Дипломная работа
«Психологическое мастерство Джона Голсуорси в изображении Сомса Форсайта: методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе»
- 61 страниц
Введение 3
Глава I. Психологическое мастерство Джона Голсуорси в изображении Сомса Форсайта 7
1.1. Место саги о Форсайтах в творческом развитии Джона Голсуорси» 7
1.2. Эволюция образа Сомса Форсайта 15
1.3. Психологизм Джона Голсуорси в изображении Сомса Форсайта 20
Выводы по главе I 27
Глава II. Методы анализа и интерпретации художественного текста в средней школе на уроках иностранного языка 29
2.1. Особенности интерпретации художественного текста на уроках английского языка на среднем этапе обучения 29
2.2. Методические рекомендации по интерпретации художественного текста на уроках английского языка на среднем этапе обучения 35
Выводы по главе II 41
Глава III. Конспект занятия по интерпретации художественного текста на уроках английского языка на среднем этапе обучения на примере произведения Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах» 43
Выводы по главе III 50
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 60
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем фактом, что на среднем этапе обучения английскому языку в общеобразовательных школах Российской Федерации практически не уделяется внимания классическим произведениям английской литературы. На тех уроках, которые посвящены отдельным произведениям, они изучаются очень поверхностно, в порядке ознакомления с творчеством того или иного автора. Однако, такой поверхностный подход не дает учащимся возможности в полной мере ознакомиться с произведением, что крайне негативно влияет на формирование их социокультурной компетенции. Кроме того, такому направлению изучения английского языка, как интерпретация текстов художественных произведений, также отводится мало времени. Все это подтверждает необходимость детального исследования данного направления работы с художественными произведениями английских авторов на среднем этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать особенности психологического мастерства Д. Голсуорси на примере его наиболее значительного произведения «Сага о Форсайтах» с точки зрения анализа данного произведения на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы.
Мировоззрение Джона Голсуорси отличалось, что являлось следствием той постоянной внутренней борьбы, которую вели между собой в душе и сознании писателя художник-реалист, стремящийся к бескомпромиссной искренности и честности, и человек «форсайтовского» клана, связанный с ним положением, воспитанием, привычками, традициями.
Психологизм Джона Голсуорси был подчинён социальному принципу изображения действительности. Цвета и краски, световые и теневые изображения являлись средством раскрытия внутреннего мира героев, их чувств, средством усиления лиризма, драматизма, в конечном счёте выразительности идейно-смыслового содержания произведения.
Замыслу многотомного произведения о судьбах нескольких поколений буржуазной семьи, отчасти схожей с семьей самого автора, предшествовало несколько рассказов на том же материале, вошедших в книгу «Человек из Девона» (1901 г.). Этот же замысел находит отзвуки в посмертно
опубликованных книгах: трилогии «Последняя глава» (написана к 1925 г.), сборнике малой прозы «Форсайты, Пендайсы и другие» (1935 г.). Действие эпопеи охватывает около сорока лет, включая Первую мировую войну, когда терпит окончательный крах викторианское общество, органической частью которого является старшее поколение Форсайтов. Описывая перипетии биографии тех, кто по рождению принадлежит к этому клану собственников или вынужден обретаться среди них силой семейных обязательств, Голсуорси создает образ кризисной эпохи, когда рушатся опоры жизни, стоявшие веками, а веяния времени оказываются сильнее, чем связи кровного родства.
История Форсайтов, создавших свое житейское благополучие собственным упорным трудом и непоколебимой верой в священные права собственности, распространяемые и на мир родственных отношений, осмыслена как «скрытый от глаз процесс разрушения старого дерева». На страницах эпопеи «Сага о Форсайтах» часто чувствуется «боль от ран, нанесенных счастью, воле, гордости», - именно об этом размышляет под конец жизни старый Джолион, наиболее близкий автору из всех Форсайтов. Лирическая тема несостоявшегося счастья, которое было принесено в жертву расчету, чего требовала необходимость постоянно и всемерно укреплять престиж форсайтовских начинаний, раз за разом возникает в историях жизненных катастроф и несостоявшегося счастья, составивших основной внутренний сюжет книги.
Форсайты, начиная с главы их рода, были «солидные, добропорядочные посредники, они с достоинством делали свое дело: управляли имуществом и владели». Здравомыслие, практицизм, кастовые предрассудки соединяются у них с безусловной честностью, «неподдающейся никаким соблазнам», и с определенной духовной культурой. Своим образом жизни и кругом понятий они выразительно характеризуют XIX век как эпоху непоколебимой веры в прогресс, в ригористические моральные заповеди и жесткую социальную иерархию, которая основывается на собственности. Как указано в авторском предисловии, повторяющийся поколение за поколением конфликт собственничества и Красоты составил доминанту повествования. В упорядоченном, прагматичном мире Форсайтов не признают ни романтических увлечений, ни полнокровных чувств, ни прекрасного, если только оно не становится дополнительным свидетельством достигнутого житейского успеха, как живопись, собираемая Сомсом. И этот мир испытывает состояние хаоса, когда кружение сердца овладевает тем или иным его обитателем, толкая его к бунтарским жестам и к открытому неприятию всего круга ценностей, принятых в этом «богатом заповеднике».
Объектом исследования в рамках заявленной темы выпускной квалификационной работы выступает произведение Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах».
Предмет исследования - особенности изображения Сомса Форсайта.
Целью исследования в рамках заявленной темы выступает анализ особенностей психологического мастерства Д. Голсуорси в изображении Сомса Форсайта в произведении «Сага о Форсайтах» с точки зрения работы над данным произведением на уроках английского языка в среднем звене обучения общеобразовательной школы. Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- дать общую характеристику трилогии Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»;
- охарактеризовать Сомса Форсайта как одного из основных персонажей произведения Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»;
- выявить особенности психологизма Д. Голсуорси в изображении Сомса Форсайта;
- проанализировать основные особенности интерпретации художественного текста на уроках английского языка на среднем этапе обучения;
- разработать методические рекомендации по интерпретации художественного текста на уроках английского языка на среднем этапе обучения;
- разработать конспект занятия по интерпретации художественного текста на уроках английского языка на среднем этапе обучения на примере произведения Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах».
Методами, использованными в процессе работы над заявленной темой, послужили следующие: аналитический (анализ теоретической и методической литературы по теме исследования, а также анализ произведения), культурно-исторический метод.
Теоретическая значимость исследования заявленной темы состоит в том, что в данном исследовании проведена детальная характеристика психологического мастерства Д. Голсуорси в изображении одного из основных персонажей «Сага о Форсайтах» - Сомса Форсайта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методические рекомендации и конспекты уроков, разработанные автором, могут быть с успехом использованы на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы в процессе работы над текстами художественных произведений англоязычных авторов.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ДЖОНА ГОЛСУОРСИ В ИЗОБРАЖЕНИИ СОМСА ФОРСАЙТА
1.1. Место саги о Форсайтах в творческом развитии Джона Голсуорси
Центральная тема творчества Голсуорси-тема форсайтизма, тема собственности. К изображению мира собственников, к раскрытию психологии человека-собственника, взгляды и представления которого ограничены рамками его класса, а поступки и действия скованны общепринятыми в его среде нормами поведения, Голсуорси обращается на всем протяжении своего творческого пути.
Непременный признак истинного романиста Голсуорси видит в умении «уловить и показать взаимосвязь жизни, характера и мышления». Для него психологизм всегда связан с задачами реалистического изображения действительности, а поиски красоты-с поисками правды и утверждением определенных нравственных критериев. Вслед за Роденом Голсуорси определяет красоту как выражение того лучшего, что есть в человеке.[Аникин, Михальская 1975: 431]
Творчество Голсуорси, впитавшее традиции английского реалистического романа,-традиции Ч. Диккенса, Дж. Элиот- развивалось под сильным влиянием русской литературы. Именно это обстоятельство, не мешая развитию национального своеобразия художника и обогащая его творчество новыми качествами, сделало Голсуорси особенно близким русскому читателю.
Основной труд всей жизни Голсуорси - «Сага о Форсайтах»- считается одним из лучших произведений английской литературы двадцатого века. Он создавался в период с 1906 по 1928 г. За это время позиция писателя претерпевает заметные изменения. Начав с резкой критики мира собственников, Голсуорси под влиянием событий первой мировой войны, Октябрьской революции в России и рабочих волнений в Англии меняет сове отношение к миру Форсайтов. Сатирический элемент сменяется драматическим изображением. Драматические переживания главного героя при виде разложения прежних устоев совпадают с озабоченностью самого Голсуорси, вызванной судьбой Англии в послевоенный период.
В трилогию «Сага о Форсайтах» входят романы «Собственник» (The man of property, 1906), «В петле» (In chancery, 1920), «Сдается в наем» (To let, 1921).
Три первых романа форсайтовского цикла охватывают период с 1886 по 1920г. Движение времени, смена эпох фиксируется отраженными в романах событиями истории: англо-бурская война, смерть Королевы Виктории, первая мировая война. События семейного характера связываются с историческими. Семья изображается как звено общественной жизни. Особенность каждого поколения определяется своеобразием эпохи. История Форсайтов перерастает в историю форсайтизма как общественного явления.
Согласно М.П.Тугушевой, эпичность, или, как ее определял Голсуорси, «собирательный метод», т. е. изображение «человеческих страстей, исторических событий, быта и общественной жизни» — неотъемлемое и характернейшее качество двух его трилогий. В «сценах частной жизни» перед нами возникает не только история семьи, но и история данного общества, история народа. В форсайтовском цикле ощущается необратимость движения «действительной жизни» и неизбежность перемен как постоянно звучащая где- то «за кадром», то усиливающаяся, то отступающая, грозная музыка разрушения. Вот почему в начало первой трилогии совершенно закономерно был положен «Собственник» с его предвосхищением грядущей гибели форсайтовского «древа», пораженного молнией в самую сердцевину, а в следующих романах рамки социального действия раздвигаются. [Тугушева 1973: 111].
За эту монументальную работу ее автор получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме того, Джон Голсуорси, краткую биография которого также целесообразно рассмотреть в данном параграфе, вместе с Кэтрин Эми Доусон Скотт является основателем ПЕН-клуба. Эта организация действует и по сей день, занимается защитой прав «людей слова» беспрепятственно выражать свои мысли.
Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно сделать ряд выводов относительно психологического мастерства Д. Голсуорси в изображении Сомса Форсайта в художественного произведении «Сага о Форсайтах», а также относительно особенностей интерпретации текстов художественных произведений на уроках английского языка на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе.
Оставаясь твердым приверженцем классического реализма, боготворя Тургенева и Толстого, Голсуорси, не в пример многим своим английским литературным современникам, увлеченным модернистскими экспериментами, остался в «Саге о Форсайтах» осознанно архаичным по характеру художественного языка. «Сага.» привлекает богатством тщательно разработанных характеров, безупречной реконструкцией повседневной жизни, какой она была в изображаемой общественной среде, умением точно и выразительно воссоздать социальную психологию, мастерством типизации, отличающей реалистическую прозу прошлого. Оказываясь в одном литературном ряду с другими реалистическими семейными хрониками, созданными почти одновременно с нею («Будденброки» Т. Манна, «Семья Тибо» Р. Мартена дю Гара, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького), «Сага о Форсайтах» провоцировала упреки в художественном консерватизме, но, вопреки суждениям критики, предрекавшей ей скорую утрату читательского интереса, оказалась одним из выдающихся памятников романа XX века. Поставленный по ней в 1981 г. английский телесериал, с триумфом прошедший во многих странах, подтвердил неиссякающий интерес публики к главной книге Голсуорси.
Одним из ключевых моментов в обучении иностранному языку является умение читать и понимать иноязычную художественную литературу. Во- первых, чтение литературных текстов позволяет учащимся познакомиться с «живым» языком, отойти от стандартизированных учебных материалов, развить лексические и грамматические навыки, расширить представления о социокультурном устройстве современного иноязычного общества, развить эстетический вкус, сформировать навыки самостоятельной работы, повысить познавательную и личную мотивацию и т.д.
Работа с текстами художественного стиля занимает особое место в учебном процессе, так как овладение профессиональным языком является важнейшим условием будущей подготовки грамотного специалиста любой области. Следует отметить, что для полного понимания информационной составляющей текста и дальнейшего его использования в практической деятельности (например, пересказ текста, составление диалогических и монологических высказываний и т.д.) необходим поэтапный подход к изучению художественного текста, а именно работа с текстом на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Проанализировав методические рекомендации по работе с иноязычными художественными текстами, можно сделать вывод, что этапы работы вписываются в одну общую схему: предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы. На предтекстовом этапе происходит введение учащихся в тематику произведение, знакомство с необходимой дополнительной лингвистической и экстралингвистической информацией, необходимой для дальнейшей интерпретации текста, разъяснение незнакомой лексики и историко-культурных реалий. Однако, работая с художественными текстами, педагогу следует проработать незнакомые лексические единицы до ознакомления с содержанием текста. При чтении художественных текстов следует акцентировать внимание на фактической информации, представленной в тексте. Кроме того, художественный текст требует от учащихся знания базовых фактов из биографии писателя, его взглядов на проблемы, затронутые в тексте, а также знания об особенностях эпохи автора и произведения.
Текстовый этап направлен на непосредственную работу с самим текстом: его содержанием, лексической наполненностью, грамматическими и стилистическими особенностями. На данном этапе методы и формы работы с текстом будут варьироваться в зависимости от целей урока, а не от стилевой принадлежности материала. На послетекстовом этапе происходит формирование продуктивных умений учащихся.
Научить учащихся понимать художественное произведение - процесс очень сложный. Каждое произведение - своеобразный мир образов, новая познавательная задача для учащихся. Однако решать эту задачу необходимо. Только с помощью анализа конкретных произведений учитель английского языка сможет научить школьников понимать высокое искусство, ориентироваться в сложном мире художественных образов.
1. Акуличева А.В. Особенности работы с иноязычными текстами различных стилей (художественный, научный публицистический) на занятиях по английскому языку в ВУЗе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2018 г.). - №4 (64). - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://si**ac.info/archive/guman/4(64).pdf. Дата обращения: 20.04.2019.
2. Александрович Н.В. Стилистический анализ художественного текста. Теория и практика: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2016. - 107 с.
3. Аникин Г.В., Михальская М.П. История английской литературы. - М.: Высшая школа, 1975. - 519 с.
4. Аносова Л.Р. Роль поэтического текста в обучении английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - №3 (21). - Ч. I. - С. 15-18.
5. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Издание четвертое, исправленное и дополненное. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2002. - 384 с.
+ еще 46 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Психологическое мастерство Джона Голсуорси в изображении Сомса Форсайта: методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 61 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Художественно-стилистические средства создания образа мистера дарси в романе дж. остин «гордость и предубеждение» и его экранизациях как предмет изучения на занятиях по английскому языку в средней общеобразовательной школе
ВКР:
Метафоры в современной британской прессе и их анализ на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Образ иуды в русской культуре и литературе хх века
Дипломная работа:
Реализация концепта «семья» во фразеологии и изучение фразеологических единиц в средней общеобразовательной школе
ВКР:
Концептосфера творчества татарского поэта мариса назирова в учебном процессе в средней общеобразовательной школе