Дипломная работа
«Эстетическое воспитание школьников на примере изучения творчества оперных композиторов»
- 59 страниц
Введение….….3
ГЛАВА 1. ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ИТАЛЬЯНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ 19 ВЕКА…8
1.1. Эстетическое воспитание школьников в старших классах….8
1.2. История развития итальянской оперной школы….21
1.3. Оперные композиторы Италии….32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШИХ КЛАССОВ….43
2.1. Содержание, формы и методы изучения итальянской оперной школы….43
2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты…49
Заключение….54
Список литературы….56
Актуальность исследования.
Многие педагоги, такие как Д. Б. Кабалевский, Б. В. Асафьев, Л.С. Выготский и другие утверждают, что именно путем эстетического и нравственного воспитания человек становиться личностью, культурно-образованным человеком.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс, при котором происходит познавание окружающего мира, действительность. Эстетическое воспитание – это познание «прекрасного». Под словом «прекрасное» мы понимаем все красивое, то, что нравится нам и нашей душе. Именно эстетически мы познаем духовную и материальную культуры и жизненные ценности. Сухомлинский в своих статьях об эстетическом воспитании писал, что именно красивое делает нас более человечными, гуманными. Именно все красивое и искусно выполненное позволяет человеку научиться понимать окружающих людей и действительность.
Путем изучения передового педагогического опыта и обобщение его, накопленного десятилетиями, и даже столетиями, сложилась характеристика эстетического воспитания на современном этапе общеобразовательной школы. Ниже приведена более подробная формулировка эстетического воспитания, которая так же подробно выявляет ее задачи. «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой и активной личности ребенка, способного понимать идеалы, воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, а так же и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты».
Изучения творчество итальянский оперных композиторов периода 19 века, это лишь один из способов помогающих развить эстетическое воспитание в современной общеобразовательной школе. Именно красота, мелодичность, музыкальность итальянского оперного творчества 19 века, является составной частью в развитии полноценной личности ребенка в современном обществе, частью целостного, культурного социума.
Школа – является проводником детей в жизнь. Воспитываемое школой эстетическое отношение к окружающему миру, природе, людям, труду и искусству должно проявляться и обогащаться музыкальным творчеством оперных композиторов Италии 19 века, такими как: Джузеппе Верди и Джоаккино Россини.
При изучении творчества композиторов следует развивать навыки и потребность детей в эстетическом воспитании, так же как и в саморазвитии, т.к. путем саморазвития личность ребенка становится более гуманной, и позволяет сохранить гуманистические позиции в течение жизни. И в связи с этим, развитие навыков и потребностей школьников в эстетическом восприятии и оценки творчества итальянских оперных композиторов 19 века, художественных впечатлений о прослушанном материале, обогащают их духовную культуру по отношению как к окружающему миру, так и к самому себе, что стимулирует формирование направленности школьников на творческую активность их духовной и материальной культуры.
Воспитание у детей эстетического отношения к творчеству зарубежных композиторов, в том числе и итальянской оперной школы, должно решать задачи формирования эстетического восприятия, вкуса, оценок и суждений, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности оперного творчества не только зарубежных композиторов, но и отечественных, а также понимание уникальности творчества любого из них. Ведь творчество любого композитора – многогранно, неповторимо и многообразно.
Педагогу, занимающемуся эстетическим воспитанием детей на основе творчества оперных композиторов Италии 19 века, следует глубоко изучать и понимать используемый материал по творчеству итальянских оперных композиторов 19 века. Материал должен быть раскрыт не только с материальной стороны, но и с духовной.
Школьный урок музыки – это прежде всего урок искусства. По мнению О. А. Апраксиной, он имеет много общего с другими уроками, так как проводится в рамках общеобразовательной школы, где действуют единицы закона. Вместе с тем школьный урок музыки имеет свою специфику как урок искусства, музыкального искусства, являющегося особой формой образного отражения действительности, и важнейшую роль в нем играют чувства, эмоциональная сфера. Отсюда и вторая отличительная черта – комплексное воздействие музыки на человека, его психику, моторику, физиологические процессы. Третья черта – обязательное единство эмоционального и сознательного. Четвертой чертой является единство художественного и технического.
Всемерно развивая на уроках музыки различные формы приобщения школьников к музыке, всегда нужно иметь в виду, что в основе любой их этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Это понимание не следует приравнивать к понятию «слушание музыки»… Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности учащихся», как это обычно делается по отношению к «слушанию музыки». Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научаться по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того, можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять…
Реализация цели всегда способствует решение определенных задач, которые педагогами - исследователями трактуются по-разному.
Очень важно, во-первых, научит детей любить и понимать музыку, во-вторых, воспитывать у них художественный вкус, научит ценить подлинные художественные произведения и, в-третьих, развивать музыкальные способности детей.
В данное время исследовательских работ, которые объединяют в себе современные научные исследования ряда дисциплин о сущности, содержании, формам и методам целенаправленного педагогического воздействия на эстетическое воспитание творчеством итальянских оперных композиторов 19 века мало, поэтому изучение данной проблемы требует на наш взгляд особого внимания.
Следовательно, целью нашего исследования является – определить содержание, формы и методы эстетического воспитания школьников старших классов на основе оперного творчества итальянских композиторов 19 века.
Объект исследования: система школьного музыкального образования.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания школьников старших классов на основе оперного творчества итальянских композиторов 19 века.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эстетического воспитания школьников старших классов на основе музыки итальянских оперных композиторов будет наиболее успешным, если:
- определить содержание, формы и методы эстетического воспитания школьников старших классов на основе оперного творчества итальянских композиторов 19 века на уроках музыки в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии целью, объектом и предметом, определены следующие задачи исследования:
1.На основе изучения философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы исследовать проблему эстетического воспитания школьников в системе общего музыкального образования (ее генезис и современное состояние).
2. Уточнить содержание понятий «эстетическое воспитание».
3.Определить содержание формы и методы эстетического школьников старших классов на основе оперного творчества итальянских композиторов 19 века.
4. Определить воспитательное значение музыки итальянских оперных композиторов 19 века.
5.Провести опытно-экспериментальное исследование.
Методологическую основу исследования составляют: идеи формирования творческой, гармонично развитой личности средствами искусства; философское учение о роли духовных ценностей образования; этико-психологические аспекты влияния музыки на человека; учение о роли искусства в духовном развитии личности; психологическая теория развития личности; учение о музыкальном восприятии, музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей ребенка; концепция интеграции и гуманизации образования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; эксперимент; наблюдение; анкетирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении, обобщении теоретического материала и практического опыта в использовании различных форм и методов изучения творчества итальянских мастеров 19 века, как средства эстетического воспитания детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в исследовании содержание, формы и методы, также приемы их реализации позволяют обеспечить эффективность эстетического воспитания школьников старших классов. Изученные, обобщенные материалы и разработанные на их основе методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности учителя музыки.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ИТАЛЬЯНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ 19 ВЕКА
1.1. Эстетическое воспитание школьников в старших классах
«Культура эстетических чувств
требует высокой общей
культуры школьной жизни»
«Нельзя быть педагогом, не овладев
тонким эмоционально-эстетическим
видением окружающего мира»
В.А.Сухомлинский
«Чтобы воспитать человека
думающим и чувствующим, его следует,
прежде всего, воспитать эстетически».
Фридрих Шиллер
Рассматривая эти высказывания, следует обратить внимание на то, что все они рассматривают одну и ту же деятельность человека – эстетическое воспитание.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее культуры и интересов, ее всестороннем формировании очень сильно недооценено человечеством. Однако уже в древности, в Египте, в Античной Греции, в Великой Римской Империи долгое время пробивались и появились мысли великих ученых об элементах эстетики и красоты в жизнедеятельности человека. Об этом рассказывал в одной из своих притч Плутарх. «…Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем тебе эти камни?» Первый отвечает: «Да вот приказали везти эту чертову тачку». Второй говорит: «А я ее везу, чтобы заработать на пропитание, воду и хлеб». А третий молвил так: «Я везу эти камни, дабы построить величественный и прекрасный храм богов". И уже с тех времен в труде появились задатки красоты, а строить - значит творить «прекрасное» и по-своему преобразовывать окружающий мир, вносить в него свои изменения!
Уже во времена великих философов и ученых, таких как Платон, Аристотель и Сократ, представления об эстетическом воспитании, его задачах, целях начинают изменяться и изменяются и по сей день.
Влияние искусства, как одного из важнейших элементов красоты и эстетического отношения к настоящему, велико как для одного человека, так и для всего человечества. Это влияние, прежде всего, выполняет огромную познавательную функцию и этим самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, его целей и намерений в дальнейшем развитии эстетического общества. В своих статьях Виссарион Григориевич Белинский писал, что познание мира окружающего происходит двумя путями: 1) путем познания мира через науку, 2) путем познания средствами искусства. Так же Белинский утверждал, что ученые об эстетике говорят фактами, мудрыми и заумными понятиями и выражениями, обычным людям которые не совсем ясны. А вот писатели и художники, люди искусства, рассказывают нам о нем своими образами, представленными в картинах, описанными в поэзии и прозе, но говорят они, как ученые, так и люди близкие к искусству, об одном и том же, только применяют при этом разные понятия и выражения. Экономисты, например, опираясь на статистические данные, рассказывают нам, что положение того или иного класса людей изменилось вследствие каких-либо причин. Поэты демонстрируют эти изменения с помощью художественной, образной передачи действительности, которые, очень сильно воздействуя на фантазию и воображение читателей своим умением подбирать правильные и «красивые» слова. Таким образом, Белинский говорил, что не только искусство и красота способны развитию сознания и убеждений человека, но и наука может, также способствовать такому развитию. Эти изменения, в жизни людей, были обусловлены развитием эстетики как целостной науки и осмыслением её сущности. Философы-материалисты, такие как Д.Дидро и Н.Г. Чернышевский, считали объектом эстетики как науки все прекрасное. Это и легло на основу образования системы, которая изучает эстетическое воспитание.
Огромную роль искусство и эстетическое воспитание приносит в формировании нравственных качеств личности. Например, Аристотель в своем труде "О душе" писал, что музыка оказывать большое влияние на этику души, и в связи с тем, что она обладает таким свойством, музыкальное искусство, наравне с художественным искусством, должно быть включено в число предметов воспитания подрастающего поколения. Говоря об этом влиянии искусства на душу человека, Максим Горький называл эстетику «этикой будущего». Такой тип воздействия носит немного непростой характер, он опосредуется силой и глубиной влияния на сознание, эмоции и чувства человека.
Искусство, и музыка, и литература, и изобразительное искусство являются яркими средствами в возвышении человека в душевном плане. М.Горький писал, что чем больше он читает книги, тем большее они приближают его к познанию мира, жизнь становится ярче, понятнее и многограннее. Так А.И. Герцен тоже писал о влиянии искусства: « Без чтения, нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Чтение и музыка оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам прекрасного и красоты».
Но всё-таки, влияние искусства на эстетическую сторону человека, на мой взгляд, в большинстве своем зависит от его художественно-эстетического развития самого ребенка. Если ребенок не будет понимать поэтического отображения мира, без элементарных знаний музыкального языка и художественных средств изобразительности, искусство не сможет вызвать в ребенке ни мыслей, ни каких-либо чувств. Понимание искусства должно приносит удовольствие и наслаждение не только тому человеку, у которого есть соответствующие знания и в некоторой мере, эстетически образованного, но и тому, кто хочет понять "Что же такое искусство?". По-моему мнению, для того, что бы понять и воспринимать красоту оперного искусства любому человеку, необходимо знать, или если человек не знаком с этим видом искусства, ему нужно рассказать об его особенностях. О музыкальном языке и об особенностях академического пения (вокала) так же следует рассказать, ведь с помощью них композиторы и певцы передают все чувства и оттенки, и таким образом воздействуют на мысли и эмоции слушателей, в нашем примере на детей. То же самое касается поэзии и изобразительного искусства. Они также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Ведь даже сказки, прозы, стихотворения и юмористические рассказы не смогут заинтересовать читателя, если он не владеет техникой выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков, и не будет испытывать их художественно - эстетического воздействия. В этом и заключаются задачи совместной работы школ и родителей, чтобы обеспечить учащимся необходимую нравственно-эстетическую подготовку, ввести их в интересный, многообразный, многогранный мир искусства и сделать его не только средством познания окружающего мира и действительности, но и развивать мышление, восприятие и нравственное совершенствание.
Д. С. Лихачев в своей работе "Теория эстетического воспитания школьников" опирался на определение, которое дали К. Маркс и Ф. Энгельс в своем труде: "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Таким образом, авторы подчеркнули, что при эстетическом становлении ребенка, детей ведущую роль выполняет целенаправленное педагогическое воздействие, что и приветствуется в современных школах. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс, который происходит в жизни во время общения с окружающим миром. Обращая внимание на эстетические явления в природе, жизни и искусстве, ребенок эстетически развивается. Но при этом ребенок не осознает эту эстетическую сущность предметов, которая развивается часто обусловленная стремлением к развлечению и к тому же без вмешательства со стороны, у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, подняться до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
С самого рождения, с первых шагов, с самых первых слов и поступков, маленький ребенок, начиная познавать мир, познает самого себя, и с этих первых дней начинается его эстетическое развитие. Тем самым окружающий мир и люди, откладывают огромный отпечаток на мировоззрение, миропонимание ребенка, с которым он будет жить в дальнейшем. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это ребенок, впитывая в себя, откладывает, фиксируется в сознании.
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством).
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников (Бабанский Ю.К.).
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Эстетическое воспитание – это объективное понимание действительности, видение окружающего мира и его красоты, слышание музыки и ее восприятие.
Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.
О проблеме эстетического воспитания говорили уже со времен древней Греции и Римской империи. В современное время данную ситуацию рассматривают и изучают ученые со всего мира. Эстетическое воспитание – это глобальная проблема, которая с изменением эпохи требует постоянных коррективов, и постоянно находится в активном развитии. При исследовании этой проблемы было проработано множество материалов об эстетическом воспитании. И действительно доказано, что именно эстетическое воспитание занимает важнейшую роль в системе образования во всем мире, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все выше изложенные качества – неотъемлемое составное человека, и они находятся в постоянном развитии. Ведь воспитание идет не только через музыку, но и через трудовую деятельность, через познание природы, через семью и близких людей, так же через общение с социумом. Но искусство, занимает важное место в эстетическом развитии ребенка.
Данному развитию способствует в том числе и школа. Ведь эстетическое воздействие может иметь спонтанный характер, не только направленный. Школьные предметы, связанные с искусством, такие как: изобразительное искусство, литература, родные языки и музыка являются лучшими средствами для достижения эстетических высот. При проведении исследования нам стало ясно, что подрастающее поколение нуждается в эмоциональной поддержке со стороны школы. И такой является музыка. Если интерес к искусству велик, то и велика значимость самого искусства.
Оперное творчество итальянских композиторов 19 века явился одним из интереснейших пластов в эстетическом воспитании старших школьников. Через понятие и восприятие их музыкального творчества, знакомство с их жизненной ситуацией привел детей в неподдельный восторг. Композиторы прожили достаточно долгую и тяжелую жизни. И изучение данной проблемы, по нашему мнению, должно продолжаться и воплощаться в жизнь.
1. Акишина А. А., Формановская Н. И Русский речевой этикет М. 1978.
2. Алиев Ю. Б. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1965. – Вып. 4.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта Текст / Ю.Б. Алиев. - М.: Владос, 2000. - 336 с.
4. Апраксина О. А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы// Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1973.
5. Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М., 1981.
6. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
7. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном посвящении и образовании. – Л., 1973.
8. Асафьев Б. В. О народной музыке. – Л., 1987.
9. Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ / Музыкальное воспитание в СССР. – М., 1978.
10. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978.
11. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие Текст / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
12. Белобородова В. Внеклассные занятия по слушанию музыки / Музыкальное воспитание в школе. – М., 1961. – Вып. 1.
13. Белинский В. Г. Из статей журнала «Отечественные записки».
14. Бронфин Е. Джоаккино Россини. – Л. 1986. – издание 2.
15. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова / Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
16. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
17. Высотский Ю. Истоки / Музыка в школе. – 1990.
18. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. М., 1977.
19. Дивненко О. В. Хрестоматия по эстетике. М., 1995.
20. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998. - 240 с.
21. Илиади А. Природа художественного таланта. М, 1965.
22. Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94.
23. Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.
24. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
25. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. М., Педагогика, 1986. – 192 с.
26. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. - Д.: Феникс, 2004. - 416 с.
27. Критская, Е.Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие Текст / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. - 207 с.
28. К. Маркс и Ф. Энгельс Об искусстве, в 2-х томах. М., 1976.
29. Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. Сборник, 3 изд., т. 1—2, М., 1976.
30. Ленин В. И. О литературе и искусстве М., 1976.
31. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
32. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
33. Луначарский А. В. В мире музыки. М., 1958.
34. Майнин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном. М., 1982.
35. Марченко, Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 69 - 70.
36. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.
37. Михеева Л. В. 166 биографий знаменитых композиторов. – СПб.: Композитор, 2000. – 208 с.
38. Музыка. 2 - 8 классы. Художественно-образное развитие школьников Текст: разработки уроков / авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 157 с.
39. Музыка. 1 - 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека Текст / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 205 с.
40. Музыкальное образование в школе Текст: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. - 232 с.
41. Музыкально-эстетическое воспитание школьников Текст / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 111 с.
42. Неменская Б. М. Мудрость красоты. М., 1981.
43. Николаева В. В. Эстетика языка и речи. Л., 1979.
44. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
45. Основы этики и искусствознания / Под редакцией Любинского И. Л., Скатерщикова В. К. М., 1979.
46. Петрушин, В. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. Музыкальная психология и психотерапия. [Текст] / В. Петрушин // Искусство в школе. - 2008. - № 4. - С.125 -128.
47. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975.
48. Программа общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы Текст / Под рук. Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2004.
49. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.
50. Ретгородский, Б.Д. Что может музыка [Текст] / Б.Д. Ретгородский // Музыка в школе. - 2004. - № 4. - С. 61 – 64
51. Эстетическое воспитание школьников [Текст]: вопросы теории и методики / Под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988.- 104 с.
52. Эстетическое воспитание в семье. М., 1973.
53. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под редакцией Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. М., 1981.
54. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О. В. Лармина. М., 1978.
Тема: | «Эстетическое воспитание школьников на примере изучения творчества оперных композиторов» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки
Дипломная работа:
Эстетическое воспитание школьников средствами башкирской музыки
Дипломная работа:
Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Русский народный танец как средство нравственно-эстетическое воспитание детей