ВКР
«Технологии создания керамической посуды «из глубины веков до наших дней»»
- 59 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЕРАМИКИ 6
1.1. Из глубины веков до наших дней 6
1.2. Свойства глины, способы лепки, декорирование изделий 11
1.З. Технологии изготовления керамической посуды 15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПЛЕКТА ПОСУДЫ 28
2.1. Этапы создания посуды, обжиг, декорирование изделий 28
2.2. Методические рекомендации к проведению занятий и мастер-классов по лепке посуды из глины 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Декоративно-прикладное искусство - это результат творчества многих поколений мастеров. Рожденное в среде земледельцев, охотников и скотоводов, народное искусство на протяжении всей истории своего развития связано с природой и законами ее обновления. Само существование человека неотделимо от природы, которая предоставляет материалы для жилья и одежды, пищу, определяет ритм жизни людей сменой дня и ночи, сменой времен года. И все это отражено в художественной керамике - материале, который может быть, был самым первым материалом, созданным человеком.
Сейчас в повседневной жизни керамика все чаще появляется в изделиях декоративно-прикладного искусства. Изделия из глины, фаянса, шамота занимают одно из ведущих мест в ассортименте декоративно-прикладного искусства. Керамика - это изделия на основе глин и смесей с минеральными добавками, получаемые обжигом. В настоящее время при изготовлении керамических изделий используются как традиционные материалы и технологии, которым тысячи лет, так и новые, которые в чем-то упрощают их производство, но расширяют возможности мастеров - керамистов.
Керамику можно разделить на грубую и тонкую. Основные виды грубой керамики: гончарная глина, шамот. Тонкой: фарфор, полупрозрачный фарфор, фаянс, майолика. Фаянсовые изделия становятся все более актуальными, так как этот материал позволяет добиться в изделии и мягкости линий, и общности формы, и, в то же время, тонкости и изящества изделия, кроме того, разнообразие методов декорирования — роспись пигментами, ангобами, цветными глазурями, использование рельефа - дают широкий простор для творчества.
Создание керамических изделий, отвечающих всем требованиям ручного моделирования в различных техниках и обладающих особой индивидуальностью, является проблемой исследования и делает ее актуальной.
Цель исследования: разработка проекта и создание набора авторской посуды.
Задача исследования:
1. На основе изученной литературы проследить и проанализировать историю возникновения и развития керамики.
2. Рассмотреть свойства глины, способы и приемы её обработки и декорирования.
3. Создать набор авторской посуды.
4. Разработать перечень рекомендаций по проведению мастер- классов по созданию глиняной посуды.
Объектом исследования является керамика, как один из видов декоративно-прикладного искусства
Предметом исследования являются художественно-технические приемы, используемые при создании керамики.
Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и синтез, творческая работа.
Практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована в качестве наглядного материала на занятиях и мастер-классах по лепке из глины, изделия, изготовленные в процессе написания работы, могут выступать как самостоятельная работа на выставках, использоваться для оформления интерьера и использоваться в повседневной жизни.
Структура дипломной работы.
В первой главе рассматривается история становления керамики как вида декоративно-прикладного искусства
Во второй главе описан процесс создания керамической посуды, от эскиза до технологий обработки глины, техники лепки, процесса декорирования и обжига изделий.
В практической части описываются этапы создания авторского набора глиняной посуды, разрабатывается план проведения мастер-классов.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЕРАМИКИ
1.1. Из глубины веков до наших дней
Слово " керамика "происходит от древнегреческого "КЕРАМОС", что означает глина. В настоящее время керамика - это изделия, изготовленные из глины с последующим однократным или двойным обжигом.
Гончарное дело - одно из древнейших ремесел на земле. Этому способствовало наличие большого количества подходящего материала в местах обитания человека. Мастерство обработки глины зародилось довольно давно, в эпоху мезолита около 12 - 15 тысяч лет назад, а в неолите оно развилось до уровня настоящего искусства. Люди, создавшие первые цивилизации на Ближнем Востоке и в Азии, использовали обильные запасы глины для изготовления кирпичей при строительстве городов, делали таблички вместо бумаги, где записывали свою историю, религиозные верования и деловые отчеты, и естественно, глина широко использовалась для создания посуды, археологи находили среди руин древних городов керамику больше, чем любой другой вид искусства. Раскопки, проводимые во многих странах Азии, Европы, Африки и Америки, дают богатый материал для изучения этой важнейшей области человеческой цивилизации. Материалы и изделия из них, полученные путем спекания глины и смесей на ее основе, с минеральными добавками, оксидами и другими неорганическими соединениями, применяются во всех сферах жизнедеятельности: кулинарии, строительстве, отделке интерьеров, машиностроении и транспорте, медицине, промышленности, искусстве. В настоящее время существует несколько технологических видов керамики: майолика, фаянс, фарфор, каменная масса и терракота. Керамика, по сути, - это обожженная глина, но теперь этот термин расширил свое значение, включив в него множество других неметаллических материалов неорганического происхождения.
Керамика - это изделия, для которых глина является основным сырьем. Глина, кстати, далеко не бурая, иногда это каолин, смешанный с полевым шпатом, кварцем или известью. Эти вещества смешиваются и перерабатываются в массу, которая формируется в продукт, а затем обжигается.
Производственные процессы варьировались в зависимости от свойств черепка и калийного тепла. Самый древний тип керамики-это обыкновенное Горшечное изделие землистого цвета. Сюда относится типичная бытовая керамика, которая в некоторых случаях была обработана тиснением и гравировкой, тонким облицовочным слоем и цветной глазурью.
В 16 веке майолика попала в Европу. Это белая глиняная масса или черепичная глина, которая покрыта двумя глазурями: непрозрачной с содержанием олова и прозрачной блестящей свинцовой, а декор выполнен огнеупорными красками.
Майолика из заальпийских стран называется фаянсом. И это тоже керамика. Роспись в майолике делали по сырой глазури, а затем обжигали при температуре 1000 ° С. огнеупорные краски в старину брали из оксидов металлов, и их было всего 4-синий, зеленый, желтый и фиолетовый.
С 18-го века наступает эпоха муфельных красок. Они наносятся на уже обожженную глазурь и с их помощью, особенно на фарфор, достигают исключительных результатов в декорировании керамических изделий.
В 16 веке производство каменной посуды (каменной керамики) распространилось в Германии. Белый или окрашенный очень плотный черепок состоит из глины, смешанной с лонжероном, кварцем, шамотом и т. д. Обожженная при температуре 1250 ° С каменная керамика очень твердая и почти не пористая. В Голландии её делали красной по образцу китайской керамики. В Англии каменная посуда была изготовлена Веджвудом, где в 18 веке родилась тонкая глиняная посуда, как особый вид керамики, твердый черепок, который совершенно без извести напоминает каменную посуду или фарфор.
Посуда с тонкими стенками изготавливается на гончарном круге (и, как известно, по сей день). Для круглых и плоских изделий, таких как тарелки и блюдца, были взяты шаблоны, чтобы сделать форму относительно одинаковой.
Целью нашей выпускной квалификационной работы было изготовление набора авторских блюд. Для этого были изучены материалы по истории керамики, развитию ремесла лепки из глины и составлен эскиз. Мы также рассмотрели историю развития керамики, ремесленного моделирования. Мы выяснили, что производство художественной керамики-это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Глина верно служила человечеству на протяжении всей его долгой истории. Пластичность глины, ее способность превращаться в прочный и водостойкий материал после обжига привлекли к ней внимание человека еще в эпоху мезолита. Мы узнали, что археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствовали о широком развитии гончарного дела на Руси.
Затем мы описали идею композиции и описали процесс изготовления, который состоит из нескольких этапов: разработка эскиза керамики, подготовка материалов, изготовление материала, моделирование общей формы, детальная проработка, сушка, обжиг, глазурование, повторный обжиг. После этого мы разработали рекомендации по групповой работе с глиной. Так как именно в круге формируется чувство ответственности, закладываются навыки самоуправления. Кружковая деятельность побуждает учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Занятия лепкой из глины воспитывают у детей эстетический и художественный вкус, развивают воображение, память, внимание, моторику рук, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, опыта нравственных отношений.
Изучение керамики приводит к разработке новых методов решения этих проблем, уделяя особое внимание прочностям материалов, а также их необычному использованию.
Моделирование может активно влиять на развитие ученика. Учит принимать правильные и точные пропорции, развивает глазомер и привычку быстро схватывать главное. Поэтому очень важно включать в учебный процесс занятия по ручной лепке из глины.
Изучив специальную и методическую литературу, мы рассмотрели исторические сведения о керамике, методах и приемах художественной обработки глины, разработали рекомендации по организации и проведению занятий лепкой.
Поставленные перед нами цели и задачи были достигнуты, мы завершили творческую работу "Нежность утра", разработали рекомендации по проведению мастер-класса по лепке из глины.
Также разработанный мастер-класс "особенности работы с глиной" и рекомендации по его проведению, могут быть использованы студентами педагогических колледжей художественно-графического факультета при прохождении педагогической практики и при выполнении творческих работ по керамике, а также преподавателями изобразительного искусства на уроках и мастер-классах по лепке.
1. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки
в детском кружке. Издательство «АГАР» Москва 2004 г.
2. Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Обрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной технологии, 2000г
3. Акунова Л.Ф./ Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий.
4. Долорс Рос. Керамика: Техника. Приёмы. Изделия. / Пер. с нем. Ю. О. Беем- М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2003. - 144с.
5. Ермонская, В. В. Основы понимания скульптуры. / В. В. Ермонская - М., Изобразительное искусство, 1977. - 96 с.
+ еще 15 источников
Тема: | «Технологии создания керамической посуды «из глубины веков до наших дней»» | |
Раздел: | Дизайн | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Исследование историко-архитектурного центра города уфы и проблема его сохранения
ВКР:
Возникновение и этапы развития кобызового исполнительского искусства
Реферат:
Мумии: от древности до наших дней
Дипломная работа:
Технология создания электронных учебников
Курсовая работа:
Оценка качества и ассортимент керамической посуды, реализуемой в розничном торговом предприятии(магазин Хозяюшка).Товароведная характеристика объектов исследования.Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение керамической посуды.Методы оценки качества