ВКР

«Численные методы в школьном курсе информатики»

  • 65 страниц(ы)
  • 328 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 6

1.1. Психолого-педагогические аспекты 6

1.2. Психолого-педагогические сопровождение учащихся 13

1.3. Методика преподавания элективных курсов 16

ВЫВОД К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19

Глава 2. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ЧИСЛЕННЫМ МЕТОДАМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 20

2.1. Цели и задачи элективного курса 20

2.2. Содержание элективного курса 22

2.2.1. Решение нелинейных уравнений 22

2.2.2. Табулирование функции, интерполирование функции 38

2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы 48

ВЫВОД КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

ЛИТЕРАТУРА 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 55

В настоящее время современные компьютерные технологии широко внедряются в науку, технику, управленческую деятельность, технические процессы, и, конечно же, в школьное образование. Эффективность применения компьютерной техники связана с программным обеспечением. Пользователь должен уметь пользоваться готовыми пакетами прикладных программ, применять программы к решению конкретных задач, использовать информационные технологии для моделирования решения конкретной задачи.

Для получения новых знаний и каких-то важных решений используется математическое моделирование процессов и явлений. Для его осуществления каждый должен владеть определенными наборами вычислительных алгоритмов и знать способы их реализации. В связи с появлением новой техники специалисты все чаще сталкиваются с математическими задачами, точное решение которых очень сложно и неизвестно.

Предмет "Численные методы" является одним из способов изучения приближенных вычислений, который позволяет систематизировать знания, полученные в таких разделах информатики, как "алгоритмизация", "языки и методы программирования", "информационные технологии", и применяются эти знания в решении различных задач вычислительной математики (информатики, геометрии, алгебры и начала математического анализа). Использование на занятиях пакета Turbo Pascal, электронной таблицы Excel позволяют научиться применять их для решения различных задач численными методами.

Актуальность применения «Численных методов» для решения задач в школьном курсе информатики и математики является необходимым элементом овладения современной технологией математического моделирования, поскольку решение задач классическими приемами и методами в большем случае не подходит или становится слишком громоздким.

Огромное значение в системе профильного обучения играют элективные курсы (то есть курсы по выбору), направленные на удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей, интересов и потребностей каждого учащегося. Они позволяют компенсировать ограниченные возможности базовых и профильных курсов, в том числе информатики.

Элективные курсы по информатике базируются на знаниях, умениях и навыках учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Элективные курсы обеспечивают дополнительную образовательную подготовку учащихся в области теоретической информатики и информационных технологий, а также углублённое изучение технологий и особенностей применения программных средств для решения различных задач.

Цель исследования. Изучить и систематизировать материал по элективному курсу «Численные методы» при решении задач для учащихся старших классов.

Объект исследования. Изучение психолого-педагогических основ создания элективного курса, теоретического материала и решение задач по элективному курсу «Численные методы».

Предмет исследования. Разработать методическое пособие на тему «Численные методы в школьном курсе информатики».

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

1) Рассмотреть общие психолого-педагогические основы по созданию элективных курсов.

2) Изучить научную и методическую литературу по теме исследования;

3) Разработать элективный курс по основным этапам:

- составление алгоритма;

- составление блок-схемы;

- составление программы;

- тестирование программы.

4) разработать задания для практических работ.

Проверить гипотезу о возможности и эффективности применения элективных курсов «Численные методы» в школьном курсе информатики.

Научная новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа психолого-педагогической литературы, разработка программ и заданий для элективного курса.

Практическая значимость. Элективный курс может быть использован в обучении учащихся старших классов.

Практическая часть выпускной квалификационной работы выполнялась на базе МОБУ СОШ с. Нижние Киги.

Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, выводов, литературы и приложения

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

1.1. Психолого-педагогические аспекты

В процессе создания методического пособия необходимо принять во внимание психолого-педагогические особенности учащихся. В профильных классах эти особенности проявляются больше всего.

Профильные классы отличаются степенью восприятия математических задач (понятие задачи в широком смысле слова). Учащиеся, способные к решению математических задач, очень быстро воспринимают и мгновенно обозначают показатели, существенные для данного типа задач, формул, не совсем относящиеся именно для данной задачи, но решаемые для конкретного варианта задания. Отсюда следует, что у способных учащихся характерно формализованное восприятие математической задачи, связанное с хорошим овладением конкретным типом задачи, в математическом выражении её внешней структуры [5].

У учащихся профильных классов больше сформировано абстрактно-логическое мышление и для них характерно:

- быстрое и широкое обобщение (любая задача решается как аналогичная);

- стремление к понятности, простоте и экономичности решения.

- хорошая подвижность мыслительных процессов, большой вариант аспектов в решении различных задач, спокойное и легкое переключение от одной интеллектуальной операции к последующей, с прямого решения на обратный;

Мышление способных учащихся к математике имеет определенный характер: быстро запоминаются и хорошо сохраняются конкретные типы задач и способы их решения, доказательства, логические схемы решений [5].

Отличительной особенностью таких учащихся является хорошее развитие пространственных представлений, при решении типовых задач они 6

могут обойтись без наглядных примеров. В какой-то степени логичность сменяет им «образность», у этих учащихся не возникает трудностей при использовании абстрактных схем [26].

На уроках учащиеся профильных классов выбирают решение нестандартных, экспериментальных, проблематичных задач. Оригинальность результатов решения видят в необыкновенных, внезапных полученных решениях. В продолжение всей работы больше действуют индивидуально [19].

Согласно Концепции общего среднего образования профильный курс считается как курс повышенного типа, обеспечивающий углубленное изучение конкретного предмета и использование его в качестве элемента профессиональной подготовки выпускников. Курс, ориентированный на учащихся, выбравших для себя деятельность, связанную с информатикой, является наиболее строгим и полным.

При изучении предмета в профильном классе учащиеся овладеют конкретными знаниями в необходимом объёме и формируют культуру интеллектуальной личности [26].

Подбор содержания элективных курсов необходимо проводить в соответствии с целями изучения информатики. При изучении курса рационально использовать такие методы работы, как практический эксперимент и обучение с использованием прикладных компьютерных программ. Для учащихся наиболее интересна индивидуальная работа. При изучении и закреплении курса можно применить множество разнообразных средств обучения, учебные пособия, дидактические книги, проекторы, таблицы, модели и различные инструменты.

При изучении элективных курсов в гуманитарных классах возникает множество трудностей, так как особенность познавательной деятельности у этих учащихся иная [3].

Для учеников гуманитарного профиля большое значение имеет содержание задачи и её соответствие с условиями реальной действительности. Именно в этом плане они получают первоначальное понимание задачи, лишь затем преобразуют её на математический язык. Учащиеся не видят решение задачи данного типа, а видят решение лишь конкретной задачи.

Если сравнить разные профили, то у гуманитарного наблюдается низкая изобретательная возможность при запоминании информации. Например, они стараются запомнить не алгоритм доказательства теоремы, а всё доказательство целиком, и если позабудут, то вспомнить не могут [1].

Рассуждение у учащихся гуманитарных классов развёрнутое, все пункты вычисления по алгоритму выполняют с особой строгостью.

Связь между прямым и обратным решением у них очень слабая, в некоторых случаях она вообще исчезает. Обратное действие у них формируется как совершенно новое решение, без опоры на уже имеющиеся знания.

Учащиеся гуманитарных классов воспринимают с интересом исторические информации, факты и др. В отличие от учащихся математического профиля учащиеся гуманитарного профиля быстро запоминают историческую информацию, с удовольствием готовят сообщения на урок.

Элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели теоретико- методологические аспекты создания элективного курса, методику преподавания, её цели и задачи, а также содержание элективного курса.

В содержание курса «Численные методы» входят следующие темы: «Нелинейные уравнения», «Табулирование функции», «Интерполирование функции».

По каждой теме элективного курса «Численные методы» есть теоретический материал, указаны основные определения, теоремы, представлены примеры с наглядными графиками функций, также составлены блок - схемы, листинг программы на языке Turbo Pascal с результатом вычисления и заданиями для практических работ. При выполнений практических заданий учащиеся закрепляют полученные знания.

Цель моей работы была достигнута. Составлена программа элективного курса «Численные методы», рассчитанная на 7 часов. В приложении 1 разработан конспект урока по теме: «Графический и численный метод решения уравнений. Решение уравнений методом половинного деления». Апробацию элективного курса проводил в МОБУ СОШ с. Нижние Киги. Для этого я изучил различные методы решения уравнений и функций, мне удалось продемонстрировать их применение в простых и сложных уравнениях и функциях. Гипотеза исследования о возможности и эффективности применения элективных курсов «Численные методы» в старших классах подтвердилась.

Данный элективный курс может быть использован на лекциях и практических занятиях по специальности «Информатика», «Математика» и др.

1. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 г. - 632 с.

2. Бахвалов Н.С. Численные методы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г. - 213 c.

3. Бахвалов Н.С. Численные методы в задачах и упражнениях. - М.: Высшая школа, 2008 г. - 312 c.

4. Березин И.С., Жидков Н.П. Методы вычислений. М.: Наука, т. I, 1966 г. - 632 с.

5. Боглаев Ю.П. Вычислительная математика и программирование. - М.: Высшая школа, 1990 г. - 324 c.

+ еще 21 источник

Примечания к работе

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Численные методы в школьном курсе информатики»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 65
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика