Дипломная работа
«Владимир даль и музыка»
- 114 страниц
Введение.3
Глава I. Музыка в жизни В. Даля
1.1. Музыкальные впечатления В. Даля в детские годы
и годы учения (Луганск, Николаев, Санкт-Петербург, Дерпт).9
1.2. В музыкальных салонах Петербурга….15
1.3. На Южном Урале (Оренбург).19
1.4. Далевские четверги (Петербург)….27
1.5. На Волге (Нижний Новгород).30
1.6. Музицирование в кругу семьи, последние годы (Москва).36
Глава II. Музыка в произведениях В. Даля. В. Даль в музыке
2.1. Музыкальные традиции народов Оренбургского края
в рассказах и повестях….39
2.2. Повесть о музыканте («Похождения Христиана
Христиановича Виольдамура и его Аршета»).53
2.2.1. История создания. Даль – Соллогуб….53
2.2.2. Музыкальный быт в повести Даля….58
2.3. Литературные произведения В. Даля в музыке….65
Заключение.81
Список литературы.83
Приложение….98
Нотные примеры….99
Владимир Иванович Даль (1801–1872) – одна из великих, многогранных фигур русской культуры XIX века. Он начинал как морской офицер, хирург, а в течение жизни раскрылся как писатель, лексикограф, географ, этнограф. Всемирное признание получил его знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», за который Русское географическое общество присудило Далю Константиновскую медаль. Труд этот не потерял актуальности и востребованности в наши дни.
Большой вклад внёс Даль-исследователь в изучение истории, природных богатств Южного Урала. При его непосредственном участии началось освоение Аральского моря, организован Зоологический музей в Оренбурге, им написаны учебники «Зоологии» и «Ботаники», получившие повсеместное распространение. Достижения Даля в области естествознания, истории, этнографии были высоко оценены Российской академией наук. Даль был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук, почётным членом Академии по Отделению естественных наук, входил в состав двенадцати членов-учредителей Русского географического общества, был активным участником ряда других научных обществ – Общества любителей российской словесности, Общества истории и древностей российских. Он владел несколькими языками – английским, немецким, французским, украинским, белорусским, знал казахский, татарский (его считают одним из первых тюркологов). Каждый новый язык показывал Далю путь к изучению культуры представляющего его народа, двигаясь по которому он сделал для российского читателя немало открытий.
Литературное наследие Даля, его работа писателя, лексикографа, этнографа постоянно находятся в центре внимания отечественных учёных. Существуют публикации его Полного собрания сочинений [37; 38], многочисленные издания «Толкового словаря» [50-53], отдельных произведений [39-45; 47- 49]. Регулярно в разных уголках страны проводятся конференции, чтения, литературные вечера, обращённые к творчеству Даля. Интерес к его деятельности постоянно растёт в Уральском регионе, где огромный вклад Даля в изучение края получил высокую оценку историков, в частности, на посвящённых 200-летию со дня его рождения «Вторых международных Измайловских чтениях» (Оренбург, 2001) [13; 26; 47; 90-94; 135; 139; 140]. Большую архивную работу ведут музеи – Дом-музей Даля в Луганске и Дом-музей в Москве.
Множество фактов биографии Даля указывают на его устойчивый и глубокий интерес к музыке. Он играл на фортепиано, пел в кругу друзей, среди которых – А. Алябьев, В. Верстовский, В. Одоевский, А. Пушкин, В. Жуковский и др. Даль был желанным гостем в литературно-музыкальных салонах Петербурга, стремился к общению с почитателями искусства в разные периоды жизни в Оренбурге, Нижнем Новгороде, его дом стал местом регулярных собраний. Тяга к музыкальному искусству ярко раскрылась в литературных произведениях Даля, а некоторые из них составили основу музыкальных творений А. Алябьева, А. Верстовского, А. Лядова.
Однако исследователи Даля не рассматривают вопрос о связи его жизни и литературного наследия с музыкой, ограничиваясь лишь попутными замечаниями. Исключение составляют единичные примеры. Это ставший библиографической редкостью очерк Б.С. Штейнпресса, отметившего, что произведения Даля нередко буквально пронизаны музыкой и что она предстает как «элемент национального быта» [139]; труд Л.П. Атановой, где подчёркивается ценность наблюдений Даля, связанных с народными музыкальными традициями башкир [9]; музыковедческая дипломная работа Л.Р. Латыповой , где предметом анализа становится повесть «Башкирская русалка» [82].
Данная дипломная работа является первым опытом обращения к теме «Владимир Даль и музыка». Изучение темы позволило бы дополнить портрет Даля значимыми штрихами, яснее представить черты этой исключительной творческой личности. Рассмотрение литературных произведений писателя в ракурсе их обращённости к музыке могло бы существенно расширить панораму, представляющую давно обозначенную тему – «музыка в русской прозе» (см., например, сборники «Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века», «Миньона: музыка в русской прозе: вторая половина XIX века» [66; 98]). Дальнейшего освоения заслуживают произведения, посвящённые Южному Уралу, имеющие большую историческую ценность в осмыслении культуры региона.
Цель дипломной работы – показать место музыки в жизни и творчестве Даля, обозначив основные векторы их взаимосвязи.
В работе выдвигается ряд задач:
- изучить факты биографии Даля, раскрывающие его музыкальные интересы, контакты с деятелями музыкальной культуры;
- рассмотреть литературные произведения писателя, отразившие музыкальный быт Оренбургского края;
- выявить и охарактеризовать музыкальные произведения, созданные на основе литературных сочинений Даля;
- обозначить «музыкальный лексикон» Даля по «Толковому словарю»;
Одним из главных методов, используемых в работе является метод историзма, позволяющий обобщить объёмный фактологический материал. Ориентиром выступили исследования, рассматривающие произведения литературы сквозь призму музыковедческих вопросов – Б.В. Асафьева, Б.С. Главацкого, А.А. Гозенпуда, М.А. Крысанова, Я.М. Платека, В.В. Яковлева и других [5; 6; 8; 30; 31; 80; 108-110, 143].
При написании дипломной работы были использованы многочисленные источники биографического типа: книга «Владимир Иванович Даль в Оренбурге» Н.Н. Модестова [101], художественные биографии В.И. Порудоминского [111], М.Я. Бессараб [20], путеводитель по Дому-музею Даля В.И. Высоцкого и Т.Н. Свиридовой [27], автобиографическая записка Даля [36], критико-биографический очерк П.И. Мельникова, помещённый в предисловии к первому тому Полного собрания сочинений [96]. Дополнить портрет Даля, увидеть его глазами современников позволило знакомство с мемуарами П.Д. Боборыкина и В.А. Соллогуба [21; 22; 122; 124]. Изучены и собственно литературные произведения Даля: повесть о музыканте «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» [49], повести и рассказы об Оренбургском крае – «Башкирская русалка», «Бикей и Мауляна», «Майна», «Обмиранье» [39; 40; 43; 45], сценическое произведение «Ночь на распутье, или Утро вечера мудренее» [44]. Важными источниками в аспекте поставленных задач явились публикации литературных произведений Даля о Башкирии: в серии Башкирского книжного издательства «Золотые родники» [47] (вступительная статья «Пришлите справедливого Даля!» написана известным общественным деятелем, писателем М.А. Чвановым [135]); в сборнике «Башкирия в русской литературе» [13] (автор комментариев – учёный-филолог, краевед М.Г. Рахимкулов).
В работе использованы краеведческие источники: «Александр Алябьев в Оренбургской ссылке» Б.П. Хавторина, «Музыка в Оренбургской губернии в XVIII-XX веках» [130-134], «Алябьев в изгнании», «Музыка в Оренбурге 125 лет назад» Б.С. Штейнпресса [138; 139], «Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода», «Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде» В.А. Коллара [74; 75], «Писатели-классики в Оренбургском крае» Н.Е. Прянишникова [114], материалы Дома-музея В.И. Даля [27]. Изучались также литературоведческие исследования [1; 4; 12; 15; 58; 65; 68; 84; 88; 102; 105; 106; 113; 128; 129; 136; 141; 142; 145], музыковедческие труды по истории музыки [7; 69-72; 79; 118; 82; 83; 87; 95; 107; 116; 118; 137], монографии о композиторах [56; 60-62; 97; 99; 100; 138].
Структура дипломной работы следующая: Введение, основная часть, Заключение, Список использованной литературы и Приложение (нотные примеры). Основная часть состоит из двух глав. В главе I – «Музыка в жизни В. Даля» – внимание направлено на изучение биографических материалов. На основе многочисленных исторических источников выявляются факты, указывающие на музыкальные увлечения, интересы Даля, контакты с деятелями музыкальной культуры. В первой главе в основной текст петитом включены слова и выражения Даля по «Толковому словарю», показывающие его «музыкальный лексикон». Глава II – «Музыка в литературных произведениях В. Даля. Даль в музыке» – состоит из трёх разделов. В первом рассматриваются произведения «Башкирская русалка», «Бикей и Мауляна», «Майна», «Обмиранье», где нашли отражение характерные черты музыкального быта Оренбургского края, охватывающего огромную территорию, включающую Башкирию. Во втором – повесть «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета», а также связанная с историей Южного Урала. В третьем разделе даётся обзор музыкальных произведений, созданных на основе литературных сочинений В. Даля.
Положения дипломной работы апробированы на конференции «Уфимские дебюты: Шаляпинские чтения, посвящённые 120-летию дебюта Ф.И.Шаляпина на уфимской сцене» (декабрь 2010) и нашли отражение в публикации , а также в учебном процессе – на уроках по мировой художественной культуре в Среднем специальном музыкальном колледже г. Уфы (2 курс, ноябрь 2010).
Материалы дипломной работы могут быть использованы в курсе музыкальной литературы для училищ, а также на занятиях по предмету МХК в школах и учебных заведениях среднего звена.
Глава I. Музыка в жизни В. Даля.
1.1. Музыкальные впечатления В. Даля в детские годы
и годы учения (Луганск, Николаев, Санкт-Петербург, Дерпт)
Опираясь на монографические работы М.Я. Бессараб, Н.Н. Модестова, В.И. Порудоминского, критико-биографический очерк П.И. Мельникова, автобиографическую записку В.И. Даля, краеведческие труды Б.С. Штейнпресса и В.А. Коллара, мемуары современников и др. , охарактеризуем музыкальные впечатления, занятия Владимира Даля в детские и юношеские годы.
Даль с самого детства находился в атмосфере доброты, внимания и высокой образованности. Интерес родителей к наукам, искусству, к музыке позволил воспитать сына как многогранную личность. Отец – Иоганн Христиан Даль (Иван Матвеевич Даль) был сыном офицера королевской датской армии. Настоящий полиглот, отлично владеющий несколькими языками, он закончил курсы богословского и филологического факультетов, а затем получил диплом доктора медицины в Йенском университете в Германии [20, с. 10; 111 с. 18]. И. Даль впервые приехал в Россию в двадцать с небольшим лет (1778), когда Екатерина II пригласила его во дворец в качестве придворного библиотекаря. Получив впоследствии медицинское образование, в 1792 году он вернулся в Россию уже навсегда. Живя в Петербурге, Иоганн Даль женился на Марии Христофоровне Фрайтаг (Фрейтаг), дочери обрусевшего коллежского асессора (немки по отцу и француженки по матери). Она была превосходно образована, в совершенстве владела русским, немецким, английским и французскими языками, знала литературу [20, с. 10; 20, с. 16; 111, с. 19].
В конце XVIII века, когда Россия одержала ряд побед на Черноморском побережье и укрепляла южные границы, началось строительство новых крепостей. В 1795 году на реке Лугань образовался город , был заложен литейный завод. Самой первой улицей в Луганске стала улица Английская, где поселились иностранные специалисты. На этой улице обосновывалась и семья Далей.
В 1801 году родился первый ребёнок – Владимир Иванович Даль. Имя, данное при рождении – Вольдемар. Детские годы Владимира Даля прошли в Луганске и Николаеве, куда в 1805 году перевели его отца, назначив главным доктором Черноморского флота.
Начальное образование Владимир вместе со своими младшими сёстрами и братьями (в семье было ещё три сына – Карл, Лев, Павел и две дочери – Александрина и Паулина) получил дома. Мать занималась с детьми русским и иностранными языками, а отец – литературой и историей. Для преподавания уроков математики и рисования приглашались учителя штурманского училища.
Семья Даля была музыкальной. Имея прекрасное образование, родители большое внимание уделяли музыке. Мать Даля обладала «голосом европейской певицы» и хорошо играла на фортепиано [111, с. 19]. Она сама обучала детей пению, игре на музыкальных инструментах .
Музыка – искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие) [51, с. 358].
Голос – звук, звон, тягучий шум разного рода; звук или зык из гортани человека или животного <…> Каков голосок, таков и отголосок… Пускай голос поветру: хоть толку нет, да далече несёт [50, с. 370].
Звук – всё что слышит ухо, что доходит до слуха <…> Вызвучала, отзвучала струна, прозвучала только, зазвучала было и замолкла, не дозвучала. Прозвучала б ещё [50, с. 672].
Фортепиано – общеизвестное музыкальное орудие, с косточками для переборки пальцами [53, с. 538].
В воспитании детей помогала бабушка Владимира со стороны матери – Мария Ивановна, из рода французских гугенотов де-Мальи. Она интересовалась русской литературой, известны её переводы на русский язык С. Геснера и А. Иффланда .
С ранних лет у Владимира Ивановича проявилась страсть к русскому языку. «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски», – говорил сын датчанина и немки Владимир Даль [цит. по: 111, с. 11].
Когда Владимиру исполнилось тринадцать лет, отец повез их с братом Карлом в Петербург в Морской корпус, имеющий статус одного из лучших учебных заведений России. Приезжая домой в каникулярное время, проезжая украинские степи, юный Даль получает самые незабываемые впечатления от знакомства с народным пением. Именно украинская песня навсегда станет ближе всего его душе. Биографы отмечают тот факт, что первые записи слов , вошедших в Толковый словарь, произошли одновременно с фиксацией текстов полюбившихся песен. Например, слова одной из таких песен Даль «записал на листочке»:
«Ты думаешь, дурню,
Шо я тэбэ люблю,
А я тэбэ, дурня,
Словамы голублю» .
Мелодия – погудка, устав, уставка, напев, голос, песня; основные, последовательные звуки музыкального сочинения, напев в один голос, последовательная согласность звуков (гармония, созвучие, совместная согласность). Старая погудка на новый лад. Не дорога песня, дорога уставка [51, с. 317].
Морская служба Далю давалась нелегко. Из-за постоянных проблем со здоровьем он решает оставить морской флот и в 1826 году отправляется в Императорский Дерптский университет, чтобы получить медицинское образование .
Студенческие годы – самая лучшая пора его жизни. Разнообразные музыкальные впечатления давали посещения им собраний музыкантов-любителей, а также быт дерптских студентов. В XIX веке в университетской среде было распространено музицирование в Collegium musicum («музыкальное содружество»), традиция, вошедшая в культуру России благодаря влиянию европейских стран [32]. Университетские общества собирали любителей музыки из студенческого и профессорского круга. На такого рода вечерах могли обсуждаться и научные темы, но всегда звучала музыка. Известно, что в период обучения В. Даля в Дерптском университете, профессор хирургии Иван Филиппович Мойер – «превосходный пианист, любитель и знаток отечественной поэзии» принимал у себя дома студенческую молодёжь [124, с. 653] . В разные годы в доме Мойера , помимо Даля, бывали поэты В.А. Жуковский и Н.М. Языков, поэт, прозаик, переводчик, издатель А.Ф. Воейков, сыновья историка и писателя Н.М. Карамзина, сыновья фельдмаршала графа П.Х. Витгенштейна, терапевт К.К. Зейдлиц, писатель В.А. Соллогуб и др.
Дерпт, небольшой студенческий городок, когда наступали праздники, «лихорадило» от выходок студентов. Молодёжь частенько собиралась на холме, веселилась, пела песни, «прыгала через костёр, с факелами в руках спускалась в город, шла по улицам, тревожа опасливых, хотя и ко всему привыкших… горожан» [111, с. 67]. В книге М.Я. Бессараб рассказывается о «кошачьем концерте», который студенты университета устроили, чтобы высказать своё презрение издателю Фаддею Булгарину: «Загремели кастрюли, тазы и сковородки, раздалось завывание какой-то трубы и дикое мяукание. Внезапно всё смолкло. В торжественной тишине студенты построились. Побросав “музыкальные инструменты” у особняка иуды, продавшегося за сребреники, победители, в скромных студенческих сюртуках, вернулись в Дерпт» [20, с. 53].
Концерт – музыка на несколько голосов или музыкальных орудий, составленная для одной только музыкальной цели, по принятым правилам. Давать концерт, петь или играть в собрании посетителей, и обычно при помощи хора, оркестра [51, с. 154].
Оркестр – полное собрание музыкантов для совместной игры, что в голосовой музыке хор [51, с. 691].
С музыкальными забавами связано знакомство Даля с Николаем Ивановичем Пироговым – русским хирургом, закончившим Московский университет и направленным в Дерпт для продолжения образования. В воспоминаниях Пирогов рассказывает: «…вдруг в окно просунулась чья-то голова. У незнакомца были большие голубые глаза и вьющиеся светлые волосы… Ни слова не говоря, студент поднес ко рту органчик и заиграл: “Здравствуй милая, хорошая моя”» [цит. по: 20, с. 46]. Это был Владимир Даль.
Изучение темы «Даль и музыка» показывает, что с музыкальным искусством выдающегося писателя и учёного связывали прочные нити. Многочисленные факты подтверждают, с одной стороны, владение Далем азами исполнительства – он с воодушевлением пел народные песни, играл на фортепиано, – его музыкальную образованность, контакты с известными деятелями музыкальной культуры (А. Алябьевым, М. Балакиревым, М. Глинкой, С. Гулак-Артемовским, В. Одоевским, А Улыбышевым и др.). С другой стороны, – введение музыки и связанных с ней впечатлений в собственные литературные произведения.
Интерес Даля к музыке развивался в двух направлениях – народного искусства и музыкальной культуры западноевропейского типа (академической), что наблюдается и в его биографии, и в литературном наследии.
Активное увлечение народным искусством проявилось с юных лет, когда Даль начал записывать первые слова и одновременно сделал записи первых народных песен. С тех пор, на протяжении всей своей жизни он фиксировал всё новые и новые песенные образцы. Его внимание привлекали традиции разных народов: украинцев, русских, башкир, татар, казахов, цыган…
Живя в Оренбурге, он смог слухом музыканта оценить богатство народной музыки Южного Урала и запечатлеть свои наблюдения в художественной прозе. Даль первым описал башкирскую народную манеру исполнения узляу, зафиксировал некоторые сведения о песенных традициях, народных музыкальных инструментах башкир, татар, казахов. Сегодня мимо них не проходит ни один музыкальный этнограф. В литературных произведениях Даль стремился показать фольклор в среде его обитания, вписывая в повествование развёрнутые картины музицирования. Произведения «Бикей и Мауляна», «Майна», «Обмиранье», «Башкирская русалка», ставшие одним из источников понимания процессов, происходящих в формировании музыкальной культуры многонационального уральского региона, заслуживают дальнейшего освоения.
Даль с удовольствием делился накопленными фольклорными богатствами со своими единомышленниками, постоянно помогал тем, кто прикасался к фольклору. Он передал коллекцию собранных на протяжении жизни народных песен фольклористу, переводчику, философу П. Киреевскому, а сказки – автору знаменитых публикаций образцов народного творчества А. Афанасьеву. Это был исключительно значимый жест учёного, стоящего выше личных амбиций. Обращает на себя внимание и общение Даля с носителями фольклора. Вместе с А. Пушкиным, с В. Одоевским, украинскими литераторами Е. Гребёнкой, В. Лазаревским он искал людей, знающих народные песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки, тем самым выполняя благородную миссию сохранения богатств народной культуры и передачи их последующим поколениям.
Иное направление представляет собой интерес Даля к культуре академической. В известнейших литературно-музыкальных салонах Даль встречался со многими видными музыкантами, находился в гуще происходящих культурных событий. В историю вписаны и «Далевские четверги», участниками которых были деятели науки и искусства. Обсуждение научных тем сменялось музицированием, беседами о музыке и литературе, о текущей музыкальной жизни. Подобные собрания стали питательной средой отечественной художественной культуры.
Размышление о трудной судьбе творческой личности дало толчок появлению повести «Похождения Христиана Христиановича и его Аршета». Особенную ценность для музыкальных историков имеют колоритные наблюдения Даля над музыкальным бытом провинции. Благодаря этому появляется возможность восполнить некоторые пробелы в изучении музыкальной культуры Южного Урала, понять, в каких непростых условиях формировалось и развивалось русское искусство.
Обширным полем для междисциплинарного исследования является труд Даля «Толковый словарь живого великорусского языка». Собранные слова, пословицы и поговорки Даль рассматривал как «кладовые языка», позволяющие составить наиболее полное представление о культуре народа и вводил в свой словарь, стремясь максимально расширить его содержание. В итоге сложился пласт и музыкального лексикона, охватывающий многообразные музыкальные явления и академического, и народного искусства.
Особая страница истории русской музыки – создание известными композиторами музыкальных сочинений по произведениям Даля. Не случайна тяга композиторов к пьесе «Ночь на распутье, или Утро вечера мудренее». Не одно поколение музыкантов она привлекала своим ярким народным колоритом, песенными красотами, фантастическими образами. Среди них такие крупные имена, как А. Верстовский, М. Глинка, А Лядов, Н. Римский-Корсаков, А. Серов. Хотя некоторые композиторские замыслы остались нереализованными, не все произведения исполнялись, но, при этом эскизы Лядова к опере «Зорюшка» легли в основу его блестящих сочинений «Волшебное озеро», «Кикимора». Единственное законченное произведение на данный сюжет – опера А. Верстовского «Чурова долина, или Сон наяву» была поставлена и продержалась на сцене Александринского театра в Петербурге несколько лет.
Тема «Даль и музыка» необычайно обширна. Современным исследователям становятся известны новые факты истории, архивные, документальные материалы, мемуарная литература, эпистолярий. Требуют изучения и осмысления вопросы воплощения произведений Даля в композиторском творчестве. Включая множество разнородных явлений, данная тема предполагает дальнейшее её освоение в самых разных аспектах.
1. Абубакирова, Л.Ф. О некоторых вопросах перевода с башкирского на русский язык «Башкирской русалки» В. Даля / Л.Ф. Абубакирова // Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля: матер. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 123-128.
2. Акутина, Ю.М., Ильин-Томич, А.А. Владимир Даль – прозаик: вступит. ст. / Ю.М. Акутина, А.А. Ильин-Томич // Повести и рассказы В.И. Даля. – М.: Сов. Россия, 1983. – С. 5-25.
3. Алябьев, А.А. Хор на приезд военного губернатора В.А. Перовского «Солнце мира! Вознесло ты…» [Ноты] / А. Алябьев, сл. В. Даля / ред. А. Анисимов. – Партитура. – Оренбург, 2001. – 24 с. – Копия рукописи хранится в библиотеке ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей.
4. Аронсон, М., Рейсер, С. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер. – СПб.: Академический проект, 2000. – 400 с.
5. Асафьев, Б.В. Гоголь и музыка / Б.В. Асафьев // Избранные труды: в 5 т. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1955. – Т. 4: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. – С. 154-156.
6. Асафьев, Б.В. Кольцов и Никитин в музыке / Б.В. Асафьев // Избранные труды: в 5 т. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1955. – Т. 4: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. – С. 158-160.
7. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века / Б.В. Асафьев; ред. и примеч. Е.М. Орловой. – Л.: Музыка, 1968. – С. 296-302.
8. Асафьев, Б.В. Тургенев и музыка / Б.В. Асафьев // Избранные труды: в 5 т. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1955. – Т. 4: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. – С. 157-158.
9. Атанова, Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора / Л.П. Атанова. – Уфа: Йэшлек, 1992. – 190 с.
10. Ахметжанова, Н.В., Баязитова, Г.Р. Узляу как феномен музыкально-исполнительского искусства башкир / Н.В. Ахметжанова, Г.Р. Баязитова // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 2 (3). – С. 52-56.
11. Бадина, Н.В. Песни от В. Даля в собрании В.Ф. Одоевского [Электронный ресурс] (2009) / Н.В. Бадина. – URL: h**t: // evp.snu.edu.ua/index.php?.
12. Басманов, П.А. Мифопоэтическая этнопамять в произведении В.И. Даля «Башкирская русалка» // Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля / отв. Ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 248-251.
13. Башкирия в русской литературе: в 6 т. / гл. ред. М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. – Т. 1. – С. 169-193.
14. Белинский, В.Г. Повести, сказки и рассказы казака Луганского / В.Г. Белинский // Полн. собр. соч.: в 13 т. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – Т. 10. – С. 79-83.
15. Белинский, В.Г. Русская литература в 1844 году / В.Г. Белинский // Полн. собр. соч.: в 13 т. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. – Т. 8: Статьи и рецензии 1843-1845. – С. 478-481.
16. Белкина, М.А. Натуральная школа / М.А. Белкина // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / гл. ред. А.А. Сурков – М., 1968 – Т. 5: МУРАРИ-ПРИПЕВ. – Стб. 135-137.
17. Беляева, Н.В. Краткая экскурсия по дому-музею В.И. Даля [Электронный ресурс] / Н.В. Беляева. – URL: h**t: // w*w.pereplet.r*/text/dal.html.
18. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Гл. 5: Любимые книжки [Электронный ресурс] / А.Н. Бенуа; сост. А. Копейкин.– Великие читатели. – URL: h**t: // bibliogid.r*/articles/1101.
19. Беньковская, Т.Е. В.И. Даль: исследования и материалы (библиографический обзор) / Т.Е. Беньковская // Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля: матер. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 17-21.
20. Бессараб, М.Я. Владимир Даль: книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык / М.Я. Бессараб. – М.: Современник, 1972. – 288 с.
21. Боборыкин, П.Д. Воспоминания: в 2 т. / П.Д. Боборыкин; ред. В.В. Григоренко и др. – М.: Худ. литература, 1965. – Т. 1: За полвека. Гл. 1-8. – 568 с. – (Литературные мемуары).
22. Боборыкин, П.Д. Воспоминания: в 2 т. / П.Д. Боборыкин; ред. В.В. Григоренко и др. – М.: Худ. литература, 1965. – Т. 2: За полвека. Гл. 9. – 672 с. – (Литературные мемуары).
23. Верстовский, А.Н. Хор народа «Рады всем сердцем» из оперы «Чурова долина, или Сон наяву» 1 д. [Ноты] / А.Н. Верстовский // Хоры из опер / ред. Б. Казуров. – М.: Музыка, 1988. – С. 64-65. – Н. д. 13544.
24. Визир, Л.Н. Владимир Даль и Украина [Электронный ресурс] (2008) / Л.Н. Визир. – URL: h**t://w*w.evp.snu.edu.ua/vizir-dall-02-2008.html.
25. Владимир Иванович Даль. Жизнь и творчество: библиогр. указ. / Рос. гос. б-ка, НИО библиографии; сост. О.Г. Горбачёва; ред. Т.Я. Брискман; библиогр. ред. Е.А. Акимова. – М.: Пашков Дом, 2004. – 136 с.
26. Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля. Оренбург, 25-27 октября 2000 г.: матер. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – 392 с.
27. Высоцкий, В.И., Свиридова, Т.Н. Дом-музей В.И. Даля: путеводитель / В.И. Высоцкий, Т.Н. Свиридова. – Донецк: Донбасс, 1990. – 24 с.
28. Галичанина, А.Н. Биография Владимира Даля [Электронный ресурс] / А.Н. Галичанина. – URL: h**t: // w*w.philolog.r*/dahl/html/biograf.htm.
29. Где родился, там сгодился [Электронный ресурс]. – URL: h**t: // w*w.snu.edu.ua/docs/dal3.doc.
30. Главацкий, Б.С. Лермонтов и музыка / Б.С. Главацкий. – М.; Л.: 1964. – 103 с.
31. Гозенпуд, А.А. Достоевский и музыка / А.А. Гозенпуд. – Л.: 1971. –175 с.
32. Григорьев, Л.Г., Платек, Я.М. Коллегиум музикум / Л.Г.Григорьев, Я.М. Платек // МЭ: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М., 1982. – Т. 2: ГОНДОЛЬЕРА – КОРСОВ. – Стб. 870 – 871.
33. Давлетбаев, Б.С. Перовский В.А. / Б.С. Давлетбаев // Башкирская краткая энциклопедия / гл. ред. Р.З. Шакуров. – Уфа, 1996. – С. 465.
34. Даль В.И.: биография [Электронный ресурс]. – URL: h**t: // deloteca.r*/st2/r41/id551/aut82.
35. Даль Владимир Иванович – писатель, лексикограф, этнограф // Оренбургская Пушкинская энциклопедия. – Оренбург, 1997. – С. 110-111.
36. Даль, В.И. Автобиографическая записка / В.И. Даль // Даль В.И. Полн. собр. соч.: в 8 т. / сост. и предисл. В.Я. Дерягин, З.С. Дерягина – М.: Столица, 1995. – Т. 1. – С. LXXXIII-LXXXVI.
37. Даль, В.И. (Казак Луганский) Полн. собр. соч.: в 8 т. / В.И. Даль; сост. и предисл. В.Я. Дерягин, З.С. Дерягина. – М.: Столица, 1995. – Т. 1: Повести и рассказы. – 400 с.
38. Даль, В.И. (Казак Луганский) Полн. собр. соч.: в 8 т. / В.И. Даль; ред. Н.М. Гугляр; сост. В.Я. Дерягин, З.С. Дерягина. – М.: Столица, 1995. – Т. 3: Повести и рассказы. – 432 с.
39. Даль, В.И. Башкирская русалка / В.И. Даль // Повести и рассказы. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981. – С. 14-31. – (Золотые родники).
40. Даль, В.И. Бикей и Мауляна. Повести, рассказы, очерки / В.И. Даль. – Челябинск: Южно-Урал. изд-во, 1985. – 384 с.
41. Даль, В.И. Избранные произведения: повести, рассказы, очерки / В.И. Даль. – М.: Правда, 1987. – 376 с.
42. Даль, В.И. Кружевница. Повести, рассказы, очерки / В.И. Даль; сост. В.И. Ермаков; предисл. Л.П. Козловой. – Красноярск, 1986. – 424 с.
43. Даль, В.И. Майна / В.И. Даль // Повести и рассказы. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981. – С. 150-190. – (Золотые родники).
44. Даль, В.И. Ночь на распутье, или Утро вечера мудренее. Старая бывальщина в лица [Электронный ресурс] / В.И. Даль // Владимир Даль: тексты произведений. – URL: h**t://w*w.philolog.r*/dahl/html/texts.htm .
45. Даль, В.И. Обмиранье / В.И. Даль // Повести и рассказы. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981. – С. 263-279. – (Золотые родники).
46. Даль, В.И. Письма из Оренбурга 1833 г. / В.И. Даль // Рус. архив. 1902. – № 8. – С. 643.
47. Даль, В.И. Повести и рассказы / В.И. Даль. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981.– 288 с. – (Золотые родники).
48. Даль, В.И. Повести и рассказы / В.И. Даль; сост. и вступ. статья Ю.М. Акутина и А.А. Ильина-Томича; примеч. А.А. Ильина-Томича. – М.: Сов. Россия, 1983. – 432 с.
49. Даль, В.И. Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета / В.И. Даль // Полн. собр. соч.: в 8 т. / ред. Н.М. Гугляр; сост. В.Я. Дерягин, З.С. Дерягина. – М.: Столица, 1995. – Т. 3. – С. 205-397.
50. Даль, В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. – Репринт. изд. / В.И. Даль. – СПб.: Диамант, 1998. – Т. 1: А – З. – 800 с.
51. Даль, В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. – Репринт. изд. / В.И. Даль. – СПб.: Диамант, 1998. – Т. 2: И – О. – 784 с.
52. Даль, В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. – Репринт. изд. / В.И. Даль. – СПб.: Диамант, 1998. – Т. 3: П. – 560 с.
53. Даль, В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. – Репринт. изд. / В.И. Даль. – СПб.: Диамант, 1998. – Т. 4: Р – V.– 688 с.
54. Дерягин, В.Я. Предисловие / В.Я. Дерягин // Даль В.И. Полн. собр. соч.: в 8 т. / сост. В.Я. Дерягин, З.С. Дерягина – М.: Столица, 1995. – Т. 1. – С. VII-XV.
55. Дмитрий Григорович: литературные воспоминания [Электронный ресурс] с прилож. Из «Воспоминаний» В.А. Панаева / редкол. Э. Вацуров и др.; вступит. ст. Г.Г Елизаветиной. – М.: Худ. литература, 1987. – (Литературные мемуары). – URL: h**t://az.lib.r*/g/grigorowich_d_w/text_0140.shtml.
56. Доброхотов, Б.В. Александр Алябьев: творческий путь / Б.В. Доброхотов. – М.: Музыка, 1966. – 320 с.
57. Долинская, Е.Б. Литературный текст в художественном мире Прокофьева: Слово и Музыка (рассказы) / Е.Б. Долинская // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование: сб. науч. ст. / ред.-сост. Е.Р. Скурко – Уфа: VIA-print, 2008. – С. 35-44.
58. Дюсупова, Л.В. Возможности изучения этнолигвистической проблематики по словарю В.И. Даля / Л.В. Дюсупова// Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля: матер. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 151-152.
59. Живая память / сост. М.Г. Рахимкулов, В.А. Скачилов. – Уфа: Китап, 1997. – 352 с.
60. Жизненный путь композитора А.К. Лядова [Электронный ресурс]. – URL: h**t://dmitrykrasnoukhov.kiev.ua/velikie-kompozitory.
61. Зайцева, Т.А. Милий Алексеевич Балакирев: истоки / Т.А. Зайцева. – СПб.: Канон, 2000. – 436 с.
62. Запорожец, Н.В. А.К. Лядов: жизнь и творчество / Н.В Запорожец. – М.: Музгиз, 1954. – 216 с.
63. Ильин, В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII – начала XX века / В.П. Ильин. – М.: Сов. композитор, 1985. – 232 с.
64. Ильин-Томич, А.А. Примечания / А.А. Ильин-Томич // Даль В.И. Повести и рассказы / сост. и автор. вступит. ст. Ю.М. Акутин, А.А. Ильин-Томич. – М.: Сов. Россия, 1983. – С. 405-432.
65. Интегральное скерцо: научно-фантастические повести и рассказы о музыке / сост. Я. Лишанский. – М.: Музыка, 1990. – 319 с.
66. Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX в.: сб. произведений / сост. и авт. коммент. А.А. Карпов; авт. вступ. ст. В.М. Маркович. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – 560 с.
67. История Луганска [Электронный ресурс]. – URL: h**t: //w*w.OBZOR.com.ua.
68. История русской литературы XIX века (вторая половина): учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / под ред. С.М. Петрова. – Изд. 4-е. – М.: Просвещение, 1978. –608 с.
69. История русской музыки: учебник: в 3 вып. / под общ. ред. Е. Сорокиной, А. Кандинского. – М.: Музыка,1999. – Вып. 1. – 560 с.
70. Келдыш, Ю.В. А.Н. Верстовский / Ю.В. Келдыш // История русской музыки: в 10 т. / ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Музыка, 1988. – Т. 5: 1826-1850. – С. 97-131.
71. Келдыш, Ю.В. Музыкальная критика и наука / Ю.В. Келдыш // История русской музыки: в 10 т. / ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Музыка, 1989. – Т. 6: 50 – 60-е годы XIX века. – С. 26-82.
72. Кириллина, Л.В. Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века / Л.В. Кириллина // Муз. академия. – 1995. – № 1. – С. 60-71. – Музыкальный театр. Опера: Теория. История. Эстетика.
73. Козлова, Л.П. В.И. Даль: вступит. ст. / Л.П. Козлова // Даль В.И. Избр. произведения / В.И. Даль. – М.: Правда, 1987. – С.3-14.
74. Коллар, В.А. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода – города Горького / В.А. Коллар. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976. – 176 с.
75. Коллар, В.А. Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде / В.А. Коллар // Из музыкального прошлого: сб. очерков / ред.-сост. Б.С. Штейнпресс. – М.: Музгиз, 1960. – Вып. 1. – С. 288-371.
76. Комаровский, А. Владимир Даль – великий украинец! [Электронный ресурс]. – URL: h**t://proza.r* › 2008/10/28/136.
77. Костинский, Ю.М. К 200-летию со дня рождения Даля. Ч. 1 [Электронный ресурс] / Ю.М. Костинский. – URL: h**t: // w*w.gramota.r*/biblio/magazines/gramota/linguists/28_117.
78. Костинский, Ю.М. К 200-летию со дня рождения Даля. Ч. 2 [Электронный ресурс] / Ю.М. Костинский. – URL: h**t://w*w.gramota.r*/biblio/magazines/gramota/28_120.
79. Кремлёв, Ю.А. Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке / Ю.А. Кремлёв. – Л.: Музгиз, 1954. – Т.1: 1825-1860. – 288 с.
80. Крысанов, М.А. Музыка в творчестве Василия Аксёнова / М.А. Крысанов // Искусство и образование. – 2008. – № 7. – С. 98-102.
81. Лазарева, А.В. Последние часы дома Алябьева [Электронный ресурс] / А.В. Лазарева. – URL: h**t://w*w.kadashi.r*/mb/3/alabiev.html.
82. Латыпова, Л.Р. Музыка в художественной прозе: дипломная работа / Л.Р. Латыпова; рук. Н.А. Спектор; УГАИ. – Уфа, 1984. – 87 с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. Загира Исмагилова.
83. Левашёв, Е.М., Корженьянц, Т.В. А.А. Алябьев / Е.М. Левашёв, Т.В. Корженьянц // История русской музыки: в 10 т. / ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Музыка, 1988. – Т. 5: 1826-1850. – С. 29-96.
84. Литературные салоны и кружки: первая половина XIX в. / под. ред. Н.Л. Бродского. – М.: Аграф, 2001. – 496 с.
85. Литературный герой [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.revolution.allbest.r*.
86. Лядов, А.К. Волшебное озеро: сказочная картинка для оркестра [Ноты] / А.К. Лядов // Лядов А.К. Баба-Яга. Волшебное озеро. Кикимора. – Партитура. – М.: Музыка, 1984. – С. 13-22. – Н. д. 3033.
87. Мамяшева, Е.В. Мифологический персонаж Русалка в операх Даргомыжского и Дворжака: к вопросу претворения архетипов: дипломная работа / Е.В. Мамяшева; рук. С.М. Платонова; УГАИ. – Уфа, 2009. – 102 с. – Рукопись хранится в библиотеке УГАИ им. Загира Исмагилова.
88. Маньковский, А.В. Романтическая «мистерия» в её взаимодействии с другими жанрами: к проблеме генезиса философско-символической драмы в России: 1800-е – начало 1880-х гг.: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2008. – 26 с.
89. Маркович, В.М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма: вступит. ст. / В.М. Маркович // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX в.: сб. произведений / В.М. Маркович; сост. и авт. коммент. А.А. Карпов; авт. вступит. ст. В.М. Маркович. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – С. 5-42.
90. Матвиевская, Г.П. Даль, родившийся в Оренбурге / Г.П. Матвиевская // Вечерний Оренбург. – 2009. – 14 янв.
91. Матвиевская, Г.П. Натуралист Владимир Даль (1801 – 1872) / Г.П. Матвиевская // Вопросы естествознания и техники. – 1999. – № 4. – С. 36-42.
92. Матвиевская, Г.П. Чиновник особых поручений: Год пятый (1837) / Г.П. Матвиевская // Вечерний Оренбург. – 2001. – 5 апр.
93. Матвиевская, Г.П. Чиновник особых поручений: Год пятый (1837) / Г.П. Матвиевская // Вечерний Оренбург. – 2001. – 24 мая.
94. Матвиевская, Г.П., Зубова, И.К. «Оренбург наш город золотой: ходи в чём хочешь…»: письма В.И. Даля к сестре. 1835 год / Г.П. Матвиевская, И.К. Зубова // Вечерний Оренбург. – 2001. – 26 июля.
95. Махней, С.И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур). – Уфа: Гилем, 2008. – 165 с.
96. Мельников, П.И. Владимир Иванович Даль: критико-биографический очерк / П.И. Мельников // Даль В.И. Полн. собр. соч.: в 8 т. / сост. и предисл. В.Я. Дерягин, З.С. Дерягина – М.: Столица, 1995. – Т. 1. – С. XVI-LXXXII.
97. Милий Алексеевич Балакирев. Летопись жизни и творчества / сост. А.С. Ляпунова. – Л.: Музыка, 1967. – С. 16-17.
98. Миньона. Музыка в русской прозе: вторая половина XIX века / сост. А.Д. Трейстер; послесл. и коммент. М.П. Рахмановой. – М.: Музыка, 1991. – 319 с.
99. Митина, А.О. А.Н. Серов – жизнь и творчество [Электронный ресурс] / А.О. Митина. – URL: h**t://w*w.arslonga. 33info.r*.
100. Михайлов, М.К. А.К. Лядов: очерк жизни и творчества / М.К. Михайлов. – Л.: Музыка, 1985. – 208 с.
101. Модестов, Н.Н. Владимир Иванович Даль в Оренбурге: труды Оренбургской Учёной Архивной комиссии / Н.Н. Модестов. – Оренбург: Типография Тургайского обл. Правления, 1913. – Вып. XXVII. – 92 с.
102. Морозова, А.В. Словесный портрет в физиологическом очерке/ А.В. Морозова // Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля / отв. Ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 55-59.
103. Музыкальные традиции Уфы и европейское искусство XIX-XX вв.: к 145-летию со дня рождения выдающейся пианистки В.В.Тимановой: матер. конф. / отв. ред.-сост. Р.М. Губайдуллин. – Уфа, 2001.
104. Носорева, Л.В. Музыка в жизни и творчестве С.Т. Аксакова / Л. Носорева // Аксаковские чтения (1996-1997 гг.): сб. матер. / ред.-сост. Г.О. Иванова. – Уфа, 1997. – 160 с.
105. Основы литературоведения: учебное пособие для филологических факультетов пед. ун-тов / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский лицей, 2000. – 372 с.
106. Палий, Е.Н. Салон как феномен культуры XIX века: традиции и современность: автореф. дис. … д-ра культурологии / Е.Н. Палий. – М, 2008. – 39 с.
107. Памятники русского музыкального искусства: музыка на полтавскую победу / ред. Ю. Келдыш; сост. В. Протопопов. – М.: Музыка, 1973. – 254 с.
108. Платек, Я.М. Верьте музыке / Я.М. Платек. – М.: Сов. композитор, 1989. – 352 с.
109. Платек, Я.М. Омский каторжанин / Я.М. Платек // Музыкальная жизнь. – 2008. – № 1. – С. 33-35. – [Песенный фольклор в творчестве Ф. Достоевского].
110. Платек, Я.М. Под знаком Чехонте / Я.М. Платек // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 7-8. – С. 27-29; 31-33.
111. Порудоминский, В.И. Даль / В.И. Порудоминский. – М.: Молодая гвардия, 1971. – Вып. 17. – 381 с. – (ЖЗЛ).
112. Поручик Киже (фильм) [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: h**t:// ru.wikipedia.org/wiki/
113. Прокофьева, В.Ю. Оренбургские слова в словаре В.И. Даля / В.Ю. Прокофьева // Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля: матер. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 374-387.
114. Прянишников, Н.Е. Владимир Иванович Даль в Оренбурге: историч. очерк / Н.Е. Прянишников // Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Челябинск, 1977. – С. 54-70.
115. Руденко, В.З. Доктор Булгаков и профессор Стравинский. Композиторские фамилии в романе «Мастер и Маргарита» / В.З. Руденко // Музыкальная жизнь. – 1995. – № 10-11, 12. – С. 37-39.
116. Садуова, А.Т. Волшебное озеро А.К. Лядова как пример импрессионистской миниатюры: курсовая работа / А.Т. Садуова; рук. С.И. Махней; УГАИ. – Уфа, 2002. – 44 с. – Рукопись хранится на кафедре истории музыки УГАИ им. Загира Исмагилова.
117. Силенок, Л.Ю. Одоевский В.Ф. / Л.Ю. Силенок // МЭ: в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. – М., 1976. – Т. 3: КОРТО – ОКТОЛЬ. – Стб. 1091-1095.
118. Соколова, А.М. А.К. Лядов / А.М. Соколова // История русской музыки: в 10 т. / ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Музыка, 1994. – Т. 9: Конец XIX – начало XX в. – С. 275-337.
119. Соколова, Л. Владимир Даль: «Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова…» / Л. Соколова // Наша газета. – 2011. – 12 мая . – Культура.
120. Соллогуб В.А. [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.hrono.r*/biograf/bio_s/sollogub_va.php.
121. Соллогуб, В.А. Аптекарша / В.А. Соллогуб // Соллогуб В.А. Повести и рассказы / сост., вступ. ст. и примеч. Н.И. Якушина. – М.: Сов. Россия, 1988. – С. 77-124.
122. Соллогуб, В.А. Воспоминания / В.А. Соллогуб; коммент. и текстология И.С. Чистовой; предисл. А.С. Немзера. – М.: СЛОВО / SLOVO, 1998. – 384 с. – (Русские мемуары).
123. Соллогуб, В.А. История двух калош / В.А. Соллогуб // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX в.: сб. произведений / сост. и авт. коммент. А.А. Карпов; авт. вступ. ст. В.М. Маркович. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – С. 24-67.
124. Соллогуб, В.А. Повести; Воспоминания / В.А. Соллогуб; сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. И.С. Чистовой. – Л.: Худож. литература, 1988. – 720 с.
125. Спектор, В.Д. Через прошлое в будущее / В.Д. Спектор // Московский литератор. – 2006. – 17 сент.
126. Ступель, А.М. Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869): популярная монография / А.М. Ступель. – Л.: Музыка, 1985. – 96 с.
127. Татаро-башкирский вопрос. Тюрки Башкирии и Башкиро-мещерякское казачье войско [Электронный ресурс]. – URL: h**t://bash-tatar.livejournal.com/612.html.
128. Фахрутдинова, А.Р. Дастан «Туляк и Сусылу»: тюрко-татарские варианты: автореф. дис. … канд. филол. наук / А.Р. Фахрутдинова. – Казань, 2007. – 27 с.
129. Фомичев, С.А. Актуальный Даль / С.А. Фомичев // Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля: матер. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 111-122.
130. Хавторин, Б.П. Александр Алябьев в Оренбургской ссылке: к 150-летию со дня смерти композитора / Б.П. Хавторин. – Оренбург: Изд-во ОГИИ, 2001. – 72 с.
131. Хавторин, Б.П. Музыка Оренбургской губернии в XVIII-XX веках / Б.П. Хавторин // Оренбуржье Музыкальное. – 2001. – № 1. – С. 10-16.
132. Хавторин, Б.П. Музыка Оренбургской губернии в XVIII-XX веках / Б.П. Хавторин // Оренбуржье Музыкальное. – 2001. – № 2. – С. 2-9.
133. Хавторин, Б.П. Музыка Оренбургской губернии в XVIII-XX веках / Б.П. Хавторин // Оренбуржье Музыкальное. – 2001. – № 3. – С. 2-7.
134. Хавторин, Б.П. Музыка Оренбургской губернии в XVIII-XX веках / Б.П. Хавторин // Оренбуржье Музыкальное. – 2002. – № 4. – С. 3-8.
135. Чванов, М.А. Пришлите справедливого Даля!: предисловие / М.А. Чванов // Повести и рассказы. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981. – С. 5-13. – (Золотые родники).
136. Черейский, Л.А. Пушкин и его окружение / Л.А. Черейский. – Изд. 2-е. – Л.: Наука, 1988. – 544 с.
137. Штейнберг, А. У истоков русской мысли о музыке / А. Штейнберг // Сов. музыка. – 1967. – № 10. – С. 73 – 82. – История и теория.
138. Штейнпресс, Б.С. А.А. Алябьев в изгнании / Б.С. Штейнпресс. – М.: Музгиз, 1959. – 148 с.
139. Штейнпресс, Б.С. Музыка в Оренбурге 125 лет назад/ Б.С. Штейнпресс // Из музыкального прошлого: сб. очерков / ред.-сост. Б.С. Штейнпресс. – М.: Музгиз, 1960. – Вып. 1. – С. 125-142.
140. Штыкалова, Г.М. Даль и Оренбуржье: библиографический список / Г.М. Штыкалова // Вторые междунар. Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рождения В.И. Даля: матер. / отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. – С. 304-314.
141. Юган, Н.Л. Пьесы В. Даля «Ночь на распутье» и У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»: некоторые особенности композиции и стилистики [Электронный ресурс] / Н.Л. Юган. – URL: h**t://socium.sitecity.r*/ltext.
142. Юган, Н.Л. Развитие жанра фольклорной волшебно-лирической пьесы в творчестве В.И. Даля и А.Н. Островского / Н.Л. Юган // Вестник Луганского национального университета им. Тараса Шевченко: филологические науки. – 2003. – № 14 (177) июль. – С. 140-150. – (Актуальные проблемы литературознания).
143. Яковлев, В.В. Пушкин и музыка / В.В. Яковлев. – М.; Л.: Музгиз, 1949. – 182 с.
144. Якушин, Н.И. Писатель с замечательным дарованием / Н.И. Якушин // Повести и рассказы / В.А. Соллогуб; сост., вступит. ст. и примеч. Н.И. Якушина. – М.: Сов. Россия, 1988. – С. 3-20.
145. Якушин, Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): учеб. пособие для студ. учеб. заведений / Н.И. Якушин. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Тема: | «Владимир даль и музыка» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 114 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Роман м. булгакова «мастер и маргарита» в русской культуре: культурологический и методический аспекты изучения в школе и вузе
Дипломная работа:
Становление гражданской позиции личности ребенка на уроках музыки
Дипломная работа:
Методика развития эмоциональной отзывчивости детей на уроках музыки
Дипломная работа:
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Дипломная работа:
Эстетическое воспитание школьников средствами башкирской музыки