Дипломная работа
«Проблемы формирования культуры межнационального общения младших школьников»
- 138 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения младших школьников 7
1.1. Эволюция проблемы воспитания культуры межнационального общения школьников 7
1.2. Культура межнационального общения младших школьников как педагогическая проблема 16
1.3 Поликультурное образование 28
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения младших школьников 40
2.1. Задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения 40
2.2. Формы, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе 48
Выводы по главе 2 68
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа 71
3.1. Организация констатирующего и формирующего экспериментов 71
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 75
Выводы по главе 3 82
Заключение 84
Литература 87
Глоссарий 92
Приложение 94
Для возрождения России как самобытного и самодостаточного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо, чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализацию во имя служения народу и Отечеству.
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время система образования все еще продолжает воспроизводить в лице своих воспитанников приверженцев массового сознания и стереотипов. В результате происходит отчуждение развивающейся личности не только от себя, но и от общества. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности, формирования этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей ее мировоззренческого потенциала и ус-ловия интеграции в мировую культуру.
Человечество вступило в XXI век не только с выдающимися достиже-ниями в науке и технике, литературе и искусстве, но и вместе с событиями, связанными с международным терроризмом, межнациональными и религиозными распрями, реальной опасностью ядерного взаимоуничтожения, неспособностью общества к анализу современных этнических конфликтов, их прогнозированию и управлению.
Этнос – форма существования человечества – представлена в субэтнических, межэтнических, суперэтнических и мегаэтнических и других общностях. Полиэтнический состав Российского государства позволяет отнести его к суперэтнической общности – системе, состоящей из нескольких этносов, возникающей в одном регионе, базирующейся на единой идеологической, экономической, политической и культурной основе.
Школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование многокультурного менталитета, в развитие толерантности и уважения к культурному плюрализму. Она может помочь школьникам понять, осознать и оценить их собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей, взрослых. При этом дети научатся видеть мирные пути решения проблем в российском обществе, альтернативные насильственным и разрушительные для него и для индивида; приобретут навыки адекватной оценки как отдельных людей, так и социальных групп. Замалчивать в школе культурные проблемы и конфликты – значит способствовать их воспроизводству в социальной среде.
В России многокультурное образование (слова многокультурный, мультикультурный, поликультурный используются как синонимы, ибо первая часть этих слов обозначает одно и то же, но имеет разное происхождение – русское, греческое, латинское) обязано своим становлением С.Г. Айвазовой, А.К. Бабуриной, Л.Ю. Бондаренко, Г.Н. Волкову, Л.М. Дробижевой, И.С. Кону, В.А. Тишкову, Г.Д. Дмитриеву и многим другим исследователям, а также журналистам и просто гражданам, поднимающим вопросы многокультурности в средствах массовой информации и в повседневной жизнедеятельности. Большую роль в становлении многокультурного образования сыграли педагогические, антропологические, этнографические и другие исследования.
Цель работы – теоретическое и практическое исследование воспитания культуры межнационального общения младших школьников.
Объект – учебно-воспитательный процесс в начальных классах.
Предмет – процесс воспитания межнационального общения младших школьников.
Гипотеза – формирование культуры межнационального общения млад-ших школьников будет осуществлено успешно, если систематически прово-дить различные виды работ по воспитанию культуры межнационального об-щения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть содержание понятия "культура межнационального общения";
2) разработать различные виды работ по развитию культуры межнационального общения учащихся начальных классов;
3) провести опытно-экспериментальную работу и выявить уровень межнационального общения у учащихся начальных классов.
Для проверки гипотезы и реализации задач исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы; констатирующий и формирующий эксперименты; наблюдение, анкетирование; статистические методы обработки экспериментальных данных.
Процесс исследования проблемы продолжался с сентября 2003 года по май 2004 года в средней школе № 7 г. Нефтекамска.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
– рассмотрена сущность понятия "культура межнационального обще-ния";
– выделены условия успешности воспитания культуры межнационального общения младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в данной работе разработаны виды работ, направленные на повышение уровня культуры межнационального общения младших школьников, составлены словари, составлена программа курса «Воспитание культуры межнационального общения младших школьников».
Апробация результатов исследования: ход исследования и его результаты обсуждались и были одобрены на методическом объединении учителей начальных классов средней школы № 7 г. Нефтекамска.
Структура дипломной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения. Общий объем работы 138 страниц. Использова-лись 60 источников.
Во введении рассматривается актуальность проблемы воспитания куль-туры межнационального общения младших школьников, определены цели, объект и предмет исследования, основные задачи, гипотеза работы, выделены методы, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе раскрыты теоретические основы воспитания культуры межнационального общения младших школьников. Нами рассмотрены такие понятия, как "культура", "культура общения", основные ее компоненты и понятия.
Вторая глава работы посвящена методической стороне проблемы. В ней раскрывается система работы по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников.
В третьей главе описана опытно-экспериментальная работа и представ-лены результаты этой работы по воспитанию культуры межнационального общения.
В заключении сформулированы общие выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Глава 2. Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения младших школьников
2.1. Задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения
С каждым годом в школы приходит все большее количество детей раз-ных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселен-цев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. И чтобы в классе дети жили очень дружно, ценили, уважали, понимали друг друга, необходимо учителю воспитывать у них культуру межнационального общения.
Воспитание – это передача подрастающему поколению знаний, трудовых умений, накопленных обществом. С возникновением общества возникает и воспитание. Признаки воспитания:
1) целенаправленность, организованность;
2) соответствие воспитания уровню социально-культурного развития страны, мира, государства, этноса;
3) наличие организации на влияние воспитания.
Цели образования и воспитания порождаются условиями политического, экономического, культурного развития общества. В социальном заказе государства основной задачей государства является формирование морально-этических и человеческих качеств. А в многонациональном государстве воспитание патриотизма, дружбы народов, вероисповедания.
Формирование цели образования и воспитания в многонациональном государстве осуществляется с интересами, этническим составом населения, характером взаимоотношений народов, населяющих эту территории и национально-территориальное образование. Следовательно, цели воспитания и образования отражают уровень развития общества. Цель воспитания в России – формирование российского патриотизма и чувства дружбы народов. В Концепции государственной национальной политики РФ, подписанной в 1995 году, предложена разработка программ, курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи с духовным богатством народов России и внедрение их в систему образования.
Во всех постановлениях Закона РФ об образовании определена общая цель – формирование культуры межнациональных отношений, куда входит и культура межнационального общения. Все концепции предлагают пути реализации этой цели через институты воспитания – это семья, школа, общество, досуговые учреждения, кружки, общественные организации, средства массовой информации. Все институты должны учитывать потребность в развитии многонационального общества, его культуру, политические и идеологические отношения.
Задачи:
воспитание любви к Отечеству и его многонациональному народу, воспитание уважительного отношения к согражданам;
воспитание Российского патриотизма, в котором общественное чувство гражданина сочетается с его любовью к малой Родине;
воспитание чувства дружбы народов Российской Федерации, воспитание уважения к их традициям, языкам, территории, национальной чести и достоинству;
воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего наро-да, формирование национальных чувств и сознания, которые сочетаются с чувствами и сознанием гражданина – патриота России.
Каждая нация имеет свой родной язык. Родной язык – это язык народа, на котором он выражает свои чувства, мысли, устные и письменные.
воспитание уважительного отношения к русскому народу и осмысле-ние его роли в становлении и развитии российской государственности, вос-питание уважения к русскому языку – как языку межнационального общения и взаимосближения народов России;
воспитание дружеского отношения к народам России;
воспитание сознания равенства всех народов и граждан страны перед законом;
формирование общечеловеческих чувств и сознания;
воспитание уважения к общественным принципам, равноправию и са-моопределению народов;
воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их суверенитету и национальным особенностям;
воспитание уважения к мировым языкам, языкам межнационального общения;
воспитание уважения к национальному достоинству и чувствам лю-дей, к их этническим взглядам и убеждениям, формирование тактичности в оценке традиций, обычаев и ритуалов разных народов;
воспитание уважительного отношения к национальной принадлежно-сти человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;
воспитание уважительного отношения к эмигрантам – беженцам и к их этнокультуре;
вооружение педагогов и учителей психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для культурного общения с людьми;
формирование непримиримого отношения ко всем формам проявления шовинизма, национализма, расизма;
воспитание отрицательного отношения к деятельности деструктивных, тоталитарных сект.
Таким образом, педагогу необходимо учитывать условия и особенности национальных отношений, в которые объективно вовлечены дети.
При этом задачи культуры межнациональных отношений варьируются и изменяются в зависимости от различных уровней развития национальных отношений в регионах, государствах, районах.
Рассмотрим принципы культуры межнационального общения.
Многие ученые считают, что принцип – это основополагающее исходное положение теории, науки, учения, мировоззрения; внутреннее убеждение человека, которое определяет его внутреннее отношение к действительности.
Принцип вытекает из цели воспитания культуры межнационального общения.
В принципах культуры межнационального общения выражены основные требования к содержанию, методам и формам, средствам воспитательной работы.
Принципы культуры межнационального общения вытекают их характера сложившихся в стране межнациональных общений, отношений, а также в государстве, округе, в каком-то определенном городе, районе, деревне.
Выделяют следующие принципы:
– равенство прав и свободы человека независимо от его расы, языка, национальности, религии, принадлежности его к социальным группам;
– запрещение любых форм, ограничивающих права граждан по признакам социальной, языковой или религиозной принадлежности;
– сохранение исторически сложившихся ценностей;
– равенство всех субъектов Российской Федерации;
– гарантия прав коренных малочисленных народов;
– право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
– содействие развитию национальных культур и языков Российской Федерации;
– своевременное и мирное решение конфликтов и противоречий;
– защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее преде-лами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах с сохранением и развитием родного языка, культуры, национальных традиций.
Таким образом, органы власти на местах должны регулировать отношение народов страны и укреплять многонациональную общность.
На формирование культуры межнационального общения большое влияние оказывают следующие факторы:
1) социальная сфера:
– разрыв между богатыми и бедными;
– скачок преступности;
– социальное расслоение общества;
– скрещивание криминальных структур с чиновниками государственных органов;
– беспомощность, бесправие простых тружеников;
– снижение уровня образования.
2) экономическая сфера:
– изменение материального положения основной массы населения;
– увеличение числа разводов;
– отрицательные отношения между народами;
– осложненные связи между народами и нациями.
3) средства массовой информации.
Цель средств массовой информации – информирование и воспитание населения, формирование общественного сознания, морально-этических норм поведения людей, социальных ценностей.
Задачи Федеральной системы образования: 1) проанализировать процессы, происходящие в обществе, 2) разработать программы социальной защиты детей.
Общенациональный (общечеловеческий) компонент:
1. Предметы, которые дают знания о человеческом обществе, его история народов, населяющих Землю.
2. Деятельность ООН и других международных организаций по сохранению мира.
Федеральный компонент:
1. Предметы общекультурных и государственных знаний о единстве образования в стране.
2. Учебные курсы, дающие знания об исторически сложившейся жизни народов России, их политическом и культурном сотрудничестве.
3. Дает знание о русском народе.
Национально-региональный компонент – это знание о политической, культурной жизни республики, региона, о родных языках, об особых потребностях субъектов Российской Федерации.
Национально-региональный компонент – это определенный круг систе-матизированных знаний о народе (этносе), его истории и культуре.
Эти знания сообщаются в ходе учебно-воспитательного процесса по следующим направлениям:
• знакомство, обучение родному языку и культуре;
• приобщение к национальной культуре через формирование специальных умений и навыков в области национального искусства;
• воспитание гармоничного баланса общечеловеческих нравственных ценностей и национального самосознания;
• формирование толерантного отношения к представителям межнацио-нальной среды.
Национальные школы – одна из основных категорий образовательной и воспитательной культуры межнациональных отношений. Национальные школы призваны: 1) регулировать национальные отношения; 2) сохранять национальную культуру.
Национальные школы подразумевают обучение на родном языке – языке предков.
Цель их: формировать из народов Российской Федерации новые соци-альные и многонациональные общности людей.
Возрождение национальных школ началось после распада Советского Союза.
Задачи национальной школы:
1. Расширение функций родного языка.
2. Усилить национально-культурную ориентацию с тем, чтобы школьник стал носителем родной, российской, мировой культуры.
Для осуществления задач необходимо:
обеспечение при помощи системы образования этнокультурной иден-тификации человека (регион.);
необходимость формировать общероссийскую и общегражданствен-ную личность самоопределения россиян (федер.)
Школы, системы образования раньше реализовывали интересы государства, а не культурно-исторические. Поэтому концепция национальных школ в большинстве своих республик стояла на основе углубленного изучения русского языка, русской литературы, истории народа и культуры, также религии, исторического прошлого. Русский язык в национальной школе выступает не только как язык обучения, межнационального общения, но и как хранитель духовных ценностей других народов, взаимообогащающее и объединяющее начало национальных культур народов России. И на вопрос "Как перейти к национальной школе?" ответит только народ, а не государство [52, С. 119].
Воспитательный процесс должен сопровождаться изучением учащимися культуры народов совместного проживания.
Жизнеспособность национальных школ будет заключаться в следующем: стремление народов сохранить самобытность и реализовать свое участие в жизни народов России и мирового сообщества. Таким образом, национальные школы не ограничивают русский язык, а развивают через богатство родной, общечеловеческой и мировой культуры, русский язык выступает посредником между родным языком и культурой народов России и всего мира.
Например, Татарстан: введен татарский язык и литература во всех системах образования. Предприняты шаги по формированию системы высшего образования на татарском языке, разработана концепция "Развитие татарских школ", обучение татарскому языку других наций, разработан национально-региональный компонент.
В нашей республике Башкортостан в школах введен башкирский язык и литература, во всех системах образования разработан национально-региональный компонент. Предприняты шаги (например, в г. Нефтекамске) по обучению детей других наций башкирскому языку, открыта башкирская гимназия на базе средней школы № 3.
Национальные школы должны стать диалогом культур.
В настоящее время в основе программ национальных школ лежит общероссийский базовый компонент, обеспечивающий культурное единство российского общества, а национально-региональный компонент должен надстраиваться над этим базовым компонентом, дополняя и конкретизируя понимание историко-культурного процесса в жизни конкретного народа России. Отсюда роль русского языка в дальнейшем развитии национальной школы в системе национально-регионального образования определяется его функциями: государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, консолидирующего народы России.
Таким образом, русский язык выступает в национальной школе не только как язык общения, межнационального общения, но и как хранитель духовных ценностей других народов, взаимообогащающее и объединяющее начало национальных культур народов России.
2.2. Формы, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе
Проблема образования в поликультурном пространстве приобретает особую актуальность в нашем многонациональном обществе. Для современной школы характерно усиление этнизации содержания образования, возрастания роли родного языка обучения. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики. Одной из главных задач школы становится формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур.
В становлении личности ребенка в поликультурном пространстве веду-щее место занимает начальное образование. В начальных классах проблемы поликультурного образования рассматриваются в составе всех учебных дисциплин: изо, музыка, труд, окружающий мир, природоведение, чтение, также в обучении культуре речи и письма на русском и родном языках.
Поликультурный социум Башкортостана представлен разными формами двуязычия: башкирско-, татарско-, марийско-русского и т.д. Огромную роль в повышении гуманитарного образования учащихся играет владение ими родным языком, языком федерального значения (русским), а также одним из иностранных языков. В данном случае, например, родной язык выступает доминантным признаком соответствующего этноса, средством сплочения в единый этнический коллектив и средством сохранения и передачи из поколения в поколение национальной культуры, отражения исторического опыта народа, накопления знаний [47, С. 14-18].
Развитие национально-русского двуязычия в школе – это объективная необходимость, так как она создает благоприятные условия для более полно-го развития ребенка. Обучение русскому языку является важной задачей в обеспечении межнационального согласия.
Особое значение имеет изучение в школах иностранного языка. Это по-зволяет развивать лингвистическую компетенцию, также знакомит с культу-рой страны изучаемого языка.
Неоценимую помощь в поликультурном образовании оказывают предметы национально-регионального компонента. Предмет «Культура Башкортостана», изучаемый во всех школах, содействует возрождению и развитию национальных культур, дает обширную информацию по литературе, музыке, изобразительному, театральному искусству, фольклору, устному народному творчеству народов Республики Башкортостан [47, С. 16].
Дети узнают, что башкирское творчество, во всех его видах и жанрах, отражает жизнь народа, его обычаи и верования.
Черты художественного самосознания людей наиболее полно выражены в сказках. В башкирском сказочном эпосе наиболее богато представлены сказки волшебные, бытовые и о животных. Основными персонажами волшебных народных сказок выступают злые духи и враждебные людям существа. Герои бытовых сказок отражают в своих поступках жизненные интересы народа, отражают социальную жизнь, общественные отношения, вводят в атмосферу кочевой жизни, в быт охотников. Богатырские сказки почти всегда заканчиваются возвращением героя на родину с победой.
Большую помощь учителю в формировании культуры межнационального общения у младших школьников оказывают пословицы, поговорки, загадки. Они создаются народом. Пословицы и поговорки выражают коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание. Они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию и т.д.
Я.А. Коменский о пословице сказал: "Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и другое подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое." В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).
В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и другие.
Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления 3-х категорий:
1) поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона;
2) поучения, призывающие к благопристойному поведению;
3) наставления, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания.
В пословицах содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает [16, С. 62-78]. Хайруллина Р. отмечает, что "в пословицах, поговорках – душа народа. его отношение к жизни, нравственные критерии, оценки внутреннего мира человека и его поступков, смысла человеческого бытия в целом" [53, С. 72].
Настоящее исследование есть попытка решения проблемы формирования культуры межнационального общения младших школьников.
Межнациональное общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми разных национальностей, включающий в себя обмен информацией и духовными ценностями, восприятия и понимания другого человека как высшей ценности. Основными понятиями воспитания культуры межнационального общения являются понятия:
- воспитание;
- культура;
- культура общения;
- толерантность;
- поликультурное воспитание.
В данной работе мы также рассмотрели: 1) уровни формирования толерантного отношения младших школьников и условия, без соблюдения которых воспитание культуры межнационального общения невозможно; 2) задачи поликультурного образования в нашей республике, которая является поликультурным социумом.
Во второй главе рассмотрены задачи, принципы, формы, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения младших школьников. Особое внимание здесь уделяется формам, методам и приемам формирования культуры межнационального общения. Большую роль в формировании культуры межнационального общения играют предметы национально-регионального компонента, такие как Культура Башкортостана и родной язык. Знакомство детей с жизнью, традициями и обычаями народов продолжаются и на уроках музыки, чтения, русского языка, изо, труда и др. уроках. Неоценимую помощь оказывают внеклассные мероприятия: праздники, утренники, классные часы, встречи с музыкантами, художниками, поэтами, экскурсии; факультативные занятия, кружки и т.д.
Необходимо иметь обширный материал для упражнений и заданий, на-правленных на развитие и повышение культуры межнационального общения учащихся начальных классов. Учебные пособия ("Живые родники", "Чтение", учебники по башкирскому и татарскому языку) представляют богатый и разнообразный мир народов, живущих на нашей Земле. Дети знакомятся с жизнью, обычаями, традициями, национальными блюдами других народов, знакомятся с их устным народным творчеством, играми и приходят к выводу, что все люди одинаковы, всем свойственны такие чувства, как любовь, дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, независимо от их расы, национальности, цвета кожи, глаз и т.д. Дети начинают с большим пониманием относиться к детям из других стран, республик, к де-тям других наций.
Воспитать в детях культуру межнационального общения за короткий срок невозможно. Нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по воспитанию культуры межнационального общения обязательно даст плоды.
В данной главе мы предложили разные виды работ по развитию культуры межнационального общения младших школьников:
- работа с текстами этнокультурологического содержания;
- использование дидактических игр и проблемных ситуаций;
- переписка и обмен сувенирами по почте с детьми других национальностей.
Разработана программа курса «Воспитание культуры межнационального общения младших школьников» (См. Приложение Е), конспекты уроков и фрагменты внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня культуры межнационального общения, составлены словарики башкирских, татарских и русских слов (См. Приложение Ж) для использования их на уроках чтения, КБ, изо, трудового обучения, а также предложены варианты проверки знаний учащихся (См. Приложение З).
В опытно-экспериментальной работе были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился в начале учебного года в форме анкетирования, которое было предложено учителям начальных классов. В ходе этого эксперимента выяснилось, что уровень культуры межнационального общения учащихся низкий. С целью формирования культуры межнационального общения учащихся был организован формирующий эксперимент, после проведения которого выяснилось, что, благодаря акцентированию внимания на систему заданий, развивающих упражнений и занятий, направленных на повышение уровня культуры речи, в эксперимен-тальной группе уровень культуры межнационального общения оказался выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, к концу формирующего эксперимента гипотеза нашего исследования подтвердилась: если систематически проводить разнообразные виды работ по развитию культуры межнационального общения с учащимися на уроках и во внеклассной работе при умелом руководстве со стороны учителя, то уровень культуры межнационального общения младших школьников повысится.
1. Абсалямова А.А. Этика межнационального общения: Методическое пособие. – Уфа, БГПИ: Изд-во "Творчество", 1997. – 64 с.
2. Акмалтдинова Н. Будущее рождается в школе // Красное знамя, 2004, № 88 от 12 мая. – 8 с.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Уч. пособие по психологии. – Ростов – на – Дону: Изд-во "Феникс", 2000. – 384 с.
4. Арзамасцева И.Н, Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: – 2-е изд., стереотип. – М.: Издат. центр "Академия"; Высшая школа, 2001. – 472 с.
5. Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников – Татарское Республ. изд-во "Хэтер", 2000. Издание 5-е, доработанное. – 64 с.
6. Бархота М.П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия // Начальная школа, 2003, № 1. – 128 с.
7. Башкирский язык? Пожалуйста! Учебное пособие / Ф.Г. Хисамитдинова, М. Эрсен-Раш, З.Г. Ураксин. – Уфа: "Китап", 2000. – 248 с.
8. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Нач. шк., 2004, № 8. С. 76-78.
9. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа, 2004, № 8. – 128 с.
10. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. и др. Человек и общество: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: – 4-е изд. – М.: Просещение, 1999 – 399 с.
11. Богомолова М.И. Национальная кукла. – Челябинск. 1983 г. – 75 с.
12. Бодина Е., Ашеулова К. Педагогические ситуации // Воспитание школьников. – 1998. – № 5. – 64 с.
13. Большая Российская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. – М., 1994. – 856 с.
14. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука. – 1983. – 64 с.
15. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр "Академия", 1999. – 168 с.
16. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр "Академия", 2000 – 176 с.
17. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240 с.
18. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Этнокультурное образование младших школьников // Начальная школа. – 2003. – № 8. – 128 с.
19. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 345 с.
20. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 736 с.
21. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 423 с.
22. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – 208 с.
23. Игры народов СССР / Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 269 с.
24. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методич. рекомендации по предмету "Народная культура") / Автор-состав. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – 168 с.
25. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Новая школа, 1992. – 76 с.
26. Киянченко Е.А. Учим детей общаться // Начальная школа, 2002, № 6. – 112 с.
27. Ковтун Г.Ф. Формирование умений культуры педагогического общения у будущего учителя начальных классов / Диссертация на соиск. ученой степени кандидата пед. наук. – Челябинск, 1994.
28. Кубарева М.А., Губанова Е.Н. Народная культура // Начальная школа. 2002, № 6. – 112 с.
29. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели (спр. для учит. и родит.). – М.: "Баллас", "С-Инфо", 1995. – 176 с.
30. Лемяскина Н.А. Предмет "Культура общения" в начальной школе // Начальная школа. 2002, № 6. – 112 с.
31. Литвинов А. Мир тесен // Народное образование, 1997, № 4. – С. 56.
32. Лобко Н.И. О празднике "Масленица" // Нач. шк. – 1998. – № 2 – С. 110.
33. Магомедов Ш.А. Формирование культуры педагогического общения будущего учителя с многонациональным классным коллективом / Диссертация на соиск. ученой степени канд. пед. наук. – Москва, 1992 г. – 190 с.
34. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика, – 1999. – № 4. – С. 6.
35. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 345 с.
36. Мудрик А.В. Педагогическое влияние на процесс общения школьников. – М., 1987 г. – 67 с.
37. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. – 200 с.
38. Новицкая М.Ю. О факультативном курсе "Введение в народоведение" // Нач. шк., 1993, № 7, С. 24-37.
39. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
40. Педсовет // Газета для педагогов начальной школы. – 2002. – № 1. – 16 с.
41. Петрова В.И. Башкортостан – мой край родной // Нач. шк. № 6. – 1996. – 80 с.
42. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 460 с.
43. Праздник масленицы // Начальная школа, № 2. – 1995 г.
44. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
45. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
46. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 73-82.
47. Синагатуллин И.М. Развивающее обучение в поликультурном образовательном пространстве: Материалы 3-ей региональной научно-практической конференции 2-3 декабря 1999 г. – Янаул. – 118 с.
48. Синагатуллин И.М. Совершенствование образовательного процесса в пед. заведениях и начальной школе. – Благовещенск, 2001 г.
49. Соколова В.Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре // Начальная школа. – № 9. – 2002 г. – С. 87-90.
50. Ткачева Я.Б. Карта путешествий по народным промыслам // Начальная школа. – 2002. – № 3. – С. 63.
51. Туранина Н.А. Этнокультурологические основы формирования языковой компетенции школьника // Начальная школа. – № 7. – 2003 г. – С. 54-56.
52. Тучалаев С.Т. Влияние русской школы на становление начальной национальной школы Дагестана // Начальная школа. – 2003. – № 4. – 128 с.
53. Хайруллина Р. Кладовая мудрости // "Башкортостан укытыусыhы". – 2003. – С. 71-73.
54. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 519 с.
55. Хисаметдинова Ф.Г. и др. Родной Башкортостан. – Уфа, 1992. – 295 с.
56. Человек и общество. Ч.1. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для основной школы. – 2-е изд. / Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: Новая школа, 1995. – 114 с.
57. Чтение в начальной школе: Поурочное планирование (по учебнику М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой "Родная речь" для начальной шуолы) / Автор-сост. С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 119 с.
58. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 96 с. ("Воспитание школьников." Библиотека журнала. Вып. 3)
59. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть II. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 96 с.
60. Янгирова В.М. Теория воспитания: Учебное пособие для студентов педагог. учеб. заведений. – М.: Творчество, 2003. – 160 с.
Тема: | «Проблемы формирования культуры межнационального общения младших школьников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 138 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование у младших школьников метапредметных компетенций на уроках математики
Дипломная работа:
Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе
Курсовая работа:
Формирование временных представлений у младших школьников на уроках математики
Курсовая работа:
Формирование исследовательских умений у младших школьников
Дипломная работа:
Формирование орфографической зоркости младших школьников