Дипломная работа
«Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки»
- 91 страниц
Введение….….3
Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания школьников…8
1.1. Основные исторические этапы и закономерности нравственно-эстетического воспитания школьников….8
1.2. Современные музыкально-педагогические системы нравственно-эстетического воспитания школьников…19
Глава II. Педагогические условия и особенности нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках музыки….29
2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания…29
2.2. Опытно-экспериментальная работа….39
Заключение….49
Список литературы…54
Приложение…58
Роль музыкального образования в воспитании подростковой личности признавалась с самого рождения музыкальной педагогики. Это связано с тем, что музыка является искусством, обладающим исключительными возможностями психологического воздействия на человека. Она влияет на мысли и чувства, волю и воображение воспринимающих ее людей и благодаря этому формирует и преобразует их духовный мир.
Помимо воспитательной, музыка выполняет и эстетическую функцию, которая способствует раскрытию и развитию творческих способностей человека во всех сферах деятельности, помогает пробуждению и укреплению в ребенке веры в себя и в свои возможности. Исторически было подтверждено, что музыка может служить и орудием морального воспитания: облагораживать и возвышать в нравственном отношении, влиять на внутренние качества личности, на его побуждения и поступки. Следовательно, воспитательно-эстетическая функция свойственна музыке не в меньшей степени, чем другим видам искусства, а особая ее эмоциональная непосредственность придает этой функции большую действенность.
Помимо этого, музыка является и источником ценного духовного опыта многих поколений, а, по мнению современных музыкантов-педагогов, высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в наиболее полном и всестороннем виде. Данная культурная основа способствует развитию положительных качество и свойств личности ребенка.
Следует отметить, что в массовой музыкально- педагогической практике наблюдается недооценка значения комплексного формирования художественной, эстетической и нравственной сторон личности ребенка. На уроках преобладает деятельность, направленная на совершенствование отдельных музыкально-технических знаний, умений, навыков. По данной причине духовному миру школьников уделяется мало внимания.
Также существует и проблема разделения педагогами понятий «музыка» и «воспитание» на две противоположные сферы в связи с некоторыми сложностями совмещения «знаниевого» и воспитательного подходов и недостаточной разграниченности представлений о воспитательных аспектах, в первую очередь, нравственно-эстетическом.
В связи с вышеизложенными причинами возникает необходимость исследования сущности, задач, функций систем нравственно-эстетического воспитания в контексте музыкального образования учащихся. Актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы: «Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки» (на примере творчества П.И.Чайковского).
Цель исследования: теоретически обосновать возможность совмещения воспитательного и обучающего подходов на уроках музыки и определить место нравственно-эстетического воспитания в системе музыкального образования.
Объектом исследования является система нравственно-эстетического воспитания учащихся, рассматриваемая в контексте музыкального образования.
Предметом исследования: музыкально-образовательный процесс, ориентированный на нравственно-эстетическое воспитание детей.
В своем исследовании мы исходим из следующей гипотезы: воспитательный и обучающий подходы на уроках музыки могут быть совмещены в случаях:
– наличия конкретной модели музыкально-педагогического обучения с воспитательной направленностью;
– создания определенных педагогических условий для внедрения данной модели обучения;
– развития у учащихся способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного эстетического восприятия искусства;
– изменения подходов к образовательному процессу на уроках музыки;
– создания на уроках нравственно-эстетических ситуаций.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в музыкально-педагогической литературе и на этой базе раскрыть содержательные основы нравственно-эстетического воспитания.
2. Создать модель музыкально-педагогического обучения с воспитательной направленностью.
3. Разработать на основе модели условия для внедрения данной модели в практику обучения.
4. Определить методы и формы работы, направленные на музыкально- эстетическое и нравственное развитие школьников.
5. Разработать методические рекомендации по применению созданной модели в практике школы.
В своей работе мы опираемся на ряд педагогических принципов. К ним относятся:
– принцип комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов деятельности;
– принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы;
– принцип сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности, инициативы и творчества детей;
– принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;
– принцип доступности.
Помимо педагогических, мы опираемся и на принципы музыкального воспитания:
– принцип единства эмоционального и сознательного;
– принцип единства художественного и технического.
Данные принципы направлены на развитие интереса к музыке, воспитания вкуса и музыкальной культуры в целом.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами использовались ряд теоретических и эмпирических методов.
К теоретическим относятся:
– анализ психологической, педагогической, музыкальной литературы, относящийся к объекту и предмету исследования;
– сопоставление информационного и дидактического содержания учебных программ, учебников и учебных пособий по музыке.
Среди эмпирических методов:
– изучение музыкально-педагогического опыта;
– педагогическое наблюдение;
– педагогический эксперимент.
Методологической основой и теоретической базой нашего исследования стали:
– учение о всеобщей связи и целостности предметов, процессов и явлений действительности;
– работы психолого-педагогической направленности (Б.Теплова, В.Петрушина);
– концепция единства принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса Б.Т.Лихачева;
– положение о целенаправленном и комплексном воздействии музыкального искусства на все аспекты воспитания человека (Б.Асафьев, Л.Мазель);
– музыкально-педагогические исследования, освещающие вопросы всестороннего воспитания и развития детей средствами музыки (Ю.Алиев, Л.Безбородова, Е.Юдина);
– теория музыкального восприятия в трудах Е.Назайкинского, А.Сохора;
Работа имеет следующую структуру: содержание, введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Базой для нашего исследования явилась средняя общеобразовательная школа №1 с. Бакалы муниципального района Бакалинский район. Эксперимент проводился с учащимися пятого класса.
Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Основные исторические этапы и закономерности эстетического и нравственного воспитания школьников
Воспитание отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс – движения отношений, общения, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры. Объективными механизмами воспитательного взаимодействия взрослых с подрастающим поколением выступают непосредственное общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения. Эти механизмы влияют и воздействуют на развитие детей, на становление их сознания, духа, самости. Критерием эффективности и действенности воспитания является следующая за ним конечная природосообразная и культуросообразная готовность индивида, то есть соответствие его требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.
Важным аспектом воспитания является мировоззрение, которое представляет собой единство взглядов на мир, убеждений, уклада жизни системы отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение воспитывается у школьников в целостном педагогическом процессе. В задачи мировоззренческого воспитания входит формирование не только взглядов и убеждений, но и диалектического мышления, умения объективно оценивать явления природы и общества, способности реализации своих убеждений.
Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, эстетического, культурологического и других видов воспитания. Рассмотрим первые два из них.
Нравственность есть принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение человека, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувства совести. Сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживание, совесть. Оно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.
На базе нравственных чувств, а также сознания и воли образуются нравственные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение человека собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям. О нравственной воспитанности свидетельствует также глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется и зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие, организованный процесс становления в ребенке – природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.
Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. В процессе художественного воспитания раскрываются общие и частные способности, возможности восприятия, фантазии, памяти учащихся. Кроме того, у детей формируется всестороннее, глубокое и чуткое восприимчивое представление о жизни.
Цель эстетического воспитания – формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления.
Система художественно-эстетического и нравственного воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе. В этом процессе своеобразна и незаменима роль музыки, литературы, изобразительного искусства.
Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику и на физиологию человека. Именно поэтому, воспитание через музыку и с помощью музыки важно для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. Возможности музыки в нравственно-эстетическом развитии ребенка признавались образованными людьми во все эпохи.
Так, на Востоке, музыка считалась средством связи между душой и божественным. По мнению мудрецов, тело являлось пустой оболочкой, а музыка могла наполнить его песнями богов, успокоить, принести умиротворение в сердце, очистить душу, развить разум. Музыка способствовала нравственному развитию человека, поскольку «заунывные и нежные мелодии…успокаивают пылающие души, отвлекают мысли от дыхания крови и ужасов резни…» и учат состраданию, любви к людям (42,104).
В Древней Греции была создана целая теория воспитания, построенная на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развили в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьного образования были направлены на гармоническое развитие духовных и телесных сил юношества.
Греки считали, что музыкальный ритм и гармония приучают к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и деятельности, чтобы становились «более кроткими и чинными и уравновешенными, были готовы для речей и для деятельности»(13, 7). С целью воспитания, эллины иногда вводили жесткий контроль над музыкой. Лады делили на: этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). Этическим ладам отдавалось предпочтение в первую очередь.
В Византии, как и в Греции с глубоким уважением относились к знанию. Византийцы унаследовали классическую систему образования эллинов. Музыка, по их мнению, относилась к математическим дисциплинам. Считалось, что она является средством, подготовляющим разум к постижению вечных идеальных истин, необходимых при изучении философии.
В государстве большой популярностью пользовались музыкально-теоретические школы, в которых обучении строилось в соответствии с пифагорейско-платоновскими доктринами. Традиции этих школ оказали влияние на основоположников христианской теологии, которая широко распространилась в эпоху средневековья. Они считали музыку элементом мироздания, определяющую и гармонию человеческого бытия, а также методом воздействия на человеческую душу, на ее нравственное состояние.
Мыслители и теоретики того времени высказывали идеи о том, что лишенная внутренней согласованности музыка, способна привести к порче нравов и упадку духа. Следует заметить, что существовала некоторая разница между эстетическими взглядами античности и средневековья. Если в античном мире музыка считалась средством воспитания гражданских добродетелей, то в христианской культуре ей отводилась роль взращивания добродетелей, благочестия, врачевательницы души от мирских недугов. В связи с данными требованиями, напевы, бытовавшие в церковной практике, были подвергнуты обработке: их освободили от чрезмерной экспрессии, придали звучанию большую строгость и мелодическую плавность.
В эпоху Возрождения нравственная роль музыки теряет свое значение. Музыка стала осознаваться как искусство, доставляющее радость, удовольствие. Появилось множество школ, в которых детей обучали музицированию, хоровому пению, игре на музыкальных инструментах. В последующую эпоху - барокко, эта традиция была продолжена. С XVII века в приютах для беспризорных детей вводят преподавание музыки. Таким образом, возникли консерватории, которые впоследствии развивались как специальные музыкальные учебные заведения.
С наступлением эпохи Просвещения – века Разума, произошло изменение общественной мысли. Вместо старой системы воспитания, санкционируемой церковью, мыслители предлагали ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Науки стали делиться на полезные и ложные. Полезными считались естественные науки.
Музыка же стала занимать второстепенное место. Знание музыки, по мнению философов, было обязательным для женщин, но не для мужчин. Подобная ситуация была в это время и в России. В годы петровских реформ существовало много проектов организации образования, в которых музыка включалась в качестве обязательного предмета, но практическую реализацию получили лишь некоторые из них. Так, реально существовала школа Э.Глюка, в которой изучение музыки как «светской науки» считалось необходимым для детей бояр, чиновников, купцов. В другой школе, созданной соратником Петра I, Ф.Прокоповичем, помимо предмета «музыка» велось и пение. Эти уроки помогали решать задачи нравственного и православного образования.
Такое положение сохранилось и в XIX веке. В учебных заведениях, музыкальное воспитание ограничивалось, в основном, церковным пением. Особенно это было характерно для народных школ. С другой стороны, в некоторых передовых гимназиях, лицеях, училищах, женских институтах музыка считалась средством развития у воспитанников художественного, эстетического вкуса, поэтому ее преподавание велось достаточно продуманно и системно. Среди них: училище ордена Святой Екатерины, училище правоведения, Московский Елизаветинский институт.
В конце XIX века было выпущено распоряжение министра народного просвещения (от 16.01.1889 года за № 1608) в котором обращалось внимание на преподавание в гимназиях музыки и пения, как элементов, развивающих эстетическое чувство учащихся. Спустя некоторое время стали происходить изменения.
К началу XX века стали появляться различные музыкальные методики. Так, к примеру, новизной и оригинальностью идей отличалась система педагога С.В.Смоленского. Он избегал схоластических методов в образовании. Целью его системы было развитие творческих способностей ребенка, эстетического вкуса, художественной культуры. Сочетая уроки пения с музыкально- историческими экскурсами; изучение музыкальной грамоты с воспитанием внутреннего слуха; урочные и внеклассные виды деятельности; занятия и концерты он постепенно пробуждал интерес детей к музыке, воспитывал внутреннюю культуру.
В 1915 году в комиссию для обсуждения был предложен проект нового «Положения о гимназиях», подготовленный под руководством министра просвещения П.Н.Игнатьева. Данный проект реформы средней общеобразовательной школы предполагал внесение значительных изменений в ее задачи и структуру. В связи с этим по-новому ставился вопрос о содержании и построении обучения в средней школе. В проекте семилетний курс единой средней школы делился на две ступени. На первой из них музыка стала обязательной дисциплиной, причем, она была отнесена, в соответствии с классификацией, к воспитательным предметам. Недовольство чиновничьих кругов не позволило развить данную реформу и воплотить ее в жизнь.
В это же время большое распространение получила музыкально-просветительская деятельность. Немалую роль в этом сыграл С.И.Танеев. Еще на заседании музыкально-этнографической комиссии в 1905 году, при обсуждении основных принципов и методов общемузыкального эстетического образования, композитор высказал мысль об открытии курсов, классов для ищущих музыкального развития.
Главное значение в музыкально - эстетическом воспитании народных масс. С.И.Танеев придавал хоровому и народно-песенному творчеству, поэтому, с целью содействия народному музыкально-эстетическому воспитанию, он совместно с другими педагогами основал в Москве народную консерваторию. В ней преподавали лучшие педагоги того времени. Один из них, Б.Л.Яворский, работая с детьми, ставил задачи формирования у них музыкальной культуры, творческого восприятия музыки. Для закрепления музыкальных представлений он использовал другие виды деятельности: рисование, литературное, сценическое творчество, ритмику.
С 1905 года начали свою просветительскую деятельность В.Н. и С.Т. Шацкие. Их взгляды основывались на изучении трудов Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и других педагогов. Они исследовали развитие личности ребенка в различных видах деятельности: трудовой, игровой, музыкальной.
Большое внимание уделялось эстетическому и нравственному воспитанию детей. Музыка была одним из основных предметов. Особое внимание уделялось народной песне, которая, по мнению педагогов, была лучшим жанром для понимания красоты и выразительности народной музыки, к тому же подготавливала школьников к восприятию классических произведений.
В 1918 году было выработано «Положение о единой трудовой школе», разработанное под руководством Н.К.Крупской и А.В.Луначарского. В документе были высказаны идеи о необходимости всеобщего эстетического, и, в частности, музыкального воспитания подрастающего поколения. Для разработки содержания и методики уроков музыки были привлечены музыканты и педагоги, среди которых были: Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова, Н.Л.Гродзенская и др. В результате была создана методическая литература и выработаны основные представления об уроках музыки.
В содержание уроков вводились новые виды деятельности: слушание музыки, ритмика, детское творчество. Кроме того, определились задачи музыкального воспитания и пути их решения. Но на практике музыкальное воспитание осуществлялось далеко не во всех школах, так как не было единых требований и ощущалась нехватка специалистов. В связи с изменением политики в стране и стремлением приблизить школу к общественной жизни уроки музыки в школе сокращались, и постепенно музыке стало отводиться внеурочное время.
Интересно заметить, что в некоторых других странах, несмотря на иную политическую систему, наблюдалась та же тенденция. Музыке отводились внеучебные часы. Учащиеся комплектовались в группы по интересам для совместной работы; только целью создания групп было не столько развитие творческих способностей, сколько преодоление разобщенности учащихся, возникающей в условиях индивидуальной учебной работы. Такое обучение, к примеру, проводилось в американском городке Виннетка Карлтоном Уошберном в 1919 – 1920-х годах.
Исключение составляла Вальдорфская школа в германском городе Штутгарте. В основе ее учебно-воспитательной работы лежало представление о развитии человека как результате взаимодействия душевных, телесных и духовных факторов. Теория была разработана Р.Штейнером и опиралась на сформулированный им закон творчества, находящий выражение в духовном опыте ребенка. Согласно этому закону, хронологически несовпадающие циклы физического, умственного и нравственного развития человека делятся на семилетия. В задачи воспитателей входит прослеживание этих циклов у каждого ученика и создание благоприятных условий для их развития.
Самым эффективным средством развития личности ребенка Р.Штейнер считал искусство, поэтому в Вальдорфских школах интеллектуальное и физическое развитие ребенка пытались осуществить через «художественное» воспитание - танец, музыку, ритмику, поэзию, театр и т.д. Одной из задач школы являлось воспитание духовно свободной личности, способной преодолевать стереотипы общественных отношений.
В России же, изменения произошли после Великой Отечественной Войны. В изучении проблем музыкального воспитания школьников важную роль сыграла работа психолога Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947 год). Б.М.Теплов видел возможность гармоничного развития музыкальных способностей приобщения ребенка к различным видам музыкальной деятельности. Книга имела большое значение для понимания музыкального развития школьников и повлияла на труды многих педагогов.
Большой вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников внесли такие педагоги, как Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, О.А.Апраксина.
Н.Л.Гродзенская занималась формированием слушательской культуры у учащихся, учила глубокому осмыслению музыки, а музыкальную грамотность расценивала как важное условие воспитания культурного слушателя. Она опиралась на положение, выдвинутое Б.В.Асафьевым, который основную задачу предмета музыки в общеобразовательной школе видел в развитии музыкального восприятия и воспитания музыкальных вкусов учащихся.
Д.Б.Кабалевский считал музыку важной частью жизни каждого человека. Целью методики педагога было – воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры. По мнению автора, музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную функцию только в том случае, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли» (№ 19 с. 45).
Искусство, есть форма общественного сознания, отражения реальной деятельности с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих в человеке идейно-эмоциональное, эстетическое отношение к явлениям мира. Искусство является важной частью содержания воспитания как общественного явления, и оно имеет своей функцией художественное познание мира, формирование эстетического отношения к жизни, творческого начала и общего развития в человеке, а также содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.
Значение музыкального образования в комплексном воспитании человека признавалось в теории и практике музыкальной педагогики во все исторические эпохи. Воспитывающее воздействие музыкального образования простирается от улучшения сенсорно-музыкальных способностей до совершенствования образного и понятийного мышления. Художественный, эстетический и нравственный аспекты воспитания учащихся формируются и развиваются в процессе музыкального образования в неразрывном единстве.
Художественное воспитание достигается в результате целенаправленной художественной деятельности. Оно способствует гармоничному развитию юного человека, пробуждению его интеллектуальной, волевой и эмоциональной энергии. В процессе художественного воспитания раскрываются общие и частные способности, возможности восприятия, фантазии, памяти учащихся. Кроме того, у детей формируется всестороннее, глубокое и чуткое восприимчивое представление о жизни. Художественное воспитание направлено на понимание смысла, образно-эмоционального содержания культурных явлений. Оно достигается путем развития двух компонентов личности учащихся: эмоциональной и интеллектуальной сфер. Первый компонент содержит предпосылки к полноценному отклику, переживанию «изнутри» художественного произведения, второй – к знанию культурных контекстов, освоению умений и навыков в различных видах художественной деятельности. Критериями оценки уровня художественно-музыкального воспитания детей служат эмоциональная отзывчивость и развитость музыкального мышления.
Эмоциональная сфера развивается в процессе анализа музыки, постижении ее языка интонаций; в процессе приобщения школьников к системе эмоционально-образного содержания и эмоционального погружения в музыкальное переживание. Приобщение учащихся к системе эмоционально-образного содержания музыки возможно только при условии совершенствования их музыкально-сенсорных способностей. К последним относятся не только развитие ладового, слухового и ритмического чувств, но и богатого и инициативного воображения, умения эмоционального погружения в музыкальное переживание, внимания и волевых особенностей. Это достигается путем включения в уроки разносторонней музыкальной деятельности.
Интеллектуальность достигается при интегрированных формах уроков музыки, когда педагог учит детей видеть и находить взаимосвязи между различными видами искусства и явлениями; когда при объяснении темы привлекается материал из других областей; когда в практической деятельности решаются задачи интегрированной направленности. Кроме того, воспитание интеллектуальной стороны происходит и через освоение средств музыкальной выразительности, музыкальных структур.
Эстетическое воспитание способствует гармоничному развитию детей, ориентирует их на понимание и созидание прекрасного, возвышенного, совершенного, на неприятие безобразного и низменного. Оно базируется на развитии музыкального вкуса и совершенствовании специальных музыкально-сенсорных способностей детей. Развитие музыкального вкуса может происходить как спонтанно, так и целенаправленно, в процессе музыкального образования. Основной предпосылкой формирования вкуса является обращение к высокохудожественной музыке. Красота музыки увлекает учащихся и это способствует развитию вкуса. Кроме того, отбор высокохудожественных музыкальных образцов для слушания ведет к закреплению нужных предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры. Большую роль в развитии эстетического вкуса играет и субъективно-психологическая установка учащихся. Необходимо фиксировать внимание детей на качественной, эстетической стороне средств музыкальной выразительности; на критериях оценки, «эталона красоты», основных эстетических состояний: возвышенного, прекрасного, безобразного, трагического, комического.
Нравственность – сложное общественное образование, включающее моральную деятельность с точки зрения ее содержания и мотивации. В нравственную систему включены моральные идеалы, нормы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере самостоятельно регулировать свое поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него.
Музыка имеет большое значение в воспитании нравственности. На уроках музыки развиваются такие нравственные качества, как дисциплина, прилежание, упорство, воля. В ребенке пробуждаются также чувство ответственности, способность к самокритике. Лучше всего нравственные и эстетические свойства осознаются в ситуации сравнения контрастных образных, драматургических и интонационных комплексов. Отрицательное становится таковым, когда ему противопоставляется положительное начало. Сферы добра и зла, ненависти и любви; образы-антитезы; разнообразные по действиям поступки персонажей; драматургические конфликты; закрепленные за каждым из образов определенные интонационные лейтмотивы и комплексы – все это является той областью музыки, на основе которой школьник может получить ясное представление о хорошем и плохом; нравственном и безнравственном; красивом и безобразном.
Нравственно-патриотические чувства (любовь к Родине, гордость за ее героическое прошлое) формируются на основе произведений с соответствующей тематикой. Ей отвечают фольклорные и авторские образцы сочинений об Отчизне: ее истории, родной природе, людях.
Важным условием нравственно-эстетического воспитания детей через музыкальное образование является создание позитивного пространства общения, в котором всегда будет поддерживаться атмосфера радости, творчества, веры в возможности ребенка. Общение должно строиться на основе гуманистических отношений, а деятельность преподавателя музыки не должна превращаться в механическое выполнение методических «догм». Она обязана быть постоянным творческим процессом. Педагог должен быть также наделен определенным комплексом личных качеств, таких как любовь к детям, эмоциональная отзывчивость - как на явления искусства, так и на индивидуальный мир ребенка, сильная творческая индивидуальность.
Для получения оптимальных результатов необходима определенная форма урока. Лучшей будет являться форма проблемно-развивающего урока. При ее использовании школьник осваивает музыкальные знания в посильном самостоятельном труде при организующем участии педагога. Проведение уроков в проблемном ключе не только дает учащимся раскрыть свое, личностное отношение к музыке, показать самостоятельность суждений и развить воображение. Кроме того, поисковая деятельность, осуществляемая в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими членами классного коллектива на основе соблюдения нравственно-этических законов.
Развитие осознанности в восприятии детьми художественных и эстетических впечатлений произойдет в случае построения уроков на основе определенных педагогических и музыкальных методов. Среди музыкальных:
– метод размышления о музыке;
– метод создания художественного контекста;
– метод моделирования художественно – творческого процесса;
– метод эмоциональной драматургии.
– метод сравнительного анализа.
Среди воспитательных:
– метод упражнения;
– метод убеждения;
– метод заражения;
– метод обращения к чувству любви;
– метод обращения к эстетическому чувству.
Сочетание данных методов позволяет педагогу гармонично соединить воспитательный и образовательные компоненты на уроках музыки и добиться одновременного развития у школьников воспитанности и музыкальных способностей.
Таким образом, при определенных педагогических условиях в процессе музыкального образования может быть осуществимо нравственно-эстетическое воспитание школьников. Наиболее важными среди них являются:
– создание позитивного пространства общения;
– установление отношения к учащемуся как к субъекту образовательной ситуации;
– целенаправленный отбор художественно-дидактических методов.
Урок музыки, в этом случае, становится уроком воспитания духовности, мышления, эмоционально-мотивационной сферы детей средствами музыки.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983. – 112 с.
2. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под ред. И.Каирова и О. Богдановой. – М., 1979. – 318 с.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М., 2000. – 336 с.
4. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. – М., 1998. – 72 с.
5. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. – Л., 1973. – с.61-70.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». – М., 1983. – 224с.
7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. педвузов. – М., - 2002.
8. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений учителей нач. классов и родителей / сост. Л.Ковенько. – М., 1998. – 288с.
9. Гаязов А.С. Общество, государство, воспитание гражданина. – Уфа, 2001. – 117с.
10. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М., 1969. – 77с.
11. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / ред.-сост. Е.Соколова; под общей ред. Н.Селивановой. – М., 1998. – 336с.
12. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 240с.
13. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.Апраксина. – М., 1990. – 207с.
14. История русской музыки: в10т.: Т.1: XI-XVII века. – М., 1985; Т.2: XYII век. – М., 1984; Т.3: XVIII век. – М., 1985; Т.4 (1800-1825). – М., 1986; Т.5 (1826-1850). – М., 1988.
15. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: учеб. пособие для пед. университетов / под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М., 1997. – 304с.
16. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. С.Егоров. – М., 1999. – 400с.
17. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / сост. В.Викторов. – М., 1989. – 191с.
18. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья / сост. В.Викторов. – М., 1977. – 192с.
19. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады. – М., 1986. – 192с.
20. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: практич. пособие для учителей классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д., 2003. – 224с.
21. Латынина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): учебное пособие. – М., 1998. – 584с.
22. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. – М., 1985. – 176с.
23. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки ( Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции). – М., 1991. – 80с.
24. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 272с
25. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976. – 256с.
26. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Абдуллин, О.Ванилихина, Н.Морозова и др.; под ред. Э.Абдуллина. – М., 2002. – 272с.
27. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.Школяр. – М., 2001.– 232с.
28. Музыкальное образование: Методолого-методическая подготовка учителя музыки: программы дисциплин по специальности 030700 – Музыкальное образование: для педагогических университетов и институтов. – М., 2000. – 200с.
29. Музыка: Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / авт.-сост. Н.Ямалетдинова, Р.Хусаинова. – Уфа, 2003. – 184с.
30. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание: 1-4 классы / авт.-сост. Н.Терентьева. – М., 1994. –79с.
31. Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах XIX – начала XX века: учеб. пособие. – М. 1982. – 223с.
32. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб.пособие для студ. и преподавателей. –М. 1997. – 176с.
33. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыка: 1-8 классы / сост. Ю.Алиев и др. – М., 1993. – 80с.
34. Сергеева г.п. Программа и методические материалы по предмету « Музыка»: для 1-4 классов школ с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, гуманитарных гимназий и колледжей искусств. – М., 1997. – 95с.
35. Слово о музыке: Русские композиторы XX века: книга для учащихся старших классов / сост. В. Григорович, З.Андреева. – М., 1990. – 319с.
36. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сборник статей: в 2 т.: Т. 1 – Л., 1980; Т.2 – Л. 1981.
37. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. – М., 1973. – 272с.
38. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л., 1947. – 336с.
39. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975. – 200с.
40. Шаймухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы. – М., 1998. – 265с.
41. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству (Азбука музыкально-творческого саморазвития) / серия: У тебя получится: / – М. 1997. – 272с.
Тема: | «Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 91 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование познавательного интереса у учащихся средних классов к башкирской народной песне на уроках музыки
Дипломная работа:
Изучение минимализма на уроках музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Формирование музыкального вкуса у учащихся на уроке музыки
Дипломная работа:
Развитие эмоционального интеллекта школьников младших классов на уроках музыки
Дипломная работа:
Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)