Дипломная работа

«Музыкальные компьютерные программы и их применение в обучении школьников»

  • 74 страниц(ы)
  • 2356 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….3

Глава I. Теоретические основы использования музыкальных компьютерных программ в обучении школьников

1.1 Музыкальные компьютерные программы….8

1.2 Использование музыкальных компьютерных программ в школе….39

Глава II. Педагогические условия использования музыкальных компьютерных программ в обучении школьников

2.1 Основные виды и формы применения музыкальных компьютерных программ в обучении школьников….51

2.2 Эксперимент и его результаты….62

Заключение….68

Список использованной литературы….71

В современном мире компьютер находит широчайшее применение во всех сферах деятельности. Не является исключением и музыка. Для современного ребёнка компьютер является равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которых ему так не хватает.

Музыкальные программы предоставляют много возможностей для музыкального обучение школьников, а их применение позволяет сделать изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.

В музыкальном образовании компьютер используется как для создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического и развивающего плана). В увлекательной форме, просто и доходчиво дети изучают основы музыкальной грамоты, получают знания о музыке и музыкантах.

Информационно-компьютерные технологии сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.

Обучение музыке всегда считалось сферой наставничества. Учитель передавал ученику свои знания как бы «из рук в руки», индивидуально общаясь с воспитанником. Новые информационные технологии позволяют оптимизировать процесс подготовки юного музыканта, давая ему домашнего наставника в виде персонального компьютера. Обучающие компьютерные программы позволяют ученику самостоятельно осваивать определённые разделы музыкальной науки, проверяя свои знания и умения с помощью компьютерных тестов.

Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, уже сегодня можно выделить такие направления его применения:

• прослушивание и анализ музыкальных произведений;

• создание музыки;

• изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучання, видеоизображение;

• получение разной музыкальной информации с использованием сети интернет.

Вместе с тем, можно отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются как новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке.

Используя компьютерные технологии на уроках музыки решаются определенные педагогические и воспитательные задачи:

• Развитие навыков музыкально-творческой деятельности.

• Развитие навыков обращения с компьютерной техникой.

• Повышение интереса к получению музыкального образования.

• Формирование у детей в условиях целенаправленной практической деятельности психологических качеств личности, способствующих достижению поставленной цели.

• Углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки.

• Углубление знаний о современных компьютерных технологиях.

• Расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса учащихся на основе демонстрационных возможностей компьютера.

• Включение учащихся в общественную жизнь школы через выполнение ими общественно-полезных заданий по музыкальному оформлению праздников, концертов, уроков по истории и теории музыки.

Занятия в компьютерном классе вызывают живой интерес и пользуются большим спросом у учащихся, как старших, так и младших классов. В процессе обучения, наиболее продвинутые учащиеся даже консультируют преподавателя и других учащихся по новым, только что появившимся программам и технологиям. Ведь мир компьютерной музыки сегодня бурно развивается и именно молодёжь призвана реализовать заложенные в этом развитии возможности, внести новые подходы в практику классического музыкального образования.

Цель исследования: внедрение и обоснование использования музыкальных компьютерных программ в школе.

Объект исследования: учащиеся детской музыкальной школы.

Предмет исследования: педагогические условия использования музыкальных компьютерных программ в детской музыкальной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулирована гипотеза, согласно которой: использование музыкальных компьютерных программ будет эффективным, если, придать обучающему процессу не стандартный подход в обучении. Цель заключается в том, чтобы выработать у учащихся потребность и умение самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения творческой деятельности.

Задачи исследования:

• Изучить литературу по педагогике и музыкальным компьютерным программам.

• Внедрить в процесс обучения музыкальные программы.

• Организовать опытно-экспериментальную работу по проверке выделенных педагогических условий.

Для решения поставленной задачи, применял следующие методы исследования:

• Анализ литературы по теме.

• Эксперимент.

• Наблюдение

• Подведение итогов

Теоретическая значимость работы:

В работе изучен и проанализирован материал на тему: «Музыкальные компьютерные программы и их применение в обучении школьников». Программы были разделены на группы и описано их практическое применение. Обосновано эффективность использования музыкальных компьютерных программ в обучении школьников, а также показано, что применение этих программ способствует развитию способностей и заинтересованности у учеников.

Практическая значимость:

В данной работе обоснована эффективность использования музыкальных компьютерных программ как в детских музыкальных школах, так и в музыкальных классах общеобразовательных школ. А так же применение этих программ для занятий музыкой дома.

Данная работа может представлять интерес для учителей музыки, а так же для всех людей которые интересуются современными музыкальными компьютерными технологиями.

Структура выпускной квалификационной работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

База исследования – музыкальная школа №10 г. Уфы.

Глава I. Теоретические основы использования музыкальных компьютерных программ в обучении школьников.

1.1. Музыкально-компьютерные программы

Звук и музыка все больше внедряются в компьютерное пространство. Сначала это были игры, энциклопедии и презентации, позже появились первые специализированные музыкальные программы-секвенсоры и аудио-рекордеры. Теперь возможности, которые дает компьютерная технология, и которые раньше использовались в деловых и производственных целях, начинают распространяться и на творческие области нашей жизни.

Рис. 1. Программы, интересные широкому кругу пользователей, имеющих компьютер со звуковой картой.

Легко заметить, что количество программ, работающих с музыкой и звуком, увеличивается прямо пропорционально мощности компьютеров и качеству звуковых карт. Они становятся все более сложными и охватывают новые виды нашей деятельности.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

• Музыкальные проигрыватели

• Аудиоредакторы

• Секвенсеры (DAW)

• Нотные редакторы

• Автоаранжировщики

• «Программы-конструкторы»

Мультимедиа проигрыватель (также медиаплеер) — это компьютерная программа, предназначенная для воспроизведения мультимедиафайлов. Большинство программных мультимедиа проигрывателей поддерживают множество форматов аудио и видео файлов. Самыми распространенными медиаплеерами для операционной системы Windows являются: Windows Media Player, Winamp, COWON MediaCenter — JetAudio и др. На (рис. 2) показано окно программы COWON MediaCenter — JetAudio.

Рис. 2. Окно программы COWON MediaCenter — JetAudio.

Большинство современных операционных систем по умолчанию содержат в себе проигрыватели медиафайлов: например, Microsoft Windows NT — Windows Media Player; Apple Mac OS X — QuickTime Player (для воспроизведения видео в формате QuickTime) и iTunes (для некоторых других форматов).

Некоторые мультимедиа проигрыватели предназначены для воспроизведения только аудио или видеофайлов и называются, соответственно, аудио и видеопроигрыватели. Разработчики таких проигрывателей стремятся сделать их как можно более удобными для воспроизведения соответствующих форматов. К числу проигрывателей поддерживающих исключительно аудио файлы, относятся например: AIMP, foobar2000, Songbird.

Многие медиаплееры не ограничиваются только воспроизведением мультимедийных файлов. Они также дают возможность: работать с плейлистами (форматов .plc, .m3u, .asx), «грабить» CD диски, записывать CD, конвертировать (аудио и видео файлы), просматривать зрительные образы , менять скины , работать с аппаратными MP3 плеерами и т.д. Некоторые из этих функций доступны сразу после установки программы или они становятся доступными после загрузки подключаемых модулей (плагинов). Большинство медиаплееров поддерживают форматы: mp3, wav, wma, ogg, mid, kar, а также воспроизводят диски в формате CD-Audio.

Несомненно, на данный момент MP3 является самым известным и популярным из распространённых форматов цифрового кодирования звуковой информации с потерями. Он широко используется в файлообменных сетях для оценочной передачи музыкальных произведений. Формат может проигрываться практически во всех популярных операционных системах, на большинстве портативных аудиоплееров, а также поддерживается всеми современными моделями музыкальных центров и DVD-плееров.

А в профессиональной среде гораздо чаще приходится иметь дело с форматами wav, mid и CD-Audio.

WAV (WAVE) — формат файла-контейнера для хранения записи оцифрованного аудиопотока. Под Windows этот формат чаще всего используется в качестве оболочки для несжатого звука (PCM), когда для каждого отсчёта амплитуды сигнала выделяется определённое число бит. Однако, в контейнер WAV можно поместить звук, сжатый почти любым кодеком (но с воспроизведением таких файлов могут возникать проблемы).

Стандартный MIDI файл (SMF и Standard MIDI FIle) — это специально разработанный формат файлов, предназначенный для хранения данных, записываемых или исполняемых секвенсором, секвенсор может быть как программой для компьютера, так и аппаратно выполненным модулем. В отличие от других форматов это не оцифрованный звук, а наборы команд (проигрываемые ноты, ссылки на проигрываемые инструменты, значения изменяемых параметров звука), которые могут воспроизводиться по-разному в зависимости от устройства воспроизведения. Удобство формата MIDI как формата представления данных позволяет реализовывать устройства, производящие автоматическую аранжировку по заданным аккордам, а также приложения 3D-визуализации звука. Кроме того, такие файлы, как правило, имеют на несколько порядков меньший размер, чем оцифрованный звук сравнимого качества.

Форматы караоке-файлов обычно представляют собой mіdі-файл с расширениями MID, KAR или ST3, содержащий в себе нотную запись произведения. Важная особенность караоке-файлов заключается в том, что музыка записывается не в обычном цифровом виде, а в виде партитур (последовательности команд) для разнообразных инструментов, звучание которых имитирует звуковая карта компьютера. Кроме того, караоке-файлы содержат слова песни, которые синхронно отображаются на экране монитора. Это существенно облегчает процесс пения: с одной стороны, не нужно запоминать текст песни, а с другой — гораздо легче попадать в такт, ведь слова, которые следует петь в тот или иной момент, обозначаются контрастным цветом.

Формат CD-Audio изначально был создан для хранения аудиозаписей в цифровом виде, для воспроизведения в музыкальных центрах и CD плеерах. Для сохранения звуковой информации на компьютер с Audio-CD используются специальные программы CD-риперы.

CD-рипер (англ. CD ripper, CD grabber, CD extractor) — программа, предназначенная для извлечения цифровой звуковой информации в неструктурированном (англ. raw) формате, записанной на Audio-CD, в файл или на стандартный вывод (англ. stdout). Извлечённые данные могут быть сохранены в формате без сжатия WAV, PCM, сжаты с потерями в такие форматы, как MP3, Ogg Vorbis, или сжаты без потерь. Большинство программ для извлечения звуковых данных позволяют автоматически добавлять в полученные файлы метаданные. Файлы формата MP3, например, могут содержать теги ID3 с информацией об исполнителе, названии дорожки, её номером на диске, названием и датой выхода альбома. Многие программы могут получить эти данные из базы данных сигнатур компакт дисков или считав с самого диска, если они записаны на нём в формате CD-TEXT. Наиболее популярными программами этой группы под Windows являются: Exact Audio Copy (EAC), Audiograbber, CDex, BonkEnc.

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Следует заметить, что любое целенаправленное действие в компьютерной программе требует высокого уровня общей информационной культуры учащихся. Таким образом, занятия в компьютерном классе с использованием музыкально-компьютерных технологий могут положительно повлиять на усиление интереса к изучению многих школьных предметов, а также усилить интеграцию казалось бы несовместимых предметов, например музыка и информатика.

Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве.

Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.

Профессия педагога музыкально-компьютерных технологий находится на стыке музыки и техники. Поэтому она требует от специалиста не только безупречного вкуса, тонкого слуха, творческого мышления, знания истории, теории музыки, особенностей самых разных музыкальных стилей и жанров, но и владения всеми существующими технологиями звукозаписи, а также компетентности в области акустики, звукотехнического оборудования студий, современных компьютерных технологий.

Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников.

Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения.

Во взаимоотношениях музыки и техники по-прежнему остается проблема творческого начала в искусстве. Среди композиторов существует стойкое убеждение, что «машина» не дает возможности реализовать творческий импульс, индивидуальность композитора. Примечательно, что к такому мнению приходят даже те, кто уже значительную часть своего творчества отдал машинным технологиям.

В ходе нашего эксперимента мы подтвердили правильность нашей гипотезы, поставленные нами задачи и выбранные методы работы. Таким образом, проведенные нами исследования доказали необходимость последующей работы в данном направлении и внедрении результатов нашего исследования в практику общеобразовательной школы, а также в ДМШ и школах искусств.

1. Айдарова И.Р. Дидактические материалы по курсу "Музыкальная литература" // Познавательно и увлекательно или 555 вопросов о музыке. — Пермь: ПМУ, 1998. – с. 17-19; 24-25; 44-45

2. Айдарова И.Р. Компьютер как музыкальный инструмент // Вестник ПГИИК. – 2005. - №1. – С. 36-40.

3. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка в зарубежной образовательной практике // Актуальные проблемы художественного образования, вып.2, М.: ИХОРАО, 2006, с.62-64.

4. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка в российской образовательной практике // ж. Музыка в школе, 2006, №1. – С.23-26

5. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка: программа учебного курса / И.Р. Айдарова; Перм.гос.ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2007. – 32 с. 1,1 п.л.

6. Айдарова И.Р. Компьютерные технологии и педагогика музыкального творчества // Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием, Пермь (22-25 окт. 2007 г. ). – Пермь, гос. ин-т искусства и культуры. – 2007. – 415 с., с.278-280 0,1 п.л.

7. Айдарова И.Р. Музыкальный калейдоскоп // ж. Музыка и электроника. – №2, 2008. – с.21 0,15 п.л.

8. Айдарова И.Р. Уроки творчества за музыкальным компьютером // Искусство в школе. – №1, 2008. – с.35-36.

9. Айдарова И.Р. Электронный учебник на уроке музыки: мечта или реальность? // Искусство в школе. – №4, 2008. – с.38-40

10. Алпатова А.С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научно-методических статей. – М., 2004. 121 с.

11. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – M., 1983. – 221 с.

12. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. – Мурманск, 2000. – 83 с.

13. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. 1989. №3

14. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1979. – 451 с.

15. Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М., 1975.

16. Головина М.Ф. Дать импульс к импровизации // Искусство в школе, 1994, №1.

17. Головина М.Ф. О моих учителях // Искусство в школе, 1995, № 3.

18. Гришанович Н.Н. От протоинтонации к художественному обобщению // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки. - М., 1996.

19. Гродзенская Н.Л. Беседы о музыке на уроке. Вып. 10. - М., 1975.

20. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10, 1975.

21. Живайкин "600 звуковых и музыкальных программ" Спб., 2001. - BHV - Санкт – Петербург.

22. Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет - технологии, 2004 и 2005г., ВОИПКиПРО

23. Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. 1984, №2.

24. Красильников И. Белое пятно в музыкальной педагогике // Искусство в школе. 1983. №1.

25. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. — 2000. — № 4

26. Кулинкович Е.П. Интонационная атмосфера урока // Музыка в школе. 1988, №3.

27. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н-Д: ТЦ «Учитель», 2001.

28. Малов В.А. Мой Кабалевский // Музыка в школе. 1989, №1.

29. Марцинкявичус З. О некоторых методах обучения пению по нотной записи //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. - М., 1980.

30. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // Музыка в школе. 1984, № 1.

31. Медушевский В.В. Музыкальное образование // Спутник учителя музыки - М., 1993.

32. Науменко Т.И. Формирование музыкальности у младших школьников. – М., 1980.

33. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 8 класс – М., 2001. – 161 с

34. Петелин Р., Петелин Ю. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства. СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2001. – 608 с.

35. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Сочинение и аранжировка музыки на компьютере СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 608 с.

36. Рабин Д. М. Музыка и компьютер: настольная студия/ Пер. с англ. Р. Н. Онищенко и А. Э. Лашковской; ООО “Попурри”, 1998. – 272 с.: ил.

37. Спира И. Все про MP3: компьютер как музыкальный центр. Легкий старт. – СПб.: Питер, 2006. – 144 с.: ил.

38. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. – М., 1999. – 216 с.

39. Трусова В., Медведев Е. Музыкальная азбука на РС. Самоучитель. М., 2002.

40. Ульянич В.С. Заметки о компьютерной музыке // Музыкальная жизнь. – 1990. – № 15.

41. Фетискин Н.П. Психоэмоциональное обеспечение компьютерного обучения. Психологические проблемы применения ЭВМ в процессе обучения. Сб. тр. М. 1990

42. Фролов М. Учимся на компьютере музыке. М., 2000.

Покупка готовой работы
Тема: «Музыкальные компьютерные программы и их применение в обучении школьников»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика