Дипломная работа

«Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки»

  • 91 страниц(ы)
  • 2840 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….….3

Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания школьников…8

1.1. Основные исторические этапы и закономерности нравственно-эстетического воспитания школьников….8

1.2. Современные музыкально-педагогические системы нравственно-эстетического воспитания школьников…19

Глава II. Педагогические условия и особенности нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках музыки….29

2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания…29

2.2. Опытно-экспериментальная работа….39

Заключение….49

Список литературы…54

Приложение…58

Роль музыкального образования в воспитании подростковой личности признавалась с самого рождения музыкальной педагогики. Это связано с тем, что музыка является искусством, обладающим исключительными возможностями психологического воздействия на человека. Она влияет на мысли и чувства, волю и воображение воспринимающих ее людей и благодаря этому формирует и преобразует их духовный мир.

Помимо воспитательной, музыка выполняет и эстетическую функцию, которая способствует раскрытию и развитию творческих способностей человека во всех сферах деятельности, помогает пробуждению и укреплению в ребенке веры в себя и в свои возможности. Исторически было подтверждено, что музыка может служить и орудием морального воспитания: облагораживать и возвышать в нравственном отношении, влиять на внутренние качества личности, на его побуждения и поступки. Следовательно, воспитательно-эстетическая функция свойственна музыке не в меньшей степени, чем другим видам искусства, а особая ее эмоциональная непосредственность придает этой функции большую действенность.

Помимо этого, музыка является и источником ценного духовного опыта многих поколений, а, по мнению современных музыкантов-педагогов, высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в наиболее полном и всестороннем виде. Данная культурная основа способствует развитию положительных качество и свойств личности ребенка.

Следует отметить, что в массовой музыкально- педагогической практике наблюдается недооценка значения комплексного формирования художественной, эстетической и нравственной сторон личности ребенка. На уроках преобладает деятельность, направленная на совершенствование отдельных музыкально-технических знаний, умений, навыков. По данной причине духовному миру школьников уделяется мало внимания.

Также существует и проблема разделения педагогами понятий «музыка» и «воспитание» на две противоположные сферы в связи с некоторыми сложностями совмещения «знаниевого» и воспитательного подходов и недостаточной разграниченности представлений о воспитательных аспектах, в первую очередь, нравственно-эстетическом.

В связи с вышеизложенными причинами возникает необходимость исследования сущности, задач, функций систем нравственно-эстетического воспитания в контексте музыкального образования учащихся. Актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы: «Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки» (на примере творчества П.И.Чайковского).

Цель исследования: теоретически обосновать возможность совмещения воспитательного и обучающего подходов на уроках музыки и определить место нравственно-эстетического воспитания в системе музыкального образования.

Объектом исследования является система нравственно-эстетического воспитания учащихся, рассматриваемая в контексте музыкального образования.

Предметом исследования: музыкально-образовательный процесс, ориентированный на нравственно-эстетическое воспитание детей.

В своем исследовании мы исходим из следующей гипотезы: воспитательный и обучающий подходы на уроках музыки могут быть совмещены в случаях:

– наличия конкретной модели музыкально-педагогического обучения с воспитательной направленностью;

– создания определенных педагогических условий для внедрения данной модели обучения;

– развития у учащихся способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного эстетического восприятия искусства;

– изменения подходов к образовательному процессу на уроках музыки;

– создания на уроках нравственно-эстетических ситуаций.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы в музыкально-педагогической литературе и на этой базе раскрыть содержательные основы нравственно-эстетического воспитания.

2. Создать модель музыкально-педагогического обучения с воспитательной направленностью.

3. Разработать на основе модели условия для внедрения данной модели в практику обучения.

4. Определить методы и формы работы, направленные на музыкально- эстетическое и нравственное развитие школьников.

5. Разработать методические рекомендации по применению созданной модели в практике школы.

В своей работе мы опираемся на ряд педагогических принципов. К ним относятся:

– принцип комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов деятельности;

– принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы;

– принцип сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности, инициативы и творчества детей;

– принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;

– принцип доступности.

Помимо педагогических, мы опираемся и на принципы музыкального воспитания:

– принцип единства эмоционального и сознательного;

– принцип единства художественного и технического.

Данные принципы направлены на развитие интереса к музыке, воспитания вкуса и музыкальной культуры в целом.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами использовались ряд теоретических и эмпирических методов.

К теоретическим относятся:

– анализ психологической, педагогической, музыкальной литературы, относящийся к объекту и предмету исследования;

– сопоставление информационного и дидактического содержания учебных программ, учебников и учебных пособий по музыке.

Среди эмпирических методов:

– изучение музыкально-педагогического опыта;

– педагогическое наблюдение;

– педагогический эксперимент.

Методологической основой и теоретической базой нашего исследования стали:

– учение о всеобщей связи и целостности предметов, процессов и явлений действительности;

– работы психолого-педагогической направленности (Б.Теплова, В.Петрушина);

– концепция единства принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса Б.Т.Лихачева;

– положение о целенаправленном и комплексном воздействии музыкального искусства на все аспекты воспитания человека (Б.Асафьев, Л.Мазель);

– музыкально-педагогические исследования, освещающие вопросы всестороннего воспитания и развития детей средствами музыки (Ю.Алиев, Л.Безбородова, Е.Юдина);

– теория музыкального восприятия в трудах Е.Назайкинского, А.Сохора;

Работа имеет следующую структуру: содержание, введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Базой для нашего исследования явилась средняя общеобразовательная школа №1 с. Бакалы муниципального района Бакалинский район. Эксперимент проводился с учащимися пятого класса.

Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Основные исторические этапы и закономерности эстетического и нравственного воспитания школьников

Воспитание отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс – движения отношений, общения, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры. Объективными механизмами воспитательного взаимодействия взрослых с подрастающим поколением выступают непосредственное общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения. Эти механизмы влияют и воздействуют на развитие детей, на становление их сознания, духа, самости. Критерием эффективности и действенности воспитания является следующая за ним конечная природосообразная и культуросообразная готовность индивида, то есть соответствие его требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.

Важным аспектом воспитания является мировоззрение, которое представляет собой единство взглядов на мир, убеждений, уклада жизни системы отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение воспитывается у школьников в целостном педагогическом процессе. В задачи мировоззренческого воспитания входит формирование не только взглядов и убеждений, но и диалектического мышления, умения объективно оценивать явления природы и общества, способности реализации своих убеждений.

Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, эстетического, культурологического и других видов воспитания. Рассмотрим первые два из них.

Нравственность есть принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение человека, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувства совести. Сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживание, совесть. Оно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

На базе нравственных чувств, а также сознания и воли образуются нравственные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение человека собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям. О нравственной воспитанности свидетельствует также глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется и зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие, организованный процесс становления в ребенке – природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.

Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. В процессе художественного воспитания раскрываются общие и частные способности, возможности восприятия, фантазии, памяти учащихся. Кроме того, у детей формируется всестороннее, глубокое и чуткое восприимчивое представление о жизни.

Цель эстетического воспитания – формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления.

Система художественно-эстетического и нравственного воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе. В этом процессе своеобразна и незаменима роль музыки, литературы, изобразительного искусства.

Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику и на физиологию человека. Именно поэтому, воспитание через музыку и с помощью музыки важно для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. Возможности музыки в нравственно-эстетическом развитии ребенка признавались образованными людьми во все эпохи.

Так, на Востоке, музыка считалась средством связи между душой и божественным. По мнению мудрецов, тело являлось пустой оболочкой, а музыка могла наполнить его песнями богов, успокоить, принести умиротворение в сердце, очистить душу, развить разум. Музыка способствовала нравственному развитию человека, поскольку «заунывные и нежные мелодии…успокаивают пылающие души, отвлекают мысли от дыхания крови и ужасов резни…» и учат состраданию, любви к людям (42,104).

В Древней Греции была создана целая теория воспитания, построенная на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развили в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьного образования были направлены на гармоническое развитие духовных и телесных сил юношества.

Греки считали, что музыкальный ритм и гармония приучают к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и деятельности, чтобы становились «более кроткими и чинными и уравновешенными, были готовы для речей и для деятельности»(13, 7). С целью воспитания, эллины иногда вводили жесткий контроль над музыкой. Лады делили на: этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). Этическим ладам отдавалось предпочтение в первую очередь.

В Византии, как и в Греции с глубоким уважением относились к знанию. Византийцы унаследовали классическую систему образования эллинов. Музыка, по их мнению, относилась к математическим дисциплинам. Считалось, что она является средством, подготовляющим разум к постижению вечных идеальных истин, необходимых при изучении философии.

В государстве большой популярностью пользовались музыкально-теоретические школы, в которых обучении строилось в соответствии с пифагорейско-платоновскими доктринами. Традиции этих школ оказали влияние на основоположников христианской теологии, которая широко распространилась в эпоху средневековья. Они считали музыку элементом мироздания, определяющую и гармонию человеческого бытия, а также методом воздействия на человеческую душу, на ее нравственное состояние.

Мыслители и теоретики того времени высказывали идеи о том, что лишенная внутренней согласованности музыка, способна привести к порче нравов и упадку духа. Следует заметить, что существовала некоторая разница между эстетическими взглядами античности и средневековья. Если в античном мире музыка считалась средством воспитания гражданских добродетелей, то в христианской культуре ей отводилась роль взращивания добродетелей, благочестия, врачевательницы души от мирских недугов. В связи с данными требованиями, напевы, бытовавшие в церковной практике, были подвергнуты обработке: их освободили от чрезмерной экспрессии, придали звучанию большую строгость и мелодическую плавность.

В эпоху Возрождения нравственная роль музыки теряет свое значение. Музыка стала осознаваться как искусство, доставляющее радость, удовольствие. Появилось множество школ, в которых детей обучали музицированию, хоровому пению, игре на музыкальных инструментах. В последующую эпоху - барокко, эта традиция была продолжена. С XVII века в приютах для беспризорных детей вводят преподавание музыки. Таким образом, возникли консерватории, которые впоследствии развивались как специальные музыкальные учебные заведения.

С наступлением эпохи Просвещения – века Разума, произошло изменение общественной мысли. Вместо старой системы воспитания, санкционируемой церковью, мыслители предлагали ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Науки стали делиться на полезные и ложные. Полезными считались естественные науки.

Музыка же стала занимать второстепенное место. Знание музыки, по мнению философов, было обязательным для женщин, но не для мужчин. Подобная ситуация была в это время и в России. В годы петровских реформ существовало много проектов организации образования, в которых музыка включалась в качестве обязательного предмета, но практическую реализацию получили лишь некоторые из них. Так, реально существовала школа Э.Глюка, в которой изучение музыки как «светской науки» считалось необходимым для детей бояр, чиновников, купцов. В другой школе, созданной соратником Петра I, Ф.Прокоповичем, помимо предмета «музыка» велось и пение. Эти уроки помогали решать задачи нравственного и православного образования.

Такое положение сохранилось и в XIX веке. В учебных заведениях, музыкальное воспитание ограничивалось, в основном, церковным пением. Особенно это было характерно для народных школ. С другой стороны, в некоторых передовых гимназиях, лицеях, училищах, женских институтах музыка считалась средством развития у воспитанников художественного, эстетического вкуса, поэтому ее преподавание велось достаточно продуманно и системно. Среди них: училище ордена Святой Екатерины, училище правоведения, Московский Елизаветинский институт.

В конце XIX века было выпущено распоряжение министра народного просвещения (от 16.01.1889 года за № 1608) в котором обращалось внимание на преподавание в гимназиях музыки и пения, как элементов, развивающих эстетическое чувство учащихся. Спустя некоторое время стали происходить изменения.

К началу XX века стали появляться различные музыкальные методики. Так, к примеру, новизной и оригинальностью идей отличалась система педагога С.В.Смоленского. Он избегал схоластических методов в образовании. Целью его системы было развитие творческих способностей ребенка, эстетического вкуса, художественной культуры. Сочетая уроки пения с музыкально- историческими экскурсами; изучение музыкальной грамоты с воспитанием внутреннего слуха; урочные и внеклассные виды деятельности; занятия и концерты он постепенно пробуждал интерес детей к музыке, воспитывал внутреннюю культуру.

В 1915 году в комиссию для обсуждения был предложен проект нового «Положения о гимназиях», подготовленный под руководством министра просвещения П.Н.Игнатьева. Данный проект реформы средней общеобразовательной школы предполагал внесение значительных изменений в ее задачи и структуру. В связи с этим по-новому ставился вопрос о содержании и построении обучения в средней школе. В проекте семилетний курс единой средней школы делился на две ступени. На первой из них музыка стала обязательной дисциплиной, причем, она была отнесена, в соответствии с классификацией, к воспитательным предметам. Недовольство чиновничьих кругов не позволило развить данную реформу и воплотить ее в жизнь.

В это же время большое распространение получила музыкально-просветительская деятельность. Немалую роль в этом сыграл С.И.Танеев. Еще на заседании музыкально-этнографической комиссии в 1905 году, при обсуждении основных принципов и методов общемузыкального эстетического образования, композитор высказал мысль об открытии курсов, классов для ищущих музыкального развития.

Главное значение в музыкально - эстетическом воспитании народных масс. С.И.Танеев придавал хоровому и народно-песенному творчеству, поэтому, с целью содействия народному музыкально-эстетическому воспитанию, он совместно с другими педагогами основал в Москве народную консерваторию. В ней преподавали лучшие педагоги того времени. Один из них, Б.Л.Яворский, работая с детьми, ставил задачи формирования у них музыкальной культуры, творческого восприятия музыки. Для закрепления музыкальных представлений он использовал другие виды деятельности: рисование, литературное, сценическое творчество, ритмику.

С 1905 года начали свою просветительскую деятельность В.Н. и С.Т. Шацкие. Их взгляды основывались на изучении трудов Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и других педагогов. Они исследовали развитие личности ребенка в различных видах деятельности: трудовой, игровой, музыкальной.

Большое внимание уделялось эстетическому и нравственному воспитанию детей. Музыка была одним из основных предметов. Особое внимание уделялось народной песне, которая, по мнению педагогов, была лучшим жанром для понимания красоты и выразительности народной музыки, к тому же подготавливала школьников к восприятию классических произведений.

В 1918 году было выработано «Положение о единой трудовой школе», разработанное под руководством Н.К.Крупской и А.В.Луначарского. В документе были высказаны идеи о необходимости всеобщего эстетического, и, в частности, музыкального воспитания подрастающего поколения. Для разработки содержания и методики уроков музыки были привлечены музыканты и педагоги, среди которых были: Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова, Н.Л.Гродзенская и др. В результате была создана методическая литература и выработаны основные представления об уроках музыки.

В содержание уроков вводились новые виды деятельности: слушание музыки, ритмика, детское творчество. Кроме того, определились задачи музыкального воспитания и пути их решения. Но на практике музыкальное воспитание осуществлялось далеко не во всех школах, так как не было единых требований и ощущалась нехватка специалистов. В связи с изменением политики в стране и стремлением приблизить школу к общественной жизни уроки музыки в школе сокращались, и постепенно музыке стало отводиться внеурочное время.

Интересно заметить, что в некоторых других странах, несмотря на иную политическую систему, наблюдалась та же тенденция. Музыке отводились внеучебные часы. Учащиеся комплектовались в группы по интересам для совместной работы; только целью создания групп было не столько развитие творческих способностей, сколько преодоление разобщенности учащихся, возникающей в условиях индивидуальной учебной работы. Такое обучение, к примеру, проводилось в американском городке Виннетка Карлтоном Уошберном в 1919 – 1920-х годах.

Исключение составляла Вальдорфская школа в германском городе Штутгарте. В основе ее учебно-воспитательной работы лежало представление о развитии человека как результате взаимодействия душевных, телесных и духовных факторов. Теория была разработана Р.Штейнером и опиралась на сформулированный им закон творчества, находящий выражение в духовном опыте ребенка. Согласно этому закону, хронологически несовпадающие циклы физического, умственного и нравственного развития человека делятся на семилетия. В задачи воспитателей входит прослеживание этих циклов у каждого ученика и создание благоприятных условий для их развития.

Самым эффективным средством развития личности ребенка Р.Штейнер считал искусство, поэтому в Вальдорфских школах интеллектуальное и физическое развитие ребенка пытались осуществить через «художественное» воспитание - танец, музыку, ритмику, поэзию, театр и т.д. Одной из задач школы являлось воспитание духовно свободной личности, способной преодолевать стереотипы общественных отношений.

В России же, изменения произошли после Великой Отечественной Войны. В изучении проблем музыкального воспитания школьников важную роль сыграла работа психолога Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947 год). Б.М.Теплов видел возможность гармоничного развития музыкальных способностей приобщения ребенка к различным видам музыкальной деятельности. Книга имела большое значение для понимания музыкального развития школьников и повлияла на труды многих педагогов.

Большой вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников внесли такие педагоги, как Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, О.А.Апраксина.

Н.Л.Гродзенская занималась формированием слушательской культуры у учащихся, учила глубокому осмыслению музыки, а музыкальную грамотность расценивала как важное условие воспитания культурного слушателя. Она опиралась на положение, выдвинутое Б.В.Асафьевым, который основную задачу предмета музыки в общеобразовательной школе видел в развитии музыкального восприятия и воспитания музыкальных вкусов учащихся.

Д.Б.Кабалевский считал музыку важной частью жизни каждого человека. Целью методики педагога было – воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры. По мнению автора, музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную функцию только в том случае, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли» (№ 19 с. 45).

Искусство, есть форма общественного сознания, отражения реальной деятельности с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих в человеке идейно-эмоциональное, эстетическое отношение к явлениям мира. Искусство является важной частью содержания воспитания как общественного явления, и оно имеет своей функцией художественное познание мира, формирование эстетического отношения к жизни, творческого начала и общего развития в человеке, а также содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

Значение музыкального образования в комплексном воспитании человека признавалось в теории и практике музыкальной педагогики во все исторические эпохи. Воспитывающее воздействие музыкального образования простирается от улучшения сенсорно-музыкальных способностей до совершенствования образного и понятийного мышления. Художественный, эстетический и нравственный аспекты воспитания учащихся формируются и развиваются в процессе музыкального образования в неразрывном единстве.

Художественное воспитание достигается в результате целенаправленной художественной деятельности. Оно способствует гармоничному развитию юного человека, пробуждению его интеллектуальной, волевой и эмоциональной энергии. В процессе художественного воспитания раскрываются общие и частные способности, возможности восприятия, фантазии, памяти учащихся. Кроме того, у детей формируется всестороннее, глубокое и чуткое восприимчивое представление о жизни. Художественное воспитание направлено на понимание смысла, образно-эмоционального содержания культурных явлений. Оно достигается путем развития двух компонентов личности учащихся: эмоциональной и интеллектуальной сфер. Первый компонент содержит предпосылки к полноценному отклику, переживанию «изнутри» художественного произведения, второй – к знанию культурных контекстов, освоению умений и навыков в различных видах художественной деятельности. Критериями оценки уровня художественно-музыкального воспитания детей служат эмоциональная отзывчивость и развитость музыкального мышления.

Эмоциональная сфера развивается в процессе анализа музыки, постижении ее языка интонаций; в процессе приобщения школьников к системе эмоционально-образного содержания и эмоционального погружения в музыкальное переживание. Приобщение учащихся к системе эмоционально-образного содержания музыки возможно только при условии совершенствования их музыкально-сенсорных способностей. К последним относятся не только развитие ладового, слухового и ритмического чувств, но и богатого и инициативного воображения, умения эмоционального погружения в музыкальное переживание, внимания и волевых особенностей. Это достигается путем включения в уроки разносторонней музыкальной деятельности.

Интеллектуальность достигается при интегрированных формах уроков музыки, когда педагог учит детей видеть и находить взаимосвязи между различными видами искусства и явлениями; когда при объяснении темы привлекается материал из других областей; когда в практической деятельности решаются задачи интегрированной направленности. Кроме того, воспитание интеллектуальной стороны происходит и через освоение средств музыкальной выразительности, музыкальных структур.

Эстетическое воспитание способствует гармоничному развитию детей, ориентирует их на понимание и созидание прекрасного, возвышенного, совершенного, на неприятие безобразного и низменного. Оно базируется на развитии музыкального вкуса и совершенствовании специальных музыкально-сенсорных способностей детей. Развитие музыкального вкуса может происходить как спонтанно, так и целенаправленно, в процессе музыкального образования. Основной предпосылкой формирования вкуса является обращение к высокохудожественной музыке. Красота музыки увлекает учащихся и это способствует развитию вкуса. Кроме того, отбор высокохудожественных музыкальных образцов для слушания ведет к закреплению нужных предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры. Большую роль в развитии эстетического вкуса играет и субъективно-психологическая установка учащихся. Необходимо фиксировать внимание детей на качественной, эстетической стороне средств музыкальной выразительности; на критериях оценки, «эталона красоты», основных эстетических состояний: возвышенного, прекрасного, безобразного, трагического, комического.

Нравственность – сложное общественное образование, включающее моральную деятельность с точки зрения ее содержания и мотивации. В нравственную систему включены моральные идеалы, нормы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере самостоятельно регулировать свое поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него.

Музыка имеет большое значение в воспитании нравственности. На уроках музыки развиваются такие нравственные качества, как дисциплина, прилежание, упорство, воля. В ребенке пробуждаются также чувство ответственности, способность к самокритике. Лучше всего нравственные и эстетические свойства осознаются в ситуации сравнения контрастных образных, драматургических и интонационных комплексов. Отрицательное становится таковым, когда ему противопоставляется положительное начало. Сферы добра и зла, ненависти и любви; образы-антитезы; разнообразные по действиям поступки персонажей; драматургические конфликты; закрепленные за каждым из образов определенные интонационные лейтмотивы и комплексы – все это является той областью музыки, на основе которой школьник может получить ясное представление о хорошем и плохом; нравственном и безнравственном; красивом и безобразном.

Нравственно-патриотические чувства (любовь к Родине, гордость за ее героическое прошлое) формируются на основе произведений с соответствующей тематикой. Ей отвечают фольклорные и авторские образцы сочинений об Отчизне: ее истории, родной природе, людях.

Важным условием нравственно-эстетического воспитания детей через музыкальное образование является создание позитивного пространства общения, в котором всегда будет поддерживаться атмосфера радости, творчества, веры в возможности ребенка. Общение должно строиться на основе гуманистических отношений, а деятельность преподавателя музыки не должна превращаться в механическое выполнение методических «догм». Она обязана быть постоянным творческим процессом. Педагог должен быть также наделен определенным комплексом личных качеств, таких как любовь к детям, эмоциональная отзывчивость - как на явления искусства, так и на индивидуальный мир ребенка, сильная творческая индивидуальность.

Для получения оптимальных результатов необходима определенная форма урока. Лучшей будет являться форма проблемно-развивающего урока. При ее использовании школьник осваивает музыкальные знания в посильном самостоятельном труде при организующем участии педагога. Проведение уроков в проблемном ключе не только дает учащимся раскрыть свое, личностное отношение к музыке, показать самостоятельность суждений и развить воображение. Кроме того, поисковая деятельность, осуществляемая в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими членами классного коллектива на основе соблюдения нравственно-этических законов.

Развитие осознанности в восприятии детьми художественных и эстетических впечатлений произойдет в случае построения уроков на основе определенных педагогических и музыкальных методов. Среди музыкальных:

– метод размышления о музыке;

– метод создания художественного контекста;

– метод моделирования художественно – творческого процесса;

– метод эмоциональной драматургии.

– метод сравнительного анализа.

Среди воспитательных:

– метод упражнения;

– метод убеждения;

– метод заражения;

– метод обращения к чувству любви;

– метод обращения к эстетическому чувству.

Сочетание данных методов позволяет педагогу гармонично соединить воспитательный и образовательные компоненты на уроках музыки и добиться одновременного развития у школьников воспитанности и музыкальных способностей.

Таким образом, при определенных педагогических условиях в процессе музыкального образования может быть осуществимо нравственно-эстетическое воспитание школьников. Наиболее важными среди них являются:

– создание позитивного пространства общения;

– установление отношения к учащемуся как к субъекту образовательной ситуации;

– целенаправленный отбор художественно-дидактических методов.

Урок музыки, в этом случае, становится уроком воспитания духовности, мышления, эмоционально-мотивационной сферы детей средствами музыки.

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983. – 112 с.

2. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под ред. И.Каирова и О. Богдановой. – М., 1979. – 318 с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М., 2000. – 336 с.

4. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. – М., 1998. – 72 с.

5. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. – Л., 1973. – с.61-70.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». – М., 1983. – 224с.

7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. педвузов. – М., - 2002.

8. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений учителей нач. классов и родителей / сост. Л.Ковенько. – М., 1998. – 288с.

9. Гаязов А.С. Общество, государство, воспитание гражданина. – Уфа, 2001. – 117с.

10. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М., 1969. – 77с.

11. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / ред.-сост. Е.Соколова; под общей ред. Н.Селивановой. – М., 1998. – 336с.

12. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 240с.

13. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.Апраксина. – М., 1990. – 207с.

14. История русской музыки: в10т.: Т.1: XI-XVII века. – М., 1985; Т.2: XYII век. – М., 1984; Т.3: XVIII век. – М., 1985; Т.4 (1800-1825). – М., 1986; Т.5 (1826-1850). – М., 1988.

15. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: учеб. пособие для пед. университетов / под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М., 1997. – 304с.

16. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. С.Егоров. – М., 1999. – 400с.

17. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / сост. В.Викторов. – М., 1989. – 191с.

18. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья / сост. В.Викторов. – М., 1977. – 192с.

19. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады. – М., 1986. – 192с.

20. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: практич. пособие для учителей классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д., 2003. – 224с.

21. Латынина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): учебное пособие. – М., 1998. – 584с.

22. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. – М., 1985. – 176с.

23. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки ( Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции). – М., 1991. – 80с.

24. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 272с

25. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976. – 256с.

26. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Абдуллин, О.Ванилихина, Н.Морозова и др.; под ред. Э.Абдуллина. – М., 2002. – 272с.

27. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.Школяр. – М., 2001.– 232с.

28. Музыкальное образование: Методолого-методическая подготовка учителя музыки: программы дисциплин по специальности 030700 – Музыкальное образование: для педагогических университетов и институтов. – М., 2000. – 200с.

29. Музыка: Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / авт.-сост. Н.Ямалетдинова, Р.Хусаинова. – Уфа, 2003. – 184с.

30. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание: 1-4 классы / авт.-сост. Н.Терентьева. – М., 1994. –79с.

31. Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах XIX – начала XX века: учеб. пособие. – М. 1982. – 223с.

32. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб.пособие для студ. и преподавателей. –М. 1997. – 176с.

33. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыка: 1-8 классы / сост. Ю.Алиев и др. – М., 1993. – 80с.

34. Сергеева г.п. Программа и методические материалы по предмету « Музыка»: для 1-4 классов школ с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, гуманитарных гимназий и колледжей искусств. – М., 1997. – 95с.

35. Слово о музыке: Русские композиторы XX века: книга для учащихся старших классов / сост. В. Григорович, З.Андреева. – М., 1990. – 319с.

36. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сборник статей: в 2 т.: Т. 1 – Л., 1980; Т.2 – Л. 1981.

37. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. – М., 1973. – 272с.

38. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л., 1947. – 336с.

39. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975. – 200с.

40. Шаймухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы. – М., 1998. – 265с.

41. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству (Азбука музыкально-творческого саморазвития) / серия: У тебя получится: / – М. 1997. – 272с.

Покупка готовой работы
Тема: «Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 91
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика