Дипломная работа

«Пространственная модель мира в башкирской топонимии и её использование в лингвокраеведении»

  • 33 страниц
Содержание

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения родного края

1.1. Экскурс в историю развития школьного краеведения

1.2. Роль башкирской топонимии в лингвокраеведении

Выводы по главе 1

Глава 2. Пространственная модель мира в башкирской топонимии

2.1. Географическая ориентация и ее отражение в башкирской топонимии

2.2. Башкирские географические топонимы, отражающие «священные» и «дурные» места

Глава 3. Опытно-педагогическая работа

Вывод по главе 3

Заключение

Литература

Введение

Родина. откуда она начинается? Это конечно место, где мы родились, впервые увидели мир и начали познавать его. Сначала это был наш дом, потом улица, поле, лес. Мы росли, и наши знания о родине постепенно обогащались. Мы живем в России и, прежде всего в школе изучаем особенности своей огромной страны - России. Однако чтобы лучше изучить родину необходимо изучить и свою республику, свой край, тот «Песчаный берег с низкой извилиной», о котором писал Константин Симонов.

С познания родных мест начинается любовь к Родине, так как она связывается с чувством любви к тому милому уголку земли, где ты родился, сделал первые шаги, познал азбуку жизни, куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его.

Важность изучения родного края подчеркивают многие практические работники школ. Так И.М. Фокеева (г. Казань) отмечает «Реализация воспитательного потенциала изучаемых предметов, решение задач гражданско-патриотического и нравственного воспитания требует обращения к краеведческому материалу».

В то же время овладение краеведческими знаниями - требование времени. Именно стандартизация образования потребовала разработки и внедрение в базисные учебные планы национального регионального компонента.

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы каждого субъекта РФ, и индивидуальный характер развития учащихся. При этом включении регионального компонента в содержание образования обусловлено рядом объективных причин, среди которых можно выделить новый подход к процессу обучения, гуманизацию образования, ориентацию на личность обучаемого, формирование человека, гармонично включенного в местные культурные традиции.

Одним из основных принципов развития национального образования положенных в основу Концепции национального образования и принципов обучения РБ являются:

 Регионализация образования, которая способствует созданию максимально благоприятных условий для изучения особенностей материальной и духовной культуры Башкортостана, основ народного хозяйства, экологии и природных ресурсов республики;

 Воспитание патриотов обладающих высоким чувством ответственности за судьбу родной республики;

 Формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного мировоззрения, воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе.

Реализацию данных принципов можно на уроках башкирского языка и литратуры, органично включая в урок краеведческий материал. Краеведение - изучение родного края проводится не только на уроках, но и внеклассной работе. Особенно важно для сельских детей, потому что мало или совсем нет учреждений дополнительного образования, и проведение внеклассной работы является необходимой, при этом важное значение приобретает краеведческая работа. Как отмечает профессор БГУ Р.А. Фаткуллин: «В процессе изучения своего края школьники усваивают не только конкретные знания, понятия, делают научные выводы, но и вооружаются такими элементами мировоззренческих, философских знаний, соответствующих их возрасту и развитию, которые объединяют категории - материальность окружающего мира, разнообразие и единство мира; взаимосвязь и взаимодействие, единство природы, познаваемость мира».

В последнее время выросла роль краеведения в общей системе школьного образования. Это обосновывается тем, что усиливается интерес к истории, культуре и природе родного края. Использование краеведческого материала во внеклассных занятиях усиливает внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности.

Поэтому тема ВКР является актуальной. Это обусловлено и тем, что интерес к тому, что ближе всего, - основа интереса ко всему остальному; это помогает понять общие представления о мире и обществе, о взаимосвязи природы и общества, о взаимосвязи наук. Поэтому, как подчеркивает председатель краеведов России, академик РАН С.О. Шмидт, очень важно и полезно, вовлечение в краеведение молодежи еще в школьные годы.

Проблема восприятия географического пространства и пространственных отношений стала последних лет. Актуальность данной проблемы определяется тем, что «понятие географического пространства принадлежит к одной из форм пространственного конструирования мира в сознании человека. Возникая в определенных исторических условиях, оно получает различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых оно является (Лотман).

Цель исследования: выявить возможности изучения родного края через топонимы.

Объект исследования: формирование знаний о географических топонимах родного края у школьников.

Предмет исследования: методика формирования знаний о географических топонимах родного края на уроках башкирского языка.

Гипотеза: если умело использовать разнообразные виды работ на уроках башкирского языка для ознакомления детей с природным и социальным окружением, то у школьников повысится уровень знаний о родном крае.

Задачи исследования:

1) изучить историко-современный аспект школьного краеведения;

2) выявить методы и формы организации краеведческой деятельности в школе;

3) составить конспекты уроков с учениками начальных классов и апробировать их на практике.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ, синтез, обобщение;

2) эмпирические: беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.

Теоретическая основа исследования: опиралась на концепцию национального образования РБ, на взгляды ученых-методистов, топонимистов А.А. Камалова, Г.М. Давлетшина, С.О. Шмида, Е.Л. Березович, Г.Х. Бухаровой.

Новизна: в работе раскрыты методика уроков башкирского языка в рамках школы.

База исследования: Башкирская гимназия им. М. Карима №158, учащиеся с 5 по 7 классы, 2014 - 2015 учебный год.

Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.

Использование краеведческого материала на уроках является необходимой и важным звеном в естествонаучном просвещении населения.

Необходимо систематически использовать краеведческий материал, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучению родного края, чтобы дети сами пытались подбирать и осознавать материал, анализировать уже накопленные знания и делать самостоятельные выводы о том, что же такое Родина в их понимании.

Учащихся нужно подвести к выводу о том, что родной край для них - это окружающее пространство, освоенное ими с детства, это дом, семья, друзья, село, река, лес.

Фрагмент работы

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения родного края

1. 1. Экскурс в историю развития школьного краеведения

Краеведение — это наука о прошлом и настоящем какого-либо края «во всем многообразии тематики. «Краеведное» знание обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не только географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое», считает председатель краеведов России, академик РАН С.О. Шмидт. [8]

«Одновременно оно является одной из основ формирования историко-культурных, экономических и географических представлений и изучения конкретного пункта как единого, целостного организма (такого рода методика была разработана еще в 20-е гг. XX в.), его прошлого и настоящего, взаимодействия его жизни с окружающей средой. Данная наука носит деятельностно-практический, исследовательский характер, поэтому краеведение нередко рассматривается как метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного метода конкретизации общих закономерностей развития на примере конкретного края» (Т.Д. Рюмина). [12] Вместе с тем последнее невозможно без явной этико-эстетической основы: «подлинное краеведение – всегда краелюбие. Воздействие его велико и на разум наш, и на душу, и на сердце».

В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

Краеведение включает в себя:

- всестороннее изучение природы, всех ее элементов - геологии, рельефа, богатства недр, климата, водоемов, почвы, растительности, животного мира в их взаимной связи, естественные процессы в жизни природы, частично обусловленные человеческой деятельностью;

- историческое прошлое и население (этнография, города, села, топонимика);

- экономическая жизнь, связь между природой и хозяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хозяйственное строительство и т.д.;

- культурная и духовная жизнь, творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура).

Краеведение по содержанию может быть историческим, литературным, этнографическим, биологическим, географическим.

В процессе становления краеведения сложился комплекс его направлений: государственного, общественного и школьного.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении краеведческих музеев, управлений и отделов культуры при научно-исследовательских учреждениях.

Общественное краеведение - изучение края силами краеведов-общественников, туристов, общественных организаций (краеведческим отделом Русского географического общества, Обществом охраны памятников истории и культуры, обществом охраны природы).

Школьное краеведение разделяется на учебное, его содержание, характер которого определяется учебной программой, и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Виды школьного краеведения различны, но, тем не менее, друг с другом очень связаны. Общим является обязательное руководство учителя всей работой.

Краеведческому школьному делу в России более 140 лет, зародилась она в 1761 г., когда М.В. Ломоносов попытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в том числе и детей. Однако в методику преподавания в детских учреждения краеведение вошло вместе с «Отчизноведением» в 1862 г. (Н.Х. Вессель) как интеграция естествонаучного, географического, исторического материала и «Отечествоведением» (К.Д. Ушинский, 1863), сделавшим упор на развитие родного языка. В 1862 г. увидел свет первый учебник с элементами краеведения - П.Н. Белоха «Учебник всеобщей географии», 3-е издание которого было дополнено программой для изучения места жительства или Родины (1867).

Дальнейшие разработки в данном направлении Д.Д. Семенова, Л.Н. Толстого и других позволила закрепить в методике преподавания принцип «локализации» (Е.А. Звягина, 1896) - общий метод педагогической работы с детьми, отбора материала, позволяющий создать наиболее подходящие условия для исследования природы и ее наблюдения.

В 1914 г. в методике преподавания истории на начальной ступени обучения впервые был введен термин «краеведение» В.Я. Улановым, И.Н. Маньковым, а также предприняли попытку дифференцировать «два концентра края» по В.Е. Глуздовскому - родиноведение и краеведение по С.А. Аржанова. Но, несмотря на многочисленные разработки, не была выстроена единая система эскурсионно-краеведческой работы, построенная позже. В 20-30 гг. XX в. при реализации принципа «краеведение должно пронизывать весь курс обучения» (Н.К. Крупская) по всей стране поднимается «массовое научно-культурное движение»: учреждается Центральное бюро краеведения (1922) создаются организации и движения (1923), выпускается журнал «Краеведение».

В феврале 1924 г. в Москве состоялась Всесоюзная конференция работников краеведения, в которой приняли участие А.В. Луначарский, А.Е. Ферсман. Делегаты представляли 168 краеведческих обществ и кружков, 95 музеев и 107 различных учреждений. На конференции работали секции краеведения, музейная, архивно-историческая, школьного и экскурсионного краеведения.

Дальнейшее становление школьного краеведения нашло отражение в докладах на Всесоюзном учительском съезде в январе 1925 г.

В период Великой Отечественной войны краеведческая работа продолжается в виде полевых работ краеведческого характера в пионерских и туристических лагерях (например, сбор растений для нужд фронта и тыла).

Новый подъем краеведческой работы наступает после Великой Отечественной войны. Краеведение стало развиваться по линии школьного и общественного направлений. Развитие школьного краеведения пошло по линиям учебного и внеклассного направлений.

Уже в конце 50-х годов профессор П.В. Иванов отмечает: «Школьное краеведение можно определить как доступное и посильное для учащихся, всестороннее и многообразное по форме и методам познания местного края: его природы, трудовой и общественной жизни, экономики и культуры, его прошлого перспектив развития, осуществляемое в процессе учебной и внеклассной работы, в связи с задачами общего и трудового политехнического образования, воспитанию и общественно полезной работы школьников при активном участии учителей.». [15]

Внеклассное краеведение приняло большой размах в 1956-1957 гг. в связи с первой Всесоюзной экспедицией пионеров и школьников, объявленной в ознаменовании 40-й годовщины Великой Октябрьской

социалистической революции газетой «Пионерская правда» и Центральной детской экскурсионной станцией Министерства просвещения РСФСР. Основной задачей экспедиции было изучение родного края в сочетании с посильной поисковой и исследовательской работой по заданиям местных Советов, научных и других учреждений, организаций.

Положительную роль в развитии краеведения сыграли в 1963 г. в Челябинске и в 1971 г. Свердловске всероссийские научно-практические конференции по вопросам школьного краеведения. Они положили начало широкому развитию и методического творчества учителей и активизации краеведческой работы учащихся.

В 1997 г. состоялась в Санкт-Петербурге Всероссийская конференция по изучению природного и исторического наследия своих регионов.

В настоящее время центрами школьного краеведения стали всероссийские экскурсионно-туристические станции в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе и других городах России.

Таким образом, школьное краеведение получило широкое развитие. Теоретические и методические вопросы школьного краеведения нашли место в трудах К.Ф. Строева, И.С. Матрусова, П.В. Иванова, Б.Г. Иоганзена.

1.2. Роль башкирской топонимии в лингвокраеведении

Лингвокраеведение – комплексная дисциплина, в которой изучается методология исследования истории, этнографии, культуры края, его региональных лингвистических особенностей, региональной ономастики и литературы. Ономастика – это раздел языкознания, изучающий собственные имена: географические названия, имена людей, названия планет, звезд и т.п. (Бухарова)

Лингвокраеведение – это отдельный вид исследовательской работы, который состоит в познании языковых традиций, говоров, особенностей родного края: топонимики (названий озер, рек, населенных пунктов и др.), ономастики (истории имен и фамилий, прозвищ), фольклорного творчества, фонетических и лексико-грамматических особенностей диалектов, литературного современного русского языка. Лингвокраеведение – самостоятельная отрасль языкознания, её место среди других краеведческих дисциплин. Предмет и задачи лингвокраеведения сходны с другими дисциплинами, такими как история языка, современный русский язык, этимология, этнография, лингвокультурология. Сведения по лингвокраеведению – обильная историко-культурная информация, которая вносит дополнительную часть лигвистического обучения, допускает создавать представления о патриотизме и историзме.

Подобным образом, если быть в курсе истории своего края, то можно рассуждать о духовности. Будущее – это результат наших влияний и последствий в данный момент, именно поэтому характер действия лингвокраеведения формируется по его установки в будущее. Осторожное отношение к культурному достоянию своего края воспринимается через слово, переданное нам от писателей. Сохранить это всё может только язык.

С глубокой древности, с эпохи первобытного общества человек испытывал необходимость отличать одно место от другого, будь то река, гора, озеро, море, лес и т. д. Он даёт им названия по каким-либо признакам. Топонимика (с греч. топос - место, онима - имя, название) - важная часть лингвокраеведения, наука, которая занимается изучением географических названий, выявлением их особенностей. Как отмечает Г.Х. Бухарова: «топонимика – раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы): закономерности их возникновения, развития, функционирования. Топонимия – совокупность топонимов, выделенная по какому-либо признаку: территориальному, языковому, хронологическому. Это прекрасное средство для понимания настоящего и прошлого родного края. Краеведение не может существовать без занятий топонимикой. Предмет и задачи топонимики – разница географических названий от имени нарицательных. Топонимика занимает важное место в изучении малой родины. Ученые разделяют географические топонимы на несколько видов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Ойконим (с греч. жилище, обиталище) – собственное название любого селения, в том числе города, села, деревни и т. д. Артауыл (Артаул) – д. в Татышл. р-не. Арта//урта – средняя, ауыл – деревня.

2. Гидроним (от греч. вода, имя ) – собственное название любого объекта гидрографии: моря, реки, озера, водохранилища, канала и т. д. Эҫегүл (Эсегуль) – оз. в Учал. р-не. Эҫе – теплое, күл – озеро.

3. Ороним (от греч. орос – гора) - собственное название любого объекта, рельефа местности: горы, хребта, перевала, долины, холма, оврага и т. д. Арғы Ҡаратау (Аргы Каратау) – г. Ермек. р-не. Арғы – дальний. Ҡаратау – черная гора.

4. Урбаноним (от лат. урбанус - городской) – название внутригородских объектов (театра, парковых зон и т.д.) Парк Салавата Юлаева.

5. Годоним (от греч. ходос - путь, дорога) – название улиц. Ҡәнифә юлы.

6. Агорономика (от греч. агора - площадь) – изучает название площадей.

7. Дромоним (от греч. дромос - бег, движение, путь) – название путей сообщения.

8. Агионим – имя святого.

9. Анемоним – название явлений стихии.

10. Антропоним – собственное имя человека: личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним. От антропонимов образуется многие географические названия, особенно часто – названия населенных пунктов.

11. Микротопоним – собственное название небольшого, главным образом, физико-географического объекта, известность которого ограничена узким кругом местных жителей (название рощи, поляны в лесу, родника, урочища, покоса, выгона и т.д. Ҡолонбатҡан (Кулунбаткан – место в рч. Буганак (Буғанаҡ) в Белор. р-не. Ҡолон – жеребенок, батҡан – утонувший).

12. Мифоним – имена персонажей народных сказок, эпоса. Шүлгәнташ (Шульган-Таш).

13. Теонимия – собственные имена божеств. Әүлиә шишмәһе (родник Авлии – родн. в Белокат. р-не. Әүлиә – Авлия, шишмә – родник).

14. Фитотопоним – топоним, основой которого служит название какого-либо растения. Йүкәле (ЮКАЛЕ) – рр. в Альш., Давл., Белокат., Зианч. р-нах.

15. Этноним – название любой этнической общности (племя, народ, этническая группа и т. д.)

Однако топонимы разных типов настолько тесно связаны друг с другом и другими классами имён, что невозможно в пределах одного какого-либо региона проанализировать каждый из них в отдельности. Целесообразно в этих случаях использовать один общий термин «топоним».

Географические названия имеют важное значение в человеческом обществе, ибо они служат ориентиром для человека в его жизненном пространстве. Не случайно, что основной функцией географических названий считается его различительная функция. Такая функция присуща географической номенклатуре всех языков во все периоды существования языка как важнейшего средства человеческого общения. Исключительное значение топонимии в жизни человеческого общества накладывает отпечаток на характер возникновения особенности функционирования названий географических объектов. Все в топониме возникало согласно потребностям человеческого общества. Он, как правило, отражал какое-либо свойство языка носителя, характерную черту жизни человеческого коллектива. Данное свойство топонима было известно исследователям и привлекало внимание ученых, изучающих историю конкретного языка и топонимию определенного региона. Географические названия исследуемого региона привлекали внимание большого числа отечественных и зарубежных тюркологов. Список литературы и источников по топонимии Башкортостана достигает одной тысячи единиц. В них отражены различные мнения, порою противоречивые сведения, связанные с проблемами топонимии Башкортостана. Поэтому анализ работ предшественников является одной из актуальных задач нашей работы. Актуальность исследования топонимической системы заключается еще в том, что она позволяет установить эволюцию языковых явлений и выявить характерные особенности материальной и духовной культуры народа, присущие тому или иному периоду его развития. (Камалов)

Названия городов, посёлков, сельских поселений – важнейший элемент топонимической системы отдельной территории, страны в целом. Названия населённых пунктов – одно из важнейших проявлений национального самосознания, национально самоидентификации, неотъемлемый признак территориально-государственной принадлежности. У городов, сельских поселений своя судьба, подчас трудная, но неотделимая от судеб страны, переживаемого времени, неотделимая и от судеб людей, в разные времена живших в них. Городам, как и людям при рождении, дают названия, имя, которое говорит об основных чертах народа, особенности месторасположения, характере занятости населения, его истории, своеобразном социокультурном коде.

Башкирская топонимия является, прежде всего, ценнейшим источником для исследования истории языка. Результаты ее анализа могут применяться в исторической лексикологии башкирского языка, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, лингвистическом краеведении. Топонимия Башкортостана дает богатые сведения и для изучения древних обычаев и верований народа. По ее данным можно предположить или судить о своеобразном уровне мироощущения и особенностях мышления и сознания башкир, их философских взглядах, морально-этических нормах поведения, о практическом и религиозном опыте, знаниях и о созданном народом целостном образе мира. (Бухарова)

Заключение

2.2. Башкирские географические топонимы,

имеющие происхождение от названия деревьев

В топонимической системе любого региона находит отражение народные представления о пространстве.

Географические названия Башкортостана отражают многовековую историю народа: природные условия его существования, материальную и духовную жизнь, а также язык их носителей, неся в себе через века древнейшую память культуры [4]. Название географических объектов по ориентирующим показателям – универсальная закономерность в топонимике. Впервые на эту проблему обратил внимание топонимист М.Мурзаев [9].

Проблема восприятия географической ориентации является одной из наиболее актуальных в филологических и культурологических исследованиях. В работе Е.Л. Березович «Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Пространство и человек» уделено особое внимание проблеме реконструкции системы народных представлений о пространстве на примере анализа русской топонимии территории Русского Севера [1]. В башкирской топонимике данная проблема рассматривается в работе Г.Х. Бухаровой «Мифопоэтическая картина мира в башкирской топонимии». Автор выделяет «священные» и «дурные» места (пейоративные названия) в башкирской топонимии [3].

Рассмотрим топонимы, башкирского и русского происхождений, отражающие географическую ориентацию на территории Башкортостана, имеющие происхождение от названия деревьев, кустарников.

1. Топонимы, имеющие в корне слово “ағас - дерево”:

Ағаскүл (АГАС-КУЛЬ) – оз. в Дюрт. р-не д. Мамадалы. Ағас – дерево, диал. береза, березовое; күл – озеро. Ағасҡырған (АГАСКЫРГАН) – рч. в Зил. р-не, д. Искужа. Ағас – дерево, ҡырған (ҡороған) – вырубленный, т. е. речка, где вырублен лес. Ағастыбейек (АГАСТЫБЕЙЕК) – г. в Байм. р-не, д. Кусей. Ағасты – лесистая, бейек – вышина, гора.

2. Топонимы, имеющие в корне слово “ҡайын - береза”:

Аҡҡайын (АККАИН) – д. в Белеб., Дюрт., Туйм. р-нах. Аҡ – белая, ҡайын – береза. Аҡҡайын (Аккаиново) – д. в Бир. р-не. Бишҡайын (БИШКАИН) – с. в Аург. р-не. Биш – пять, ҡайын – береза. Иҫке ҡайынлыҡ (СТАРЫЙ КАИНЛЫҠ) – д. в Краснок. р-не. Иҫке – старая, ҡайын - береза с афф. -лыҡ. Ҡайынлыкүл (КАИНДЫ-КУЛЬ) –оз. в Салават. р-не, д. Шаряк. Ҡайынды – берёзовое, күл – озеро. Ҡайынлыйылға (ҠАИН-ЙЫЛГА) – дд. в Белеб., Туйм. р-нах. Ҡайынлы – березовая, йылға – речка. Ҡайынлыкүл (Каинлы-куль) – оз. в Альш., Белор., Давл., Туйм. р-нах. Ҡайынлы – березовая, күл – озеро. Ҡайынлыҡ (КАИНЛЫКОВО) – д. в Бур. р-не. Ҡайынлыҡ – березняк, березовая роща. Кайынҫил (КАИН-ҪИЛЬ) – возв. в Чишм. р-не. Ҡайын – березовая, ҫил – бугорок.

3. Топонимы, имеющие в корне слово “балан - рябина”:

Аҡбалан (АКБАЛАН) – оз. в Гафур. р-не, д. Янгильде. Аҡ – белая, балан – калина. Баланной (БАЛАННУЙ) – рч. в Зил. р-не, д. Кашкарово. Балан – калина с афф. -ны; калиновая, ой (уй) – долина, речка.

4. Топонимы, имеющие в корне слово “ҡарағай - сосна”:

Атҡарағай (АТКАРАГАЙ) – г. в Байм. р-не, д. Верхний Тагир. Ат – лошадь, ҡарағай – сосна, сосняк. Бишҡарағай (БИШКАРАГАЙ) – рч. в Байм. р-не, с Темясово. Биш – пять, ҡарағай – сосна. Бишнарат (БИШНАРАТ) – д. Дюрт. р-не. Биш – пять, нарат – сосна. Дүртҡарағай (ДЮРТ-КАРАГАЙ) – рч., в Бурз. р-не, д. Тимер. Дүрт – четыре, ҡарағай – сосна.

5. Топонимы, имеющие в корне слово “тирәк - тополь”:

Биштирәк (БИШТИРЯК) –оз. в Альш. р-не, д. Чебенли. Биш – пять, тирәк – тополь.

6. Топонимы, имеющие в корне слово “ерек - ольха”:

Ҙур ерекле (Бол. ЕРЕКЛИ) – рч., в Зианч. р-не, д. Умбет. Ҙур – большая, ерекле – ольховая. Ерек (ЕРЕК) – рч., в Байм., Бурз. р-нах, д. Умбет. Ерек – ольха, ольховая. Ереккүл (ЕРЕК-КУЛЬ) – рч., в Давл., Бурз. р-не, д. Хусаин. Ерек – ольха, ольховая, күл – озеро. Ерекле (ЗИРИКЛЫ) – нпп., в Бакал., Бижб., Гафур., Кугарч., Мияк., Шаран. р-нах. Ерекле – ольховая. Ерекле (ЕРЕКЛЕ) – рр., в Аург., Байм., Белор., Благовар., Зианч., Кугарч., Мелеуз., Давл. р-нах. Ерекле – ольха с афф. -ле. Ереклекүл (ЗИРИКЛЫКУЛЬ) – п., в Мияк. р-не. Ерекле – ольховое, күл - озеро. Ереклеҡаран (ЕРЕКЛЕ-КАРАН) – рч., в Бузд. р-не. Ерекле – ольховое, ҡаран - речка. Ереклетамаҡ (ЗИРИКЛЫТАМАК) – п., в Бижб. р-не. Ерекле – ольховое, тамаҡ – горло, устье. Ерексолоҡ (ЕРЕК-СОЛОҠ) – рч., в Гугарч. р-не. Ерек – ольха, ольховая, солоҡ - борт. Ерексә (ЕРЕКСЯ) – рч., в Бузд. р-не, д. Тимир. Ерек – ольха, ольховая с афф. -сә. Ҡарайерек (КАРАЗИРЕК) –д. в Бузд. р-не. Ҡара – черная, ерек – ольха.

7. Топонимы, имеющие в корне слово “имән - дуб”:

Имәндәш (ИМЕНДЯШ) – с. в Гафур. р-не. Имән – дуб, дубовый; дәш//таш – камень. Имәнйорт (ИМЯН-ЮРТ) – хут. в Кугарч. р-не. Имән – дуб, йорт – летовка. Имәнкүпер (ИМЯН-КУПЕР) – с. в Туйм. р-не. Имән – дуб, дубовый; күпер – мост. Имән ҡарауылы (ИМЯН-КАРАУЛ) – г. в Зианч. р-не, д. Верхняя Бикберда. Имән – дуб, дубовая; ҡарауыл – караульная гора. Имәнлеҡул (ИМЯНЛЕКУЛЬ) – с. в Чекм. р-не. Имәнле – дубовая, ҡул – долина. Имәнҫеңгер (ИМЯНСЕНГЕР) – г. в Игл. р-не, д. Субакаево. Имән – дуб, дубовый; ҫеңгер//ҫиңир – хребет. Имәнтау (ИМЯНТАУ) – д. в Нурим. р-не. Имән – дуб, дубовая; тау – гора.

8. Топонимы, имеющие в корне слово “йүкә - липа”:

Йүкә күле (ЮКА-КУЛЬ) – оз. в Аург. р-не, д. Новый Челаткан. Йүкә – липовое, күл – озеро с афф. -е. Йүкәле (ЮКАЛЕ) – рр. в Альш., Давл., Белокат., Зианч. р-нах. Йүкә – липа с афф. -ле – липовая. Йүкәлекүл (ЮКАЛИКУЛЬ) – дд. в Дюрт., Киг. р-нах. Йүкәле – липовое, күл – озеро. Йүкәсәр (ЮКАсар) – уроч. в Илиш. р-не, д. Аккуз. Йүкәле – липовое, күл – озеро.

Ҡарағай (ҠАРАГАЙ) – д. в Арх. р-не. Ҡарағай – сосна, сосновая. Ҡарағайҙы – (КАРАГАЙДЫ) – рч. в Байм. р-не. Ҡарағай – сосна с афф. -ҙы. Ҡарағайҙыгүл (КАРАГАЙЛЫКУЛЬ) – оз. в Мечетл. р-не. Ҡарағайҙы – сосновое, күл – озеро. Ҡарағаййылға (КАРАГАЙ-ЕЛГА) – рч. в Байм., в Бурз. р-нах. Ҡарағай – сосна, сосновая; йылға – речка. Ҡарағайкүл (КАРАГАЙКУЛЬ) – д. в Благовещ. р-не. Ҡарағай – сосна, сосновое; күл – озеро. Ҡарағайлыайыры (КАРАГАЙЛЫ-АЙРЫ) – рч. в Зианч. р-не, д. Мазит. Ҡарағайлы – сосновое, айыры – рукав реки, речки. Ҡарағайтау (КАРАГАЙ-ТАУ) – гг. в Балт., Белокат., Бурз., Дуван., Зианч., Ишимб., Калт., Караид., Киг., Кугарч., Куюрг., Мечетл., Салават. р-нах. Ҡарағай – сосна, сосновая; тау – гора.

9. Топонимы, имеющие в корне слово “ҡарағас - лиственница”:

Ҡарағасйылга (КАРАГАС-ЕЛГА) – рч. в Зил., Белор., Бурз. р-нах. Ҡарағас – лиственница, йылға – речка. Ҡарағаскүл (КАРГАС-КУЛЬ) оз. в Абз. р-не, д. Таштимер. Ҡарағас – лиственница, күл – озеро. Ҡарағаслайыр – (КАРАГАСЛАЙЫР) – рч. в Зианч. р-не. Ҡарағаслы – лиственничная, айыр – рукав реки, речка. Ҡарағаслы (КАРАГАСЛЫ) – р. в Гафур. р-не. Ҡарағас – лиственница с афф. -лы. Ҡарағастау (КАРАГАС-ТАУ) – гг. в Байм., Белор., Давл., Учал. р-нах. Ҡарағас – лиственница, гора – тау. Ҡарағастүбә (КАРАГАС-ТЮБЕ) – гг. в Абз., Байм., Бурз., Учал. р-нах. Ҡарғас – лиственница, түбә – холм, гора. Ҡарағастыбейек (КАРАГАСТЫ-БИЕК) – г. в Бурз. р-не, д. Байназар. Ҡарағасты – лиственничная, бейек – вершина, гора.

10. Топонимы, имеющие в корне слово “миләш - рябина”:

Миләшъяҙы (МИЛЯШЬЯЗЫ) – рч. в Балт. р-не. Миләш – рябина, яҙы –поляна с афф. -ы.

Таким образом, нужно отметить то, что в географической ориентации по местности большую роль играла растительность самой природы. Деревья и кустарники, которые окружали людей. Являлись точными указателями в ориентации.

Список литературы

1. Гайворовская Н.И. Краеведческий кружок. Туризм как средство развития личности младшего школьника. // Начальная школа – 2008 - №3 – с. 25.

2. Гайсина Р.С. Особенности изучения своего края. // Учитель Башкортостана – 2008 - №3 - с. 25.

3. Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Пространство и человек. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

4. Бухарова Г.Х. Мифопоэтическая картина мира в башкирской топонимии: Мография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003, 156 с.

5. Бухарова Г.Х. Башкирская ономастика в контексте духовной культуры: Словарь мифотопонимов. Уфа: Гилем, 2006, 116 с.

6. Ибрагимов Б. Башкортостан – край родной. // Учитель Башкортостана – 2007 - №7 – с. 77.

7. Каримова С.Г. Судьба природы – наша судьба. // Учитель Башкортостана – 2006 - №8 - с. 58.

8. Конова О.Г. Природные условия и население Башкортостана. // География и экология в школе 21 века – 2010 - №3 – с. 44.

9. Камалов А.А. Башҡорт теленең тарихи-этимологик топонимик һүҙлеге. Китап, 2007. – 332 б.

10. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания. М: Издательский центр «Академия», 2004.

11. Машурин В.А. Краеведение – надежный путь познания родного края. // Учитель Башкортостана – 2010 - №1 – с. 56.

12. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. Москва, 2007.

13. Мугатаров Ф.Ф. Воспитание экологической культуры. // Учитель Башкортостана – 2009 - №11 – с. 34.

14. Мулярчик Н.Н. Окружающий мир: занимательные задания.//Начальная школа - 2006 - №1- с. 64.

15. Мурзаев Э.М. Топонимика и география. М: «Наука» - 1995. – 304 с.

16. Мурзаев Э.М. Географическая ориентация и ее отражение в топонимии // Известия РАН. Сер. географ. – 1993. – № 4.

17. Никонова М.А. Землеведение и краеведение. М: Издательский центр «Академия», 2000.

18. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М: Педагогика, 1995.

19. Овечкина Н.Н. Краеведение в начальной школе. // Начальная школа – 2004 - №11 – с. 25.

20. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М: ACADEMA, 2000.

21. Пидкасистый П.И. Педагогика. М: Роспедагентство, 1996.

22. Симонова Л.П. Загадки как средство экологического образования. // Начальная школа. - 2003 - №12 - с. 72.

23. Словарь топонимов Республики Башкортостан. Уфа: Китап, 2002. – 356 с.

24. Усманова М.Г. Имя отчей земли. Историко-лингвистическое исследование топонимии бассейна реки Сакмар. — Уфа: Китап, 1994. – 272 с.

25. Толковый словарь русского языка. М., 2001

26. Шарифуллина Г.А. Игра «Слабое Звено». // Учитель Башкортостана – 2009 - №11 - с. 58.

27. Якшыбаева Р.Х. Шэжэре. // Учитель Башкортостана – 2009 - №11 - с. 16.

Примечания

Работа для ознакомления

Покупка готовой работы
Тема: «Пространственная модель мира в башкирской топонимии и её использование в лингвокраеведении»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 33
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика