Дипломная работа

«Формирование готовности детей к обучению в среднем звене»

  • 49 страниц
Содержание

Введение 5

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ 9

1.1. Проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене с точки зрения отечественных и зарубежных психологов 9

1.2. Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности 13

Вывод по первой главе 20

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 22

2.1. Организация психологического исследования 22

2.2. Методы психологического исследования 23

2.3. Программа формирования готовности младших школьников к обучению в среднем звене 26

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ 29

3.1. Определение уровня готовности младших школьников к обучению в среднем звене на констатирующем этапе исследования 29

3.2. Определение уровня готовности младших школьников к обучению в среднем звене на контрольном этапе исследования 37

3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов 44

Вывод по третьей главе 47

Заключение 49

Введение

Актуальность исследования. Начальная школа – особенный период в системе непрерывного обучения, который представляет собой особенную важность для становления и развития индивидуальность ребёнка и определяется преемственностью с остальными звеньями образования.

Проведя анализ трудов известных психологов и педагогов, возможно сделать вывод, что вопрос готовности ребёнка к обучению в основной школе ещё недостаточно изучена. Различные подходы к обучению детей в младшем звене – являются главной проблемой, на взгляд Л.И.Божович и И.С.Якиманской. А по мнению Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, ученикам младшего школьного возраста необходимы комплексный и чёткий подход в образовании. В следствии чего, в настоящее время почти не наблюдается преемственность младшего и среднего звеньев.

Одной из наиболее трудных педагогических проблем является переход из младших классов в среднее звено, а период приспособления к обучению в пятом классе – это один из самых трудных периодов школьного обучения [3, С.221].

На основании исследования опыта работы школы, психолого-педагогической и научно-методической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования: каковы условия формирования интеллектуальной и социально-личностной готовности младших школьников к обучению в среднем звене? Она определяется наличием противоречия: с одной стороны, между предъявляемыми запросами в обучении учащимся начальной школы и среднего звена, а с другой стороны, неполноценной теоретической и методической разработанностью программы мероприятий по формированию готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

Актуальность и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование готовности детей к обучению в среднем звене».

Цель исследования - раскрыть особенности интеллектуальной и социально-личностной готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

Объект исследования - готовность младших школьников к обучению в среднем звене.

Предмет исследования – процесс формирования готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

Гипотеза исследования – мы предположили, что высокий уровень интеллектуальной и социально-личностной готовности обеспечит высокую обучаемость в среднем звене.

В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить компоненты психического развития младшего школьника;

- экспериментально проверить уровень готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене;

- разработать и апробировать программу формирующего эксперимента;

- провести коррекционную работу по формированию психологической готовности к обучению в среднем звене;

- проанализировать результаты проведенного исследования.

Методологической основой исследования являются культурно-историческая теория Л.С. Выготского, важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности.

Для достижения поставленной цели в качестве методов исследования нами были использованы:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, анализ интеллектуального и социально-личностного развития младших школьников.

Этапы исследования.

Исследование проходило в 3 этапа:

I этап – констатирующий.

Цель – проведение комплексной диагностики уровня сформированности интеллектуальной и социально-личностной готовности учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене.

На первом этапе организации психологического исследования был произведен подбор методик.

II этап – формирующий.

Цель – разработка и апробация программы формирующего эксперимента.

Разрабатывалась и апробировалась программа формирования интеллектуальной и социально-личностной готовности к обучению в среднем звене у учащихся четвертых классов, которая была экспериментально проверена.

III этап – контрольный.

Цель – анализ эффективности проведенной психолого-педагогической работы направленной на формирование готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

Нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности интеллектуальной и социально-личностной готовности учеников четвертого класса; осуществлен количественный и качественный анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что нами была сделана попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, определяющую особенности организации работы с младшими школьниками, нацеленной на формирование готовности к обучению в средней школе.

Практическая значимость заключалась в том, что разработана и опробована программа формирования интеллектуальной и социально-личностной готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

Экспериментальной базой исследования стал 4 «А» класс МБОУ Лицея №21 г. Уфы.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, выводы по трём главам, заключение, голоссарий по категориальному аппарату, голоссарий по персоналиям, список литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, выявляется противоречие, выдвигается гипотеза, описываются методологическая основа исследования, методы, теоретическая и практическая значимость, база исследования.

В первой главе «Научно-теоретические основы готовности к обучению в среднем звене» изучена проблема психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене и выявлены компоненты психического развития младшего школьника.

Во второй главе «Организация и методы психологического исследования» описывается организация и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

В третьей главе «Результаты исследования готовности младших школьников к обучению в среднем звене» нами был определен уровень готовности младших школьников к обучению в среднем звене, проведена коррекционная работа по её формированию и дан анализ проведенной нами опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация психологического исследования

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе исследования: МБОУ Лицей №21 Кировского района г. Уфы 4 «А» класс.

Исследование проходило в III этапа:

I этап – констатирующий.

Цель – проведение комплексной диагностики уровня сформированности интеллектуальной и социально-личностной готовности учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене.

На первом этапе организации психологического исследования был произведен подбор методик.

Для исследования были использованы следующие методики: набор методик, направленный на диагностику интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (апробированный Л. Ф. Тихомировой и А. В. Басовым) и методика «Особенности характера ребенка и его поведение в семье, школе» разработанная Рене Жилем.

Набор методик, направленный на диагностику интеллектуального развития младших школьников был проведен на первом этапе исследования.

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операции на вербальном уровне, а так же издания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладения письменной речью, основными математическими навыками.

Так же была проведена методика «Особенности характера ребенка и его поведение в семье, школе» разработанная Рене Жилем.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

После проведения психологического исследования осуществлялась интерпретация полученных результатов. Для удобства работы были разработаны бланки регистрации ответов по каждой методике.

II этап – формирующий.

Цель – разработка и апробация программы формирующего эксперимента.

Разрабатывалась и апробировалась программа формирования интеллектуальной и социально-личностной готовности к обучению в среднем звене у учащихся четвертых классов, которая была экспериментально проверена.

III этап – контрольный.

Цель – анализ эффективности проведенной психолого-педагогической работы направленной на формирование готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

Нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности интеллектуальной и социально-личностной готовности учеников четвертого класса; осуществлен количественный и качественный анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования.

2.2. Методы психологического исследования

Методы сбора данных эмпирического исследования.

Основные методы сбора данных были выбраны в соответствии со спецификой исследования, его целями и задачами, поэтому они не случайны. Прежде всего, выбор обусловлен возрастными особенностями испытуемых. Дети 10 – 11 лет затрудняются вербально идентифицировать свои эмоциональные состояния и переживания, многие явления еще недоступны для их адекватного понимания.

Исходя из этого, в нашем исследовании при работе с детьми были использованы следующие психодиагностические методики: «Особенности характера ребенка и его поведение в семье, школе» разработанная Рене Жилем и набор методик, направленный на диагностику интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (апробированный Л. Ф. Тихомировой и А. В. Басовым).

1. Методика «Особенности характера ребенка и его поведение в семье, школе» разработанная Рене Жилем.

Цель данной методики: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Процедура проведения: проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Обработка результатов исследования:

Из психологического материала, характеризующего систему личностных отношений ребёнка, полученного с помощью методики, была выделена переменная, характеризующая конкретно-личностные отношения ребенка с учителем.

Критерии интерпретации результатов:

Переменная «Отношение к учителю» образует самостоятельную шкалу. Этой шкале соответствует 12 заданий (5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40.

1 балл ребенок получает в том случае, если в указанных номерах заданий был упомянут учитель, расстояние между учителем и самим ребенком маленькое;

0 баллов ребенок получает в том случае, если в указанных номерах заданий он не упоминает учителя, или же если их разделяет большое расстояние.

Вывод об уровне развития личностных отношений:

0 – 4 балла – низкий.

5 – 8 баллов – средний.

9 – 12 баллов – высокий.

2. Набор методик, направленный на диагностику интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (апробированный Л. Ф. Тихомировой и А. В. Басовым).

Цель данной методики: исследование сферы интеллектуального развития младшего школьника, выявление его интеллектуальной готовности к обучению в среднем звене.

Процедура проведения: Исследования проводятся в групповой форме. Дети выполняют задания на бланке. Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:

Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в пятый класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять как выполнить каждое задание. Время на выполнения каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к следующему заданию можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку и я к вам подойду.

Перед каждой новой методикой дается инструкция и проводится обучение (сложение чисел с переключением) или разбирается пример (сравнение, аналогии, составление фраз). Во время исследований нельзя оказывать никакой помощи.

Обработка результатов исследования: За каждый правильный ответ, начисляется 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов по всем шкалам. Результаты заносятся в сводную таблицу.

Вывод об уровне развития интеллектуальной сферы ребенка:

0 – 40 баллов – низкий уровень

41 – 80 баллов – средний уровень

81 – 120 баллов – высокий уровень.

Заключение

Период перехода из начальной школы в основную является важным этапом в развитии личности школьника. В это время ученик открывает для себя новые знания, ценности и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности и усложняющегося по форме и содержанию общения. Готовность учащихся к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, помогает преодолевать трудности, создает возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях.

Большую роль в адаптации пятиклассников в условиях основной школы играет их психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая активизирует жизнь школьника, делает ее более результативной, творческой, лишенной психологического дискомфорта, способствует овладению новой социальной ситуацией развития. Готовность младших школьников к обучению в среднем звене является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей учащихся. Вот почему так важно заранее подготовить младших школьников к жизни и деятельности на второй ступени общего образования.

Трудности переходного периода препятствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и приводят к возникновению различных трудностей, которые не только снижают успеваемость и желание детей учиться дальше, но и ведут к различным личностным нарушениям.

Психологическая готовность младших школьников к переходу из начальной школы в основную обусловлена специфическими требованиями, которые предъявляет к ним новая социально-психологическая ситуация. Одной из причин адаптационных затруднений учащихся в 5 классе является несоответствие между их возможностями и новыми, не всегда посильными для пятиклассников, требованиями. Важно соразмерять предъявляемые к учащимся требования с их возрастными особенностями, не возлагать на школьников груз, который они еще не в силах тянуть, так как это может привести к нервным срывам.

Содержание и структура психологической готовности учащихся к переходу на вторую ступень общего образования определяются на основе требований, предъявляемых к ним в основной школе, и с учетом типичных трудностей, испытываемых учащимися в адаптационном периоде. Для того, чтобы успешно адаптироваться при переходе из начальной школы в основную, ученик должен обладать определенными личностными особенностями, свидетельствующими не только об успешном завершении начальной школы, но и всего предыдущего этапа возрастного развития. Всю совокупность качеств, необходимых ученику для успешной учебной деятельности в основной школе, можно определить как нормативную модель личности школьника, характеризующую эталонного выпускника начальной школы в аспекте его интеллектуальной и социально-личностной готовности к обучению в основной школе.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что школа играет важную роль в формировании у выпускников начальной школы готовности к обучению в среднем звене. Именно учителями должна осуществляться целенаправленная работа по развитию у учащихся интеллектуальной и социально-личностной сфер готовности к обучению в среднем звене. Исследование показало, что уровни интеллектуальной и социально-личностной готовности повысились, что говорит нам об эффективности программы формирующего эксперимента.

Одной из основных причин неудовлетворительной работы школы по формированию готовности младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования является отсутствие преемственности в работе учителей начальных классов и учителей - предметников. Нуждается в перестройке весь комплекс учебно-воспитательной работы.

Таким образом, успех подготовки младших школьников к переходу из начальной школы в основную зависит от ее организации, содержания и методов учебно-воспитательной работы, которая должна строиться с учетом требований деятельности на второй ступени общего образования, типичных трудностей переходного периода, а также психологических особенностей возраста.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование готовности детей к обучению в среднем звене»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 49
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика