей дошкольного возраста. Большинство из них, к сожалению, не отвечают тезисам, рекомендациям, педагогическими идеям основоположника и создателя системы ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза. По нашему же мнению, только следуя исходным положениям автора данной системы, можно добиться эффективности, целесообразности ритмического воспитания, добиться желаемых результатов в развитии музыкальных и общих способностей детей.
Работа по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста должна вестись в опоре на основные принципы и педагогические идеи Э. Жака-Далькроза. Прежде всего, на его понимание чувства ритма как универсального. В системе Далькроза тело учится реагировать на все аспекты метроритмической организации - акцентуацию, паузы, звуковысотность, модуляционные процессы, агогику и динамику, темп, особенности интонирования и фразировки, формообразования. Таким образом, наша работа была направлена не только на развитие чувства ритма учащихся, но и всего комплекса их музыкальных способностей. Кроме того, на ритмике развиваются и общие способности ребенка, поскольку цель системы Далькроза - помочь учащемуся избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов, обрести радость жизни и творчества.
Особое внимание следует обращать на то, что, несмотря на комплексность подхода в обучении, каждое чувство, каждая способность развиваются свободно, не заглушая другие. Также мы следуем такому принципу обучения Далькроза, как систематизм - и в построении занятий, и в выборе форм работы, упражнений.
1. Арсентьева, В. П. Игра ведущий вид деятельности в дошкольном детстве Текст.: учеб. пособие / В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
2. Атитанова, Н. В. Танец как смысловая универсалия Текст.: автореф. дис. канд. философ, наук: 24.00.01 / Н. В. Атитанова. Саранск, 2000. - 22 с.
3. Баренбойл Л. Путь к музицированию. - Л. - М., 2015. - 110 с.
4. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М. 2010. - 57 с.
5. Белоус, Т. А. Коррекционная направленность музыкально - ритмических занятий во вспомогательной школе Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Белоус Т. А. К., 2002. - 176 с.
+ еще 45 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Применение игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 61 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методика применения игрового метода на уроках физической культуры для детей младших классов.
Дипломная работа:
Информационно-развивающая игра о здоровом образе жизни для детей дошкольного возраста
Дипломная работа:
Гендерные особенности общения детей в дошкольном возрасте
Контрольная работа:
Применение игрового метода на уроках безопасности жизнедеятельности
Дипломная работа:
Использование игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста