Дипломная работа
«Проектирование программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника»
- 77 страниц
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность основных категорий проблемы исследования ….….7
1.2 Исследование проблем духовно-нравственного воспитания в российской и зарубежной педагогической науке….19
1.3 Проектирование программы духовно-нравственного воспитания школьников: практические подходы и проблемы….26
Вывод по первой главе…. 41
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Организационные основы проектирования программы духовно-нравственного воспитания младших школьников…
2.2 Проектирование целей, задач, ценностных установок, направлений, ожидаемых результатов, программы мониторинга духовно-нравственного воспитания младших школьников: результаты эксперимента….
Вывод по второй главе ….71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. Быстро меняющиеся условия современной жизни, изменения общественной морали и структуры деятельности выдвигают новые требования к воспитательным учреждениям. Человек XXI века должен обладать критическим мышлением, твердыми моральными убеждениями, способностью адаптироваться к новым условиям, принимать решения и самостоятельно действовать. Результатом образовательного процесса должен стать не накопленный «багаж» знаний, а здоровая, свободная, творческая личность, способная производить и усваивать новые знания. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.
В современных условиях вопрос духовно-нравственного воспитания стоит очень остро и потребность современного общества в человеке высоких нравственных идеалов становится все очевиднее. Поэтому в настоящее время государство уделяет значительное внимание разработке и проектированию концепций и программ, непосредственно связанных с духовно - нравственным воспитанием подрастающих граждан Российской Федерации.
Так как «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где воспитание и развитие обеспечено всем укладом школьной жизни - именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося» (Кoнцепция духовнo-нрaвственного развития и воспитания личности граждaнина Рoссийской Федерации), становится особенно важным наличие именно в учебном заведении программы воспитания, соответствующей требованиям ФГОС НОО и требованиям современного общества. В связи с этим проектирование такой программы является актуальной проблемой образования и науки. Духовнo-нравственнoе вoспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа, oбъединяющиx его моральных ценностей, экономической и политической стабильности. Невозможно создать инновационную современную экономику, минуя человека, его качества и состояния внутренней духовной жизни.
Во внедряемых стандартах общего образования воспитанию посвящен отдельный нормативный документ, упомянутый нами ранее - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция – по сути, методологическая и философская основа стандарта общего образования. Сам факт появления ее означает, что результатом деятельности каждого образовательного учреждения и ключевой целью образования является формирование личности гражданина России - высоконравственной, творческой и ответственной, а все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общечеловеческих и общенациональных ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Именно на усвоение этих ценностей подрастающими поколениями и направлены усилия разработчиков концепций и программ духовно - нравственного воспитания. Базовые национальные ценности лежат в основе целoстногo пространства духoвно-нравственнoго воспитания школьников, то есть уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. В связи с этим актуальность разработки программы духовно-нравственного развития - как методологической основы для воспитания учащихся, становится очевидной. Противоречие заключается в том, что имеется необходимость разработать программу духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника, учитывающую особенности воспитательной работы конкретной школы на уроке, во внеурочной деятельности, в специально организованной воспитательной работе, во взаимодействии школы и семьи и общественными организациями, и отсутствием у работников общеобразовательных учреждений навыков ее проектирования применительно к особенностям конкретной школы.
Вышеизложенное противоречие предполагает необходимость решения проблемы исследования: Каково должно быть содержание программы духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника, отражающее специфические особенности конкретной школы?
Цель исследования: Разработать программу духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника, которая включает в себя воспитательную работу на уроке, во внеурочной деятельности, в специально организованной воспитательной работе, во взаимодействии с семьей и общественными организациями на примере гимназии (Муниципальное образовательное учреждение Гимназия №64 Городского округа город Уфа Республики Башкортостан)
Исходя из цели исследования были определены объект и предмет исследования.
Объектом исследования выступил процесс проектирования программы духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Гипотеза: Проектируемая в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования программа духовно-нравственного воспитания младшего школьника будет наиболее адаптирована к особенностям школы:
• если все учителя будут принимать активное участие в обсуждении содержания проекта программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника;
• если при проектировании программы воспитания будут учтены психолого-педагогические особенности обучающихся и их родителей (законных представителей), социально-демографические показатели для того, чтобы работа по программе воспитания была как можно более эффективной и целенаправленной.
• если в содержании программы духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника будут отражены особенности воспитания младших школьников на уроках, во внеурочной деятельности, воспитательной работе, в работе с семьей и общественностью.
В соответствии с гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
разработать механизмы участия учителей в обсуждении программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника на этапе проектирования: разработка системы необходимой документации, создание рабочей группы (приказ), разработка плана работы над проектом, проведение периодических заседаний по обсуждению проекта программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника, корректировка должностных инструкций.
разработать механизмы участия учителей в проектировании и обсуждении программы духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника;
сформулировать психолого-педагогические особенности обучающихся и их родителей (законных представителей), социально-демографические показатели и. т. д., для того, чтобы работа по программе воспитания была как можно более эффективной и целенаправленной;
систематизировать разработанные в ходе педагогической практики в начальной школе методические материалы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках, во внеурочной деятельности, воспитательной работе, в работе с семьей и общественностью.
спроектировать Программу духовно-нравственного воспитания младшего школьника, исходя из идеи о том, что воспитание должно осуществляться системно и комплексно на уроках, во внеурочной деятельности и в процессе специально организованной воспитательной работы.
Теоретико–методологической основой исследования явились общефилософские идеи о социальной природе развития человека, о роли народа в создании материальной и духовной культуры и о национально – особенном в социальном и духовном развитии человека, о сущности традиций, их роли в жизни народа, о единстве личности как продукта и активного деятеля (субъекта) общественно-исторического развития; компетентностный, системно - деятельностный, культурно-исторический подходы, как создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проектирования, изучение и анализ статей из сборников конференций, теоретическое моделирование, опрос, интервью, наблюдение, изучение продуктов деятельности учителей школы.
Теоретическая значимость исследования: исследованы и уточнены понятия «проектирование», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»; раскрыта сущность понятий «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»; теоретически обоснована необходимость системного и комплексного подхода к проектированию программы духовно-нравственного воспитания личности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов, содержащихся в нём, Муниципальным образовательным учреждением Гимназией №64 Городского округа город Уфа Республики Башкортостан при проектировании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность основных категорий проблемы исследования
Во все века все общества высоко ценили человека с высокими духовно-нравственными идеалами. Что это за качества?
Духовностью обычно называют комплекс моральных ценностей и традиций, объединенных в религиозных учениях, практиках и различных видах искусства. При таком подходе, выражение духовности в конкретном человеке называется совестью. Потребность понимания и определения понятия «духовность», важно отметить, наиболее остро возникла только в последние 20-25 лет. Объясняет эту ситуацию идеологический запрет советского периода, когда понятие «духовность» считалось чисто религиозным. Духовность – комплекс из эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека, который напряжением сознания через деятельность проявляется в жизни.
Нравственность — внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести при наличие свободной воли. Нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Нравственность определяют как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. На основе общественного мнения, эти нормы и правила стимулируют или тормозят поведение и деятельность людей. Нравственность определяется как форма существования общественной морали, как внутренний закон человека. Этот закон мотивирует нас соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. К сожалению, нравственное сознание разных людей находиться на разном уровне развития. Таким образом, можно сказать, что нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, навыков и привычек поведения, черт характера.
Проблемой духовности и нравственности занимались античные философы: Аристотель, Платон, Сенека, Сократ; гуманисты эпохи Возрождения: Петрарка, Данте. Традиционный подход к духовно-нравственному воспитанию с христианской позиции представляют труды гуманистической этики и религиозной философии Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.Зеньковского. Взгляд классических педагогов на нравственное становление личности: Я.Л.Коменский, Д.Локка, Ж.Руссо, И.Песталоцци, И.Гербарта, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Применение накопленного опыта в современной российской действительности отражается в программах духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Укрепление духовности и нравственности в человеке планомерно осуществляется в идейно-воспитательной работе. Духовно-нравственное воспитание это педагогически организованный процесс. Через него должны быть усвоены и приняты учениками базовые национальные ценности во всей их сложности и многомерности. Закладывая научные основы педагогической мысли России, К.Д.Ушинский писал: «Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, народам и племенам, то есть к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, духовной или материальной». Он особо подчеркивал роль духовно- нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.
Воспитание определяют как целенаправленную профессиональную деятельность педагога, максимально содействующую личностному развитию ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, формированию его мотивов и ценностей, становлению как субъекта собственной жизни. Сластёнин В.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина гражданина РФ определяет воспитание как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Это определение взято за основу в этой работе. Воспитанный человек – это человек принявший нормы нравственности. Нравственность – система внутренних прав и свобод человека, основанных на ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь (Грачев, 1998);
Духовно-нравственное воспитание личности - нелинейный и многосторонний процесс, включающий педагогические, духовные и социальные факторы. При проектировании программы духовно- нравственного воспитания личности младшего школьника использовалось определение, данное в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина гражданина Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ России, государство, семья, традиционные культурные сообщества России, традиционные российские религии (христианство - русское православие, ислам, иудаизм, буддизм) и мировое сообщество. Целью духовно-нравственного воспитания необходимо определить установление истинных, основанных на любви и уважении принципов в отношениях между людьми. Педагогическая теория говорит, что процесс духовно-нравственного воспитания представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных взаимодействий коллектива учащихся и коллектива педагогов в личностной форме.
Важная особенность процесса духовно-нравственного воспитания состоит в том, что он включает процессы, движущиеся навстречу друг другу. «Один из них есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой - активность самой системы по отношению к воздействующему объекту» (Гуревич, 2009). При этом воздействующий объект выступает как субъект отношений. Кроме этих воздействий, личность испытывает на себе иные воздействия. Духовный мир не определяется только материально и социально. «Очень важно сохранять разумное отношение к материальному базису явлений, - пишет Н.П. Бехтерева, описывая принципы работы мозга, - . необходимо попытаться представить себе, не загоняя все в «железобетонное» ложе материализма, что же такое идеальное?».
Проявляющаяся явно сторона педагогических действий при духовно-нравственном воспитании выражается во внутренней силе и стойкости. Качественная сторона изменений проявляется по-разному: в духовном портрете и характере личности, в степени убежденности, которую можно наблюдать через поступки, формы отношений и поведения.
Специфическими особенностями процесса духовно-нравственного воспитания необходимо признать следующее: его длительность и непрерывность с момента рождения ребенка и отсрочены во времени его результатов.
Признаком процесса духовно-нравственного воспитания является его усложняющаяся организация: начинаясь с простого, он постепенно развивается и требует всё более и более многогранной сложной работы. Процесс духовно-нравственного воспитания - динамичный и творческий, в его ходе воспитатели вносят в него коррективы на основе углубляющегося знания учащихся.
Факторы, обусловливающие духовно-нравственное становление и развитие личности школьника, можно разделить на 4 группы: педагогические, духовные, биологические, социально-культурные. Взаимодействуя с окружающим миром, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами), выстраивая отношения с реальным и духовным миром, школьник накапливает духовный опыт и опыт нравственного поведения.
Воспитательное(педагогическое) воздействие может быть разным: длительным и кратковременным, значимым и бесполезным, плановым и спонтанным.
Влияниям духовного мира на человека и накоплению опыта взаимодействия с ним посвящена специальная религиозная (преимущественно) литература.
Позитивный и негативный опыт нравственного поведения накапливается при взаимодействии с людьми и средой.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьника имеют социальные условия, наследственные факторы, спонтанное общение. Однако наибольший интерес представляет роль педагогического, личностно-ориентированного воздействия, поскольку оно осмыслено и управляемо. Необходимо заметить, что внешние факторы, как правило, не вызывают у подростка личностной реакции, важнее для него личность учителя, пример его духовного мира.
Духовность и нравственные качества являются важнейшими, фундаментальными характеристиками личности. По мнению отечественных философов (И.Ильина, В.Соловьева, Г.Федотова), истинная духовность не существует вне нравственности. Высокая духовность невозможна без душевности - эмоциональной чуткости к другому человеку, отзывчивости, жалости, состраданию, любви к ближнему. Нравственность - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и по отношению к обществу. Вмести они составляют ценностную основу личности, а духовность это направление её движения.
И.Базаров пишет: «Любить вообще - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить - это задача жизни». И.Г. Песталоцци рекомендовал постоянно расширять круг, в который входят объекты детской любви. Н.А.Бердяева писал, все существующее вне человека, может быть воспринято им лишь в той мере, в какой войдет в его внутреннее сознание, станет его внутренним «я». И так, одна из основных задач духовно-нравственного воспитания - это выбор ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью. Эти ценности являются основой содержания этого процесса.
Будем учитывать то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы. Однако решающую роль для нас в этом процессе играют условия педагогические, так как они наиболее управляемые и входят в наши непосредственные обязаноости.
При организации и проектировании процесса духовно-нравственного воспитания следует отдать предпочтение живым отношениям, в которые включаются учащиеся через различные виды деятельности и общение. Живые отношения в педагогической деятельности - это центральный объект работы педагога.
Понятие «проектирование» происходит от латинского «projectus», что буквально означает «брошенный вперед». Проектирование - это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, процесса. Любой проект включает в себя комплект документации, предназначенной для создания определённого объекта. Документация позволяет видеть промежуточные и конечные решения, на основе которых был разрабатывается проект. Проектирование можно характеризовать двумя чертами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем.
Понятие педагогического проектирования определяют как предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (32) . Педагогическое проектирование называют феноменом, возникшим как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики. Педагогическое проектирование - комплексная задача и её решение ведется с учетом социокультурного контекста поставленной цели. Этот контекст составляют взаимодействуя друг с другом психолого-педагогические, социально-культурные, организационно-управленческие и технико-технологические аспекты. Понятие Педагогическое проектирование, при технологическом подходе, можно определить как систему, основными компонентами которой являются высокая общая культура, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, гуманистическая направленность, технологическая компетентность. Как функция педагога, педагогическое проектирование - механизм разработки технологии в педагогической теории и практике - не менее значима, чем организаторская, методическая или коммуникативная. Упрощая, педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты будущей деятельности и прогнозировать ее плоды. В современном образовании педагогическое проектирование один из важных методологических подходов.
Педагогическое проектирование - это методологический принцип. Его важная особенность состоит в том, что работу имеет смысл осуществлять только с учетом личностного смысла педагогического действия, когда мотивы профессиональной деятельности учителя лежат в его потребности помочь созидательным силам своих учеников. Проект необходимо начинать с определения ценностей своих педагогических намерений. Он требует самоопределения проектирующих в своих ценностях. Он требует умения высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, отстаивать собственное мнение, подчиняя личные амбиции высшим ценностям. В проектной работе необходима регулярная рефлексия над промежуточными результатами и конечными результатами совместного труда.
Методологическое значение педагогического проектирования состоит в том, что проект обязательно предполагает ценностно-смысловое значение поиска неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних латентных возможностей. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование.
С точки зрения технологии, педагогическое проектирование — это процедура, которая состоит в информационной подготовке некоторых изменений педагогической реальности, в предварительном осмыслении и описании таких изменений в форме конкретных действий участников педагогического процесса. Это информационная база предстоящей деятельности педагога или коллектива педагогов по его реализации, набор алгоритмов, методик, правил принятия конкретных решений, а с другой — текст, требующий понимания, сопереживания авторов и пользователей, сотворчества в процессе реализации проекта.
Технология педагогического проектирования предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждение смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижения консенсуса в предполагаемых результатах и оценках ресурсных возможностей при осуществлении проекта. Технология педагогического проектирования — это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения.
В данной работе будем говорить о нескольких типах педагогического проектирования (В.И. Слободчиков, 1995):
1. Психолого-педагогическое проектирование. Этот тип рассматривает развивающие образовательные процессы в рамках определенного возрастного интервала в котором человек становится подлинным субъектом собственной жизни и деятельности.
2. Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред. Этот тип учитывает специфику определенных видов образовательных процессов, традиций, укладов и перспектив развития конкретного региона России.
3. Педагогическое проектирование. Данный тип, непосредственно, построение образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Общая черта всех проектов в образовании - решение в определенных временных рамках образовательных задач силами педагога или педагогического коллектива в соответствии с определенной программой.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова определяют термин «программа» как план деятельности, работ. Т.Ф. Ефремова определяет этот же термин, как план чьей-либо деятельности, содержание какой-либо работы или как совокупность действий и мероприятий для осуществления чего-либо. Программа воспитания подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также описание всех форм работы, необходимых для достижения цели, таких как:
воспитания и социализации школьников,
взаимодействия с семьёй учащихся,
взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями,
развития ученического самоуправления,
участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Программа воспитания — это осмысленное, отобранное, оформленное содержание воспитательного процесса. Программа — это очерченный круг содержания деятельности, оформленный точными положениями, практическое воплощение которых обеспечивает ожидаемый результат. Этот документ отражает педагогическую стратегию школы. В структурированном виде содержание работы принимает облик программы, в которой выявленное содержание оформляется в последовательную систему. Пока не обрисовано наполнение работы, нет материала для составления программы
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Духовно нравственное развитие и воспитание представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
При организации процесса обучения и воспитания младших школьников согласно Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования у детей формируется уважительное отношение к семье, к России, ее истории, природе и культуре, современной жизни. Конечным же результатом такого воспитание должно стать приближение к современному национальному воспитательному идеалу — а это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся согласно Программе духовно-нравственного развития предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации. В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой проблемы необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Программы духовно нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – С. 23 - (Стандарты второго поколения).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – С. 31 - (Стандарты второго поколения).
5. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2007 - С. 448.
7. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб: Питер, 2007. – С. 304.
8. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.
9. Алоева М.А. Духовно-нравственное воспитание для школьников: методический материал / М.А. Алоева; ред. Г.Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. – С. 320.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"
10. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 2008.- С. 253.
11. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.
12. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
13. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2008.
14. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68.
15. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – С.75-78.
16. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. – С. 112.
17. Бахтина О. Б. Теория и практика образования в современном мире: — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.
18. Бердяев Н.А. Самопознание. Судьба России, смысл творчества, назначение человека. М., 2009. – С. 395.
19. Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1999. С.62-65.
20. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 192.
21. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М.: Просвещение, 2007. – С. 134.
22. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2007. – С. 89.
23. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников. М.,2008.- №9.-С. 10-14.
24. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2008.
25. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М., 2008.
26. Бондырева, С.К. Матрица духовности [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М., 2008.
27. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2007. - С. 254.
28. Бондарева О.Н. Культурно-исторический опыт становления духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в XIX в. // Культурологические и этнопедагогические аспекты образования. / Под ред. А.Г. Козловой, А.П. Тряпицыной. СПб, 2006. – С. 236.
29. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст] / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.
30. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 – 41.
31. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.
32. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
33. Выготский Л.С. Педология подростка. – М: 1929, 1930.
34. Галицкая И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.
35. Гвоздарева Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике: из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 48 - 52.
36. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.
37. Гирфанова, Л.П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска» [Текст]/ Л.П.Гирфанова. - Уфа, 2007.
38. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
39. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
40. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В.Давыдов.- М., 1996.
41. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – С. 221.
42. Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 88 - 92.
43. Духовно - нравственное воспитание: Тема номера [Текст] // Начальная школа: плюс, до и после. - 2010. - № 9.
44. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- С. 376.
45. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.
46. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.
47. Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения [Текст] / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 213 - 219.
48. Зинченко, В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Текст]/ В.П.Зинченко, Е.Б. Моргунов.- М., 1994.
49. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко - М: Гардарики, 2002, С.402.
50. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. – С. 357.
51. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT»,2003. – С. 694. - (Philosophy).
52. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 208. (Серия «Библиотека студента»).
53. Иоанн Златоуст. Полн. Собр. Творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1-12. СПб, 2007.
54. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - С. 26-30.
55. Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – С. 54.
56. Калимуллин Р.Х. Добрые деяния – основа развития духовности, нравственности молодёжи [Текст]: монография / Р.Х. Калимуллин .- Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – С. 180.
57. Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание - путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11, часть 5. — С. 1035-1039.
58. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. – С. 414.
59. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- С. 144.
60. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.: Наука, 1993. – С. 80.
61. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.
62. Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст] / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107.
63. Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.
64. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе: единство воспитывающих и обучающих технологий [Текст] / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.
65. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - С.15-17.
66. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс – «Энциклопедия», 1994.
67. Кузанский, Н. О мире веры // Вопросы философии.- 2002.- N5.
68. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С.3-6.
69. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - С.22-26.
70. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.
71. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С.60 - 63.
72. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – С.231.
73. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 2005.
74. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Спб, 1999 – С.265.
75. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С.21-29.
76. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.
77. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.
78. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. – С. 128.
79. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - С.436.
80. Немов Р.С. Психология. В трёх книгах. – М.: Владос,2000.
81. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М: Просвещение, 2005.- С.478.
82. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе// Наука и Слово. – М. 2006. - №3.
83. Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовно - нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 – 28.
84. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.816. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
85. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.
86. Семыкина, Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.
87. Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания: окно в цветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.
88. Соловцова, И. А. Духовное воспитание: система понятий [Текст] / И. А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 – 17.
89. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев,1972 – С.137.
90. Тельканова Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.
91. Тюляева, Т. И. Духовно - нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски [Текст] / Тюляева Т. И. // Методист. - 2010. - № 7. - С. 7 - 12.
92. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника// Классный руководитель. 2000. - №6 – С.32-45.
93. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1983. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г.Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983.
94. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2001.
95. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 2003.
96. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд,, перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1990.
97. Холманская, Л. И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45 - 47.
98. Шемшурина А В. Основы этической культуры школьников.// Народное образование. 2008. - №6 – С.64-65.
99. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - С.16-21.
100. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников "Преображение" / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. - 2006. - N 8. - С.46-49.
101. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. – М., 2006.
102. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников.// Нравственное воспитание школьников. 2002. –№12– С.104-105.
103. Уледов, А.К. Духовное обновления общества./ А.К. Уледов. – М., 1990.
104. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.
105. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно - нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11- 18.
106. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.
107. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 2006.- С.371.
Программы духовно – нравственного воспитания и классные часы
108.Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99.
109.Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.
110.Закирова, И. Г. Я среди людей: Программа по самосовершенствованию для 5 - 9 классов [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 1. - С. 38 - 45.
111.Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно - эстетической деятельности : Программа [Текст] // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 - 73.
112.Безгодкова, Е. П. Русская народно - духовная культура : Программа [Текст] / Е. П. Безгодкова // Образование в современной школе. - 2009. - № 6. - С. 9 - 27.
113.Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными: Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92.
114.Боброва, Л. В. Совесть - это нравственная категория…: Классный час [Текст] / Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98 - 103.
115.Большаков, С. В. Куда идешь,человек? : Классный час [Текст] / С. В. Большаков // Классный руководитель. -2009. - № 2. - С. 27 - 31.
116.Бухтинова, Н. С. Человек живет среди людей [Текст] / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73.
117.Веснина, Н. И. Жизненные ценности, или искусство жить достойно : Классный час [Текст] / Н. И. Веснина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 93 - 98.
118.Закирова, И. Г. Программа классных часов по культуре общения [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 12 - 15.
119.Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности [Текст] / Т. В. Кетова // Начальная школа. – 2011. - № 9. – С. 76 – 78.
120.Пенькова, Е. Г. Спешите делать добро [Текст] / Е. Г. Пенькова // Завуч начальной школы. - 2008. - № 7. - С. 41 - 45.
121.Праздникова, Г. Всегда стремиться к выбранной цели : Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева [Текст] / Г. Праздникова // Сельская школа. - 2008. - № 4. - С. 44 - 51.
122.Шишкина, А. В. Долг [Текст] / А. В. Шишкина // Завуч начальной школы. -2008. - № 7. - С. 90 - 94.
123.Янкина, И. В. Поговорим о дружбе и друзьях : [Текст] / И. В. Янкина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 54 - 55.
Статьи
124. Гирфанова Л.П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как обобщенным целям образования. [Текст].
125. Гирфанова Л.П. К вопросу о духовно-нравственном становлении человека. [Текст].
126. Гирфанова Л.П. К вопросу о формировании ценностных представлений младших школьников средствами воспитывающего обучения. [Текст].
127. Фазылова А.А. Духовно-нравственное воспитание личности младших школьников. [Текст] / Р.Х. Калимуллин // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и Мы» 10 ноября 2013 г./ Под ред. С.С. Досановой, Т.4. – Кокшетау: КУАМ, 2013. – С. 142-147.
128. Фазылова А.А. Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы районной конференции «Восхождение» (дискуссионный клуб) 6 ноября 2014 г. – Уфа: изд-во НИМЦ РБ, 2014. – С.67.
129. Фазылова А.А. Организация духовно-нравственного воспитания в начальной школе. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» 19 декабря 2014 г. – Уфа: изд-во БГПУ, 2014. – С. 52-54.
130. Фазылова А.А. Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015» 15-31 марта 2015 г. – Москва: изд-во РАЕ РФ, «Международный студенческий научный вестник, 2015.
131. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11. – С.32. - Содержание: "Если добрый ты - это хорошо!" / О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" / Н. С. Нуриева. "Добру откроются сердца" / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. "Помни о других" / Н. В. Ахметова. "Волшебное слово" / Л. Л. Худякова. "С детства дружбой дорожи" / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо" / Н. С. Крюкова.
132. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - С.45-57.
Тема: | «Проектирование программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 77 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Дипломная работа:
Духовно-нравственное воспитание школьников
Дипломная работа:
Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников
Дипломная работа:
Духовно – нравственное развитие младших школьников с использованием культурного наследия народов башкортостана
Дипломная работа:
Духовно - нравственное воспитание личности младшего школьника в музыкально - компьютерной деятельности