Дипломная работа

«Методика преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов»

  • 85 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ….….7

1.1. Сценическая саморегуляция учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема ….7

1.2. Анализ концепций проявления тревоги и причины сценического волнения …28

Выводы по первой главе….36

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ.38

2.1. Содержание, формы и методы преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов….38

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….53

Выводы по второй главе….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….….….73

ПРИЛОЖЕНИЯ….79

Введение

Проблема психолого-педагогической подготовки учащегося-музыканта к концертному выступлению – одна их важнейших как в музыкально-исполнительском искусстве, так и в области музыкальной педагогики.

Сталкиваясь с ней впервые в детском возрасте, музыканты не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры. Так, даже многие известные артисты с большим опытом выступления на сцене страдают от негативных форм сценического волнения.

При этом психологи, педагогики, музыканты, композиторы утверждают, что сценическое состояние исполнителя зависит от того, насколько надёжно и крепко выучено музыкальное произведение. Так, русский композитор Н.А.Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. В связи с этим, музыканты тщательно изучают все тонкости нотного текста, обдумывают исполнительский план, репетируют фрагменты предстоящего выступления. Однако, выходя на сцену, многие их них теряют способность контролировать происходящее и не могут успешно реализовать выношенные художественные намерения.

Приёмы саморегуляции сценического состояния являются важным компонентом психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению.

Однако методика преодоления сценического волнения недостаточно изучена. Вероятно, причина заключается в том, что музыканты редко пишут научные работы по проблемам сценического волнения, поскольку не обладают необходимыми знаниями в области психологии, а психологи, в свою очередь, с большой долей опасения обращаются к этой теме, потому что не имеют опыта в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.

Дефицит научных сведений о природе и сущности сценического волнения обрекает исполнителей на эмпирические поиски приёмов психологической подготовки к концертному выступлению. Многие музыкальные педагоги предлагают ученикам рекомендации, основанные на личном опыте, на субъективных ощущениях. Часто учащиеся получают от преподавателя единый для всех рецепт аутотренинга, данный без учёта индивидуальных особенностей личности.

Ценные советы по психологической подготовке музыканта к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках таких выдающихся музыкантов и педагогов Л.А.Баренбойма, Д.Д.Благого, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза, С.И.Савшинского, С.Е.Фейнберга и др.

Однако данные рекомендации не систематизированы, не объединены в самостоятельный раздел методики, имеют разрозненный характер.

Кроме того, большинство авторов научных работ о природе и саморегуляции сценического состояния – пианисты. Это привело к явной однобокости исследования проблемы. Однако способы устранения вредоносных форм сценического волнения равно интересуют музыкантов всех исполнительских специальностей: вокалистов, дирижёров, исполнителей на смычковых, духовых и народных инструментах.

Кроме того, в настоящее время не исследован вопрос преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов, отсутствуют методические пособия, где были бы в полной мере представлены разнообразные тренинги для детей школьного возраста, а также определены особенности их введения в учебную деятельность школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему исследования: «Методика преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов».

Цель исследования - теоретически обосновывать и экспериментально проверить методику преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов.

Объект исследования - процесс музыкального образования учащихся.

Предмет исследования – содержание, формы и методы преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную теоретическую и методическую литературу по данной проблеме;

- изучить передовой педагогический опыт, представить анализ концепций проявления тревоги;

- выявить особенности сценической саморегуляции учащихся-музыкантов;

- определить виды и формы сценического волнения;

- определить содержание, формы и методы преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов.

Методологической основой исследования являются:

- теория психологии личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалёв, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов);

- теория психологической установки на музыкально-исполнительскую деятельность (Л.Л.Бочкарёв, А. Г. Васадзе, И. В. Дубровина);

- теория исполнительской памяти (Л.А.Баренбойм, М.И.Гринберг, Г.М.Коган);

- методическое разработки и тренинги преодоления сценического волнения (Ю.В.Капустин, Р.Кочюнас, Н.П.Михайленко).

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы;

- наблюдение за исполнительской деятельностью детей в момент выступления;

- эксперимент;

- статистическая обработка полученных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении содержания, форм и методов преодоления сценического волнения в исполнительскую практику учащихся-музыкантов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика может быть использована в системе музыкального образования, в том числе дополнительного музыкального образования, а также в системе подготовки и повышении квалификации музыкально-педагогических кадров, в практической деятельности учителей музыки, а также студентов педагогических колледжей, педагогических вузов в период прохождения педагогической практики.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ

1.1. Сценическая саморегуляция учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема

Музыкальная педагогика призвана разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из важнейших тенденций передовой музыкальной педагогики является стремление достичь целостного формирования личности музыканта-исполнителя, гармоничного развития всех ее качеств.

В общеобразовательной школе на уроках музыки в различных видах музыкально-исполнительской деятельности учащихся постепенно закладываются основы исполнительского искусства. Учащиеся поют в хоре, вокальном ансамбле, выступают в роли солистов. Многим из них приходится на протяжении всех лет обучения в школе выступать перед аудиторией на концертах. И здесь одним из самых существенных моментов является поведение поющего на сцене, его сценическое самочувствие, степень волнения на сцене.

Как показывает практика, волнение присуще каждому ученику. Но у одних учащихся волнение, будучи контролируемым, является стимулом для большего вдохновения, у других - выйдя за рамки контроля - вызывает полную депрессию, скованность всего тела, в том числе и голосового аппарата, результатом чего является низкая позиция звучания, потеря опоры дыхания, вялое сценическое и эмоциональное выражение. У третьих волнение вызывает непомерную возбудимость и суетливость, которые также мешают нормальной работе всех компонентов певческой координации, что выражается в повышении интонации, чрезмерном напряжении, излишней жестикуляции и мимике.

Волнение ученика на сцене нередко уничтожает всю предварительную работу учителя в классе. О таких учениках говорят, что они непригодны для исполнительской деятельности.

В соответствии с тематикой данной работы необходимо осветить вопросы, касающиеся особенностей нервной системы.

Так, некоторые музыканты рассматривают сценическое состояние исполнителя как следствие особенностей его нервной системы и рекомендуют исполнителям, страдающим от вредных форм эстрадного волнения, аутосуггестивные упражнения, заимствованные из спортивной психологии [53, 10]. Спортивные психологи установили, что предстартовые реакции спортсмена проявляются в трёх основных формах:

• «боевая готовность»,

• «предстартовая лихорадка»,

• «предстартовая апатия».

Сценическое волнение музыканта-исполнителя проходит, как правило, на фоне физиологических процессов, сходных с одной из этих форм.

Так, чувство творческого подъёма во время удачного концертного выступления сопровождается изменениями в организме, характерными для спортсмена в состоянии «боевая готовность». В этом состоянии возрастает быстрота реакций, обостряется мысль и внимание, повышается уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей.

Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сценическую площадку, сопровождается изменениями в организме, характерными для «предстартовой лихорадки». Тормозные процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение, поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

Иногда музыкант–исполнитель жалуется, что у него пропало всякое желание к творчеству, что всё ему стало безразлично и хочется лишь одного, – чтобы его оставили в покое. Такая форма сценического волнения имеет схожие черты с состоянием «предстартовая апатия». При этом тормозные процессы в коре головного мозга превалируют над возбуждением, ощущается вялость, нежелание действовать, реакции замедляются, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное возбуждение не велико.

Из всего этого следует, что предстартовое волнение спортсмена и сценическое волнение музыканта-исполнителя имеют немало схожих черт. Но то общее, что их объединяет, не распространяется на глубинные особенности профессиональной деятельности. Случается, что музыканты, желая обрести способность исполнять музыкальное произведение без ошибок и сбоев при любом состоянии организма, применяют в репетиционной работе систему специальных упражнений, заимствованную из спорта. Перед началом репетиции они совершают повороты вокруг оси, проделывают прыжки с приседаниями и после этого пытаются исполнять музыкальное сочинение в состоянии физического и эмоционального напряжения.

Пока что нет исследований, подтверждающих или отрицающих полезность такого рода упражнений в достижении высокого художественного результата. Рекомендации спортивных психологов не имеют прямой направленности на творчество, не нацелены на стимулирование исполнительской фантазии и слуховых представлений, не обостряют музыкальное мышление, не могут и, безусловно, не помогают музыканту обрести состояние творческого вдохновения и сохранить на всем протяжении выступления. Музыканту важнее тренировать устойчивость к тем психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

На особенности сценического состояния благотворно влияет увлечённость художественными образами. Об этом писал известный музыкант-исполнитель Д.Д.Благой [5, 65]. По его мнению, главное «лекарство» от пагубных последствий вредных форм эстрадного волнения состоит в «увлечённости, всепоглощённости музыкальными образами, в непрестанных открытиях всего прекрасного, что содержится в сочинении, в любви к каждой его детали, в страсти, с которой жаждешь выявить всё это в реальном звучании, в осознании величия музыки, значительности личности её создателя, в стремлении приблизиться к нему в меру скромных сил своих, в преклонении перед этим величием, этой значительностью.» [5, 64].

Но интерес к определенной музыке не является фактором, освобождающим исполнителя от сомнений о том, достоин ли он прикасаться к таким произведениям [63].

Восхищение личностью композитора не всегда устраняет страх перед возможной ошибкой. Не трудно сказать ученику, что увлечённость творческими задачами - лучшее «лекарство» от негативных видов эстрадного волнения, но порой сложно объяснить, как, каким образом обрести на сцене увлечённость тому, кто не может сосредоточить внимание на исполнительском процессе из-за эстрадного волнения.

Однако невозможно объяснить возникновение того или иного сценического состояния исполнителя, принимая в расчёт лишь особенности нервной системы или одни лишь интеллектуально-творческие качества. Необходимо учитывать все стороны динамической структуры личности.

Разработкой динамической структуры личности занимались многие психологи, такие как Б.Г.Ананьев [2], А.Г.Ковалев [9]; В.Н.Мясищев [47], К.К.Платонов [56] и многие другие.

Наибольшее распространение получила концепция К.К.Платонова, согласно которой все особенности каждой личности укладываются в четыре подструктуры, обобщённо названные автором - направленность, опыт, психические процессы, биопсихические свойства [56].

Опираясь на концепцию К.К. Платонова, необходимо выявить все стороны личности, влияющие на особенности того или иного сценического состояния музыканта. Структура таких сторон личности выглядит следующим образом:

1) психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, потребность в такой деятельности;

2) творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания;

3) особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической адаптации и др.);

4) типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент.

Все стороны личности, перечисленные в этой структуре, взаимосвязаны и взаимозависимы. Некоторые из них могут быть отнесены одновременно к различным подгруппам. Надо полагать, что сценическое состояние исполнителя формируется под воздействием всех четырёх подструктур.

Рассмотрим кратко каждую из четырех отмеченных подструктур.

А.Г.Васадзе рассматривает психологическую установку на музыкально-исполнительскую деятельность как нечто «бессознательное, психическое, лежащее в основе творческой активности» [9, 514]. И.В.Дубровина, Е.Е.Денисова, А.М.Прихожан исследуют бессознательную установку как «готовность, предрасположенность субъекта действовать в предвосхищаемых им условиях ситуации» [24, 89]. При этом они указывают, что установка может создаться в процессе опыта.

Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность мобилизует все творческие способности, но не всегда осознаётся музыкантом. Эта мобилизация, поиски того или иного исполнительского решения могут осуществляться даже в те моменты, когда, казалось бы, музыкант и не думает о предстоящем концерте. Повседневные заботы, которые он переживает перед выступлением, проявляют себя на фоне главной задачи – мобилизации физических и душевных сил к предстоящему исполнению концертной программы.

Устойчивая психологическая установка на периодически повторяющуюся творческую работу со временем преобразуется в потребность.

Л.Л.Бочкарёв выделяет три типа потребности в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности, различая их по мотивациям, – потребность в исполнительском процессе (экспрессивная мотивация), потребность в общении со слушателями (коммуникативная мотивация) и, наконец, потребность в активном воздействии на слушателей (суггестивная мотивация) [6, 68 ].

Заключение

Проблема сценического волнения - одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры.

Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного рода «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Умело и тщательно проведенная подготовка музыканта к публичному выступлению, владение механизмами психологической саморегуляции, сценический опыт и прочие - все это имеет достаточно большое значение в данном случае, позволяя утверждать, что попытки решить проблему сценического волнения отнюдь не бесперспективны.

Психологическая подготовка ученика к выступлению имеет не меньшее значение нежели профессионально-исполнительская подготовка как таковая - на этой позиции сходится подавляющая часть преподавателей. Вся работа, которая велась учеником над музыкальным про изведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.

Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической устойчивости должна, в принципе, вестись с детских лет. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением.

К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением. Концертность - это прежде всего внутренняя взволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости от того, что исполнителя слушают.

Знание психических (индивидуально-личностных) и профессиональных свойств ученикат в их взаимосвязях и зависимостях абсолютно необходимы педагогу в выработке оптимальных путей и способов поведения к концертным выступлениям. Диагностика характера ребенка, его внутренних состояний, его индивидуальных реакций на те или иные ситуации способствует правильному выбору психологической стратегии и тактики педагога в наиболее важные для его подопечного моменты. Работа такого рода, должна вестись и в школах, и в училище, и в вузах, словом, на всех этапах профессиональной биографии будущего исполнителя.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - М.: Амрита- Русь, 2010.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.

3. Баланчивадзе Л.В. Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения. -

4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974.

5. Благой Д.Д. О музыке… вне музыки // Советская музыка. – 1972. – № 5. – С. 64 – 66.

6. Бочкарёв Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. – № 1. – С. 68 – 79.

7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева - М.: Мысль, 1978. - 263 с.

8. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. // Исполнительское искусство зарубежных стран. - Вып.1

9. Васадзе А.Г. Художественное чувство как переживание «созревшей установки» // Бессознательное / Ред. А.Д. Прангишвилли и др.- Т. 2. – Тбилиси, 1978. – С. 512 – 517.

10. Вицинский А. Психологический анализ процесса работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР / Ред. Б. М. Теплова. Вып. 5. – М., 1950. – С. 197 – 198.

11. Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик - М.: Просвещение, 1978. - 153 с.

12. Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: Академия, 1999. - 380 с.

13. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982.

14. Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилита-ционного центра. - Тюмень: «Вектор-Бук», 2000. - 152 с.

15. Воспитание актера. - М.: Искусство, 1964.

16. Вундт К.В. Теория эмоций /

17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 280 с.

18. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2003. - 136 с.

19. Гольденвейзер П. О фортепианном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. - Вып.2.

20. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.: Искусство, 1961.

21. Гринберг М.И. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. А.Г.Ингер. - М.: Сов. композитор, 1987.

22. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. - М.: Просвещение, 1985. - 222 с.

23. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М.Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

24. Дубровина И.В., Денисова Е., Прихожан А. Психология. – Academa, 2000.

25. Зимина А.Н. Основы музыкально-эстетического воспитания и развития детей младшего возраста.- М., 2000.

26. Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования / Межвуз. науч. труд. - Вып. 3: В 2-х ч.- Ч. 1.:М., 1994. - С.36-41.

27. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.

28. Каган М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. - 275 с.

29. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика: Исследование.-Л.: Музыка, 1985.

30. Климов Е.А. Основы психологии. - М.: Физкультура и спорт ЮНИТИ, 1977. - С. 78.

31. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Воронеж, 1996. - 141 с.

32. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии, 1984. - № 4. - С. 43.

33. Ковалёв А.Г. Психология личности. – Изд. 3. – М.: Просвещение, 1970.

34. Коган Г.М. У врат мастерства. - М.: Музыка, 1969.

35. Коннор Д., Сейлор Д. Введене в НЛП. – Челябинск: Изд-во Версия, 1997.

36. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. - М., 1998.

37. Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М.: Музыка, 1988. - 160 с.

38. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. - М.: Классика-XXI, 1999.

39. Левин Э.А., Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе: Новаторская методика. - Р-на-Д: Феникс, 2008.

40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

41. Литвиненко Ю.А. Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке // Педагогика искусства - №1. - М., 2010.

42. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика.- Челябинск, 2006.

43. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

44. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. – М.: Музыка, 1966.

45. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. - Киев, 1987.

46. Михайленко Н.П. Методология исполнительского мастерства гитариста. - К: Ровно, 2009.

47. Мясищев В.Н. Проблемы личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Т. 50. – Л., 1969. – С. 6 – 17.

48. Наумов Л.Н.Сценическое волнение [электронный ресурс] / Л. Н. Наумов. Режим доступа: htt//www/muzobozrenie@mail.r*

49. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка 1987.

50. Немов Р.С. Психология: В З-х кн.- Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - С. 95-98.

51. Павлов И.П. Физиология центральной нервной системы. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 392 с.

52. Перлз Ф. Подход и свидетель терапии. - М.: 1996.

53. Петрушин В.И. Артистизм – это и тренировка! // Советская музыка. – 1971. – № 12. – С. 6–17.

54. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: ВЛАДОС, 1997.- 384 с.

55. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - 166 с.

56. Платонов К.К., Голубев Г. Психология (Учебник для инженерно-педагогических работников). – М.: Высш. шк., 1977.

57. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990.

58. Родионов А.В. Подросток и наркотики. Выявления факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними М.: Академия Развития, 2004. - 192 с.

59. Родионов А.В. Психология. Темперамент и типы высшей нервной деятельности (Лекции для студентов-заочников 3-го курса). – М.: Высш. шк., 1968.

60. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

61. Рубинштейн С.Л. Основы онтологии, логики и психологии // Избранные философско-психологические труды. - М.: 1977. - С. 173-175.

62. Савшинский С.И. Пианист и его работа. - М.: Советский композитор, 1961. - 220 с.

63. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. – Л.: Сов. композитор, 1963.

64. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х томах. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

65. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Изд-во Рига, 1992.

66. Станиславский К.С. Беседы в студии Большого театра в 1918–1922 гг. (записаны К. Антаровой). – М., 1969.

67. Столяренко Л., Столяренко В. Психология для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

68. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984. - 152с.

69. Токина Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972.

70. Успенский П.Д. В поисках чудесного. – М.: Фаир-Пресс, 2000.

71. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1969.

72. Фёдоров Е. К вопросу об эстрадном волнении.– М., 1979. – С. 107–118 (Труды ГМПИ им. Гнесиных; Вып. 43).

73. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М.В.Вульф, А.А.Спектор. - М.: АСТ, 2006. - 400 с.

74. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. – М., 2004. – 608 с.

75. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося в ученических коллективах / Ред. Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М., 1988. - 247с.

76. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога / М.: Просвещение, 1987. - 265с.

77. Хорни К. Самоанализ // Хорни К. Собр. соч. в 3-х т. — М.: Смысл, 1997. — Т. 2. — Гл. 2.

78. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Изд-во Питер, 1997.

79. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Учебное пособие. - С-Петербург: Композитор, 2008.

80. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988.

81. Чайковский П.И. Полн. собр. соч. / Ред. Е.Д.Горковского, И.И.Соколинской. – М.: Музыка, 1962.

82. Черникова О. Эмоциональные состояния в спорте // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 73–78.

83. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.: Издательство АСТ, 1997.

Покупка готовой работы
Тема: «Методика преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика