Дипломная работа
«Музыкальные компьютерные программы и их применение в обучении школьников»
- 74 страниц
Введение….3
Глава I. Теоретические основы использования музыкальных компьютерных программ в обучении школьников
1.1 Музыкальные компьютерные программы….8
1.2 Использование музыкальных компьютерных программ в школе….39
Глава II. Педагогические условия использования музыкальных компьютерных программ в обучении школьников
2.1 Основные виды и формы применения музыкальных компьютерных программ в обучении школьников….51
2.2 Эксперимент и его результаты….62
Заключение….68
Список использованной литературы….71
В современном мире компьютер находит широчайшее применение во всех сферах деятельности. Не является исключением и музыка. Для современного ребёнка компьютер является равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которых ему так не хватает.
Музыкальные программы предоставляют много возможностей для музыкального обучение школьников, а их применение позволяет сделать изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.
В музыкальном образовании компьютер используется как для создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического и развивающего плана). В увлекательной форме, просто и доходчиво дети изучают основы музыкальной грамоты, получают знания о музыке и музыкантах.
Информационно-компьютерные технологии сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.
Обучение музыке всегда считалось сферой наставничества. Учитель передавал ученику свои знания как бы «из рук в руки», индивидуально общаясь с воспитанником. Новые информационные технологии позволяют оптимизировать процесс подготовки юного музыканта, давая ему домашнего наставника в виде персонального компьютера. Обучающие компьютерные программы позволяют ученику самостоятельно осваивать определённые разделы музыкальной науки, проверяя свои знания и умения с помощью компьютерных тестов.
Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, уже сегодня можно выделить такие направления его применения:
• прослушивание и анализ музыкальных произведений;
• создание музыки;
• изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучання, видеоизображение;
• получение разной музыкальной информации с использованием сети интернет.
Вместе с тем, можно отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются как новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке.
Используя компьютерные технологии на уроках музыки решаются определенные педагогические и воспитательные задачи:
• Развитие навыков музыкально-творческой деятельности.
• Развитие навыков обращения с компьютерной техникой.
• Повышение интереса к получению музыкального образования.
• Формирование у детей в условиях целенаправленной практической деятельности психологических качеств личности, способствующих достижению поставленной цели.
• Углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки.
• Углубление знаний о современных компьютерных технологиях.
• Расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса учащихся на основе демонстрационных возможностей компьютера.
• Включение учащихся в общественную жизнь школы через выполнение ими общественно-полезных заданий по музыкальному оформлению праздников, концертов, уроков по истории и теории музыки.
Занятия в компьютерном классе вызывают живой интерес и пользуются большим спросом у учащихся, как старших, так и младших классов. В процессе обучения, наиболее продвинутые учащиеся даже консультируют преподавателя и других учащихся по новым, только что появившимся программам и технологиям. Ведь мир компьютерной музыки сегодня бурно развивается и именно молодёжь призвана реализовать заложенные в этом развитии возможности, внести новые подходы в практику классического музыкального образования.
Цель исследования: внедрение и обоснование использования музыкальных компьютерных программ в школе.
Объект исследования: учащиеся детской музыкальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия использования музыкальных компьютерных программ в детской музыкальной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулирована гипотеза, согласно которой: использование музыкальных компьютерных программ будет эффективным, если, придать обучающему процессу не стандартный подход в обучении. Цель заключается в том, чтобы выработать у учащихся потребность и умение самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения творческой деятельности.
Задачи исследования:
• Изучить литературу по педагогике и музыкальным компьютерным программам.
• Внедрить в процесс обучения музыкальные программы.
• Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке выделенных педагогических условий.
Для решения поставленной задачи, применял следующие методы исследования:
• Анализ литературы по теме.
• Эксперимент.
• Наблюдение
• Подведение итогов
Теоретическая значимость работы:
В работе изучен и проанализирован материал на тему: «Музыкальные компьютерные программы и их применение в обучении школьников». Программы были разделены на группы и описано их практическое применение. Обосновано эффективность использования музыкальных компьютерных программ в обучении школьников, а также показано, что применение этих программ способствует развитию способностей и заинтересованности у учеников.
Практическая значимость:
В данной работе обоснована эффективность использования музыкальных компьютерных программ как в детских музыкальных школах, так и в музыкальных классах общеобразовательных школ. А так же применение этих программ для занятий музыкой дома.
Данная работа может представлять интерес для учителей музыки, а так же для всех людей которые интересуются современными музыкальными компьютерными технологиями.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
База исследования – музыкальная школа №10 г. Уфы.
Глава I. Теоретические основы использования музыкальных компьютерных программ в обучении школьников.
1.1. Музыкально-компьютерные программы
Звук и музыка все больше внедряются в компьютерное пространство. Сначала это были игры, энциклопедии и презентации, позже появились первые специализированные музыкальные программы-секвенсоры и аудио-рекордеры. Теперь возможности, которые дает компьютерная технология, и которые раньше использовались в деловых и производственных целях, начинают распространяться и на творческие области нашей жизни.
Рис. 1. Программы, интересные широкому кругу пользователей, имеющих компьютер со звуковой картой.
Легко заметить, что количество программ, работающих с музыкой и звуком, увеличивается прямо пропорционально мощности компьютеров и качеству звуковых карт. Они становятся все более сложными и охватывают новые виды нашей деятельности.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
• Музыкальные проигрыватели
• Аудиоредакторы
• Секвенсеры (DAW)
• Нотные редакторы
• Автоаранжировщики
• «Программы-конструкторы»
Мультимедиа проигрыватель (также медиаплеер) — это компьютерная программа, предназначенная для воспроизведения мультимедиафайлов. Большинство программных мультимедиа проигрывателей поддерживают множество форматов аудио и видео файлов. Самыми распространенными медиаплеерами для операционной системы Windows являются: Windows Media Player, Winamp, COWON MediaCenter — JetAudio и др. На (рис. 2) показано окно программы COWON MediaCenter — JetAudio.
Рис. 2. Окно программы COWON MediaCenter — JetAudio.
Большинство современных операционных систем по умолчанию содержат в себе проигрыватели медиафайлов: например, Microsoft Windows NT — Windows Media Player; Apple Mac OS X — QuickTime Player (для воспроизведения видео в формате QuickTime) и iTunes (для некоторых других форматов).
Некоторые мультимедиа проигрыватели предназначены для воспроизведения только аудио или видеофайлов и называются, соответственно, аудио и видеопроигрыватели. Разработчики таких проигрывателей стремятся сделать их как можно более удобными для воспроизведения соответствующих форматов. К числу проигрывателей поддерживающих исключительно аудио файлы, относятся например: AIMP, foobar2000, Songbird.
Многие медиаплееры не ограничиваются только воспроизведением мультимедийных файлов. Они также дают возможность: работать с плейлистами (форматов .plc, .m3u, .asx), «грабить» CD диски, записывать CD, конвертировать (аудио и видео файлы), просматривать зрительные образы , менять скины , работать с аппаратными MP3 плеерами и т.д. Некоторые из этих функций доступны сразу после установки программы или они становятся доступными после загрузки подключаемых модулей (плагинов). Большинство медиаплееров поддерживают форматы: mp3, wav, wma, ogg, mid, kar, а также воспроизводят диски в формате CD-Audio.
Несомненно, на данный момент MP3 является самым известным и популярным из распространённых форматов цифрового кодирования звуковой информации с потерями. Он широко используется в файлообменных сетях для оценочной передачи музыкальных произведений. Формат может проигрываться практически во всех популярных операционных системах, на большинстве портативных аудиоплееров, а также поддерживается всеми современными моделями музыкальных центров и DVD-плееров.
А в профессиональной среде гораздо чаще приходится иметь дело с форматами wav, mid и CD-Audio.
WAV (WAVE) — формат файла-контейнера для хранения записи оцифрованного аудиопотока. Под Windows этот формат чаще всего используется в качестве оболочки для несжатого звука (PCM), когда для каждого отсчёта амплитуды сигнала выделяется определённое число бит. Однако, в контейнер WAV можно поместить звук, сжатый почти любым кодеком (но с воспроизведением таких файлов могут возникать проблемы).
Стандартный MIDI файл (SMF и Standard MIDI FIle) — это специально разработанный формат файлов, предназначенный для хранения данных, записываемых или исполняемых секвенсором, секвенсор может быть как программой для компьютера, так и аппаратно выполненным модулем. В отличие от других форматов это не оцифрованный звук, а наборы команд (проигрываемые ноты, ссылки на проигрываемые инструменты, значения изменяемых параметров звука), которые могут воспроизводиться по-разному в зависимости от устройства воспроизведения. Удобство формата MIDI как формата представления данных позволяет реализовывать устройства, производящие автоматическую аранжировку по заданным аккордам, а также приложения 3D-визуализации звука. Кроме того, такие файлы, как правило, имеют на несколько порядков меньший размер, чем оцифрованный звук сравнимого качества.
Форматы караоке-файлов обычно представляют собой mіdі-файл с расширениями MID, KAR или ST3, содержащий в себе нотную запись произведения. Важная особенность караоке-файлов заключается в том, что музыка записывается не в обычном цифровом виде, а в виде партитур (последовательности команд) для разнообразных инструментов, звучание которых имитирует звуковая карта компьютера. Кроме того, караоке-файлы содержат слова песни, которые синхронно отображаются на экране монитора. Это существенно облегчает процесс пения: с одной стороны, не нужно запоминать текст песни, а с другой — гораздо легче попадать в такт, ведь слова, которые следует петь в тот или иной момент, обозначаются контрастным цветом.
Формат CD-Audio изначально был создан для хранения аудиозаписей в цифровом виде, для воспроизведения в музыкальных центрах и CD плеерах. Для сохранения звуковой информации на компьютер с Audio-CD используются специальные программы CD-риперы.
CD-рипер (англ. CD ripper, CD grabber, CD extractor) — программа, предназначенная для извлечения цифровой звуковой информации в неструктурированном (англ. raw) формате, записанной на Audio-CD, в файл или на стандартный вывод (англ. stdout). Извлечённые данные могут быть сохранены в формате без сжатия WAV, PCM, сжаты с потерями в такие форматы, как MP3, Ogg Vorbis, или сжаты без потерь. Большинство программ для извлечения звуковых данных позволяют автоматически добавлять в полученные файлы метаданные. Файлы формата MP3, например, могут содержать теги ID3 с информацией об исполнителе, названии дорожки, её номером на диске, названием и датой выхода альбома. Многие программы могут получить эти данные из базы данных сигнатур компакт дисков или считав с самого диска, если они записаны на нём в формате CD-TEXT. Наиболее популярными программами этой группы под Windows являются: Exact Audio Copy (EAC), Audiograbber, CDex, BonkEnc.
Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Следует заметить, что любое целенаправленное действие в компьютерной программе требует высокого уровня общей информационной культуры учащихся. Таким образом, занятия в компьютерном классе с использованием музыкально-компьютерных технологий могут положительно повлиять на усиление интереса к изучению многих школьных предметов, а также усилить интеграцию казалось бы несовместимых предметов, например музыка и информатика.
Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве.
Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.
Профессия педагога музыкально-компьютерных технологий находится на стыке музыки и техники. Поэтому она требует от специалиста не только безупречного вкуса, тонкого слуха, творческого мышления, знания истории, теории музыки, особенностей самых разных музыкальных стилей и жанров, но и владения всеми существующими технологиями звукозаписи, а также компетентности в области акустики, звукотехнического оборудования студий, современных компьютерных технологий.
Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников.
Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения.
Во взаимоотношениях музыки и техники по-прежнему остается проблема творческого начала в искусстве. Среди композиторов существует стойкое убеждение, что «машина» не дает возможности реализовать творческий импульс, индивидуальность композитора. Примечательно, что к такому мнению приходят даже те, кто уже значительную часть своего творчества отдал машинным технологиям.
В ходе нашего эксперимента мы подтвердили правильность нашей гипотезы, поставленные нами задачи и выбранные методы работы. Таким образом, проведенные нами исследования доказали необходимость последующей работы в данном направлении и внедрении результатов нашего исследования в практику общеобразовательной школы, а также в ДМШ и школах искусств.
1. Айдарова И.Р. Дидактические материалы по курсу "Музыкальная литература" // Познавательно и увлекательно или 555 вопросов о музыке. — Пермь: ПМУ, 1998. – с. 17-19; 24-25; 44-45
2. Айдарова И.Р. Компьютер как музыкальный инструмент // Вестник ПГИИК. – 2005. - №1. – С. 36-40.
3. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка в зарубежной образовательной практике // Актуальные проблемы художественного образования, вып.2, М.: ИХОРАО, 2006, с.62-64.
4. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка в российской образовательной практике // ж. Музыка в школе, 2006, №1. – С.23-26
5. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка: программа учебного курса / И.Р. Айдарова; Перм.гос.ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2007. – 32 с. 1,1 п.л.
6. Айдарова И.Р. Компьютерные технологии и педагогика музыкального творчества // Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием, Пермь (22-25 окт. 2007 г. ). – Пермь, гос. ин-т искусства и культуры. – 2007. – 415 с., с.278-280 0,1 п.л.
7. Айдарова И.Р. Музыкальный калейдоскоп // ж. Музыка и электроника. – №2, 2008. – с.21 0,15 п.л.
8. Айдарова И.Р. Уроки творчества за музыкальным компьютером // Искусство в школе. – №1, 2008. – с.35-36.
9. Айдарова И.Р. Электронный учебник на уроке музыки: мечта или реальность? // Искусство в школе. – №4, 2008. – с.38-40
10. Алпатова А.С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научно-методических статей. – М., 2004. 121 с.
11. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – M., 1983. – 221 с.
12. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. – Мурманск, 2000. – 83 с.
13. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. 1989. №3
14. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1979. – 451 с.
15. Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М., 1975.
16. Головина М.Ф. Дать импульс к импровизации // Искусство в школе, 1994, №1.
17. Головина М.Ф. О моих учителях // Искусство в школе, 1995, № 3.
18. Гришанович Н.Н. От протоинтонации к художественному обобщению // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки. - М., 1996.
19. Гродзенская Н.Л. Беседы о музыке на уроке. Вып. 10. - М., 1975.
20. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10, 1975.
21. Живайкин "600 звуковых и музыкальных программ" Спб., 2001. - BHV - Санкт – Петербург.
22. Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет - технологии, 2004 и 2005г., ВОИПКиПРО
23. Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. 1984, №2.
24. Красильников И. Белое пятно в музыкальной педагогике // Искусство в школе. 1983. №1.
25. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. — 2000. — № 4
26. Кулинкович Е.П. Интонационная атмосфера урока // Музыка в школе. 1988, №3.
27. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н-Д: ТЦ «Учитель», 2001.
28. Малов В.А. Мой Кабалевский // Музыка в школе. 1989, №1.
29. Марцинкявичус З. О некоторых методах обучения пению по нотной записи //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. - М., 1980.
30. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // Музыка в школе. 1984, № 1.
31. Медушевский В.В. Музыкальное образование // Спутник учителя музыки - М., 1993.
32. Науменко Т.И. Формирование музыкальности у младших школьников. – М., 1980.
33. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 8 класс – М., 2001. – 161 с
34. Петелин Р., Петелин Ю. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства. СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2001. – 608 с.
35. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Сочинение и аранжировка музыки на компьютере СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 608 с.
36. Рабин Д. М. Музыка и компьютер: настольная студия/ Пер. с англ. Р. Н. Онищенко и А. Э. Лашковской; ООО “Попурри”, 1998. – 272 с.: ил.
37. Спира И. Все про MP3: компьютер как музыкальный центр. Легкий старт. – СПб.: Питер, 2006. – 144 с.: ил.
38. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. – М., 1999. – 216 с.
39. Трусова В., Медведев Е. Музыкальная азбука на РС. Самоучитель. М., 2002.
40. Ульянич В.С. Заметки о компьютерной музыке // Музыкальная жизнь. – 1990. – № 15.
41. Фетискин Н.П. Психоэмоциональное обеспечение компьютерного обучения. Психологические проблемы применения ЭВМ в процессе обучения. Сб. тр. М. 1990
42. Фролов М. Учимся на компьютере музыке. М., 2000.
Тема: | «Музыкальные компьютерные программы и их применение в обучении школьников» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование творческого мышления учащихся на основе обучающих музыкально-компьютерных программ
Дипломная работа:
Развитие чувства ритма учащихся средних классов с применением музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Педагогические условия музыкального развития младших школьников на основе музыкально-компьютерных технологий
Реферат:
Компьютерные сети. Цели их применения
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе