Курсовая работа

«Формирование временных представлений у младших школьников на уроках математики»

  • 67 страниц(ы)
  • 497 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: admin

Ведение 3

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования временных представлений у младших школьников на уроках математики 5

1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития временных представлений у младших школьников 5

1.2 Программные требования к временным представлениям 7

1.3 Методы и приёмы формирования временных представлений у младших школьников на уроках математики 11

Заключение 19

Список литературы 20

Приложения 23

Временные представления – это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Формирование временных представлений тесным образом связано с познанием ребенком жизни человека и окружающих его явлений природы. Умение ориентироваться во времени создает основу для развития положительных качеств личности, таких, как организованность, собранность, точность, целенаправленность. Кроме того, умение ориентироваться во времени имеет огромное значение в повседневной жизни и необходимо ребенку для дальнейшего обучения в школе.

Изучением восприятия детьми времени, представлений детей о времени занимались как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Т.Д. Рихтерман, Б.Г. Ананьев и др. Они отмечали, что в дошкольном возрасте ориентация во времени происходит стихийно; в этом возрасте представления о времени являются не структурированными, глобальными и не систематизированными [2]. Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, Т.Д. Рихтерман, указывали, что плохая ориентировка во временах года и соответствующих им месяцах к концу дошкольного возраста уже может сказать  незначительной задержке психического развития [3].

Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.

Если рассматривать формирование временных преставлений в свете современных требований ФГОС НОО нового поколения, то существующие методические условия не всегда позволяют реализовать комптетентностный подход, выражающийся в частности, в необходимости формирования математической компетентности младшего школьника.

Итак, возникает противоречие, между существующими системами формирования временных представлений и необходимостью совершенствования и дополнения методики работы по формированию временных представлений у детей на основе компетентностно-деятельностного подхода, реализующего ФГОС НОО нового поколения.

Указанное противоречие обусловливает актуальность темы исследования.

Следовательно, необходимо решить проблему: Какие быть методические условия можно наиболее эффективно использовать для формирования представлений о времени как о скалярно – аддитивной величине в свете требований ФГОС НОО нового поколения? Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объект исследования: временные представления детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: формирования понятие о времени у младших школьников на уроках математики.

Цель данной работы: изучить особенности формирования понятия о времени у младших школьников на уроках математики.

Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты проблемы развития временных представлений у младших школьников;

2. Уточнить программу требований к сформированности представлений  времени у младших школьников;

3. Раскрыть (изучить) методы и приёмы формирования временных представлений у младших школьников на уроках математики;

4. Сформулировать выводы по проблеме исследования.

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования временных представлений у младших школьников на уроках математики

1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития временных представлений у младших школьников

Понятие времени является неотъемлемым параметром при характеристике предметов и явлений окружающей действительности, исследуемых человеком в течение жизни. Обращению с временным ресурсом необходимо учить на протяжении всего периода обучения, включая начальную школу, поскольку именно тогда современная картина мира будет складываться в сознании ребёнка своевременно и гармонично.

Между тем не существует единой точки зрения ни на природу, трактовку времени, механизмы и динамику становления представлений о нем, значение знаний о нем для развития ребенка, ни на методику формирования представлений об исходных абстрактных, синтетических по своей природе категориях как характеристиках бытия.

Понятие времени рассматривается в различных областях знаний. Раскрытию этого вопроса способствовали труды по трактовке, выявлению природы, механизмов формирования категории времени в области философии, физики, биологии, физиологии, психологии, педагогики.

В педагогике начального обучения этому были посвящены работы С.П. Баранова, О.И. Галкиной, Г.Д. Кирилловой, Л.А. Кладницкой, диссертации Е.В. Знаменской, Ф.Н. Ибрагимова, и др. Данная тема рассматривалась в учебниках и учебных пособиях, предназначенных для обучения младших школьников, Е.П. Бененсон, Е.В. Вольновой, С.Ф. Горбова, Л.С. Итиной, М.О. Косинского, В.И. Макаровой, Л.Г. Петерсон, и т. д.

В последние годы разработаны и внедрены в практику школьного обучения учебники математики, принципиально отличающиеся от существовавших ранее. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что целью школьного математического образования, организованного в форме учебной деятельности, является формирование у детей ясного понимания действительного числа, опирающегося на понятие величины.

Число выступает как мера измерения величины в выбранных единицах измерения:

В результате проведенного исследования был сделан ряд выводов:

1. знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни.

2. В соответствии с программными требованиями учащиеся должны уметь распознавать время с помощью часов, знать основные общепринятые единицы измерения времени, сравнивать промежутки времени, выполнять над ними арифметические действия.

3 Основной метод формирования временных представлений младших школьников – беседа, практические действия детей, т.е. упражнения, которые выполняются с помощью календаря и циферблата. Вопросы для беседы в основном определены в учебниках.

1. Абульханова-Славская, К. Н. Личностная регуляция времени [Текст] /К. Н. Абдульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. – С. 114-129.

2. . Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. 287 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – Т.2. М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

4. Гельфан, Е. М. Игры и упражнения, развивающие чувство времени [Текст] // Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре) / Под ред. Л. В. Благонадежиной.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. –С. 38-50.

5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

6. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.

7. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант // Собр. соч. в 8-ми томах. – М.: Чоро, 1994. – Т.3. – 799 с.

8. Козина, Е. Ф. Формирование научных представлений о пространстве и времени в процессе обучения младших школьников [Текст]. Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Е. Ф. Козина. – М., 2001. – 21 с.

9. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] // Педагогическое наследие /Я. А. Коменский. – М.: Педагогика, 1989. – С. 11-106.

10. Менчинская, Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах [Текст] / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1965. – 224 с.

+ еще 15 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование временных представлений у младших школьников на уроках математики»
Раздел: Математика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 67
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика