ВКР
«Численные методы в школьном курсе информатики»
- 65 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты 6
1.2. Психолого-педагогические сопровождение учащихся 13
1.3. Методика преподавания элективных курсов 16
ВЫВОД К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
Глава 2. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ЧИСЛЕННЫМ МЕТОДАМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 20
2.1. Цели и задачи элективного курса 20
2.2. Содержание элективного курса 22
2.2.1. Решение нелинейных уравнений 22
2.2.2. Табулирование функции, интерполирование функции 38
2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы 48
ВЫВОД КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
В настоящее время современные компьютерные технологии широко внедряются в науку, технику, управленческую деятельность, технические процессы, и, конечно же, в школьное образование. Эффективность применения компьютерной техники связана с программным обеспечением. Пользователь должен уметь пользоваться готовыми пакетами прикладных программ, применять программы к решению конкретных задач, использовать информационные технологии для моделирования решения конкретной задачи.
Для получения новых знаний и каких-то важных решений используется математическое моделирование процессов и явлений. Для его осуществления каждый должен владеть определенными наборами вычислительных алгоритмов и знать способы их реализации. В связи с появлением новой техники специалисты все чаще сталкиваются с математическими задачами, точное решение которых очень сложно и неизвестно.
Предмет "Численные методы" является одним из способов изучения приближенных вычислений, который позволяет систематизировать знания, полученные в таких разделах информатики, как "алгоритмизация", "языки и методы программирования", "информационные технологии", и применяются эти знания в решении различных задач вычислительной математики (информатики, геометрии, алгебры и начала математического анализа). Использование на занятиях пакета Turbo Pascal, электронной таблицы Excel позволяют научиться применять их для решения различных задач численными методами.
Актуальность применения «Численных методов» для решения задач в школьном курсе информатики и математики является необходимым элементом овладения современной технологией математического моделирования, поскольку решение задач классическими приемами и методами в большем случае не подходит или становится слишком громоздким.
Огромное значение в системе профильного обучения играют элективные курсы (то есть курсы по выбору), направленные на удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей, интересов и потребностей каждого учащегося. Они позволяют компенсировать ограниченные возможности базовых и профильных курсов, в том числе информатики.
Элективные курсы по информатике базируются на знаниях, умениях и навыках учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Элективные курсы обеспечивают дополнительную образовательную подготовку учащихся в области теоретической информатики и информационных технологий, а также углублённое изучение технологий и особенностей применения программных средств для решения различных задач.
Цель исследования. Изучить и систематизировать материал по элективному курсу «Численные методы» при решении задач для учащихся старших классов.
Объект исследования. Изучение психолого-педагогических основ создания элективного курса, теоретического материала и решение задач по элективному курсу «Численные методы».
Предмет исследования. Разработать методическое пособие на тему «Численные методы в школьном курсе информатики».
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
1) Рассмотреть общие психолого-педагогические основы по созданию элективных курсов.
2) Изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
3) Разработать элективный курс по основным этапам:
- составление алгоритма;
- составление блок-схемы;
- составление программы;
- тестирование программы.
4) разработать задания для практических работ.
Проверить гипотезу о возможности и эффективности применения элективных курсов «Численные методы» в школьном курсе информатики.
Научная новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа психолого-педагогической литературы, разработка программ и заданий для элективного курса.
Практическая значимость. Элективный курс может быть использован в обучении учащихся старших классов.
Практическая часть выпускной квалификационной работы выполнялась на базе МОБУ СОШ с. Нижние Киги.
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, выводов, литературы и приложения
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1. Психолого-педагогические аспекты
В процессе создания методического пособия необходимо принять во внимание психолого-педагогические особенности учащихся. В профильных классах эти особенности проявляются больше всего.
Профильные классы отличаются степенью восприятия математических задач (понятие задачи в широком смысле слова). Учащиеся, способные к решению математических задач, очень быстро воспринимают и мгновенно обозначают показатели, существенные для данного типа задач, формул, не совсем относящиеся именно для данной задачи, но решаемые для конкретного варианта задания. Отсюда следует, что у способных учащихся характерно формализованное восприятие математической задачи, связанное с хорошим овладением конкретным типом задачи, в математическом выражении её внешней структуры [5].
У учащихся профильных классов больше сформировано абстрактно-логическое мышление и для них характерно:
- быстрое и широкое обобщение (любая задача решается как аналогичная);
- стремление к понятности, простоте и экономичности решения.
- хорошая подвижность мыслительных процессов, большой вариант аспектов в решении различных задач, спокойное и легкое переключение от одной интеллектуальной операции к последующей, с прямого решения на обратный;
Мышление способных учащихся к математике имеет определенный характер: быстро запоминаются и хорошо сохраняются конкретные типы задач и способы их решения, доказательства, логические схемы решений [5].
Отличительной особенностью таких учащихся является хорошее развитие пространственных представлений, при решении типовых задач они 6
могут обойтись без наглядных примеров. В какой-то степени логичность сменяет им «образность», у этих учащихся не возникает трудностей при использовании абстрактных схем [26].
На уроках учащиеся профильных классов выбирают решение нестандартных, экспериментальных, проблематичных задач. Оригинальность результатов решения видят в необыкновенных, внезапных полученных решениях. В продолжение всей работы больше действуют индивидуально [19].
Согласно Концепции общего среднего образования профильный курс считается как курс повышенного типа, обеспечивающий углубленное изучение конкретного предмета и использование его в качестве элемента профессиональной подготовки выпускников. Курс, ориентированный на учащихся, выбравших для себя деятельность, связанную с информатикой, является наиболее строгим и полным.
При изучении предмета в профильном классе учащиеся овладеют конкретными знаниями в необходимом объёме и формируют культуру интеллектуальной личности [26].
Подбор содержания элективных курсов необходимо проводить в соответствии с целями изучения информатики. При изучении курса рационально использовать такие методы работы, как практический эксперимент и обучение с использованием прикладных компьютерных программ. Для учащихся наиболее интересна индивидуальная работа. При изучении и закреплении курса можно применить множество разнообразных средств обучения, учебные пособия, дидактические книги, проекторы, таблицы, модели и различные инструменты.
При изучении элективных курсов в гуманитарных классах возникает множество трудностей, так как особенность познавательной деятельности у этих учащихся иная [3].
Для учеников гуманитарного профиля большое значение имеет содержание задачи и её соответствие с условиями реальной действительности. Именно в этом плане они получают первоначальное понимание задачи, лишь затем преобразуют её на математический язык. Учащиеся не видят решение задачи данного типа, а видят решение лишь конкретной задачи.
Если сравнить разные профили, то у гуманитарного наблюдается низкая изобретательная возможность при запоминании информации. Например, они стараются запомнить не алгоритм доказательства теоремы, а всё доказательство целиком, и если позабудут, то вспомнить не могут [1].
Рассуждение у учащихся гуманитарных классов развёрнутое, все пункты вычисления по алгоритму выполняют с особой строгостью.
Связь между прямым и обратным решением у них очень слабая, в некоторых случаях она вообще исчезает. Обратное действие у них формируется как совершенно новое решение, без опоры на уже имеющиеся знания.
Учащиеся гуманитарных классов воспринимают с интересом исторические информации, факты и др. В отличие от учащихся математического профиля учащиеся гуманитарного профиля быстро запоминают историческую информацию, с удовольствием готовят сообщения на урок.
Элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.
В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели теоретико- методологические аспекты создания элективного курса, методику преподавания, её цели и задачи, а также содержание элективного курса.
В содержание курса «Численные методы» входят следующие темы: «Нелинейные уравнения», «Табулирование функции», «Интерполирование функции».
По каждой теме элективного курса «Численные методы» есть теоретический материал, указаны основные определения, теоремы, представлены примеры с наглядными графиками функций, также составлены блок - схемы, листинг программы на языке Turbo Pascal с результатом вычисления и заданиями для практических работ. При выполнений практических заданий учащиеся закрепляют полученные знания.
Цель моей работы была достигнута. Составлена программа элективного курса «Численные методы», рассчитанная на 7 часов. В приложении 1 разработан конспект урока по теме: «Графический и численный метод решения уравнений. Решение уравнений методом половинного деления». Апробацию элективного курса проводил в МОБУ СОШ с. Нижние Киги. Для этого я изучил различные методы решения уравнений и функций, мне удалось продемонстрировать их применение в простых и сложных уравнениях и функциях. Гипотеза исследования о возможности и эффективности применения элективных курсов «Численные методы» в старших классах подтвердилась.
Данный элективный курс может быть использован на лекциях и практических занятиях по специальности «Информатика», «Математика» и др.
1. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 г. - 632 с.
2. Бахвалов Н.С. Численные методы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г. - 213 c.
3. Бахвалов Н.С. Численные методы в задачах и упражнениях. - М.: Высшая школа, 2008 г. - 312 c.
4. Березин И.С., Жидков Н.П. Методы вычислений. М.: Наука, т. I, 1966 г. - 632 с.
5. Боглаев Ю.П. Вычислительная математика и программирование. - М.: Высшая школа, 1990 г. - 324 c.
+ еще 21 источник
оригинал в pdf формате
Тема: | «Численные методы в школьном курсе информатики» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 65 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка методического сопровождения по изучению раздела «табличные процессоры» в средней школе
ВКР:
Применение смарт-технологий в школьном курсе информатики
Дипломная работа:
Методика обучения теории вероятностей и математической статистике в школьном курсе математики
ВКР:
Методика применения компьютерного моделирования для решения дифференциальных уравнений и в школьном курсе информатики
ВКР:
«использование икт при изучении раздела «инженерная графика» в школьном курсе информатики на профильном уровне