Дипломная работа

«Развитие навыков чистого интонирования в вокально-хоровой работе на уроках музыки»

  • 117 страниц
Содержание

Введение….… 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития навыков чистого интонирования в детском хоре.

1.1. Исторические взгляды на проблему детского вокально-хорового воспитания в России …. 6

1.2. Значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса….23

1.3. Проблема развития навыков чистого интонирования в музыкально-педагогической и научно-исследовательской литературе…. 44

ГЛАВА 2. Педагогические условия развития навыков чистого интонирования в детском хоре.

2.1. Содержание, формы и методы развития навыков чистого интонирования в детском хоре….71

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты… 97

Заключение….116

Список использованной литературы….117

Введение

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового пения обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную задачу через следующие функции:

- познавательную;

- эстетическую;

- рекреационную;

- гедонистическую;

- функцию общения.

Различные вопросы, связанные с детским хоровым пением, разрабатывались рядом ученых. Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному развитию детского голоса. Таким образом, учитывая все возрастающий интерес к детскому хоровому творчеству и повышение требований, как к качеству репертуара, так и к качеству исполнения хоровых произведений возникает необходимость более тщательно исследовать ранее созданные методики и на их основе разработать рекомендации по оптимизации процесса развития навыков чистого интонирования.

Цель работы:

Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых и интонационных навыков.

Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие навыков чистого интонирования проходит более успешно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка. Это и доказывает используемая нами система методов и приемов по формированию и развитию интонационных навыков у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является детский хор.

Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исторические взгляды решения вопросов вокально-хорового обучения частично за рубежом и в наше время.

2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных интонационных навыков в детском хоре.

3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.

4. Теоретически обосновать применение таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных интонационных навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.

2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков чистого интонирования.

3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках поставленной проблемы.

4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования навыков чистого интонирования в детском хоре.

Общая методология предполагает формирование у детей творческой личности, которая способна вести созидательную деятельность. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса мы применяем методики: А. Е. Варламова; Д. Н. Зарина; А. Н. Карасева; С. И. Миропольского; Г. А. Струве, О. А. Апраксиной, А. Г. Раввинова, А. Л. Маслова.

Экспериментальная работа проводилась на базе Иглинской ДМШ им. М. Хисматуллина и опиралась на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов, методистов и личного исследовательского опыта (с 2004 года работаю с хоровым коллективом в ДМШ).

Данная работа состоит из введения, двух глав, экспериментальной работы, заключения и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧИСТОГО ИНТОНИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ.

1.1. Исторические взгляды на проблему детского вокально-хорового воспитания в России.

Различные литературные источники открывают перед нами историю вопроса о детском хоровом пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о разных методических приемах в обучении пению.

Уже в средние века в Европе было очень много церковных школ, в Италии и Франции были и музыкальные школы. Из дошедших до нас сведений в Древней Руси (XI -XIII вв.) детей, начиная с 6-7 лет, учили пению в монастырских и церковных школах. Великий князь Владимир привез из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов-учителей, славян по происхождению. При его супруге княгине Анне, дочери византийского правителя, существовал греческий хор.

Первые певческие школы на Руси были организованы привезенными из Греции священнослужителями. От них русская церковь переняла «восьмигласие» и безлинейную нотопись. В данных школах уровень музыкального обучения был весьма высок. Но требуется подчеркнуть, что пению тогда обучали очень ограниченное количество одаренных детей. Для данного исторического периода характерно светлое и нежное звучание голосов, так как церковные хоры, в которых пели только мальчики, предназначались для участия в богослужении.

С появлением хорового исполнительства стало развиваться и музыкальное образование. В XI веке появились духовные сочинения, переписанные русскими певцами. Появились частные школы, в которых пение стало основным предметом. Обучение проходило как в группах, так и индивидуально. При княгине Анне Всеволодовне была открыта школа для девочек в Киеве при Андреевском монастыре. Позже, в XIII веке, в Суздале появилось женское училище, организованное дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича.

В 1274 году собор – высший церковный орган – поручает церковное пение «специально обученным людям» и увеличивает число певческих школ. Следует отметить высокий уровень обучения в этих школах.

В 1551 году по указу Ивана Грозного возникают появляются специальные училища при храмах. Постепенно развиваются профессиональные хоры. Первым профессиональным хором в России стал хор государевых певчих дьяков. Он возник еще при Василии III. Главной обязанностью хора было обслуживать церковь. В повседневной жизни певчие дьяки обучали пению царских детей.

В XVI веке был создан хор «пaтриарших певчих дьяков». Позднее в XVIII веке он получил название Синодального. С развитием светского многоголосного пения в мужские профессиональные хоры стали вводится голоса мальчиков (альты и дисканты), так как звучание женских голосов в те времена в смешанном хоре не предусматривалось.

В XVII веке в Россию проникает с Запада стиль «концертного пения», под его влиянием постепенно утверждается многоголосное пение, а голоса получают название – бас, тенор, альт, дискант. В профессиональных хорах были исполнители с прекрасными голосами. Лучшие детские и взрослые голоса набирались по всей Руси. Уже с XVII века появляются частные хоры: хоры бояр, приближенных царя, а так же и лиц духовного сана.

В начале XVII века возникает Киево-Могилянская академия, которая способствовала появлению учебных заведений, готовящих учителей музыки. Известный просветитель Симеон Полоцкий, воспитанник академии, создал свою систему обучения, где уделял большое внимание эстетическому воспитанию. Эту же академию закончил замечательный музыкант и педагог Н.Дилецкий, который впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. Он требовал понимания содержания песни, выразительного ее исполнения. Дилецкий применял наглядный метод, используя пальцы рук для показа расположения нот на нотном стане.

В это же время была установлена взаимосвязь речевой и певческой функций голосового аппарата. В учебнике по правилам чтения впервые были сформулированы основы певческого обучения. В нем говорится о высоком и звонком детском звучании, о силе голоса, о ритмичности и певучести звука. Таким образом, обучение грамоте содействовало воспитанию определенных певческих навыков.

В середине XVII века хоровое исполнительство хоровое пение перестало быть лишь церковным и распространилось в светском обществе. Во второй половине XVII века получают распространение так называемые “канты”, где чувствуется влияние народной песни. В это же время появляется и детский репертуар. «Детей подготавливали не только в хоры, но и в театры, где играли крепостные. Первую русскую театральную школу языковед С.Булич назвал первой русской консерваторией, разумея, очевидно, высокие требования к обучению» [52, 12].

В начале XVIII века продолжилось расширение хоровой исполнительской деятельности. Собирались особые хоры из специально обученных к исполнению сложных произведений мальчиков, юношей и мужчин, обладавших прекрасными голосами.

Постепенно заметно усиливается стремление не только увеличить количество обученных хористов, но и улучшить качество звучания голосов. В 1740 году в городе Глухове Черниговской губернии была образована певческая школа, где обучались мальчики, с прекрасными голосами , а при Дворе появилась специальная певческая школа на 20 человек, готовящая певчих для Придворной певческой капеллы. Необходимо отметить, что постепенно с развитием хорового пения складывались и основы вокального воспитания. С детства певцы обучались правильному, свободному звучанию, чего требовал стиль церковного пения.

Уже в первых методических рекомендациях были изложены методические рекомендации по охране голоса, так как в певческой практике имело место нарушение певческих норм. Требования были, зачастую непосильные для еще неокрепших детских голосов. Большая концертная нагрузка и ранняя исполнительская деятельность растрачивали нервные силы и надрывали голоса маленьких певцов.

Во второй половине 18 века большое влияние на музыкальную культуру оказала народная песня. Народная песня исполнялась не только в «низших» кругах общества, но и среди дворян. Она была основой музыкальной культуры. Росла численность провинциальных хоров. Много детей пело в частных крепостных хорах. В Петербурге были прекрасные хоры - шляхетского корпуса и университета, славились хор графа Шереметьева, хор князя Голицына.

В учебных заведениях того времени преподавали такие замечательные музыканты, как Д.С. Бортнянский, И. Прач. В литературе того времени отражены прогрессивные мысли о необходимости обучения пению наряду с мальчиками и девочек. Появилось множество литературы по вопросам развития и охраны детского голоса (начало XIX века). В это время вокальное искусство в России достигло высокого уровня. В 1783 году в Санкт-Петербурге было издано «Руководство учителям 1 и 2 классов народных училищ в Российской империи», написанное Ф.И.Янковским, одним из передовых деятелей просвещения в России. Данное пособие посвящено воспитанию и сохранению голоса. Даже первые попытки методических разработок того времени говорят о научно-практических достижениях в области развития голоса.

Формирование русской вокальной школы связано с именем замечательного русского композитора М.И.Глинки. В 1862 году открывается Петербургская консерватория, а в 1866 - Московская. В 1862 году М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным была создана бесплатная музыкальная школа. Здесь выступали крупнейшие музыканты, входившие в творческое объединение «Могучая кучка»: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков продолжали развивать идеи М.И. Глинки.

Заключение

В предлагаемой квалификационной работе была рассмотрена проблема развития навыков чистого интонирования.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования целенаправленным и последовательным.

Успешность процесса формирования интонационных навыков находится в зависимости от наличия единой методологической основы. Единство подходов в освоении звуковысотных навыков на занятиях ведет к совершенствованию мелодического, гармонического и внутреннего слуха, а также к расширению диапазона, что является важной составляющей как для развития вокально-певческих навыков, так и для работы над интонированием.

Задачи, поставленные в начале нашего исследования, такие как - анализ исторического развития системы вокально-хорового обучения, последовательность формирования первоначальных навыков развития интонации, разработка системы упражнений и применение специальных педагогических приемов формирования интонационных навыков - выполнены.

Учитывая возрастные и личностные качества учащихся, при систематической и правильно разработанной методике мы не только добились узко поставленной цели - развития навыков чистого интонирования, но и стремились сформировать общую музыкальную культуру учащихся. Таким образом, это доказывает, что используемая нами система методов и приемов по формированию и развитию интонационных навыков у детей младшего школьного возраста имела положительный результат, который мы постараемся использовать в дальнейшей нашей работе.

Список литературы

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада – к начальной школе. – Воронеж, 1998.

2. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М., 1990.

3. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М., 1948.

4. Апраксина О. , Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. –М., 1961.

5. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. – М., 1977.

6. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. – М., 1987.

7. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс.

8. Безбородова В. Развитие музыкального слуха учащихся 1 класса. – М., 1956.

9. Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. – СПб., 1883. –Ч. 1.

10. Варламов А. Полная школа пения. – М., 1953.

11. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.:Музыка,1966.

12. Гарбузов Н. А. Музыкант, исследователь, педагог. – М., 1980

13. Глинка М. Литературное наследие. Автобиографические и творческие материалы / под ред. В. Богданова – Березовского. – Т. I. –М., 1952.

14. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. Изд. 2 – е. – М.: МГУ, 1977.

15. Дмитриевский Г. А. Хороведение и управление хором. – М., 1957.

16. Егоров А. С. Теория и практика управления хором. – М., 1951.

17. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и дренаж. – СПб: Лань, 1997.

18. Емельянов В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования/ Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука, 1991.

19. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сб. статей. – М., 1981.

20. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. – М., 2003.

21. Карасёв А. Н. Методика пения.

22. Картавцева М. Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994.

23. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. – М., 1969.

24. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. –Ростов н/ Д: «Феникс», 2002.

25. Кольцова М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

26. Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России.

27. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. – М., 1965.

28. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

29. Никольская – Береговская К. Ф. Русская вокально – хоровая школа от древности до XXIвека. – М., Владос, 2003.

30. Огороднов Д. Е. Методика комплексного музыкально – певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально – речевой и эмоционально – двигательной культуры. – М., 1994.

31. Огороднов Д. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и с самим собой. Свердловск, 1981.

32. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом. – М., Академия, 1999.

33. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., Академия, 2003.

34. Переверзев К. Проблемы музыкального интонирования. – М., 1966.

35. Пигров К. К. Руководство хором. – М., 1964.

36. Пономаренков А. С. Строй и ансамбль хора // Работа в хоре. – М., 1960.

37. Пономарёв А. С. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т. Вендрова, И. Пигарева. – М., 1991.

38. Пономарьков И. Занятия пением с детьми, не имеющими достаточного музыкального слуха//Методика музыкального воспитания в начальной школе. – М., 1954.

39. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

40. Пузыревский А. И. О желательной постановке пения в городских училищах и школах. Журнал «Русская школа», 1892, №7.

41. Романовский Н. В. Хоровой словарь. – М., 1980.

42. Сафонова В. И. Заметки хормейстера // Искусство в школе. – М., 1998.

43. Соколов В. Работа с хором. – М,1967.

44. Соколов В. Работа с хором. – М., 1983.

45. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия: Вопросы социологии и эстетики музыки. – М., 1980. –Вып. 1.

46. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Изд. 2 – е. – М.: «Советский композитор», 1988.

47. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.

48. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985. –Т. I.

49. Ушинский К. Предисловие к I тому «Педагогической антропологии»./ Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1968.

50. Чесноков П. Г. Хор и управление им. – М., 1961.

51. Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 2003.

52. Шацкая В. Педагогика. – М., 1970.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие навыков чистого интонирования в вокально-хоровой работе на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 117
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика