Дипломная работа

«Духовно-нравственное воспитание на ступени начального образования»

  • 53 страниц(ы)
  • 1576 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩEОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 3

1.1. Сущность основных категорий проблемы исследования 3

1.2. Исследование проблем методического сопровождения духовно-нравственного воспитания в российской педагогической науке 5

1.3.Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания в российском общем образовании: практические подходы 8

Выводы по первой главе 14

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 17

2.1. Содержание методического сопровождения духовно-нравственного воспитания младших школьников 17

2.2.Результаты педагогического эксперимента 23

Выводы по второй главе 39

Заключение 41

1.1. Сущность основных категорий проблемы исследования

В Толковом словаре слово \"Сопровождать\" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а \"Сопровождение\" - явление, действие вместе с чем-то[75, 145].

Анализ исследований по проблеме социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков, О.С. Газман, Г.А.Давыдова, Н.Г. Битянова, Е.И.Казакова, И.П. Соловьева, Л.Г. Субботина, М.С. Полянский и др.) позволил установить, что «Сопровождение» является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования. Обоснованием потребности сопровождения в условиях гуманизации образования выступает опыт: научного руководства развитием образовательного учреждения; решения проблем, связанных с развитием образовательных учреждений; работы методических служб по научно-методическому обеспечению функционирования и развития образовательного учреждения.

Многофункциональность явления сопровождения обусловила различные определения этого понятия. Его определяют и как метод. и как форму, и как непрерывный процесс формирования и создания условий для самореализации. Сущностные признаки сопровождения: помощь в принятии решений (сопровождение как метод), взаимодействие (сопровождение как форма). Все это служит основанием для следующего определения понятия «Сопровождения»

«Сопровождение» - это управленческая технология организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в коллективной творческой деятельности, обеспечивающая благоприятные условия для личностного развития всех и профессионального мастерства педагогов.

В структуре социально-педагогического сопровождения мы выделяем также методическое сопровождение.

Методическое сопровождение – это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичной реализации плана[4, 128].

Задача и логика нашего исследования предполагает определение понятий «Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания» и «Система методического сопровождения».

Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания – это вид воспитательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами, приемами духовно-нравственного воспитания, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе; поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм, методов и средств организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, а также на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом[48, 132].

Система методического сопровождения – это основанная на науке и прогрессивном управленческом педагогическом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышении качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранения здоровья учащихся[48, 136].

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Содержание методического сопровождения духовно-нравственного воспитания младших школьников

Учитывая всю сложность работы учителей начальных классов, необходимо предусмотреть меры их методической поддержки, причем не только в форме выдачи разовых инструкций и рекомендаций, сколько в постоянном сопровождении, оказании помощи в организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Особенности реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования определяют актуальность и своевременность разработки «Модели методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования». При этом наиболее подходящая форма модели является взаимодействие с учителями начальных классов, что способствует тому, что каждый педагог сможет создать собственное портфолио, организовать взаимодействие с учениками, родителями, коллегами, создать условия для проведения разнообразных мероприятий с учениками, что будет способствовать духовно-нравственному воспитанию.

Моделирование является одним из важных средств любого педагогического исследования. В процессе создания модели мы опирались на основные положения педагогики, в которых модель в инструментальном значении понимается как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Описанию моделей организации учебного процесса посвящены педагогические работы М.В. Кларина, в которых автор отмечает, что «понятие модели воспитания обобщает и объединяет воспитательные и методические разработки». В модели учитывается не только логико-содержательная сторона воспитания, но и последовательность во времени, что важно для живого, целостного представления о картине образовательного процесса. Исходя из этого, разработка модели включает определение целевого, диагностического, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов.

1.Целевой компонент модели представлен общей целью - реализовать в повседневной педагогической деятельности методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования.

2. Дагностический компонент модели нашел свое отражение на констатирующем этапе нашего исследования и его целью является определение исходного уровня сформированности выделенных критериев (диагностико-аналитического, ценностно-смыслового, методического).

3. Содержательный компонент модели. Под содержанием, с педагогической точки зрения, принято понимать совокупность целей, ценностей, отношений, методов, средств и форм деятельности, направленных на развитие духовно-нравственных качеств личности. Содержательный компонент модели включает в себя теоретический и практический модули. Теоретический модуль предполагает анализ методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования в образовательном учреждении. Основная идея организации «Модели методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования»- организация круглогодичной формы работы с учителями начальных классов, в результате чего каждый педагог сможет создать собственное методическое сопровождение, организовать на нем взаимодействие с учениками, их родителями, коллегами, создать условия для проведения разнообразных мероприятий с учениками, что будет способствовать духовно-нравственному воспитанию. Для реализации модели методического сопровождения создается сообщество педагогов, реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт НОО в пределах определенной территории. Личное очное знакомство с коллегами, работа над единым планом, все это создает благоприятную атмосферу как для профессионального роста учителей в направлении духовно-нравственного воспитания, так и для повышения эффективности в достижении учащимися образовательных результатов.

В основе нашей модели лежит образовательная среда, включающая в себя методическое сопровождение в процессе урочной и внеурочной деятельности учителя по духовно-нравственному воспитанию.

Организационная сторона теоретического модуля содержательного блока модели подразумевает отбор методов, форм и средств, обеспечивающих эффективное методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования. Здесь предполагается использование следующих методов: анализ Передового педагогического опыта и собственного опыта учителя по реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания, информирование учителей о новинках научно-методической, педагогической и психологической литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания. Характерной особенностью отбора методов работы явилась направленность на духовно-нравственное воспитание. Средствами методического сопровождения являются: нормативно-правовые документы; Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, учебные пособия и ученые программы, учебные планы, учебники, методические рекомендации (Смотри Приложение Таблица № 1). Средства методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования: мультимедиатехнологии, компьютерные технологии, электронный инструментарий, Интернет-технологии и др.

Практический (технологический) модуль содержательного компонента модели включает реализацию в образовательном процессе образовательного учреждения эффективного методического сопровождения учителя по духовно-нравственному воспитанию на ступени начального общего образования, внедрение и реализацию моделей, концепций, технологий по духовно-нравственному воспитанию, участие в круглых столах, совещаниях, педсоветах, методобъединениях, конкурсах, смотрах по этой проблеме и т.д.

Технология организации модели методического сопровождения духовно-нравственного воспитания: система методического сопровождения согласована с текущим образовательным процессом и для нее характерны следующие черты: 1) распределенный на учебный год методический материал с наращиванием сложности используемых инструментов для организации информационного взаимодействия с участниками образовательного процесса; 2) чередование очных встреч и практической самостоятельной, в том числе дистанционной деятельности педагога на рабочем месте; 3)совместная коллективная деятельность учащихся и их родителей, практико-ориентированный характер взаимодействия, направленность на выполнение условий и требований ФГОС, в частности информационного обеспечения реализации стандартов; 4)открытый характер взаимодействия: все создаваемые педагогами образовательные ресурсы публикуются в открытых блогах и сообществах. Ресурсы открыты для оценивания, комментирования всеми участниками образовательного процесса, а также иными представителями профессионального сообщества; 5)интерактивный характер взаимодействия: консультант, являясь постоянным читателем блогов учителей, имеет возможность корректировать деятельность педагогов, оказывает им постоянную методическую помощь; 6)включение в систему федеральных методических ресурсов, в частности проекта апробации предметных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и творческих конструктивных сред для начального общего образования (h**t://w*w.openclass.r*/node/232743).7)Погружение педагогов в реальную среду сообщества учителей, объединенных общими профессиональными интересами.

4 компонент – результативный. Планируемые результаты реализации модели - педагоги познакомятся и будут иметь представление об образовательном потенциале различных сервисов и инструментов методического сопровождения духовно-нравственного воспитания.

Педагоги получат опыт: 1)осознанного выбора среды и инструментов взаимодействия с участниками образовательного процесса; 2)разработки и применения новых методов и форм воспитания с использованием ресурсов методического сопровождения;

В результате реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания педагоги будут уметь: 1)создавать и сопровождать, организовывать взаимодействие участников образовательного процесса; 2)создавать образовательные ресурсы и применять их для организации эффективного воспитательного процесса в рамках реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и распространения передового педагогического опыта.

Критерии достижения результатов: особенностью модели является то, что все освоенные педагогами умения в области методического сопровождения духовно-нравственного воспитания будут отражатся в публикациях в их личном блоге, обеспечивающем обратную связь, и своевременную коррекцию, направляющую деятельность педагогов в области методического сопровождения. Таким образом, в течение всего периода взаимодействия формируется Интернет-представительство педагога (блог), которое включает в себя результаты выполнения отдельных общих рекомендаций, их дополнение и творческое развитие. Итогом круглогодичной методической работы с учителями может стать конкурс или фестиваль педагогов, для оценивания которых используются следующие критерии:

1)соответствие содержания методического сопровождения основным положениям реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования; 2)актуальность и значимость содержания для всех участников образовательного процесса; 3)стиль, грамотность и ясность изложения материала; 4)оперативность и регулярность публикации сообщений;5) глубина и обоснованность рефлексивных отчетов; 6)корректность в использовании источников; 7) посещаемость, комментируемость; 8) культура взаимодействия авторов, в том числе оперативность реакции на комментарии посетителей.

5 компонент – рефлексивный. Рефлексивный компонент модели может быть представлен контрольной диагностикой, позволяющей систематически отслеживать изменение реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания. Необходимость диагностического и рефлексивного компонентов модели связана с тем, что учителю начальных классов важно иметь четкое представление сначала для выявления исходного уровня сформированности выделенных критериев, в конечном итоге для определения эффективности содержательного компонента модели как необходимого условия реализации данной модели.

Целевая аудитория реализации модели: Модель методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования нацелена на учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, реализующих Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

Таким образом, можно сделать следующее заключение. В первой главе мы рассмотрели сущность основных категории проблемы исследования, провели исследование проблем методического сопровождения духовно-нравственного воспитания в российской педагогической науке, рассмотрели практические подходы к методическому сопровождению духовно-нравственного воспитания в российском общем образовании.

Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания – это вид воспитательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами, приемами и средствами духовно-нравственного воспитания, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм, методов и средств организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленного на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и педагогического коллектива школы в целом.

Система методического сопровождения – это основанная на науке и прогрессивном управленческом педагогическом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышении качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранения здоровья учащихся

Также нами была определена цель методического сопровождения в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта, была уточнена структура и содержание методического сопровождения духовно-нравственного воспитания.

Во второй главе нашей работы нами было рассмотрено содержание методического сопровождения духовно-нравственного воспитания младших школьников, где была подробнее описана модель методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования и проведена экспериментальная работа.

В качестве критериев оценки реализации системы методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования нами предложены: диагностико – аналитический, ценностно-смысловой (мотивационный) и методический критерии. Уровни сформированности выделенных критериев: высокий, средний и низкий

Исходя из данных констатирующего эксперимента, проведенного в 2011 году по определению исходного уровня оценки реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания, мы сделали вывод о том, что сформированность показателей выделенных критериев у большинства учителей начальных классов, находятся на среднем уровне, что свидетельствует о необходимости разработки модели методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования, способствующей повышению этих показателей.

Таким образом, мы предложили ввести в образовательный процесс Кушнаренковской гимназии № 2, разработанную нами «Модель методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования», которая включает в себя целевой, диагностический, содержательный, результативный и рефлексивный компоненты.

Чтобы проверить эффективность данной модели, в 2012 году нами был проведен контрольный эксперимент по выявлению динамики уровней показателей выделенных нами критериев. Результаты оценки уровня сформированности выделенных критериев в 2012 году в сравнении с 2011 годом показали положительную динамику, которую мы отразили на диаграммах.

Опираясь на полученные результаты мы предлагаем следующие методические рекомендации:

1.Целесообразно применять предложенные нами критерии (диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический), показатели и уровни (высокий, средний, низкий) оценки реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования;

2.Желательно систематически отслеживать уровень реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования по предложенным диагностическим методикам, анкетам и другим методам работы.

3.Рекомендуем ввести в образовательный процесс образовательного учреждения, разработанную и предложенную нами «Модель методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования», эффективность которой была доказана в ходе экспериментальной работы.

Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами педагогических учебных заведений.

Покупка готовой работы
Тема: «Духовно-нравственное воспитание на ступени начального образования»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 53
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика