Дипломная работа

«Регуляция психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки»

  • 61 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ 7

1.1 Специфика спортивной деятельности и значение психоэмоционального состояния спортсмена на ее результаты 7

1.2 Музыкотерапия в тренировочном процессе спортсмена 18

Выводы по первой главе 25

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ 26

2.1 Организационно-педагогические условия регуляции психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки 26

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 40

Выводы по второй главе 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Введение

О воздействии музыки на физическое, психическое и эмоциональное состояние человека известно давно. Со времен Древней Греции музыка рассматривалась как реабилитационное средство. Она выступает наиболее естественной формой коррекции эмоциональных состояний, а именно способствует снятию накопленного психического и мышечного напряжения, благотворно влияет на ускорение процессов восстановления: обретение состояния успокоения, умиротворения и сосредоточения.

В настоящее время многими учеными исследуются возможности музыки и ее влияние на психоэмоциональное состояние спортсмена, акцентируется ее способность укрепить здоровье, развить интерес к спорту, повысить работоспособность и усовершенствовать результаты. Среди них наиболее яркие труды Н.И. Иванова, В.В. Кириченко, Ю.Г. Коджаспирова, Э. Куду, Е.В.Попова, Л.Ю. Птицина, Н.А. Смирнова, Е.Л. Струковой, А.Г. Трушкина.

Особенно важно влияние музыки на спортсменов, которые находятся на начальном этапе спортивной подготовки. По мнению Н.И. Семенова, музыка является эффективным средством борьбы с усталостью и утомлением, предотвращает однообразие и монотонность тренировок, а также посредством музыки совершенствуется физическое развитие спортсмена при выполнении подготовительных, специальных и беговых упражнений. Кроме того, она помогает формировать у начинающих спортсменов устойчивую мотивацию и осознанное желание продолжать подготовку.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема регуляции психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки изучена недостаточно. Возможности использования специальной музыки для стимулирования работоспособности спортсмена весьма широки, и её целесообразное применение требуют тщательного научного изучения.

Анализ практической деятельности и научной литературы позволил выявить следующие противоречия:

- между запросом общества, заинтересованного в повышении роли физической культуры и спорта у населения, и отсутствием специальных направлений и программ, закрепляющих в обществе культ здорового тела и духа человека;

- между необходимостью внедрения различных приемов и методов использования музыки на занятиях физической культуры и спорта в качестве стимулирования работоспособности спортсменов и отсутствием методических материалов и рекомендаций в данной области.

Гипотеза исследования - процесс регуляции психоэмоционального состояния спортсмена будет эффективным, если в тренировочный процесс будут внедрены следующие организационно-педагогические условия:

1. Создать психологически благоприятную атмосферу среди занимающихся во время подготовки и тренировки;

2. Использовать на различных видах тренировок соответствующую им функциональную музыку;

3. Перед соревнованиями организовать для спортсмена занятия на расслабление.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить организационно - педагогические условия регуляции психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки.

Объект исследования: процесс высшего профессионального

образования спортсмена в педагогическом вузе.

Предмет исследования: организационно - педагогические условия регуляции психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специфику спортивной деятельности и

значение психоэмоционального состояния спортсмена на ее результаты;

2. Раскрыть влияние музыкотерапии в тренировочном процессе

спортсмена;

3. Выявить организационно - педагогические условия регуляции психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки;

4. Провести педагогический эксперимент и показать результаты.

Методологической основой исследования являются:

- исследования в области спортивной подготовки в практике работы со студентами (В.Ю. Волкова, В.М. Дьячкова);

- работы в области психологии, раскрывающие влияние музыки на человека (В.М. Бехтерева, В.И. Петрушина);

- педагогические идеи ценностного отношения к здоровью (О.Ю.Масаловой, А.Г. Семёнова);

- идеи о формировании здорового образа жизни студентов (В.Б.Мандрикова, М.П. Мицулиной, И.А. Ушаковой);

- концепции о взаимодействии научной медицины и музыкотерапии (Рушеля Блаво);

- методики музыкального стимулирования спортсменов в учебно-тренировочном процессе для повышения их работоспособности (Ю.Г.Коджаспирова, Е.С. Мехайленко);

- принципы воздействия музыки на человека (В.М. Петрушина, С.В. Шушарджан, В.М. Элькина).

Методы исследования:

- теоретические (поиск, изучение, анализ, обобщение литературы в области педагогики, психологии, музыки, социологии, физической культуры и спорта);

- эмпирические (наблюдение, анкета, диагностика, эксперимент).

Теоретическая значимость: теоретически обобщены организационно-педагогические условия регуляции психоэмоционального состояния будущего учителя физической культуры посредством музыки.

Практическая значимость: предлагаемые приемы и методы

использования музыки для регуляции психоэмоционального состояния спортсмена можно рекомендовать тренерам и спортивным психологам в период подготовки спортсмена к соревнованиям.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

1.1 Специфика спортивной деятельности и значение психоэмоционального состояния спортсмена на ее результаты

Спорт представляет собой определенный вид физической или умственной активности, выполняемой с целью достижения высоких результатов или улучшения своих физических/умственных/психических качеств.

Постепенное улучшение физического здоровья, активный отдых, спортивно-тренировочная деятельность, стремление к достижению поставленных целей дают возможность спортсмену совершенствовать физические и психологические навыки.

Спортивная деятельность - это двигательная деятельность, которая влияет на формирование физических качеств человека и достижение спортивных результатов в выбранном виде спорта. Е.П. Ильин в своей книге «Психология спорта» раскрыл значение слова «спорт» так: «Спорт - это специфический вид человеческой деятельности и в то же время - социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства».

Спортивные мероприятия включают активное участие спортсмена в соревнованиях по обучению, а также организационную деятельность тренеров, организаторов, судей, телевизоров, радио.

Особенности спортивных мероприятий включают в себя:

1. высокая степень мотивации, которая позволяет спортсмену достичь максимальных результатов в спорте через ежедневный физический и психологический стресс. По А.Л. Попову, «мотивация - это внутреннее желание достичь цели»;

2. бесконечное развитие сложной и точной координации движений и исключительной быстроты двигательных действий;

3. строгие требования к стабильным тренировкам и развитию у спортсменов волевых качеств для преодоления постоянных трудностей, в большей степени, в стрессовых ситуациях и высокая ответственность за результат производительности;

4. спортивные развлечения, привлекающие большое количество зрителей на стадионах и других спортивных сооружений, радио и телевидения и активного поединка;

5. прикладность, т. е. возможность применить умения и навыки в других областях деятельности (военных, операционных, художественных и так далее);

6. ориентирование на успешную работу. Ежегодно растет индустрия инвентаря для одежды, обуви, спорта и активного отдыха.

Спорт как тип деятельности выполняет следующие функции:

1. спорт как соревновательная деятельность;

2. спорт в качестве инструмента для всестороннего развития, образования человека в других направлениях;

3. спорт как рекреация и мероприятия на свежем воздухе;

4. спорт как шоу-представление;

5. эстетическая значимость спортивных мероприятий;

6. спорт как сфера различных социальных отношений;

7. экономическое значение спорта.

Необходимость удовлетворения потребностей в спорте стимулирует человека к участию и деятельности в этой области. Понимание и осознание этих потребностей определяют цели этой деятельности. В структуре спортивной деятельности им принадлежит преимущество. Определенные факторы, вызывающие необходимые действия, представляют мотивацию спортивной деятельности. По Е.П. Ильину, «мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры». Основными средствами для достижения спортивных целей выступают спортивные упражнения, выполняемые с использованием конкретной техники и тактики. В результате спортивных мероприятий получаются различные эффекты: биологические, педагогические, социологические, психологические. Интегративное выражение спортивной деятельности является спортивным результатом. Потребности, цели, мотивы, средства, результаты создают структуру спортивной деятельности [21]. Мотивы, которые побуждают человека заниматься спортом, имеют свою собственную структуру.

Заключение

Проведенное нами научно-теоретическое и экспериментальное исследование предоставило возможность сделать обобщенные выводы.

Исключительные свойства подготовительных занятий в спорте способствуют расширению возможностей в воспитательном процессе регуляции психоэмоционального состояния спортсменов, что мы и продемонстрировали в исследовании.

Знакомство спортсменов со способами саморегуляции

психоэмоционального состояния посредством музыки должно опираться на использование и приобщение к музыкальной терапии, которая способствует корректировке неточностей и контролированию эмоций и переживаний в период подготовки к соревнованиям.

Подтвержденные в теории и проверенные на практике организационно-педагогические условия регуляции психоэмоционального состояния спортсмена способствуют четкому представлению о регуляции психоэмоционального состояния спортсменов посредством музыки.

Нам удалось продемонстрировать, что спортсмены могут усвоить не только теоретическое понятие о важности регуляции психоэмоционального состояния посредством музыки, но и в состоянии овладеть этим навыком и применить его на практике. Для достижения такого уровня необходимо изучение теоретических аспектов музыкальной стимуляции, а также поиск новых интересных методов работы, включающих музыкальное прослушивание.

Эффективность нашего эксперимента нарастала по причине соблюдения нескольких оптимальных организационно-педагогических условий по регуляции психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки:

1. Создание психологически благоприятного климата среди спортсменов во время подготовки и тренировки;

2. Использование на различных видах тренировках соответствующей им функциональной музыки;

3. Организация занятия на расслабление перед соревнованиями.

В связи с такими условиями нами было решено несколько задач, поставленных перед исследованием:

1. Проанализировать специфику спортивной деятельности и значение психоэмоционального состояния спортсмена на ее результаты;

2. Раскрыть влияние музыкотерапии в тренировочном процессе

спортсмена;

3. Выявить организационно-педагогические условия регуляции

психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки;

4. Провести педагогический эксперимент и показать результаты.

В результате апробирования научного исследования и эксперимента, относившегося к регуляции психоэмоционального состояния спортсмена, нами были выделены такие образовательно-воспитательные требования к тренировочным занятиям спортсмена:

- требуется использовать все формы деятельности спортсменов: групповые и индивидуальные формы; спортивную деятельность в виде тренировки в зале; деятельность, отличавшуюся от спортивной - творческая и научная;

- формировать учебный процесс в соответствии с организационно - педагогическими условиями; активизировать познавательную деятельность спортсменов, касаемо музыки, физической культуры и психологии; учитывать индивидуальные особенности при построении тренировочного занятия и подбора музыкального материала; создать гармоничные взаимоотношения в команде и с тренером;

- применение на спортивных тренировках метода музыкальной стимуляции и возможности музыкотерапии.

Использование музыки при регуляции психоэмоционального состояния спортсмена формирует личностное мировосприятие, гармонизирует эмоциональную и психическую сферу человека, дает напутствие всесторонне развиваться и самосовершенствоваться.

На сегодняшний день есть смысл утверждать, что разработка новых методов с использованием музыки для саморегулирования

психоэмоционального состояния, снижения их уровня стресса и тревожности в период соревнований имеет большое значение.

Список литературы

1. Аверин А.В. Психология личности / А.В. Аверин. - СПб.: Питер, 2003. - 516с.

2. Акимова Л.Н. Психология спорта. Курс лекций / Л.Н. Акимова. - Одесса: Негоциант, 2004. - 230с.

3. Аристотель Поэтика / Пер. В. И. Захарова. — Варшава, 1885. - 157с.

4. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. культ. пед. / Б.А. Ашмарин - М., 2011. - 180с.

5. Багадирова С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология»: учебное пособие/ С.К. Багадирова. - Майкоп: Изд-во «О.Г. Магарин», 2014. - 243с.

+ еще 48 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Регуляция психоэмоционального состояния спортсмена посредством музыки»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика