Курсовая работа

«Исследование самооценки и уровня притязаний городских и сельских школьников»

  • 48 страниц(ы)
  • 555 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение ….3

Глава I. Проблема формирования самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте ….….….….6

1.1.Психологическая характеристика подросткового возраста ….….6

1.2.Формирование адекватной самооценки личности….….9

1.3.Уровень притязаний….…18

Выводы по I главе …22

Глава II. Эмпирическое исследование самооценки и уровня притязаний городских и сельских школьников …. …25

2.1. Организация и методы исследования…25

2.2. Анализ результатов исследования …. ….…29

Выводы по II главе …39

Заключение ….…43

Список используемой литературы ….….46

Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких ученых как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, С.А. Беличева, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.

Многие авторы обращают внимание на формирование самооценки в подростковом возрасте и на те факторы, которые способствуют ее становлению. Среди исследователей этой проблемы Л.В. Бороздина, А.В. Захарова, А.Г. Стужин, А.А. Реан, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина, Е.А. Соколова и др. Авторы единогласно отмечают, что становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Она существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития.

Создание благоприятных условий для развития личности в период школьного детства является одной из важнейших целей модернизации отечественного образования. Для достижения этой цели необходимо уточнить реальное положение дел в образовании, исследовать влияние конкретных условий развития ребенка на состояние его психического и психологического здоровья, а также выяснить, какие факторы влияют на успеваемость детей, усложняя этот процесс или делая его успешным. Стремление в определенной степени решить эту задачу и определило выбор темы работы.

Актуальность темы связана с тем, что в литературе недостаточно исследований, касающихся взаимосвязи уровня самооценки, уровня притязаний и характера среды и местности, где воспитывался подросток. А между тем современные условия социального развития приводят к разобщенности подростков. В связи с этим становление самооценки происходит стихийно, и зачастую формируется неадекватная самооценка.

Целью работы является исследование самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте у городских и сельских школьников.

Объектом нашего исследования являются особенности формирования самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте, предметом – влияние среды воспитания на формирование самооценки и уровня притязаний.

Гипотеза исследования: у подростков, обучающихся в городской школе самооценка и уровень притязаний выше, чем у сельских школьников.

Поставленная цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. рассмотреть теоретические подходы к самооценке и уровню притязаний подростков;

2. подобрать методы и методики для изучения самооценки и уровня притязаний подростков, провести диагностику детей;

3. провести качественную и количественную обработку данных, проанализировать результаты.

При проведении исследования «Самооценка и уровень притязаний городских и сельских школьников» были использованы следующие методы исследования:

1. анализ теоретической базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

2. обобщение и синтез точек зрения, представленных в теоретической базе (метод научного синтеза и обобщения);

3. метод психодиагностики с использованием следующих психодиагностических методик: опросник самоотношения В. В. Столина, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, моторная проба Шварцландера, методика Лабиринты Х. Хекхаузена.

4. метод математической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни).

Эмпирической базой исследования стала СОШ № 71 и СОШ д.Волково. В нем приняли участие дети подросткового возраста (14 – 15 лет) в количестве 30 человек.

Теоретическая значимость: анализ научных исследований зарубежных и отечественных специалистов позволяет обобщить и систематизировать знания по проблеме формирования самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте. Поможет установить наличие или отсутствие связи между самооценкой и местом проживания и обучения.

Практическая значимость состоит в том, что данные результаты и выводы можно будет использовать психологами как материал для составления тренинга формирования и повышения самооценки, а также могут быть использованы в рамках психологического консультирования подростков, педагогов и родителей.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, выводов по I и II главе, заключения, списка литературы и приложений.

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и проведение методик на выявление уровня притязаний и самооценки

Исходя из цели исследования, мы за основу взяли учеников сельской школы и учеников городской школы, поделив тем самым выборку на две равные группы в соответствие с их местом обучения. Далее мы исследовали самооценку и уровень притязаний в каждой из групп. Затем сравнили полученные в каждой из групп данные между собой.

В исследовании приняли участие по 15 учащихся СОШ № 71 и СОШ д. Волково подросткового возраста (14 – 15 лет). Для исследования самооценки и уровня притязаний были использованы следующие методики: опросник самоотношения В. В. Столина, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, моторная проба Шварцландера, методика Лабиринты Х. Хекхаузена.

Опросник самоотношения В.В. Столина (см. приложение №1) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

• глобальное самоотношение;

• самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

• уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Испытуемому предлагается ответить на 57 утверждений. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится в накопленные частоты (в %). При значении показателя меньше 50 - признак не выражен; 50-74 - признак выражен; больше 74 - признак ярко выражен.

Шкала самоуважения Розенберга (см. приложение №2).

Цель: диагностика уровня самоуважения испытуемого.

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Испытуемым предлагается ответить на 10 вопросов, имеющих по 4 варианта ответа. За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом. Уровень самоуважения равен сумме баллов, полученной испытуемым. Максимум 40 баллов, 20 баллов - середина. Ниже - самоунижение, выше - самоуважение.

Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси (см. приложение №3).

Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе.

Предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность. В этом ряду могут найти место и негативные качества.

Выбранные 20 слов нужно расположить по возрастанию в колонке «идеал», так, чтобы под номером 20 было наиболее приятное значение. Аналогичные действия в колонке «Реальное Я».

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах.

Моторная проба Шварцландера (см. приложение №4).

Цель: диагностика уровня притязаний испытуемого.

Испытуемому предлагается бланк с 4 прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте (оригинальные размеры стороны маленьких квадратов 1.25 см, больших -1.5 см). Просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 сек. (Всего их 27 в каждом прямоугольнике). Свой ответ испытуемый записывает в верхнюю большую ячейку 1 прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и записывает его в нижней ячейке 1 прямоугольника.

Проба выполняется еще три раза (первый не считается - он тренировочный) с постепенным уменьшением времени: 1 - 10 сек., 2 - 9 сек., 3 - 8 сек., о чем своевременно предупреждают испытуемых.

Подсчет целевого отклонения производится по формуле. Стандарты целевого отклонения:

5 и выше - нереалистично высокий УП (завышенный)

3 - 4.49 - высокий УП (адекватный)

1 - 2.99 - умеренный УП (внутри нормальных границ)

- 1.49 - +0.99 - низкий УП (адекватный)

Оценивается тенденция испытуемого к выбору более сложных или, наоборот, более легких задач (стремление добиться успеха или избежать неудач); оценивается тенденция более или менее резко реагировать на успех-неуспех (цифровые данные).

Методика Лабиринты Х. Хекхаузена (см. приложение №5).

Цель: диагностика уровня притязаний испытуемого.

Методика предназначена для оценки величины отклонения цели. Прослеживание лабиринтов предъявляется как тип головоломок, т.е. как задача на смекалку. Сравнивается время, намечаемое испытуемым для прослеживания лабиринта в каждой пробе, с реальным временем решения им задачи в предыдущей. На основании полученных данных среди полученных разниц находится целевое отклонение. При значении целевого отклонения от – 5 до 5 уровень притязаний является адекватным, при значении от 6 до 9 уровень притязаний является заниженным, при значении 9 и более - чрезмерно заниженным и, соответственно, при значении от – 5 до – 9 - завышенным, и при значении – 9 и более - чрезмерно завышенным.

В процессе работы был использован комплекс методов исследования с целью подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий теоретический анализ литературы, проведена диагностика учащихся, проанализированы результаты, сделаны соответствующие выводы.

Во введении данной работы была поставлена цель и соответствующие ей задачи исследования, определены предмет и объект исследования, выдвинута гипотеза. Определена эмпирическая база исследования и обозначены соответствуюшие методы и психодиагностические методики: опросник самоотношения В. В. Столина, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, моторная проба Шварцландера, методика Лабиринты Х. Хекхаузена. Также рассмотрена актуальность данной проблемы, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе исследования «Самооценка и уровень притязаний городских и сельских школьников» описаны: психологическая характеристика подросткового возраста (психологи, занимающиеся разработкой данной проблемы, новообразования, возникающие в подростковом возрасте, особенности подростков); формирование адекватной самооценки личности (определение самооценки личности, ее структура и функции); уровень притязаний (определение уровня притязаний, его виды и функции).

Во второй главе проводится эмпирическое исследование самооценки и уровня притязаний городских и сельских подростков. Описаны выбраные методики, подготовлены необходимые атрибуты для проведения диагностики. В исследовании приняли участие 30 учащихся СОШ № 71 и СОШ д. Волково подросткового возраста (14 – 15 лет). Проведена диагностика учащихся. Описаны и проанализированы результаты исследования.

В процессе работы выявлены различия и сходства в городской и сельской группах. В ходе сравнения двух групп по средним значениям были выявлены некоторые различия по большинству показателей, а в по результатам математической статистики группы не имеют значимых различий. У первой группы ярче выражено самоуважение, интерес к своему внутреннему миру, они в согласии с собой, ценят себя как личность, понимают себя; они более глубоко чувствуют ответственность за свои поступки. Вторая группа более, чем первая ждет одобрения от окружающих и считает что окружающие ценят их и симпатизируют; у них более высокое самомнение, но они чаще обвиняют себя в неудачах. Наблюдается, что и те и другие ставят себе цели ниже, чем могут достичь, но в целом, уровень притязаний у первой группы выше, чем у второй.

Итак, самооценка, - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Потенциальная самооценка, часто называемая уровнем притязаний, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Самооценка в юношеском возрасте – это уровень собственных требований, внутренний стандарт.

Существует два вида мотивации достижений: мотивация стремления к успеху и мотивация к избеганию неудач. Основная отличительная черта людей, нацеленных на успех – это высокая уверенность в себе в сочетании с адекватным уровнем притязаний.

Отмечено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, – нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценкой связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой.

Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения. Как показало данное исследование, на самооценку и уровень притязаний влияет множество других факторов, помимо места проживания обучения подростков. Следует обратить внимание на то, что представители той и другой группы имеют очень низкий уровень притязаний, и лишь незначительный процент тех, кто ставит себе высокие, или хотя бы реальные цели. Я считаю, что цель современного образования не только дать необходимый багаж знаний, но и выпустить людей, приспособленных к жизни, которые знают себе цену, умеют применять свои знания, имеют жизненные цели и могут найти средства к их достижению.

Таким образом, если профессионально подойти к построению отношений со школьниками, разнообразить формы обучения, вводя больше практических и развивающих моментов в программу, проводить грамотную консультацию родителей, можно надеяться, что самооценка детей будет высокая, а это обеспечит высокий уровень притязаний и соответственно процесс обучения на протяжении всего школьного периода будет успешным

1. Бандура А. Подростковая агрессия. - М. , 2000.

2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.

3. Берн Э. Групповая психотерапия. М.,2000.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,2001.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: Хрестоматия по психологии. – СПб., 2001

6. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта./А. В. Бушлинский. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 109 с.

7. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, вообр.: Избранные психологические труды/ А. В. Брушлинский. – М.: «Модек», 2006. – 392 с.

8. Детская практическая психология./под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики. – 2005. – 255 с.

9. Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач// Мир психологии . – 2005 . - №3 . – с. 139 – 146.

10. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003

11. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1 Самооценка и ее параметры / Е.В.Зинько // Психологический журнал . - 2006, том 27 . - № 3 . – с. 18 – 30.

12. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Спб., 2001.

13. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 С. 10-14.

14. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта. 2003.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,2003.

16. Крайг Г. Психология развития. Спб., 2002.

17. Кудрявцев, В. Т. Субъект деятельности в онтогенезе//Вопросы психологии./В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева. — 2001. — № 4, с. 21- 26.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики./А. Н. Леонтьев. – М.: Изд. МГУ, 2001. – 584с.

20. Мухина, В. С. Детская психология./В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 2000. – 272 с.

21. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001.

22. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; – М.: Знание, 2001.

23. Райc Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс . – СПб.: «Питер», 2000 . – 656 с.

24. Реймшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. Пер. с нем. Лойдина Г.И.; Ред. Гудкова Т.А. – М: Мир.,2005.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.

26. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.

27. Седов Л.С. Психология юношеского возраста. М., 2001.

28. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.

29. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. под.ред. Гамезо М.В. М., 2001.

30. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров // Вопросы психологии . – 2007 . - №3 . - с. 149 -157.

31. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . - № 2 . – с.224-232.

32. Смирнова, Е. О. Детская психология./Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

33. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова Серия « Высшее образование» . – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

34. Спиркин В.В. Сознание и самосознание. М., 2001.

35. Станкин М.И. Психология самооценки / М.И. Станкин // Специалист . – 2005 . - № 7 . – с. 20 – 22.

36. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

37. Столяренко, Л. Д. Основы психологии./Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 736 с.

38. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 544 с.

39. Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 2001.

40. Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М. , 2001.

41. Фрейд З. Я и Оно. М., 2007.

42. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 2007.

43. Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М., 2005.

44. Юрчик С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в полростково-юношеском возрасте / С.Н. Юрчик // Сацыяльна – педагаг1чная работа. Серыя « У дапамогу педадогу». – 2008 . – № 11. – с. 37-46.

45. h**p://psy**ology.net.ru/

46. h**p://sm**sy.narod.ru/

47. h**p://ps**u.net/

48. h**p://ru.wi**edia.org/wiki

49. h**p://www.psy**ol-ok.ru/statistics/mann-whitney/

Покупка готовой работы
Тема: «Исследование самооценки и уровня притязаний городских и сельских школьников»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 48
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика