Дипломная работа
«Духовно-нравственное воспитание на ступени начального образования»
- 53 страниц
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩEОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 3
1.1. Сущность основных категорий проблемы исследования 3
1.2. Исследование проблем методического сопровождения духовно-нравственного воспитания в российской педагогической науке 5
1.3.Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания в российском общем образовании: практические подходы 8
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 17
2.1. Содержание методического сопровождения духовно-нравственного воспитания младших школьников 17
2.2.Результаты педагогического эксперимента 23
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
1.1. Сущность основных категорий проблемы исследования
В Толковом словаре слово \"Сопровождать\" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а \"Сопровождение\" - явление, действие вместе с чем-то[75, 145].
Анализ исследований по проблеме социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков, О.С. Газман, Г.А.Давыдова, Н.Г. Битянова, Е.И.Казакова, И.П. Соловьева, Л.Г. Субботина, М.С. Полянский и др.) позволил установить, что «Сопровождение» является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования. Обоснованием потребности сопровождения в условиях гуманизации образования выступает опыт: научного руководства развитием образовательного учреждения; решения проблем, связанных с развитием образовательных учреждений; работы методических служб по научно-методическому обеспечению функционирования и развития образовательного учреждения.
Многофункциональность явления сопровождения обусловила различные определения этого понятия. Его определяют и как метод. и как форму, и как непрерывный процесс формирования и создания условий для самореализации. Сущностные признаки сопровождения: помощь в принятии решений (сопровождение как метод), взаимодействие (сопровождение как форма). Все это служит основанием для следующего определения понятия «Сопровождения»
«Сопровождение» - это управленческая технология организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в коллективной творческой деятельности, обеспечивающая благоприятные условия для личностного развития всех и профессионального мастерства педагогов.
В структуре социально-педагогического сопровождения мы выделяем также методическое сопровождение.
Методическое сопровождение – это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичной реализации плана[4, 128].
Задача и логика нашего исследования предполагает определение понятий «Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания» и «Система методического сопровождения».
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания – это вид воспитательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами, приемами духовно-нравственного воспитания, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе; поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм, методов и средств организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, а также на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом[48, 132].
Система методического сопровождения – это основанная на науке и прогрессивном управленческом педагогическом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышении качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранения здоровья учащихся[48, 136].
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Содержание методического сопровождения духовно-нравственного воспитания младших школьников
Учитывая всю сложность работы учителей начальных классов, необходимо предусмотреть меры их методической поддержки, причем не только в форме выдачи разовых инструкций и рекомендаций, сколько в постоянном сопровождении, оказании помощи в организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Особенности реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования определяют актуальность и своевременность разработки «Модели методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования». При этом наиболее подходящая форма модели является взаимодействие с учителями начальных классов, что способствует тому, что каждый педагог сможет создать собственное портфолио, организовать взаимодействие с учениками, родителями, коллегами, создать условия для проведения разнообразных мероприятий с учениками, что будет способствовать духовно-нравственному воспитанию.
Моделирование является одним из важных средств любого педагогического исследования. В процессе создания модели мы опирались на основные положения педагогики, в которых модель в инструментальном значении понимается как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Описанию моделей организации учебного процесса посвящены педагогические работы М.В. Кларина, в которых автор отмечает, что «понятие модели воспитания обобщает и объединяет воспитательные и методические разработки». В модели учитывается не только логико-содержательная сторона воспитания, но и последовательность во времени, что важно для живого, целостного представления о картине образовательного процесса. Исходя из этого, разработка модели включает определение целевого, диагностического, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов.
1.Целевой компонент модели представлен общей целью - реализовать в повседневной педагогической деятельности методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования.
2. Дагностический компонент модели нашел свое отражение на констатирующем этапе нашего исследования и его целью является определение исходного уровня сформированности выделенных критериев (диагностико-аналитического, ценностно-смыслового, методического).
3. Содержательный компонент модели. Под содержанием, с педагогической точки зрения, принято понимать совокупность целей, ценностей, отношений, методов, средств и форм деятельности, направленных на развитие духовно-нравственных качеств личности. Содержательный компонент модели включает в себя теоретический и практический модули. Теоретический модуль предполагает анализ методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования в образовательном учреждении. Основная идея организации «Модели методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования»- организация круглогодичной формы работы с учителями начальных классов, в результате чего каждый педагог сможет создать собственное методическое сопровождение, организовать на нем взаимодействие с учениками, их родителями, коллегами, создать условия для проведения разнообразных мероприятий с учениками, что будет способствовать духовно-нравственному воспитанию. Для реализации модели методического сопровождения создается сообщество педагогов, реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт НОО в пределах определенной территории. Личное очное знакомство с коллегами, работа над единым планом, все это создает благоприятную атмосферу как для профессионального роста учителей в направлении духовно-нравственного воспитания, так и для повышения эффективности в достижении учащимися образовательных результатов.
В основе нашей модели лежит образовательная среда, включающая в себя методическое сопровождение в процессе урочной и внеурочной деятельности учителя по духовно-нравственному воспитанию.
Организационная сторона теоретического модуля содержательного блока модели подразумевает отбор методов, форм и средств, обеспечивающих эффективное методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования. Здесь предполагается использование следующих методов: анализ Передового педагогического опыта и собственного опыта учителя по реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания, информирование учителей о новинках научно-методической, педагогической и психологической литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания. Характерной особенностью отбора методов работы явилась направленность на духовно-нравственное воспитание. Средствами методического сопровождения являются: нормативно-правовые документы; Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, учебные пособия и ученые программы, учебные планы, учебники, методические рекомендации (Смотри Приложение Таблица № 1). Средства методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования: мультимедиатехнологии, компьютерные технологии, электронный инструментарий, Интернет-технологии и др.
Практический (технологический) модуль содержательного компонента модели включает реализацию в образовательном процессе образовательного учреждения эффективного методического сопровождения учителя по духовно-нравственному воспитанию на ступени начального общего образования, внедрение и реализацию моделей, концепций, технологий по духовно-нравственному воспитанию, участие в круглых столах, совещаниях, педсоветах, методобъединениях, конкурсах, смотрах по этой проблеме и т.д.
Технология организации модели методического сопровождения духовно-нравственного воспитания: система методического сопровождения согласована с текущим образовательным процессом и для нее характерны следующие черты: 1) распределенный на учебный год методический материал с наращиванием сложности используемых инструментов для организации информационного взаимодействия с участниками образовательного процесса; 2) чередование очных встреч и практической самостоятельной, в том числе дистанционной деятельности педагога на рабочем месте; 3)совместная коллективная деятельность учащихся и их родителей, практико-ориентированный характер взаимодействия, направленность на выполнение условий и требований ФГОС, в частности информационного обеспечения реализации стандартов; 4)открытый характер взаимодействия: все создаваемые педагогами образовательные ресурсы публикуются в открытых блогах и сообществах. Ресурсы открыты для оценивания, комментирования всеми участниками образовательного процесса, а также иными представителями профессионального сообщества; 5)интерактивный характер взаимодействия: консультант, являясь постоянным читателем блогов учителей, имеет возможность корректировать деятельность педагогов, оказывает им постоянную методическую помощь; 6)включение в систему федеральных методических ресурсов, в частности проекта апробации предметных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и творческих конструктивных сред для начального общего образования (h**t://w*w.openclass.r*/node/232743).7)Погружение педагогов в реальную среду сообщества учителей, объединенных общими профессиональными интересами.
4 компонент – результативный. Планируемые результаты реализации модели - педагоги познакомятся и будут иметь представление об образовательном потенциале различных сервисов и инструментов методического сопровождения духовно-нравственного воспитания.
Педагоги получат опыт: 1)осознанного выбора среды и инструментов взаимодействия с участниками образовательного процесса; 2)разработки и применения новых методов и форм воспитания с использованием ресурсов методического сопровождения;
В результате реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания педагоги будут уметь: 1)создавать и сопровождать, организовывать взаимодействие участников образовательного процесса; 2)создавать образовательные ресурсы и применять их для организации эффективного воспитательного процесса в рамках реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и распространения передового педагогического опыта.
Критерии достижения результатов: особенностью модели является то, что все освоенные педагогами умения в области методического сопровождения духовно-нравственного воспитания будут отражатся в публикациях в их личном блоге, обеспечивающем обратную связь, и своевременную коррекцию, направляющую деятельность педагогов в области методического сопровождения. Таким образом, в течение всего периода взаимодействия формируется Интернет-представительство педагога (блог), которое включает в себя результаты выполнения отдельных общих рекомендаций, их дополнение и творческое развитие. Итогом круглогодичной методической работы с учителями может стать конкурс или фестиваль педагогов, для оценивания которых используются следующие критерии:
1)соответствие содержания методического сопровождения основным положениям реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования; 2)актуальность и значимость содержания для всех участников образовательного процесса; 3)стиль, грамотность и ясность изложения материала; 4)оперативность и регулярность публикации сообщений;5) глубина и обоснованность рефлексивных отчетов; 6)корректность в использовании источников; 7) посещаемость, комментируемость; 8) культура взаимодействия авторов, в том числе оперативность реакции на комментарии посетителей.
5 компонент – рефлексивный. Рефлексивный компонент модели может быть представлен контрольной диагностикой, позволяющей систематически отслеживать изменение реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания. Необходимость диагностического и рефлексивного компонентов модели связана с тем, что учителю начальных классов важно иметь четкое представление сначала для выявления исходного уровня сформированности выделенных критериев, в конечном итоге для определения эффективности содержательного компонента модели как необходимого условия реализации данной модели.
Целевая аудитория реализации модели: Модель методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования нацелена на учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, реализующих Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.
Таким образом, можно сделать следующее заключение. В первой главе мы рассмотрели сущность основных категории проблемы исследования, провели исследование проблем методического сопровождения духовно-нравственного воспитания в российской педагогической науке, рассмотрели практические подходы к методическому сопровождению духовно-нравственного воспитания в российском общем образовании.
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания – это вид воспитательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами, приемами и средствами духовно-нравственного воспитания, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм, методов и средств организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленного на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и педагогического коллектива школы в целом.
Система методического сопровождения – это основанная на науке и прогрессивном управленческом педагогическом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышении качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранения здоровья учащихся
Также нами была определена цель методического сопровождения в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта, была уточнена структура и содержание методического сопровождения духовно-нравственного воспитания.
Во второй главе нашей работы нами было рассмотрено содержание методического сопровождения духовно-нравственного воспитания младших школьников, где была подробнее описана модель методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования и проведена экспериментальная работа.
В качестве критериев оценки реализации системы методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования нами предложены: диагностико – аналитический, ценностно-смысловой (мотивационный) и методический критерии. Уровни сформированности выделенных критериев: высокий, средний и низкий
Исходя из данных констатирующего эксперимента, проведенного в 2011 году по определению исходного уровня оценки реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания, мы сделали вывод о том, что сформированность показателей выделенных критериев у большинства учителей начальных классов, находятся на среднем уровне, что свидетельствует о необходимости разработки модели методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования, способствующей повышению этих показателей.
Таким образом, мы предложили ввести в образовательный процесс Кушнаренковской гимназии № 2, разработанную нами «Модель методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования», которая включает в себя целевой, диагностический, содержательный, результативный и рефлексивный компоненты.
Чтобы проверить эффективность данной модели, в 2012 году нами был проведен контрольный эксперимент по выявлению динамики уровней показателей выделенных нами критериев. Результаты оценки уровня сформированности выделенных критериев в 2012 году в сравнении с 2011 годом показали положительную динамику, которую мы отразили на диаграммах.
Опираясь на полученные результаты мы предлагаем следующие методические рекомендации:
1.Целесообразно применять предложенные нами критерии (диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический), показатели и уровни (высокий, средний, низкий) оценки реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования;
2.Желательно систематически отслеживать уровень реализации методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования по предложенным диагностическим методикам, анкетам и другим методам работы.
3.Рекомендуем ввести в образовательный процесс образовательного учреждения, разработанную и предложенную нами «Модель методического сопровождения духовно-нравственного воспитания на ступени начального образования», эффективность которой была доказана в ходе экспериментальной работы.
Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами педагогических учебных заведений.
Тема: | «Духовно-нравственное воспитание на ступени начального образования» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 1400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Духовно - нравственное воспитание личности младшего школьника в музыкально - компьютерной деятельности
Дипломная работа:
Духовно-нравственное воспитание школьников
Курсовая работа:
Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Дипломная работа:
Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников
Дипломная работа:
Проектирование программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника