Курсовая работа
«Воспитание культуры межнационального общения»
- 31 страниц
Введение….3
Глава I. Теория и практика воспитания культуры межнационального общения в школьных учреждениях
1.1 Историко-теоретические основы проблемы формирования культуры межнационального общения у школьников ….7
1.2 Формирование межкультурной терпимости у будущих учителей.12
Глава II. Экспериментальное исследование воспитания культуры
межнационального общения. Пути решения проблемы в школе.
2.1. Предполагаемые пути решения….….….21
2.2 . Анализ проблемы межнациональной терпимости у детей среднего школьного возраста….….23
Заключение….25
Список литературы….27
Тезаурус….29
Приложение.30
Актуальность исследования. Годы перестройки, демократизации общества способствовали развитию объективных процессов пробуждения самосознания всех этносоциумов многонациональной России. Это явилось следствием того, что в последние десятилетия имела место значительная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающееся веками народное миропонимание.
Результатом осуществления изначально порочной идеи возможности существования культуры, национальной лишь по форме, но унифицированной и идеологизированной по содержанию, стало насильственное разрушение вековых традиций, отношений с природой, а также трудовых, бытовых, нравственно-культурных ценностей.
Вместе с тем, распад единого геополитического пространства, устранение идеологических догм, формировавших национальную политику, напряженная социально-экономическая ситуация, обусловленная переходом к рыночной экономике, остро обозначили в стране проблему межнациональных отношений, породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности.
В сложившихся условиях поиск средств гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России, в целом, и Республике Башкортостан, в частности, важнейшей государственной и социально-политической задачей.
Одним из эффективных средств решения этой задачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.
Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной школы должен стать принцип диалектического единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной самоизоляции, равно как и идея национального превосходства, неизбежно ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям.
Степень разработанности проблемы. Формирование культуры межнационального общения является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна. В ее решение внесли вклад представители различных наук. Так, многие вопросы теории и практики гуманистического и межнационального воспитания подрастающего поколения нашли рассмотрение в трудах Я.А.Коменского, К.Насыри, К.Д.Ушинского. В социально-философском и историческом плане проблема межнационального воспитания, ее место и роль в теории и практике национальных отношений, получила методологическо-теоретическое обоснование и разработку в коллективных трудах и монографиях Р.Г.Абдулатипова, Ф.С.Бабейко, А.Ф.Дашдамирова, которые освещают различные теоретические и социологические аспекты этой проблемы, рассматривают спектр по формированию национального и межнационального сознания, убеждения и поведения.
Психологические труды Б.Г.Ананьева. В.С.Выготского, П.А.Гальперина, А.Н.Леонтьева, помогают уяснить механизм взаимодействия исторических, социально-экономических, этнокультурных и духовно-идеологических факторов, регулирующих отношения людей разных национальностей, выявить ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп в регионах.
Отечественная педагогика располагает фундаментальными исследованиями общеметодологического и теоретического плана – деятельностно-личностного подхода в совершенствовании учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, З.И.Васильева, Ф.К.Мухаметзянов), развития воспитательных функций детского коллектива, взаимоотношения учителей и учащихся (Ю.П.Азаров, А.В.Мудрик, В.И.Пирогов), идеи использования прогрессивных народных традиций в воспитании (К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, Кашапова Л.М. и др.), которые создали определенные предпосылки для успешного решения проблемы формирования культуры межнационального общения.
Отдельные аспекты, частично связанные с темой настоящего исследования, освещаются в ряде докторских и кандидатских диссертаций: пути установления связи между учебной и внеклассной работой по межнациональному воспитанию (В.Ф.Акимов, К.В.Энгстрам), общие задачи и содержание национального и межнационального воспитания в школе (И.И.Асланов). В них анализируются вопросы формирования у молодого поколения гуманного отношения к людям разных национальностей, с учетом особенностей этнического развития и сближения народностей, определяются основные формы и методы межнационального и национального воспитания в учебное и внеучебное время с учетом конкретных условий национальных школ. Формирование культуры у учащихся в сфере межнациональных отношений предполагает изучение, как общего в педагогической культуре народов, так и национально-особенного в воспитании, для этого необходимо исследовать, изучать национальные особенности, национальную специфику.
Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Достичь единства в оценках, деятельности, поведении подростков становится все сложнее, что можно объяснить причинами интернационального, национально-лингвистического и национально-религиозного характера.
Противоречие заключается в том, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований проблема формирования культуры межнационального общения посредством освоения традиций национальной музыкальной культуры своего и других этносов остается недостаточно разработанной, что позволило определить тему исследования: «Воспитание культуры межнационального общения в современной школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы воспитания культуры межнационального общения у школьников .
Объект исследования: культура межнационального общения, обеспечивающая толерантное взаимодействие школьников различной этнической принадлежности.
Предмет исследования: процесс формирования культуры межнационального общения у школьников
Гипотеза исследования: для эффективного формирования культуры межнационального общения у школьников разной этнической принадлежности необходимо выявить и обеспечить пути реализации данного явления.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях;
- выявить содержание, формы и методы, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения у школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Методологической основой исследования явились: общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры и об отношении его к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов (К.Д.Ушинский); теория этнопедагогики в системе воспитания школьников (Ахияров К.Ш., Г.Н.Волков, Кашапова Л.М.); идеи демократизации, гуманизации, гуманитаризации и дифференциации образования (Ш.А.Амонашвили, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов).
Методы исследования: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ передового педагогического опыта, систематизация и обобщение; наблюдение, тестирование.
- теоретические – анализ методической и психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования; анализ, обобщение;
- эмпирические – анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, экспертная оценка; эксперимент, качественный и статистический анализ результатов.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, тезауруса, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
1.1 Историко-теоретические основы проблемы формирования культуры межнационального общения у школьников
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. («Толковый словарь русского языка» В.Даля. М., 1998). Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.
Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (М., 1994) категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» (М., 1998) понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным аспектом:
«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма»; «способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды».
Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов» (М., 1998). В данном источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект).
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды [6, с 81-91.].
Формированию культуры межнационального общения между русскими и коренными жителями препятствует старая антитеза "Восток - Запад", отождествляемая с противопоставлением ислама христианству. В тех случаях, когда соприкасаются христианская и исламская культуры, идет естественное соревнование в борьбе за приоритеты, пропагандируя свои ценности. Среди христиан много веков насаждалось предвзятое отношение к исламу, который рассматривался как менее развитая религиозная система. Значит ли все это, что проблема глубокого взаимопонимания национальностей, религий непостижима, что нельзя достичь их гармонии? Вряд ли, тому есть немало примеров, когда давали советы люди, "вживаясь" в культуру других, неведомых народов, органически усваивая их ценности и их образ мышления, так как очистить собственное сознание от предвзятых представлений очень трудно, и не затратив на это годы, почти невозможно освободиться от предрассудков, занимаясь только собственной культурой или другой, близкой ей. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. У школьников надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур [18, c. 19].
Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения. Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:
1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие эмоционально-психологических характеристик;
3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Каждая национальная культура отражается в этнопедагогике, имеющей свои концепции правил поведения и общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление. Оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для инонационального человека. Ясно, что национально-религиозную специфику подростков надо учитывать в процессе воспитания. Но наша педагогика пока еще явно недооценивает трудности исследования проблем межнационального общения учащихся, связанных и с недостаточной разработанностью другими науками о человеке таких ключевых понятий, как "национальные чувства", "национальное самосознание", "национальный характер", "национальная психология" и других [18, c. 19-20].
Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей и т.п. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных, в том числе и в сфере образования, проявлений способствуют рождению у учащихся различных регионов взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к воспитательной работе [16, c.129].
Межнациональное общение - это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.
Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;
4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.
Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения [4, c.23-24].
Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государств. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социально -экономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи всего населения страны [4, c. 24].
Итак, воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. На мой взгляд, в содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.
Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.
Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов. В Дагестане был проведен ряд провокаций, с целью возбудить в среде дагестанцев волну взаимной национальной розни. И малейший неосторожный поступок мог привести к гибели. Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли внимательное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. [23, c.19] Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все учебные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности, а значит, воспитывать чувство толерантности.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме и пришла к выводу о том, что в последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Мне кажется, что наибольший акцент следует сделать на школьном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность работы я вижу в необходимости воспитания у школьников этики межнационального общения.
В практической части даётся характеристика состояния межнациональных отношений в современных условиях, рассмотрели возможные пути решения вопроса межнационального общения, как на примере работы учителя-практика.
Как показывают исследования отечественных ученых и опытно-экспериментальная работа ребенка среднего школьного возраста, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Итак, воспитание этики межнационального общения у детей среднего школьного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.
Ардаев В. Совершенствовать культуру межнациональных общений. // Известия, 1988
2. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. М., 1990.
3. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1982.
4. Волков Г.Н. Воспитание учащихся национальной школы в духе дружбы народов. // Воспитание в национальной школе. М. 1984. С. 23 38.
5. Вопросы обучения и воспитания в национальной школе. М. Педагогика, 1971. С. 221.
6. Воронцова Л.М. и др. Религия в современном массовом сознании. // Социс, 1995, №11. С. 81-91.
7. Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков // Россия: трансформирующееся общество. М„ 2001.
8. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
9. Гасанов З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, 1994, № 5. С. 11.
10. Иконников Н.К. Механизмы межкультурного восприятия. // Социс, 1995, №11. С. 26-35.
11. Ильин С.Н. Искусство общения. М.: Просвещение, 1982. С. 110.
12. . Комаров В. Культура межнационального общения // Народное образование 1993, № 5. С. 65 67.
13. Разуваева Н.Л., Горчакова В.Т. Проблемы социализации в нестабильном обществе. // Психологический журнал, № 3, 1996.
14. Савва М. Межэтнические отношения в крае. // Международная жизнь, №№7-8,1994. С. 141.
15. Сафронов В.И. Культура общения: Конспект лекций. М., 1992.
16. Солдатенкова А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросток. // Сов. педагогика, 1990. С. 129 134.
17. Тишков В.А. Педагогика толерантности //h**t: //w*w. ug.r*
18. Халимбекова Д.А. Религиозный компонент в структуре этнического самосознания. Владикавказ, 1992. С. 18-21.
19. Хараш А.Ч. Восприятие человека как воздействие на его поведение: (К разработке интерес субъективного подхода в исследованиях познания людьми друг друга) // Психология межличностного познания.
20. Хасбулатов Р.И. Национальный вопрос // Комсомольская правда, 1984,17 июня.
21. Хастантинов В.А. Симпатии и антипатии в межнациональном общении. Духовная жизнь общества. М., 1992. С. 147 158.
22. Чагай Л.П. Противоречия процесса развития и формирования национального сознания личности. // Духовная жизнь общества. М., 1992. С. 147.
23. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения И Сов. педагогика, №12. С. 18- 20.
24. .Пчелинцева И. Толерантность и школьник / И. Пчелинцева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 212 с.
25. .Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется / И. Пчелинцева. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 198 с.
26. Шеломенцев В.Н. Этикет и культура общения: Учеб. пособие. К., 1995.
27. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
28. Шнирельман В.А. Чистильщики московских улиц: скинхеды, СМИ и общественное мнение. М.: Академия, 2007.
29. Шершнев Л.И. Курс ОБЖ в Концепции национальной безопасности России. - М. : ACT, 2008. - 456 с.
30. Шмелькова Л.В. Цель проективно-технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. - 2002.- № 4. - С. 37 - 39.
Тема: | «Воспитание культуры межнационального общения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 1400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Планирование деятельности по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у молодых граждан
Дипломная работа:
Поликультурное воспитание в условиях многонациональной школы
Курсовая работа:
Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.
Статья:
Статус русского языка в современном Таджикистане