Дипломная работа
«Разработка дистанционного элективного курса информатики»
- 68 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения 7
1.1. Цели и задачи дистанционных элективных курсов 7
1.2. Особенности элективных курсов по информатике 12
1.3. Методика использования дистанционных элективных курсов 21
Выводы по главе 26
Глава 2. Разработка и апробирование дистанционного элективного курса информатики «Мультимедийные технологии» 28
2.1. Определение структуры и содержания дистанционного элективного курса «Мультимедийные технологии» 28
2.2.Этапы разработки дистанционного элективного курса «Мультимедийные технологии» 32
2.3. Опытная проверка разработанного дистанционного элективного курса 44
2.4. Анализ полученных результатов 47
Выводы по главе 50
Заключение 51
Литература 54
Приложения 57
Главной целью образования является достижение обучающимися степени образованности отвечающего их личностному потенциалу. Образование формирует в человеке готовность выполнения разных социальных функций, вырабатывает потенциал личности менять самого себя и свою жизнь.
Общеизвестно, что индивидуально-психологические качества личности квалифицируются как общие и специальные, научные, инженерные и творческие. Способность открывается только в такой деятельности, которая не может реализовываться без присутствия этой способности. Выявляются два уровня способностей: творческий и репродуктивный. Ученик, находящийся на начальном уровне, показывает умения стремительно усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, реализовывая ее по предпочтению. Далее, на следующем уровне ученик способен при помощи автономной деятельности создавать новое своеобразное. Подытожим мысль: возникает необходимость выбора в диапазоне усложненности. Следовательно нам необходимо создавать элективные образовательные единицы.
Дистанционный вид обучения знатоки по стратегическим задачам образования именуют образовательной системой двадцать первого века. Сегодня на нее сделан громадный упор. Актуальность данной темы разработки дистанционных элективных курсов состоит в том, что итоги общественного прогресса, ранее сконцентрированные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Подошла эра информатики. Период её формирования в настоящее время можно охарактеризовать как телекоммуникационный. Эта зона общения, знаний и информации. Исходя из того, что профессиональные знания устаревают очень стремительно, необходимо их постоянное модернизирование.
Дистанционная форма обучения приносит нынче возможность создания систем массового постоянного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от пространственных и временных поясов.
При воплощение в жизнь дистанционного обучения большую роль играет организационная сторона вопроса. Здесь очень важно учесть все моменты, касающиеся построения образовательного процесса. Это и качество разрабатываемых курсов, и работа преподавателей, и многое другое.
Качество элективных курсов определяется качеством учебных материалов, предлагаемых учащимся, а также желанием и способностями ученика к усвоению предлагаемого материала. В обоих случаях могут возникнуть риски, связанные, в конечном счете, с резким ухудшением качества образования. Один из таких рисков связан с издержками разработки пакета курса, сделанного быстро, формально и, следовательно, некачественно. Решение найдено следующее: повышение квалификации педагогов; овладение технологией элективных курсов; отработка навыков создания авторских педагогических разработок; рецензирование и утверждение учебно-методических материалов элективных курсов экспертным советом; создание банка разработок; отработка технологии элективных курсов разработчиками курсов.
Помимо этого, системы дистанционного образования предоставляют одинаковые возможности всем людям вне зависимости от социального статуса (студентам, школьникам, учащимся, работающим, безработными и прочее) в любых областях страны и за границей реализовать права человека на получение информации и образование. Именно, эта система возможно наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина государства.
Взяв во внимание вышеуказанные факторы, можно сделать вывод, что разработка дистанционного элективного курса будет являться элементом эффективной системы подготовки и постоянного поддержания высококвалификационного уровня специалистов.
Объектом исследования – процесс разработки дистанционного элективного курса информатики «Мультимедийные технологии».
Предмет исследования – применение дистанционного элективного курса при обучении мультимедийным технологиям.
Цель дипломной работы – разработка дистанционного элективного курса информатики «Мультимедийные технологии».
Для достижения цели обозначены следующие задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогической, учебной и методической литературы связанной с проблемой исследования;
изучить психолого-педагогические и методические особенности процесса обучения информатике в рамках дистанционных элективных курсов;
разработать структуру дистанционного элективного курса информатики «Мультимедийные технологии»;
спроектировать дистанционный элективный курс «Мультимедийные технологии»;
проанализировать уровень усвоения нового материла при обучении мультимедийным технологиям в рамках разработанного дистанционного элективного курса.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что разработанный элективный курс увеличит эффективность обучения, так как будет оказывать содействие вырабатыванию фундаментальных знаний по информатике.
Методы исследования – теоретический анализ литературных источников по проблемам исследования основных характеристик ВКР. Поиск приемлемых методов и способов апробации. Обобщение педагогического опыта.
Структура работы – введение, теоретические и практические главы, заключение и литература. Во введении даются основные характеристики дипломной работы: вопрос и актуальность, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза и методы исследования; определяется важность исследования.
Дипломная работа состоит из двух глав, заключения и перечня литературы.
Практическая значимость работы находится в том, что использование результатов работы позволит повысить степень усвоения материала по таким разделам общего курса информатики, как методика создания и обработки графики, программирование и моделирование. На базе данного элективного курса можно обучать навыкам работы с мультимедийными технологиями.
Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения
1.1. Цели и задачи дистанционных элективных курсов
Новая версия образовательного стандарта для средней школы не требует для его изучения образовательной области «Технология» на высоком уровне. Другими словами, базового уровня для этого стандарта образовательной области достаточно. Действительно, трудно представить себе, изучение технологии «вообще». В то же время мы не можем серьезно рассматривать выпускников средних школ, подготовленных для современной жизни, без знакомства с принципами и конкретными образцами современных технологических процессов, которые встроены в инфраструктуру среды, без сформированности основных принципов технологической культуры, которой так не хватает у профессионалов в России.
В данный момент решение этой задачи в системе общего образования в достаточно полном объеме не найдено. Для отдельных профилей выпускных классов (им условно дать название академические) информационные технологии соответствующих возможных областей будущей практической деятельности учащихся теряются за границами рассмотрения, а для других профилей (информационно-технологических, индустриально-технологических профилей) делаются ведущим, доминирующим предметом изучения. В то же время, количество часов, отведенных на конкретные технологии для последней группы профилей, не достаточно много, чтобы привить навыки, присущие конкретным квалификациям, но достаточно большой, чтобы расширить представление учащихся о мире профессий [28].
Следовательно, можно сделать вывод, что реализация концепции школьного образования в старших классах средней школы еще носит пока поисковый, межэтапный характер и будет еще не раз уточняться.
Более важным в нынешней ситуации, роли так называемых элективных курсов, которые связаны с установленной системой традиционных школьных предметов. Курсы по выбору, количество которых может быть довольно большим. Пройдя практическую апробацию, они в будущем могут стать хорошей основой для формирования нового содержания переменной составляющей школьных профилей. Элективные курсы, помогая решать задачи социализации выпускников школ развивают свой ядро компетенции, индивидуализацию обучения, не снижая тем самым уровень доступа к образованию, и оставляя выбор (в связи с ранней специализации). [13]
Что означает выбор профиля, а далее и специальности? Это означает, выбирая, люди готовы тратить около трети своей жизни. Конечно, можно менять специальность, мало вы не можете изменить жизнь человека (кроме родителей, например, место рождения). Вопрос ошибки – в цене, в личных и социальных издержках, которые дорого обойдутся самому человеку и государству. Конечно, в случае необходимости – смена профессии. Даже если переподготовка не оплачивается из бюджета, то государство имеет огромные потери в связи с тем, что активный и дееспособный гражданин в течение длительного времени выведен из сферы производственной деятельности.
Обратите внимание, что на этапе предпрофильного обучения, решается проблема не только выбора учениками профиля в средней школе, но и выбора профессии при поступлении в образовательные учреждения среднего и профессионального образования, а также учитывая, что многие университеты предлагают учебные курсы продолжительностью два года, и высшего профессионального образования. Поэтому курсы по выбору возможно должны помочь учащимся решить спектор всех указанных проблем.
Специализированное образование – средство дифференциации и индивидуализации обучения. Возможные изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса дают возможность шире учитывать интересы, склонности и способности учащихся, чтобы создать учебную среду для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями по отношению к непрерывному образованию. Специализированное образование направлено на реализацию процесса обучения личностно-ориентированного. Это значительно расширяет возможности строительства учеником индивидуальной образовательной траектории [13].
Привлекательность различных вариантов в обучении, интерес для них зависит от склонностей учащихся и условно выражается через позицию «хочу». Увлечения рассчитывают заинтересованность не только к итогам, но и к самому процессу профессиональной деятельности, без чего не может быть успешного, развивающегося специалиста. Традиционно, наряду с тенденциями в реализации профессионального выбора числится необходимым учитывание индивидуальных особенностей человека, успех или неудача профессиональной деятельности (эта сторона профессионального выбора определяется положением «Я»).
В ходе выполнения работы были изучены дидактические основы дистанционного обучения на базе компьютерных коммуникаций и практическая реализация мультимедийного учебного пособия. Также были изучены и применены современные языки программирования (HTML, JavaScript) и программное обеспечение (Internet Explorer, Adobe Photoshop, Macromedia Flash 8, Macromedia Dreamweaver 8).
Дистанционный элективный курс «Мультимедийные технологии» содержит большое количество примеров. Кроме того, этот курс может использоваться при проведении внеурочных, факультативных, кружковых занятий, работы с отстающими и пропустившими плановые занятия и, наконец, для самоподготовки учащихся старшей школы.
Для успешного обучения старшеклассника важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с дистанционным элективным курсом «Мультимедийные технологии».
Постижение информационных и телекоммуникационных технологий является центральным разделом дисциплины информационных технологий и информатики.
Одна из важных задач элективных курсов — пополнить традиционное содержание школьных учебных дисциплин.
Из анализа научных литературных источников изученных по теме выпускной квалификационной работы были сделаны выводы: о строении и работе с мультимедийными технологиями, возможного использования специального программного обеспечения в совокупности с данной техникой, а также возможности применения в школе мультимедийной и интерактивной техники учителями, о повышении эффективности преподавания в школе.
Экспериментально была проверена гипотеза дипломной работы о том, что внедрение и разработка методов использования мультимедийной технологии в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
После проведенной работы мы провели повторную диагностику оценивания уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Проведя ряд заданий различных методик, мы определили уровень развития познавательной деятельности подростков. Результаты показали, что учащиеся стали лучше выполнять предложенные задания.
Исходя из этого, мы сделали вывод, что уроки с использованием дистанционного элективного курса «Мультимедийные технологии» развивают познавательную деятельность, формируют положительные эмоции, создают ситуации занимательности в учебном процессе, повышают активность учащихся, мотивацию к обучению, позволяют делать уроки более интересными, а так же формируют знания и умения подростков.
Для эффективного обучения учащийся средней школы должны получит не столько набор знаний, но развитое мышление, способность приобретать знания, чтобы использовать существующие навыки для решения различных задач. Отличная возможность появляется при работе с удаленным элективным курсом «Мультимедийные технологии».
Из анализа изученной научной литературы по теме исследования были сделаны выводы: о структуре и работе мультимедийных технологий; о возможности использования специализированного программного обеспечения в сочетании с техникой; а также о возможности использования мультимедиа и интерактивных технологий учителем для повышения эффективности преподавания информационных технологий в школе.
Была проверена экспериментально гипотеза исследования, что внедрение и развитие использования удаленного элективного курса «Мультимедийные технологии» в обучении школьников на уроках информатики повышает активность учеников в классе и, как следствие, увеличивает эффективность усвоения учебного материала дисциплины.
После исследования мы провели переоценку уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Проведя ряд задач различных методов, мы определили уровень познавательной активности подростков. Результаты показали, что учащиеся стали лучше выполнять предлагаемые задания.
Исходя из этого, мы пришли к выводу, что уроки с использованием дистанционного факультативного курса « Мультимедийные технологии» помогают активизировать познавательную деятельность, формируют положительные эмоции создают благоприятную ситуацию в учебном процессе, повышают активность учеников, мотивируют к обучению.
В общем, дистанционный элективный курс «Мультимедийные технологии» апробирован успешно и его можно назвать, соответствующий всем канонам современного веб-дизайна.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
1. Винокуров, А. Ю. Использование технологий дистанционного обучения в режиме реального времени / А. Ю. Винокуров // Открытое образование и информационные технологии. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Приложение к журналу «Открытое образование». – Пенза : ИИЦ ПГУ, 2005.
2. Винокуров, А. Ю. Разработка сетевого программного комплекса автоматизации обучения / А. Ю. Винокуров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке» (ИТОН-2006). – Ч. 3. – М. : МФА, 2006. – С. 494–497.
3. Голицына, О.Л. Программное обеспечение. [Текст]: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов.– M.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
4. Демкин, В.П., Можаева, Г.В. Телекоммуникации для образования. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2004. – 1136 с.: ил.
5. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / под ред. Е.С.Полат. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
6. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежной аудитории / И.В.Жилавская. – Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.
7. Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Босова – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
8. Каракозов, С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования / Под ред. Н.И. Рыжовой: Монография - Барнаул, 2005. - 300 с.
9. Лобачев, С.Л., Попов, А.Э.Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. – Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. – 90 с.
10. Малышев, Н.Г., Сердюк, В.А. Международный центр дистанционного обучения: концепция и бизнес-план – М.: Минобразование России, 2004. - 402 с.
11. Мантуленко, В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности / В.В.Мантуленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 36 с.
12. Мантуленко, В.В. Образовательные возможности новых медиа / В.В.Мантуленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – С.86-93.
13. Медиаобразование: от теории – к практике: сб. материалов II Всеросс. науч-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» / Сост. И.В.Жилавская. - Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. – 340с.
14. Олифер, В.Г., Олифер, Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – Спб.: Питер, 2005. – 672с.
15. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
16. Самойленко В.В., Локальные сети. Полное руководство. – К.: Век+, К.: НТИ, СПб.: Корона принт, 2002. – 400 с.
17. Смирнов, С.А., Котова, И.Б. Педагогика. – М., «Академия», 2000. – 329 с.
18. Солдаткин В.И. Образовательная среда сегодня и завтра. – М.: Рособразование, 2004. – 272 с.
19. Сушков, С. А. Специализированные программы поддержки образовательного процесса / С. А. Сушков // Материалы Международной конференции «ИТО-2003». – М., 2003.
20. Шахмаев, Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.
21. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (h**t://pedsovet.su/publ/26-1-0-841).
Тема: | «Разработка дистанционного элективного курса информатики» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 3600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Численные методы в школьном курсе информатики
ВКР:
Применение смарт-технологий в школьном курсе информатики
Курсовая работа:
Разработка элективного курса для учащихся старших классов, изучающих итальянский язык на основе трактата У. Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике»
Дипломная работа:
Элективные курсы по праву в школе
ВКР:
Развитие аналитических способностей при изучении раздела «моделирование и формализация» курса информатики